allgosts.ru43.040 Системы дорожно-транспортных средств43 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА

ПНСТ 457-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пассажиров городского пассажирского транспорта. Часть 1. Система стандартов для информационных систем

Обозначение:
ПНСТ 457-2020
Наименование:
Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пассажиров городского пассажирского транспорта. Часть 1. Система стандартов для информационных систем
Статус:
Отменен
Дата введения:
01.06.2021
Дата отмены:
01.06.2024
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.040.01

Текст ПНСТ 457-2020 Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пассажиров городского пассажирского транспорта. Часть 1. Система стандартов для информационных систем

        ПНСТ 457-2020


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Интеллектуальные транспортные системы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА


Часть 1


Система стандартов для информационных систем


Intelligent transport systems. Public transport user information. Part 1. Standards framework for public information systems

ОКС 43.040.01

Срок действия с 2021-06-01

до 2024-06-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2020 г. N 71-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений международного стандарта ИСО 17185-1:2014* "Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 1. Структура стандартов на информационные системы для пользователей общественного транспорта" (ISO 17185-1:2014 "Intelligent transport systems - Public transport user information - Part 1: Standards framework for public information systems", NEQ)

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 125319 Москва, Ленинградский проспект, д.64 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()


Введение

Городской пассажирский транспорт является важной составной частью современных интеллектуальных транспортных систем крупных городов и мегаполисов. При соответствующем уровне сервиса данный вид транспорта становится более привлекательным для большей части городского населения. Именно высокое качество сервиса, предоставляемого данным видом транспорта, обеспечивает его высокую конкурентоспособность по отношению к личному транспорту, формирующему от 80% до 90% транспортных потоков на улично-дорожной сети города.

Качественное транспортное обслуживание населения городским пассажирским транспортом обуславливает возможность его использования в роли основного вида транспорта для большинства населения. Это, в свою очередь, ведет к снижению нагрузки на городскую улично-дорожную сеть, что особенно важно в час пик.

Одним из показателей качества является качество информационного обслуживания населения, в основе которого лежат признанная и понятная пользователям терминология и применяемые основные понятия. Актуальность настоящего стандарта определяется тем, что он разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ИСО 17185-1:2014 с целью гармонизации терминологии и основных понятий в области информационного обслуживания пассажиров городского, пригородного и междугородного пассажирского транспорта.

Настоящий стандарт описывает структуру функционально совместимых информационных систем для общественного транспорта. Это достигается путем определения высокоуровневых ролей и обязанностей заинтересованных сторон и вариантов обмена информацией пользователям ГПТ.


1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на интеллектуальные транспортные системы и определяет базовую основу для предоставления пользователям наземного городского пассажирского транспорта, а также пользователям межрегионального и международного автомобильного пассажирского транспорта надлежащей статической информации и информации в режиме реального времени. Информация должна быть оперативно собрана, обработана и предоставлена пользователям надлежащим образом с использованием доступных в настоящее время стандартов.

Настоящий стандарт не предназначен для определения конкретных информационных интерфейсов, таких как формат данных или система нумерации остановок.


2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 данные: Интерпретируемое представление информации в формализованном виде, подходящем для коммуникации, интерпретации или обработки.

Примечания

1 Обработка данных может осуществляться людьми или автоматическими средствами.

2 Адаптировано из [1].

2.2 база данных: Сбор описательных записей или единиц контента, хранящихся в электронном виде (включая факты, тексты, изображения и звук) с общим пользовательским интерфейсом и программным обеспечением для поиска и обработки данных.

Примечания

1 Единицы или записи обычно собираются с определенным намерением и связаны с определенной темой. База данных может быть выпущена на CD-ROM, дискете или другим методом прямого доступа либо в виде компьютерного файла, доступ к которому осуществляется через коммутируемый доступ или Интернет.

2 Лицензионные базы данных учитывают отдельно, даже если доступ к нескольким лицензированным продуктам баз данных осуществляется через один и тот же интерфейс.

3 Общий интерфейс, обеспечивающий доступ к пакету серийных или цифровых документов, обычно предлагаемый издателем или поставщиком, также следует учитывать. Кроме того, периодические издания или цифровые документы учитывают отдельно.

4 Адаптировано из [2].

2.3 модель данных: Графическое и/или лексическое представление данных с указанием их свойств, структуры и взаимосвязей.

Примечание - Адаптировано из [3].

2.4 юридическое лицо: Организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2.5 сбор платы за проезд: Все мероприятия, связанные со сбором денег за проезд у пассажиров.

