allgosts.ru13.020 Охрана окружающей среды13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ПНСТ 551-2021 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения

Обозначение:
ПНСТ 551-2021
Наименование:
Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения
Статус:
Отменен
Дата введения:
01.07.2022
Дата отмены:
01.07.2024
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.99

Текст ПНСТ 551-2021 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения

        ПНСТ 551-2021


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Охрана окружающей среды


БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ


Управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения


Environmental protection. Biological diversity. Management of specially protected natural territories of federal significance

ОКС 13.020.99

Срок действия с 2022-07-01

до 2024-07-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Индивидуальным предпринимателем Боравской Т.В. совместно с техническим комитетом по стандартизации N 409 "Охрана окружающей природной среды"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. N 44-пнст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее, чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - ООПТ ФЗ).


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте применены нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56828.15 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения

ГОСТ Р 56828.38 Наилучшие доступные технологии. Окружающая среда. Термины и определения

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56828.15, ГОСТ Р 56828.38, ГОСТ Р 57007, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1


особо охраняемые природные территории; ООПТ: Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

[1]


Примечания

1 Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [1].

2 К ООПТ ФЗ относятся в соответствии с [1]:

- государственные природные заповедники;

- национальные парки.

3 К ООПТ ФЗ могут быть отнесены в соответствии с [1]:

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки;

- ботанические сады.

3.2 охрана особо охраняемых природных территорий федерального значения; охрана ООПТ ФЗ: Деятельность, направленная:

- на сохранение и восстановление (воспроизводство) ценных природных комплексов и объектов;

- предупреждение, обнаружение и ликвидацию пожаров;

- предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ценные природные комплексы и объекты;

- ликвидацию последствий таких воздействий;

- обеспечение соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

3.3 природоохранная эффективность ООПТ ФЗ: Оцениваемый в относительных величинах параметр, характеризующий полноту реализации ООПТ ФЗ основных природоохранных задач, обусловленных статусом и природными особенностями охраняемых природных территорий федерального значения.

3.4 текущая природоохранная эффективность: Показатель, характеризующий текущую природоохранную эффективность в условиях полного или частичного устранения факторов неполноты природоохранной эффективности.

Примечание - Текущая природоохранная эффективность для случаев устранения факторов, связанных только с недостатками управления ООПТ ФЗ, разделяется на минимальную текущую природоохранную эффективность, а при устранении всех факторов, кроме воздействий непреодолимой силы, - на максимальную текущую природоохранную эффективность.

3.5 перспективная природоохранная эффективность ООПТ ФЗ: Показатель, характеризующий вероятную эффективность в будущем при долговременных изменениях природной среды и определяемый с учетом потенциальной текущей природоохранной эффективности и безопасности ООПТ ФЗ.

3.6 познавательный туризм на особо охраняемой природной территории федерального значения; познавательный туризм на ООПТ ФЗ: Специализированный вид экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и тесно связанными с природой культурными достопримечательностями.

3.7 природоохранная эффективность системы ООПТ ФЗ: Относительная величина, характеризующая полноту реализации системой ООПТ ФЗ задач по сохранению природного разнообразия и воспроизводству природных ресурсов региона.

Примечание - Природоохранная эффективность системы ООПТ ФЗ определяется средней природоохранной эффективностью образующих систему ООПТ ФЗ, а также полнотой и целостностью этой системы.

3.8 управление особо охраняемой природной территорией федерального значения; управление ООПТ ФЗ: Деятельность, связанная с планированием и проведением природоохранных и иных мероприятий на особо охраняемых природных территориях федерального значения в целях обеспечения соблюдения режима их охраны и использования.

3.9 экологический туризм на особо охраняемой природной территории федерального значения; экотуризм на ООПТ ФЗ: Деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе со стремлением к ее сохранению.

3.10 комплексный мониторинг особо охраняемой природной территории федерального значения (комплексный мониторинг экосистем ООПТФЗ); комплексный мониторинг ООПТФЗ: Система комплексных наблюдений для изучения естественного течения природных процессов и оценки влияния изменений состояния окружающей среды на экологические системы особо охраняемых природных территорий федерального значения.


4 Органы управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения

Управление ООПТ ФЗ осуществляется организациями, уполномоченными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - уполномоченная организация), в том числе для решения следующих задач:

а) обеспечение соблюдения режима охраны и использования ООПТ ФЗ;

б) обеспечение сохранения в естественном состоянии и восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов, расположенных в границах ООПТ ФЗ;

в) организация проведения природоохранных мероприятий на ООПТФЗ, в том числе мероприятий:

1) по восстановлению экосистем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) к видам, подпадающим под действие международных договоров Российской Федерации;

2) сохранению и восстановлению природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных свойств ценных природных комплексов и объектов;

г) организация и проведение или содействие проведению научных исследований;

д) организация и проведение комплексного мониторинга экосистем ООПТ ФЗ;

е) участие в разработке и внедрении научно обоснованных методов охраны окружающей среды, рационального и устойчивого использования природных ресурсов на ООПТ ФЗ;

ж) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды;

и) экологическое просвещение населения по вопросам, связанным с ООПТ ФЗ;

к) организация туристической, рекреационной, оздоровительной и другой деятельности в соответствии с планом управления ООПТ ФЗ, режимом ее охраны и использования и нормативами допустимой антропогенной нагрузки на ООПТ ФЗ.


5 Планирование управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения

5.1 При подготовке проекта плана управления ООПТ ФЗ подготавливают научное обоснование, которое должно содержать:

- общую информацию об ООПТ ФЗ (категория, вид, месторасположение, площадь ООПТ ФЗ, вид, дата, регистрационный номер и наименование нормативного правового акта, которым была объявлена, преобразована ООПТ ФЗ, утверждены ее границы, режим охраны и использования);

- информацию о физико-географических условиях ООПТ ФЗ (характеристика геологического строения, рельефа, климата, гидрологии и гидрографии, почв, ландшафтов);

- информацию о биологическом и ландшафтном разнообразии ООПТ ФЗ (характеристика экосистем, сообществ, видов и популяций диких животных и дикорастущих растений, включая виды диких животных и дикорастущих растений, включенные в Красную книгу Российской Федерации и (или) подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов);

- информацию о социально-экономических условиях территории, на которой расположена ООПТ ФЗ;

- оценку ценных природных комплексов и объектов в целях определения приоритетов в их охране и использовании, в том числе для использования их в туристической деятельности;

- оценку соблюдения режима охраны и использования ООПТ ФЗ, определение факторов вредного воздействия на ценные природные комплексы и объекты;

- оценку необходимости комплексного регулирования происходящих на ООПТ ФЗ процессов природного и (или) антропогенного характера, оказывающих воздействие на ценные природные комплексы и объекты, проведения мероприятий по охране и использованию ООПТ ФЗ и других мероприятий.

5.2 План управления ООПТ ФЗ должен содержать:

- цели и задачи плана управления, срок его реализации;

- мероприятия по охране и использованию ООПТ ФЗ, благоустройству территории в границах ООПТ ФЗ, информированию населения о границах, режиме охраны и использования ООПТ ФЗ с указанием сроков реализации, объемов и источников финансирования этих мероприятий, а также ответственных исполнителей за проведение указанных мероприятий, разрабатываемые на пятилетние периоды;

- другие положения, подлежащие определению планом управления ООПТ ФЗ.

