ГОСТ Р 54933-2012
Группа Т34
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шум
МЕТОДЫ РАСЧЕТА УРОВНЕЙ ВНЕШНЕГО ШУМА, ИЗЛУЧАЕМОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Noise. Calculation methods for external noise emitted by railway transport
ОКС 13.020.30;
13.140;
17.140.30*
_____________________
* По данным официального сайта Росстандарта
ОКС 13.020.30, 13.140, здесь и далее. -
.
Дата введения 2013-03-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Балтийским государственным техническим университетом (БГТУ "ВОЕНМЕХ"), Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), Обществом с ограниченной ответственностью "Институт полимеров" (ООО "Институт полимеров")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2012 г. N 153-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдений требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Основной целью настоящего стандарта, увязанного с серией международных стандартов ИСО 9613*, является:
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
- разработка унифицированных методов расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом, с учетом современного национального и мирового опыта;
- выбор наиболее эффективных мероприятий по снижению шума.
Методы и процедуры, описанные в настоящем стандарте, предназначены для снижения шума железнодорожного транспорта. Оценка шума железнодорожного транспорта осуществляется по эквивалентному и максимальному уровням звука и эквивалентным уровням звукового давления в октавных полосах частот с учетом коррекций.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на местности, прилегающей к железнодорожным путям, с учетом характеристик потоков железнодорожного транспорта, технического состояния пути, условий движения поездов и других условий, оказывающих влияние на распространение звука на местности.
Настоящий стандарт распространяется на распространение звука по направлению ветра или при умеренной температурной инверсии ночью над землей.
Настоящий стандарт не распространяется на распространение звука над водной поверхностью.
Стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться для выполнения акустических расчетов при оценке степени шумового дискомфорта на селитебной территории, расположенной в окрестности железных дорог, и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых уровней шума, установленных [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
ГОСТ Р 54931-2012 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 54932-2012 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля
ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 54931, ГОСТ 31295.2, ГОСТ 31296.1, ГОСТ Р 53187.
4 Общие положения
4.1 Определение шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта проводят с целью получения исходных данных для расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на примагистральных территориях.
Шумовыми характеристиками потоков железнодорожного транспорта являются:
- часовой эквивалентный
- эквивалентный за время оценки
- максимальный
- максимальный за время оценки
- уровни звука
- часовые эквивалентные
- эквивалентные за время оценки
4.2 Шумовые характеристики отдельных поездов определяются в зависимости от категории и длины поезда, скорости и интенсивности движения.
В расчет принимают коррекции на тип пути, прохождение кривых участков пути и стрелок, тип тормозов, характер движения (торможение и ускорение), прохождение железнодорожных мостов. При определении максимальных значений шумовых характеристик учитывают звуковые сигналы, подаваемые поездами на рассматриваемом участке пути.
4.3 Расчет шума на примагистральной территории выполняют с целью оценки шума на селитебной территории в соответствии с [1], определения санитарных разрывов для железнодорожных магистралей в соответствии с [2], составления оперативных шумовых карт по ГОСТ Р 53187 и разработки шумозащитных мероприятий.
Расчет шума проводят исходя из шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта с учетом снижения шума на пути распространения, в том числе за счет геометрической дивергенции, поглощения звука атмосферой, поверхностью грунта, ограничения угла видимости, затухания звука в жилой застройке, влияния экранирующих сооружений и зеленых насаждений, отражения звука от зданий.
4.4 Если вблизи железнодорожных путей находятся другие источники шума, уровни создаваемого ими шума рассчитывают в соответствии с ГОСТ 31295.2 и учитывают как фоновые уровни воздействия. Уровень суммарного шума в расчетной точке при этом определяют путем энергетического суммирования уровней шума источников с учетом коррекций по ГОСТ Р 53187 на происхождение и характер источника шума.
4.5 Результатами расчета являются значения оцениваемых в расчетных точках параметров шума, которые определяют по ГОСТ 31295.2 для источников фонового шума и настоящему стандарту для потоков железнодорожного транспорта с учетом расширенной неопределенности, оцениваемой в соответствии с руководством по выражению неопределенности измерений [3], и принятой доверительной вероятности.