2.6 фреймворк: Структура, выраженная в диаграммах, тексте и формальных правилах, которая связывает компоненты концептуального объекта друг с другом.

Примечание - Адаптировано из [4].

2.7 функция: Предполагаемый эффект системы, подсистемы, продукта или части.

Примечания

1 Функции должны иметь одну определенную цель. Имена функций должны иметь декларативную структуру (например, "Проверить телекоманды") и говорить, "что" должно быть сделано, а не "как". Хорошее именование позволяет легко получить компоненты конструкции с сильной связностью.

2 Адаптировано из [5].

2.8 функциональная область: Объединение групп и/или элементов в целое, которое может использоваться независимо.

2.9 логическая модель данных: Проект данных, который учитывает тип используемой базы данных, но не рассматривает способы использования пространства или доступа.

2.10 управленческая информация: Информация, используемая руководством или производимая для выполнения функции управления.

Примечания

1 Адаптировано из [6].

2 В настоящем стандарте данный термин означает все виды деятельности, позволяющие руководству компании собирать информацию, необходимую для решения проблем. Данные операционных систем фильтруются и агрегируются для этой цели и предоставляются пользователю в интерактивном режиме или в форме предварительно определенных отчетов и сводок. Такие функции, в принципе, связаны со всеми функциональными областями компании, с особым акцентом на управление статистическими результатами.

2.11 мониторинг и контроль операций: Все действия, связанные с процессом перевозки, то есть функции в реальном времени, связанные с вождением и перевозкой пассажиров в соответствии с инструкциями, включая мониторинг процесса вождения и его контроль и регулирование в случае отклонений, а также все действия, которые поддерживают процесс вождения (приоритетный проезд регулируемого перекрестка, переключение на другой маршрут, формирование рекомендаций по движению/задержке и т.д.).

2.12 информирование пассажиров: Деятельность, связанная с информированием пользователей о запланированных или фактических транспортных услугах.

2.13 планирование работы водителей: Деятельность, связанная со среднесрочным и краткосрочным планированием работы водителей на линии.

2.14 планирование: Способ управления временем выполнения запланированной деятельности внутри или представленным управляемым объектом.

Примечания

1 Адаптировано из [7].

2 В настоящем стандарте данный термин означает все действия, связанные с тактическим планированием перевозки, разделением на планирование работы транспортных средств, планирование работы водителей.

2.15 пример использования: Последовательность действий, которые субъект (как правило, человек, но, возможно, внешняя сущность, такая как другая система) выполняет внутри системы для достижения конкретной цели.

Примечание - Адаптировано из [8].


3 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГЛОНАСС - глобальная система позиционирования;

ГПТ - городской пассажирский транспорт;

ИТС - интеллектуальные транспортные системы.


4 Общие требования


4.1 Важность предоставления информации для пользователей городского пассажирского транспорта (ГПТ)

Оператор службы ГПТ должен играть важную роль в сфере наземного транспорта, так как общество полностью зависит от частных автомобилей, которые имеют недостатки, такие как сильное воздействие на окружающую среду, увеличение числа аварий, связанных с пожилыми водителями, и уменьшение эффективности экономики из-за значительной территориальной разобщенности населения.

Проблемы современного ГПТ, подлежащие решению, варьируются от страны к стране или от города к городу. Однако имеются следующие общие особенности. С точки зрения оператора услуг ГПТ фактор выгоды/стоимости может поддерживаться на высоком уровне путем использования технологий ИТС, таких как эффективная оплата проезда и предоставление приоритетного проезда общественному транспорту. С точки зрения пользователя ГПТ (клиента) использование ГПТ должно быть более привлекательным, чем вождение собственного автомобиля, за счет повышения скорости и комфортности передвижения транспортных средств ГПТ, снижения тарифов ГПТ и предоставления привлекательной информации для пользователей ГПТ.

Предоставляя информацию пользователям ГПТ, важно понимать, что существуют различные типы клиентов и их потребности различаются. В конкретном городе есть два типа клиентов: один не знает, как воспользоваться услугами ГПТ, а другой знает необходимую информацию о ГПТ и понимает, что ГПТ - это надежный, своевременный и безопасный транспорт. Как правило, приезжий не знаком с местным общественным транспортом, но ожидает, что ему будут предоставлены услуги общественного транспорта, которыми он сможет с удобством воспользоваться. Следовательно, структура предоставления информации пользователям ГПТ должна быть разработана с учетом данных различных потребностей пользователей.