5.3 К плану управления ООПТ ФЗ прилагают карты-схемы ООПТ ФЗ, на которых должны быть указаны:

- категории и виды земель, категории лесов, экологическое состояние (статус) водных объектов;

- места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) к видам, подпадающим под действие международных договоров Российской Федерации;

- типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;

- места установки информационных, информационно-указательных и иных знаков;

- места размещения объектов инфраструктуры туризма (эколого-информационные центры, экологические тропы, места размещения палаток и палаточных городков, туристских стоянок, других оборудованных зон и мест отдыха, стоянки механических транспортных средств и др.);

- места размещения временного хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов или на объекты по использованию отходов;

- участки, на которых ограничена хозяйственная и иная деятельность в соответствии с режимом охраны и использования ООПТ ФЗ;

- участки, на которых запланировано проведение мероприятий по управлению ценными природными комплексами и объектами (восстановление гидрологического режима, создание благоприятных условий для обитания диких животных и др.);

- пункты наблюдений локальной сети комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ;

- места устройства защитных сооружений (экодуки, акустические экраны, защитные ограждения);

- иные участки, подлежащие определению планом управления ООПТ ФЗ.


6 Режимы использования особо охраняемых природных территорий федерального значения

6.1 Общие положения

6.1.1 Режим использования ООПТ ФЗ установлен [1], а также Положением об ООПТ ФЗ, утвержденным в соответствии с [1].

6.1.2 На территориях ООПТ ФЗ допускаются мероприятия и деятельность, направленные:

- на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

- осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

6.1.3 Туристическая, рекреационная и оздоровительная деятельность на ООПТ ФЗ осуществляется с соблюдением режима охраны и использования ООПТ ФЗ.

6.1.4 Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на ООПТ ФЗ на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливают охранные зоны. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливают решением об установлении охранной зоны ООПТ ФЗ.


6.2 Научно-исследовательская деятельность на территории ООПТ ФЗ


6.2.1 Научно-исследовательская деятельность на ООПТ ФЗ осуществляется путем организации стационарных круглогодичных, многолетних и периодических исследований, направленных на изучение ценных природных комплексов и объектов, наблюдения за динамикой природных процессов в целях оценки и прогноза изменения состояния экосистем, природных ландшафтов и биотопов под воздействием природных и антропогенных факторов, разработки научных основ охраны окружающей среды, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, восстановления (воспроизводства) ценных природных комплексов и объектов и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

6.2.2 Не допускается проведение научных исследований в отношении расположенных в границах ООПТ ФЗ объектов, которые могут привести к нарушению режима охраны и использования ООПТ ФЗ.

6.2.3 Основой для организации научно-исследовательской деятельности на ООПТ ФЗ является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих органов исполнительной власти в получении научной информации.

6.2.4 Направления работы штатного научного и научно-технического персонала ООПТ ФЗ должны быть ориентированы на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов, а также на научное обеспечение деятельности по их сохранению.

6.2.5 В качестве приоритетов работы рекомендуется рассматривать осуществление комплексного экологического мониторинга природных экосистем, составление аннотированных списков видов флоры и фауны, наблюдение за состоянием популяций и изучение экологии редких видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость, разработку мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов, научное обеспечение организации экологического просвещения, познавательного туризма и рекреационного обслуживания посетителей.

6.2.6 Рекомендуется развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления ООПТ ФЗ.

6.2.7 Комплексный мониторинг экосистем на ООПТ ФЗ проводят в соответствии с программами комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ, которые должны содержать:

- категории и виды земель, категории лесов, экологическое состояние (статус) водных объектов, категории экосистем (с приложением карты-схемы);

- характеристику режима охраны и использования ООПТ ФЗ;

- перечень и характеристику экосистем на ООПТ ФЗ, в отношении которых запланированы наблюдения, и оценку состояния таких территорий;

- перечень и характеристику существующих и планируемых пунктов в границах ООПТ ФЗ;

- перечень пунктов наблюдений локальной сети комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ, протяженность мониторинговых маршрутов и их размещение;

- перечень компонентов экосистем на ООПТ ФЗ, в отношении которых запланированы наблюдения;

- перечень факторов, оказывающих вредное воздействие на экосистемы на ООПТ ФЗ;

- регламент наблюдений.

6.2.8 Объектами наблюдений при проведении комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ являются:

- территория ООПТ ФЗ в целом [по категориям и видам земель, категориям лесов, экологическому состоянию (статусу) водных объектов];

- экосистемы по категориям.

6.2.9 В целях комплексного мониторинга экосистемы на ООПТ ФЗ подразделяют на следующие категории:

- лесные экосистемы, выделяемые по наличию лесных насаждений, в том числе лесных культур;

- кустарниковые экосистемы, выделяемые по наличию кустарниковой растительности;

- луговые экосистемы, выделяемые по наличию травянистой многолетней растительности естественного происхождения в суходольных или материковых, низинных и пойменных условиях;

- болотные экосистемы, выделяемые по наличию гидрофитной растительности (представлены на травяных болотах с доминированием гидрофитно-травяной растительности, моховых болотах с доминированием гидрофитно-моховой растительности);

- водные экосистемы, выделяемые на водных объектах, в том числе водотоках (реки, ручьи, каналы), водоемах (озера, водохранилища, пруды) и родниках.

6.2.10 В отношении экосистем антропогенного происхождения (пустотных, сегетальных, селитебных и др.), объединяющих трансформированные в результате хозяйственной деятельности территории, занятые инженерными сетями и транспортными коммуникациями, наблюдения не проводят, а их наличие учитывают при анализе состава земель и экосистем на ООПТ ФЗ в целом, а также при оценке возможности возникновения угроз состоянию экосистем.

6.2.11 Наблюдения за состоянием экосистем на ООПТ ФЗ в рамках комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ проводят в пунктах наблюдений.

6.2.12 Пункты наблюдений обозначают на картах-схемах и на местности.

6.2.13 Совокупность пунктов наблюдений в границах ООПТ ФЗ образует локальную сеть мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ.

Локальную сеть комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ необходимо создавать в соответствии с целевым назначением пунктов наблюдений и с учетом особенностей территории, структуры ландшафтов и растительного покрова, категорий экосистем, подлежащих комплексному мониторингу, их репрезентативности или уникальности, наличия и степени проявления угроз их существованию, доступности для проведения наблюдений, и которая должна обеспечивать достаточность и объективность получаемой информации для оценки состояния экосистем на ООПТ ФЗ.

6.2.14 При проведении комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ в пунктах наблюдений необходимо получать данные:

- о состоянии экосистем, основанные на методах биоиндикации и оценке состояния факторов среды;

- наличии и степени проявления угроз существованию экосистем.

На основании полученных данных составляют прогноз изменения состояния экосистем под воздействием природных и антропогенных факторов.

6.2.15 В целях комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ могут быть использованы также результаты наблюдений за компонентами природной среды на ООПТ ФЗ, полученные в пунктах наблюдений других видов мониторинга окружающей среды, расположенных в ее границах или вблизи от нее.

6.2.16 Состав и содержание экологической информации, получаемой в результате проведения комплексного мониторинга экосистем на ООПТ ФЗ, сроки и порядок представления такой информации определяются уполномоченным органом Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

6.2.17 Обобщенная экологическая информация о состоянии экосистем на ООПТ ФЗ должна содержать:

- данные о состоянии и динамике состояния экосистем на ООПТ ФЗ и прогноз изменения состояния экосистем под воздействием природных и антропогенных факторов;

- анализ природных и антропогенных факторов, оказывающих вредное воздействие на состояние экосистем на ООПТ ФЗ, оценку интенсивности их воздействия;

- рекомендации по совершенствованию охраны и управления ООПТ ФЗ, сохранению их биологического и ландшафтного разнообразия.


