База ГОСТовallgosts.ru » 03. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ, УПРАВЛЕНИЕ И КАЧЕСТВО. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. СОЦИОЛОГИЯ. » 03.120. Качество

ГОСТ Р 54294-2010 Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования

Обозначение: ГОСТ Р 54294-2010
Наименование: Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования
Статус: Действует

Дата введения: 09/01/2011
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 03.120.20
Скачать PDF: ГОСТ Р 54294-2010 Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 54294-2010 Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования.doc


Текст ГОСТ Р 54294-2010 Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


ГОСТР54294-

2010/

ISO/PAS/17001:2005

Оценка соответствия БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ Принципы и требования

ISO/PAS 17001:2005

Conformity assessment— Impartiality — Principles and requirements

(IDT)

Издание официальное

Москве

Стандарта кформ 2012


Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «ИНТЭК» на основе русской версии международного документа, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН 8 ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. № 1139-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/PAS17001:2005 «Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования» (ISO/PAS 17001:2005 «Conformity assessment — Impartiality — Principles and requirements»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано е ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии

Содержание

см сч со


4    Обоснование .............................................

5    Принципы беспристрастности....................................

6    Требования к беспристрастности..................................

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

ссылочным национальным стандартам Российской Федерации............6

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ Принципы и требования

Conformity assessment. Impartiality. Principles end requirements

Дата введения — 2011—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента «беспристрастность)» относительно стандартов по оценке соответствия.

Настоящий стандарт является внутренним инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов е области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками\ если при подготовке документов рассматривается элемент «беспристрастность)».

Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ИСО/МЭК17000—2009 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы

(ISO/IEC 17000:2009. Conformity assessment — Vocabulary and general principles)

3    Термины и определения

8 настоящем документе используются термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000.

Примечание — Использование термина «орган» (‘body*) в настоящем стандарте означает либо орган по аккредитации, либо орган по оценке соответствия, как определено в ИСО/МЭК 17000.

* Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО. на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Издание официальное

4    Обоснование

4.1    Беспристрастность — это элемент, состоящий из нескольких компонентов. Данные компоненты — это свойства, которые считаются основополагающими в органе или для персонала, который осуществляет деятельность по оценке соответствия. Такие компоненты включают:

a)    объективное и непредвзятое выполнение действий по оценке соответствия;

b)    идентификацию имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем. чтобы обеспечить объективность;

c)    независимость органа по оценке соответствия, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, от какой-либо другой организации или лица, заинтересованных в результатах деятельности по оценке соответствия;

0) принятие ответственности и обязательств, связанных с выполнением действий по оценке соответствия и принятием решений в области оценки соответствия и/или подтверждения.

4.2    Отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по оценке соответствия может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам в области оценки соответствия.

4.3    При осуществлении деятельности по оценке соответствия важно:

a)    быть объективным;

b)    идентифицировать, избегать, снижать количество конфликтов интересов и управлять ими;

c)    обеспечивать независимость, чтобы повысить степень доверия и значимости данной деятельности на рынке.

5    Принципы беспристрастности

5.1    Использование термина «беспристрастность)» в настоящем стандарте подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа.

Примечание — Беспристрастность характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:

•    объективность:

•    независимость:

•    нейтралитет:

•    честность;

•    открытость:

-    справедливость;

•    отстраненность:

•    равновесие:

•    отсутствие конфликта интересов:

-    отсутствие предвзятости:

•    отсутствие предубеждения.

5.2    Необходимо, чтобы органы и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.

5.3    К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:

a)    личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений. либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);

b)    самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги):

c)    заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);

d)    чрезмерной фамильярности, т. е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки сочень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);

е) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);

0 соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).

