allgosts.ru43. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА43.040. Системы дорожно-транспортных средств

ГОСТ 34342-2017 Автомобильные транспортные средства. Шины пневматиеческие зимние, оборудованные шипами противоскольжения. Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия

Обозначение:
ГОСТ 34342-2017
Наименование:
Автомобильные транспортные средства. Шины пневматиеческие зимние, оборудованные шипами противоскольжения. Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия
Статус:
Действует
Дата введения:
07/01/2018
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.040, 83.160.10

Текст ГОСТ 34342-2017 Автомобильные транспортные средства. Шины пневматиеческие зимние, оборудованные шипами противоскольжения. Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

34342—

2017

Автомобильные транспортные средства

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗИМНИЕ, ОБОРУДОВАННЫЕ ШИПАМИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия

Издание официальное

«■.......

ШтЯШЛ,

Сш1ЛТти1фп[М

201»

ГОСТ 34342—2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан* дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, при* нятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про* токол от 30 ноября 2017 г. No 52)

За принятие проголосовали:

Крамов наименование страны лоМК (IS0 31M) 004-97

Код страны

noMK(iSO 3100} 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Уэстандэрт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2018 г. No 256-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34342—2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2018 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. оформление. 2018

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ 34342—2017

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................1

4    Общие положения...................................................................2

5    Условия проведения испытаний........................................................3

6    Проведение испытаний...............................................................5

6.1    Дорожные испытания.............................................................5

6.2    Лабораторные испытания..........................................................6

6.3    Обработка результатов испытаний..................................................6

Приложение А (рекомендуемое) Спецификация оборудования и средств измерений.

необходимых для проведения испытаний.....................................7

Приложение Б (обязательное) Размеры и установка рабочих плиток...........................8

Приложение В (рекомендуемое) Форма технического описания пневматических зимних шин.

оборудованных шипами противоскольжения..................................10

Приложение Г (рекомендуемое) Форма протокола испытаний пневматических зимних шин

с шипами противоскольжения.............................................11

Библиография.......................................................................14

ГОСТ 34342—2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ЗИМНИЕ, ОБОРУДОВАННЫЕ ШИПАМИ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ

Методы испытаний по определению величины износа тестового дорожного покрытия

Motor vehicles. Pneumatic winter tyres, fitted with antiskid studs. Test methods for determination of the value of test pavement wear

Дата введения — 2018—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пневматические зимние шины, оборудованные шипами противоскольжения, предназначенные для установки на автомобильные транспортные средства (да* лее — ТС) категорий М,, N,, О,. 02. в соответствии с {1).

Настоящий стандарт устанавливает метод определения величины износа тестового дорожного покрытия пневматическими зимними шинами, оборудованными шипами противоскольжения.

Примечание —Данный метод можно применять для пневматических зимних шин. оборудованных шипами противоскольжения, предназначенных для установки на ТС других категорий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 33672—2015 Автомобильные транспортные средства. Шилы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний

Прим еча н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стенд ар гы», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эгу ссылку.

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тип пневматической шины, оборудованной шипами противоскольжения: Пневматические шины, не имеющие между собой существенных различий в отношении:

•    изготовителя:

•    обозначения размера шины;

•    класса шины;

Издание официальное

1

ГОСТ 34342—2017

•    обозначения категории скорости;

•    индекса несущей способности;

•    схемы ошипоеки;

•    количества шипов на погонный метр протектора;

•    выступания шипа за пределы протектора;

•    массы шипа.

3.2    обозначение размера шины: Обозначение, показывающее:

•    номинальную ширину профиля;

•    номинальное отношение высоты профиля к его ширине;

•    условное число, характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру. выраженному либо в условных единицах (числа меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100);

•    обозначение конфигурации посадки шины на обод, если она отличается от стандартной конфигурации.

3.3    испытательный обод: Обод, на который следует монтировать шину для проведения испытаний.

3.4    индекс несущей способности: Число, характеризующее контрольную массу, на которую рассчитана шина при эксплуатации, в соответствии с предписаниями по использованию, установленными изготовителем.

3.5    показатель максимальной нагрузки: Максимальная масса, на которую рассчитана шина.