6.3 Эколого-просветительская деятельность на особо охраняемых природных территориях федерального значения


6.3.1 Необходимые объемы и направления эколого-просветительской деятельности определяют с учетом природных условий, исторических и социально-экономических особенностей ООПТ ФЗ и прилегающего к ней региона.

6.3.2 Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:

- сформировать современную научно обоснованную методическую базу эколого-просветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт;

- организовать целенаправленную работу с основными группами населения в каждом регионе;

- разработать просветительские программы, ориентированные на различные социальные группы, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;

- совершенствовать систему планирования эколого-просветительской работы;

- уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;

- содействовать созданию серии документальных фильмов об ООПТ ФЗ и демонстрации их по телевизионным каналам;

- обеспечить наличие и оперативное обновление сайтов в сети Интернет каждой ООПТ ФЗ;

- систематически проводить для учащейся молодежи конкурсы по реализации совместных научных и природоохранных проектов, а также для журналистов - конкурсы на лучшие публикации, передачи и фильмы об ООПТ ФЗ;

- обеспечить выпуск информационно-рекламных изданий, включая выпуск буклетов и иной полиграфической продукции для распространения среди населения;

- активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;

- развивать практику проведения детских экологических лагерей и экспедиций;

- стремиться к формированию групп поддержки каждой ООПТ ФЗ среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп;

- расширять сотрудничество ООПТ ФЗ с общественными организациями и волонтерскими движениями.


6.3.3 Организация эколого-просветительской деятельности на ООПТ ФЗ


6.3.3.1 Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляется специализированным структурным подразделением уполномоченной организации, осуществляющей управление ООПТ ФЗ.

6.3.3.2 Эколого-просветительская работа может осуществляться:

- штатными сотрудниками специализированного структурного подразделения уполномоченной организации;

- штатными сотрудниками иных структурных подразделений;

- сторонними организациями (в том числе общественными) и отдельными лицами на договорных началах в рамках утвержденного плана эколого-просветительской работы конкретной ООПТ ФЗ.

6.3.3.3 Планирование эколого-просветительской деятельности в каждой ООПТ ФЗ осуществляют с учетом ее специфики, традиций и особенностью природоохранных проблем в данном регионе.


6.3.4 Работа со средствами массовой информации


6.3.4.1 Особое значение имеет сотрудничество с региональными и местными средствами массовой информации.

6.3.4.2 Уполномоченная организация, осуществляющая управление ООПТ ФЗ:

- обеспечивает регулярные выступления своих представителей в региональных и местных средствах массовой информации;

- ведет целенаправленную работу по рассмотрению актуальных проблем заповедного дела в средствах массовой информации, подготовку пресс-релизов, подготовку и проведение с представителями средств массовой информации совместных акций, мероприятий и публикаций;

- при наличии возможностей и в порядке, предусмотренном действующим законодательством о печати, издает самостоятельно или содействует изданию специализированных газет (бюллетеней) либо приложений к издаваемым местным газетам, посвященных пропаганде концепций заповедного дела. Периодичность таких изданий определяют в каждом конкретном случае с учетом местных условий и возможностей издателя.


6.3.5 Рекламно-издательская деятельность


6.3.5.1 Рекламно-издательская деятельность ООПТ ФЗ направлена на распространение информации об ООПТ и формирование положительного отношения населения к этому объекту.

6.3.5.2 В процессе рекламно-издательской деятельности уполномоченная организация, осуществляющая управление ООПТ ФЗ, обеспечивает изготовление и тиражирование информационных буклетов, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, стикеров (наклеивающихся картинок), значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов ООПТ ФЗ.

6.3.5.3 Наименование, дизайн, тираж, пути распространения и особенности реализации рекламно-издательской продукции ООПТ ФЗ определяет самостоятельно.

6.3.6 Создание кино- и видеопродукции


6.3.6.1 Все виды кино- и видеосъемок (далее - съемок) на ООПТ ФЗ необходимо проводить только методами, не вызывающими беспокойство животных и не влияющими каким-либо образом на естественный ход природных процессов.

6.3.6.2 Проведение съемок посетителями ООПТ ФЗ осуществляется при условии ознакомления с правилами поведения на ООПТ ФЗ, а также при наличии письменного разрешения руководства ООПТ.


6.3.7 Музейное дело и организация визит-центров для посетителей


6.3.7.1 Музеи природы и визит-центры (информационные центры для посетителей) ООПТ ФЗ являются базой активной эколого-просветительской работы с посетителями.

6.3.7.2 ООПТ ФЗ сотрудничают с региональными и местными краеведческими музеями, в первую очередь по вопросам организации и обновления в этих музеях постоянно действующих экспозиций, посвященных ООПТ ФЗ, а также временных специализированных выставок (фотографии, детские рисунки и др.).

6.3.7.3 Посещение музеев природы осуществляется в порядке, установленном уполномоченной организацией согласно [1].

6.3.7.4 На ООПТ ФЗ создаются визит-центры (информационные центры для посетителей), которые при этом специально оборудованы для лекционной и иных форм работы с посетителями.

6.3.7.5 ООПТ ФЗ в целях пропаганды идей заповедного дела среди широких слоев населения организуют стационарные, временные и передвижные экспозиции (фото-стенды, фотовыставки, выставки детских рисунков и другие художественные работы, которые могут быть размещены в школах, библиотеках, клубах, кинотеатрах, залах ожидания железнодорожных вокзалов и автовокзалов, административных зданиях органов государственной власти и местного самоуправления и т.д).


6.3.8 Работа со школьниками


Основными формами работы со школьниками на ООПТ ФЗ являются:

- организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;

- организация работы школьных лесничеств;

- создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

- содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков;

- проведение школьных экскурсий;

- проведение тематических занятий со школьниками;

- организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;

- привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.


6.3.9 Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования


Основными формами взаимодействия с учительским корпусом и органами образования на ООПТ ФЗ являются:

- организация и проведение тематических семинаров для учителей, в первую очередь для преподавателей биологии, экологии, географии и краеведения;

- участие в организации и проведении курсов повышения профессиональной квалификации преподавателей;

- предоставление школам справочной и иной специальной литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела;

- проведение методических консультаций для преподавателей;

- оказание содействия в оборудовании тематических школьных классов, а также предоставление материалов (фотографий, слайдов, видеофильмов и т.д.) для иной наглядной информации.


6.3.10 Экологические праздники и акции


6.3.10.1 ООПТФЗ готовят и проводят специальные праздничные природоохранные мероприятия, в том числе массовые, приуроченные:

- к официальным календарным природоохранным датам (Всемирный день охраны окружающей среды, День работников леса и др.);

- к праздничным датам, объявленным природоохранными государственными и общественными организациями, в том числе международными (День птиц, Дни защиты от экологической опасности и др.);

- к юбилеям ООПТ ФЗ;

- к иным событиям, важным для развития пропаганды идей заповедного дела в регионе.

6.3.10.2 Особенности и масштабы проведения экологических праздников и акций, участие в них конкретных работников ООПТ ФЗ определяет руководство ООПТ ФЗ с учетом местных условий.


