База ГОСТовallgosts.ru » 01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТАЦИЯ » 01.120. Стандартизация. Общие правила.

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

Обозначение: ГОСТ 1.2-2015
Наименование: Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
Статус: Действует
Дата введения: 07/01/2016
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 01.120
Скачать PDF: ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены.pdf
Скачать Word:ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены.doc

Текст ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

ГОСТ

1.2-

2015


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила разработки, принятия, обновления и отмены

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2016


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и настоящем стандарте

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом постандартиэацииМТК 536 «Методология межгосударственной стандартизации»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. № 48)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны

по МК (ИСО 3166) 004- 97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

К Z

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстакдарт

Молдова

МО

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Уэстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2015 г. № 2157-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2—2015 введен е действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2016 г.

5    83АМЕН ГОСТ 1.2—2009

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соотеетстеующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уве-домление и тексты размещаются такжееинформационнойсистемеобщегопользоеания — неофициальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ.2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

Приложение А (обязательное) Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта.

in

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ. ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Правила разработки, принятия, обновления и отмены

interstate system for standardization, interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization. Rules for development, taking over, renovation and cancellation

Дата введения — 2016—07—01*

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, обновления (пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.

1.2    Настоящий стандарт не распространяется на процедуру разработки, принятия, обновления и отмены межгосударственных стандартов на оборонную продукцию и иную продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну или которую используют для защиты этих сведений.

1.3    По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне в государствах — участниках Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Соглашение)** могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на процедуры разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, а также изменений к ним.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1.0—2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.3—2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.4—2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению. изложению, оформлению, содержанию и обозначению

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указатепя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный доку-

* Данная дата является общей для всех государств, указанных в предисловии.

*’ Данное соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в г. Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в г. Ашхабаде).

Издание официальное

мент заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Еслиссылочный стандартотменен без замены, то положение, е котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Правила разработки межгосударственных стандартов

3.1    Общие положения

3.1.1    Разработку межгосударственныхстандартовосущестеляют для достижения целей межгосударственной стандартизации, с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 3 и 4) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — МГС).

Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации и с учетом основных направлений работ по межгосударственной стандартизации, которые определены е ГОСТ 1.0 (разделы 7 и 5).

3.1.2    При наличии межгосударственного технического комитета по стандартизации, за которым закреплена соответствующая сфера деятельности или объект стандартизации (далее — МТК). разработку межгосударственного стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.4 (разделыви7).

3.1.3    Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы работ по межгосударственной стандартизации или по решению МГС. Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударственная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.

Примечание — Программу работ по межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС. межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают на официальном сайте МГС.

3.1.4    Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:

- первая стадия — организация разработки межгосударственного стандарта:

•    вторая стадия — разработка первой редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрение в государствах — участниках Соглашения:

•    третья стадия — разработка окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта, ее рассмотрение в государстве-разработчике:

•    четвертая стадия — рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта е государствах — участниках Соглашения, принятие межгосударстеенногостакдарта и его регистрация.

В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта межгосударственного стандарта (например, е случаях, указанных в 4.7) или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).

3.1.5    Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.

3.1.5.1    Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен включать нормы, которые должны содержаться в нормативных правовых актах, регламентирующих, например, взаимоотношения сторон, е том числе взаимоотношения по поставкам между изготовителями, поставщиками, потребителями. заказчиками и т. д.. которые регулируются нормами национального законодательства и договорными обязательствами.

3.1.5.2    Разрабатываемый межгосударственный стандарт не должен устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

3.1.6    Разработку межгосударственного стандарта на основе применения международного или регионального стандарта или на основе применения международного документа, не являющегося международным стандартом, осуществляютеслучаях несоблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3.

3.1.6.1 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта также может быть предложен национальный стандарт государства-разработчика, другого государства — участника Соглашения или иной страны.

3.1.6.2    При использовании в качества основы для проекта межгосударственного стандарта национального стандарта должны быть соблюдены следующие условия:

•    содержание применяемого национального стандарта должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 3);

•    наличие соглашения, допускающего такое применение национального стандарта, или с разрешения правомочного на это органа.

3.1.7 При разработке межгосударственногостандарта необходимо обеспечить увяэкуего положений с положениями принятых ранее межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.

3.1.6 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1).

3.1.9 Разработку межгосударственногостандарта (на всех этапах раэработкиот планирования до издания) осуществляют с использованием информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).

3.2    Организация разработки межгосударственного стандарта

3.2.1    Планирование разработки межгосударственного стандарта осуществляют в соответствии с порядком, установленным МГС [2).

3.2.2    Организацию работ по разработке проекта межгосударственного стандарта в государстве — участнике Соглашения осуществляют национальный орган по стандартизации (далее — национальный орган) этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии — секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответ ствующий объект стандартизации.

Примечания

1    Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный технический комитет по стандартизации (далее -национальный TK) соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТКи их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).