5 Категории поездов, принимаемые в расчет
Выделяют четыре категории поездов в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Классификация поездов
Категория | Тип поезда | Максимальная расчетная скорость, км/ч |
1 | Пассажирский поезд с локомотивной тягой | 200 |
2 | Грузовой поезд | 90 |
3 | Электропоезд | 160 |
4 | Высокоскоростной поезд | 250 |
6 Расчет шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта в зависимости от категории поездов, их длины, скорости и интенсивности движения
6.1 Расчет эквивалентного уровня звука
Эквивалентный уровень звука
- для пассажирских поездов (категория 1)
- для грузовых поездов (категория 2)
- для электропоездов (категория 3)
- для высокоскоростных поездов (категория 4)
где
Примечания
1 Формулы (1)-(4) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума при прохождении 56 пассажирских поездов длиной от 175 м до 500 м, 59 грузовых поездов длиной от 506 м до 1188 м, 139 электропоездов длиной от 176 м до 264 м и 37 высокоскоростных поездов длиной 250 м. Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости между значениями
2 Звуковые сигналы применяют на железнодорожном транспорте только в случае необходимости предотвращения аварийной ситуации, поэтому учитывать данный источник для расчета эквивалентного уровня звука нецелесообразно.
Для учета характера пути и движения поезда с переменной скоростью к рассчитанным по формулам (1)-(4) значениям
Часовой эквивалентный уровень звука
где
Часовой эквивалентный уровень звука
Эквивалентный уровень звука
где
Примечание - При необходимости выделения вечернего времени следует рассматривать три временных интервала оценки шума за сутки в соответствии с ГОСТ Р 53187.
6.2 Расчет максимального уровня звука
Максимальный уровень звука
- для пассажирских поездов (категория 1)
- для грузовых поездов (категория 2)
- для электропоездов (категория 3)
- для высокоскоростных поездов (категория 4)
где
Примечание - Формулы (7)-(9) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума, указанных в примечании к формулам (1)-(4). Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости между значениями
Для оценки максимальных уровней звука, создаваемых поездами в случае подачи звукового сигнала, следует пользоваться данными по ГОСТ 12.2.056 (подраздел 1.3):
- звуковой сигнал, подаваемый тифонами, - (103±5) дБА;
- звуковой сигнал, подаваемый свистками, - 88 дБА.
Примечание - В приведенных значениях учтена частотная коррекция
За максимальный уровень звука потока поездов, следующего по рассматриваемому участку пути, за время оценки (16 ч днем и 8 ч ночью) принимают наибольшее из рассчитанных по формулам (8)-(11) значение
где
6.3 Расчет эквивалентных уровней звукового давления в октавных полосах частот
Эквивалентные уровни звукового давления
Таблица 2 - Относительные спектры шума железнодорожного транспорта
Источник шума | Относительная частотная характеристика, дБ, при среднегеометрических частотах октавной полосы, Гц | |||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |
Пассажирский поезд с локомотивной тягой | -12,6 | -15,5 | -18,4 | -5,6 | -3,7 | -6,4 | -11,5 | -23,4 |
Грузовой поезд (все типы) | +2,8 | -5,8 | -6,0 | -2,5 | -5,2 | -7,0 | -12,1 | -21,8 |
Электропоезд | -15,1 | -17,0 | -17,3 | -4,3 | -3,3 | -6,2 | -13,5 | -24,2 |
Высокоскоростной поезд | +1,0 | -4,5 | -13,9 | -7,2 | -4,6 | -5,1 | -10,8 | -19,4 |
Примечание - Согласно [4] оценка уровня звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 31,5 Гц не проводится. |
Часовые эквивалентные октавные уровни звукового давления
7 Коррекции в расчетах шумовых характеристик
7.1 Учет типа пути, наличия стыков и стрелок
Коррекцию на тип пути, наличие стыков и стрелок определяют по формуле
где
Таблица 3 - Коррекции на тип пути
Тип пути | Коррекция |
Путь с бетонными шпалами | 0 |
Путь с деревянными шпалами | Минус 2 |
Путь на бетонных плитах | 3 |
Таблица 4 - Параметр, учитывающий наличие стыков и стрелок
Конструкция пути | |
Путь без стыков, стрелок и пересечений | 0 |
Путь со стыками, одиночная стрелка | 1/30 |
2 стрелки на 100 м | 6/100 |
Более 2 стрелок на 100 м | 8/100 |
7.2 Прохождение кривых участков пути
Коррекцию на прохождение кривых участков пути
- на кривых участках пути с радиусом от 300 до 650 м
- на кривых участках пути с радиусом менее 300 м
7.3 Ускорение, торможение и тип мостов
7.3.1 Уровень шума нагруженного поезда, двигающегося с ускорением или замедляющего ход, выше, чем ненагруженного поезда при постоянной скорости.
При расчете шумовой характеристики поезда, движущегося с ускорением, следует принимать следующие значения коррекции
- порожний подвижной состав, движущийся с ускорением, - минус 6 дБА;
- груженый подвижной состав, движущийся с ускорением, - 2 дБА.
На участках, где происходит торможение, коррекция
Таблица 5 - Коррекция при торможении поезда
Категория по таблице 1 | Коррекция при торможении |
1 | 10 |
2 | 12 |
3 | 10 |
4 | 0 |
7.3.2 При проходе по мосту уровни шума, генерируемые поездом, выше, чем при проходе по обычному пути. Увеличение уровня шума зависит от типа моста и пути.
Коррекцию
Таблица 6 - Коррекция на тип моста
Тип моста | Коррекция, дБА |
Стальной мост | 10 |
Стальной мост с балластным слоем | 5 |
Армированный бетонный мост с балластным слоем | 3 |
8 Расчет шума на примагистральной территории
8.1 Выбор расчетных точек
Расчетные точки выбирают по ГОСТ 23337 и ГОСТ 31296.2 (для учета вклада звука, отраженного от фасада здания, перед которым расположена расчетная точка), а для целей составления карт шума городских территорий - по ГОСТ Р 53187.
На площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ и больниц расчетные точки следует выбирать на ближайшей к оцениваемому участку железнодорожного пути границе площадки на высоте (1,5±0,1) м от поверхности земли. Если площадка частично находится в зоне звуковой тени от здания, сооружения или какого-либо другого экранирующего объекта, а частично в зоне действия прямого звука, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.
На территории, непосредственно прилегающей к жилым домам и другим зданиям, в которых нормируются уровни проникающего шума, расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от фасада здания, обращенного в сторону оцениваемого участка железнодорожного пути, на высоте (1,5±0,1) м от поверхности земли. Для проведения оценки уровней шума в нормируемых по шуму помещениях расчетные точки следует выбирать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и последнего этажей. Для многоэтажной застройки расчет проводится на уровне 12 м от поверхности земли и на уровне середины окон промежуточных этажей зданий. Высота середины окна первого этажа здания считается равной (3±0,5) м над уровнем поверхности земли.
Высота расчетной точки для составления карт шума выбирается равной (4,0±0,5) м.
8.2 Оцениваемые параметры
8.2.1 Оцениваемыми параметрами, подлежащими расчету, являются эквивалентные и максимальные уровни звука и, при необходимости, эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц на опорных временных интервалах (день, ночь, вечер) и долгосрочных временных интервалах (квартал, полгода, год) по ГОСТ 31296.1 и ГОСТ Р 53187.
8.2.2 Значение уровня звука и уровня звукового давления в расчетной точке
где
Значения
Примечание - Если вблизи железнодорожного пути находятся другие источники шума, в качестве
8.3 Критерии оценки шума и определение требуемого снижения уровня шума
Оценка уровней шума проводится посредством сопоставления их с допустимыми уровнями, установленными в [1]. При выполнении мониторинга шума в городах сопоставление проводится с предельными значениями по ГОСТ Р 53187.
Требуемое снижение уровней шума
где
Примечание - Если в расчетной точке шум от потоков железнодорожного транспорта на 10 дБА (дБ) и более превышает фоновый шум, принимается
8.4 Снижение шума на пути распространения
8.4.1 Эквивалентный уровень звука и звукового давления в расчетной точке рассчитывают по формуле
где
8.4.2 Максимальный уровень звука в расчетной точке рассчитывают по формуле
где
Расчет максимального уровня звука при подаче звуковых сигналов проводится как для точечного источника по ГОСТ 31295.2 с учетом направленности излучения относительно расчетной точки, равной минус 2 дБА.
8.4.3 Значение
Примечания
1 Полосы зеленых насаждений дают существенное снижение уровней звукового давления только в случаях, когда они являются достаточно плотными. Для этого необходимо, чтобы они образовывали плотную преграду на пути прямого распространения звука, т.е. чтобы не были видны отдельные участки пути через растительность.
