allgosts.ru01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ01.120. Стандартизация. Общие правила.

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

Обозначение:
ГОСТ Р 1.0-2004
Наименование:
Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
Статус:
Заменен
Дата введения:
07.01.2005
Дата отмены:
Заменен на:
Код ОКС:
01.120

Текст ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО
ПОТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮИМЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
1.0-2004

СтандартизациявРоссийской Федерации

Основные положения

Москва
Стандартинформ
2007

Предисловие

ЦелиипринципыстандартизациивРоссийскойФедерацииустановленыФедеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «Отехническомрегулировании»

Сведенияостандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУПВНИИстандарт)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования истандартизации Федерального агентства по техническому регулированию иметрологии

3 УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию иметрологии от 30 декабря 2004 г. № 152-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.0-92

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2007 г.

ГОСТ Р 1.0-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

Основные положения

Standardization in the Russian Federation.
Basic provisions

Датавведения- 2005-07-01

1 Область применения

Настоящийстандартустанавливаетобщиеправилаформирования, веденияипримененияположенийсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации.

ПоложенияосновополагающихстандартовсистемыстандартизациивРоссийскойФедерации разработаныдляпримененияфедеральнымиорганамиисполнительнойвласти, субъектамихозяйственнойдеятельности, техническимикомитетамипостандартизации, общественнымиобъединениямии заинтересованнымилицами.

Прииспользованиинастоящегостандартаприменительнокобороннойпродукции (работам, услугам), поставляемойдляфедеральныхгосударственныхнуждпогосударственномуоборонномузаказу, продукции (работам, услугам), используемойвцеляхзащитысведений, составляющихгосударственную тайну, илиотносимойкохраняемойвсоответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерацииинформацииограниченногодоступа, продукции (работам, услугам), сведенияокоторойсоставляютгосударственнуютайну, учитываюттакжедополнительныетребования, изложенныевспециальныхстандартах, устанавливающихправиларазработкиуказанныхдокументов.

Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.

2 Нормативные ссылки

Внастоящемстандартеиспользованынормативныессылкинаследующиестандарты:

ГОСТ Р 1.2-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правиларазработки, утверждения, обновленияиотмены

ГОСТ Р 1.4-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартыорганизаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. СтандартынациональныеРоссийскойФедерации. Правилапостроения, изложения, оформленияиобозначения

ГОСТ Р 1.8-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Стандартымежгосударственные. ПравилапроведениявРоссийскойФедерацииработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения

ГОСТ Р 1.9-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Знаксоответствиянациональным стандартамРоссийскойФедерации. Изображение. Порядокприменения

ГОСТ Р 1.12-2004СтандартизациявРоссийскойФедерации. Терминыиопределения

ГОСТ 1.1-2002Межгосударственнаясистемастандартизации. Терминыиопределения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа РоссийскойФедерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю«Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующимежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочныйдокумент заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором данассылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Цели стандартизации

3.1. Стандартизация осуществляется вцелях:

3.1.1. Повышения уровня безопасности:

- жизнииздоровьяграждан;

- имуществафизическихиюридическихлиц;

- государственногоимуниципальногоимущества;

- вобластиэкологии;

- жизнииздоровьяживотныхирастений;

- объектовсучетомрискавозникновениячрезвычайныхситуацийприродногоитехногенного характера.

3.1.2. Обеспечения:

- конкурентоспособностипродукции, работ, услуг;

- научно-техническогопрогресса;

- рациональногоиспользованияресурсов;

- совместимостиивзаимозаменяемоститехническихсредств (машиниоборудования, ихсоставныхчастей, комплектующихизделийиматериалов);

- информационнойсовместимости;

- сопоставимостирезультатовисследований (испытаний) иизмеренийтехническихиэкономико-статистическихданных;

- сравнительногоанализахарактеристикпродукции;

- государственныхзаказов, внедренияинноваций;

- подтверждениясоответствияпродукции (работ, услуг);

- решенийарбитражныхспоров;

- судебныхрешений;

- выполненияпоставок.

3.1.3. Создания:

- системклассификацииикодированиятехнико-экономическойисоциальнойинформации;

- системкаталогизациипродукции;

- системобеспечениякачествапродукции;

- системпоискаипередачиданных;

- доказательнойбазыиусловийвыполнениятребованийтехническихрегламентов.