2    Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) а государствах — участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.

Если в отношении данного объекта и аспекта стандартизации не создан МТК. то здесь и далее, где упоминается секретариат МТК. его функции выполняет национальный орган государства-разработчика или уполномоченный им секретариат национального ТК или иная организация, а там. где упоминаются полномочные представители государств — членов МТК. их функции выполняют национальные органы государств, заинтересованных в применении разрабатываемого стандарта, или уполномоченные ими секретариаты национальных ТК или иные организации.

3.2.3    Разработчиком проекта межгосударственного стандарта (далее—разработчик) должна быть организация, которая специализируется поданному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика осуществляет заказчик разработки.

Примечание — Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта межгосударственного стандарта опредепяется техническим заданием на эту разработку и/или соответствующим договором. В частности а них может быть оговорена необходимость представления проекта межгосударственного стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.

3.2.4    Вобоснованных случаях для разработки межгосударственного стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт разработки нормативных и/ил и технических документов в данной области. При этом в рабочую группу могут быть включены по предложению национальных органов их полномочные представители в МТК. представители аналогичных национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой области.

3.3 Правила разработки первой редакции проекта межгосударственного стандарта

и ее рассмотрения

3.3.1    Разработчик межгосударственного стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.

3.3.2    При разработке проекта межгосударственного стандарта учитывают установленные в ГОСТ 1.5 (раздел 7) общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, а при использовании в качестве основы международных и региональных стандартов или международных документов, не являющихся международными стандартами, руководствуются ГОСТ 1.3.

3.3.3    При разработке проекта межгосударственного стандарта используют или учитывают:

•    результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации:

-    действующие международные, европейские и межгосударственные стандарты, а также международные документы. не являющиеся международными стандартами:

-    правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН);

•    национальные стандарты государств — участников Соглашения:

-    национальные стандарты экономически развитых стран;

-    прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;

-    предложения членов МТК. национальных органов государств — участников Соглашения и иных органов их государственного управления, национальных ТК, а также различных юридических и физических лиц. заинтересованных в разработке межгосударственного стандарта.

3.3.3.1    При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств — участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства — у национальных органов этих государств.

3.3.3.2    При использовании в проекте межгосударственного стандарта документов, относящихся к объектам латентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.

Применение — МГС не несет ответственность за патентную чистоту содержания разрабатываемого межгосударственного стандарте или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии межгосударственного стандарта при подготовке его к принятию. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах не изобретение в процессе рассмотрения проекта межгосударственного стандарта или после введения принятого межгосударственного стандарта в действие, в последнем случае в предисловие межгосударственного стандарта вносят поправку для указания информации о наличии в межгосударственном стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).

3.3.4    Наименование, построение, изложение и оформление проекта межгосударственного стандарта — поГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).

3.3.5    При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, соблюдают правила изложения и оформления, установленные ГОСТ 1.3.

3.3.6    В пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта приводят:

•    основание для разработки данного стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;

•    краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если это необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 разрабатываемого стандарта:

-    технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки межгосударственного стандарта, в том числе обоснование целесообразности егоразработки на межгосударственном уровне;

•    сведения о взаимосвязи проекта межгосударственного стандарта с другими межгосударственны-мистандартами. правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта межгосударственного стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);

-    предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые противоречат разрабатываемому стандарту;

•    перечень исходных документов и другие источники информации, испопьэованкыелри разработке межгосударственного стандарта;

. сведения о разработчике с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера кон* тактного телефона и адреса электронной почты.

При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной залисхек проекту межгосударственного стандарта также приводятсведенияопатентной чистоте его проекта или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при разработке данного стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.

3.3.7    Разработчик направляет первую редакцию проекта межгосударственного стандарта и пояс* нительную записку к нему в секретариат соответствующего по тематике МТК и национальный орган своего государства. При этом проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах (*.DOC) или (*.PDF).

3.3.8    Национальный орган государства-разработчика размещает проект межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему в АИС МГС для рассмотрения. При этом срок рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективной причиной, которую указывают в пояснительной записке к проекту межгосударственного стандарта.

3.3.9    Полномочные представители государств — членов МТК {или национальные органы государств. не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение проекта межгосударственного стандарта (атом числеегс публичное обсуждение) в своих государствах, собирают и анализируют отзывы заинтересованных органов государственного управления, организаций и иных юридических и физическихлиц.

3.3.10    Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта, рекомендуется излагать е следующей последовательности:

•    по проекту в целом:

•    по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам, приложениям — в порядке изложения проекта данного стандарта.

Все предложения по проекту межгосударстаенногостандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.

3.3.11    Наосновании отзывов заинтересованных органов государственного управления,организаций и иных лиц полномочный представитель государства в МТК готовит обобщенныйотзыеот этого государства на проект межгосударственного стандарта. Если государство не является членом данного МТК. то обобщенный отзыв этого государства готовит лицо, которое назначено национальным органом этого государства.