6 Требования к беспристрастности

6.1    Общие положения

При разработке настоящего стандарта было признано, что разработчики должны учитывать различные степени определенности. В результате требования в данном разделе распределены на следующие три уровня определенности:

a)    обязательные; к ним относятся конкретные сформулированные требования, которые разработчики используют, если элемент должен рассматриваться без редактирования, за исключением замены более конкретных терминов. Например, фраза «Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно» может быть заменена более конкретной «Деятельность по сертификации системы менеджмента должна проводиться беспристрастно». Разработчики должны предоставить обоснования, если они не используют данные требования, рассматривая соответствующие общие элементы;

b)    рекомендованные: к ним относятся сформулированные требования, которые должны использовать рабочие группы, если они хотят иметь большую степень определенности. Допустимо редактирование;

c)    предлагаемые: к ним относятся факторы, которые следует принимать во внимание при разработке требований разработчиком\

Предусматривая эти разные уровни определенности, в настоящем стандарте реализуется замысел ИСОЛСАСКО о согласованном положении, которое касается элементов, являющихся общими для всех видов деятельности в области оценки соответствия и. в то же время, обеспечивает некоторую гибкость для конкретных формулировок отдельными разработчиками.

8 помощь разработчикам: текст, приведенный ниже в рамках, они могут либо использовать (обязательные требования), либо иначе включать (рекомендованные требования) в будущие стандарты; остальной текст имеет пояснительный характер.

6.2    Общие требования

6.2.1    Обязательные требования

6.2.1.1    Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно.

6.2.1.2    Орган должен отвечать за беспристрастность деятельности по оценке соответствия и не должен допускать коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.

6.2.1.3    Орган должен регулярно идентифицировать риски для беспристрастности. К таким рискам относят риски, возникающие вследствие деятельности органа или его взаимосвязей или вследствие взаимоотношений его персонала (см. 6.4.1). Тем не менее такие взаимоотношения не обязательно представляют риск для беспристрастности органа.

Примечание — Отношения, которые угрожают беспристрастности органа, могут исходить из прав собственности. власти, руководства, персонапа. совместно испопьэуемых ресурсов, финансов, контрактов, продаж (включая продвижение торговой марки) и оплаты комиссионных с продажи или прочего поощрения за привлечение новых клиентов и т. д.

6.2.1.4    Если риск для беспристрастности идентифицируется, то орган должен быть способен продемонстрировать. как он устраняет или минимизирует такой риск.

6.2.1.5    В органе должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность.

6.2.2 Рекомендованные требования

6.2.2.1    Орган не должен предлагать или предоставлять оценку соответствия, а также услуги по проектированию и консультационные услуги, которые имеют отношение к одному и тому же объекту оценки соответствия одного и того же заказчика, так как это создает неприемлемую угрозу для беспристрастности.

Примечание — Разработчики'могут идентифицировать действия (или ряд действий), кроме проектирования или консультации, которые могли бы восприниматься как неприемлемый риск для беспристрастности.

6.2.2.2    Услуги, которые создают неприемлемый риск для беспристрастности, не должны предоставляться. прямо или косвенно, вместе с деятельностью по оценке соответствия.

6.2.2.3    Если отношения между поставщиком услуг по проектированию или консультационных услуг и органом представляют неприемлемую угрозу для беспристрастности органа, то орган не должен предоставлять услуги по оценке соответствия заказчикам, которые приняли услуги по проектированию или консультационные услуги, имеющие отношение к одному и тому же объекту оценки соответствия для одного и того же заказчика.

Примечания

1    Одним из способов снижения угрозы для беспристрастности до приемлемого уровня является установление определенного периода времени, которое должно пройти после завершения услуг по проектированию и консультационных услуг.

2    Разработчики могут идентифицировать действия (или ряд действий), кроме проектирования или консультации. которые могли бы восприниматься как неприемлемый риск для беспристрастности.

6.2.2.4    В контрактах и соглашениях по оценке соответствия следует учитывать обязанности сторон по обеспечению беспристрастности.