3.1.4. Содействия проведению работ поунификации.

4 Принципы стандартизации

4.1. Основные принципы стандартизации вРоссийской Федерации, обеспечивающие достижение целей изадач ееразвития, заключаются в:

- добровольностиприменениястандартов;

- достиженииприразработкеипринятиистандартовконсенсусавсехзаинтересованныхсторон;

- использованиимеждународныхстандартовкакосновыразработкинациональныхстандартов;

- комплексностистандартизациидлявзаимосвязанныхобъектов;

- недопустимостиустановлениявстандартахтребований, противоречащихтехническимрегламентам;

- установлениитребованийвстандартах, соответствующихсовременнымдостижениямнауки, техникиитехнологийсучетомимеющихсяограниченийпоихреализации;

- установлениитребованийвстандартах, обеспечивающихвозможностьобъективногоконтроля ихвыполнения;

- четкостииясностиизложениястандартов, стемчтобыобеспечитьоднозначностьпониманияих требований;

- исключениидублированияразработокстандартовнаидентичныепофункциональномуназначениюобъектыстандартизации;

- недопустимостисозданияпрепятствийпроизводствуиобращениюпродукции, выполнению работиоказаниюуслугвбольшейстепени, чемэтоминимальнонеобходимодлявыполненияцелей стандартизации;

- доступностипредставленияинформациипостандартамвсемзаинтересованнымлицам, за исключениемоговоренныхзаконодательствомслучаев.

4.2. Национальный стандарт применяют надобровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает припрямом указании наэтовдействующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти илипредприятий любых формсобственности.

Обязательностьсоблюдениятребованийнациональныхстандартов, принятыхдо 1 июля 2003 года, сохраняется (допринятиясоответствующихтехническихрегламентов) вчасти:

- защитыжизниилиздоровьяграждан, имуществафизическихилиюридическихлиц, государственногоилимуниципальногоимущества;

- охраныокружающейсреды, жизниилиздоровьяживотныхирастений;

- предупреждениядействий, вводящихвзаблуждениеприобретателей, инеобходимостигосконтроля (госнадзора) заихсоблюдением.

4.3. Международные ирегиональные стандарты отражают передовой опытэкономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей игосударственных органов ипредставляют собой правила, общие принципы илихарактеристики длябольшинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов приразработке национальных стандартов является одним изважных условий выхода отечественной продукции намировой рынок.

4.4. Преимущественное использование международных стандартов каксоставной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место кактаковое, заисключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим игеографическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям илипоинымоснованиям, либоРоссийская Федерация всоответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта илиотдельного его положения.

4.5. Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либомеждународных и региональных стандартов приотсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение приформировании государственных контрактов наееразработку, производство ипоставку.

4.6. Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться навсех стадиях, начиная отпланирования, разработки допринятия стандарта. Этодостигается:

- публикациейпрограммразработкинациональныхстандартовиуведомленийобихразработке, завершениипубличногообсужденияиутверждении;

- публичностьюобсужденияпроектовнациональныхстандартов;

- единствоминепротиворечивостьюправилразработкииутверждениянациональныхстандартов собязательнойэкспертизойвсехпроектовстандартов.

4.7. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто сучастием технических комитетов постандартизации, объединяющих надобровольной основе наиболее компетентные юридические и/илифизические лица, заинтересованные встандартизации тогоилииного объекта.

4.8. Официальная информация оразрабатываемых иутвержденных национальных стандартах, а также самистандарты должны бытьдоступны дляпользователей, заисключением оговоренных законодательством случаев.

4.9. Национальные стандарты должны утверждаться приотсутствии серьезных возражений по существенным вопросам уквалифицированного большинства сторон, т.е. приобщем согласии (консенсусе). Этодостигается врезультате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, прикоторой учитываются мнения всехсторон исближаются несовпадающие точки зрения. Приэтомпринимают во внимание всезамечания, поскольку участвующие вобсуждении стороны равноправны.

4.10. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется ихсоциальной, экономической итехнической значимостью иприемлемостью приприменении, которые могут бытьвсвою очередь обусловлены принятием технических регламентов. Допринятия решения оразработке национального стандарта должна бытьоценена возможность применения вРоссийской Федерации действующего международного ирегионального стандарта, распространяющегося насоответствующий объект стандартизации.