3.3.12    Полномочный представитель государства в МТК или национальный орган размещает отзыв на проект межгосударственного стандарта от имени своего государства в АИС МГС. используя шаблон, установленный в АИС МГС.

3.4 Правила разработки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения

3.4.1    После истечения срока рассмотрения первой редакции проекта межгосударственного стандарта секретариат МТК обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС. и в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции данного проекта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.

3.4.2    Разработчик готовит окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений. При этом целесообразность учета замечаний и предложений. поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции данного проекта, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом государства-разработчика.

Примечание — Срок подготовки окончательной редакции проекта межгосударственного стандарте, установленный национальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе работ по межгосударственной стандартизации

3.4.3    При подготовке окончательной редакции проекта межгосударственногостандартаразработ-чикготоеит сводку отзывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложении А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС. а в пояснительную записку к окончательной редакции данного проекта включают характеристику учета полученных замечаний и предложений.

3.4.4    В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта межгосуда-рственногостакдарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3).

S

При этом в АИС МГС вместес данным проектом и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.

3.4.5    Разработчик направляет окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, пояснительную записку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат МТК и национальный орган своего государства, который организует рассмотрение данного проекта в этом государстве.

Примечание - Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта а государство-разработчике устанавливает его национальный орган.

3.4.6    После рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в государство-разработчике и принятия его национальным органом решения о готовности этого проекта для голосования его направляют на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это соответствующим национальным органом.

При наличии редакционных замечаний лопроектустандартаего разработчик вносит необходимые исправления.

3.4.7    После издательского редактирования национальный орган государства-разработчика размещает окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта, а также пояснительную записку к данному проекту и сводку отзывов на первую редакцию в АИС для рассмотрения и последующего голосования. При этом срок рассмотрения окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта составляет два месяца.

3.4.8    Полномочные представители государств — членов МТК (или национальные органы государств. не являющихся членами данного МТК) организуют рассмотрение окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.

4 Правила принятия межгосударственных стандартов

4.1    Для представления проекта межгосударстеенногостандарта на принятие необходимо предварительное положительное решение МТК. которое принимают полномочные представители государств — полноправных членов данного МТК.

Примечаний

1    При проведении заседаний МТК учитывают рекомендации, приведенные в ГОСТ 1.4 (приложение ГВ).

2    Критерий принятия положительного решения МТК установлен а ГОСТ 1.4 {пункт 7.S.3).

4.2    Межгосударственный стандарт принимает МГСсучетом результатов голосованияв АИС МГС.

Примечание — Деятельность МГС. в том числе порядок проведения его заседаний, регламентированы соответствующими правилами |3].

4.3    Национальные органы государств — участников Соглашения принимают решение по проекту межгосударственного стандарта и голосуют в АИС МГС в течение предоставленного для этого срока. При голосовании против принятия проекта межгосударственного стандарта в данной редакции, а также в случае, когда национальный орган воздержался при голосовании, размещают файл с обоснованием этого решения в форматах (*.ООС) или (*.PDF).

Примечания

1    Подведение итогов голосований осуществляется в данной системе автоматически вдень окончания голосования.

2    Если национальный орган воздерживается при голосовании, то считается, что соответствующая страна не заинтересована а применении денного межгосударственного стандарта, в мнение этой страны в подсчете голосов не учитывается,

4.4    Межгосударственный стандарт считается принятым по результатам голосования в АИС МГС. если за его принятие в окончательной редакции проголосовало не менее трех четвертей из числа национальных органов государств, являющихся полноправными членами МТК. в рамках которого разработан проект (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех.

Если разработка межгосударственного стандарта осуществляется вне рамок МТК. то данныйстан-дарт считается принятым по результатам голосования в АИС МГС. если эавгопринятие еокончатепьной редакции проголосовало не менее трех четвертей из числа национальных органов, принявших участие в голосовании (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех.

Примечания

1    Приведенные выше правила применяют, когда межгосударственный стандарт не является основополагающим (см. 4.6.S). а также при отсутствии предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС (см. 4.6).

2    Для государств, являющихся полноправными членами МТК. голосование по принимаемым межгосударственным ствндартвм. относящимся к области деятельности денного МТК. является обязательным.

3    Национальные органы государств, не заинтересованных в применении данного межгосударственного стандарта, должны воздержаться при голосовании по его принятию.

4.4.1    При положительных результатах голосования в АИС МГС по межгосударственному стандарту секретариат МТК или национальный орган государства-разработчика направляет в Бюро по стандартам МГС (далее—Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, в соответствии с порядком, установленным МГС [4].

4.4.2    Бюро по стандартам осуществляет в соответствии с правилами, принятыми МГС [4]. регистрацию принятого стандарта.

4.4.3    Принятый стандарт вводят в действие на территории государств, заинтересованных в его применении, всоответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.0 (подпункты 8.3.2—8.3.6).