6.4 Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях федерального значения


6.4.1 Целью развития экологического туризма на ООПТ ФЗ является формирование у широких слоев российского общества понимания современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, природного и связанного с природой культурного наследия, а также их места в социально-экономическом развитии регионов.

6.4.2 Принципами развития экологического туризма на ООПТ являются:

- обеспечение приоритета сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и культурного наследия, минимизация антропогенного воздействия на природные и историко-культурные комплексы и объекты;

- популяризация роли ООПТ в сохранении природного и, тесно связанного с природой, культурного наследия, в том числе традиционной культуры местного населения;

- просветительская направленность экологического туризма;

- сохранение социокультурной среды;

- содействие устойчивому развитию районов осуществления экологического туризма;

- партнерство с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями образования, науки и культуры, турагентами, туроператорами и иными структурами, заинтересованными в развитии экологического туризма;

- вовлечение местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общин, в деятельность, связанную с развитием экологического туризма.

6.4.3 Основными направлениями развития экологического туризма являются:

- наблюдение и изучение дикой природы (с элементами экологического образования и просвещения);

- отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями;

- оздоровление природными факторами;

- туры со спортивными и приключенческими целями;

- ботанические, зоологические, геологические и другие подобные туры;

- эколого-этнографические или археологические, эколого-культурные туры;

- научно-исследовательские туры;

- агротуры;

- спелеологические, водные, горные и другие подобные туры.

6.4.4 Основные объекты устойчивой инфраструктуры экологического туризма (отели, кемпинги, кордоны, хижины, наблюдательные пункты, смотровые площадки, экологические тропы, визит-центры, музеи, контрольно-пропускные пункты, объекты возобновляемой энергетики, водоснабжения и водо-отведения, связи, транспорта и иные) на ООПТ ФЗ не должны нарушать окрестные ландшафты и экологическое устойчивое равновесие окружающей среды на ООПТ ФЗ.

6.4.5 Обустройство участков ООПТ ФЗ, выделенных для развития инфраструктуры экологического туризма, должно включать систему мер, направленных на защиту почвы от эрозии, запрет на разработку экологически ценных земель, восстановление редких видов животных и растений, снижение тепловой нагрузки на твердые поверхности и др.

6.4.6 Деятельность в сфере экологического туризма на ООПТ ФЗ включает разработку, утверждение и реализацию программ развития экологического туризма конкретной уполномоченной организации, в том числе:

- определение для конкретной ООПТ ФЗ ключевых объектов показа посетителям (уникальных, в том числе в эстетическом отношении, ландшафтов; объектов историко-культурного значения; представляющих особый интерес объектов животного и растительного мира);

- выявление целевых категорий посетителей для каждой территории и степени приоритетности каждой из них;

- разработка пакета экскурсионных программ для различных категорий посетителей на каждой ООПТ ФЗ, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде обитания;

- формирование и продвижение новых турпродуктов, основанных на использовании местных культурных традиций и привлечении местного населения;

- создание электронных путеводителей (в том числе аудио-путеводителей) для каждой ООПТ ФЗ;

- подготовка базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях экологического туризма на конкретной ООПТ ФЗ;

- разработка и внедрение системы комплексного рекреационного мониторинга на всех экскурсионных и туристских маршрутах и объектах показа на ООПТ ФЗ;

- развитие партнерских связей с российскими и иностранными туристическими компаниями, а также другими организациями, заинтересованными в развитии экологического туризма.

6.4.7 Деятельность по развитию инфраструктуры экологического туризма на ООПТ ФЗ включает в себя:

- обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп;

- создание новых и модернизацию существующих музеев и визит-центров и др.;

- разработку и реализацию программ и проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических мероприятий, обеспечивающих возможность демонстрации посетителям диких животных в природных условиях и не приводящих при этом к негативным изменениям природных экосистем;

- формирование сети объектов инфраструктуры для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе расположенных вне границ ООПТ ФЗ, путем привлечения инвесторов;

- разработку серии типовых проектов элементов туристской инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;

- оснащение современными информационными аншлагами и указателями.

6.4.8 Перечень и описание экскурсионных маршрутов, проходящих по территории ООПТ ФЗ, включают в установленном порядке в Положение об ООПТ ФЗ, утверждаемое для каждой конкретной ООПТ ФЗ, в качестве приложения к нему.

6.4.9 При развитии экологических экскурсий и познавательного туризма ООПТ ФЗ должен обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

- научно обоснованного выделения посещаемой части территории;

- организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;

- оборудования экологических троп и маршрутов информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущих необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;

- установления специальных правил поведения посетителей на охраняемой территории, введения специальных ограничений (в том числе сезонных) при посещении отдельных участков;

- разработки допустимых норм посещения, рассматриваемых научно-техническим советом заповедника;

- обеспечение постоянного контроля и слежения за состоянием посещаемой территории.

6.4.10 В приложении А приведено содержание типовой формы программы развития ООПТ ФЗ в сфере экологического туризма.

6.4.11 В приложении Б приведена методика выбора участков в рекреационной или охранной зоне ООПТ для развития экологического туризма.


6.5 Сохранение культурного наследия на особо охраняемых природных территориях федерального значения


6.5.1 Для повышения эффективности деятельности по сохранению объектов культурного наследия на ООПТ ФЗ необходимо:

- обеспечить выявление, обследование и оценку состояния памятников истории и культуры;

- осуществлять постоянное наблюдение за состоянием памятников истории и культуры, а также культурно-ландшафтных комплексов;

- разработать рекомендации по сохранению структуры культурных ландшафтов, восстановлению и использованию памятников истории и культуры;

- проводить работы по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии приоритетных культурно-ландшафтных комплексов;

- осуществить регламентацию режима ООПТ с учетом интересов сохранения объектов культурного наследия;

- содействовать восстановлению и развитию традиционных промыслов и ремесел;

- расширять практику включения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на ООПТ ФЗ в соответствующие федеральные и региональные целевые программы.


7 Оценка эффективности деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения

7.1 Экономическая оценка природоохранных функций


7.1.1 Экономическая оценка природоохранных функций ООПТ ФЗ включает в себя определение кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах ООПТ ФЗ, и другие экономические оценки, направленные на выявление и учет климаторегулирующих, продукционных, средообразующих и других экосистемных услуг, предоставляемых территориями ООПТ ФЗ, для целей устойчивого социально-экономического развития территорий.

7.1.2 Для экономической оценки природоохранных функций ООПТ ФЗ используют смешанный (комбинированный) методический подход, сочетающий в себе методы прямых (альтернативной стоимости) и косвенных оценок (введение поправочных коэффициентов, отражающих качественные характеристики ООПТ ФЗ).

7.1.3 Подход, указанный в 7.1.2, ориентирован на метод прямой оценки альтернативной стоимости, в качестве которой выступает получаемая при хозяйственном использовании земель величина валовой продукции, от которой общество отказывается, отдавая предпочтение продуктовой оценке охрану природных экосистем и изъятие земель для целей заповедования, включая сохранение и поддержание обеспечивающих, климаторегулирующих, продукционных, средообразующих и других экосистемных услуг, предоставляемых территорией ООПТ ФЗ.

7.1.4 На первом этапе экономической оценки природоохранных функций ООПТ ФЗ определяют норматив средней ценности земель под естественными экосистемами, который в данном случае рассматривается как средний уровень кадастровой стоимости единицы площади земель заповедников в целом по Российской Федерации.

