База ГОСТовallgosts.ru » 01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ » 01.120. Стандартизация. Общие правила.

ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок

Обозначение: ГОСТ Р 56078-2014
Наименование: Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок
Статус: Действует
Дата введения: 01/01/2015
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 01.120, 03.120, 49.020
Скачать PDF: ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок.doc

Текст ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

56078—

2014


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководство по менеджменту риска в цепи поставок

Издание официальное

Москва

Ста идартин форм 2014


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научноисследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3    УТВЕРЖДЕН и 8ВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. No 814-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок - е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководство по менеджменту риска в цепи поставок

Quality management systems Гог aerospace industry. The guideline for supply chain risk management

Дата введения — 2015—01—01

1 Область применения

1.1 Общие сведения

Менеджмент риска в цели поставок [supply chain risk management (далее - SCRM)]. определенный в настоящем стандарте, может быть активно использован для защиты закупаемых продукции и услуг, используемых в авиационной технике, на всех уровнях цепочек поставок.

В настоящем стандарте акцент делается на качество как на ключевой фактор оценки риска с учетом составляющих всех аспектов бизнеса, имеющих прямую связь с глобальной системой менеджмента качества. Эта модель показана на рисунке 1.

Качество является ключевым элементом для оценки, но при этом, с точки зрения деятельности организации, другие элементы также играют важную роль в минимизации риска. Настоящий стандарт рассматривает и такие факторы риска.

SCRM как инструмент защиты бизнеса будет наиболее эффективен на стадии подготовки к заключению нового контракта с новым или уже одобренным поставщиком, поскольку позволяет идентифицировать и снижать риски. Однако инструменты и методы, описанные далее, допускается применять и для оценки существующих цепочек поставки, а также для определения требуемого уровня контроля за деятельностью поставщиков.

Применяя SCRM. можно обобщать идентифицированные факторы риска, связанные как с закупаемой продукцией (услугами), так и с внутренними поставками, что дает возможность использовать всеобъемлющий механизм управления рисками (см. раздел 6).

Данное руководство рекомендуется применять последовательно по цепи поставок.

Издание официальное

Применение SCRM обеспечивает защиту деятельности предприятия путем обеспечения эффективности поставки продукции (услуг) в соответствии с планом и требованиями к качеству.

Настоящий стандарт может быть использован в качестве руководящих указаний в дополнение к сложившейся методологии управления рисками. Таким образом, каждый пользователь насоящего стандарта может гибко применять его к своим поставщикам и выбирать в зависимости от обстоятельств те факторы риска и связанные с ними элементы, которые необходимо оценивать в каждом конкретном случае (в том числе как для отдельного поставщика, разработчика продукции или серийного изготовителя, так и для группы поставщиков).

Приведенный в настоящем стандарте перечень факторов риска и элементов, подлежащих оценке, не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующими специалистами.

Периодичность проведения повторной оценки также определяется соответствующими специалистами и может составлять, например. 6 мес. 12 мес. 2 года и т. д.

1.3 Применение

За выявление рисков, связанных с качеством, и ведение соответствующих записей несут ответственность все специалисты, связанные с поставкой потребителю продукции и услуг.

К их числу можно отнести тех. кто занимается закупками, логистикой, финансами, составлением смет, инжинирингом (все работы по проектированию и производству), управлением конфигурацией, проектным менеджментом, операционным менеджментом, управлением бизнесом и т. д.

При наличии выявленных и зарегистрированных рисков, способных повлиять на качество, очень важно, чтобы управлением этими рисками занималось ответственное лицо.

В качестве средства управления рисками процесса рекомендуется использовать формы, приведенные в приложениях А и Б.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ЕН 9100- 2011 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р ЕН 9101-2011 Системы менеджмента качества организаций авиаиционной. космической и оборонных отраслей промышленности. Оценка систем менеджмента качества

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего лольэоеаыия — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты)», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения {принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    риск (risk): Нежелательная ситуация или обстоятельство, характеризующееся вероятностью возникновения и потенциально негативными последствиями.

3.2    менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по управлению организацией с точки зрения риска.

3.3    процесс менеджмента риска (risk management process): Систематическое применение процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению ситуации (контекста) и идентификации, анализу и оцениванию, воздействию на риск, мониторингу и пересмотру риска.

3.4    цепь поставок (supply chain): Взаимосвязанный набор ресурсов и процессов, начинающийся с получения сырья и заканчивающийся доставкой продукции или услуг конечному потребителю.

3.5    оценка риса (risk assessment): Общий процесс идентификации риска, анализа риска и оценивания риска.

3.6    менеджмент риска в цепи поставок; SCRM (supply chain risk management): Применение стратегий, методов и инструментов менеджмента риска по всей цепи поставок с учетом непрерывной оценки риска в целях обеспечения целостности цепи поставок.

4    Определение факторов риска

4.1 Риск, связанный с поставщиками

Ниже, в таблице 1, приведен перечень факторов, отсутствие или невыполнение которых приводит к возникновению риска, связанного с поставщиками.