2 Зеленые насаждения дают затухание 4 дБА на 100 м. Эту величину следует принимать в расчет при учете полос нешумозащитных зеленых насаждений.
3 В ГОСТ 31295.2 величины
8.5 Геометрическая дивергенция
Снижение уровней шума в зависимости от расстояния рассчитывают по формулам:
- для эквивалентных уровней звука и звукового давления
- для максимальных уровней звука
где
8.6 Акустические экраны и экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки)
8.6.1 Экранирующие сооружения (здания, насыпи, выемки) могут быть рассмотрены как экраны, если угол обзора экрана из расчетной точки не меньше, чем сектор обзора, принимаемый в расчет.
В зависимости от параметров установки экрана и длины объекта защиты экран может быть протяженным или ограниченной длины.
Длина протяженного акустического экрана должна выбираться из условия обеспечения расстояния от крайней точки объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана не менее чем в 4,5 раза больше кратчайшего расстояния от объекта защиты до акустического экрана (рисунок 1).
Примечание - Расстояние от крайнего объекта защиты до соответствующего конца акустического экрана выбрано из условия возможности пренебрежения в расчетной точке дифракцией на конце акустического экрана.
1 - железнодорожный путь; 2 - акустический экран; 3 - объект защиты;
Рисунок 1 - Схема определения требуемой длины акустического экрана
Общая длина протяженного акустического экрана определяется по формуле
где
Расчет снижения шума за протяженным экраном проводят на основании числа Френеля
при | |||||
при | |||||
при | (21) | ||||
при |
где
где
1 - экран; ИШ - источник шума; Р.Т. - расчетная точка
Рисунок 2 - Схема для определения акустической эффективности экрана
где
Для учета акустических свойств материала и формы верхней граничной поверхности экрана к значениям
Если при конкретных градостроительных условиях допустима установка экрана меньшей длины, то принимают максимально возможную длину экрана. Для того чтобы рассчитать акустическую эффективность экрана ограниченной длины, необходимо определить углы
1 - железнодорожный путь; 2 - акустический экран; 3 - объект защиты; Р.Т. - расчетная точка
Рисунок 3 - Схема для определения акустической эффективности экрана ограниченной длины
Акустическую эффективность экранов ограниченной длины необходимо рассчитывать в такой последовательности:
1) по формулам (21) определяют акустическую эффективность протяженного экрана
2) определяют углы
3) в зависимости от углов
4) Окончательно акустическая эффективность экранов ограниченной длины
где
Таблица 7 - Снижение уровня звука экраном в зависимости от угла
Угол, град | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 |
Снижение уровня звука при данном угле | |||||||||
6 | 1,2 | 1,7 | 2,3 | 3 | 3,8 | 4,5 | 5,1 | 5,7 | 6 |
8 | 1,7 | 2,3 | 3 | 4 | 4,8 | 5,6 | 6,5 | 7,4 | 8 |
10 | 2,2 | 2,9 | 3,8 | 4,8 | 5,8 | 6,8 | 7,8 | 9 | 10 |
12 | 2,4 | 3,1 | 4 | 5,1 | 6,2 | 7,5 | 8,8 | 10,2 | 11,7 |
14 | 2,6 | 3,4 | 4,3 | 5,4 | 6,7 | 8,1 | 9,7 | 11,5 | 13,3 |
16 | 2,8 | 3,6 | 4,5 | 5,7 | 7 | 8,6 | 10,4 | 12,4 | 15 |
18 | 2,9 | 3,7 | 4,7 | 5,9 | 7,3 | 9 | 10,8 | 13 | 16,8 |
20 | 3,2 | 3,9 | 4,9 | 6,1 | 7,6 | 9,4 | 11,3 | 13,7 | 18,7 |
22 | 3,3 | 4,1 | 5,1 | 6,3 | 7,9 | 9,3 | 11,9 | 14,5 | 20,7 |
24 | 3,5 | 4,3 | 5,8 | 6,5 | 8,2 | 10,2 | 12,6 | 15,4 | 22,5 |
Таблица 8 - Коррекция
Наименование показателя | Значение показателя | |||||||||||
Разность между | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Коррекция | 0 | 0,8 | 1,5 | 2 | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 2,9 | 2,9 | 3 | 3 | 3 |
8.6.2 При расчете снижения шума зданием его дворовый фасад рассматривают как экран-стенку [расчеты производят по формулам (21)-(25), подставляя вместо
Рисунок 4 - Номограмма для определения величины
8.6.3 Расчет снижения шума насыпью или выемкой производят по 8.6.1. При этом необходимо учитывать дополнительно влияние склонов на снижение уровней шума, которое для уровня звука определяют по таблице 9 в зависимости от угла
1 - насыпь; 2 - выемка; ИШ - источник шума; Р.Т. - расчетная точка
Рисунок 5 - Схема определения снижения шума насыпью (а) и выемкой (б)
Таблица 9 - Коррекция на влияние крутизны склонов насыпи (выемки) на снижение уровней шума
Наименование показателя | Значение показателя | |||
Внутренний угол | 210 | 225 | 240 | 255 |
Коррекция | 6 | 5 | 3 | 1 |
Снижение шума насыпью и выемкой определяется по формулам:
- для насыпи
- для выемки
где
Коэффициент
Расчет эффективности экранирующих сооружений проводится у объектов защиты, выбранных согласно 8.1, а также в середине экрана со стороны объекта защиты на высоте (1,5±0,1) м на расстоянии 25 м от экрана.
8.7 Отражение звука
Для здания, в 2 м от поверхности которого расположена расчетная точка в соответствии с ГОСТ 31296.2, принимают
9 Неопределенность задания шумовых характеристик и расчета шума
9.1 Суммарная стандартная неопределенность
Неопределенность
Неопределенность
Таблица 10 - Оценка неопределенности
Высота | Оценка | |
0< | 100< | |
0< | ±3 | ±3 |
5< | ±1 | ±3 |
* ** Примечания 1 Оценки точности даны при отсутствии звукоотражения или затухания на экране. 2 Ограничения на применение данных этой таблицы соответствуют указанным в ГОСТ 31295.2 (раздел 9). |
9.2 Расширенная неопределенность при определении эквивалентного уровня звука определяется при доверительной вероятности 0,95 при этом значение коэффициента охвата
10 Выбор средств защиты от шума
10.1 Снижение шума осуществляется по следующим основным направлениям:
- в источнике образования (акустическое шлифование рельсов, переход на бесстыковой путь, вибродемпфирующие накладки на шейку рельса, нанесение на шейку рельса, тележку и колеса виброшумопоглощающей мастики, использование подрельсовых и подшпальных подкладок, нанесение слоя алюминия на тормозные диски, обточка бандажей колес);
- на пути распространения от источника шума до объекта защиты (акустические экраны и экранирующие сооружения, зеленые насаждения, градостроительные методы);
- в объекте защиты (конструктивно-строительные методы, обеспечивающие повышение звукоизоляции наружных конструкций зданий).
10.2 Разработка и выбор вариантов шумозащиты должны осуществляться в соответствии с процедурой, показанной на рисунке 6.
Рисунок 6 - Основные этапы проектирования шумозащитных мероприятий
10.3 Наиболее эффективными мерами и конструкциями по снижению шума являются:
- акустическое шлифование рельсов (обеспечивается эффект снижения шума в источнике до 7-9 дБА);
- вибродемпфирующие накладки на шейку рельса (обеспечивается эффект снижения шума в источнике до 4-5 дБА);
- нанесение на шейку рельса, тележку и колеса виброшумопоглощающей мастики (обеспечивается эффект снижения шума в источнике до 7-8 дБА);
- акустические экраны (12-15 дБА). Подбор параметров и оценку акустической эффективности экранов проводят согласно 8.6 с учетом ГОСТ 54931 и ГОСТ 54932;
- звукоизолирующее остекление (до 20-30 дБА);
- выемки и насыпи (до 8-16 дБА).
Приложение А
(справочное)
Примеры расчета шумовых характеристик поездов
Исходные данные для дневного интервала времени и эквивалентный уровень звука
Таблица А.1 - Основные характеристики поездов и их эквивалентные уровни звука
Тип состава | Длина | Скорость | Время прохождения участка | Расчетные эквивалентные уровни звука |
1-й час | ||||
Электропоезд | 120 | 84 | 7 | 85,0 |
Грузовой | 840 | 42 | 82 | 80,9 |
2-й час | ||||
Пассажирский | 260 | 90 | 15 | 84,4 |
Пассажирский | 280 | 67 | 21 | 81,2 |
3-й час | ||||
Электропоезд | 200 | 50 | 17 | 78,7 |
Высокоскоростной | 250 | 180 | 6 | 82,1 |
4-й час | ||||
Электропоезд | 200 | 53 | 16 | 79,5 |
Пассажирский | 320 | 81 | 19 | 83,3 |
Пассажирский | 300 | 80 | 18 | 83,2 |
Электропоезд | 120 | 51 | 10 | 78,7 |
Электропоезд | 160 | 81 | 10 | 84,7 |
Пассажирский | 300 | 50 | 27 | 78,0 |
5-й час | ||||
Высокоскоростной | 250 | 150 | 7 | 78,8 |
Высокоскоростной | 250 | 156 | 7 | 79,5 |
Пассажирский | 160 | 92 | 10 | 84,5 |
Пассажирский | 300 | 87 | 16 | 84,5 |
Электропоезд | 160 | 67 | 10 | 82,3 |
6-й час | ||||
Электропоезд | 160 | 60 | 12 | 80,9 |
Электропоезд | 200 | 57 | 15 | 80,4 |
Пассажирский | 280 | 108 | 15 | 86,5 |
Пассажирский | 300 | 62 | 23 | 80,4 |
Электропоезд | 120 | 61 | 9 | 81,0 |
7-й час | ||||
Электропоезд | 160 | 75 | 9 | 83,7 |
Грузовой | 1200 | 66 | 68 | 84,6 |
Грузовой | 980 | 71 | 54 | 85,2 |
Пассажирский | 300 | 85 | 14 | 83,8 |
8-й час | ||||
Пассажирский | 300 | 90 | 12 | 84,5 |
Пассажирский | 320 | 86 | 14 | 84,0 |
Электропоезд | 160 | 72 | 8 | 83,2 |
9-й час | ||||
Грузовой | 980 | 71 | 51 | 85,2 |
Электропоезд | 160 | 69 | 9 | 82,7 |
Высокоскоростной | 250 | 210 | 6 | 84,8 |
10-й час | ||||
Пассажирский | 340 | 83 | 16 | 83,6 |
Электропоезд | 120 | 72 | 6 | 83,0 |
Электропоезд | 160 | 87 | 7 | 85,6 |
11-й час | ||||
Высокоскоростной | 250 | 195 | 5 | 83,5 |
Электропоезд | 160 | 65 | 9 | 81,9 |
12-й час | ||||
Электропоезд | 160 | 72 | 8 | 83,2 |
Грузовой | 560 | 55 | 38 | 83,1 |
13-й час | ||||
Пассажирский | 320 | 76 | 16 | 82,6 |
Пассажирский | 300 | 84 | 14 | 83,7 |
Электропоезд | 160 | 62 | 10 | 81,3 |
14-й час | ||||
Электропоезд | 160 | 68 | 9 | 82,5 |
Пассажирский | 300 | 77 | 15 | 82,8 |
Грузовой | 840 | 76 | 40 | 85,7 |
15-й час | ||||
Пассажирский | 340 | 84 | 15 | 83,7 |
Электропоезд | 160 | 71 | 9 | 83,0 |
Электропоезд | 200 | 85 | 9 | 85,4 |
16-й час | ||||
Пассажирский | 300 | 92 | 12 | 84,7 |
Пассажирский | 320 | 87 | 14 | 84,1 |
Электропоезд | 200 | 78 | 10 | 84,3 |
Пассажирский | 360 | 90 | 15 | 84,5 |
В формуле (5) определяют часовой эквивалентный уровень звука для каждой категории поездов:
- для пассажирских поездов:
2-й час
4-й час
5-й час
6-й час
7-й час
8-й час
10-й час
13-й час
14-й час
15-й час
16-й час
- для грузовых поездов:
1-й час
7-й час
9-й час
12-й час
14-й час
- для электропоездов:
1-й час
3-й час
4-й час
5-й час
6-й час
7-й час
8-й час
9-й час
10-й час
11-й час
12-й час
13-й час
14-й час
15-й час
16-й час
- для высокоскоростных поездов:
3-й час
5-й час
9-й час
11-й час
По формуле (6) определяют часовые эквивалентные уровни звука поездов всех категорий за дневной интервал времени:
1-й час
2-й час
3-й час
4-й час
5-й час
6-й час
7-й час
8-й час
9-й час
10-й час
11-й час
12-й час
13-й час
14-й час
15-й час
16-й час
По формуле (7) определяют эквивалентный уровень звука за весь дневной интервал времени (
Приложение Б
(справочное)
Пример расчета максимального уровня звука поездов
Исходные данные для расчета и значения максимального уровня звука
Таблица Б.1 - Основные характеристики поездов и их максимальные уровни звука
Тип состава | Длина | Скорость | Расчетные максимальные уровни звука |
1-й час | |||
Электропоезд | 120 | 84 | 89,9 |
Грузовой | 840 | 42 | 85,7 |
2-й час | |||
Пассажирский | 260 | 90 | 89,6 |
Пассажирский | 280 | 67 | 86,6 |
3-й час | |||
Электропоезд | 200 | 50 | 84,2 |
Высокоскоростной | 250 | 180 | 83,9 |
4-й час | |||
Электропоезд | 200 | 53 | 84,9 |
Пассажирский | 320 | 81 | 88,6 |
Пассажирский | 300 | 80 | 88,5 |
Электропоезд | 120 | 51 | 84,0 |
Электропоезд | 160 | 81 | 89,8 |
Пассажирский | 300 | 50 | 83,5 |
5-й час | |||
Высокоскоростной | 250 | 150 | 80,3 |
Высокоскоростной | 250 | 156 | 81,1 |
Пассажирский | 160 | 92 | 89,6 |
Пассажирский | 300 | 87 | 89,3 |
Электропоезд | 160 | 67 | 87,5 |
6-й час | |||
Электропоезд | 160 | 60 | 86,2 |
Электропоезд | 200 | 57 | 85,8 |
Пассажирский | 280 | 108 | 91,6 |
Пассажирский | 300 | 62 | 85,8 |
Электропоезд | 120 | 61 | 86,1 |
7-й час | |||
Электропоезд | 160 | 75 | 88,9 |
Грузовой | 1200 | 66 | 88,6 |
Грузовой | 980 | 71 | 89,1 |
Пассажирский | 300 | 85 | 89,1 |
8-й час | |||
Пассажирский | 300 | 90 | 89,6 |
Пассажирский | 320 | 86 | 89,2 |
Электропоезд | 160 | 72 | 88,4 |
9-й час | |||
Грузовой | 980 | 71 | 89,1 |
Электропоезд | 160 | 69 | 87,9 |
Высокоскоростной | 250 | 210 | 86,9 |
10-й час | |||
Пассажирский | 340 | 83 | 88,9 |
Электропоезд | 120 | 72 | 88,1 |
Электропоезд | 160 | 87 | 90,7 |
11-й час | |||
Высокоскоростной | 250 | 195 | 85,5 |
Электропоезд | 160 | 65 | 87,2 |
12-й час | |||
Электропоезд | 160 | 72 | 88,4 |
Грузовой | 560 | 55 | 87,4 |
13-й час | |||
Пассажирский | 320 | 76 | 87,9 |
Пассажирский | 300 | 84 | 89,0 |
Электропоезд | 160 | 62 | 86,6 |
14-й час | |||
Электропоезд | 160 | 68 | 87,7 |
Пассажирский | 300 | 77 | 88,1 |
Грузовой | 840 | 76 | 89,5 |
15-й час | |||
Пассажирский | 340 | 84 | 89,0 |
Электропоезд | 160 | 71 | 88,2 |
Электропоезд | 200 | 85 | 90,5 |
16-й час | |||
Пассажирский | 300 | 92 | 89,9 |
Пассажирский | 320 | 87 | 89,4 |
Электропоезд | 200 | 78 | 89,5 |
Пассажирский | 360 | 90 | 89,7 |
В соответствии с формулой (12)
Библиография
[1] | Санитарные нормы | Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки |
[2] | Санитарные правила и нормы | Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов |
[3] | Рекомендации по межгосударственной стандартизации | Государственная система обеспечения единства измерений. Руководство по выражению неопределенности измерений |
________________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 54500.1-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009. - . | ||
[4] | Методические указания | Методические указания. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях |
[5] | Строительные нормы и правила | Защита от шума |
[6] | Свод правил по проектированию и строительству | Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена |
[7] | Методические рекомендации по оценке необходимого снижения звука у населенных пунктов и определению требуемой акустической эффективности экранов с учетом звукопоглощения. Утверждено распоряжением Минтранса России N ОС-362-р от 21.04.2003 г. |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2013