ПНСТ 444-2020
(ИСО 37154:2017)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационные технологии
УМНЫЙ ГОРОД
Руководящие указания по передовой практике в области перевозок
Information technology. Smart city. Best practice guidelines for transportation
OKC 13.020.20
35.240.99
Срок действия с 2021-01-01
до 2024-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") и Акционерным обществом "Российская венчурная компания" (АО "РВК") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 194 "Кибер-физические системы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 г. N 53-пнст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 37154:2017* "Инфраструктуры умного сообщества. Руководящие указания по передовой практике в области перевозок" (ISO 37154:2017 "Smart community infrastructures - Best practice guidelines for transportation", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет потребностей национальной экономики Российской Федерации.
Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
5 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектами патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за установление подлинности каких-либо или всех таких патентных прав
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011** (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 121205 Москва, Инновационный центр Сколково, улица Нобеля, д.1, e-mail: [email protected] и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: 123112 Москва, Пресненская набережная, дом.10, строение 2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
Введение
Хорошо функционирующая инфраструктура, важнейшими элементами которой являются энергетика, водоснабжение и водоотведение, удаление твердых отходов, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и транспорт, имеет решающее значение для качества жизни и экономической эффективности любого города или населенного пункта. Перевозки играют очень заметную роль в жизни жителей, обеспечивая людям возможность работать, вовлекаться в общественную деятельность, участвовать в торговле и получать доступ к культурным учреждениям и другим удобствам, которые предлагает город. Кроме того, транспортные сети необходимы для распределения товаров по всему городу или региону. Неадекватные или плохо спроектированные транспортные системы могут привести к значительным экономическим издержкам из-за потери производительности, воздействия на окружающую среду и проблем со здоровьем.
Функции и услуги, предоставляемые такими инфраструктурами, предназначены для оказания помощи жителям городов в бизнесе и жизни, а также для стимулирования деятельности по продвижению их бизнеса и улучшению их жизни путем предоставления возможностей для приезда, пребывания и перемещения в пределах/за пределами городов. Люди не хотят проводить все свое время дома или в офисе, даже если усовершенствованные ИКТ дадут им возможность заниматься бизнесом или действовать в любом месте и в любое время без переезда.
Транспортные сети могут быть очень сложными и включать различные типы транспортных средств: метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, автомобили, самолеты, корабли, паромы и средства новой мобильности. В частности, перевозки, обслуживаемые для внутригородского/междугороднего сообщения пригородным железнодорожным транспортом, междугородним железнодорожным транспортом, высокоскоростным железнодорожным транспортом, метро, трамваями, монорельсовым транспортом, легким железнодорожным транспортом, автоматизированными путевыми системами, автобусами, грузовиками, паромами и воздушными транспортными средствами, популярны и удобны для людей, в том числе инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, работающих или живущих в городах и приезжающих туда или из них. Это связано с тем, что такие транспортные средства успешно перевозят пассажиров, предметы доставки и грузы большими партиями, пунктуально и по низкой стоимости, опираясь на устоявшиеся базовые технологии, которые развивались в течение длительного периода и продолжают развиваться. Города должны иметь транспортные системы, удовлетворяющие потребностям различных групп пользователей, включая пассажиров как внутри города, так и за его пределами, инвалидов и пожилых людей, а также перевозящих грузы или другие товары и посылки.
В настоящем стандарте описаны процессы планирования, проектирования, реализации, эксплуатации, обслуживания и модернизации перевозок с учетом мнений различных заинтересованных сторон с учетом потребности людей в экологически благоприятной окружающей среде. В настоящем стандарте также изложены минимальные условия, которые должны соблюдаться при эксплуатации транспортных систем, в том числе после их установки, для реализации целей умной транспортной инфраструктуры, т.е. создания эффективных транспортных систем, которые удовлетворяют или превосходят потребности пользователей при минимизации воздействия на окружающую среду.