4.11. Изложение национальных стандартов должно бытьчетким иясным, адляобеспечения однозначного понимания ихтребований:

- содержаниеразрабатываемыхстандартовнедолжноповторятьипротиворечитьтребованиям взаимосвязанныхснимидействующихнафедеральномуровненормативных, правовыхдокументови техническихрегламентов;

- внациональныхстандартахдолжныбытьприведенысведенияотехническихрегламентах, выполнениекоторыхобеспечиваетсяприсоблюдениитребованийданногонациональногостандарта;

- принимаемыестандартыдолжныбытьпригодныдляподтверждениясоответствия, втомчисле дляпроведенияработпосертификации.

4.12. Недопускается дублирование разработок стандартов наидентичные пофункциональному назначению объекты стандартизации.

4.13. Требования национальных стандартов должны устанавливаться наоснове использования современных достижений науки, технологии ипрактического опыта сучетом последних редакций международных стандартов илиихпроектов иобеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность вопределенной области, несдерживая инициативу пользователей стандартов восвоении новых видов продукции, процессов иуслуг.

4.14. Припроведении работ понациональной стандартизации необходимо обеспечить целенаправленное ипланомерное установление иприменение системы взаимоувязанных требований какк самому объекту стандартизации вцелом иегосоставным частям, такикдругим материальным и нематериальным факторам, влияющим наобъект стандартизации, путем согласования ихпоказателей, нормитребований.

5 Организация работ по стандартизации

5.1. Организацию работ постандартизации осуществляет национальный орган постандартизации Российской Федерации (далее -национальный орган постандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный наисполнение функций национального органа по стандартизации.

ФункциинациональногоорганапостандартизациивозложеныПравительствомРоссийскойФедерациинаФедеральноеагентствопотехническомурегулированиюиметрологии [1].

5.2. Национальный орган постандартизации выполняет следующие функции:

- утверждениенациональныхстандартов;

- принятиепрограммразработкинациональныхстандартов;

- организациюэкспертизыпроектовнациональныхстандартов;

- обеспечениесоответствиянациональнойсистемыстандартизацииинтересамнациональной экономики, состояниюматериально-техническойбазыинаучно-техническомупрогрессу;

- осуществлениеучетанациональныхстандартов, правилстандартизации, нормирекомендаций вэтойобластииобеспечениеихдоступностизаинтересованнымлицам;

- созданиетехническихкомитетовпостандартизацииикоординациюихдеятельности;

- организациюопубликованиянациональныхстандартовиихраспространение;

- участиевсоответствиисуставамимеждународныхорганизацийвразработкемеждународных стандартовиобеспечениеучетаинтересовРоссийскойФедерацииприихпринятии;

- утверждениеизображениязнакасоответствиянациональнымстандартам;

- представлениеРоссийскойФедерациивмеждународныхорганизациях, осуществляющихдеятельностьвобластистандартизации.

5.3. Организация иразработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, втомчисле представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами постандартизации; непосредственным разработчиком стандарта может бытьлюбое лицоилирабочая группа, состоящая изпредставителей заинтересованных сторон.

Всоставтехническихкомитетовпостандартизациинапаритетныхначалахидобровольнойоснове могутвходитьпредставителифедеральныхоргановисполнительнойвласти, научныхорганизаций, саморегулируемыхорганизаций, общественныхобъединенийпредпринимателейипотребителей.

Правиласоздания, формированияифункционированиятехническихкомитетовпостандартизации устанавливаетнациональныйорганпостандартизациивсоответствиистиповымположениемотехническомкомитетепостандартизации [2]*.

___________

* С 1 февраля 2007 г. введен в действие ГОСТ Р 1.1-2005.

Заседаниятехническихкомитетовпостандартизацииявляютсяоткрытыми, еслинесвязаныс обсуждениемпроблем, отнесенныхдействующимзаконодательствомкинформацииограниченного доступа. Впоследнемслучаепорядокдопусканазаседаниятехническихкомитетовопределяется законодательствомвобластисохранениягосударственнойтайны.