Таблица 1

Оцениваемый фактор

Определение фактора по влиянию на риски, связанные с поставщиком

Качество

Способность поставки продукции (услуг) в соответствии с требованиями потребителей к качеству

Окружающая среда и безопасность

Способность управлять окружающей средой, факторами здоровья и безопасности, которые могут повлиять на результаты проекта (программы)

Производственная среда

Способность управлять факторами производственной среды, такими как температура, влажность, освещение, чистота, защита от электростатического разряда и т. д. в соответствии с ГОСТ Р ЕН 9100. т. е. теми факторами, которые могут повлиять на соответствие продукции

География, политика и этика

Способность управлять социальными, географическими, политическими, экономическими и этическими факторами, которые могут повлиять на результаты проекта (программы)

Финансовое положение

Способность управлять финансовыми факторами, которые могут повлиять на результаты проекта (программы)

Удовлетворенность конечного потребителя

Факторы, которые влияют на ожидания потребителей

Человеческие ресурсы

Факторы, связанные с человеческими ресурсами, которые влияют на качество и доверие потребителей

Улучшение деятельности

Способность к непрерывному улучшению

Поставка точно в срок (OTD)

Способность обеспечить поставку продукции (услуг) согласно требуемому потребителями графику поставки

Технологические возможности и производительность

Способность обеспечить выполнение работ в соответствии с условиями договора

Последовательное управление в цепочке поставок

Способность контролировать и управлять всей нижестоящей цепочкой поставок

Возможности и производительное ть проектирования

Способность предоставлять услуги, связанные с проектированием и разработкой, в соответствии с условиями договора

4.2 Риск, связанный с продукцией

Ниже, в таблице 2, приведен перечень факторов, отсутствие или невыполнение которых приводит к возникновению риска, связанного с продукцией.

Таблица 2

Оцениваемый фактор

Определение фактора по влиянию на риски, связанные с продукцией

Уровень информационной Зеэопасносги

В соответствии с нормативными требованиями

Использование специальных процессов

Процессы, в которых параметры напрямую зависят от характеристик компонентов, геометрии и пространстве мото расположения и/или результаты которых не могут быть подтверждены проведенной проверкой

Сложность проектирования

Способность разрабатывать инновационные решения, которые отвечают требованиям заказчика

Сложность изготовления [технологии)

Способность изготовлять изделия (компоненты) в соответствии с задуманным проектным решением

5 Этапы управления риском

Этапы управления риском приведены на рисунке 2.

Рекомендуется использовать формы реестр рисков (приложение В) и карту оценки риска» (приложение А)



■    Определение порядка управления рисками, включая факторы риска и источники риска

■    Определение состава вовлекаемых служб (специалистов)

■    Сбор данных, выявление и документирование рисков

■    Оценка риска

■    При выявлении рисков рекомендуется использовать контрольные перечни (чек-листы)

■    Идентификация приемлемых рисков, наличие которых допустимо (без совершения дополнительных действий)

■    Определение плана действий по снижению неприемлемых рисков

■    Отслеживание лоследствий рисков, которые были одобрены без совершения дополнительных действий

■    Мониторинг результативности плана по снижению рисков

■    Эскалация или прекращение за ненадобностью


Рисунок 2 - Этапы управления риском


6 Факторы риска, связанного с поставщиками

Факторы риска, связанного с поставщиками, указаны в таблице 3.

Таблица Э

Фактор

риска

Элемент оцеюи

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Качество

^ергификация/утверждение системы менеджмента качества (СМК):

•    аэрокосмическими

потребителями (выполнение нормативных и законодательных требований. ГОСТ Р ЕН 9100 ит. я):

•    неаэрокосмическими

потребителями.

Зергификация/угверждемие специальных процессов (потребителем. NADCAP.

ДР).

Этот предыдущих поставок аналогичной продукции.

Этзывы потребителей в аэрокосмической сфере.

Порядок проведения экспертизы контракта.

Индикаторы качества (например, брак, способность идти на уступки, результаты оценки СМК. результаты аудитов второй стороной и т. я)

Чек-лист для оценки риска ю данному фактору, например:

•    чек-листы, используемые 'ОСТ РЕН 9101:

•    чек-листы с дополнительными элементами оценки

План непрерывного /лучшежя, согласованный с поставщиком, включающий в себя эбязательные для поставщика показатели и запрос на проведение корректирующих мероприятий.

План по обеспечению качества.

План обучения, строящийся на выявленных недостатках и конкретных требованиях.

Отбор пригодных изделий.

Усиленный входной контроль.

Стандартизация параметров процесса.

Помощь поставщику (включая временное предоставление специалистов).

Проведение FA1.

Управление стабильностью процессов (SPC).

Заказ большего объема, чем требует MRP.

Резервный поставщик.

Буферам запас

География, политика и этика

Политический режим.

'осударственные ограничения на передачу третьим странам разработок и технологий.

'осударственные ограничения по экспорту/импорту.

Экспортные кредиты, операции по государственной поддержке и обеспечению гарантий.

Залоговое и таможенное законодательство.

Государственная политика по взаимозачетам в торговле.

Возможность стихийных бедствий.

Аспекты национальной экономики (инфляция. ВВП. средняя зарплата, экономический рост, уровень импорта/экс-порта, внешний долг, процентная ставка, стоимость энергоресурсов и т. д.).

Подтверждение выполнения Конвенции МОТ «О наихудших формах детского труда» N0 182(1999 г.)

Чек-листы, охватывающие сарактеристики элемента эценки.

Различные нтернет- и правительственные источники л т. д.

План действий по ликвидации последствий.

Резервный поставщик.

Буферам запас.

Надзор, осуществляемый представителем заказчика, на месте проведения работ (у поставщика).

Перевод документов на язык поставщика.

Специфические требования в контракте по защите прав ребенка.

Прекращение работ с поставщиком и требование возмещения компенсации (в частности, при нарушении Конвенции МОТ N9 182)

Фактор

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Финансовое

положение

•    Дата создания и история.

•    Основные акционеры.

•    Связывающие [оглашения (холдинг, эбьединеиие).

•    Капитализация [рост/падение).

•    Оборот.

•    Отношение капитализации к обороту.

•    Чистая прибыль.

•    Доход до выплаты налогов и дивидендов.

•    Инвестиции [вложенные).

•    Объем собственных :редств.

•    Затраты на исследования и разработки в процентах от оборота.

•    Финансовый долг.

•    Степень зависимости от потребителей.

•    Организационноправовая форма

•    Чек-лист, включающий а себя все элементы оценки.

