База ГОСТовallgosts.ru » 65. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО » 65.060. Сельскохозяйственные машины, инвентарь и оборудование


ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию

Обозначение: ГОСТ 26026-83
Наименование: Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию
Статус: Действует

Дата введения: 01/01/1984
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 65.060.10
Скачать PDF: ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию.pdf
Скачать Word:ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию.doc


Текст ГОСТ 26026-83 Машины и тракторы сельскохозяйственные и лесные. Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию



Цена 3 коп.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБСЛУЖИВАНИЮ

ГОСТ 26026—83 (СТ СЭВ 3471-81)

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю. В. Жемеря; А. И. Стурис, канд. техн. наук; П. И. Лобко; А. П. Сигеев, А. Т. Коробейников, канд* техн. наук; В. Ф. Шолохов, канд. техн. наук; В. С. Чупилко; В. Т. Жигулев, канд. техн. наук; Г. А. Егоров; А. А. Яковлев; Н. В. Матюнина; В. А. Константинова; С. С. Черепанов,

д-р техн. наук; А. Ш. Рабинович, д-р техн. наук

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по производственнотехническому обеспечению сельского хозяйства

Зам. председателя Л. ▲. Корбут

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. № 6717

Редактор О. К. Лбашкова Технический редактор Н. В. Келейникова Корректор В. И. Варенцова

Сдано в наб. 08.02.84 Подп. в печ. Г9.03.84 0,75 уел. п. л. 0,75 уел. кр.*отт. 0,61 уч.-нзд. л. Тир. 12.000    Цена 3- коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП, Новопресненскнй нер„ • Тип. «Московский печатник», Москва, Лялин пер., 6. Зак, 14Э

УДК 631.3.001.4 : 006.354

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Группа Г99 СОЮЗА ССР

МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ

И ЛЕСНЫЕ

Методы оценки приспособленности к техническому

обслуживанию

Agricultural and forestry machines and (tractors. Evaluation methods of fitness to technical servicing

ОКП 47 0000

ГОСТ

26026-83

|CT СЭВ 3471—81)

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. № 6717 срок действия установлен

с 01.01.84 до 01.01.89

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные машины и тракторы (далее — машины) и устанавливает методы оценки притоп осо б л ен но с т и к техническому обслуживанию (ТО).

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3471—81.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Испытание машины на приспособленность к ТО следует проводить по методике, разработанной на основе настоящего стандарта, при выполнении всех требований инструкции по эксплуатации и ТО.

1.2.    Машины, у которых в ходе испытаний выявлено, что они при ТО не удовлетворяют требованиям безопасности, к дальнейшим испытаниям не допускают.

1.3.    Сбор информации для определения экспериментальных значений показателей приспособленности к ТО следует осуществлять во время испытаний машин посредством проведения контрольных ТО.

1.4.    Затраты времени на проведение операций ТО следует определять методом хронометрирования с погрешностью измерения ±5 с.

Издание официальное    Перепечатка воспрещено

© Издательство стандартов, 1984

2-143

1.5.    Для определения показателей приспособленности к ТО следует регистрировать оперативное время проведения работ.

1.6.    Квалификация исполнителей ТО должна соответствовать квалификации, предусмотренной для данного вида работы.

1.7.    Виды ТО, период проведения которых больше срока испытаний машин, проводят в конце испытаний.

1.8.    Для проведения контрольного ТО и измерения параметров применяют инструменты, приспособления и оборудование, предусмотренные в эксплуатационной документации для проведения соответствующего вида ТО.

1.9.    Применяемые измерительные приборы должны быть поверены и аттестованы.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

2.1.    Для проведения испытаний устанавливают:

количество точек смазывания;

количество видов используемых смазок;

периоды между двумя плановыми ТО;

количество необходимых специальных инструментов и оснастки;

количество ТО р-го вида за цикл ТО.

2.2.    При проведении контрольных ТО информацию регистрируют в листе для наблюдений по рекомендуемому приложению 2.

2.3.    Конструкцию машин в части доступности, обзорности и удобства при выполнении ТО оценивают в соответствии с обязательным приложением 3.

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ИЗДЕЛИЯ

К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

3.1.    Суммарное оперативное время Гто и суммарное время Т°б0

выполнения контрольного ТО определяют суммированием времени, затраченного на проведение отдельных операций, приведенного в таблице рекомендованного приложения 2.

3.2.    Удельную оперативную трудоемкость ТО STо следует определять по формуле

где

5то =

г

Пто

р

п

то pk пг

т

r°pkj

(1)

птор —количество ТО p-то вида за полный цикл;

Пторь — количество ТО обслуживаний р~го вида, проводимых

за время испытаний; р — номер соответствующего вида ТО;

k — номер контрольного ТО р-го вида; пт — количество исполнителей р-го вида ТО;

У — номер исполнителя при проведении работ р-го вида ТО;

Гто — суммарное оперативное время, затраченное исполни-рг/ телем на выполнение операции р-го вида k-ro контрольного ТО, ч;

Q—^наработка изделия за полный цикл ТО, единицы наработки;

г — количество видов ТО.

3.3.    Оперативную продолжительность ежесменного ТО Гто следует определять по формуле

пто

7-то.= —!- У Гто,.,,    (2)

Т°е.к

где Ятое.к — количество ежесменных контрольных ТО;

Тто —суммарное оперативное время, затраченное основным ~е гс исполнителем при проведении k-ro контрольного ежесменного ТО, ч.

3.4.    Оперативную трудоемкость р-го вида ТО 5Т0 определяют по формуле

"торй *

3.5.    Для определения удельной трудоемкости ТО S^60f продолжительности ежесменного Т*б0& и трудоемкости р-го вида ТО в

формулах (1) — (3) следует применять время с учетом подготовительно-заключительного времени и дополнительного времени, указанных в справочном приложении 4.

3.6.    Количество мест в конструкции машины с плохой приспособленностью для проведения ТО определяют суммированием числа мест, в которых установлена плохая доступность, плохая обзорность, неудобное положение исполнителя и нетехнологичность конструкции. Для этого составляют перечень по форме таблицы рекомендуемого приложения 5.

3.7.    Экспериментальные и нормативные значения основных и дополнительных показателей или значения показателей образца-аналога следует заносить в таблицу обязательного приложения 6.

3.8.    Приспособленность машины к проведению ТО оценивают сравнением экспериментальных значений основных показателей машины с их нормативными значениями или значениями у образца-аналога.

3.9. Для установления причин низкого уровня приспособлен' мости машины к проведению ТО следует провести анализ на основе сравнения экспериментального значения дополнительных показателей с их нормативными значениями или значением у образца-аналога.

4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИИ

4.1. Протокол результатов испытаний должен содержать следующие данные:

наименование и марку образца-аналога (при отсутствии нормативных значений показателей);

условия, содержание и последовательность проведения испытаний;

экспериментальные н нормативные (сравнительные) значения показателей по форме обязательного приложения 6;

перечень плохо приспособленных для ТО мест в конструкции машины по форме таблицы рекомендуемого приложения 5;

оценку достаточности существующих инструменов и оснастки для выполнения ТО;

оценку и характеристику ассортимента смазочных материалов; анализ, выводы и предложения.

ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

Термины

Пояснения

1.    Техническое обслуживание

2.    Приспособленность к ТО

3. Контрольное ТО

4.    Наработка

5.    Основной исполнитель ТО

6. Нормативное значение показателя

Определение — по ГОСТ 18322—78

Свойство машины» характеризующееся возможностью проводить операции по ТО высококачественно, быстро, легко, удобно и безопасно

ТО, проводимое при испытании изделия с целью накопления информации для оценки его свойств

Определение—по ГОСТ 27.002—83

Исполнитель, занятый непрерывно при контрольных ТО проведением соответствующего вида ТО

Значение показателя, установленное в нормативно-технической документации на машину

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое

(наименование организации)

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ №

(заполняют для каждого исполнителя)

Вид работы— -—-—Машина ---—

(вид и номер контрольного ТО)    (наименование, марка JVs)

Место проведения работы -

Наработка (между контрольными ТО)--—

С начала испытания -Исполнитель-

Начало работы* -ч- мин. Конец работы* -ч-

мин. Общая продолжительность* работы -ч-мин

Порядковый номер и наименование операции

Время

Замечания относительно

Наименование и количество необходимых инструментов и оснастки

мин

с

приспособленности конструкции к ТО по доступности, обзорности, удобству и др

I

2

3

4

5

Ответственный исполнитель:

(подпись)

Наблюдатель:

(подпись)

*

Заполняет ответственный исполнитель.

ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ, ОБЗОРНОСТИ И УДОБСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТО

1.    При оценке доступности:

1.1.    Машина получает оценку «хорошая доступность», если при выполнении данной операции:

а)    места обслуживания доступны и не ограничивают действий исполнителя;

б)    для обслуживания не требуется снятия каких-либо деталей.

1.2.    Машина получает оценку «ограниченная доступность», если при выполнении данной операции:

а)    движения исполнителя ограничены при применении инструмента;

б)    для достижения места обслуживания необходимо снимать детали типа капотов, крышек, заглушек и т. д., выполняющих предохранительную роль.

1.3.    Машина получает оценку «плохая доступность», если при выполнении данной операции существующее средство ТО:

а)    невозможно использовать;

б)    возможно использовать только при определенном положении исполнителя и его движения весьма затруднительны;

в)    возможно использовать только после дополнительной разборки конструкции машины.

2.    При оценке обзорности:

2.1.    Машина получает оценку «хорошая обзорность», если

обслуживаемое место остается в поле зрения исполнителя и хорошо освещено.

2.2.    Машины получает оценку ограниченная обзорность», если место обслуживания в отдельные моменты выходит из поля зрения исполнителя или находится в месте плохой естественной освещенности.

2.3.    Машина получает оценку «плохая обзорность», если наладку в месте обслуживания и саму операцию проводят «на ощупь».

3.    При оценке удобства исполнителя:

3.1.    «Удобными» оценивают позы работы исполнителя У, 2 и 3 (см. чертеж), достигаемые без применения дополнительных сооружений.

3.2.    «Среднеудобными» оценивают позы работы исполнителя 4, 5 и 7 (см. чертеж).

3.3.    «Неудобными» оценивают позы работы 6, 8, 9 и 10 (см. чертеж).

4.    Машина получает оценку «плохая приспособленность к ТО в данном месте» («неудачное решение конструкции»), если при проведении любой операции ТО в данном месте получена плохая оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.

5.    Машина получает оценку «хорошая приспособленность к ТО в данном месте» («удачное решение конструкции»), если при проведении любой операции технического обслуживания получена положительная оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.

6.    В остальных случаях машина получает оценку «удовлетворительное решение конструкции» (в данном месте).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ, ЗАТРАЧЕННОГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВОГО ТО

Элементы времени

Характеристика элементов времени

Оперативное время

Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по проверке технического состояния агрегата, системы или машины в целом (проверка засоренности воздухоочистителя, уровня масла, разряженностн аккумуляторных батарей и т. д.).

Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по измерению технического состояния (регулировка, натяжение, доливка и т. д.) агрегата, системы или машины в целом.

Время, затраченное на различные действия, связанные:

с подходом к обслуживаемой составной, части машины (открывание капота, снятие щитков, трубопроводов, деталей, мешающих подходу к обслуживаемому месту, и т. д.);

с окончанием обслуживания (установка щитков, трубопроводов, деталей, мешающих выполнению работ, закрывание капотов и т. д.);

с заменой инструмента, приспособлений, заправочных пистолетов, считая, что инструмент, приспособление, средства заправки и т. д. находятся рядом с обслуживаемой машиной.

Подготовительное заключительное время

Время, расходуемое на подготовку машины как объекта обслуживания рабочего места, оборудования, инструмента, материалов, запасных частей и т, д. к техническому обслуживанию перед его началом, в процессе обслуживания и после его завершения, т. е. на: заправку средств технического обслуживания всем необходимым (топливом, маслами, смазками, гидросмесями, воздухом и т. д.);

свертывание средств обслуживания, уборку слитого топлива, масла, гидросмесей, уборку рабочего места

Дополнительное

время

и т. д.

Время, затрачиваемое на выполнение работ, не связанных с техническим обслуживанием, и на естественные надобности

ПРИЛОЖЕНИЕ $ Рекомендуемое

(наименование и марка машины)

(наименование организация)

Наименование мест, плохо приспособленных для проведения ТО

Характеристика плохой приспособлениости (словами, эскизами, фотографиями и т. ли)

I

2

Дата

Ответственный исполнитель

(подпись Ф, И. О.)

ПОКАЗАТЕЛИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТО

(наименование н марка машины)

(наименование организации)

Норматив

Единица

Экспери

ное значе

Отношение

Наименование показателя

менталь

ние (значе

данных

п/п.

измере-

ное зна

ние у об

графы 4 к

ния

чение

разца-ана

графе 5

лога)

1

2

3

4

5

6

Основные показатели

1.

Удельная оперативная

чел.-ч

трудоемкость ТО

ед. нара

ботки

2.

Оперативная продолжительность ежесменно-иого ТО

ч

3.

Периоды между плано

ед. нара

выми ТО

ботки

Дополнительные

показатели

4.

Трудоемкость р-го вида ТО

чел.-ч

5.

Количество плохо приспособленных мест в кон

струкции машины для проведения ТО

6.

Количество видов используемых смазок

7.

Общее количество мест смазки, в том числе ежесменных

а.

Количество необходи

мых специальных инст

рументов и оснастки при ТО