4.5    При отрицательных результатах голосования по проекту межгосударственного стандарта национальный орган государства-разработчика может принять решение о прекращении его разработки или доработке данного проекта с учетом замечаний и предложений других членов МТК и (или) национальных органов.

4.5.1    Доработку проекта межгосударственного стандарта осуществляют в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.

4.5.2    При доработке проекта межгосударственного стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования членов МТК и национальных органов, которую оформляют аналогично сводке отзывов по первой редакции проекта межгосударственного стандарта. При этом информацию о членах МТК и (или) национальных органах, проголосовавших за принятие данного стандарта, приводят в пояснительной записке.

4.5.3    Рассмотрение доработанного проекта межгосударственного стандарта и голосования по нему осуществляют в соответствии с 3.4.5—3.4.8.4.1—4.4.

При положительных результатах повторного голосования по проекту межгосударственного стандарта осуществляют работы в соответствии с 4.4.1—4.4.3.

4.5.4    При отрицательных результатах повторного голосования по проекту межгосударственного стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимают на заседании МТК или профильной научно-технической комиссии.

8 случае принятия решения о прекращении разработки межгосударственного стандарта национальные органы государств, заинтересованных в его применении, могут использовать проект данного стандарта (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления аналогичного национального стандарта.

4.6    Принятие межгосударственного стандарта выносят на заседание МГС по предложению национального органа, заинтересованного вего применении, но не согласногосрезультатами голосования по его проекту. На заседание МГС также выносят принятие основополагающих стандартов по методологии межгосударственной стандартизации, затрагивающих интересы всех государств — участников Соглашения.

4.6.1    Если проект межгосударственного стандарта предполагают вынести на заседание МГС. то перед этим заседанием секретариат МТК организует следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:

•    двухсторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком данного стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;

•    обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании представителей национальных органов:

•    повторное рассмотрение проекта данного стандарта на заседании МТК;

•    рассмотрение этого проекта на заседании профильной научно-технической комиссии.

4.6.2    При рассмотрении проекта межгосударственного стандарта на заседании МГС результаты рассмотрения отражаются в протоколе заседания. При этом сведения о принятом на заседании стандар-тввключаютвсоотввтствующий перечень, который является неотъемлемой частью данного протокола.

4.6.3    Если принятие межгосударственного стандарта вынесено на заседание МГС. а член совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту этого стандарта не менее чем за 10 дней до проведения заседания.

Примечание — Бюллетень голосования оформляют, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.

4.6.4    Межгосударственный стандарт считается принятым на заседании МГС. если за его принятие проголосовало не менее 2/3 от числа членов совета, которые присутствовали на этом заседании или направили бюллетени голосования в соответствии С4.6.3.

4.6.5    Если межгосударственный стандарт относится к числу основополагающих стандартов по метологии межгосударственной стандартизации, затрагивающих интересы всех государств — участии» ков Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при положительном голосовании всех членов МГС. участвующихе заседании, если от отсутствующегопри этом члена совета нелоступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.

4.6.6    В случае принятия межгосударственного стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с 4.4.1 —4.4.3.

4.7    В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт государства — участника Соглашения, если данный стандарт издан на русском языке (на двух или более языках, один из которых русский) и является идентичным международному или региональному стандарту.

4.7.1    Предложение по принятию в качестве межгосударственного стандарта национального стандарта государства — участника Соглашения может исходить от национального органа данного государства. Если это предложение исходит от национального органа другого государства. Бюро по стандартам или секретариата МТК, то возможность реализации данного предложения предварительно согласовываютс национальным органом, принявшим (утвердившим) этот стандарт.

4.7.2    Сторона, предложившая принять национальный стандарт в качестве межгосударственного стандарта, размещает данный стандарте АИС МГС настадии «Окончательная редакция» вместе с пояснительной запиской, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием.

4.7.3    Рассмотрение национального стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.4.8.4.1 —4.4.

На стадию «Принятие» в АИС МГС следует размещать национальный стандарт, переоформленный в межгосударственный стандарт и соответствующий ГОСТ 1.3 (раздел 6).

4.7.4    Приотрицательныхреэультатахголосования по принятию национальногостандартагосуда рства — участника Соглашения в качестве межгосударственного стандарта его доработка не осуществляется. за исключением случая, когда предложение по данному стандарту исходило от национального органа, принявшего (утвердившего) соответствующий национальный стандарт. В этом случае на основе данного национального стандарта может быть подготовлен проект межгосударственного стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3 (раздел 6). и с учетом замечаний и предложений заинтересованных стран, а дальнейшие работы (в том числе рассмотрение и голосование поэтому проекту) осуществляют в соответствии с4.5.2—4.5.4.

4.8    Национальные органы, проголосовавшие против принятия межгосударственного стандарта или воздержавшиеся (не принявшие участия в голосовании), могут в дальнейшем присоединиться клро-голосовавшим.направивв Бюро постандартамбюллетеньголосованиясо своим положительным решением. Информацию об этом решении публикуют на сайте МГС и в ежемесячно издаваемых в государствах — участниках Соглашения информационных указателях национальных стандартов, атак-же оформляют в виде поправки к межгосударственному стандарту в соответствии с 5.4.

4.9    Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, которые не приняли участия в голосовании, воздержались при голосовании или проголосовали против принятия стандарта в данной редакции.

5 Правила обновления межгосударственных стандартов

5.1    Организация работ по обновлению межгосударственного стандарта

5.1.1    Межгосударственный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

- если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного межгосударственного соглашения;

•    если содержание данного стандарта перестало отвечать целям и принципам межгосударствен* ной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (разделы 3 и 4);

•    если содержание межгосударственного стандарта вошло в противоречие с действующими и вводимыми нормами законодательств (в том числе техническими регламентами) государств — участников Соглашения;

•    если содержание межгосударственного стандарта не удовлетворяет современным экономическим. социальным или иным потребностям государств — участников Соглашения и/или не соответствует современному уровню развития науки, техники и технологий:

•    при необходимости обеспечения гармонизации свновь разработанным илиобновленным международным или европейским стандартом (международным документом, не являющимся международным стандартом);

•    если содержание данного межгосударственного стандарта противоречит содержанию другого вновь разрабатываемого или обновляемого межгосударственного стандарта, или если эти стандарты дублируют друг друга.

6 последнем случае при организации обновления межгосударственного стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам разработки распространяющихся на них стандартов.

Межгосударственный стандарт также может быть обновлен по предложению национальных органов. других органов государственного управления, предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.

5.1.2    Обновление межгосударственного стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра. разработки изменения к стандарту, а при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей редакционного характера — путем внесения поправки в стандарт.

5.1.3    При необходимости обновления межгосударственного стандарта национальные органы, другие органы государственного управления, предприятия, организации, иные субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государств, на территории которых применяют этот стандарт, направляютсоответствующив предложения (саргументированнымобоснованием) в секретариат МТК. за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии — в национальный орган своего государства или непосредственно в национальный орган государства — разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт). Вместе с предложением могут быть представлены документы, подтверждающие егообоснованность или содержащие гарантийные обязательства по полному или частичномуфинансированию работы, атакже текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт. Копии предложения и указанных документов направляют также в национальный орган своего государства.

5.1.4    Секретариат МТК (а при его отсутствии — национальный орган и/или секретариат национального ТК) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению межгосударственного стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).

5.1.5    Если втечение пяти лет после принятия межгосударственного стандарта в секретариат МТК (секретариат национального ТК) не поступали предложения по его обновлению, то данный секретариат направляет членам МТК (членам национального ТК) запрос о предоставлении предложений по обновлению данногостандартаилиегоотмене. или самостоятельно проводит оценку научно-технического уровня и/или проверку содержания этого стандарта.

5.1.6    При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5. оценивают необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым межгосударственным стандартом других межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт).

5.1.6.1    Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного межгосударственного стандарта. закрепленного за другим МТК или национальным органом, то соответствующее предложение направляют в секретариат этого МТК (национальный орган).

5.1.6.2    Секретариат МТК (национальный орган), в который поступило это предложение, анализирует его. определяет способ обновления закрепленного за ним межгосударственного стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщзет свое мнение в национальный орган государства, на которое возложено ведение данного секретариата.

5.1.6.3    Национальный орган рассматривает предложение по обновлению межгосударственного стандарта и определяет возможность финансирования этой работы.

5.1.7 Последующие работы по организации разработки изменения к межгосударственному стан* дарту или его пересмотру осуществпяют в порядке, установленном в 3.2.

5.2 Правила разработки и принятия изменения к межгосударственному стандарту

5.2.1    Изменение к межгосударственному стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, с продукцией, изготовленной по межгосударственному стандарту довнесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.

Изменение к межгосударственному стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данного метода.

Для остальных видов межгосударственных стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20 % объема стандарта.

Примечание — При необходимости одновременно с разработкой изменения к межгосударственному стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним межгосударственным стандартам.

5.2.2    Изменение к межгосударственному стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характера в форме самостоятельного документа, как правило, не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость внесения которого обусловлена заменой и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).

Исключением является случай, когда в межгосударственном стандарте дана нормативная ссылка на другой межгосударственный стандарт, отмененный без замены. В этом случае в первый стандарт вносят изменение сцелью исключения из него положения, вкоторомданаэта ссылка, илиего модификации путем включения недостающего требования (правила).

5.2.3    Если в межгосударственный стандарт уже внесено три изменения, тоследующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр данного стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр межгосударственного стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % объема данного стандарта или при необходимости существенного изменения наименования или области применения стандарта.

5.2.4    Оформление и изложение изменения — по ГОСТ 1.5 (раздел 5). Каждому вносимому в межгосударственный стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.

5.2.5    Работы по внесению в межгосударственный стандарт изменения организует секретариат МТК. за которым закреплен данный объект стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК — национальный орган государства — разработчика этого стандарта). При этом в качестве разработчика изменения к межгосударственному стандарту, как правило, привлекают юридическое или физическое лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.

5.2.6    Разработку и принятие изменения к межгосударственному стандарту осуществляют с соблюдением правил, установленных в разделах 3 и 4 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:

-    в пояснительной записке клроекту изменения вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и описание ожидаемой эффективности от его внедрения, но не включают сведения о международных и европейских стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне:

-    в пояснительной записке приводят сведения о том, в каких государствах — участниках Соглашения применяют изменяемый межгосударственный стандарт, а также отражают содержание предложений этих государств по обновлению данного стандарта;

-    для рассмотрения первой редакции проекта изменения и подготовки отзывов предоставляют два месяца;

• в обоснованных случаях (например, когда внесение изменения обусловлено необходимостью замены какого-либо положения нормативной ссылкой на принятый межгосударственный стандарт) допускается его первую редакцию размещать в АИС МГС какокончательную редакцию;

-    изменение к межгосударственному стандарту считается принятым в АИС МГС. если за принятие этого изменения прогопосовало не менее трех четвертей от числа национальных органов государств.

принявших участие в голосовании (включая национальный орган государства-разработчика), но не менее четырех;

•    национальные органы, проголосовавшие против принятия изменения к межгосударственному стандарту в предложенной редакции, решают вопрос о применении данного стандарта на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государстве — участнике Соглашения стандартас принятым изменением и без него, атакже с учетом необходимости применения измененного стандарта при поставке продукции в государства, национальные органы которых проголосовали за принятие изменения к этому стандарту.

5.2.7    Изменения к наиболее важным основополагающим межгосударственным стандартам по методологии межгосударственной стандартизации, затрагивающим интересы всех государств — участников Соглашения, как правило, принимают на заседании МГС. При этом изменение ктакому стандарту считается принятым только при положительном голосовании всех членов совета, участвующих в заседании.

5.2.8    Регистрацию и учет принятого изменения к межгосударственному стандарту, в том числе оформление дела изменения, актуализациюэлектронногокаталога «Межгосударственные стандарты», публикуемого на сайте МГС. атакже размещение текста данного изменения в АИС МГС на стадии «Издание» осуществляет Бюро по стандартам в соответствии с правилами, принятыми МГС [4].

8 обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование межгосударственного стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту.

5.2.9    Изменение к межгосударственному стандарту вводят в действие на территории государств, применяющих этот стандарт, в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.0 (подпункт 8.4).

5.3 Правила проведения работ по пересмотру межгосударственного стандарта

5.3.1    Пересмотр межгосударственного стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания (более 20 % объема), структуры и/или наименования данного стандарта. а также при установлении в нем новых и/или более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:

•    нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;

- нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по данному стандарту до введения в него новых требований:

•    влиянию на воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), проводимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее стандарту.

Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам или работы по их пересмотру.

5.3.2    Пересмотр межгосударственного стандарта организует секретариат МТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК) национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт. При этом в качестве разработчика новой версии данного стандарта, как правило, привлекают юридическое или физическое лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.

5.3.3    При пересмотре межгосударственного стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку и принятие межгосударственного стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в разделах 3 и 4. со следующими дополнениями;

•    новая версия межгосударственного стандарта считается принятой по результатам голосования в АИС МГС. если за ее принятие проголосовало не менее трех четвертей от числа национальных органов государств, принявших участие в голосовании (включая национальный орган государства-разработчика). но не менее четырех;

•    национальные органы государств, применяющих межгосударственный стандарт, которые проголосовали против принятия новой версии данного стандарта в предложенной редакции, решают вопрос о продолжении применения прежней версии этого стандарта в качестве национального стандарта с учетом необходимости использования новой версии этого межгосударственного стандарта при поставке продукции вгосударства, национальные органы которых проголосовали запринятиеэтой новой версии.

5.3.4    В пояснительной записке к проекту разрабатываемого межгосударственного стандарта приводят технико-экономическое, социальное или иноеобоснование целесообразности пересмотра данного стандарта и краткую характеристику пересмотра, а также описание ожидаемой эффективности от применения новой версии стандарта вместо его прежней версии. При этом в пояснительной записке допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если пересмотр действующего стандарта не обусловлен необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне.

5.3.5    При пересмотре действовавший ранее межгосударственный стандарт отменяют, а е новой версии данного стандарта (в предисловии) указывают, взамен кэкогостандартаон разработан. При при» своении обозначения новой версии межгосударственного стандарта сохраняют его регистрационный номер, после которого приводят (отделяя тире) четыре цифры, означающие год принятия и/или регистрации новой версии стандарта.

5.3.6    Межгосударственный стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводят в действие в соответствии с ГОСТ 1.0 (лодпункты8.3.1—8.3.4).

5.4 Правила внесения поправки в межгосударственный стандарт

5.4.1    Если при применении межгосударственного стандарта выявлена необходимость внести исправления в его официальное издание для устранения опечаток, ошибок или неточностей редакционного характера, допущенных при подготовке стандарта кэтому изданию, то любой пользователь данного стандарта может направить предложение по внесению в стандарт соответствующей поправки в национальный орган своего государства.

При этом следует учитывать, что объем поправки не должен превышать одной страницы. По содержанию поправка не должна иметь характер изменения кстандарту. В частности не допускается вводить поправками новые пункты, подпункты, таблицы, графический материал, формулы или приложения.

5.4.2    Путем поправки в межгосударственный стандарт могут быть внесены сведения о присоединении государства к данному стандарту, а также сведения о прекращении применения этого стандарта в государстве — участнике Соглашения в одностороннем порядке.

5.4.3    Поправку кмежгосударственному стандарту направляют в электронном виде в Бюро по стандартам для размещения на информационной доске АИС МГС.

5.4.4    Уведомление о размещении поправки на информационной доске АИС МГС направляют по электронной почте в национальные органы государств — участников Соглашения.

6 Правила проведения работ по отмене межгосударственных стандартов

6.1    Межгосударственный стандарт отменяют в следующих случаях:

•    при разработке взаменданного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);

- в связи с прекращением выпуска продукции (оказания услуг или проведения иных процессов),

осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт:

•    при прекращении применения данного стандарта в одностороннем порядке во всех применявших его государствах:

•    в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по межгосударственной стандартизации в данной области

6.2    Государственные органы управления, национальные ТК. предприятия, организации, другие субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государства, в котором применяют межгосударственный стандарт, направляют предложения об отмене данного стандарта в национальный орган своего государства.

6.3    Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотрение поступивших предложений по отмене межгосударственного стандарта и определяет целесообразность реализации этих предложений, а в случае согласия с ними направляет предложение об отмене данного стандарта в секретариат МТК. за которым закреплен этот стандарт, или при его отсутствии — в национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт.

6.4    Секретариат МТК (национальный орган государства), за которым закреплен межгосударственный стандарт, анализирует предложение об отмене данного стандарта, оценивает целесообразность реализации этого предложения и при согласии с ним размещает в АИС МГС пояснительную записку с обоснованием целесообразности отмены стандарта. При этом для рассмотрения этого предложения. как правило, предоставляют трехмесячный срок.

6.5    Полномочные представители государств — членов МТК (а при отсутствии МТК — национальные органы государств, в которых применяют межгосударственный стандарт)организуют рассмотрение предложения об отмене этого стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.

По результатам рассмотрения е государствах, в которых применяют межгосударственный стан* дарт. предложения об отмене данного стандарта национальные органы этих государств голосуют по данному предложению.

6.6    Межгосударственный стандарт считается отмененным, если за его отмену в АИС МГС проголосовали все участвующие в голосовании национальные органы государств, в которых применяют данный стандарт (вне зависимости от членства в МТК). При этом национальные органы государств, в которых не применяют стандарт, должны воздержаться при голосовании по предложению об отмене этого стандарта.

6.7    Закрытие дела отмененного межгосударственного стандарта, актуализацию электронного каталога «Межгосударственные стандарты», публикуемого на сайте МГС. и направление официальной информации об отмене стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт, осуществляют в порядке, установленном МГС [4].

7 Правила разработки, принятия, обновления и отмены правил

и рекомендаций по межгосударственной стандартизации

7.1    Правила по межгосударственной стандартизации (далее — правила) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений основополагающих межгосударственных стандартов по методологии межгосударственной стандартизации, а также при нецелесообразности разработки таких стандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок взаимодействия национальных органов и Бюро по стандартам в работах в области межгосударственной стандартизации и в других областях деятельности МГС.

7.2    Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее — рекомендации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике не устоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в области методологии межгосударственной стандартизации и других видов деятельности МГС. то есть до принятия соответствующих стандартов или правил.

7.3    Разработку правил и рекомендаций осуществляют по решению МГС или рекомендаций профильной научно-технической комиссии МГС на основе предложений национальных органов или Бюро по стандартам на основании программы работ по межгосударственной стандартизации. При этом заинтересованными в правилах (рекомендациях) считаются все государства — участники Соглашения.

7.4    Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций — по ГОСТ 1.5.

7.5    Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов или противоречить им.

7.6    Разработку правил и рекомендаций осуществляют организации, специализирующиеся в области методологии межгосударственной стандартизации и других видов деятельности МГС. или непосредственно Бюро по стандартам (в соответствии с функциями, возложенными на него).

7.7    По рекомендации профильной научно-технической комиссии МГС для разработки проекта правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей национальных органов или иных организаций.