•    Различные внешние базы данных (например. Интернет, агентства финансовой разведки).

•    Годовой отчет

•    План действий по пиквидации последствий.

•    Резервный поставщик.

•    Буферный запас

Удовле

творен

ность

конечного

потребителе

•    ГОСТ РЕН 9100 с дополнительным изучением гаких данных, как:

-    число отказов:

-    число претензий, :вяэаниых с поставляемой продукцией, со стороны потребителей.

•    Общая взаимосвязь в деятельности специалистов.

•    Оперативность и результативность действий:

-    при поступлении претензий от потребителей:

при поступлении :ведений об отказах.

•    Способность идти на уступки

•    Чек-лист для оценки риска по данному фактору, «апример:

•    чек-листы с

оол имеете виной системой рценки результата, используемые ГОСТ Р ЕН 9101:

- дополнительные чек-писты для оценки других элементов.

•    Выявление и анализ текущих показателей

•    План непрерывного улучшения. согласованный с поставщиком, включающий в себя рбязательные для поставщика показатели, связанные с восприятием его деятельности потребителем.

•    Усиление надзора и контроля над продукцией, ее производством, жесткий входной контроль.

•    Прекращение работ с поставщиком и требование компенсации

Продолжение таблицы 3

Факюр

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Me годы снижения риска

Челове

ческие

ресурсы

•    ГОСТ РЕИ 9100 с дополнительным изучением

г а*их данных, как. например, соотношение численности руководителей и исполнителей то всем функциональным •оправлениям. в том числе:

-    коммерция (продажи и послепродажная деятельность);

-    исследования, разработка и проектирование:

•    производство:

-    снабжение;

-    информационные гехнологии:

-    качество (обеспечение качества, методология, троверки. лабораторные, исследования, расследование инцидентов и г. д.).

•    Косвенные показатели эффективности, такие как эаболеваемость. аварийность. )а6эсгоеки. учебный план, матрицы компетентности.

•    Кадровая

сарактеристика за последние |ри года (основное место работы л совместители, увольнения, соличесгво вновь принятых, рредний стаж, средний возраст).

•    Навыки и уровень рбразовамня сотрудников всех функциональных направлений.

•    Процент сотрудников, -сворящих на языке потребителя лпи на английском языке.

•    Использование тоставшиком человеческих ресурсов, привлекаемых по (рагкосрочмым трудовым договорам из других регионов

•    Чек-лист для оценки риска по данному фактору.

*а пример:

- чек-листы с количественной системой сценки результата, используемые при аудите на соответствие ГОСТ Р ЕН 9100:

•    дополнительные чек-писты для оценки других элементов.

•    Анализ

организационной структуры

•    План по улучшению. рог пасованный с поставщиком.

•    Планы развития персонала и оценки компетентности персонала.

•    Ресурсное планирование.

•    Надзор, осуществляемый представителем заказчика, на месте проведения работ (у поставщика).

•    Буферный запас.

•    Резервный поставщик

Фактор

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Улучшение

дея

тельности

• ГОСТ РЕН 9100 с дополнительным изучением таких данных, как:

-    анализ деятельности энугреимих поставщиков по ключевым показателям (KPI);

-    наличие планового непрерывного улучшения всех процессов системы менеджмента. включая данные по применению мер к основным показателям (например, время выполнения, показатели сачества. затраты на процесс, удовлетворенность потребителя л т. д.);

-    наличие модели менеджмента качества (например, такой как EFQM. ЮМ. 6 сигма. AOS и т. д.);

-    наличие инструментов повышения эффективности [например, бережливое производство. 5S. снижение затратит, д.)

•    Чек-лист для оценки диска по данному фактору, например:

- чек-листы, используемые ГОСТ Р ЕН 9101;

чек-листы с

дополнительными элементами эценки.

•    Оценка непрерывного улучшения по результатам выполнения планов за последние три года, а также постановка целей и задач на Будущее.

•    Вычисление возможности возникновения процессов

•    Специальные тренинги по выявлению недостатков, например по проведению анализа основных причин (RCA).

•    Помощь по введению в действие плана непрерывного улучшения, где это необходимо.

•    Обязательное стратегическое планирование.

•    Контроль над результативностью выполнения плаке

Продолжение таблицы 3

Факюр

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Поставка то**ю в срок (OTD)

•    Используемая дисциплина поставок.

•    Текущие действия по хижению задержек за счет использования техники Зережгывого производства.

•    Инфраструктура и доступность транспорта.

•    Показатели дисциплины внутренних поставок.

•    Система управления троизеодством (в ручном дежиме. автоматизированная), включая:

-    управление изменениями:

-    расстановку триоритетое:

-    планирование троиэводигельности (для дперации. единицы дборудоеания, рабочего места и г. д.);

-    сигнализацию при выявлении отклонений (в т. ч. ю времени):

-    план действий при выявлении отклонений (в т. ч. ю времени) и соответствующие процедуры.

•    Система управлежя десурсами производственной депочки со встроенной хтиалиэацией.

•    Система MRP2.

•    Процеос

информирования потребителя о >а труд нениях.

•    Результаты аудита потистики. выполненного другими потребителями.

•    Наличие ресурсов для внедрения новой продукции

•    Специальный чек-лист зля управления троизеодством.

•    Идентификация и проверка процедур поставщика, касающихся оцениваемых элементов.

•    Записи по дисциплине (срокам) поставок

•    Специальные тренинги по выявленным недостаткам.

•    Буферный запас.

•    План действий на случай :рыва поставки.

•    Планирование срока поставки с учетом возможных проблем в сфере инфраструктуры i транспорта.

•    Помощь поставщику включая временное предоставление специалистов, материалов, методик и др.).

•    План непрерывного улучшения, согласованный с поставщиком, включающий в себя эбя за тельные для поставщика показатели и требования по сорректирующим действиям.