Практически используются различные проекты по предоставлению информации о ГПТ. Данные об этих проектах распространяются на международном уровне с целью постоянного улучшения системы предоставления информации пользователям ГПТ во всем мире.

Существует несколько ключевых вопросов, касающихся обеспечения привлекательности ГПТ, а именно:

- разработка эффективной системы предоставления информации пользователям ГПТ;

- разработка эффективной и привлекательной системы оплаты проезда на ГПТ;

- разработка эффективной системы маршрутов и расписаний ГПТ;

- разработка тарифных соглашений между региональным регулятором транзита и оператором услуг ГПТ;

- эффективный контроль работы водителей транспортных средств ГПТ со стороны операторов услуг ГПТ за счет внедрения технологий ИТС.

Необходимо определение базовой структуры предоставления информации пользователям ГПТ, которая было* бы приемлема в международном масштабе как для развитых, так и для развивающихся стран, где необходимы усовершенствования такой системы предоставления информации.

Архитектура службы предоставления информации пользователям ГПТ и требуемые стандарты варьируются от страны к стране. Настоящий стандарт содержит основные руководящие принципы, которые следует использовать при внедрении системы предоставления информации по ГПТ.

В настоящем стандарте описываются базовые требования высокого уровня для предоставления информации пользователям ГПТ. Подробные примеры использования, каталоги стандартов данных и интерфейсов и перекрестные ссылки приведены в [9] и [10].


4.2 Значение информации для пользователей ГПТ

Потенциальные роли информационных систем:

- предоставление информации о запланированном обслуживании (расписание движения);

- предоставление информации об объектах транспортной инфраструктуры;

- предоставление информации о движении транспортных средств на маршрутах в режиме реального времени;

- предоставление топографической и географической информации о маршрутной сети ГПТ;

- предоставление вариантов планов поездок пользователям;

- предоставление информации о перебоях в обслуживании ГПТ в реальном масштабе времени, включая:

- информацию о времени задержки на маршрутах;

- информацию о дорожно-транспортных происшествиях;

- информацию о дублирующих маршрутах;

- предоставление скорректированной информации о расписании движения в режиме реального времени;

- сбор исходных данных о работе транспорта;

- проверка исходных данных о работе транспорта;

- формирование отчетных данных о работе транспорта;

- формирование прогнозов о работе транспорта;

- анализ данных о работе транспорта;

- распространение данных о работе транспорта заинтересованным организациям;

- использование данных о работе транспорта в транспортных приложениях;

- финансирование информационного обеспечения транспорта;

- оценка производительности транспорта;

- организация информационного обмена между различными видами общественного транспорта;

- обработка информации заявок клиентов в системах планирования интермодальных путешествий.


4.3 Варианты использования высокого уровня

В настоящем стандарте определены высокоуровневые сценарии использования для описания обычно применяемой базовой структуры. Подробные варианты использования и перевод между существующими стандартами определены в [9] и [10]. Основные действующие лица в этих сценариях высокого уровня см. в 4.4.


4.3.1 Вариант использования 1 - оператором службы ГПТ для мониторинга, контроля транспорта и информирования клиента и предоставления информации провайдеру


Данная комплексная функция обеспечивает автоматическое определение местоположения транспортного средства и информацию для пассажиров в режиме реального времени. Она имеет два функциональных компонента: автоматическое определение местоположения транспортного средства и информирование пассажиров.

Цель - постоянно адаптировать услуги городского транспорта к обстоятельствам на местах. Функция контролируется субъектом, который эксплуатирует систему диспетчерского управления. Он выполняет две функции: мониторинг городского пассажирского транспорта и управление движением городского пассажирского транспорта. Термин "информация для пассажиров" в настоящем стандарте определяется как "информация о функционировании служб городского транспорта". Передачу этой информации осуществляют с помощью функции "Распространение оперативных данных".


4.3.2 Вариант использования 2 - оператором услуг ГПТ для организации и планирования услуг городского транспорта


Данная комплексная функция предназначена для управления основными данными, планирования и организации предоставления транспортных услуг, а также для управления и поддержания информационных ресурсов.


4.3.3 Вариант использования 3 - оператором службы ГПТ для управления персоналом

Данная комплексная функция отвечает за централизованное управление персоналом, в отличие от "локального управления", которое осуществляется на автотранспортных предприятиях при организации работ водителей транспортных средств. Она состоит из двух независимых компонентов: централизованное управление персоналом (водителями) и централизованное управление подвижным составом.

4.3.4 Вариант использования 4 - оператором услуг ГПТ для организации распределяемого транспортного сервиса


Данная комплексная функция позволяет планировать и организовывать общие транспортные услуги, начиная от услуг городского пассажирского транспорта и заканчивая управлением транспортными средствами общего пользования, предоставляется на основе транспортных услуг каршеринга.


4.3.5 Вариант использования 5 - поставщиком информации для получения информации от оператора услуг ГПТ и информирования клиентов (пользователей услуг ГПТ)


Данная комплексная функция позволяет предоставлять агрегированную информацию от операторов, предоставляющих одну или несколько услуг, и дает клиентам дополнительные услуги для планирования эффективного использования городского транспорта.


4.3.6 Вариант использования 6 - межрегиональным поставщиком информации для получения информации от поставщика информации и информирования клиентов (пользователей услуг пассажирского транспорта)


Данная комплексная функция обеспечивает предоставление агрегированной транспортной информации от одной или нескольких региональных информационных систем клиенту. Она позволяет межрегиональному поставщику информации предоставлять межрегиональную информацию о пассажирском транспорте с добавленной стоимостью пользователям услуг пассажирского транспорта, выполняющим поездки в междугородном или международном сообщении, для эффективного планирования и использования услуг межрегионального и международного автомобильного пассажирского транспорта.


4.3.7 Вариант использования 7 - транспортным регулятором для регулирования услуг, предоставляемых оператором ГПТ


Данная функция обеспечивает соблюдение законов, административных положений и международных соглашений в отношении дорожного движения и транспорта.


4.3.8 Вариант использования 8 - транспортной администрацией для планирования, финансирования, проведения тендеров и заключения контрактов на предоставление услуг ГПТ


Данная комплексная функция позволяет транспортным административным органам планировать, финансировать, проводить тендеры и заключать контракты с операторами ГПТ на предоставление транспортных услуг. Операторы ГПТ обеспечивают диспетчеризацию транспортных процессов и информирование транспортной администрации о своей деятельности в соответствии с условиями контракта. Транспортная администрация определяет общие стандарты для обмена транспортными данными и предоставляет полную и актуальную информацию пользователям ГПТ.


4.4 Роли и обязанности основных действующих лиц

В базовой системе предоставления информации пользователям ГПТ определены пять основных участников, как показано на рисунке 1. Показана базовая структура системы в качестве примера. На этапе практического внедрения системы некоторые из этих участников могут быть изменены, чтобы соответствовать требованиям транспортного обслуживания в стране.



Рисунок 1 - Основные участники регионального предоставления информации пользователям ГПТ

4.4.1 Оператор услуг ГПТ


Оператор услуги ГПТ - это субъект, который предоставляет транспортные услуги и информацию пользователям ГПТ. Его основная функция - это предоставление точной информации о ГПТ пользователю. Пользователь должен получать доступ к таким информационным данным прямо или косвенно через поставщика информации, который определен в 4.4.3. Оператор услуг ГПТ включает в себя следующих действующих лиц.

4.4.1.1 Поставщик транспортных услуг

Ответственность поставщика транспортных услуг заключается в следующем:

- предоставление транспортных услуг пользователю транспорта (заказчику), таких как перевозка из одной точки в другую и транспортные услуги по заказу;

- управление и выполнение требуемых транспортных операций.

4.4.1.2 Менеджер транспортных услуг

Менеджер транспортных услуг несет ответственность:

- за планирование услуг, которые должны быть предоставлены, включая ценовую политику (в соответствии с рекомендациями Управления по тарифам);

- публикацию информации о доступных транспортных услугах;

- отношения с клиентами (то есть взаимодействие с пользователями транспорта), включающие в себя формальные соглашения с клиентами; предоставление транспортных услуг; отчеты о состоянии и т.д.;

- делегирование ответственности за удовлетворение транспортных потребностей руководителям транспортных операций.

4.4.1.3 Менеджер по транспортным операциям Менеджер по транспортным операциям отвечает:

- за решение о том, как удовлетворить потребности в перевозке с помощью одной или нескольких транспортных операций, например перевозки из одной точки в другую;

- планирование транспортных операций (использование ресурсов, график работы и т.д.), которые могут выполняться в соответствии с правилами и положениями;

- управление текущими транспортными операциями, включая мониторинг и контроль выполненных транспортных операций, и

- формирование отчетности, связанной с транспортными операциями (например, отчетность для транспортной администрации) и т.д.


4.4.2 Заказчик (пользователь транспортных услуг)


Заказчик - это человек, который пользуется услугой ГПТ. В некоторых случаях заказчик может предоставить свои данные о своем местоположении (например, с помощью навигатора GPS) оператору услуги/поставщику информации, чтобы оператором могла быть предоставлена услуга поездки по маршруту.


4.4.3 Поставщик информации (региональный и межрегиональный)


Поставщик информации (региональный и межрегиональный) - это организация, которая собирает данные об одном или нескольких видах транспорта и/или об одном или нескольких операторах услуг общественного транспорта и предоставляет информацию клиенту за определенную плату.

Он отвечает за предоставление информации о маршрутах пользователям транспортных услуг и другим лицам. Это могут быть услуги, касающиеся планирования поездки, или иная дополнительная информация, связанная с планом поездки.

Данная организация также несет ответственность за предоставление информационных услуг, например с помощью информационных порталов, путем выпуска каталогов и предоставления информационного сервиса по запросу клиентов.


4.4.4 Регулятор транспорта


Регулятор транспорта - это организация, которая формирует эксплуатационные требования к услугам, предоставляемым операторами ГПТ, и получает отчеты от операторов о результатах предоставления услуг ГПТ.

Регулятор транспорта национального уровня (Министерство транспорта) в соответствии с национальным законодательством несет ответственность за исполнение законов в области транспортного обслуживания, административное обеспечение и международные соглашения, касающиеся дорожного движения и транспорта. Он, по крайней мере, может:

- предоставлять общую информацию общественности и информацию операторам услуг, касающуюся правил предоставления услуг, в соответствии с нормативными требованиями;

- организовывать сбор и обработку транспортной информации на национальном уровне;

- определять правила в области транспортного обслуживания.


4.4.5 Транспортная администрация


Во многих европейских странах транспортные органы планируют услуги ГПТ, проводят тендеры и заключают контракты на предоставление услуг ГПТ. Операторы ГПТ, работающие по контракту, осуществляют перевозки пассажиров под контролем диспетчерской системы, предоставляя информацию о движении контролируемых транспортных средств в режиме реального времени, как это предусмотрено условиями контракта. Транспортные власти утверждают общие стандарты для обмена данными и предоставления полной и актуальной информации пользователям ГПТ.


4.5 Основная функция регионального и межрегионального поставщика информации

Региональный поставщик информации должен в основном выполнять функцию, показанную на рисунке 2.

Как показано на рисунке 2, необходимы определенные источники данных для предоставления полной и удобной для пользователя информации о ГПТ. Источники данных должны включать дополнительную информацию, такую как информация о транспортных узлах, например протяженность и время перехода между остановочными пунктами, включая время передвижения по переходам, эскалаторам, наличие подъемников для людей с ограниченными возможностями (или людей с большим грузом, детской коляской и т.д.), информация о сбое эскалаторов, подъемников, блокировке переходов, доступа к остановкам и т.д., информация о пешеходных маршрутах (и перехватывающих парковках), маршрутах от и до остановок ГПТ, адреса мест притяжения населения, региональные названия, масштабируемые фоновые карты для отображения местности и элементов транспортной инфраструктуры.



Рисунок 2 - Основная функция поставщика информации (региональная)

Для межрегиональных и международных услуг по предоставлению информации пользователям пассажирского транспорта (например, пассажирам, путешествующим по всему миру) должен функционировать дополнительный субъект "поставщик межрегиональной информации". Основная функция этого субъекта показана на рисунке 3.


Рисунок 3 - Основная функция межрегионального информационного провайдера

Межрегиональный поставщик информации должен собирать данные нескольких региональных поставщиков информации, выполнять услугу преобразования форматов данных и предоставлять информацию о пассажирском транспорте различных регионов для пользователей.

Для обеспечения эффективного преобразования данных различных регионов все региональные поставщики информации для пользователей ГПТ должны соблюдать следующие правила:

а) при предоставлении данных межрегиональному поставщику информации в заголовок данных должен быть добавлен региональный идентификатор службы данных ГПТ;

б) региональный идентификатор услуги передачи данных ГПТ может состоять из одного или комбинации следующих элементов:

- название региона;

- название страны;

- наименование стандарта;

- прочее.