Решения, варьирующиеся от крупномасштабного планирования и инвестиций до индивидуального выбора, могут формировать влияние транспортных систем на город. Лицам, принимающим решения, необходимо критически подумать о типах транспортных средств, а также о характеристиках и услугах этих типов транспортных средств, с тем чтобы положительное воздействие транспортной инфраструктуры перевешивало потенциальное негативное воздействие. Кроме того, с учетом того, что население и технологии меняются, лица, принимающие решения, должны осуществлять мониторинг транспортных систем с точки зрения продолжения удовлетворения транспортных целей. В настоящем стандарте описываются цели умного транспорта и предлагается поддержка для разработки комплексных планов городской мобильности, включая выбор и применение транспортных услуг.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит общие руководящие указания по планированию, проектированию, разработке, организации, мониторингу, техническому обслуживанию и совершенствованию умных транспортных систем и инфраструктур, которые могут способствовать решению внутригородских и междугородних проблем, влияющих на качество жизни, окружающую среду или другие сферы деятельности города. Настоящий стандарт применяется к транспортным инфраструктурам, используемым для перемещения людей, грузов или других товаров, включая предметы доставки.
Настоящий стандарт предназначен для использования лицами, принимающими решения на уровне городов, государственными должностными лицами, страховыми компаниями, инвестиционными и финансовыми организациями, транспортными операторами и поставщиками услуг, а также производителями транспортного оборудования. В частности, настоящий стандарт предназначен для лиц, участвующих в принятии решений относительно типов транспортных средств, отвечающих требованиям доступности, удобства, низкого воздействия на окружающую среду и надежности, при одновременном удовлетворении потребностей разнообразной группы заинтересованных сторон, включая жителей и гостей города, государственные органы, транспортных операторов.
В настоящем стандарте умный транспорт рассмотрен с учетом факторов, формирующих город, таких как население, демография, местоположение, местная культура и история. В нем рассмотрены сферы услуг, функции и цели, которые должны быть достигнуты с помощью умных транспортных решений. Настоящий стандарт не содержит технических условий на построение транспортных объектов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента. Общие принципы и требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 городская проблема (city issue): Проблема или вызов, который негативно влияет на качество жизни жителей, гостей и работников города, окружающую среду или любые другие аспекты деятельности города.
3.2 тип транспортного средства (transportation mode): Конкретные средства, с помощью которых пассажиры, грузы или товары, включая предметы доставки, перемещаются по всему городу или району.
3.3 функция транспорта (transportation feature): Характеристика транспортных технологий.
Пример - Функцией системы легкорельсового транспорта (LRT) является перевозка определенного количества пассажиров каждый час.
3.4 транспортные услуги (transportation service): Услуги, предоставление которых обеспечивается функциями транспорта (3.3).
3.5 транспортная инфраструктура (transportation infrastructure): Платформы инфраструктуры, поддерживающие транспортные услуги (3.4).
3.6 умное транспортное решение (smart transportation solution): Решение транспортной инфраструктуры (3.5), использующее информационно-коммуникационные технологии для эффективного перемещения людей, мониторинга местоположения, взаимодействия между транспортными средствами и другими элементами дорожного движения, сокращения выхлопов, безопасности использования дорог в целом.
3.7 умный транспорт (smart transportation): Транспорт, обеспечивающий умные транспортные решения (3.6) путем предоставления транспортных услуг (3.4).
3.8 личный транспорт (private transportation): Транспорт, который находится в частной собственности.
3.9 общественный транспорт (public transportation): Транспорт, предоставляемый населению.
3.10 способ транспортирования (transportation modality): Способ перевозки пассажиров, предметов доставки и грузов одним или несколькими видами общественного и/или личного транспорта.
4 Основные принципы
4.1 Основные идеи и цели
Пригодность или применимость любой конкретной технологии или услуг к умному транспортному решению зависит от типа транспортного средства и его технических и/или бизнес-характеристик.
Умные транспортные решения поддерживают устойчивое развитие городов и согласуются со стандартами и существующей структурой, которые также поддерживают эту цель. Например, в ГОСТ Р ИСО 37101 определены шесть целей устойчивого развития, имеющих решающее значение для развития умных и устойчивых городов:
- привлекательность;
- сохранение и оздоровление окружающей среды;
- адаптивность;
- ответственное использование ресурсов;
- связность общества;
- благосостояние.
Перечисленные ниже цели, требующие умных транспортных решений, соответствуют общим целям, указанным в таблице А.1 ГОСТ Р ИСО 37101-2018.