•    Резервный поставщик

Фактор

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Технологические возможности и производительность

•    Технологические возможности:

•    - идентификация и /правление ключевыми процессами;

•    Возможность проведется процессов с применением статистических методов (SPC).

•    - пригодность оборудования и приспособлений:

•    - управление :пециальными процессами

•    Использование методологии SAJC. AS/EN9103.

•    Проверка контрольных «арт.

•    Специальный чек-лист, включающий в себя все элементы оценки.

•    Перечень (реестр) процессов, оборудования, рснастки. приспособлений, инструментов

•    Специальные тренинги по выявленным недостаткам.

•    План непрерывного /лучшезся. согласованный с поставщиком, включающий в себя эбязательные для поставщика показатели и требования по корректирующим действиям.

•    Выборочный контроль для подтверждения возможности проведения процессов поставщжом.

•    Дополнительный контроль ха территории поставщика для подтверждения возможности проведения процессов или /сипение входного контроля.

•    Помощь поставщику.

•    Резервный поставщик.

П роиэводи тельност ь;

-    доступность оборудования, приспособлений и процессов, необходимых для производства заказываемой продукции:

-    учет критического пути при расчете времени выполнения заказа для каждой партии:

• - процесс идентификации возможных препятствий (слабых мест)

Специальный чек-лист, включающий в себя все элементы оценки.

• Перечень (реестр) процессов, оборудования, ххастки. приспособлений, инструментов

Соответствие объема заказа :о тасованной производительности.

План обязательных мероприятий для слабых мест и сбоев критических путей.

Помощь в снижении затрат [потери) времени.

• Резервный поставщик

Последовательное управление в цеоо*«е поставок

ГОСТ РЕН 9100 с дополнительным изучением гаких данных, как:

-    управление базой данных по поставщикам;

-    процесс одобрения FAI;

-    процесс и частота мониторила последующих звеньев в цепочке поставки входной контроль, аудиты второй стороны (включая аудиты :истемы. процессов и продукции), управление рисками, анализ показателей, которые проводятся поставщиками далее по цепочке поставок, соответствующие планы и программы):

-    процесс управления коррек тирующим и действиями и анализом их выполнения вниз по депочке поставок:

прослеживаемое ть ведения записей:

-    план непрерывного /лучщеиия. нацеленный на поиск «источников качества»

Чек-лист для оценки риска по данному фактору, например:

-    чек-листы, используемые ГОСТ Р ЕН ЭЮ 1;

-    чек-листы с дополнительными элементами Х| вики

Специальные тренинги по выявленным недостаткам, соответствующие конкретным гребованиям.

План обеспечения качества поставщика при работе с его поставщиками.

Передача требований

ГОСТ Р ЕН 9100. включая требования проведения аудитов второй стороной вниз по цепочке поставки.

Анализ системы, процессов и продукции в ходе аудитов, проводимых второй стороной.

Указания по выбору субпосгавщиков.

План непрерывного /лучщезся. согласованный с поставщиком, включающий в себя обязательные для поставщика показатели и требования по корректирующим действиям

Окончание таблицы 3

Факюр

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Меюды снижения риска

Возможное™ и производительность проектирования

ГОСТ РЕН 9100 с дополнительным изучением гаких данных, как: валидация

эоответсгвующими экспертами зеэультатов (отчетов, эахлючений и т. д.) каждого гушествеиного этапа:

-    систематизация збъектое проектирования по уровню сложности и зоэможности выполнения:

инструменты

электронной обработки данных, в также обмена данными между ютребителем. поставщиком и долее по цепочке поставки:

-    возможности используемого инструментария:

-    наличие процедур включая методики, эборудоеание и т.д.)

зал ид а цииУ проведения квалификационных испытаний в хютветсгвии с требованиями ютребиталя:

-    использование

не «функциональных проектных рабочих групп(параллельное троектироеание);

-    срок разработки, эпределенный с учетом критического пути по каждому этапу проектирования [определение основных этапов, зилов анализа и т. д.);

-    идентификация слабых мест;

• применение процесса корректирующих действий:

-    процесс учета предыдущего опыта (в т. ч. прошлых ошибок)

Оиеюа системы по методологии ГОСТ РЕН 9101.

Специальный чек-лист, включающий в себя все элементы оценки

План непрерывного улучшения, согласованный с поставщиком, включающий в себя эбяэательные для поставщика токаэатели и требования по сорректирующим действиям.

Специальные тренинги по эыяаленным недостаткам.

Помощь поставщику.

Участие потребителя в проводимых поставщиком эгдельных этапах анализа.

Определение необходимых этапов проектирования.

Требования к проведению перекрестных (например, (рутовых) испытаний и равней тельных тестов.

План обеспечения качества.

План резервного копирования донных по проектированию

7 Факторы риска, связанного с продукцией

Факторы риска, связанного с продукцией, указаны в таблице 4.

Таблица 4

Факгор

риска

Элемент оценки

Средства идентификации риска

Методы снижения риска

Уровень информационной безопасности (конфиденциальная и засекреченная информация)

Уровень безопасности в зтношении как закрытой (засекреченной) части /правления производством, так л конфиденциальных (засекреченных) сведений о продукции и/или потребителе.

Статус, установленный потребителем (например, соглашение о (онфиденциальмосги или договор на изготовление эа крытых изделий)

Чек-лист для оценки процесса

Действия по повышению /ровня безопасности.

Утилизация по истечении жизненного цикла.

Тщательная проверка.

Усовершенствование используемого инструментария.

Установление ограничений для обеспечивающих процессов

Использование специальных процессов

Каждый специальный процесс.

Навыки сотрудников, опыт, сертификация.

Документация специального процесса, включая результаты эалидации и повторной эагыдации.

Свидетельства контроля параметров.

Оборудование.