6 Документы в области стандартизации и требования к ним

6.1. Кдокументам вобласти стандартизации, используемым натерритории Российской Федерации, относятся:

- национальныестандарты;

- национальныевоенныестандарты;

- межгосударственныестандарты, введенныевдействиевРоссийскойФедерации;

- правиластандартизации, нормыирекомендациивобластистандартизации;

- общероссийскиеклассификаторытехнико-экономическойисоциальнойинформации, применяемыевустановленномпорядке;

- стандартыорганизаций.

6.2. Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют иотменяют всоответствии с ГОСТ Р 1.2.

Национальныйстандартприменяютдобровольно, послечеговсееготребованиястановятся обязательнымидлясоблюдения.

Применениенациональногостандартанапродукцию, работыиуслугиподтверждаетсязнаком соответствиянациональномустандартупоГОСТ Р 1.9.

6.3. Общие правила построения, изложения, оформления иобозначения национальных стандартов, атакже требования кихсодержанию -поГОСТ Р 1.5.

6.4. Разработчик документа вобласти стандартизации вправе добровольно отказаться отавторского права надокумент, атакже передать права наиздание ираспространение этого документа национальному органу постандартизации подоговору (соглашению) опередаче прав.

6.5. Национальные стандарты, содержащие патентованные требования, применяют всоответствии снормами действующего законодательства.

Экспертизунапатентнуючистотупроводиттехническийкомитетпостандартизации, который представляетпроектстандартанаутверждениевнациональныйорганпостандартизации.

6.6. Проведение экспертизы проектов национальных стандартов илиизменений кним, устанавливающих основополагающие требования, обеспечивающие безопасность производства иприменения продукции, совместимость ивзаимозаменяемость технических средств, защиту национальных интересов инациональную безопасность, осуществляют научные организации, уполномоченные национальным органом постандартизации.

6.7. Общероссийские классификаторы технико-экономической исоциальной информации (далее - общероссийские классификаторы) -документы вобласти стандартизации, распределяющие технико-экономическую исоциальную информацию всоответствии сееклассификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) иявляющиеся обязательными дляприменения при создании государственных информационных систем иинформационных ресурсов ипримежведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введениевдействие, ведениеиприменениеобщероссийскихклассификаторовтехнико-экономическойисоциальнойинформациивсоциально-экономическойобласти (втом числевобластипрогнозирования, статистическогоучета, банковскойдеятельности, налогообложения, примежведомственноминформационномобмене, созданииинформационныхсистемиинформационныхресурсов) осуществляютвсоответствиисПоложением, утвержденнымПравительствомРоссийской Федерации [3].

6.8. Программы разработки национальных стандартов составляют впорядке, устанавливаемом национальным органом постандартизации.

6.9. Стандарты организаций, втомчисле коммерческих, общественных, научных; саморегулируемых организаций; объединений юридических лицмогут разрабатываться иутверждаться имисамостоятельно исходя изнеобходимости применения этихстандартов: дляцелей, указанных вразделе 3 настоящего стандарта; длясовершенствования производства иобеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, атакже дляраспространения ииспользования полученных вразличных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений иразработок.

Порядокразработки, утверждения, учета, измененияиотменыстандартоворганизацийустанавливаетсяимисамостоятельносучетомположенийраздела 4 настоящего стандартаиГОСТ Р 1.4.

Проектстандартаорганизацииможетпредставлятьсяразработчикомвтехническийкомитетпо стандартизации, которыйорганизуетпроведениеэкспертизыданногопроекта. Наоснованиирезультатовэкспертизыданногопроектатехническийкомитетпостандартизацииготовитзаключение, которое направляетразработчикупроектастандарта.

Стандартыорганизацийприменяютсяравнымобразомивравноймеренезависимоотстраныи (или) местапроисхожденияпродукции, осуществленияпроцессовпроизводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализациииутилизации, выполненияработиоказанияуслуг, видовилиособенностей сделоки (или) лиц.

6.10. Припроведении экспертизы стандартов проводят оценку ихтехнического уровня дляобеспечения интересов национальной экономики ибезопасности.

7 Виды стандартов

7.1. Взависимости отобъекта иаспекта стандартизации, атакже содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:

- стандартынапродукцию;

- стандартынапроцессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации иутилизациипродукции;

- стандартынауслуги;

- стандартыосновополагающие (организационно-методическиеиобщетехнические);

- стандартынатерминыиопределения;

- стандартынаметодыконтроля (испытаний, измерений, анализа).