Исходя из данных зонирования территории по основным типам экосистем, в расчет вводят поправочные коэффициенты:


- коэффициент ценности экосистем
характеризующий выполнение экосистемами ООПТ ФЗ биосферных функций;
- коэффициент уникальности биоразнообразия
, отражающий уникальность биоты ООПТ ФЗ.
Экономическую оценку ООПТ ФЗ, реализующих природоохранные функции,
, руб./год, вычисляют по формуле
, (1)
где
- годовой норматив средней ценности земель ООПТ ФЗ на момент проведения оценки с учетом поправочного коэффициента
на изменение валового внутреннего продукта (ВВП) страны, руб./га;
- произведение коэффициентов
;
- доля
i
-и функциональной зоны в общей площади ООПТ ФЗ, га;
- коэффициент природоохранной ценности функциональных зон;

i - функциональная зона (i=1,..., m);


- общая площадь ООПТ ФЗ, га.
Введение поправочных коэффициентов природоохранной ценности функциональных зон
обусловлено неравнозначностью выполнения природоохранных функций в той или иной зоне (например, услуг, предоставляемых в зоне хозяйственного назначения в результате выполнения природно-хозяйственных функций, будет существенно меньше, чем в заповедной, особо охраняемой зоне и т.д.).
7.1.5 При экономической оценке конкретной ООПТ ФЗ, в границах которой могут быть представлены несколько типов экосистем, необходим расчет усредненного значения коэффициента ценности экосистем
, учитывающего долю площади каждого типа экосистемы в общей площади природного комплекса ООПТ ФЗ, с учетом значений поправочных коэффициентов:
, (2)
где
- коэффициент ценности
j
-го типа экосистем;
- доля
j
-го типа экосистемы в общей площади ООПТ ФЗ, га;

j - тип экосистемы (j=1,..., N);

N - количество типов экосистем.

Обоснование величины поправочных коэффициентов требует выделения функциональных зон в составе ООПТ ФЗ.

7.1.6 Коэффициент уникальности биоразнообразия на региональном уровне устанавливают на базе информации о наиболее уязвимой части видового разнообразия, занесенного в Красную книгу.


7.2 Оценка природоохранной эффективности системы особо охраняемых природных территорий федерального значения


7.2.1 Различают текущую и перспективную эффективность системы ООПТ ФЗ, используя для оценки природоохранные функции и их составляющие.


7.2.2 Оцениваемые природоохранные функции и их составляющие


7.2.2.1 Выделяют пять основных природоохранных функций ООПТ ФЗ, каждая из которых определяется несколькими компонентами, которые, в свою очередь, - большим или меньшим набором составляющих (компонентами 2-го порядка).

7.2.2.2 Оценки природоохранной ценности и текущей эффективности ООПТ ФЗ по отношению к каждой из этих функций складываются из оценок для их компонентов, а для последних - из таких же оценок их составляющих.

7.2.3 Различают следующие характеристики основных природоохранных функций с перечнями оцениваемых компонентов и составляющих:

а) эталонная функция проявляется в сохранении на ООПТ ФЗ ненарушенных и малонарушенных природных комплексов, характерных для соответствующего природного региона, с присущими им внутренним разнообразием и видовыми композициями.

Эталонную функцию характеризуют следующие четыре составляющие:

- природное разнообразие;

- наличие и значимость чуждых и синантропных элементов в биоте и биоценотическом покрове;

- представленность и состояние эталонных экосистем, к числу которых относятся типичные для соответствующего региона ненарушенные и малонарушенные экосистемы;

- распространение и состояние антропогенно нарушенных и трансформированных экосистем, к числу которых относятся все их разновидности, по своим существенным и (или) физиономическим признакам хорошо отличающиеся от естественных, существовавших на этом месте до того или иного антропогенного воздействия;

б) рефугиумная функция заключается в сохранении редких и исчезающих таксонов, сообществ и экосистем и оценивается по двум компонентам:

- роль ООПТ ФЗ в сохранении редких и исчезающих таксонов (видов, подвидов и популяций) растений и животных;

- роль ООПТ ФЗ в сохранении редких, исчезающих и эндемичных сообществ и экосистем;

в) резерватная функция определяется ролью ООПТ ФЗ в качестве территории воспроизводства таксонов растений и животных, имеющих хозяйственную ценность, а также сохранения крупных скоплений животных, особо уязвимых в силу образования ими на определенных этапах жизненного цикла подобных скоплений, определяющих состояние их популяций на более или менее обширных территориях.

Резерватная функция складывается из трех основных компонентов:

- роль ООПТ ФЗ в воспроизводстве охотничье-промысловых видов животных;

- роль ООПТ ФЗ в сохранении крупных скоплений животных, в том числе редких и имеющих промысловое значение;

- роль ООПТ ФЗ в поддержании и воспроизводстве популяций растений, имеющих утилитарную ценность;

г) "монументальная" функция определяется наличием на ООПТ ФЗ особо примечательных природных объектов, которые могут считаться "исключительными природными феноменами", а также "территорий исключительной природной красоты и эстетической ценности" или исключительной научно-познавательной ценности.

"Монументальная" функция складывается из двух компонентов:

- роль ООПТ ФЗ в сохранении природных объектов, имеющих выдающееся природоохранное или научно-познавательное значение;

- роль ООПТ ФЗ в сохранении ландшафтов, имеющих выдающееся научно-познавательное или эстетическое значение;

д) эколого-стабилизирующая функция заключается в предоставлении ООПТФЗ обеспечивающих, климаторегулирующих, продукционных, средообразующих и других экосистемных услуг, значимых для окружающих ее и (или) для более удаленных территорий.

7.2.4 Оценку природоохранной ценности, текущей природоохранной эффективности и природоохранной значимости ООПТ ФЗ проводят с учетом рекомендаций [2].

7.2.5 Оценку потенциальных угроз и безопасности проводят с учетом рекомендаций [2].

7.2.6 Оценку устойчивости к долговременным изменениям природной среды проводят с учетом рекомендаций [2].

7.2.7 Оценку перспективной природоохранной эффективности проводят с учетом рекомендаций [2].


7.3 Оценка качества оказания услуг


7.3.1 Для оценки качества оказания услуг на территории ООПТ ФЗ используют следующие показатели согласно [3]:

- динамика количества сохраняемых редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

- количество продолжающихся многолетних (более 10 лет) рядов наблюдений;

- количество и протяженность оборудованных экологических троп;

- количество оборудованных мест отдыха (туристских стоянок и т.п.);

- количество публикаций научно-популярного характера;

- количество студенческих дипломных и курсовых работ, подготовленных по материалам, собранным на ООПТ ФЗ;

- количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, подготовленных по материалам, собранным на ООПТ ФЗ;

- доля посетителей ООПТ ФЗ в экскурсионных, рекреационных целях, удовлетворенных оказанными услугами.

7.3.2 Для оценки деятельности ООПТ ФЗ используют следующие показатели объема оказания услуг согласно [3]:

- площадь охраняемых природных комплексов на территории ООПТ ФЗ;

- количество параметров окружающей среды, измеряемых в ходе комплексного мониторинга на территории ООПТ ФЗ;

- количество находящихся под охраной памятников истории и культуры на территории ООПТ ФЗ;

- количество посетителей территории ООПТ ФЗ в экскурсионных, рекреационных целях;

- количество выполненных на территории ООПТ ФЗ научно-исследовательских работ.


8 Охрана особо охраняемых природных территорий федерального значения

8.1 Режим охраны ООПТ ФЗ устанавливают в соответствии с [1], а также Положением об ООПТ ФЗ, утвержденном для каждой конкретной ООПТ ФЗ.

