allgosts.ru43. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА43.040. Системы дорожно-транспортных средств

ГОСТ Р 52847-2007 Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний

Обозначение:
ГОСТ Р 52847-2007
Наименование:
Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний
Статус:
Действует
Дата введения:
01/01/2009
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.040.40

Текст ГОСТ Р 52847-2007 Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

52847-

2007

Автомобильные транспортные средства

ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Технические требования и методы стендовых испытаний

Издание официальное

Я

«*>

К

О

Я

I

о

€|Ш№Ц1ЧИ1+11|Ш

am

ГОСТ Р 52847—2007

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный орде* на Трудового Красного Знамени научно*исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. Ne 489-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме* сячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены} или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соотеетст* вующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальномсайтв Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2008

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо* му регулированию и метрологии

ГОСТ Р 52847—2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Технические требования и методы стендовых испытаний

Vehicles. Brake gears.

Technical requirements and machine testing methods

Дата введения — 2009—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на колесные тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств (далее — АТС), и устанавливает технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568—97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 41.13—99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М. N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.90—99 (Правила ЕЭК ООН № 90) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе и накладок барабанных тормозов для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 52051—2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт замен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Технические требования

3.1    Тормозные механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. ГОСТ Р 41.13. ГОСТ Р41.90 и технической документации (далее — ТД). утвержденной в установленном порядке.

3.2    Срок службы тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС. для которогоон предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до капитального ремонта допускает-

Издание официальное

1

ГОСТ Р 52847—2007

ся замена комплектующих изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока службы АТС.

3.3 Гарантийный срок эксплуатации тормозного механизма должны быть не менее гарантийного срока эксплуатации АТС. для которого он предназначен.

4 Методы испытаний

4.1    Общие положения

4.1.1    Методы испытаний должны соответствовать требованиями ГОСТ Р 41.13. ГОСТ Р 41.90 и настоящего стандарта.

4.1.2    Тормозные механизмы подвергают следующим испытаниям:

•    определению эффективности работы.

•    оценке прочности.

4.1.3    Перед испытаниями тормозные механизмы проверяютна соответствие их габаритных и при* соединительных размеров требованиям ТД.

4.2 Испытательное оборудование

4.2.1    Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.

4.2.2    Испытания проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и аппаратурой для измерения (записи):

•    тормозного момента (замедления):

•    приводного усилия, действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;

•    температуры тормозных накладок;

•    частоты вращения тормозного диска (барабана), установленного на валу маховых масс;

•    числа полных оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.

4.2.3    Погрешность измерений не должна превышать;

3 % — тормозного момента (замедления);

3% — приводного усилия или давления в приводе;

3 % — температуры зоны трения;

1,5 % — частоты вращения.

4.2.4    Стенд должен обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:

- момент инерции вращающихся масс — не менее указанного в ГОСТ Р 41.90;

•    регулируемую приводную силу, воздействующую на тормозные колодки. — не менее установленного значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТ С (50 кгс для АТС категорий М1 и 70 кгс — для АТС других категорий по ГОСТ Р 52051);

•    частоту вращения валаеначале торможения — не менеечастотыеращенияоси колеса, соответствующей максимальной скорости АТС.

4.2.5    При использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного потока должна быть не более 10 км/ч.

4.3    Приработка рабочих поверхностей накладок тормозных колодок

4.3.1    Перед испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок до тех пор. пока не будет обеспечен контакт не менее 80 % рабочей поверхности каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90 % рабочей поверхности каждой накладки с тормозным диском.

4.3.2    Приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений с начальной скорости < O.SV-4,c (максимальная скорость Vmatt — по ТД на АТС) до полной остановки. При этом приводная сила или давление в приводе должны обеспечивать установившееся замедление не более 5 м/с2. Температура накладок перед началом каждого торможения должна быть не более 100 *С.

Примечание — Допускается проводить приработку по инструкции предприятия-изготовителя.

4.4    Проверка эффективности работы тормозных колодок

4.4.1    В процессе испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма).

4.4.2    Характеристики эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего тормозного момента и/или установившегося замедления от:

2

ГОСТ Р 52847—2007

•    тормозного усилий (давления) при заданной начальной скорости торможения;

•    начальной скорости торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);

•    температуры накладок.

4.4.3 Объем испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности работы тормозных механизмов АТС. а также критерии их оценки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ 41.90.

4.5 Испытания по оценке прочности

4.5.1 Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся торможений, выполняемых сначальной скорости, указанной втаблице 1. при давлении в тормозном приводе или при* водном усилии, обеспечивающем установившееся замедление, указанное в таблице 1, при температу* ре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей 100 "С. Общее число торможений — не менее 500.

Таблица 1

Категория транспортного средства по ГОСТ Р S2051

Начальная старость, км/ч

Установившееся замедление*, м/с2

Удельная тормозная сила*

М1

80

5.8

М2

60

5.0

_

М3

60

5.0

N1

80

5.0

N2

60

5.0

N3

60

5.0

О (прицепы)

60

0.5

О (полуприцепы)

60

0.45

* Нормы эффективности торможения — по ГОСТ Р 41.13.

4.5.2    Второй цикл испытаний заключается в проведениисерийследующих без перерыва торможе*

ний. которые начинают со скорости 0.8Умвке. но не более 120 км/ч. до конечной скорости 0.4    при дав

лении в приводе или приводном усилии, обеспечивающем среднее замедление от 3 до 5 м/с2, до стабилизации температуры накладок (выполняют не менее 25 торможений). После каждой серии ислы* таний тормозной механизм охлаждают до температуры окружающей среды. Общее число серий — не менее пяти.

4.5.3    Третий цикл прочностных испытаний проводят аналогично первому циклу по 4.5.1.

4.5.4    После завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических повреждений.

5 Оформление результатов испытаний

5.1    По результатам испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации, шум. дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и после испытаний.

5.2    Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении А.

3

ГОСТ Р 52847—2007

Приложение А (обязательное)

Форма протокола испытаний

Результаты испытаний

по определению эффективности тормозного механизма

1    Объект испытаний_

2    Результаты испытаний_

2.1 Эффективность торможения_

Даагвниб априэадв, тУСмг{*Пв) Скорость движения,

3 Замечания по внешнему виду после прочностных испытаний

Испытатель Дата_

ГОСТ Р 52&47—2007

УДК629.114—592.6:006.354    ОКС43.040.40    Д25    ОКП450000

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, колесные тормозные механизмы, ресурс, инерционный стенд

S

Редактор Г. А. Леонова Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор Т.И. Кононенко Компьютерная верстка И.А. НапсОконои

Слано в набор 04.03.2008. Подписано • печать >4.03.2008. Формат 60>84Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Уел. печ. л. 0.93. Уч.-иэд. л. 0.SS. Тираж 191 »кз. Зак. 238.

ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ*. 123995 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ги Набрано во ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано в филиале ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» — тип. 'Московский печатник». 105082 Москва. Лялин пер., в.