База ГОСТовallgosts.ru » 01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ » 01.120. Стандартизация. Общие правила.

ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов

Обозначение: ГОСТ 1.20-85
Наименование: Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов
Статус: Отменен
Дата введения: 01/01/1987
Дата отмены:
Заменен на: -
Код ОКС: 01.120
Скачать PDF: ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов.pdf
Скачать Word:ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов.doc

Текст ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Государственная система стандартизации

ГОСТ

Порядок внедрения стандартов

1.20-85

State system of standardization.

Procedure of implementation of standards

ОКСТУ 0001

Дате введения 01.01.87

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по внедрению государственных, отраслевых и республиканских стандартов, изменений и дополнений к ним (далее - стандарты) в министерствах (ведомствах), предприятиях (организациях).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Внедрение стандарта — осуществление организационно-технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение стандарта.

Соблюдение стандарта — выполнение требований, установленных стандартом в соответствии с его сферой действия и областью распространения.

Дата введения стандарта в действие — дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения.

1.2.    Внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия, областью распространения и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.

Бели выпускаемая продукция или другие объекты стандартизации, на которые распространяются стандарты, после даты его введения в действие не соответствуют установленным требованиям, то следует считать, что стандарт не соблюдается.

Допускается вводить стандарт в действие досрочно. Введение в действие стандартов на продукцию досрочно должно быть согласовано с основным потребителем (заказчиком), а по стандартам технических условий и с органами ценообразования.

1.3.    Министерства (ведомства) несут ответственность за своевременное внедрение стандартов, обеспечивают и контролируют их внедрение и соблюдение на подведомственных им предприятиях (организациях).

На предприятиях (в организациях) ответственность за внедрение и соблюдение стандартов несут непосредственно их руководители, подразделе-

Издание официально*

Перепечатка воспрещена

207

ния (службы) стандартизации и другие должностные лица.

Головные и базовые организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство и координацию работ по внедрению стандартов и контроль за их внедрением по закрепленным за ними видам продукции и областям деятельности.

1.4. Госстандарт осуществляет методическое руководство внедрением стандартов. Органы госнадзора Госстандарта контролируют своевременность внедрения и соблюдения стандартов.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

2.1.    Планирование работ по внедрению стандартов является составной частью государственного планирования. Планирование внедрения стандартов должно обеспечивать своевременное и комплексное осуществление всех работ по внедрению стандартов в установленные сроки.

2.2.    Внедрение стандартов осуществляют в соответствии с планами основных организационно-технических мероприятий министерств (ведомств) по их внедрению и разрабатываемых на их основе планами организационнотехнических мероприятий предприятий (организаций), в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку, обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. В этих планах в зависимости от области распространения стандартов в общем случае предусматривают:

1)    пересмотр, внесение изменений или отмену действующих и разработку новых нормативно-технических документов, связанных с содержанием внедряемого стандарта;

2)    разработку новой технической документации и внесение изменений в действующую техническую документацию;

3)    обеспечение предприятий необходимым сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, а также оборудованием, приборами, приспособлениями, инструментами, используемыми в производстве новой (модернизированной) продукции, и модернизацию действующего оборудования;

4)    изготовление опытных образцов (опытных партий) продукции, проведение испытаний и постановку на производство новой (модернизированной) продукции;

5)    изменение технологических процессов, режимов работы, автоматизацию и механизацию производственных процессов, повышение точности изготовления продукции;

6)    реконструкцию, расширение, строительство новых производственных мощностей, организацию специализированных производств;

7)    повышение квалификации и подготовку кадров;

8)    другие мероприятия, необходимые для внедрения стандарта.

По каждому мероприятию указывают объемы работ и финансирования, исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Допускается разрабатывать план основных организационно-технических мероприятий по внедрению нескольких, одновременно разрабатываемых и представляемых на утверждение взаимосвязанных стандартов.

В план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта включают мероприятия по всем министерствам (ведомствам) , участвующим во внедрении стандарта.

2.3. Порядок разработки и утверждения планов основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов министерств (ведомств)

2.3.1.    Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерств (ведомств) разрабатывает предприятие (организация) — разработчик проекта стандарта одновременно с разработкой проекта стандарта.

В качестве исполнителей в проекте плана основных организационно-технических мероприятий указывают министерства (ведомства), участвующие во внедрении стандарта, а также, при необходимости, предприятия и организации.

К разработке проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, при необходимости, привлекают заинтересованные предприятия (организации) министерства (ведомства)-разработчика и других министерств (ведомств) по их поручению.

Проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта подписывают руководитель (заместитель руководителя) предприятия (организации)— разработчика проекта стандарта, руководитель разработки проекта стандарта и разработчик проекта плана.

Разработанный проект плана основных организационно -технических мероприятий по внедрению стандарта вместе с проектом стандарта рассыпают на отзыв и уточняют при подготовке окончательной редакции проекта стандарта на основе полученных отзывов с участием, при необходимости, представителей заинтересованных министерств (ведомств).

2.3.2.    Министерство (ведомство)— разработчик проекта стандарта направляет уточненный проект плана основных организационно-технических мероприятий по его внедрению на заключение министерствам (ведомствам) , внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта, указанным в проекте плана. При необходимости, по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта должно быть получено заключение Госплана СССР, Госснаба СССР и (или) Госплана, Госснаба союзной республики.

Заключения по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) направляют министерству (ведомству) -разработчику в IS-дневный срок со дня поступления проекта этого плана. При наличии замечаний по проекту плана ос

новных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта их излагают в заключении с необходимыми обоснованиями.

Разногласия по проекту плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта решают министерство (ведомство) -разработчик и заинтересованные министерства (ведомства) одновременно с рассмотрением разногласий по проекту стандарта или проекту этого плана. Оставшиеся нерешенными разногласия по этому проекту плана включают в справку о разногласиях по проекту стандарта и решают при утверждении этого стандарта.

Окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта прилагают к проекту стандарта, представляемому на утверждение.

2.3.3.    Министерство (ведомство)— разработчик проекта государственного стандарта после получения постановления Госстандарта об его утверждении и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) в 5-дневный срок направляет окончательную редакцию проекта плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта всем министерствам (ведомствам), внедряющим стандарт и обеспечивающим его внедрение (указанным в проекте плана).

2.3.4.    Министерство (ведомство)-разработчик, министерства (ведомства) , внедряющие и обеспечивающие внедрение государственного стандарта, в месячный срок после получения постановления Госстандарта об утверждении государственного стандарта и экземпляра этого стандарта (оперативного издания) на основе окончательной редакция проекта плана основных организационно-технических мероприятий подготавливают и утверждают планы основных организационно-технических мероприятий по его внедрению своего министерства (ведомства), издают приказ (при необходимости) или указание, обязывающие подчиненные предприятия (организации) провести необходимые работы, и направляют их подчиненным предприятиям (организациям).

Для обеспечения внедрения стандарта к дате его введения в действие в планах основных организационно-технических мероприятий по его внедрению министерства (ведомства) могут устанавливать дифференцированные сроки выполнения работ по внедрению стандарта;

1)    в организациях — разработчиках технической и нормативно-технической документации;

2)    на предприятиях — изготовителях готовой продукции;

3)    на предприятиях - поставщиках сырья, материалов, комплектующих изделий.

Планы основных организационно-технических мероприятий по внедрению отраслевых и республиканских стандартов, приказы (указания) по их внедрению соответствующие министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик утверждают и направляют исполнителям в установленном ими порядке,

2.4.    Предприятия (организации) на основе приказа (указания, утверж-

ЖДекного плана основных организационно-технических мероприятий министерства (ведомства) или на основе информации об утверждении стандарта, информационных указателей стандартов, изданного стандарта и т.п. (являющегося обязательным согласно его области распространения для данного предприятия (организации) издают приказы (в необходимых случаях) или распоряжения, разрабатывают и утверждают план организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта с конкретными заданиями по подразделениям (цехам, службам, отделам и тщ.), обеспечивающим внедрение стандарта к дате введения его в действие.

2.5. Мероприятия по внедрению стандарта допускается включать в издаваемые соответственно министерствами (ведомствами) и предприятиями (организациями) приказы (указания, распоряжения) по внедрению стандарта. В этом случае план основных организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) и план организационно-технических мероприятий предприятия (организации) не разрабатывают.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ

3.1.    Для реализации плана основных оганизационно-технических мероприятий по внедрению стандарта министерства (ведомства) предусматривают в планах экономического и социального развития задания и необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы. При установлении в планах заданий по освоению и выпуску новой (модернизируемой) продукции должны указываться стандарты на эту продукцию.

3.2.    Для реализации плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие (организация) включает работы, связанные с материально-технической и организационной подготовкой производства и выпуском продукции по внедряемому стандарту, в соответствующие разделы плана предприятия и организации (производства, научно-технического развития, материально-технического снабжения и в другие разделы), а также заключает договоры поставки и другие хозяйственные договоры, необходимые для внедрения стандарта, организует производство запасных деталей для изделий, находящихся в эксплуатации и невзаимозаменяемых с деталями для изделий по внедряемому стандарту, определяет техникоэкономическую эффективность от внедрения стандарта и проводит другие необходимые работы.