8.2 В целях предупреждения и ликвидации вредного воздействия на окружающую среду на ООПТ ФЗ необходимо осуществлять охрану и защиту.

8.2.1 Охрана включает:

а) патрулирование территории, в том числе с применением наземного и воздушного транспорта, в целях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области ООПТ;

б) предупреждение, обнаружение и ликвидацию пожаров;

в) охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

8.2.2 Защита включает:

а) предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод;

б) защиту растений, своевременное выявление очагов вредных насекомых и болезней леса и борьбу с ними, санитарные и прочие рубки леса (расчистка леса в связи со строительством дорог, при прокладке просек, создании противопожарных разрывов);

в) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ветеринарного мониторинга, регулирование численности животных в целях предупреждения эпидемий и эпизоотии;

г) защиту земель от эрозии;

д) сохранение естественных популяций диких животных, обеспечивающееся размещением защитных ограждений на границах ООПТ и транспортных магистралей.

8.3 К охране территории ООПТ ФЗ могут быть привлечены работники правоохранительных органов, органов рыбоохраны, органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, а также общественные инспекции, сформированные территориальными органами Росприроднадзора или общественными природоохранными организациями.

8.3.1 Рейды указанных органов и общественных инспекций на территории ООПТ ФЗ проводят только совместно с представителями государственной инспекции по охране территории ООПТ ФЗ.

8.3.2 Указанные мероприятия, как правило, проводят в рамках соглашений о взаимодействии, заключаемых уполномоченной организацией, осуществляющей управление ООПТ ФЗ, с указанными органами.

8.4 Наряду с традиционным формированием службы охраны по территориальному принципу (лесничества, кордоны, обходы) допускается организация экстерриториальных подразделений в виде оперативных групп, в том числе "центральных" оперативных групп, в зону действия которых включена вся ООПТ.

8.4.1 Оперативные группы являются постоянно действующими структурными подразделениями служб охраны ООПТ ФЗ, сформированными с целью усиления охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением установленного режима и иных требований природоохранного законодательства.

8.4.2 Оперативные группы создают согласно приказам по ООПТ ФЗ и комплектуют из числа квалифицированных, дисциплинированных и инициативных работников, имеющих опыт контрольно-инспекционной работы по охране природы и являющихся государственными инспекторами по охране территорий заповедников (национальных парков).

8.4.3 В структуре одной ООПТ ФЗ, специфические условия которой требуют дополнительных мер по охране объектов животного мира в местах их сезонных концентраций и путей миграций, а также по охране редких видов животных, две и более отдельные оперативные группы могут быть объединены в специализированный отряд по охране объектов животного мира, создаваемый приказом руководства ООПТ ФЗ.

8.4.4 Численность инспекторского состава оперативной группы, ее конкретный состав и лицо, на которое возложено непосредственное руководство оперативной группой, определяются руководством ООПТ ФЗ.

8.4.5 Задачами оперативных групп являются:

- борьба с браконьерством и иными нарушениями установленного режима особой охраны на ООПТ ФЗ и ее охранной зоны;

- систематическое патрулирование своей зоны деятельности в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны, загораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов;

- контроль за соблюдением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов при проведении на ООПТ ФЗ и ее охранной зоны научно-исследовательских, эколого-просветительских, рекреационных, проектно-изыскательских, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, заповедно-режимных, строительных и иных работ и мероприятий, а также побочного лесопользования и других видов пользования растительным миром;

- контроль за проведением в пределах ООПТ ФЗ и ее охранной зоны отстрела и отлова животных (в том числе вылова рыбы, добычи морских млекопитающих и водных беспозвоночных) в регуляционных, научных и иных целях, соблюдением установленного порядка сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций и палеонтологических объектов;

- контроль за соблюдением установленного режима ООПТ ФЗ их посетителями и иными лицами, в том числе самими работниками ООПТ ФЗ;

- участие в тушении лесных и иных растительных пожаров;

- проведение плановых и внеплановых проверок лесничеств, участков и иных территориальных подразделений, а также ревизий обходов;

- контроль за правильностью и своевременностью оформления государственными инспекторами по охране ООПТ ФЗ протоколов и иной документации об экологических правонарушениях;

- проверка соблюдения порядка хранения и использования работниками ООПТ ФЗ средств связи, служебного оружия, боеприпасов, пиротехнических и специальных средств;

- проверка соблюдения правил и требований техники безопасности при работе в полевых условиях работниками ООПТ ФЗ;

- участие в практическом обучении инспекторского состава ООПТ ФЗ, изучение и распространение передового опыта по охране ООПТ ФЗ.

8.4.6 Работники оперативных групп могут привлекаться к проведению аэровизуальных и наземных учетов зверей и птиц.

8.4.7 Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды на ООПТ ФЗ имеют права в соответствии с положениями [1] и [4].

В соответствии с требованиями [5] и [6] государственные инспекторы ООПТ ФЗ имеют право проводить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в т.ч. и во время ее транспортирования, в местах складирования и переработки.


9 Государственный учет в системе особо охраняемых природных территорий федерального значения

9.1 ООПТ ФЗ подготавливают и предоставляют сведения для ведения государственного кадастра ООПТ ФЗ, государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира в соответствии с требованиями [1], [7] и учетом рекомендаций [8].

9.2 Первичные сведения для ведения кадастра ООПТ ФЗ представляются уполномоченной организацией, осуществляющей управление ООПТ ФЗ, один раз в четыре года, не позднее одного месяца с момента окончания кадастрового периода.

9.3 Для каждой ООПТ ФЗ независимо от ее категории готовится самостоятельный пакет документов (кадастровых сведений). Не допускается объединение под одним титулом данных по двум и более ООПТ ФЗ.

9.4 Основная форма представления первичных сведений для ведения кадастра ООПТ ФЗ - текстовая, а таблицы носят вспомогательный характер.

9.5 В случае наличия в оперативном управлении ООПТ ФЗ государственных природных заказников и памятников природы, а также ООПТ ФЗ иных категорий, для них представляется полный самостоятельный пакет сведений (по каждой ООПТ ФЗ в отдельности) для ведения государственного кадастра ООПТ ФЗ, подготовленного в соответствии с требованиями [7].

9.6 В случае преобразования (реорганизации) ООПТ ФЗ в ООПТ регионального значения в текущий кадастровый период кадастровые сведения от начала текущего кадастрового периода до момента преобразования ООПТ представляются в Минприроды России; от момента преобразования ООПТ и до конца кадастрового периода - в уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9.7 В случае ликвидации ООПТ ФЗ в Минприроды России представляются кадастровые сведения от начала текущего кадастрового периода до момента ликвидации ООПТ ФЗ.

9.8 Для недавно организованных, а также небольших по площади ООПТ ФЗ, не располагающих информацией необходимого объема, возможно формирование общего тома, содержащего как кадастровые сведения, так и приложения к ним.

9.9 Представляемые сведения должны соответствовать отчетному кадастровому периоду и отражать особенности текущей ситуации.


10 Оценка и повышение квалификации сотрудников особо охраняемых природных территорий федерального значения

10.1 Обеспечение оценки квалификации сотрудников ООПТ ФЗ осуществляют на основе профессиональных стандартов в соответствии с требованиями [9].

10.2 Обеспечивают организацию и проведение ежегодных обучающих семинаров для руководителей и специалистов (в том числе волонтеров соответствующего профиля) уполномоченной организации, осуществляющей управление ООПТ ФЗ, по различным аспектам развития ООПТ ФЗ.