Одобремю специальных процессов. полученное от других потребителей (например, сертификаты, отчеты)

Чек-лист, содержащий все элементы оценки, включая обзор данных по одобрению процесса. KPI

Проведение тренингов.

Помощь на месте.

Ужесточение требований к эбеспечивающим процессам.

План действий при появлении отклонений.

План проверок и инспекций.

Управление специальными процессами.

Стабилизация параметров процесса

Сложность

проекти

рования

План проектирования и развития.

Используемые технологии.

Выбор материалов.

Уровень зрелости процесса проектирования.

Опыт прошлых разработок.

Количество вложенных элементов проекта.

Действуюшие аналоги.

Технологичность разработки

Аудит процесса проектирования.

Анализ характера и последствий отказов (FMEA). Анализ ошибок. Планирование эксперимента. Анализ плана развития. Анализ допустимых ошибок

Пересмотр плана проектирования и развития, включая программу тестирования.

Параллельное (конкурентное) проектирование.

Анализ требований с учетом используемых потребителем технологий.

Управление показателями процесса проектирования, эключая стоимость и сроки выполнения

С ложное lb* зготоелемир (технологии

Оборудование:

•    технологическая документация, включая данные по верификации процесса производства:

- контролируемые параметры.

•    опыт специалистов.

АСУ ТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом).

Знание используемых иатериалов.

Сложность конструкции

Чек-лист, включающий все элементы оценки.

Показатели возможности проведения и стабильности процессов

Жесткий план производства.

Совершенствование производственного планирования SPC. 6 сигма).

Разработка новых процессов.

Второй источник (наличие <онкурирующих поставщиков).

Обучеже по новым и нестандартным материалам.

Инвестиции в новое эборудоеание.

Оптимизация использования магериалое/гехнологии.

8 Объединенная модель рисков, связанных с продукцией и поставщиком

Диаграмму, представленную на рисунке 3. допускается использовать в качестве индикатора критичности отдельного поставщика. Результат основан на объединении оценок риска, связанного как с поставщиком, так и с продукцией, полученных с помощью расчетных карт (см. приложение А). Итоговый показатель риска допускается использовать в качестве индикатора, как показано на рисунке 3. Данный индикатор может определять необходимость принятия дополнительных мер по снижению риска, а также влиять на периодичность проведения повторного анализа риска.

Риск, связанной с продукцией (FR)

VH

Постав' шик Мо.Х

и

>

м

|Т7Ь:

щлпЫо v

L.....I

I___

L

М

Н

VH    Риск, связанный с

поставщиком (SR)

L - низкий; М - средний: Н - высокий; VH - крайне высокий Рисунок 3 - Риск, связанный с продукцией (PR)

9 Деятельность по снижению/управлению риском

Основываясь на идентифицированном риске, связанном с поста в щи ком/продукцией, необходимо определить обязательные действия для снижения риска (см. таблицы 3 и 4 ).

Приложение А (рекомемдуе мое)

Карта оценки риска

А.1 Карга оценки риска приведена в таблице А.1.

Таблица А.1

Поставщик

Уровень риска

Веоовой коэф

Результат

Макс. Возможн. Результат

< Идентификатор документа>

Оценка риска, связанного с поставщиком (SRA)

1

2

3

4

Регистрация

риска

Да/нет

N9 А

Своевременная поставка (ОТО)

О А

N9 А1

Дисциплина поставок

Oai

N9 А2

Действия по снижению задержки времени поставки

ФА*

N9 АЗ

Инфраструктура и транспорт

О А .'.

N9 А4

Показатели дисциплины внутренних nociaeoK

V* А4

N9 А5

Система управления производством

Оа?

N9 А6

Управление ресурсами в производстве

О А*.

N9 А7

Планирование ресурсов на уровне предприятия

Фа.*

N9 А8

Информирование потребителя о затруднениях

фле

N0 А9

Резупьтаты аудита погистики др. потребителями

Фа*

N9 А10

Ресурсы дпя внедрения новой продукции

Оак

Общий риск (SRt

1

4

N0 В

Качество

Ot

N9B1

Сертификация и/или одобрение СМК

Оы

№В2

В аэрокосмической сфере

Ов;

№ВЗ

Не в аэрокосмической сфере

Oes

N9B4

Сертификация и/или одобрение специальных процессов

ФЬ4

№В5

Опыт поставщика в работе с аналогичной продукцией

фв!

№В6

Отзывы потребитепей в аэрокосмической сфере

Фье

N9 В7

Порядок анализа контракта

N9B8

Индикаторы качества

Общий риск <SRt>

1

4

N9C

Финансовое положение

№С1

Дата создания и история

N9 С2

Основные акционеры

М» СЗ

Связывающие соглашения

№ С4

Капитализация (росг/падение)

М» CS

Оборот

М» С6

Отношение капитализации к обороту

М» С7

Чистая прибыль

№ С8

Доход до выплаты налогов и дивидендов

N9 С9

Инвестиционная активность

М» СЮ

Объем собственных средств

N9 С11

Затраты на исследования и разработки в процентах от оборота

№ С12

Финансовый долг

Продолжение таблицы А. 1

Поставщик

Уровень риска

Весовой ко эф

Результат

о

|

* 2 5 а

<Иден1ификаюр

документа>

Оценка риска, связанного с поставщиком (SRA)

1

2

3

4

Per ис фация риска

Да/нег

N*C13

Степень зависимости от потребителей

№ С14

Эрганизационно-лравовая форма

Общий риск (SRc)

1

4

N<? D

/лучшение деятельности

No D1

'ОСТ Р ЕН 9tOO и дополнительные требования

Ne D2

Анализ внутренних KPI

No D3

Плановое непрерывное улучшение

NO 04

Модель менеджмента качества

No D5

Инструменты повышения эффективности

Общий риск (SR3)

1

4

Ш £

Окружающая среда и безопасность

N9 E1

Сертификация по ГОСТ Р ИСО 14001

N>E 2

Использование опасных материалов / изделий

NNE 3

План по повышению промышленной безопасности

ISP E4

Травматизм за последние годы и тенденции

NOES

Политика промышленной безопасности

No E(

Подготовка по ОТиТБ

Общий риск <SR*)

1

4

No F

Человеческие ресурсы

No FI

EN 9100 и дополнительные требования

No F2

<освенные показатели эффективности, например, заболеваемость, забастовки и др.