Кроме того, 14 потребностей городов, определенных в [1], по которым следует оценивать эффективность инфраструктуры (наличие, доступность, доступность по цене, защита и безопасность, качество услуг, эффективность эксплуатации, экономическая эффективность, доступность информации о производительности, ремонтопригодность, устойчивость, эффективное использование ресурсов, смягчение последствий изменения климата, предотвращение загрязнения и сохранение экосистемы), согласуются с одной или несколькими из перечисленных ниже целей (см. таблицу А.2).
Цели, которые необходимо учитывать при оценке эффективности перевозок в контексте умного транспорта, заключаются в следующем:
- обеспечение всех лиц, включая детей, инвалидов и маломобильные группы населения, а также экономических субъектов средствами для удобной и продуктивной жизни и экономической деятельности;
- популяризация образа жизни, не связанного с личными автомобилями;
- содействие транзитно-ориентированному проектированию;
- обеспечение удобного доступа к городским объектам;
- стимуляция экономической активности в пригородах и экономически депрессивных районах города;
- повышение конкурентоспособности и статуса города на региональном, национальном или глобальном уровне;
- уменьшение воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;
- планирование и развитие транспортных объектов и услуг на основе подготовленных планов, ориентированных на заинтересованные стороны и учитывающих бюджетные ресурсы и сроки окупаемости, защиту и безопасность, потенциал объекта в сравнении с прогнозируемыми потребностями и экологическими последствиями;
- сохранение и приумножение живописных, эстетических, исторических, культурных и экологических ресурсов города.
4.2 Место и цель разработки и установки транспортных инфраструктур для реализации умных транспортных решений
4.2.1 Общие положения
Транспортные функции и услуги для реализации умных транспортных решений должны быть выбраны и применены в рамках одного города либо между городами в более крупном регионе.
В процессе определения приоритетных вопросов, которые должны решать транспортные инфраструктуры, ответственные лица города должны разработать комплексный план городской мобильности, который определяет факторы, формирующие транспортные потребности и осуществляемый выбор, и сравнивает эти факторы с теми, которые формируют цели умного города.
Разработка транспортной инфраструктуры должна быть направлена на создание устойчивой системы общественного транспорта, состоящей из экологичного транспорта разного типа, пользующегося разными коридорами. В балансе всех транспортных средств необходимо давать приоритет общественному транспорту, так как это самая доступная и устойчивая часть всей транспортной системы города, позволяющая всем жителям гарантированно добраться из одной точки города в другую.
Пример - В Сингапуре введена интеллектуальная транспортная система (ITS), которая включает в себя ряд умных транспортных решений. В частности, используются электронная система ценообразования на дорогах, информация о движении в режиме реального времени, интегрированная структура общественного транспорта. Другие компоненты ITS включают систему мониторинга и консультирования скоростной автомагистрали, которая предупреждает автомобилистов о дорожно-транспортных происшествиях на основных маршрутах. Анализ данных в Управлении наземного транспорта (LTA) позволяет проводить эффективное управление транспортными парками, сокращать загруженность и увеличивать пунктуальность движения общественного транспорта. На стадии пилотирования находится беспилотный общественный транспорт с планируемым сроком внедрения в 2022 году. Инициативы в сфере транспорта включают проекты, направленные на улучшение доступности для инвалидов (использование технологий для помощи пассажирам автобусов), обеспечение безопасности пассажиров (использование схем серебряных зон в районах с высокой долей маломобильных групп населения) и улучшение велосипедного движения в рамках Программы общенациональной велосипедной сети (ICN). Активно развиваются сервисы совместного использования электромобилей и внедряются электромобили-такси.
4.2.2 Анализ спроса и предложения
При разработке комплексного плана городской мобильности рекомендуется провести анализ спроса и предложения с определением таких факторов, как:
- размер, расположение и демографические характеристики жилых населенных пунктов в пределах и вокруг города;
- размер и расположение зон коммерческой деятельности и занятости внутри и за пределами города;
- поток грузов и/или товаров через город;
- инвентаризация существующих объектов транспортной инфраструктуры и активов;
- текущие транспортные маршруты, включая типы транспортных средств и уровни трафика;
- текущие расходы транспортной системы;
- экологические последствия текущей транспортной деятельности.