11 Взаимодействие органов управления особо охраняемых природных территорий федерального значения с заинтересованными сторонами

Органы управления ООПТ ФЗ осуществляют следующее:

- используют потенциал ООПТ ФЗ в реализации двустороннего научного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- способствуют развитию прямых партнерских связей ООПТ ФЗ с иностранными природными резерватами, включая обмен опытом и информацией, реализацию совместных проектов;

- расширяют участие ООПТ ФЗ в осуществлении природоохранных проектов, реализуемых в Российской Федерации международными организациями;

- развивают сотрудничество с приграничными природными резерватами иностранных государств, направленное на сохранение ландшафтного и биологического разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации;

- обеспечивают взаимодействие с коммерческими организациями, некоммерческими организациями и местным населением для гармоничного развития познавательного туризма в интересах сохранения природного наследия и социально-экономического развития районов;

- развивают сотрудничество с коммерческими организациями для оказания содействия в создании объектов туристской инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- оказывают экспертную и информационную поддержку коммерческим организациям при проведении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, а также при разработке программ сохранения биологического разнообразия коммерческих организаций.


Приложение А

(справочное)

Содержание типовой формы программы развития особо охраняемых природных территорий федерального значения в сфере экологического туризма

Программу развития экологического туризма на ООПТ разрабатывают на основе настоящей типовой формы, которая должна содержать нижеприведенный примерный перечень разделов.

А.1 Раздел "Общие положения" включает:

- область применения программы;

- нормативные и правовые ссылки;

- термины и определения;

- требования к качеству и источникам исходной информации о территории ООПТ ФЗ и регионе.

Раздел также включает общие рекомендации и принципы:

- в области развития ООПТ ФЗ;

- организации устойчивой туристской деятельности на ООПТ ФЗ;

- экологического строительства туристской инфраструктуры;

- охраны окружающей среды;

- экономического развития и экономики природопользования на территории ООПТ ФЗ и прилегающих к ним территорий;

- автоматизации инфраструктуры туристской деятельности;

- устойчивого проектного управления и прочие принципы устойчивого развития территорий.

А.2 Раздел "Программа по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях" включает:

- аналитическую записку;

- обоснование программы, включающее концепцию экономической модели развития ООПТ ФЗ;

- расчет показателей;

- перечень проектов и мероприятий программы;

- структурную декомпозицию результатов;

- формы и сроки реализации результатов;

- обоснование достижения показателей, в том числе взаимосвязь и взаимовлияние показателей (например, количество посетителей ООПТ ФЗ);

- посещение ООПТ ФЗ в составе организованных групп;

- количество эксклюзивных и комплексных туристских маршрутов [пешие походы, наблюдение диких животных (не считая бердвотчеров), походы по природным тропам (экотропам), эколого-просветительские туры, бердвотчинг, велосипедные туры, спортивную рыбалку на пресных водоемах, дайвинг, посещение водно-болотных угодий, походы в горы, скалолазание, путешествия на каноэ и каяках, жизнь на экоферме, плавание, лодочные походы, береговые туры, океанические туры, жизнь в кемпингах, посещение природных достопримечательностей и памятников природы, этно-культурные туры];

- объекты устойчивой туристской инфраструктуры (количество созданных экологических троп и маршрутов, количество созданных музеев и визит-центров);

- количество событийных мероприятий;

- количество грантов и проектов, в которых участвует ООПТ ФЗ;

- количество инвестиционных договоров и сумма инвестиций и др.;

- календарный план-график программы;

- реестр заинтересованных сторон, в том числе мероприятия по взаимодействию с международными экспертами в области экологического туризма и сохранения биоразнообразия, мероприятия по взаимодействию с инвесторами, федеральными и региональными органами исполнительной власти, научной общественностью, населением, коренными и малочисленными народами, проживающими на территории, предусматривающие содействие деятельности этих лиц со стороны должностных лиц ООПТ ФЗ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- реестр рисков и возможностей программы;

- планово-финансовое обоснование и бюджет программы, в том числе финансовая модель и анализ бюджетной эффективности, включая финансовое обеспечение участия заинтересованных сторон в проектных мероприятиях на ООПТ ФЗ, входящих в проект решений у провайдеров, разработки инвестиционных соглашений с инвесторами экологических решений;

- план подготовки кадров из числа местного населения, в том числе коренных и малочисленных народов для развития индустрии гостеприимства на ООПТ ФЗ и прилегающих территориях;

- ожидаемые результаты реализации мероприятий программы;

- план информационно-технологического сопровождения программы;

- маркетинговая стратегия ООПТ ФЗ (продвижение туристического бренда ООПТ ФЗ) и план ее реализации.

А.3 Приложение I "Обоснование выбора участков в рекреационной и охранной зоне особо охраняемых природных территорий для развития экологического туризма" включает:

- методику выбора участков в рекреационной или охранной зоне ООПТ ФЗ для развития экологического туризма;

- оценку ООПТ ФЗ и туристских ресурсов в рекреационной и охранной зонах;

- анализ и формирование потенциально привлекательных земельных участков для целей экологического туризма в рекреационной и охранной зонах;

- историю и допустимое использование земельных участков в целях экологического туризма;

- стандартные требования к организациям, привлекаемым или допущенным к реализации проектов развития ООПТ ФЗ.

А.4 Приложение II "Общая оценка экологической ситуации на потенциально привлекательных земельных участках для целей экологического туризма в рекреационной и охранной зоне особо охраняемых природных территорий" включает:

- краткое описание экологических условий на земельном участке и в регионе;

- историко-культурные особенности и допустимое использование земель.


Приложение Б

(справочное)


Методика выбора участков в рекреационной или охранной зоне особо охраняемых природных территорий федерального значения для развития экологического туризма


Б.1 Первичная оценка ООПТ ФЗ и туристских ресурсов в рекреационной и охранной зонах ООПТ ФЗ


При выборе участков в рекреационной зоне ООПТ ФЗ для развития экологического туризма, необходимо провести первичную оценку источников эксклюзивного туристического продукта в рекреационной зоне особо охраняемых природных территорий.

В указанных целях проводят сбор сведений от уполномоченных организаций, осуществляющих управление ООПТ ФЗ (при необходимости от органов местного самоуправления), а также анализ информации об ООПТ ФЗ для ее общей оценки и туристских ресурсов в рекреационной и охранной зонах, которые представлены в таблице Б.1.