3.6    категория скорости: Максимальная скорость, которую может выдержать шина и которую указывают с помощью обозначения категории скорости.

3.7    класс шины: Одна из следующих групп шин:

•    шины класса С1: шины, предназначенные для ТС категорий М,. О,. Ог. в соответствии с [2];

•    шины класса С2: шины, имеющие индекс несущей способности для одиночной шины не выше 121 и обозначение категории скорости не ниже N в соответствии с [3].

3.8    схема ошиповки: Графическое изображение мест расположения шипов или отверстий под них в выступах протектора зимней шины.

3.9    тестовое дорожное покрытие: Специальное приспособление, состоящее из отдельных фрагментов, установленных на съемную площадку, и предназначенное для определения величины износа этого покрытия вследствие проезда по нему ТС, оснащенного зимними шинами, оборудованными шипами противоскольжения.

3.10    фрагмент тестового дорожного покрытия (рабочая плитка): Плитка определенной формы и размеров, изготовленная из природного гранита.

3.11    съемная площадка: Специальное приспособление, предназначенное для фиксированной установки комплекта рабочих плиток на испытательном участке дороги.

3.12    контрольный фрагмент тестового дорожного покрытия (контрольная плитка): Гранитная плитка, идентичная по форме, размерам и материалу рабочей плитке и предназначенная для корректировки величины износа рабочих плиток в зависимости от метеорологических условий испытаний и разницы условий при их взвешивании.

3.13    репрезентативная шина: Шина, представляющая тип. характеристики которой позволяют представить всю рассматриваемую совокупность шин в отношении влияния на износ тестового дорожного покрытия.

4 Общие положения

4.1    Величину износа тестового дорожного покрытия определяют с помощью взвешивания рабочих плиток до и после проведения дорожных испытаний в соответствии с 6.1 и измеряют в граммах.

4.2    Корректировку полученных значений величины износа осуществляют с помощью контрольных плиток. Изменения в весе контрольных плиток, выявленные путем взвешивания, служат для корректировки величины износа рабочих плиток, тем самым исключая ошибки, которые могут возникнуть из-за разницы условий взвешивания.

4.3    На один тестируемый образец шины используют один комплект рабочих плиток (15 шт.) и один комплект контрольных плиток (5 шт.).

4.4    Скорость движения ТС с зимними шинами, оборудованными шипами противоскольжения, по тестовому дорожному покрытию должна составлять для ТС с шинами:

2

ГОСТ 34342—2017

•    класса С1 — (100 ± 1.5) км/ч;

•    класса С2 — (80 ± 1.5) км/ч.

Указанная скорость должна быть достигнута за 50 м до тестового дорожного покрытия таким об* разом, чтобы ускорение ТС оставалось ниже скорости 2 м/с2 на всем протяжении разгона.

4.5 Спецификация оборудования и средств измерений, необходимых для проведения испытаний, приведена в приложении А.

5 Условия проведения испытаний

5.1    Требования к испытательному участку

5.1.1    Испытания проводят на ровном, прямолинейном, горизонтальном участке дороги с асфальтобетонным покрытием (далее — испытательный участок). Уклон испытательного участка в продоль* ном направлении должен быть не более 2 %.

5.1.2    Длина испытательного участка должна быть подобрана с учетом возможности выполнения условий, изложенных в 4.4.

5.1.3    Радиус разворотных петель должен позволять выполнять плавный разворот ТС на скорости, не превышающей 20 км/ч.

5.1.4    На испытательном участке должна быть предусмотрена возможность установки в дорожное полотно съемной площадки с комплектом рабочих плиток.

5.1.5    При проведении испытаний дорожное покрытие испытательного участка необходимо под* держивать во влажном состоянии.

5.2 Требования к рабочим плиткам и их подготовка к испытаниям

5.2.1    В качестве материала для изготовления рабочих плиток используют природный серый гра* нит однородной зернистости1^. Размеры рабочих плиток — в соответствии с приложением Б.

5.2.2    Для проведения испытаний с использованием одного образца шин и варианта установки шипов противоскольжения требуется комплект, состоящий из 15 рабочих плиток.

5.2.3    Комплект плиток должен быть подобран таким образом, чтобы максимальная разница в вы* соте рабочих плиток, применяемых для проведения одного испытания, составляла не более 0.5 мм.

5.2.4    При подборе рабочих плиток проводят визуальную проверку внешней структуры, качества поверхности и наличия возможных трещин. Острые углы, оставшиеся на поверхности плитки после об* работки, должны быть зачищены. Плитку, имеющую внешние дефекты, не допускается использовать в испытаниях.

5.2.5    Рабочие плитки подлежат хранению в сухом месте при комнатной температуре, изолирован* но от других веществ или материалов.

5.2.6    Рабочие плитки нумеруют в порядке возрастания следующим образом: для 1*го варианта шин используют номера от 1 до 15. для 2*го варианта — от 16 до 30 и т. д. Нумерацию начинают от левого нижнего угла съемной площадки и заканчивают в правом верхнем углу (например, при тести* ровании 1-го варианта шин в нижнем ряду находятся экземпляры от 1 до 5. в среднем — от 6 до 10 и в верхнем — от 11 до 15.) Один комплект рабочих плиток (15 шт.) должен быть использован однократно при проведении испытаний одной модели шин.

5.3 Требования к контрольным плиткам и их подготовка к испытаниям

5.3.1    Контрольные плитки должны соответствовать требованиям 5.2.1. 5.2.5.

5.3.2    Один комплект контрольных плиток может быть использован только для одного комплекта рабочих плиток. Оба комплекта должны хранить в одинаковых условиях согласно 5.2.5.

5.3.3    Во время проведения испытаний комплект контрольных плиток следует хранить под водой в емкости вблизи от испытательного участка.

5.3.4    Контрольные плитки не подлежат использованию после проведения испытаний.

‘Ч Например. Kuru Grey. Основной состав породы: кварц {40 ± 10) %. плагиоклаз полевой шпаг (35 ± 10)%. калиевый полевой шпаг (22 ± 10) %. биотит (темная слюда) (3 ± 10) %. Средний размер кварцевого зерна составляет 1,0 мм ± 30 %. средний размер зерна калиевого полевого шпага и плагиоклаза — 1.5 мм ± 30 %. Структура камня равномерно зернистая.

3

ГОСТ 34342—2017

5.4 Требования к установке рабочих плиток на съемную площадку

5.4.1    Перед установкой в дорожное полотно испытательного участка съемную площадку осторожно промывают водопроводной водой с использованием щетки и губки и сушат бумагой во избежание попадания под тестовое дорожное покрытие чужеродных материалов и. как следствие, износа рабочих плиток снизу.

В перерыве между испытаниями съемные площадки хранят в защищенном от воздействия внешних природных факторов месте.

5.4.2    Рабочие плитки устанавливают в три ряда по 5 шт. в ряд таким образом, чтобы их верхняя поверхность была на одном уровне с уровнем поверхности дорожного полотна испытательного участка. Плитки выкладывают кромка к кромке, с зазором (3 ± 0.5) мм. С целью минимизировать отклонения из партии выбирают плитки, максимально схожие с учетом допуска размеров.

5.4.3    Рабочие плитки устанавливают в порядке нумерации в соответствии с 5.2.6.

5.4.4    В зазорах между рабочими плитками прокладывают резину толщиной (3 ±0.5) мм для обеспечения плотной, но не жесткой фиксации рабочих плиток в съемной площадке с целью исключения возможности контакта плиток как между собой, так и с краями съемной площадки.

5.4.5    Между рядами рабочих плиток прокладывают резину толщиной (3 ± 0,5) мм. Поверхность материала, соприкасающаяся с рабочими плитками, должна быть резиновой. Однако между резиновыми слоями должна быть негибкая опора (например, металл). Таким образом, общая толщина всей прокладки должна составлять (5 ± 2) мм.

5.4.6    После установки рабочих плиток, верхнюю и нижнюю части съемной площадки стягивают с помощью винтов со стороны ряда, состоящего:

-    из пяти плиток —сила натяжения (12 ± 1) Н м;

-    из трех плиток — сила натяжения (5.5±1) Н м.

При укреплении плиток необходимо учитывать максимальный момент затяжки, чтобы в покрытии не было дополнительною напряжения, которое может вызвать ошибочный износ.

5.4.7    Тестовое дорожное покрытие при проведении испытаний постоянно увлажняют. Увлажнение осуществляют проточной водой, которую направляют шлангом из отдельною резервуара с расходом от 100 до 150 л/ч.

5.5 Требования к испытуемым шинам

5.5.1    На испытания представляют репрезентативный образец зимней шины, оборудованной шипами противоскольжения, в количестве 2 шт. на один тест. Вместе с объектом испытаний представляют техническое описание по форме, приведенной в приложении В.

5.5.2    Шины устанавливают в направлении вращения на испытательный обод.

5.5.3    Давление воздуха е шинах устанавливают при температуре окружающего воздуха (18 ± 5)°С и контролируют перед проведением испытаний.

Допустимое давление воздуха в шине, в зависимости от классов грузоподъемности, должно составлять:

•    менее 600 кг — (230 ±10) кПа:

-    от 600 до 800 кг — (250 ± 10) кПа:

-    более800кг— (270± 10)кЛа;

*    класс грузоподъемности «шины С и LT»: 215/65R16C — (350 ± 10)хПа.

5.5.4    Шины, используемые при проведении испытаний, изготовляют не ранее чем за 2 нед до начала испытаний. Установку шипов противоскольжения производят не ранее чем за 2 сут до начала испытаний. Шины, используемые при проведении испытаний, должны быть новыми.

5.5.5    Шины не могут быть использованы при проведении испытаний при наличии минимум одною из следующих условий:

1)    если один или несхолько шипов используемой при проведении испытаний шины отличаются выступанием по сравнению с другими на ± 30 %;

2)    если средняя высота выступания шипов, используемой при проведении испытаний шины, отличается более чем на ± 10 % от высоты выступания, заданной изготовителемУустановщиком шипов противоскольжения:

3)    если изготовитель шин/шипов не сообщил стандартные параметры выступания шипов.

5.5.6    Для шипов с выступанием менее 0.5 мм максимально допустимая разница в размерах единичною шипа по сравнению с настоящим стандартом составляет ± 0.1 мм.

4

ГОСТ 34342—2017

5.5.7 Выступание шипов измеряют до и после проведения дорожных испытаний. Для отдельно взятой шины замеру подлежат 20 рядом стоящих шипов. Отсчет производят по часовой стрелке от се* чения проходящего через обозначение типоразмера, а именно конструкции шины R или D на боковине с указанием даты изготовления. В первый десяток входят шипы до оси симметрии шины протектора (второй за осью симметрии). При этом в дальнейшем на данной шине измерению подлежат те же самые шипы. Сила давления на шину прибором для измерения выступания шипов —от 15 до 20 Н. Определение высоты выступания шипа — по приложению Г ГОСТ 33672.

5.5.6    После проведения испытаний средние размеры выступания шипов не должны измениться более чем на 25 % по сравнению со средними размерами выступания шипов до проведения испытаний, в противном случае результаты испытаний не учитывают.

Средние размеры выступания шипов шин. используемых при проведении испытаний, определяют как среднее арифметическое значение выступания шипов на передних и задних шинах.

5.6    Требования к средствам измерений

5.6.1    Средства измерений, используемые при проведении испытаний, должны быть утвержденного типа и иметь действующие сроки поверки.

5.6.2    Погрешность средств измерений должна быть при измерении, не более:

•    массы ТС — ± 5.0 кг;

•    массы рабочих и контрольных плиток — ± 0.001 г;

•    температуры при сушке и охлаждении плиток — ± 1 °С;

•    влажности при охлаждении плиток — 11%;

•    скорости движения ТС — ± 1.0 %;

•    ускорения (замедления) движения ТС — ± 3.0 %;

•    температуры внешней среды — ± 1 вС;

•    давления в шине — ± 1 кПа:

•    высоты выступания шипа — ± 0.01 мм.

5.7    Требования к температурному режиму

5.7.1    Испытания проводят при температуре воздуха от 2 вС до 25 вС и температуре дорожного покрытия от 2 *С до 30 вС.

5.7.2    Измерение температуры производят следующим образом:

•    температуру воздуха измеряют в тени перед проведением испытаний;

•    температуру дорожною покрытия измеряют перед проведением испытаний, в ходе проведения испытаний и после окончания испытаний, в любом месте испытательного участка, на которое не попадает вода с тестового дорожного покрытия.

6 Проведение испытаний

6.1    Дорожные испытания

6.1.1    Шины, используемые при проведении испытаний, устанавливают на левую сторону ТС. вперед и назад. На правую сторону устанавливают неошипованкые шины того же размера. Колея передних и задних колес ТС должна быть одинаковая. На задней оси ТС допускается только односкатная ошиновка.

6.1.2    Нагрузка на каждое колесо ТС должна составлять от 60 % до 80 % от максимально допустимой нагрузки. Однако на все ТС — от 65 % до 75 % от суммы максимальных нагрузок таким образом, чтобы разница между нагрузками на шины с правой и с левой стороны ТС была менее 5 %. и разница в нагрузке на переднюю и заднюю ось также составляла менее 5 %. Нагрузка должна быть измерена перед проведением испытаний.

6.1.3    Скорость, с которой ТС проезжает по тестовому дорожному покрытию. — в соответствии с 4.4.

Количество переездов ТС тестового дорожного покрытия в обоих направлениях — по 100 в каждом направлении.

Скорость ТС и количество переездов при проведении испытаний измеряют с помощью измерительного устройства, установленного на ТС. в соответствии с приложением А.

Место переезда отмечают финишной чертой, а количество переездов фиксируют как количество кругов.

5

ГОСТ 34342—2017

6.1.4    При проведении испытаний ТС должно проезжать по прямой линии поочередно в обе сто-роны таким образом, чтобы всегда переезжать тестовое дорожное покрытие шинами левой стороны.

В конце испытательного участка выполняют поворот по наиболее широкой дуге на скорости не более 20 км/ч. После этого ТС плавно разгоняют до необходимой скорости так. чтобы эта скорость была достигнута не менее чем за 50 м до тестового дорожного покрытия. Путь, проезжаемый ТС по испыта* тельному участку, должен быть как можно более коротким.

6.1.5    В ходе испытаний оператор наблюдает за тестовым дорожным покрытием. Если он замечает дефект в креплении или иной дефект, способный повлиять на результат испытаний, испытания прерывают и проводят заново с новыми шинами и на новом тестовом дорожном покрытии.

6.2 Лабораторные испытания

6.2.1    После завершения дорожных испытаний согласно 6.1 тщательно моют водой колеса с испытуемыми шинами, оборудованными шипами противоскольжения, обдувают их сухим сжатым воздухом и измеряют на каждой испытуемой шине высоту выступания шипа над поверхностью протектора.

6.2.2    Рабочие плитки демонтируют из съемной площадки, контрольные плитки извлекают из емкости с водой.

6.2.3    Перед взвешиванием рабочие плитки осторожно промывают водопроводной водой с использованием. без нажима, мягкой щетки и удаляют излишнюю воду сжатым воздухом. На поверхности плиток не должно оставаться грязи или пыли.

6.2.4    Рабочие и контрольные плитки высушивают в сушильном шкафу (циркуляция воздуха — 80 %) при температуре (110 ± 5) *С в течение 3 сут (72 ± 2) ч.

Плитки устанавливают на полки шкафа вертикально таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом или стенами шкафа. Сушильный шкаф всегда должен быть полностью загружен плитками. Пустующие места могут быть заполнены плитками, уже использованными в испытаниях.

6.2.5    После сушки в шкафу рабочие и контрольные плитки охлаждают в эксикаторе в течение 2 ч (120 ± 5) мин. Во время охлаждения необходимо следить, чтобы плитки не впитали в себя влагу из воздуха. Влажность воздуха в эксикаторе отслеживают с помощью измерителя влажности воздуха. Максимально допустимая влажность воздуха в эксикаторе — 10 %.

6.2.6    Рабочие и контрольные плитки всегда устанавливают в сушильном шкафу и в эксикаторе до и после испытаний в том же положении и на то же место таким образом, чтобы они не касались друг Друга.

6.2.7    Каждую рабочую плитку взвешивают на лабораторных весах. В том случае, если с момента предыдущего взвешивания прошло более 1 сут, перед взвешиванием необходимо проводить калибровку весов. При взвешивании рабочие плитки укладывают в центральной части весов.

6.2.8    Взвешивание производят в нормальных лабораторных условиях. Рабочие плитки после сушки извлекают из эксикатора лишь на время взвешивания.

После первичного взвешивания рабочие плитки упаковывают во избежание повреждений во время транспортирования.

После проведения дорожных испытаний рабочие плитки упаковывают так же. как и после первичного взвешивания. Взвешивание на весах после проведения ислытаний производят таким же образом, как первичное взвешивание.

6.2.9    Корректировку величины износа рабочих плиток, в зависимости от погодных условий и испытаний, осуществляют с помощью комплекта контрольных плиток.

6.2.10    Полученные результаты заносят в протокол ислытаний по форме, приведенной в приложении Г.

6.3 Обработка результатов ислытаний

6.3.1    Проводят анализ результатов взвешивания рабочих и контрольных плиток.

6.3.2    Показатель степени износа тестового дорожного покрытия в единицах массы (граммах) рассчитывают как среднее значение величины износа по трем рядам рабочих плиток с точностью до двух десятичных знаков.

6.3.3    Изменение массы контрольных плиток используют для корректировки величины износа рабочих плиток. Если уменьшение массы контрольных плиток составляет более 0.025 %. по сравнению с их исходной массой, то корректировку проводят только на 0.025 %.

6

ГОСТ 34342—2017

Приложение А

(рекомендуемое)

Спецификация оборудования и средств измерений, необходимых для проведения испытаний

В данной спецификации перечислены оборудование и средства измерений, необходимые для проведения испытаний.

А.1 Сушильный шкаф для сушки рабочих и контрольных плиток, в котором размещены не менее семи подносов. при условии размещения каждого комплекта плиток, используемых для испытаний, на собственном подносе. Температура сушки — (110 ± 5)°С.

А.2 Эксикатор для охлаждения рабочих и контрольных плиток, позволяющий поддерживать влажность воздуха не более 10 %.

А.З Лабораторные весы для взвешивания рабочих и контрольных плиток, диапазон измерения — от 0 до

620 г.

А.4 Обдувочные пистолеты для очистки рабо-мх плиток.

А.5 Оборудование для хранения рабочих и контрольных плиток внутри закрытых помещений.

А.6 Водный резервуар объемом 1 м3и шланг для увлажнения рабочих плиток с расходом от 100 до 150 л/ч. А.7 Емкость для замачивания контрольных плиток.

А.8 Измеритель давления воздуха в шинах, диапазон измерения — от 0 до 1 МПа.

А.9 Автоматический счетчик проездов.

А. 10 Прибор для измерения высоты выступания шипов, диапазон измерения — от Ода 5 мм.

А.11 ТС в исправном состоянии: тип коробки передач — любой.

А.12 Оборудование для измерения силы прокопа шипа (при необходимости).

А.13 Прибор для измерения температуры поверхностей.

А. 14 Метеостанция. Диапазон измерения температуры — от 0°С до 50 °С.

А.15 Автомобильные весы, диапазон измерения — от 0 до 2000 кг.

А. 16 Электронный штангенциркуль (для измерения размеров фрагментов).

А.17 Прибор для измерения скорости и ускорения.

Погрешность средств измерений — в соответствии с 5.6.2.

7

ГОСТ 34342—2017

Приложение Б

(обязательное)

Размеры и установка рабочих плиток На рисунках Б.1—Б.З приведены размеры и установка рабочих плиток.

Рисунок Б.1 — Внешний вид. размеры и допускаемые отклонения рабочих плиток

8

ГОСТ 34342—2017

О

о

u 3PDDOC :□□□□( ЭООСРС

эоосос эоопш

тзпнпга

DDOODC

DOOODC

эооаос

эооаос

mogpc

ППЗШ

□□□□(

00301

ОРРО!

ODOP1

PDQP1

ЭООРОС ЭООСОС ЭООСОС ЭООСОС

л зоосас О ° раооос

О

эооаос

эооаос

эооаос

эооаос

эооаос

DOOOOq

О

ОООШ □ □□□{

Я

oooai

□оош

ОООР(

ооаос

ооаа(

ODOOC

0D001

□0РР1

згпгат

□oopot

5ооао(

ЗООООС

PPPOPl

□аадос

зрооас

ЗООООС

а

зоааос

РРОООС

зоооос

ЗООООС

зоооос

эооаос

зоааос

зоооос

О

оО

о

О о

о

о

510

холодец. 2 —■ корпус съемной площадки; 3 — дно съемной площадки: 4 — крышка съемной площадки: 5 — рабочие плитки.

б — эластичные прокладки

Рисунок Б.З — Схема установки съемной площадки с рабочими плитками

9

ГОСТ 34342—2017

Приложение В

(рекомендуемое)

Форма технического описания пневматических зимних шин, оборудованных шипами противоскольжения

Техническое описание

пневматических зимних шин_. оборудованных шипами прогиаоскогъжения.

шарм, о4в1нач«нмо

а отношении износа тестового дорожного покрытия

1    Марка..................................................................................................................................................................................

2    Обозначение размера шины.............................................................................................................................................

3    Модель................................................................................................................................................................................

4    Заявитель и его адрес.......................................................................................................................................................

5    Изготовитель и его адрес..................................................................................................................................................

6    Сообщения об официальном утверждении на соответствие требованиям Правил ООН № 30/54............................

7    Конструкция шины...............................................................................„..........................................................................

8    Класс шины........................................................................................................................................................................

9    Категория использования шины.......................................................................................................................................

10    Рисунок протектора (направленный, ненаправленный, ассимегричный)...................................................................

11    Высота выступания шипа над поверхностью протектора шины..................................................................................

12    Дата изготовления шин...................................................................................................................................................

13    Марка (тип) шипа.............................................................................................................................................................

14    Количество шипов на 1 п.м.............................._.............................................................................................................

15    Длина шипа, мм..............................................................................................................................................................

16    Количество фланцев.......................................................................................................................................................

17    Диаметр наибольшего фланца, мм................................................................................................................................

1в Материал корпуса шипа..................................................................................................................................................

19    Материал износостойкого элемента шипа....................................................................................................................

20    Масса шипа, г..................................................................................................................................................................

21    Изготовитель шипов .......................................................................................................................................................

22    Транспортные средства, для установки на которые предназначены шиш................................................................

23    Размеры, индексы нагрузки и скорости, когычестео шипов на 1 п.м шин. заявленных для оценки

соответствия, приведены в приложении............................................................................................................................

24    Схема маркировки шин на боковине, поперечное сечение шины, рисунок протектора, схема ошипоеки и места для нанесения даты изготовления, знака официального утверждения по Правилам ООН

Nf 30/54 приведены в приложении......................................................................................................................................

25    Дополнительная информация {при наличии)................................................................................................................

10

ГОСТ 34342—2017

Приложение Г

(рекомендуемое)

Форма протокола испытаний пневматических зимних шин с шипами противоскольжения

МЙКЫОиОЯДииД ОрГЯИИЯЙЦИИ

адрес_телефон_e-mail

Испытательная лаборатория_

Аттестат аккредитации N9_от_до_

выданный_

УТВЕРЖДАЮ

должмвоь руководителя испыгвтопьмой лдВоратерми (аргаммшт)

личная подпись    инициалы, фамилия

М.П.    Дата_

ПРОТОКОЛ N9

•ид испытаний

марая, обожамвмиа

испытанш пневматических зимних шин . оборудованных шипами противоскольжения.

е отношении определения износа тестового дорожного покрытия

1 Объект испытаний

1.1    Наименование_

1.2    Марка_

1.3    Модель (обозначение)_

1.4    Заявитель и его адрес _

1.5    Изготовитель и его адрес_

1.6    Техническое описание шины приведено в приложении к настоящему протоколу.

1.7    Категория ТС, для установки на которов(ые) предназначены шины_

1.8    Основные технические характеристики объекта испытаний:_

-    обозначение размера шины, индексы нагрузки и скорости_ * •

-    конструкция_

• класс

11

ГОСТ 34342—2017

•    категория использования_

•    обозначение размера испытательного обода_

•    рисунок протектора_

•    высота выступания износостойкого элемента шила над протектором шины.

•    дата изготовления_

Шипы:

•    марка (тип)_

•    количество шипов на 1 п.м_

•    длина, мм_

•    количество фланцев_

•    диаметр наибольшего фланца, мм_

•    материал корпуса_

•    материал износостойкого элемента_

•    масса шипа, г_

- изготовитель шипов_

1.9    Дата получения образца(ов)_

1.10    Результаты идентификации_

2 Условия проведения испытаний

)Шни»т условие проведение испытыий. перечет» ислольууеыы! средств «иыорвиий и испытательного

оборудооемия смаонияов их лоеорквх и аттестации

Условия проведения испытаний соответствуют требованиям, установленным настоящим сгандартом/норматив* ным документом.

3 Методы испытаний

указывает ствидартиЛаорметиеиыв документы, в которык релтдиомтиревдиы методы испытаний

4 Результаты испытаний

4.1    Характеристики ТС

4.1.1    Испытания шин проводились нв серийном ТС_.

4.1.2    Распределения масс по колесам ТС и внутреннее давление воздуха в шинах приведены в таблице 1.

Таблица 1

Параметр

Переднее пеаое колесо (ПЛ)

Заднее левое колесо (ЗЛ)

Переднее правое колесо (ПП)

Заднее правое колесо (ЗП)

Масса, приходящаяся на колесо, кг

Внутреннее давление воздуха в шине. кЛа

4.2 Метеоусловия и температура дорожного покрытия приведены в таблице 2.

12

ГОСТ 34342—2017

Таблица 2

Показатель

Допустимое значение

Фактическое значение

Состояние погоды

Недопустим сильный дождь

Средняя температура окружающего воздуха. °С

От 2 до 25

Средняя температура мокрого покрытия. °С

От 2 до 30

4.3 Средние значения высоты выступания износостойкого элемента шипов над протектором шины до и после испытаний приведены в таблице 3.

Таблица 3

Параметр

Позиция колеса

Среднее по двум шинам

ПЛ

ЗЛ

Высота выступания шипа до испытаний, мм

Высота выступания шипа после испытаний, мм

4.4 Изменение масс контрольных плиток приведено в таблице 4. Таблица 4

Показатель

Допустимое значение

Фактическое значение

Заключение d соответствии

Г

%

Среднее значение уменьшения массы контрольных плиток

Не более 0,025 % от первоначальной массы

Соответствует/ не соответствует

4.5 Величина износа рабочих плиток приведена 8 таблице 5.

Таблица 5

Показатель

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

Среднее значение по всем рядам

Предельно допустимое значение

Заключение о соответствии

Износ рабочих плиток, без учета контрольных плиток, г

Износ рабочих плиток, с учетом контрольных плиток, г

5 Заключение

При экспертизе установлены полнота и правильность оформления технической документации, идентичность объекта испытаний данным, приведенным в технической документации1).

Величина износа тестового дорожного покрытия шинами_

«арка. обо значение

составляет_.

Протокол испытаний может быть воспроизведен только полностью и только с разрешения испытательной лаборатории.

Испытания провел (должностное лицо):

ДОЛНмОСТь

пичмая подпись

инициалы фамилия

11 Приводят при необходимости.

13

ГОСТ 34342—2017

[1]    Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.З)

[2]    Правила ООН N9 30

[3]    Правила ООН N9 54

Библиография

Принята Kowiпетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, пересмотр 3. поправка 1, 2014 г

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин для автотранспортных средств и их прицепов

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин транспортных средств неиндивидуального использования и их прицепов

14

ГОСТ 34342—2017

УДК 629.3.027.5    МКС 43.040; 83.160.10

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, шины пневматические зимние, оборудован* ные шипами противоскольжения, определение величины износа тестового покрытия, дорожные испы* тания, лабораторные испытания

15

БЗ 8—2017/76

Редактор П.С. Зимилова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор ИА. Королева Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 16.0S.20ie. Подписано а печать 18.0S.2018. Формат 60*84Н. Гарнитура Ариел.

Уел. печ. л. 2.32. Уч.-изд. л. 2.10.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной раэработчнком стандарта

Создано а единичной исполнении ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» для комплектования Федерального информационного фонда стандартов.

123001 Москва. Гранатный пер.. 4.