No F3

эазвитие персонала за последние 3 года

No F4

Навыки и уровень образования сотрудников

No F5

Процент сотрудников, говорящих на языке югребителя или на английском языке

Общий риск (SR.)

1

4

NOG

Удовлетворенность конечного потребителя

NO G1

'ОСТ Р ЕН 9100 и дополнительные требования

No G2

Число отказов

No G3

Число претензий

NO G4

Эбмен информацией и согласованность в действиях всех функциональных подразделений

NOGS

Оперативность и результативность деагирования на обращения потребителя

No G6

/ступчивость

Общий риск (SRc)

1

4

No H

'еография. политика и этика

NO H1

Политический режим

No H2

'осударственные ограничения на передачу Фетьим странам разработок и технологий

No H3

'осударственные ограничения по мспорту/импорту

NO H4

Экспортные кредиты, государственная поддержка и гарантия

No H5

Налоговое и таможенное законодательство

NO H6

осударсгеенная политика по взаимозачетам з торговле

NO H7

Возможность стихийных бедствий

NO H8

Аспекты национальной экономики

Продолжение таблицы А. 1

Поставщик

Уровень риска

Весовой ко эф

Результат

i

о

3S

8?

tf > " 2 5 ft

< Идентификатор документа>

Оценка риска, связанного с поставщиком (SRA)

1

2

3

4

Регистрация

риска

Да/нег

N9 Н9

Конвенция МОТ N9182 (детский труд)

No НЮ

Язык общения

№1

Способность проектирования и проектная производительноегь

N9 И

'ОСТ Р ЕН 9100 и дополнительные гребовакия

N9 (2

Залидация соответствующими экспертами эеэультагое каждого существенного этапа

N0 13

Систематизация объектов проектирования по /ровню сложности и возможности выполнения

N9 14

Инструменты электронной обработки данных, э также обмена данными между потребителем, поставщиком и далее по делочке поставки

N9 15

Возможности используемого инструментария

N9 16

Процедуры валидации/квапификационных испытаний в соответствии с требованиями

Н9П

Использование межфункциональных проектных рабочих групп (параллельное Фоеклирование)

N9 18

Длительность работ определена с учетом кри | инее кого пути по каждому этапу проектирования

N9 19

Идентификация слабых мест

N9 ПО

Применение корректирующих действий

N9 111

/чет предыдущего опыта (в т. ч. ошибок)

Общий риск ;SR

1

4

N9 J

Технологические возможности и производительность

Ы? J1

Идентификация и управление ключевыми процессами

N? J2

Зозможность проведения процессов (SPC)

N9 J3

Приемлемость оборудования и приспособлений

N9 J4

/чет критического пути при расчете времени эылолнения заказа для каждой партии

N9 J5

Процесс идентификации слабых мест

Общий риск (SRj'

*

4

N9 К

/правление а цепочке поставок

N9 К1

‘ОСТ Р ЕН 9100 и дополнительные Фебования

N9K2

/правление базой данных по поставщикам

N9 КЗ

Процесс одобрения FAJ

N9K4

Процесс мониторинга звеньев цепочки юставки

N9 К5

Процесс управления звеньями цепочки поставки

N9 Кб

<оррекгируюшие действия вниз по цепочке

N9 К 7

Прослеживаемость записей

N9 К8

План непрерывного улучшения

Общий риск (SR*

1

4

S

1

4

Значение результата оценки SR= Lq-SR,

VH

Крайне высокий

И

Высокий

М

Средний

L

Низкий


/роееиь риска подтверждаю_

Должность:    ррдлись:    [Дата:


Окончание таблицы А. f

Продукция

Уровень риска

Весовой ко эф.

Результат

X

X

О

д s

«5

5 3

^ о.

< Идентификатор документа >

Оценка риска, связанного с продукцией (PRA)

1

2

3

4

Регистрация

риска

Да/нет

N9 А

/роееиь безопасности

Оа

№ А1

Ответственность за управление грифом

Оа!

N* А2

Изготовление закрытых изделий

Оа.

М» АЗ

/правление коифиденциальностъю/грифом в соответствии с требованиями заказчика

Оа:

N9 А4

Статус, установленный потребителем

О А.

Общий риск (PR ,;

1

4

№В

Специальные процессы

Ое

N9 В1

Каждый специальный процесс

N9 В2

Навыки сотрудников, опыт, сертификация

Со:

№ в:

Документация специального процесса, включая результаты валидации и повторной валидации

<Роз

N9 В4

Свидетельства контроля параметров

Со 4

N9 В5

Оборудование

Ct?

№ В6

Одобрение специальных процессов, гюлучеиное от других потребителей

Общий риск (PRc:

1

4

№С

Сложность проектирования

N9 Ct

План проектирования и развития

No С2

Используемые технологии

No СЗ

Выбор материалов

N0 С4

/роееиь завершенности процесса проектирования

N0 С5

Опыт прошлых разработок

N0 С6

Количество вложенных элементов проекта

N0C7

Действующие аналоги

N0 С8

Технологичность разработки

Общий риск (PRc)

1

4

N0D

Сложность изготовления

No D1

Оборудование

No D2

Гехнологическая документация, включая данные по верификации процесса производства

No D3

Контролируемые параметры

No D4

Опыт и наличие специалистов

No D5

АСУ ТП

No D6

Знание используемых материалов

No D7

Сложность конструкции

Общий риск (PRi)

1

4

PR

1

4


Значение результата оценки PR= I^PR,

VH

Крайне высокий

И

Высокий

М

Средний

L

Низкий

/ровень риска подтверждаю__

Должность.    родпись.    Дата:

А.2 Порядок применения карты оценки риска:

-    Присвоить форме уникальмэлй номер для обеспечения прослеживаемости:

•    определить вес каждой группы показателей и каждого оцениваемого элемента внутри группы (это разные веса). Весовые коэффициенты могут быть назначены труппой экспертов. Также для определения весовых коэффициентов допускается использовать, например, метод попарного сравнения. Сумму весов по каждой группе следует приводить к единому значению либо значению, пропорциональному весу группы:

-    для каждого оцениваемого элемента оцеюи определить уровень риска в пределах от 1 (низкий) до 4 (крайне высокий). Указать «Да» или «Нет» в графе «Регистрация риска» для идентификации необходимости дальнейшего управления риском:

-    суммировать уровни риска оцененных элементов внутри каждой группы с учетом весового коэффициента. Занести результат в строку «Общий риск»:

-    суммировать уровни риска всех групп, связанных с поставщиком (с учетом весовых коэффициентов каждой группы), и зафиксировать значение риска, связанного с поставщиком (SR);

•    суммировать уровни риска всех групп, связанных с продукцией (с учетом весовых коэффициентов каждой группы), и зафиксировать значение риска, связанного с продукцией (PR):

-    присвоить рейтинг риску (например, низкий, средний, высокий, крайне высокий), определив численные границы по каждому рейтингу.

Пример применения карты оценки риска приведен в таблице А.2.

Таблица А.2

Продукция: Stringer Sec. 14/15

Уровень риска

Весовой юэф.

Результат

Макс, воэможн. результат

N9 001

Оценка риска, связанного с продукцией (PRA)

L

1

М

2

И

3

VH

4

Регистрация

риска

Да/нег

N0 А

/ровень безопасности

<ЛА

№ А1

)тветственность за управление грифом

3

0.5

1.5

2

За

№А2

!зтотовление закрытых изделий

1

0.1

0.1

0.4

Нет

№ АЗ

правление конфиденциальное!ыо/грифом

4

0.2

0.8

0.8

За

N9 А4

:гатус. установленный потребителем

1

0.2

0,2

0.8

Нет

Общий риск (PRa

(сумма]^ф

2.6

4е

_1_1_ipR- ^

ТЫах

Значение результата оценки PR=Ic>,R,

-П-

VH

и

М

L

Крайне высокий

Высокий

Средний

Низкий

3<PR<4

2<PR<3

1<PR<2

0<PR<1

/ровень риска подтверждаю__

Должность:    радпись:    Дата:

Приложение Б (рекомендуемое)

Реестр рисков

Б.1 Для систематизации управления выявленными рисками целесообразно разработать и вести реестр рисков, в котором указывают риск, мероприятия по управлению риском, ответственных, текущий статус риска и текущий статус мероприятий по управлению риском.

Примеры такого реестра приведены ниже.

Б.2 Для каждого поставщика составляют реестр рисков по форме, приведенной на рисунке Б.1. Если он поставляет разные наименования и/и/ы виды продукции (услуги), и при этом риски по разным поставкам различаются, то для разных областей одобрения одного поставщика могут быть составлены отдельные реестры. Реестр подписывает ответственный сотрудник. В таблице Б.1 приведено краткое описание порядка заполнения предусмотренных полей формы.

Также может быть использована форме, рекомендованная SAE ARP 9134 (таблица Б.2).

РЕЕСТР РИСКОВ_в Области_

(ыаидеьоалмое г>е ставцу**;    <о6г ретк.едоёоооив поставке*;

По состоянию на к_»_20_г

(гесуцо* доте ояо/ода)

©



Дата планового пересмотра:*_>_20_г    (л-ммытеруромсмсад)

В 45BiKiiwocmor узок** сио» н-    гтвгт М- сеpesпп>


Фастор

(элемент

оценки)

риска

Уровень риска

Мероприятия по управлению рпехом

[п редупреждаюиде действия (ПД)]

g

со

о

•2

А

X

X

о

CD

fe

О

00

ъ-

О

«3

С

и

н»

г-

ю

г

О

Описание отклонения от плана ПД

на момент выявления

2

о»

а С*

а> а *- и 2 £

I-

CJ

1

2

3

0

Ь

ь

7

Рисунок Б.1 — Рекомендуемая форма реестра рисков

Таблица Б.1 — Описание полей формы реестра рисков

Попе

Описание

1

Порядковый номер фактора риска в реестре рисков

2

Формулировка (наименование) фактора (элемента оценки) риска исходя из результатов ]аполиеиия карты оцеюи риска, по которому требуются мероприятия по управлению риском (ПД)

Э

Указывается значение уровня риска по соответствующему фактору на момент первичной оценю поставщика: VH. Н. М; для уровня L не применяется

4

Указывается значение уровня риска по соответствующему фактору на текущий момент с учетом действительного положения дел с реализацией мероприятий по управлению риском: VH. Н. М. L

5

Указываются предусмотренные мероприятия по управлению риском, как правило, в явном виде в исключительных случаях допускается указывать мероприятия в виде ссыпок на нормативную )рганиэационно-методическую. организационно-распорядительную документацию и т. д.). Одному фактору могут соответствовать несколько мероприятий

6

Указывается ответственней за мероприятия, как правило, в явном виде

7

Указывается статус мероприятий по управлению риском («Да» - выполнение строго е тоответсгвии с планом; «Нет» - любые отклонения от плана)

0

Ссылка на примечания к реестру, где указываются сведения по мероприятиям, связанным с управлением рисками, выполнение которых не соответствует плану по любым причинам