Таблица Б.1 - Оценка ООПТ ФЗ и туристских ресурсов в ее рекреационной и охранной зонах


Характер информации

Содержание информации

1 Физико-географическая характеристика территории

1 Местоположение

2 Транспортная доступность (наличие, частота и качество авиационного, железнодорожного, автомобильного сообщения)

3 Природно-климатические условия

4 Рельеф

5 Водные объекты

6 Наличие памятников природы

2 Территориальное зонирование и границы

1 Функциональное зонирование территории

2 Сведения из ЕГРН о земельных участках

3 Развитость дорожно-тропиночной сети в рекреационной и охранной зоне

3 Сведения об объектах недвижимого имущества, расположенных на территории

1 Сведения об объектах недвижимого имущества

2 Назначение

3 Балансодержатель

4 Наличие сведений об объекте в ЕГРН

4 Население

1 Ближайшие населенные пункты

2 Численность населения, структура занятости, уровень зарегистрированной безработицы

3 Наличие и компактность проживания категорий граждан, относящихся к коренным и малочисленным народам

4 Уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

5 Уровень зарегистрированной безработицы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

5 Растительный и животный мир

1 Экосистемы

2 Редкие и исчезающие виды животных и растений

3 Изменение численности и территории распространения

4 Карта-схема распространения редких и исчезающих видов в отношении всей территории ООПТ ФЗ

5 Карта-схема земельного участка с указанием туристских ресурсов (памятников природы, историко-культурные памятники и др.) в отношении всей территории ООПТ ФЗ

6 Характеристика существующей туристской деятельности

1 Наличие контрольно-пропускных пунктов, их количество и режим функционирования

2 Наличие туристских продуктов, в том числе эксклюзивных

3 Количество рабочих мест

4 Количество посетителей за три последних календарных года

5 Состав и количество организованных групп туристов

6 Количество посетителей ООПТ ФЗ по видам туризма (индивидуальных и групповых)

7 Количество посетителей ООПТ ФЗ по признаку гражданства (иностранные граждане, граждане Российской Федерации)

7 Инфраструктура туризма на ООПТ ФЗ

1 Наличие некапитальных и капитальных сооружений туристской инфраструктуры (музеев, визит-центров, гостевых домов, кордонов, стоянок палаточных лагерей, предприятий общественного питания, парковок частного автотранспорта и туристических автобусов, вертолетных площадок и т.п.), их характеристика, расположение на территории, стоимость туристических услуг.

2 Наличие обустроенных мест наблюдения за дикими животными, смотровых площадок, экологических троп и туристических маршрутов для разных категорий посетителей, в том числе маломобильных, краткая характеристика, стоимость услуг.

3 Наличие информационных стендов, указателей и иных средств навигации для туристов, их краткая характеристика; наличие архитектурно-планировочных решений развития инфраструктуры познавательного, экологического туризма в рекреационной зоне на территории ООПТ ФЗ; наличие проектных решений создания дополнительных познавательных и экологических маршрутов по территории ООПТ ФЗ

8 Научно-исследовательская и просветительская деятельность

1 Наличие научной информационно-аналитической информации и публикации

2 Гранты, в том числе международные, участие в международных программах и проектах, в государственных, федеральных и региональных программах; краткая характеристика; количество участников и статус ООПТ ФЗ

3 Опыт разработки и проведения событийных мероприятий, их краткая характеристика, повторяемость, посещаемость, количество участников мероприятия, в том числе зарубежных, стоимость участия, затраты на проведение и тиражируемость опыта

4 План проведения событийных мероприятий на ближайшие три года

5 План развития проектной деятельности на ближайшие три года

9 Информация о нарушениях режима ООПТ ФЗ, вызывающих изменение экологических условий

1 Информация о выявленных Росприроднадзором нарушениях и мерах по их устранению

2 Информация о возможных нарушениях на территории ООПТ ФЗ, требующих проверки Росприроднадзором

3 Информация об имущественных спорах в отношении объектов, расположенных на территории ООПТ ФЗ

4 Данные по принимаемым мерам по устранению сточных вод и утилизации отходов


Б.2 Анализ и формирование потенциально привлекательных земельных участков для целей экологического туризма в рекреационной и охранной зонах особо охраняемых природных территорий федерального значения


При формировании земельных участков в рекреационной зоне ООПТ ФЗ, планируемых для развития экологического туризма, целесообразно выполнение следующих действий:

- подготовка описания земельного участка и прилегающей территории в соответствии с таблицей Б.1;

- фото- и видеоматериалы земельного участка и прилегающей территории, а также иные средства визуализации земельного участка;

- расчет рекреационной нагрузки земельного участка и прилегающей к нему территории;

- выполнение качественной и количественной оценки ситуации для определения потенциально привлекательных участков в целях развития туристской деятельности;

- заполнение анкетного листа потенциально привлекательных участков для туристской деятельности в рекреационной зоне ООПТ ФЗ.

Для полноты анализа земельных участков, предполагаемых к развитию экологического туризма в рекреационной и охранной зонах ООПТ ФЗ можно также провести оценку рекреационно-туристской привлекательности территории.


Б.2.1 Расчет туристского потенциала


Туристский потенциал
вычисляют по формуле
,* (Б.1)
где
- количество привлекательных туристических объектов (достопримечательностей);
- индекс туристской привлекательности;
- индекс качества сети;
- индекс транспортной доступности;
- индекс качества сервиса (SQI).

Б.2.2 Расчет индекса оценки рекреационно-туристских условий отдельной территории


Индекс оценки реакционно-туристских условий отдельной территории ИОРТУ вычисляют по формуле


, (Б.2)

где Т - оценка транспортной доступности;

И - оценка состояния рекреационно-туристской инфраструктуры;

П - оценка природно-экологической привлекательности;

С - оценка уровня социально-экономического развития территории;


,
,
,
- весовые коэффициенты соответствующих параметров.

Выполнение оценки туристической привлекательности территории является вспомогательным мероприятием при разработке программы.


Б.2.3 Расчет рекреационной нагрузки земельного участка и прилегающей к нему территории


При выборе земельного участка для последующего развития экологического туризма на ООПТ ФЗ, необходимо исключить отрицательные последствия рекреационного воздействия. Это достигается путем организации неистощительного рекреационного пользования природными ресурсами с регулированием рекреационных нагрузок, для чего обязателен расчет рекреационной нагрузки территории.

В целях выявления наиболее привлекательного земельного участка для развития экологического туризма при осуществлении расчета рекреационной нагрузки на такой участок рекомендуется также рассматривать и прилегающую территорию, при этом учитывая два основных вида отдыха: туристический и образовательный (экскурсии).

Расчет рекреационной нагрузки на территорию осуществляется по [10]. При наличии расчетов рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха по неутвержденным методикам необходимо дополнительно представить результаты расчетов и привести содержание методики.

Принимая решение о развитии ООПТ ФЗ, необходимо сопоставлять направление развития ООПТ ФЗ с допустимым использованием земельного участка. При необходимости инициирования изменений допустимого использования земельного участка следует сопоставлять экономические и временные показатели затрат на изменение допустимого использования с результатами реализации проекта без соответствующих изменений.


Библиография


[1]

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

[2]

Стишов М.С. Методика оценки природоохранной эффективности особо охраняемых природных территорий и их региональных систем. М.: WWF России, 2012, 284 с.

[3]

Модельный закон "О сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия" (принят постановлением МПА СНГ N 44-9 20 мая 2016 года и рекомендован для использования в национальном законодательстве)

[4]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[5]

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 491 "Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания"

[6]

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"

[7]

Приказ Минприроды России от 19 марта 2012 г. N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2012 г. N 23810)

[8]

Методические рекомендации для федеральных государственных бюджетных учреждений (государственных природных заповедников, национальных парков, объединенных дирекций ООПТ) по подготовке и представлению сведений для ведения государственного кадастра ООПТ федерального значения (утверждено приказом ФГБУ "ВНИИ Экология" от 9 августа 2016 г. N 18)

[9]

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"

[10]

Временная методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы при организации туризма, экскурсий, массового повседневного отдыха и временные нормы этих нагрузок (утверждена Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству)


УДК 502.72:006.354

ОКС 13.020.99


Ключевые слова: охрана окружающей среды, биологическое разнообразие, управление, особо охраняемые природные территории федерального значения


Превью ПНСТ 551-2021 Охрана окружающей среды. Биологическое разнообразие. Управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения