allgosts.ru13.020 Охрана окружающей среды13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ПНСТ 442-2020 Информационные технологии. Умный город. Руководства по обмену и совместному использованию данных

Обозначение:
ПНСТ 442-2020
Наименование:
Информационные технологии. Умный город. Руководства по обмену и совместному использованию данных
Статус:
Отменен
Дата введения:
01.01.2021
Дата отмены:
01.01.2024
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.020.20, 35.240.99

Текст ПНСТ 442-2020 Информационные технологии. Умный город. Руководства по обмену и совместному использованию данных

        ПНСТ 442-2020

(ИСО 37156:2020)


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Информационные технологии


УМНЫЙ ГОРОД


Руководства по обмену и совместному использованию данных


Information technology. Smart city. Guidelines on data exchange and sharing

ОКС 13.020.20

35.240.99

Срок действия с 2021-01-01

до 2024-01-01


Предисловие


1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 51-пнст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 37156:2020* "Инфраструктуры умного сообщества. Руководства по обмену и совместному использованию данных для инфраструктур умного сообщества" (ISO 37156:2020 "Smart community infrastructures - Guidelines on data exchange and sharing for smart community infrastructures", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 121205 Москва, Инновационный центр Сколково, ул.Нобеля, д.1, e-mail: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.1, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()


Введение

Функционирование города и повседневная жизнь людей в значительной степени зависят от различных типов инфраструктуры города. Инфраструктура города обеспечивает удобство для городских жителей, поэтому научное и эффективное управление инфраструктурой города имеет решающее значение. Оно влияет на условия жизни граждан, эффективность социальной экономики и экологическую безопасность города. Плохое управление инфраструктурой города порождает такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, транспортные заторы, нехватка городских ресурсов и слабость городской системы жизнеобеспечения. Это несовместимо с устойчивым развитием.

Данные являются фундаментальной основой эффективного управления. Общей проблемой является то, что данными, относящимися к инфраструктуре города, управляют различные организации или департаменты. Наличие информационных бункеров в различных системах инфраструктуры города негативно сказывается на эффективном и результативном управлении. Поэтому укрепление обмена данными является важной деятельностью для умных городов. Стандартизированный обмен и/или совместное использование данных принесет пользу деловому сотрудничеству между подразделениями, организациями и городами, а также улучшит возможности предоставления услуг в отношении инфраструктуры города. Кроме того, он позволит управлять городами на основе данных, делая их более безопасными, гостеприимными и удобными для жизни.

Настоящий стандарт предназначен для правительств и других предприятий, организаций и частных лиц, которые несут ответственность или нуждаются в совместном использовании данных инфраструктуры города. Настоящий стандарт помогает продвигать создание информации, устранять изолированные информационные бункеры и двигаться в направлении использования данных, чтобы сделать города "разумнее". Примером преимущества реализации настоящего стандарта является содействие эффективному сотрудничеству путем создания механизмов обмена информацией между различными ведомствами в рамках местных органов власти.

Настоящий стандарт содержит набор методов управления данными инфраструктуры города и унифицированную структуру обмена данными инфраструктуры города, подкрепленную принципами конфиденциальности и безопасности. Целями настоящего стандарта являются:

- обеспечение интенсивной, эффективной, удобной, экологической и безопасной инфраструктуры для пользователей, потребителей или бенефициаров инфраструктуры города;

- обеспечение соответствующих подходов к обмену, мониторингу, совместному использованию и поддержанию услуг инфраструктуры города.

Настоящий стандарт относится к умной инфраструктуре города и должен использоваться наряду с ГОСТ Р ИСО 37101 и ГОСТ Р ИСО 37120. ГОСТ Р ИСО 37101 содержит требования к различным типам данных, которые поддерживаются. ГОСТ Р ИСО 37120 предоставляет руководства для городов по достижению целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Настоящий стандарт представляет собой руководства по внедрению инфраструктуры умного города. В настоящем стандарте особое внимание уделяется обмену и/или совместному использованию данных для умной инфраструктуры города.

Кроме того, настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р ИСО 8000-110 и ГОСТ ISO 22745-1.


1 Область применения

В настоящем стандарте содержатся руководства, касающиеся принципов и структуры для обмена и совместного использования данных организациями, наделенными полномочиями по развитию и эксплуатации инфраструктуры города.

Руководства, изложенные в настоящем стандарте, применимы к городам любого размера, участвующим в обмене и совместном использовании данных. Конкретные методы обмена и совместного использования данных инфраструктур города будут зависеть от характеристик города.

Примечания

1 Концепция разумности рассматривается с точки зрения обмена и совместного использования данных в соответствии с принципами устойчивого развития и адаптивности сообществ, определенными в ГОСТ Р ИСО 37100.

2 В приложении А приведены тематические исследования по обмену и совместному использованию данных инфраструктуры города.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO 22745-1 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Открытые технические словари и их применение к основным данным. Часть 1. Общие сведения и основополагающие принципы

ГОСТ Р ИСО 8000-110 Качество данных. Часть 110. Основные данные. Обмен данными характеристик. Синтаксис, семантическое кодирование и соответствие спецификации данных

ГОСТ Р ИСО 37100 Устойчивые развитие и адаптивность сообществ. Словарь

ГОСТ Р ИСО 37101 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования

ГОСТ Р ИСО 37120 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни

ПНСТ 439 (ИСО/МЭК 30182:2017) Информационные технологии. Умный город. Совместимость данных

ПНСТ 443 (ИСО 37155-1:2020) Информационные технологии. Умный город. Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного города

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27050-1, ГОСТ 33707, ГОСТ Р ИСО 37100, ГОСТ Р 54131 и ГОСТ Р ИСО 15489-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 город (city): Экосистема человеческой жизнедеятельности, основанная на взаимодействии субъектов деятельности.

3.2 инфраструктура города (city infrastructure): Совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность города.

3.3 умная инфраструктура города (smart city infrastructure): Комплекс взаимосвязанных организационно-экономических институтов и систем инженерно-технического оснащения городских объектов, обеспечивающих условия реализации систем умного города.

Примечания

1 Определение "умная" в настоящем стандарте относится к инфраструктуре, а не к городу.

2 Для устойчивого развития обычно требуется, чтобы инфраструктуры города одновременно отвечали многочисленным и зачастую противоречивым потребностям.

3 Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются содействующим фактором или инструментом реализации, а не предварительным условием достижения инфраструктурами городов высокого качественного уровня.

3.4 данные умной инфраструктуры города (smart city infrastructure data): Данные, созданные, зарегистрированные, собранные или специально подобранные из различных источников инфраструктуры умного города.

3.5 подлинность (authenticity): <Сущность> Свойство быть подлинным.

3.6 совместно используемые данные (shared data): Данные, которые могут быть доступны в рамках существующего программного приложения, а также между различными программными приложениями, которые могут выполняться асинхронно или одновременно.

3.7 совместное использование данных (data sharing): Предоставление совместно используемых, обмениваемых и расширяемых данных для обеспечения инфраструктуры города.