6.2.2.5    Орган должен иметь общедоступное заявление о том. что он осознает важность бесприст

растности при осуществлении деятельности по оценке соответствия, управляет конфликтами интере-сов и обеспечивает объективность деятельности по оценке соответствия._

6.3    Структурные требования

6.3.1    Обязательные требования

Деятельность по оценке соответствия должна иметь такую структуру и управляться таким обра-зом, чтобы беспристрастность была гарантирована._

6.3.2    Рекомендованные требования

6.3.2.1    Орган должен иметь механизм сбалансированного привлечения заинтересованных сторон к следующим действиям:

a)    разработке принципов и политики, касающихся беспристрастности:

b)    нейтрализации тенденции, позволяющей коммерческим или другим факторам препятствовать непротиворечивому и объективному осуществлению деятельности по оценке соответствия;

c)    консультациям по вопросам, влияющим на беспристрастность деятельности по оценке соответствия. включая общественное восприятие.

6.3.2.2    Анализ и принятие решения о соответствии должны осуществляться другими сотрудниками. кроме тех. которые осуществляли выбор и определение функций.

Примечание — При использовании денного текста в конкретном стандарте фрезу «выбор и определение функций» необходимо заменить видом деятельности, входящим в оценку соответствия, на который распространяется стандарт {например, испытание, контроль, проведение аудите, оценивание, экспертная оценке). Более подробное разъяснение признанных функций в области оценки соответствия представлено в ИСО/МЭК 17000, приложение А.

6.4    Требования к персоналу

6.4.1 Обязательные требования

Весь персонал органа, внутренний либо внешний, который мог бы повлиять на деятельность по оценке соответствия, должен действовать беспристрастно.

6.4.2 Рекомендованные требования

6.4.2.1    Персонал органа, который ранее работал ло найму, или услугами которого по проектированию. управлению или консультированию в отношении объекта оценки соответствия пользовался заказчик. не должен выполнять действия по оценке соответствия в отношении того же объекта в течение «указывается определенный срок> после его предыдущего привлечения.

При установлении определенного срока следует учитывать технические и другие разработки в конкретном секторе.

Пример 1 — Менеджер по системам менеджменте качества (СМК) е организации, который впоследствии работает по найму в органе по сертификации/рееистрации СМИ. не должен привлекаться ни к выполнению процесса внешнего аудита, ни к осуществлению функций по анализу и принятию решения, приводящим к сертификации его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.

Пример 2 — Сотрудник, ранее участвовавший в проектировании, изготовлении. t/слытениях. проводимых на предприятии, или контроле продукции, который впоследствии работает по найму в органе по сертификации продукции, не должен привлекаться к выполнению действий по оценке соответствия продукции его/ее прежней оровнизвции. лоне не пройдет не менее двух лет.

Пример 3 — Бывший сотрудник оревне ло оценке соответствия, который впоследствии роботе-ет по найму в ораане по аккредитации, не должен лриелеквться ни к осуществлению оценки, ни к деятельности по анализу и принятию решения, приводящим к аккредитации его/ее прежней организации, пока не пройдет не менее двух лет.

6.4.2.2    Орган должен управлять риском для беспристрастности, возникающим вследствие чрезмерной фамильярности в отношениях между персоналом органа и заказчиком.

Пример — Орган должен время от времени чередовать персонал по оценке в роботе с различными клиентами.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблице ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степей*

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО/МЭК 17000—2004

ют

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000:2000 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы»

Применение — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

• ЮТ — идентичные стандарты.

УДК 65.012.7:658.562:006.354    ОКС 03.120.20    Т59

Ключевые слова: беспристрастность, конфиденциальность, жалобы и апелляции, разглашение информации. системы менеджмента

Редактор T.U. Кононова Технический редактор в.Н. Прусакова Корректор 8.И. Вареицова Компьютерная верстка 8.И. Грищенко

Сдаио а набор 06.04.2012. Подписано в печать 25.04.2012.    Формат 60x84V*.    Гарнитура Ариап. Уел. печ. п. 1.40.

Уч.'изд. п. 1,07. Тирах 171 экз Зак. 502.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123095 Москва. Гранатный лер.. 4 «vwiv.poitnfo.ru info£goitinfo.iu Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ

Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 106062 Москва. Лялин пер.. 6.

Слова «группы ИСО/КАСКО» заменены словом «разработчики». Причина изложена в сноске не странице 1.

Слове «группы ИСО/КАСКО» заменены словом «разработчики». Причине изложена в сноске на странице 1.