9

Указывается общий индикатор риска по поставщику: VH. Н. М. L

Примечание - Здесь укатывается сведение по мероприятиям, связан-ым с управлением оиздии. выполнение готорыхне соответствует плану попюоьм приемам


к>


Таблица В2 - Реестр рисков

Поставщик Место

Возобновление поставок

Критичность

поставщика'продоции RAG (R - фасный - высокий. А-желтый - среджй, G -зеленый - низкий)

Менеджер по снабжению

No

риска

Наймем о* вание риска

Описание риска

Уроее*> возденет-вия риска

вероятность возникновения риска

Кри

тик-

ность

риска

RAG-

инди

катор

риска

Дата

иден

тифи

кации

риска

Ответ

ствен

ное

гыцо

План

меро

прия

тий

Статус

плана

RAG-и иди катер

статуса

Прони

на

Следс

твие


ГОСТ Р 56078—2014


Б.З Описание полей формы реестра рисков (см. таблицу Б.2)

Реестр рисков является средством учета рисков, отражающим статус управления ими. Поля реестра рисков (см. таблицу Б.2) описаны ниже. Форма реестра рисков приведена на предыдущей странице. Форме присваивают уникальный номер для возможности отслеживания.

Поле «Поставщик»: указать в этом поле название компании поставщика и место возникновения риска (важно в случае, если поставщик работает более чем на одном месте).

Поле «Возобновление поставок»: это поле отражает индикатор времени, необходимого для возобновления поставок продукта/услуги в случае, если поставщику не удалось сохранить производство. Индикатор показывает общий уровень воздействия риска с учетом времени, которое потребуется, чтобы возобновить поставки (с новым поставщиком), в случае невозможности работы с исходным поставщиком.

Поле «Критичность поставщика^продукции RAG (R - красный - высокий. А - желтый - средний. G -зеленый - низкий)»: указать цветовой индикатор и уровень критичности продукции/постаещика согласно разделу 6.

Поле «Менеджер по снабжению»: указать Ф.И.О. человека (покупателя или лица, осуществляющего контроль над поставщиком), который ежедневно несет ответственность за размещение заказов и управление снабжением через этого поставщика. Указанное лицо будет отвечать за составление отчетов и внесение изменений.

Поле «№ риска»: уникальный числовой набор, идентифицирующий каждый конкретный вид риска.

Поле «Наименование риска»: наименование риска должно отражать его тип или область возникновения в нескольких словах. Например, если установлено отсутствие достаточного технического обслуживания промышленного предприятия, в названии может быть указано просто «Отсутствие технического обслуживания» или а Планово-предупредительное техническое обслуживание».

Поле «Описание риска»: для полного понимания важно указать и причину, и следствие возникновения риска в его описании. По этой причине поле состоит из двух частей. Используя вышеупомянутый пример с техническим обслуживанием, описание риска может быть следующим:

Причина: «Отсутствие планового технического обслуживания производственного предприятия».

Следствие: «Выход из строя производственного оборудования приводит к остановке поставок продукции. В этом случае ремонт задействованной техники может занять до трех недель».

Попе «Уровень воздействия риска»: субъективный фактор воздействия, который будет использоваться в качестве основы для сравнения воздействия риска на поставки с другими. В этом поле должны быть отмечены значения 1. 2, 3 или 4. отражающие соответственно низкий, средний, высокий или очень высокий уровни воздействия. В случае необходимости эти факторы могут быть определены количественно для выяснения точного диапазона воздействия как для оценки затрат, так и для сравнительных целей.

Поле «Вероятность возникновения риска»: аналогично уровню воздействия риска это субъективный взгляд на вероятность возникновения риска. Аналогично значения 1. 2. 3 или 4 (жзкий. средний, высокий или очень высокий уровни) должны быть огмечехы в этом поле.

Поле «Критичность риска»: значение критичности риска является результатом умножения огысаимых выше факторов уровня воздействия и вероятности возникновения и служит в качестве средства оценки риска для расстановки приоритетов путем сравнения и в качестве индикатора неотложности решения соответствующих возникающим рискам проблем.

Попе «RAG-и нанка тор риска»: RAG-индикатор риска дает представление о приоритетности рисков. Красный индикатор указывает на очень высокую критичность риска, требующую неотложного принятия соответствующих мер. Желтый и зеленый — на относительно низкую критичность с соответственно более низким уровнем приоритетности.

Поле «Дата идентификации риска»: отметить дату выявления риска и его запись в реестре рисков.

Поле «Ответственное лицо»: ответственное лицо отвечает за разработку и управление планом мероприятий по рассматриваемому риску. В случае если ответственность за снижение рисков или планирование возникновения непредвиденных обстоятельств и принятие соответствующих мер несет поставщик, ответственное гыцо осуществляет контроль и утверждает принимаемые поставщиком меры.

Поле «План мероприятий»: краткое изложение программы мероприятий и принимаемых мер. нацеленных на устранение риска или его снижение до приемлемого уровня. В зависимости от уровня сложности поставленной задачи (с учетом затрат, численности участвующего в решении вопроса персонала, продолжительности и т. д.) план действий можег получить статус проекта.

Поле «Статус плана»: кратко отметить завершенные этапы мероприятий, причины любых задержек выполнения плана мероприятий и принимаемые меры по восстановлению деятельности.

Поле «RAG-иидикатор статуса»: красный, желтый, зеленый индикаторы состояния вышеописанного плана проводимых мероприятий.

УДК 006.44:658.7:629.7.354    ОКС 01.120

49.020

03.120

Ключевые слова: руководство, управление риском, цепочка поставки

Подписано в печать 01.12.2014. Формат 60х84,/„.

Уел. печ. л. 3.26. Тираж 60 экз. Зак. 4782.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва. Гранатный пер.. 4.