4 Принципы обмена и совместного использования данных


4.1 Общие положения

В настоящем стандарте показаны различные возможности для обмена и совместного использования данных для умных инфраструктур города. Ожидания, связанные с результатами работы и использованием данных, зачастую очень высоки. Однако следует отметить, что существует множество различных ограничений, связанных с диапазоном и правильностью результатов обмена и совместного использования данных. Примерами являются достоверность, доступность, полнота, сложные взаимосвязи и временная интерпретация данных. Должны быть установлены разумные ожидания, связанные с воздействием в результате обмена и совместного использования данных инфраструктуры города.


4.2 Принципы

Следует учитывать следующие принципы:

a) данные об инфраструктуре города должны быть доступны для обмена и совместного использования;

b) в целях эффективности данные должны быть достаточно качественными, чтобы быть полезными для всех служб умной инфраструктуры города или для нескольких организаций;

c) владелец данных несет ответственность за обеспечение возможности обмена и совместного использования данных инфраструктуры города;

d) источник данных должен поддерживать целостность данных инфраструктуры города, подлежащих обмену или совместному использованию;

e) безопасность и конфиденциальность данных инфраструктуры города должны постоянно сохраняться;

f) данные должны использовать пространственные методы для достижения позиционирования и контроля объектов городской инфраструктуры;

g) данные должны содержать временную информацию для поддержания изменений в инфраструктуре города по любой причине, такой как социальные, экологические, культурные, стратегические и политические изменения. Временные данные позволяют своевременно вмешиваться, когда это необходимо, и поддерживают отслеживание изменений в инфраструктуре города для обеспечения умного менеджмента и повышения эффективности;

h) следует применять систематический подход к обмену и совместному использованию данных, причем каждый атрибут данных должен быть идентифицирован с помощью набора механизмов для облегчения взаимодействия инфраструктур города;

i) город в роли куратора обмена и совместного использования данных инфраструктуры должен обеспечить, чтобы эта деятельность осуществлялась на справедливой и этической основе с равным отношением ко всем сторонам.


5 Тип и модель обмена и совместного использования данных


5.1 Общие положения

Развитие и усложнение умной инфраструктуры города, а также планирование, проектирование, эксплуатация, управление и оценка информационных услуг умной инфраструктуры города должны основываться на проектировании, развитии и использовании информационных ресурсов с учетом взаимодействий по ПНСТ 443.

Обмен и совместное использование данных происходят между различными прикладными службами и системами для умной инфраструктуры города. Различные типы обмена и совместного использования данных используют различные типы данных и функции.

Структура данных для умного города и инфраструктуры города классифицирует данные как метаданные, справочные или тематические данные. Структура данных подробно описывает, как происходит переход от существующего изолированного предоставления услуг к совместному использованию данных на протяжении всего жизненного цикла данных.

Массивы коллективных данных связаны с концепциями данных, указанными в ПНСТ 439, и используют понятие открытых, общих и закрытых данных в рамках спектра данных, используемого городом.


5.2 Типы данных

5.2.1 Метаданные


Метаданные - это данные, которые определяют основную информацию о данных, используемых для проверки происхождения и достоверности данных, подлежащих обмену или совместному использованию. Примером метаданных в структуре данных умного города являются данные, относящиеся к добровольным организациям, которые предоставляют городские услуги от имени города гражданам.


5.2.2 Справочные данные


Справочными данными являются любые данные, которые определяют набор допустимых значений для данных, подлежащих обмену или совместному использованию. Например, показания температуры атмосферы в определенном месте или видеоматериалы для конкретной улицы, которые могут быть использованы для различных целей [1].


5.2.3 Тематические данные


Для предоставления услуг гражданам тематические данные в городе должны первоначально представлять собой наборы данных и устаревшие данные (перенесенные из других систем), которые создаются, обрабатываются и управляются городом. Примеры тематических данных включают пробки на автобусах вдоль конкретной улицы или колебания электроэнергии и распределение давления вдоль конкретного подземного водопровода. Характеристики умной инфраструктуры города как интеграции подсистем должны быть рассмотрены в тематических данных, например взаимодействие между службами инфраструктуры, если это применимо в соответствии с ПНСТ 443.

Обмен и совместное использование данных осуществляются главным образом между метаданными, справочными и тематическими данными.


5.3 Концептуальная модель данных инфраструктуры

Данные должны быть доступны и собираться из служб инфраструктуры города для обмена и совместного использования. Ожидается, что сбор данных будет автоматизирован с помощью технических интерфейсов, таких как интеллектуальные счетчики, поддерживаемые API.

В таблицах 1-3 указаны элементы концептуальной модели умного города (SCCM), определенные в ПНСТ 439, которые относятся конкретно к инфраструктуре города. Собираемые данные инфраструктуры города можно отнести к одной из следующих категорий: характеристики, потребление, движение, наличие, производство, состояние, предложение и использование. Эти категории приведены в таблице 1. Указанные описания не являются исчерпывающими или взаимоисключающими.

Таблица 1 - Пример сбора данных инфраструктуры города с использованием SCCM


Собираемые данные

Инфра-

структуры

Интерфейсы данных

Обзор примеров

Основная концепция (SCMM
)

Характеристики

Здания

Транспортная

сеть

Опрос

API для данных транспортной сети

Использование в строительстве

Структура и информация о конструкции дороги, моста или туннеля

Состояние

Инфра-

структура

Потребление

Уличное

освещение

Интеллектуальные счетчики

Потребляемая энергия в час (кВт·ч)

Ситуация

Движение

Транспортная сеть

GPS на транспортных средствах

Пункты назначения поездок

Место

Наличие

Менеджмент отходов

Датчики мусорных баков

Полный/пустой

Состояние

Производство

Возоб-

новляемые электро-

станции

Интеллектуальная сеть

Энергетическая нагрузка в час (МВт·ч)

Ситуация

Состояние

Общественная сфера

Метро

Датчик окружающей среды

API для данных метро

Температура наружного воздуха

Состояние функционирования метро; нормальное функционирование, приостановка или планирование/разработка

Данные осмотра вагона и железных дорог

Состояние

Состояние/

событие

Предложение

Водопро-

водная

магистраль

Датчики расхода

Утечки

Ситуация

Использование

Сеть передачи данных

Системный журнал

Мегабайты используемых данных

Событие

SCCM определена в ПНСТ 439
.

Примечание - Инфраструктура - это концепция основных объектов и систем, обслуживающих страну, город или другую область. Инфраструктура не определена в SCCM. Тем не менее это фундаментальная концепция для выражения обмена и совместного использования данных умной инфраструктуры города.


Собранные данные представляют собой информацию, которая формирует некое понимание, типы которого также определены в SCCM как оперативное, критическое, аналитическое и стратегическое. Эта информация может помочь выявить возможность и обоснование для обмена такими данными между инфраструктурами (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Примеры уровня понимания (оперативного, критического, аналитического и стратегического) для собираемых из SCCM данных инфраструктуры города


Собираемые данные

Результирующие данные

Представление (SCCM)

Характеристики

Данные здания: размеры; размещение; оборудование; температура в помещении; качество воздуха в помещении; давление подачи газа; расход воды; температура подачи тепла.

Демографические данные: регистрационные данные и профиль пользователя.

Структура или проектные данные: положение, размеры и материалы; несущая способность; функции, включенные в объект; маршрут выхода

Оперативное.

Стратегическое

Потребление

Энергетические данные: бытовое использование электроэнергии, тепла, газа; районное потребление; тарифы и стоимость

Критическое

Движение

Транспортные данные: тип транспортного средства; идентификационный номер транспортного средства; вместимость транспортного средства; время начала/окончания поездки и местоположения; скорость и плотность движения; движение пешеходов; потребление энергии на км; выбросы/загрязнители на км

Аналитическое

Наличие

Данные изображения: заторы; целостность общественной сферы, такой как ремонт дорог; инциденты; беспорядки и общественная безопасность

Стратегическое

Производство

Энергетические данные: местное возобновляемое производство

Критическое

Состояние

Экологические данные: качество наружного воздуха; качество воды; уровень наводнений; уровень шума; температура; погодные условия; выбросы углерода; люминесценция.

Данные о состоянии функционирования: состояние планирования, строительства, эксплуатации, приостановки, остановки; период времени для состояния.

Данные проверки: метод/лицо, ответственное за проверку; проверенные данные; результат экспертизы

Аналитическое

Поставка

Энергетические данные: сетевые нагрузки

Критическое

Использование

Использование сети: количество совершенных автобусных поездок

Стратегическое


Наблюдения также связаны с понятиями, определенными в SCCM, включая активные агенты или элементы, метрики и места. SCCM отмечает, что путем добавления концепций времени и роли к собираемым данным можно было бы глубже понять взаимосвязи при совместном использовании данных (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Примеры наблюдений, которые могут быть использованы для дальнейшего понимания отношений для совместного использования или обмена


Собираемые

данные

Агент/элемент

(SCCM)

Метрика (SCCM)

Место (SCCM)

Время

Роли заинте-

ресованных сторон

Характеристики.

Потребление.

Движение.

Наличие.

Производство.

Состояние.

Предложение.

Использование

Человек или домашнее хозяйство.

Здание, инфраструктура или город.

Правительство или муниципалитет

Стоимость.

Частота.

Количество.

Масштаб.

Спецификация.

Состояние.

Скорость.

Ожидаемая продолжительность жизни

Местонахождение.

Пункты отправления.

Пункты прибытия.

Транзитные маршруты.

Соседства.

Районы.

Города

Отметка

даты/

времени

Владельцы инфраструктуры, поставщики и операторы.

Инвесторы.

Планировщики.

Граждане


5.4 Словарь и каталог данных

Словари данных и использование каталога для обмена и совместного использования данных можно рассматривать как эффективный подход для содействия обмену и совместному использованию различных атрибутов, например по отраслям, структуре, формату и классификации. Эти инструменты являются необязательными и не ограничиваются следующими подходами:

a) словарь данных - это определение и описание элементов данных, структур данных, потоков данных, хранения данных, логики обработки и внешних сущностей, составляющих информационные ресурсы домена;

b) каталог данных - это представление организации и релевантности информационных ресурсов, включая каталог, схему идентификации словаря и разработку руководств, связанных с системой распознавания. Форма основана на базе открытых баз данных технического словаря в качестве ядра.

При использовании этих инструментов ожидаемая архитектура должна основываться на ГОСТ Р ИСО 8000-110 и ГОСТ ISO 22745-1 для создания и обслуживания данных.


5.5 Спектр данных

5.5.1 Общие положения


Чтобы лучше понять, как город может максимизировать ценность своих данных, важно, чтобы структура данных классифицировала данные для использования. Данные должны быть дифференцированы для классификации типа хранящихся данных и того, считаются ли они закрытыми, совместно используемыми или открытыми. Степень реализации ограничений может варьироваться в зависимости от требований к безопасности, доступу и контролю. Использование данных в рамках спектра данных ограничивается использованием, повторным использованием и целью, с которой данные могут быть совместно использованы.

Необходимо создать и внедрить надлежащий режим менеджмента рисков для совместного использования, публикации и повторного использования данных.


5.5.2 Закрытые данные


Закрытые данные - это данные, использование которых ограничено. Эти данные должны быть обозначены как информация, которую запрещается совместно использовать. В городе эти данные в основном связаны с вопросами конфиденциальности и безопасности, например, платежными реквизитами для граждан за конкретную услугу инфраструктуры, такую как муниципальный налог.


5.5.3 Совместно используемые данные


Совместно используемые данные - это данные, которые существуют и не могут рассматриваться как открытые или закрытые. Этот показатель варьируется в зависимости от города и, как предполагается, отражает большинство данных в городе.

В настоящем стандарте определены:

- пригодность совместного использования данных для новых целей (см. раздел 7) и

- права доступа к данным (см. раздел 8).

Существует три типа доступа верхнего уровня, которые применяются к совместно используемым данным:

a) специальный доступ, при котором владелец данных делает данные доступными либо для именованного(ых) физического(их) лица (лиц), либо для именованной(ых) организации(й);

b) групповой доступ, при котором данные предоставляются определенным группам людей или организации(ям) на основе заранее определенных критериев;

c) публичный доступ, при котором данные становятся общедоступными, но только на определенных условиях, которые не могут считаться открытыми.

Издатели данных города обязаны проявлять осторожность при рассмотрении данных для совместного использования, чтобы гарантировать, что потенциальный вред физическим лицам или активам будет рассмотрен до публикации. Примером таких общих данных являются данные, соответствующие Положению о контроле опасности крупных аварий COMAH (Control of major accident hazards), действующем на территории Великобритании.


5.5.4 Открытые данные


В настоящем стандарте термин "открытые" используется по отношению к программному обеспечению для управления проектами Open Project.

"Открытые данные" означают данные, к которым любой человек может свободно получить доступ, использовать, изменять и совместно использовать их в любых целях (в крайнем случае, при соблюдении руководств, которые сохраняют происхождение и открытость). Это определение также применяется для определения того, можно ли классифицировать данные как открытые данные.


6 Возможности для обмена и совместного использования данных


6.1 Общие положения

Доступность открытых данных позволяет умным городам исследовать ценность данных для улучшения городских услуг. Некоторые данные в умном городе не подходят для открытия из-за соображений конфиденциальности и безопасности. Однако большинство данных могут и должны быть открыты в интересах города и его граждан при соблюдении конфиденциальности персональных данных. Ценность общих данных включает в себя оптимизацию услуг инфраструктуры, развитие бизнеса, содействие городскому планированию, обеспечение активного технического обслуживания, содействие охране окружающей среды и повышение уровня безопасности, но не ограничивается ими. При совместном использовании данных инфраструктуры города для всех умных городов может быть сформулирован широкий спектр вариантов.


6.2 Оптимизация служб инфраструктуры

Обмен и совместное использование данных могут обеспечить гражданам более качественные услуги, включая водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию, жилье, транспорт, уборку мусора и информационные услуги. Например, при аварии на трансформаторной подстанции, которая потенциально приводит к отключению насосной группы и приведет к отключению тепла в городе или районе, своевременная передача информации службам водоснабжения позволит заранее задействовать резервные источники.

Посредством обмена и совместного использования данных руководство города и связанные с ними поставщики государственных услуг не только оптимизируют строительство инфраструктуры города, но и повышают эффективность ежедневного управления инфраструктурой города, а также ее эксплуатации и мониторинга. Например, уличные фонарные столбы являются общими для многих пользователей и могут применяться в качестве зарядных пунктов для обеспечения энергией электромобилей. Они также могут быть оборудованы рекламными щитами. Установив различные датчики или камеры на уличных фонарных столбах, можно контролировать движение, уровень шума и погодные условия. Поэтому очень важно, чтобы этой информацией можно было делиться.


6.3 Продвижение бизнеса

Обмен и совместное использование данных повышают эффективность распределения ресурсов и способствует развитию бизнеса. Например, рекламодатели могут оптимизировать местоположение и содержание рекламы на основе демографических данных и данных о передвижении граждан.

Обмен и совместное использование данных предоставляют возможности для инноваций при создании новых бизнес-моделей в городе. Например, данные о дорожном движении существующего транспорта и общем движении граждан, если их объединить, можно было бы использовать для создания беспилотного такси.


6.4 Содействие городскому планированию

Обмен и совместное использование данных могут помочь городским планировщикам разработать комплексное планирование инфраструктуры, которое может способствовать развитию и использованию городских пространств, достижению баланса между городской и сельской инфраструктурой, и сделать город более гармоничным и пригодным для жизни.

Благодаря обмену и совместному использованию данных могут обеспечить соблюдение руководств по контролю и предотвращению конфликтов между соседними инфраструктурами, эффективно избежать ошибок планирования, уменьшить проблемы, вызванные недостаточным потенциалом инфраструктуры, и повысить эффективность процессов управления и утверждения. Например, при совместном использовании данных можно поддерживать определенное расстояние как по вертикали, так и по горизонтали между трубопроводами энергоснабжения и газоснабжения для обеспечения безопасности.

Обмен и совместное использование данных может помочь руководству города составить совместные планы внедрения инфраструктуры. Благодаря совместному строительству различных инфраструктур можно содействовать совершенствованию городского планирования и менеджмента, а также избежать неприцельных земляных работ, дублирующих строительных работ и отходов ресурсов.


6.5 Включение проактивного обслуживания

Обмен и совместное использование данных могут быть использованы для более эффективного и профилактического обслуживания умной инфраструктуры города. Они могут позволить своевременно предоставлять соответствующую информацию владельцам инфраструктуры, лицам, принимающим решения, операторам или другим соответствующим заинтересованным сторонам относительно эксплуатационного состояния инфраструктуры и выявлять первые признаки дефектов или сбоев в работе, обеспечивая эффективную и экономичную эксплуатацию и техническое обслуживание.

Дополнительный анализ собранных данных позволяет прогнозировать техническое обслуживание, направленное на эффективное бюджетирование, планирование и экономию затрат на техническое обслуживание. Проактивное обслуживание обеспечивается за счет собранных данных. Совместно используемые данные должны дополнительно повысить эксплуатационную безопасность и эффективность функционирования умных инфраструктур города. Например, объединяя данные о дорожном движении и потоках людей, можно регулировать время переключения уличных фонарей для экономии энергии и повышения эффективности графиков эксплуатации и технического обслуживания.


6.6 Содействие охране окружающей среды

Обмен и совместное использование данных могут способствовать охране окружающей среды. Благодаря обмену и совместному использованию данных служб умной инфраструктуры можно создать условия для ограничения масштабов загрязнения и более эффективного использования таких ресурсов, как материалы и энергия, а также сокращения отходов. Они способствуют ограничению воздействия на существующие зеленые насаждения (например, парки, водно-болотные угодья, буферы водотоков, существующие тропы) и контролируют поверхностный сток и дренаж.

Обмен и совместное использование данных также способствуют улучшению состояния общественного здравоохранения. Например, совместное использование данных о качестве воздуха, информации о нагреве и данных о дорожном движении может помочь руководству города принять надлежащие меры по обеспечению контроля за нагревом и движением во избежание ухудшения качества воздуха.


6.7 Повышение уровня защиты и безопасности

Данные об инфраструктуре города могут быть использованы для повышения уровня защиты и безопасности услуг в рамках города. Например, использование данных, связанных с географическим расположением газопроводов, коммуникаций и электрических линий, может помочь руководителям городов в борьбе со стихийными бедствиями. Эти данные могут быть использованы в случае землетрясений, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий. Обмен данными может помочь правительству более эффективно справляться с чрезвычайными ситуациями.


7 Конфиденциальность данных


7.1 Общие положения

Соображения конфиденциальности данных имеют равное значение с теми руководствами, которые касаются безопасности данных, относящихся ко всем умным инфраструктурам города. Конфиденциальность данных распространяется на все персональные данные или данные, которые могут быть использованы для построения персональных данных о гражданине.

Мультиагентная модель умного города состоит из множества различных организаций, каждая из которых несет ответственность за предоставление городских услуг и разделяет ответственность за сохранение конфиденциальности данных граждан.

Принципы конфиденциальности данных, указанные в настоящем стандарте, ограничиваются обменом и совместным использованием данных инфраструктуры умного города.


7.2 Руководства и действия по обеспечению конфиденциальности

7.2.1 Общие положения


Защита конфиденциальности данных, подробно описанная в настоящем стандарте, должна использоваться умными городами для определения конфиденциальности и защиты конфиденциальности, необходимых для данных, относящихся к отдельным лицам и организациям, участвующим в предоставлении услуг инфраструктуры города, В частности, эти рекомендации по защите конфиденциальности касаются организаций, участвующих в обмене и совместном использовании данных умной инфраструктуры города в умных городах.


7.2.2 Принципы конфиденциальности


При обмене и совместном использовании данных умной инфраструктуры города, где персональные данные включены или могут быть получены в качестве результата, должны соблюдаться следующие восемь принципов конфиденциальности данных:

- достаточная обработка в пределах юрисдикции, к которой они применяются;

- получение только для определенных целей и отсутствие дальнейшей обработки способом, несовместимым с этими целями;

- адекватность, соответствие и умеренность;

- точность и актуальность;

- отсутствие хранения дольше, чем это необходимо;

- обработка в соответствии с правами, предоставляемыми физическим лицам, включая право доступа субъекта;

- обеспечение безопасности;

- отсутствие передачи в страны или регионы, находящиеся за пределами юрисдикции, к которой они применяются, без надлежащей защиты.

Если умным городом были определены какие-либо исключения из восьми принципов конфиденциальности, эти исключения должны быть задокументированы и подтверждены для каждой службы инфраструктуры умного города, к которой они применяются.

Каждая организация, участвующая в обмене и совместном использовании данных умной инфраструктуры города, должна обеспечить выполнение принципов конфиденциальности в соответствии с требованиями и руководствами службы умной инфраструктуры города, к которой они применяются.


7.2.3 Рассмотрение заинтересованных сторон города


Восемь принципов конфиденциальности должны применяться к обмену и совместному использованию данных для всех служб умной инфраструктуры города во время проектирования, построения и реализации каждой службы инфраструктуры города. Внимание должно быть уделено всем заинтересованным сторонам, например общественности, пациентам, студентам, клиентам, поставщикам, деловым партнерам и городским сервисным организациям.

На всех этапах реализации услуг городской инфраструктуры города следует определять и учитывать роли владельца данных, издателя данных и пользователя услуги наряду с принципами сохранения конфиденциальности. Следует определить организации и обязанности по сбору данных, которые они несут. Кроме того, следует внедрить соответствующие механизмы для содействия конфиденциальному обмену и совместному использованию данных умной инфраструктуры города.

Умные города должны обеспечивать четкое определение и документирование категорий высокого риска персональных данных, обрабатываемых городскими сервисными организациями в связи с функционированием служб умной инфраструктуры города.

Категории высокого риска персональных данных могут включать в себя:

- конфиденциальные персональные данные, определенные законодательством или регулирующими режимами;

- личный банковский счет и другую финансовую информацию;

- национальные идентификаторы, такие как номера социального страхования;

- персональные данные, относящиеся к уязвимым взрослым и детям;

- подробные анкеты частных лиц;

- деликатные переговоры, которые могут негативно повлиять на отдельных лиц.

Важно, чтобы умный город учитывал услуги инфраструктуры города, где обрабатываются большие объемы персональных данных, и надлежащим образом управлял повышенным уровнем риска в этих обстоятельствах.


7.2.4 Конкретные тематические данные


Каждая организация умной инфраструктуры города, участвующая в городском обмене и совместном использовании данных, должна иметь свои собственные рекомендации по защите данных, связанных с услугами, например прав интеллектуальной собственности или коммерческой информации для служебного пользования. Эти организации следует учитывать при разработке соответствующих механизмов обмена данными и совместного использования для каждой службы умной инфраструктуры города. Важно понимать, когда следует учитывать конкретные рекомендации по использованию данных, чтобы обеспечить не только конфиденциальность, но и безопасность. Если бы такие данные были непреднамеренно или преднамеренно предоставлены, это могло бы иметь последствия не только для отдельных лиц или городской службы, но и для всего города.


7.2.5 Руководства по эксплуатации


После внедрения системы умной инфраструктуры города формируют важные, а иногда и жизненно важные городские службы. Умный город ожидает применения городского управления, персонализации и настройки некоторых или всех этих служб. Во время работы этих служб он может изменять механизмы конфиденциальности, правила и политики, которые регулируют обмен и совместное использование данных. Необходимо управлять определенными ролями и обязанностями, чтобы надлежащим образом отразить любые необходимые изменения. Эти изменения должны способствовать обновлению всех аспектов стратегии управления, а именно:

- обновление правил внутреннего обслуживания;

- обновление правил взаимодействия между организациями;

- изменение процесса эксплуатации;

- обновление защитных мер, например определение новых ролей;

- изменения в правилах управления доступом к данным;

- обновление обязанностей по техническому обслуживанию.

В каждом из этих случаев, когда требуются изменения условий эксплуатации, город должен обеспечить включение изучения руководств по проверке подлинности, авторизации, доступу и аудиту.


7.3 Стратегия конфиденциальности и управление

7.3.1 Команда высшего руководства


Умный город должен обеспечить, чтобы перед командой высшего руководства была поставлена задача разработки и поддержания политики конфиденциальности, которая устанавливает четкие рамки и демонстрирует поддержку и приверженность обмену и совместному использованию данных умной инфраструктуры города. Эти меры должны включать в себя контроль за соблюдением законодательства и нормативных актов в области защиты данных, а также применение целесообразной политики передового опыта.


7.3.2 Политика конфиденциальности


В политике конфиденциальности должно быть указано, что она охватывает либо:

- весь город и организации, оказывающие услуги, или

- определенные организации, участвующие в проектировании, построении, реализации или предоставлении услуг умной инфраструктуры города.

Политика конфиденциальности должна быть доведена до сведения всего персонала, ответственного за предоставление услуг умной инфраструктуры города.


7.3.3 Подотчетность и ответственность


Город должен назначить члена команды высшего руководства, который будет отвечать за соблюдение принципов конфиденциальности городских служб. Назначенный член команды должен отвечать за управление конфиденциальностью, обменом и совместным использованием данных для города. Этот член команды должен также отвечать за соблюдение законодательства и нормативных актов в области защиты данных, а также стремиться демонстрировать и поощрять надлежащий режим конфиденциальности.

Сложность умного города и его услуг может потребовать наличия ряда должностных лиц, которые будут отвечать за разработку соответствующих политик обмена и совместного использования данных, а также за деятельность по соблюдению требований. Процедуры обеспечения конфиденциальности должны обеспечивать обработку персональных данных городскими сервисными организациями:

- в достаточной мере;

- только там, где это оправдано;

- только в тех случаях, когда это необходимо для целей городских сервисных организаций, принимая во внимание любое законодательство или нормативные акты, которые применяются в пределах соответствующей юрисдикции.

Любое физическое лицо или организация, поставляющие персональные данные в город, должны иметь доступ к действующим правилам обмена и совместного использования данных. Город должен подготовить уведомление о конфиденциальности, в котором четко сообщается следующая информация:

- идентификационная информация о городской сервисной организации;

- цели, для которых данные подлежат обмену, совместному использованию или обработке;

- информация о раскрытии обмениваемых или совместно используемых данных третьим лицам;

- информация о праве физического лица на доступ к персональным данным при обмене, совместном использовании или обработке данных;

- передаются ли персональные данные за пределы законодательной или регулируемой юрисдикции без надлежащей защиты;

- подробная информация о том, как связаться с городом по вопросам, связанным с обработкой данных, которыми обмениваются или которые совместно используются;

- сведения о любых технологиях, например о cookies, используемых на веб-сайте для сбора персональных данных о физических лицах;

- любая другая информация.


7.3.4 Процессы конфиденциальности


Умный город должен включать в себя процессы конфиденциальности, которые гарантируют, что любая городская организация совместно использует персональные данные с другой городской организацией для предоставления городских услуг. Ответственность обеих сторон в отношении данных, которыми они обмениваются или совместно используют, соответствует политике конфиденциальности умного города. Эти процессы конфиденциальности должны быть официально задокументированы в письменном соглашении о передаче данных или контракте, если это необходимо.

Процессы обеспечения конфиденциальности должны включать процедуры, которые гарантируют, что, когда каждая организация использует данные для предоставления услуг инфраструктуры города:

- письменное соглашение или договор описывает как цели, для которых данные могут быть использованы, так и любые ограничения на использование данных;

- каждая организация предоставляет обязательство или доказательства своей приверженности обработке данных таким образом, чтобы это не противоречило политике конфиденциальности умного города.

Политика конфиденциальности должна включать процедуры, которые гарантируют, что любая новая обработка, которая включает обмен или совместное использование данных с третьими сторонами, по возможности совместима с политикой уведомления о конфиденциальности города и условиями уведомлений о конфиденциальности, предоставляемых физическому лицу.

В тех случаях, когда это невозможно, организация инфраструктуры города должна обеспечить, чтобы у нее, при необходимости, было согласие отдельного лица на обмен и совместное использование данных.

В тех случаях, когда обмен и совместное использование данных с третьими лицами разрешены без согласия физического лица, процесс обеспечения конфиденциальности должен включать процедуры, обеспечивающие возможность проверки протоколов и средств контроля для такого обмена и совместного использования данных.

В тех случаях, когда обмен и совместное использование данных с третьими лицами требуется, например, в соответствии с законодательством, процесс обеспечения конфиденциальности должен включать процедуры, обеспечивающие документирование протоколов и механизмов контроля за обменом и совместным использованием данных.


7.3.5 Права на неприкосновенность частной жизни физических лиц


Независимо от того, кто был источником персональных данных, важно признать, что отдельные лица имеют права на свои собственные данные. Процесс обеспечения конфиденциальности должен включать процедуры, обеспечивающие соблюдение прав отдельных лиц в отношении их данных и рассмотрение просьб об осуществлении таких прав в установленные законом сроки. Права на неприкосновенность частной жизни включают в себя доступ к информации, возражение против обработки и обзор автоматизированной обработки.


7.3.6 Жалобы и апелляции


Процесс обеспечения конфиденциальности должен включать процедуру подачи жалоб, которая гарантирует, что жалобы на обмен, совместное использование или обработку персональных данных обрабатываются правильно. При этом должны быть учтены процедуры рассмотрения обращений отдельных лиц о порядке рассмотрения их жалоб.


8 Роли и сферы ответственности в отношении данных


8.1 Общие положения

Данные, относящиеся к умным городам, могут содержать данные о поведении граждан, их местоположении, траектории движения и связи, которые регулярно и автоматически собираются всеми видами стационарных и мобильных терминалов, датчиков, камер и приложений.

В то время как ценность непрерывно собираемых данных возрастает, угрозы безопасности данных также увеличиваются. Роли и сферы ответственности в отношении данных должны четко включать обязательство содействовать обеспечению конфиденциальности и безопасности.


8.2 Роли в отношении данных

Хотя отдельные города имеют свою собственную цепочку создания ценности данных, существует пять ключевых ролей, которые должны быть реализованы, чтобы максимизировать влияние структуры данных в городе.

К ролям, существующим в цепочке создания ценности данных, относятся:

a) источник данных

Роль источника данных определяют те организации, которые собирают и/или преобразуют данные для города или его служб. Эта роль может быть пассивной, когда организация отвечает за создание данных для города в рамках предоставления городской услуги, например создание городских данных, касающихся расположения фонарных столбов в городе. Кроме того, эта роль может быть реактивной, когда оперативные аналитические данные собираются и преобразуются, чтобы обеспечить городу критическое понимание, например транспортный оператор в городе, который поставляет данные, собранные с камер в случае критического инцидента. Для производных или агрегированных данных источник данных является поставщиком процесса, который преобразует данные, созданные другими участниками;

b) владелец данных

Владелец данных является назначенным куратором данных, связанных с городской службой от имени города. В обязанности этой роли входит полномочие изменять данные там, где это необходимо, и поддерживать прозрачность в отношении происхождения данных в рамках структуры данных от имени города;

c) хранитель данных

Роль хранителя данных отличается от роли владельца данных тем, что эта организация не владеет данными, а просто является хранителем данных для конкретной цели или задачи, связанной с предоставлением услуги в пределах города;

d) первичный издатель

Роль первичного издателя относится к организации, которая исполняет публикационную роль по отношению ко всем данным по всему спектру данных. Организация, выполняющая эту роль издателя, может просматривать все источники данных; однако все данные могут не публиковаться. Публикация данных зависит от того, к какой части спектра данных относятся данные и какие ограничения доступа применяются;

e) вторичный издатель

В умном городе существует дополнительная публикационная роль. Публикация некоторых данных по спектру данных осуществляется основным издателем. В результате для некоторых опубликованных данных организация создает дополнительную ценность из опубликованных городских данных. Эту вторичную организацию следует поощрять к публикации новых ценностных данных, которые были созданы, в роли вторичного издателя. Вторичный издатель должен следить за качеством данных в структуре данных, возвращая городу информацию о любых отклонениях, обнаруженных в процессе публикации данных. Любые ограничения доступа к данным, которые будут опубликованы в рамках этой роли вторичного издателя, определяются первичным издателем. Следует включить цикл обратной связи, которую поддерживает первичный издатель, делегирующий полномочия вторичному издателю для контроля за публикацией самих данных;

f) пользователь

Существуют различные организации, которые могут играть различную роль в цепочке создания ценности данных, но также считаются пользователями городских данных. Состав пользователей может различаться у разных городов, но основными группами пользователей, общими для всех городов, являются:

- городские организации, которые поддерживают работу городских служб, например экстренных служб, служб здравоохранения и подрядчиков;

- организации третьего сектора, предоставляющие или поддерживающие городские услуги;

- бизнес-пользователи, например корпорации и малые и средние предприятия (МСП);

- граждане;

- академические организации;

- другие города.


8.3 Происхождение данных

Метаданные и справочные данные в рамках структуры данных должны быть определенными для конкретного города; при этом крайне важно понимать происхождение эффективного обмена и совместного использования данных городской инфраструктуры. Ценность городских данных может быть разблокирована путем обеспечения доступности данных умной инфраструктуры города для поиска и взаимодействия следующим образом:

- обеспечение обнаруживаемости: механизмы, обеспечивающие обнаружение и идентификацию данных;

- обеспечение доступности: лицензии и/или лицензионные ограничения, применимые к использованию данных и способам предоставления доступа к данным третьим лицам;

- обеспечение совместимости: степень, в которой данные предоставляются всем организациям для использования или повторного использования.

Структура данных представляет собой полезный инструмент, действующий в качестве инвентаризации данных об умной инфраструктуре города, облегчая руководству города выявление потенциальных последствий и выгод от совместного использования и обмена данными умной инфраструктуры города;

- обеспечение качества данных: степень, в которой совокупность присущих данным характеристик удовлетворяет требованиям.

Примечание - Требование означает потребность или ожидание, которые установлены, подразумеваются или являются обязательными.


8.4 Подотчетность

Владельцы данных несут ответственность за обеспечение согласованных процессов сбора, обмена и совместного использования данных во всех городских инфраструктурах, особенно в том, что касается базового определения метаданных и справочных данных, качества данных, протоколов и форматов.

Городские заинтересованные стороны сталкиваются с рядом общих проблем, которые являются результатом унаследованных разрозненных массивов данных, например:

- фрагментированные наборы данных;

- различные временные рамки;

- различные пространственные рамки;

- различная степень детализации;

- различные и собственнические форматы;

- различные определения одних и тех же наборов данных;

- низкая мотивация для совместного использования.

Следовательно, вопросы собственности и связанные с ними права интеллектуальной собственности могут выступать в качестве барьеров для обмена и совместного использования данных городской инфраструктуры и создавать препятствия для реализации ценности в структуре данных.

Тем не менее в более широких интересах владельцев городских данных обеспечить обмен и совместное использование данных между службами городской инфраструктуры для поощрения инвестиций в городскую инфраструктуру, которая максимизирует эффективность работы города, сокращает расходы, гармонизирует потребности граждан, поддерживает руководство города, защищает окружающую среду и способствует устойчивому развитию и адаптивности города.


8.5 Новые бизнес-модели

Существует много новых бизнес-моделей и коммерческих моделей, которые могли бы поддержать создание структуры данных и преодолеть изолированное наследие данных.

Одним из примеров является кооператив городских данных как ответственный доверенный партнер. Эта бизнес-модель представляет собой механизм, обеспечивающий совместную основу для разработки и поддержки целого ряда соглашений о качестве и подотчетности для данных умной инфраструктуры города. Можно было бы создать городской информационный кооператив, чтобы уменьшить бремя обмена и совместного использования данных между различными инфраструктурами. Эти организации создают качественные протоколы и предоставляют удобные форматы данных для максимального использования преимуществ обмена данными умной инфраструктуры города.

Поскольку владельцы инфраструктуры, поставщики и операторы используют данные, полученные в результате деятельности и взаимодействия городов, города должны продолжать разрабатывать примеры использования, на основе которых разрабатываются стандарты, что приведет к созданию практических шаблонов и процессов, поддерживающих эффективное управление данными.


8.6 Структура стандартов для моделей сотрудничества

Структура стандартов для кооперативного обмена и совместного использования данных должна включать интерфейсы, обработку, интеграцию, меры и оценку воздействия в масштабе для каждого городского района и организации. Это может быть достигнуто путем понимания организации и использования концепций, которые описываются с помощью SCCM, определенной в ПНСТ 439. Технические стандарты для других интерфейсов, таких как устройства и счетчики, уже хорошо известны.

Стандарты интеграции включают техническое объединение и управление данными с распределением взаимозависимых ролей между контроллерами данных, процессорами, интеграторами и поставщиками, которые поддерживают законодательную и регулирующую юрисдикцию для города.

Что касается измерения воздействия, то показатели по ГОСТ Р ИСО 37120 помогают интерпретировать воздействие для четырех представлений - оперативного, аналитического, стратегического и критического, - как определено в ПНСТ 439 через SCCM.


Приложение А

(справочное)


Практические примеры


А.1 Обмен и совместное использование данных на основе "Мар World - Nanjing"


Таблица А.1


Название проекта

Обмен и совместное использование данных инфраструктуры города на основе технической платформы "Мар World - Nanjing"

Профиль проекта

С непрерывным развитием умного города спрос государственных ведомств на пространственные и другие информационные приложения также растет. Потребность в совместном использовании данных очень велика. Основываясь на "Мар World - Nanjing", правительство Нанкина создает общественную техническую платформу инфраструктуры города и устанавливает интегрированную карту всех видов данных инфраструктуры города. Платформа предоставляет портал, стандартную онлайн-службу, API, мобильное приложение и другие шаблоны приложений. Она осуществляет обмен и совместное использование данных инфраструктуры города. Она также играет важную роль в умном городе, в основном включая портал, систему управления данными, систему публикации услуг, систему каталога и обмена данными, систему управления операциями и систему совместного управления.

В рамках этого тематического исследования создается информационная система умной инфраструктуры города, которая может предоставлять услуги по интеграции, обобщению и управлению данными. Создана основа для обмена и совместного использования данных. При обеспечении безопасности данных в рамках жизненного цикла можно считать процессы обмена и совместного использования данных умной инфраструктуры города завершенными.

Что касается типа данных, то платформа создает системы данных об инфраструктуре города для энергетики, водоснабжения, транспорта, отходов, ИКТ и их функций. Помимо геоинформации умная инфраструктура города также содержит большое количество тематической и справочной информации. Система управления данными может реализовать эффективную организацию и управление разнотипными и многоформатными данными.

Система объединения данных, каталога и обмена данными основана на спецификации службы каталогов CSW и обеспечивает регистрацию, обнаружение и привязку услуг для достижения совместимости между национальными, провинциальными и муниципальными службами инфраструктуры города. Основываясь на "Мар World - Nanjing", платформа могла бы осуществлять интеграцию, синтез и управление данными в таких областях, как, например, железнодорожное движение, канализация и осадки, а также создавать одну карту данных об инфраструктуре города.

Что касается структуры обмена и совместного использования данных, то система публикации услуг предоставляет информационные услуги в режиме онлайн и поддерживает построение приложений на основе услуг с использованием обычных языков программирования. Платформа предоставляет множество общих шаблонов, таких как портал, стандартный сервис, разработка API, серверная часть и мобильное приложение.

Что касается безопасности данных, то система управления эксплуатацией реализует управление пользователями и руководством платформы, управление службами и мониторинг состояния работы сервисных приложений

Место

Нанкин, Китай

Время

С 2016 по 2017 год

Ссылка

Нет

Отношение к

6.4

Содействие городскому планированию

настоящему

6.5

Включение проактивного обслуживания

стандарту

Раздел 8

Роли и сферы ответственности в отношении данных


А.2 Обмен и совместное использование данных между отраслями для новой модели городского планирования (Маруноути, район Токио)


Таблица А.2


Название проекта

Обмен и совместное использование данных между отраслями для новой модели городского планирования (Маруноути, район Токио)

Профиль проекта

Это пробный проект по созданию новой модели городского планирования с использованием данных по отраслям промышленности в токийском районе Маруноути. В число участников входят городской разработчик, поставщик услуг ИКТ, поставщик услуг связи и научное сообщество.

Данные для совместного использования

В этом проекте промышленные данные от каждой компании передаются другим участвующим организациям. Например, городской застройщик предоставляет данные об энергопотреблении своего здания, объемах продаж и атрибутивных данных клиентов магазинов арендаторов, а поставщик услуг связи предоставляет данные о потоке людей в этом районе. Таким образом, эти и другие открытые данные, связанные с этим районом, являются совместно используемыми.

Как осуществляется обмен и совместное использование данных

Обмен данными осуществляется на платформе обмена данными и их использования с применением технологии бпокчейна, которую предоставляет поставщик услуг ИКТ. Поставщики данных регистрируют атрибутивную информацию данных на платформе, чтобы уведомить других о том, какие данные они имеют. Участники пытаются создать новые бизнес-идеи или сервисные идеи путем объединения этих данных, а затем глубоко анализируют данные, чтобы осуществить корреляцию

Ожидаемый эффект от использования данных

Проект направлен на проверку того, что комбинации данных из разных отраслей промышленности создают новую ценность для предприятий и услуг. Например, данные о потреблении энергии офисного здания можно было бы объединить с данными о потоке людей для планирования эффективного продвижения для магазинов.

Дальнейшая перспектива

Проект открыт для присоединения новых компаний, которые предоставляют данные или анализируют навыки, так что многие виды данных могут быть совместно использованы не только для предоставления новых услуг, но и для изучения новых моделей городского планирования

Место

Маруноути, Токио, Япония

Время

С мая 2018 по декабрь 2018 года

Ссылка

https://www.fujitsu.com/global/about/resources/news/press-releases/2017/0605-01.html

https://www.fujitsu.com/global/about/resources/news/press-releases/2018/0514-02.html

Отношение

Раздел 4

Принципы обмена и совместного использования данных

к настоящему

5.1

Общие положения

стандарту

5.4

Словарь и каталог данных

5.5

Спектр данных


А.3 Реализация обмена и совместного использования данных на основе виртуальной карты Beijing Almighty (Beijing Almighty Virtual Card)


Таблица А.3


Название проекта

Приложение Beijing Almighty Virtual Card и платформа управления безопасностью. Пример для обеспечения безопасности обмена и совместного использования данных инфраструктуры города

Профиль проекта

Правила безопасности: в Пекине мобильные виртуальные карты необходимы для осуществления выпуска и управления различными государственными ведомствами, а также для повседневной деятельности граждан, связанной с приобретением продуктов питания, одежды, жилья, транспорта, развлечений, образования, медицинского обслуживания и оплаты за воду, электричество и газ. Необходимо обеспечить безопасность информации, удостоверяющей личность гражданина, в процессе предоставления доступа к этим видам деятельности с удобством и низкой стоимостью.

Пекинская платформа управления безопасностью виртуальных карт основана на виртуальных держателях карт, применении терминальной уникальной идентификации, аутентификации, шифрования и виртуальных карт в процессе защиты барьера безопасности транзакций. Это позволяет значительно снизить риск существующих угроз информационной безопасности и данных за счет использования децентрализованного автономного режима аутентификации, обслуживания в режиме онлайн, управления безопасностью виртуальных карт и виртуальных POS-терминалов, значительно сократив общие эксплуатационные расходы и социальные расходы. Таким образом, приложение Beijing Almighty Virtual Card и платформа управления безопасностью обеспечивают источник данных для анализа города и принятия решений, формируется механизм взаимного доверия и гарантии безопасности обмена и совместного использования данных инфраструктуры города.

Платформа управления Beijing Almighty Virtual Card включает в себя три части: 1) базовую систему гарантий; 2) систему Beijing Almighty Virtual Card и 3) платформу для работы с данными.

При проектировании систем безопасности проект следует принципу защиты самого слабого звена, целостности, последовательности, наименьшей привилегированности, работоспособности, сочетания технологии с управлением и другим принципом проектирования систем безопасности.

Технология обеспечения безопасности транзакций включает в себя анонимную технологию, технологию аутентификации личности, технологию борьбы с дублированием торговых операций и технологию борьбы с подделкой.

С точки зрения безопасности сетевой системы проект делит сетевой домен на части с различными уровнями безопасности, между которыми межсетевой экран и политики контроля доступа ограничивают незаконный доступ. Система аудита сети и система обнаружения вторжений используются для повышения эффективности обнаружения и аудита инцидентов сетевой безопасности.

Благодаря надежной технологии гарантирования путем предоставления микросхемы ЕСС, безопасного контейнера и управления жизненным циклом обеспечивается безопасная и надежная прикладная среда для распространения, обращения и транзакций виртуальных карт.

Для обеспечения безопасности баз данных прикладных систем, таких как безопасность транзакций и коммуникаций, контроль доступа пользователей и защита данных, в данном проекте используются мощные методы шифрования - асимметричная ключевая система, комбинированная система кредитных ключей (CCKS), которая позволяет идентифицировать без необходимости поддержки стороннего сертификационного центра (СА), который может поддерживать автономную аутентификацию в lоТ и защиту от подделки в реальном времени, развертывается быстро и с меньшими затратами.

Кроме того, система предварительного доступа используется для доступа к пакету SDK виртуальной карты, который обеспечивает доступ к управлению учетными записями и услугам транзакций для виртуальных карт. Система обмена может быть развернута с несколькими узлами и обрабатывать, например, запрошенную обработку маршрутизации, обработку транзакций и управление процессом транзакций

Место

Пекин

Время

С 2016 по 2017 год

Ссылка

Нет

Отношение к

7.2

Руководства и действия по обеспечению конфиденциальности

настоящему стандарту

Раздел 8

Роли и сферы ответственности в отношении данных


Приложение ДА

(справочное)


Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Таблица ДА.1


Обозначение ссылочного национального стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ ISO 22745-1-2016

IDT

ISO 22745-1:2010 "Системы промышленной автоматизации и интеграция. Открытые технические словари и их применение к основным данным. Часть 1. Общие сведения и основополагающие принципы"

ГОСТ Р ИСО 8000-110-2011

IDT

ISO 8000-110:2009 "Качестводанных. Часть 110. Основные данные. Обмен данными характеристик. Синтаксис, семантическое кодирование и соответствие спецификации данных"

ГОСТ Р ИСО 37100-2018

IDT

ISO 37100:2016 "Устойчиво развивающиеся города и сообщества. Словарь"

ГОСТ Р ИСО 37101-2018

IDT

ISO 37101:2016 "Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента для устойчивого развития. Требования и руководство для использования"

ГОСТ Р ИСО 37120-2015

IDT

ISO 37120:2014 "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни"

ПНСТ 439-2020

(ИСО/МЭК 30182:2017)

MOD

ISO/IEC 30182:2017 "Концептуальная модель умного города. Руководство по созданию модели совместимости данных"

ПНСТ 443-2020

(ИСО 37155-1:2020)

MOD

ISO 37155-1:2020 "Общие положения по интеграции и функционированию инфраструктур умного сообщества. Часть 1. Рекомендации по рассмотрению потенциальных возможностей и проблем, возникающих в результате взаимодействия этих инфраструктур на протяжении всего жизненного цикла"

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

- IDТ - идентичные стандарты;

- MOD - модифицированные стандарты.


Библиография


[1]

BSI, European Innovation Partnership for Smart Cities & Communities (EIP-SCC). EIP-SCC Urban Platform Management Framework. Enabling cities to maximize value from city data. Ver 03 October 2016. https://www.bsigroup.com/Sustaina-bility/EIP Mgnt Framework.pdf


УДК 332:006.354

ОКС 13.020.20

35.240.99

Ключевые слова: умный город, умная инфраструктура города, обмен данными, совместное использование данных


Превью ПНСТ 442-2020 Информационные технологии. Умный город. Руководства по обмену и совместному использованию данных