Приложение А

(справочное)


Основные функции оператора ГПТ в зарубежных странах


А.1 Общие положения


Для повышения привлекательности услуг ГПТ и улучшения экологической обстановки в городах операторам ГПТ и поставщикам информации об общественном транспорте рекомендуется собирать и предоставлять пользователям необходимую информацию об общественном транспорте в реальном масштабе времени. Предоставляемая информация должна включать данные о местонахождении транспортного средства (например, автобуса, троллейбуса, трамвая) совместно со статической информацией, такой как данные о расписании движения, данные о плате за проезд и данные о транспортном обслуживании маломобильного населения. Эти данные необходимо предоставлять пользователям ГПТ надлежащим образом, используя соответствующие меры, такие как Интернет, смартфон или информационные табло на остановках.

С точки зрения предоставления информации пользователям услуг ГПТ базовые функции оператора ГПТ могут быть описаны, как показано на рисунке А.1.

Предоставление информации пользователям услуг ГПТ может быть реализовано путем объединения справочной информации и информации, формируемой в реальном масштабе времени с помощью специальной функции обработки данных. Настоящий стандарт определяет базовую структуру информации для пассажиров, а методология детальной разработки реальной информационной системы должна соответствовать имеющимся в настоящее время национальным стандартам.



Рисунок А.1 - Основные функции оператора ГПТ с точки зрения предоставления информации пользователям ГПТ

Информация для пользователей услуг ГПТ - это либо информация о запланированном транспортном обслуживании (расписание движения), либо информация о фактическом транспортном обслуживании. Расписание движения составляется для будних, выходных и праздничных дней отдельно для каждого маршрута. Информация о расписании движения поддерживается в актуальном состоянии.

Рекомендуется использовать региональный общий формат данных, используемых региональными операторами транспортных услуг/поставщиками информации. Также рекомендуется, чтобы нормативные данные о плановом расписании движения, трассах маршрутов и остановках транспорта были подготовлены в соответствии с региональным общим форматом данных.

Кодирование остановок маршрутов должно быть выполнено в соответствии с региональными стандартами.

Подготовка информации для маломобильных граждан является ключевой проблемой для операторов услуг ГПТ. В этой области необходима поддержка регионального правительства.

Данные о движении пассажирских транспортных средств собираются в соответствии с форматом данных оператора услуги ГПТ с помощью таких устройств, как бортовой навигационно-связной блок, оснащенный модулями мобильной связи и спутниковой навигации (ГЛОНАСС).

Данные о дорожно-транспортных происшествиях хранят в системе управления транспортными средствами оператора ГПТ.

Там, где это применимо, собственные данные о местоположении пользователя транспортных услуг могут быть отправлены оператору услуги ГПТ для предоставления пользователю услуги навигации по маршруту.


А.2 Примеры функций оператора ГПТ в зарубежных странах


Функции оператора ГПТ отличаются в разных странах и городах. Подробные примеры для ознакомления с функциями оператора ГПТ во Франции и США показаны на рисунках А.2 и А.3 соответственно.



Рисунок А.2 - Пример использования функций оператора услуги ГПТ во Франции


Рисунок А.3 - Пример использования функций оператора услуги ГПТ в США


Библиография

[1]

ИСО/МЭК 15944-7:2009

Информационные технологии. Представление деловых операций. Часть 7. Словарь электронного ведения дел

[2]

ИСО 9707:2008

Информация и документация. Статистические данные о печатании и распределении книг, газет, периодических изданий и электронных публикаций

[3]

ИСО/МЭК 11179-7:2019

Информационная технология. Регистры метаданных (MDR). Часть 7. Метамодель для регистрации набора данных

[4]

ИСО 19439:2006

Интеграция предприятия. Структура моделирования предприятия

[5]

ИСО 16091:2018

Системы космические. Интегрированная логистическая поддержка

[6]

ИСО 6707-2:2017

Строительство зданий и гражданское строительство. Словарь. Часть 2. Термины, относящиеся к контрактам

[7]

ИСО/МЭК 10164-1:1993

Информационные технологии. Взаимодействие открытых систем. Управление системами. Часть 1. Функция управления объектами

[8]

ISO/TR 25102:2008

Системы интеллектуальные транспортные. Архитектура системы. Шаблон проформы "Случай использования"

[9]

ISO/TR 17185-2:2015

Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 2. Каталог стандартов и данных на информацию для пользователей общественного транспорта и перекрестные ссылки

[10]

ISO/TR 17185-3:2015

Интеллектуальные транспортные системы. Информация для пользователей общественного транспорта. Часть 3. Случаи использования для систем планирования поездок и их интерпретация


УДК 656.02.006.354

ОКС 43.040.01


Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, городской пассажирский транспорт, информирование пассажиров, информационная система, оператор услуг