7.2. Стандарты напродукцию устанавливают длягрупп однородной продукции илидляконкретной продукции требования иметоды ихконтроля побезопасности, основным потребительским свойствам, атакже требования кусловиям иправилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

7.3. Стандарты напроцессы иработы устанавливают основные требования корганизации производства иоборота продукции нарынке, кметодам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного родаработ, атакже методы контроля этихтребований втехнологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта иутилизации продукции.

7.4. Стандарты науслуги устанавливают требования иметоды ихконтроля длягрупп однородных услуг илидляконкретной услуги вчасти состава, содержания иформы деятельности пооказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, атакже требования кфакторам, оказывающим существенное влияние накачество услуги.

7.5. Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения дляопределенной области деятельности, атакже общетехнические требования (нормы иправила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость ивзаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники ипроизводства впроцессах создания ииспользования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей иимущества идругие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики ибезопасности.

7.6. Стандарты натермины иопределения устанавливают наименование исодержание понятий, используемых встандартизации исмежных видах деятельности.

7.7. Стандарты наметоды контроля, испытаний, измерений ианализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям ипроцедурам осуществления всехопераций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

8 Применение документов в области стандартизации

8.1. Документы вобласти стандартизации применяют федеральные органы исполнительной власти, субъекты хозяйственной деятельности настадиях разработки, подготовки продукции кпроизводству, ееизготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения транспортирования иутилизации; привыполнении работ иоказании услуг; приразработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), втомчисле технических условий, каталожных листов иописаний напоставляемую продукцию (оказываемые услуги).

8.2. Датувведения вдействие документа вобласти стандартизации устанавливают ворганизационно-распорядительном документе обегоутверждении сучетом времени, необходимого дляиздания.

Вслучаераспространениянациональногостандартавэлектронномвидеэтадатаопределяется датойвведениястандартавдействие.

8.3. Заказчик иисполнитель включают вдоговор условие осоответствии продукции, выполняемых работ иоказываемых услуг обязательным требованиям национальных стандартов побезопасности*.

__________

* До разработки соответствующего технического регламента.

8.4. Необходимость применения документов вобласти стандартизации вотношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) нетерритории Российской Федерации сцелью вывоза сее территории, определяет контракт (договор), заисключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

8.5. Продукция, втомчисле импортируемая, неподлежит реализации илипередаче дляреализации поназначению, еслионанесоответствует обязательным требованиям, предусмотренным вдействующих стандартах, илиеслипродукция, подлежащая обязательной сертификации, неимеет сертификата изнака соответствия, выданных илипризнанных вустановленном порядке уполномоченным натоорганом*.

8.6. Импортируемая продукция должна соответствовать обязательным требованиям побезопасности иэкологии, действующих вРоссийской Федерации национальных стандартов, чтодолжно подтверждаться соответствующим сертификатом*.

__________

* До разработки соответствующего технического регламента.

8.7. Международные, региональные инациональные стандарты других стран применяют наоснове международных соглашений (договоров) осотрудничестве илисразрешения соответствующих региональных организаций инациональных органов постандартизации.

8.8. Международные ирегиональные стандарты (приусловии присоединения книмРоссийской Федерации), атакже национальные стандарты других стран (приналичии соответствующих соглашений с этими странами) применяют натерритории Российской Федерации вкачестве национальных стандартов.

ПрименениевРоссийскойФедерациимеждународных, региональныхстандартов, документов ЕЭКООНидругихмеждународных, региональныхорганизаций, атакженациональныхстандартов другихстраносуществляютутверждениемнациональногостандарта, представляющегособой:

- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыке (идентичныйстандарт) или

- аутентичныйтекстсоответствующегодокументанарусскомязыкесдополнительнымитребованиями, отражающимиспецификупотребностейнациональнойэкономики (модифицированныйстандарт).

Обозначениеиоформлениенациональныхстандартов, подготовленныхнаосновемеждународных, региональныхилинациональныхстандартовдругихстран, атакжесведенияобихсоответствии- поГОСТ Р 1.5.

8.9. Внациональном стандарте, подготовленном наоснове международного, регионального или национального стандарта другой страны исодержащем ссылки настандарты, ужепримененные ранее в качестве национальных илипосвоим требованиям аналогичные соответствующим национальным стандартам, приводят ссылки натакие национальные стандарты.