3.3.    При внедрении стандартов работы осуществляют:

1)    по вновь разрабатываемой (модернизируемой) продукции — предприятия (организации) — разработчики этой продукции;

2)    по производимой продукции — предприятия (организации) -разработ чики продукции совместно с предприятиями — изготовителями этой продую

ции, если подлинники технической документации на нее не переданы пред-приятиям-изготовителям, или предприятия-изготовители продукции, если подлинники технической документации им переданы.

3.4. Завершение работ по внедрению стандарта (или группы взаимосвязанных стандартов) оформляют актом о внедрении стандарта (в соответствии с приложением), утверждаемым руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации). В работе комиссии участвуют представители предприятия (организации), внедряющего стандарт, а также представитель заказчика (основного потребителя) по согласованию с ним.

4. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТОВ

4.1.    Предприятия (организации) ведут учет внедрения стандартов и представляют министерствам (ведомствам) или, по их указанию, базовым (головным) организациям по стандартизации отчеты (оперативную информацию) о внедрении стандартов.

Примечание. Формы отчетов устанавливает ЦСУ СССР.

4.2.    На основании отчетов (оперативной информации), материалов проверок и других сведений осуществляют сводный учет и подготавливают информацию о внедрении стандартов:

1)    в министерствах (ведомствах) — по подчиненным им предприятиям (организациям),

2)    в республиканских управлениях Госстандарта — по народному хозяйству союзной республики;

3)    в Госстандарте — по министерствам (ведомствам) СССР и союзным республикам.

4.3.    Информацию о внедрении стандартов используют для анализа состояния внедрения стандартов и разработки мер, направленных на ускорение внедрения стандартов в народное хозяйство.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемое

ФОРМА АКТА О ВНЕДРЕНИИ СТАНДАРТА

УТВЕРЖДАЮ

должность

Личная    Расшифровка

подпись    подписи

Дата

А К Т И*

место составления

о внедрении

обозначение и наименование стандарта

вводимого в действие с —■. ■ Основание для работы комиссия

дата

приказ или указание

Составлен комиссией: Председатель ___

Члены комиссии 1. —

2.

3.

должность, фамилия, инициалы

должность, фамилия, инициалы

Комиссией установлено:

1. Разработанная техническая документация на

наименование продукции

полностью соответствует требованиям 2. Установленные в — ■    ■

требования полностью соблюдаются —

обозначение стандарта

обозначение стандарта область

распространения стандарта

наименование продукции и ее обозначение полностью соответствует требованиям .....

тавит

обозначение стандарта

4. Ожидаемый технико-экономический эффект от внедрения стандарта сос-

экономический эффект в расчете

на годи другие технико-экономические и социальные эффекты: экономия по основным видам ресурсов, рост производительности труда, снижение загрязняющих выбросов, улучшение условий труда и т.д.

5.    ---------------- —.........считать внедренным с -

обозначение стандарта

дата

Председатель комиссии

Члены комиссии:

личная подпись

расшифровка подписи

Личная

подпись

Расшифровка

подписи

Примечания.

1.    Акты о внедрении стандартов не составляют на сырье, материалы и комплектующие изделия несобственного производства, используемые для производства выпускаемой продукции, а также по внедрению изменений к стандартам, не оказывающих влияния на технический уровень и качество продукции, охрану труда и природы, и не требующих материально-технической подготовки производства.

2.    Акты по внедрению стандартов на осваиваемую конкретную новую (модернизированную) продукцию могут оформлять комиссии по приемке установочных серий, опытных образцов (опытных партий) этой продукции с участием в ней представителей подразделений (службы) стандартизации предприятия.

3.    Пункт 2 заполняется для общетехнических й организационно-методических стандартов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Н.С.Алпеев (руководитель темы); А.Я.Игнатенко; Е.Р.Клаузнер; Г.А.Курден-ков; В.П.Панов, канд. экон. наук; Ю.А.Пивоваров; А.Ю.Познянский; А.Д.Ро-манов; Ж.Г.Романова; В.В.Сигодин; С.С.Станковский; Н.Г.Тимонова; В.В.Тро-фимов; И.А.Халап; Б.К.Ширкин.

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 № 160

3.    ВЗАМЕН ГОСТ 1.0-68 (разд. 7), ГОСТ 1.20 - 69.