4.2.3 Цели умных транспортных инфраструктур
При принятии решений о транспортных инфраструктурах необходимо определить цели, которые могут включать:
- безопасную, надежную, удобную, эффективную и экономичную транспортировку людей, грузов и товаров;
- предоставление транспортных услуг, удовлетворяющих спрос;
- снижение воздействия на окружающую среду без снижения качества транспортных услуг;
- повышение эффективности связей между различными типами транспортных средств;
- снижение общего энергопотребления транспортной инфраструктуры;
- создание экономически устойчивой транспортной деятельности при обеспечении ее бюджетности и доступности для всех пользователей;
- улучшение коммуникации с общественностью по всем аспектам транспортных услуг.
4.3 Рассмотрение вопросов градостроительства
Выбор функций транспорта и транспортных услуг должен сочетаться с городским или региональным планированием для реализации умных транспортных решений в городах. Результатами такого планирования являются:
- генеральные планы города и региона (например, городские структуры, использование земли);
- генеральные планы перевозок в городе и регионе;
- генеральные планы города и региона (например, городские структуры, использование земли, экскурсионное обслуживание и пункты обмена, социальное обеспечение, местная экономика, жилье и жилая среда, охрана окружающей среды, предотвращение стихийных бедствий);
- генеральные планы области с городами;
- планы развития с использованием транспортных услуг для огромной территории, называемой мегаполисом;
- генеральные планы развития внутригородских транспортных сетей;
- планы экономического развития для конкретных областей с городами, соединенными высокоскоростным сообщением;
- совместная разработка планов государственных границ.
5 Выбор типов транспортных средств, функций транспорта и транспортных услуг для умных транспортных решений
5.1 Общие положения
Для решения конкретных городских проблем путем внедрения подходящих перевозок, типов транспортных средств, функций транспорта и транспортных услуг следует выбирать и устанавливать их с учетом потребностей заинтересованных сторон, удобства пользователей транспорта и реализации умных транспортных решений. На основе потенциальных вариантов в интегрированном плане городского транспорта необходимо определить, какие типы транспортных средств, функции транспорта или транспортные услуги лучше всего способствуют достижению целей умного транспорта. Эти цели должны быть разработаны и выбраны для решения городских проблем.
Этап планирования необходим для определения функций транспорта или транспортных услуг на основе выбранных типов транспортных средств. Каждая перевозка обладает собственными функциями транспорта, которые приносят определенные транспортные услуги. Выбор типов транспортных средств должен тщательно определяться управляющими умных городов, планировщиками или разработчиками, чтобы перевозчики общественного транспорта или владельцы личного транспорта/пользователи успешно внедряли умные транспортные решения, направленные на решение текущих проблем.
Примечание - Выбор типов транспортных средств является критическим шагом для внедрения умного транспорта в городах, поскольку инвестиции в транспортную инфраструктуру могут создать зависимость от выбранного пути, которая будет формировать и влиять на город в далеком будущем. Приоритет должен быть отдан типам транспортных средств, которые уменьшают использование личных транспортных средств и позволяют наилучшим образом использовать существующие активы и средства.
5.2 Критерии отбора
5.2.1 Общие положения
При выборе соответствующих типов транспортных средств, функций транспорта и транспортных услуг следует учитывать следующие критерии.
5.2.2 Параметры, учитываемые при выборе видов общественного транспорта
При принятии решений об инвестициях в общественный транспорт следует сопоставлять транспортные возможности различных потенциальных типов транспортных средств (например, железнодорожный или автобусный), а также потенциальные маршруты, количество предполагаемых пассажиров, расстояния перевозок, наличие земли (для железнодорожного транспорта), требуемую производительность перевозок (количество пассажиров в час), скорость обслуживания (км/ч) и бюджетную шкалу. При отборе некоторые параметры могут быть объединены для сравнения.
5.2.3 Субсидирование перевозочного бизнеса
В основном транспортный бизнес развивается в двух направлениях - как государственный общественный транспорт и как частный бизнес.
Общественный транспорт является общественным благом, приносящим доход городу косвенно, а не напрямую. Примерами являются парки и музеи. В случае частного бизнеса, занимающегося общественным транспортом, лица, ответственные за принятие решений, должны определить необходимость и размер государственной субсидии. Разные типы транспорта и возможности его использования позволяют сокращать размер субсидии, увеличивая качество, например технологии "по требованию" (on demand). Однако частота маршрута должна быть обеспечена на магистральных маршрутах; т.к. если общественный транспорт интуитивно непредсказуем, то люди им не пользуются, а значит, он терпит убытки.
5.2.4 Тип транспортного средства
В настоящем стандарте определены следующие типы транспортных средств для умных транспортных решений:
- железнодорожный транспорт [трамваи, метро, пригородные поезда, высокоскоростные поезда, междугородние поезда, легкорельсовый транспорт (ЛРТ), монорельс, автоматизированная система перевозки пассажиров (АСПП), высокоскоростной наземный транспорт, фуникулеры, поезда на магнитной подушке и с линейным асинхронным двигателем];
- автобусы (пригородные/скоростные/междугородние);
- грузовые автомобили;
- паромы;
- трубопроводный транспорт;
- летательные аппараты;
- ходьба;
- велосипеды;
- мотоциклы;
- автомобили (личный транспорт, каршеринг, такси);
- лодки;
- транспортные устройства, помогающие пассажирам, товарам доставки и грузам перемещаться на станциях и терминалах (лифты, эскалаторы, движущиеся дорожи, конвейеры);
- беспилотный пассажирский и грузовой транспорт;
- средства индивидуальной мобильности (гироскутеры, электросамокаты, сигвеи и т.д.).
5.2.5 Технические и экономические аспекты типов транспортных средств
5.2.5.1 Общие положения
В настоящем подразделе определены некоторые технические или экономические аспекты отдельных типов транспортных средств, которые необходимо учитывать при создании умного транспорта. Эта информация полезна для определения ожидаемых услуг от функций транспорта отдельных типов транспортных средств.
5.2.5.2 Общественный транспорт
Услуги, предоставляемые общественным транспортом, зависят от того, что перевозит этот транспорт.
Технические и деловые аспекты общественного транспорта зависят от типов общественного транспорта, которые поддерживают умные транспортные решения.
а) Железнодорожный транспорт должен учитывать следующие аспекты:
- перевозка пассажиров, предметов доставки и грузов (например, обслуживание клиентов на вокзалах и сортировочных станциях, предоставление холодильников для хранения предметов доставки/грузов при низкой температуре);
- подготовка и управление помещениями для размещения (например, водоснабжение, уборка, кондиционирование воздуха, регулировка яркости вагона);
- эксплуатация поезда (например, составление расписания, диспетчеризация, заправка, экипаж поезда);
- подвижной состав (например, помещения для размещения, техническое обслуживание, предоставление холодильников для хранения предметов доставки/грузов при низкой температуре);
- питание/сигнализация;
- связь для работы поезда;
- объекты (например, станции, железнодорожные пути, строительные сооружения);
- безопасность (например, наблюдение);
- окружающая среда (например, шум, вибрация, выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов, солнечный свет);
- доступность информации (например, предоставление пассажирам в режиме реального времени информации об интенсивности движения, пунктах назначения и стоимости).
b) Автобусы/грузовики должны учитывать следующие аспекты:
- перевозка пассажиров, предметов доставки и грузов (например, обслуживание клиентов на автовокзалах, предоставление холодильников для хранения предметов доставки/грузов при низкой температуре);
- эксплуатация автобусов и грузовиков (например, составление расписания, диспетчеризация, водители и кондукторы);
- заправка/зарядка питания;
- сигнализация/системы слежения за автобусом или грузовиком;
- связь для работы автобуса/грузовика;
- транспортные средства (например, помещения для размещения, техническое обслуживание, предоставление холодильников для предметов доставки/грузов, которые должны храниться при низкой температуре);
- объекты (например, автовокзалы, сортировочные станции, стоянки такси, полосы движения автобусов и грузовиков на дорогах общего пользования, автобусные пути, строительные конструкции для эксплуатации автобусов и грузовиков);
- доступность информации (например, предоставление пассажирам в режиме реального времени информации об интенсивности движения, пунктах назначения и стоимости).
c) Паром должен учитывать следующие аспекты:
- перевозка пассажиров, предметов доставки и грузов (например, обслуживание клиентов в портах, предоставление холодильников для предметов доставки/грузов, которые должны храниться при низкой температуре);
- работа парома (например, составление расписания, диспетчеризация, экипаж);
- заправка/зарядка питания;
- сигнализация;
- связь для работы парома;
- суда (например, помещения для размещения, техническое обслуживание, предоставление холодильников для хранения предметов доставки/грузов при низкой температуре);
- объекты (например, порты, паромные терминалы, строительные сооружения для паромной переправы);
- доступность информации (например, предоставление пассажирам и отправителям/получателям информации в режиме реального времени об интенсивности движения, пунктах назначения и стоимости).