Еслимеждународный, региональныйилинациональныйстандартдругойстраны, подлежащий применению, содержитссылкинастандарты, непримененныевРоссийскойФедерации, иприэтом отсутствуютэквивалентныенациональныестандарты, необходимодоегоутверждениярешитьвопрос опримененииэтихстандартов.

8.10. Межгосударственные стандарты, ккоторым присоединилась Российская Федерация, применяют наеетерритории безпереоформления свведением ихвдействие приказом Федерального агентства потехническому регулированию иметрологии иопубликованием соответствующей информации винформационном указателе национальных стандартов Российской Федерации.

8.11. Национальный стандарт, который принят вкачестве межгосударственного стандарта, продолжают применять натерритории Российской Федерации спрежним номером всоответствии сГОСТ Р 1.8.

Межгосударственныйстандартссобственнымномеромприменяютприпоставкахпродукциив страныСНГ.

Правилапроведенияработпоразработке, применению, обновлениюипрекращениюприменения межгосударственныхстандартов-поГОСТ Р 1.8.

8.12. Изготовление ипоставка продукции наэкспорт всоответствии стребованиями международных, региональных инациональных стандартов других стран истандартов фирмзарубежных стран возможны попредложению потребителя (заказчика) этихстран надоговорной (контрактной) основе.

8.13. Юридические ифизические лица, допустившие нарушение основополагающих требований стандартов, несут ответственность всоответствии сдействующим законодательством Российской Федерации.*

* До разработки соответствующего технического регламента.

8.14. Документы вобласти стандартизации Российской Федерации могут применять другие государства, ихюридические ифизические лицанаоснове соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничестве илисразрешения соответствующих органов иорганизаций Российской Федерации, утвердивших этидокументы.

9 Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение

9.1. Доступность пользователей, втомчисле зарубежных, кинформации оразрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, атакже ксамим этимдокументам Федеральное агентство потехническому регулированию и метрологии обеспечивает, организуя публикацию официальной информации обэтихдокументах, а также омеждународных, региональных стандартах, правилах, нормах ирекомендациях постандартизации, национальных стандартах других государств, омеждународных договорах вобласти стандартизации иправилах ихприменения.

9.2. Опубликование национальных стандартов иобщероссийских классификаторов осуществляют в соответствии сутвержденным Правительством Российской Федерации положением [4].

9.3. Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации ирекомендации постандартизации, национальные стандарты других стран иправила ихприменения, информация омеждународных договорах вобласти стандартизации иподтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фондтехнических регламентов истандартов.

Федеральныйинформационныйфондтехническихрегламентовистандартовявляетсягосударственныминформационнымресурсом.

ПравиласозданияиведенияФедеральногоинформационногофондатехническихрегламентови стандартов, атакжеправилапользованияэтимфондомустанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.

9.4. ВРоссийской Федерации впорядке инаусловиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается ифункционирует Единая информационная система, предназначенная дляобеспечения заинтересованных лицинформацией одокументах, входящих всостав Федерального информационного фонда технических регламентов истандартов.

Заинтересованнымлицамобеспечиваетсясвободныйдоступксоздаваемыминформационным ресурсам, заисключениемслучаев, есливинтересахсохранениягосударственной, служебнойили коммерческойтайнытакойдоступдолженбытьограничен.

9.5. Исключительное право официального опубликования ираспространения вустановленном порядке национальных стандартов иобщероссийских классификаторов принадлежит национальному органу постандартизации.

9.6. Издание национальных стандартов других стран организует иосуществляет национальный орган постандартизации всоответствии сдоговорами исоглашениями сэтими странами.

9.7. Издание, переиздание ираспространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации.

10 Международное сотрудничество в области стандартизации

10.1. Национальный орган постандартизации всоответствии сФедеральным законом «Отехническом регулировании» представляет Российскую Федерацию вмеждународных ирегиональных организациях, осуществляющих деятельность вобласти стандартизации.

10.2. Основными задачами международного сотрудничества вобласти стандартизации являются:

- гармонизациясистемыстандартизациивРоссийскойФедерациисмеждународными, региональными, прогрессивныминациональнымисистемамистандартизациидругихстран;

- совершенствованиефондадокументоввобластистандартизации, используемыхвРоссийской Федерации, наосновеприменениямеждународных, региональныхинациональныхстандартовдругих странимаксимальногоиспользованиядостиженийнаучно-техническогопрогресса;

- гармонизациянациональныхстандартовРоссийскойФедерациисмеждународными, региональнымистандартамиинациональнымистандартамидругихстран, вособенностисприменяемымидля целейсертификации;

- повышениекачестваотечественнойпродукциииееконкурентоспособностинамировомрынке;

- разработкамеждународныхирегиональныхстандартовнаосновенациональныхстандартов РоссийскойФедерациинановыеконкурентоспособныевидыпродукцииитехнологии, втомчисле созданныеврезультатедвустороннегоимногостороннегосотрудничества;

- улучшениенормативногообеспеченияторгово-экономическогоинаучно-техническогосотрудничестваРоссийскойФедерациисдругимистранамииучастиеРоссийскойФедерациивмеждународном разделениитруда;

- обеспечениезащитынациональныхинтересовРоссийскойФедерацииприразработкемеждународныхирегиональныхстандартов;

- обеспечениеединстваизмеренийпривзаимодействиисдругимистранами.

10.3. Международное сотрудничество постандартизации осуществляют полинии международных и региональных организаций постандартизации, атакже надвусторонней имногосторонней основе с соответствующими организациями других стран набазесоглашений, договоров ипротоколов осотрудничестве, обязательств, вытекающих изучастия Российской Федерации вдеятельности международных и региональных организаций постандартизации.

10.4. Международное сотрудничество Российской Федерации полинии международных организаций постандартизации включает всебянепосредственное участие вработе этихорганизаций, впервую очередь вразработке международных ирегиональных стандартов, атакже обеспечение ихприменения в национальной экономике идоговорно-правовых отношениях состранами-партнерами.

Двустороннееилимногостороннеесотрудничествопостандартизациивключаетработыпогармонизацииснациональнымистандартами, совместнуюразработкустандартов, проведениесовместных научныхисследований, обменопытомиинформацией, взаимныеконсультации, обучениекадровидр.

10.5. Организация ипроведение работ помеждународному сотрудничеству вобласти стандартизации осуществляется впорядке, установленном национальным органом постандартизации изафиксированном всоответствующих правилах постандартизации [5], сучетом методических документов, принятых ИСО, МЭКидругими международными ирегиональными организациями, занимающимися вопросами стандартизации, атакже документами, действующими встране иопределяющими порядок проведения работ подвустороннему научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами-партнерами.

10.6. Всоответствии сЗаконом Российской Федерации «Отехническом регулировании», если международным договором Российской Федерации установлены иныеправила, чемте, которые содержатся взаконодательстве Российской Федерации постандартизации, топрименяются правила международного договора.

Библиография

[1] Положение оФедеральном агентстве потехническому регулированию иметрологии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года№ 294 «ОФедеральном агентстве по техническому регулированию иметрологии»

[2] Правила постандартизации Временное типовое положение отехническом комитете постандартизации ПР 50-688-92

[3] Положение оразработке, принятии, введении вдействие, ведении иприменении общероссийских классификаторов технико-экономической исоциальной информации всоциально-экономической области, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической исоциальной информации в социально-экономической области»

[4] Положениеоб опубликовании национальных стандартов иобщероссийских классификаторов технико-экономической исоциальной информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. № 594 «Обопубликовании национальных стандартов иобщероссийских классификаторов технико-экономической исоциальной информации»

[5] Правила постандартизации Организация ипроведение работпомеждународной стандартизации вРоссийской Федерации ПР 50.1.008-95

Ключевые слова:стандартизация, целистандартизации, принципыстандартизации, документыпо стандартизации, видыстандартов, международноесотрудничество, применениедокументоввобласти стандартизации, информацияодокументахвобластистандартизации

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 2

3 Цели стандартизации. 2

4 Принципы стандартизации. 3

5 Организация работ по стандартизации. 5

6 Документы в области стандартизации и требования к ним.. 6

7 Виды стандартов. 7

8 Применение документов в области стандартизации. 8

9 Информация о документах в области стандартизации, их опубликование и распространение. 10

10 Международное сотрудничество в области стандартизации. 10