7.8    Разработку правил и рекомендаций осуществляют в порядке, установленном 3.1.8. 3.1.9. 3.2—3.4 для проектов межгосударственных стандартов. При этом проект правил (рекомендаций) размещают в АИС МГС для рассмотрения, при необходимости дорабатывают, направляют на издательское редактирование, обсуждают на заседании профильной научно-технической комиссии, а затем рассматривают и принимают на заседании МГС. Допускается принятие рекомендаций путем голосования в АИС МГС.

7.9    Правила считают принятыми, если за принятие проголосовали в АИС МГС все национальные органы государств — участников Соглашения, которые участвуют в заседании МГС или направили бюллетени голосования в соответствии с 4.6.3.

7.10    Рекомендации считают принятыми, если за принятие проголосовали в АИС МГС не менее трех четвертей от числа национальных органов государств — участников Соглашения, которые присутствовали на заседании МГС. или направили бюллетени голосования в соответствии С4.6.3. или голосовали в АИС МГС.

7.11    Бюро по стандартам осуществляет регистрацию принятых правил (рекомендаций) всоответ-ствии с установленным МГС порядком [4).

Примечание — Принятые правила (рекомендации) вводят в действие и (или) применяют в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.0. (пункт 8.3. подпункты 8.3.1—8.3.6).

7.12    Обновление правил (рекомендаций) осуществляют путем их пересмотра, внесения в них изменений или поправок. При этом разработку и принятие изменений к существующим правилам (реко-мендациям) или разработку и принятие правил (рекомендаций) взамен существующих осуществляют в порядке, установленном в 7.3—7.10. Изменение к правилам (рекомендациям) вводят в действие на тер* ритории государств, применяющих эти правила (рекомендации), в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ 1.0 (подпункт 8.4).

7.13    Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии с разделом 6.

Приложение А (обязательное)

Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших от заинтересованных государств, и правила заполнения

А.1 Форме сводки отзывов

СВОДКА ОТЗЫВОВ

не первую редакцию проекте межгосударственного стандарте


наименование стандарта

Структурный элемент стандарта

Сокращенное наименование национального органа

Предложение, замечание

Заключение разработчика

Руководитель разработки

А.2 Прввилв заполнения сводки отзывов

А.2.1 Сводку отзывов заполняют в следующей последовательности:

•    в целом по проекту стандарта.

•    по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам (влоряд-ке изложения стандарта):

•    по приложениям а целом и по их структурным элементам (а порядке их размещения).

А.2.2 Замечания и предложения, высказанные а разных отзывах, но относящиеся к одному структурному элементу, приводят вместе.

А.2.3 При первом указании а сводке отзывов организации, представившей отзыв, указывают реквизиты сопроводительного документа и/или дату размещения отзыва в АИС МГС.

А.2 4 Заключение разработчика приводят с использованием следующих типовых формулировок:

•    «Принято»:

•    «Принято частично» с указанием части, в которой учтено данное замечание или предложение;

- «Отклонено» с приведением обоснования нецелесообразности учета данного замечания или предложения:

•    «Принято к сведению», если содержание данного замечания или предложения не предполагает его учет при доработке проекта.

•    «Предлагается обсудить не заседании МТК (заседании научно-технической комиссии или ином согласительном совещании)».

Библиография

(1]    ПМГ 48—2002 Порядок обмена документами е электронном формате

(2]    ПМГ 22—2004 Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации

(3]    Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

(4]    ПМГ 03—2011 Порядок регистрации, изданий и обеспечения межгосударственными нормативными докумен

тами по стандартизации

УДК 006.05:006.354    МКС 01.120

Ключевые слова: межгосударственные стандарты; правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации; правила разработки, рассмотрения, принятия, обновления, изменения, пересмотра, отмены

Редактор А.А. Милрчзко*

Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.в. бучная Компьютерная верстка А Н. Золо/парееои

Сдано в набор 13.01.201В. Подписано в печать 11.02.2016. Формат 60.Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 2,32. Уч.-гид. п. 1.80. Тираж 175 экэ. Эак. 402.

должность и наименование организации-разработчика

Разработчик стандарта и (или)

составитель сводки отзыв _

должность


личная подпись    инициалы, фамилия


личная подпись    инициалы, фамилия


Сведений о международных документах, не являющихся международными стандартами, приведены в ГОСТ 1.3 (приложение Б).

За исключением случая инициативной разработки за счет собственных средств и сил.

Национальный орган или организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС. Бюро по стандартам или секретариат МТК.

Национальные органы государств, в которых не применяют данный стандарт, должны воздержаться при голосовании по принятию изменения к нему.

   Если в этом стандарте отсутствуют указания по ремонту или обслуживанию данной продукции.

   Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то указывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), размещенных в АИС МГС вместе с бюллетенями при голосовании против принятия данного стандарта в данной редакции.

1S

Издано и отпечатано во ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ». 123905 Москва, Гранатный пер., 4. www.90stinfo.1u