allgosts.ru43.040 Системы дорожно-транспортных средств43 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р ИСО 7641-1-93 Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности стального дышла

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 7641-1-93
Наименование:
Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности стального дышла
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1995
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.040.70

Текст ГОСТ Р ИСО 7641-1-93 Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности стального дышла


ГОСТ Р ИСО 7641-1-93

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорожные транспортные средства

КАРАВАНЫ И ЛЕГКИЕ ПРИЦЕПЫ

Расчет механической прочности стального дышла

Road vecicles. Caravans and light trailers.
Calculation of the mechanical strength of the steel drawbar

ОКСТУ 4510

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт".

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.08.93 N 196

3 Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 7641-1-83 "Транспорт дорожный. Караваны и легкие прицепы. Расчет механической прочности дышла. Часть 1. Стальные дышла"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает упрощенный способ расчета механической прочности дышла для караванов и легких прицепов*, у которых вертикальная статическая нагрузка на сцепной шар не превышает значений, установленных ИСО/ТО 4114-79.

________________

* Категории О и О по ГОСТ 22895-77**.

** Заменен на ГОСТ Р 41.13-99***, ГОСТ Р 41.13-Н-99. Здесь и далее. - .

*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.13-2007. Здесь и далее. - .

Расчеты, приведенные в настоящем стандарте, распространяются на стальные дышла сварной конструкции или изготовленные другим способом.

Для сварного дышла используют марки стали, содержащие не более 0,22% углерода, свариваемость которых гарантирована предприятием-изготовителем.

Стандарт распространяется на дышла для караванов и легких прицепов, проектирование которых начато после введения в действие настоящего стандарта.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ИСО/ТО 4114-79 (ОСТ 37.001.484-89) Дорожные транспортные средства. Караваны и легкие прицепы. Статическая нагрузка на шаровые шарниры.

ИСО 7237-81 (ОСТ 37.001.476-88) Дорожные транспортные средства. Массы и размеры караванов. Термины и определения

3 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Условные обозначения размеров - в соответствии с рисунком 1

- расстояние от вертикальной оси сцепного шара до ближайшей точки крепления дышла к раме прицепа или платформы к дышлу, м;

- расстояние от вертикальной оси сцепного шара до сечения дышла, соответствующего уровню максимальной нагрузки, м;

- расстояние по вертикали от центра сцепного шара до нейтрального волокна сечения в местах ближайшего крепления дышла к раме или платформы к дышлу, м;

- расстояние от горизонтальной оси сцепного шара до нейтрального волокна дышла в поперечном сечении, соответствующем уровню максимальной нагрузки, м;

- величина, рассчитываемая для продольных сил, действующих между тягачом и прицепом, Н, по формуле

,

где - максимальная полная расчетная масса прицепа по ОСТ 37.001.476, Н;

- гравитационное ускорение, м/с;

- коэффициент для тягового дышла длиной более 2,5 м, рассчитываемый по формуле

, при этом .


Рисунок 1

4 РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ

Расчет прочности проводят по всей длине дышла с учетом величин и , для того, чтобы определить максимальный уровень нагрузки.

Уровень нагрузки должен быть проверен в месте максимального изгибающего момента при и .

4.1 Расчет максимального изгибающего момента в ньютонометрах для дышла при <0,15 и <0,15

Для расчета во внимание принимают только изгиб.

4.1.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:

для прицепов, оборудованных тормозами


для прицепов, не оборудованных тормозами

.

4.1.2 Дышла длиной более 2,5 м:

для прицепов, оборудованных тормозами


для прицепов, не оборудованных тормозами

.

4.2 Расчет максимального изгибающего момента в ньютонометрах для дышла при >0,15 и >0,15

Для расчета во внимание принимают только изгиб.

Должны быть определены три изгибающих момента , и .

Для определения максимального напряжения должен быть взят наибольший из этих трех моментов

.

4.2.1 Дышла длиной, равной или менее 2,5 м:

для прицепов, оборудованных тормозами

,

,

.

для прицепов, не оборудованных тормозами

,

,

4.2.2 Дышла длиной более 2,5 м:

для прицепов, оборудованных тормозами

,

,


для прицепов, не оборудованных тормозами

,

,

.

4.3 Оценка прочности дышла по расчетному напряжению

Расчетное напряжение в ньютонах на квадратный миллиметр рассчитывается по формуле

,

где - момент сопротивления изгибу для сечения дышла, соответствующего максимальному изгибающему моменту, м.

Это напряжение должно удовлетворять условию , где - допустимое напряжение.

4.3.1 Для дышел, отличных от сварной конструкции, определяют как наименьшее из двух значений в соответствии с рисунком 2

и ,

где - предел текучести;

- предел прочности.

Допустимые напряжения


Рисунок 2

4.3.2. Для дышел сварной конструкции определяют как наименьшее из двух значений:

и .

Электронный текст документа

и сверен по:

М.: Издательство стандартов, 1993