d) Воздушное судно должно учитывать следующие аспекты:
- перевозка пассажиров, предметов доставки и грузов (например, обслуживание клиентов в аэропортах, предоставление холодильников для хранения предметов доставки/грузов при низкой температуре);
- заправка/зарядка питания;
- эксплуатация воздушного судна (например, составление расписания, диспетчеризация, экипаж);
- самолеты;
- объекты (например, аэропорты, гражданские инженерные сооружения для эксплуатации воздушных судов).
e) Общественный транспорт для личного пользования:
- прокатные велосипеды;
- прокатные мотоциклы;
- прокатные автомобили/такси.
5.2.5.3 Личный транспорт
Личный транспорт должен учитывать следующие аспекты:
- работа администраторов дорог (например, наблюдение за дорожным движением, техническое обслуживание дорог);
- работа администраторов каналов;
- работа органов воздушного движения;
- работа отделов полиции;
- работа пожарных подразделений;
- работа с производителями транспортных средств, лодок и воздушных судов;
- работа с водительскими или эксплуатационными лицензиарами;
- зеленые насаждения или улицы для прогулок и велосипедов;
- услуги совместного использования велосипедов;
- выделенные велосипедные дорожки.
5.2.6 Услуги, предоставляемые пользователям умных транспортных решений
5.2.6.1 Общие положения
Услуги, которые будут предоставляться пользователям умных транспортных решений, являющихся заинтересованными сторонами умного города, могут включать перечисленные ниже услуги.
5.2.6.2 Органы исполнительной власти:
- мероприятия в чрезвычайных ситуациях (например, обеспечение объездов другими перевозчиками или видами транспорта);
- контроль пассажирских потоков и маршрутов доставки грузов на вокзалах, паромных терминалах и в аэропортах.
5.2.6.3 Инвесторы/кредиторы:
- продовольственный бизнес (например, кафе, рестораны, вагоны-рестораны, минибары в поездах);
- работа магазинов;
- реклама;
- коммерческие услуги на транспортных средствах, не включая транспортные услуги (например, детские комнаты, избирательные участки).
5.2.6.4 Разработчики, владельцы и операторы инфраструктуры:
- эксплуатация железнодорожного/автобусного/грузового/паромного/воздушного транспортного средства;
- соединение различных типов транспортных средств (например, железнодорожный транспорт и автобусы/грузовики, железнодорожный транспорт и паромы, автобусы/грузовики и паромы);
- прямой сквозной режим работы (например, между разными рельсовыми путями, между участками с разной шириной колеи);
- контроль пассажирских потоков и маршрутов доставки грузов на вокзалах, паромных терминалах и в аэропортах;
- размещение в вагонах (например, формирование, сервисное оборудование);
- оптимизация пассажировместимости вагонов или железнодорожных составов/автобусов/паромов/воздушных транспортных средств.
5.2.6.5 Поставщики услуг:
- продажа билетов;
- проверка билетов (например, на вокзалах, в вагонах);
- сбор платы за проезд;
- корректировка тарифа при несчастных случаях (например, возврат билетов, бесплатный обмен билетов, продление сроков действия билетов);
- выбор тарифа в зависимости от различных потребностей и тенденций клиентов;
- единый тариф в определенной зоне;
- планирование доставки/приема груза;
- услуги по забору/доставке грузов;
- складские услуги;
- отслеживание предметов доставки/фрахта (например, регистрация на приемке, отгрузке и доставке);
- услуги по упаковке/распаковке;
- безопасное обращение с хрупкими или легковоспламеняющимися предметами (например, упаковка предметов прозрачными материалами для легкого распознавания содержимого);
- услуги по забору/доставке в здании или районе;
- услуги по доставке контейнеров от двери до двери в городах.
5.2.6.6 Граждане:
- помощь инвалидам и маломобильным группам населения;
- подключение к Интернету;
- безопасность вождения автомобиля;
- прогноз погоды и информация;
- сообщение о чрезвычайных ситуациях;
- планирование путешествий;
- соответствующие интервалы между станциями и автобусными остановками на маршруте;
- легкий доступ к вокзалам, паромным терминалам и аэропортам (например, пути с крышами, формирование доступа для соединения станций, автобусных остановок, паромных терминалов и аэропортов, объявление пассажиров);
- информационное обеспечение и индикация (например, объявление на станциях и в вагонах, языки, интенсивность, сроки, индикация работы и условий подключения);
- минимизация задержек;
- электронная оплата проезда;
- разнообразие вариантов выбора средств передвижения;
- доступный тариф;
- время и дата получения и доставки груза;
- услуги по забору/доставке в здании или районе;
- услуги по доставке контейнеров от двери до двери в городах;
- совместное использование транспортных средств;
- аренда транспортных средств;
- управление личным транспортом;
- комфортные дорожные условия (например, форма линий, видимость, тротуар);
- информация о дорожном движении (например, заторы, управление движением, ремонт дорог);
- служебная информация (например, расположение энергетической станции и магазина);
- информация о соединении с другими видами транспорта (например, расписание поездов, автобусов и паромов);
- информационные знаки;
- экстренный вызов;
- энергетические станции (например, газ, сжиженный газ, электроэнергия, водород);
- парковки;
- зеленые насаждения или улицы для прогулок и велосипедов;
- выделенные велосипедные дорожки.
5.2.7 Технико-экономическое обоснование умных транспортных решений
Целесообразность реализации умных транспортных решений в городах должна быть заранее подтверждена с учетом:
- экономических факторов (например, прогноз спроса, оценка необходимых затрат, механизмы финансирования);
- потребительских свойств транспортной системы (например, скорость сообщения по транспортной системе с учетом пересадок, ценовая доступность, гарантированная доля поездок в соответствии с плановым временем ожидания и поездки);
- климатических, территориальных, инфраструктурных, градостроительных и институциональных ограничений.
6 Применение выбранных функций транспорта и транспортных услуг
6.1 Общие положения
Для того чтобы функции транспорта и транспортные услуги могли эффективно работать для решения конкретных городских проблем и реализовывать умные транспортные решения в городах, необходимо соблюдать определенные условия при применении функций транспорта и транспортных услуг к осуществлению перевозок.
Настоящий раздел предназначен для тех, кто организует умный транспорт (т.е. перевозчикам и операторам перевозок) для решения определенных городских проблем с использованием функций и услуг, предоставляемых выбранными типами транспортных средств.
6.2 Условия реализации функций транспорта
Функции транспорта должны позволять предлагать умные транспортные решения на основе ориентации на пользователя. Перевозчики должны предоставлять такие услуги своим клиентам или пользователям с точки зрения граждан.
6.3 Условия предоставления транспортных услуг
6.3.1 Общие положения
Транспортные услуги в городах должны быть созданы путем подготовки, объединения, сборки или внедрения соответствующих функций транспорта для предоставления транспортных услуг, которые непосредственно предлагают пользователям умные транспортные решения (например, в таблице С.1 приведены условия обслуживания для организации умной транспортной системы для городов с плотной застройкой). Транспортные услуги должны удовлетворять 14 потребностям, определенным в [1], в интересах пользователей.
6.3.2 Услуги в рамках одного типа транспортного средства
В рамках одного типа транспортного средства транзитные перевозки должны предлагаться в качестве транспортных услуг пользователям следующим образом:
- путем эксплуатации поездов (с обеспечением наличия, доступности, эксплуатационной и экономической эффективности) (например, обычные железнодорожные пути и метро или ЛРТ, электрифицированные и неэлектрифицированные участки);
- путем обеспечения стабильной связи во времени и пространстве между различными перевозчиками (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг, эксплуатационной и экономической эффективности) (например, связь между частным и государственным железнодорожным транспортом);
- путем продажи билетов для поездок с помощью других перевозчиков (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг, эксплуатационной и экономической эффективности);
- путем организации доставки грузов другими перевозчикам (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг, эксплуатационной и экономической эффективности);
- путем организации междугородних и высокоскоростных перевозок (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и экономической эффективности) (например, междугородние скоростные поезда, поезда магнитной левитации);
- путем предоставления стратегических пригородных услуг (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и эксплуатационной эффективности) (например, прямое соединение с ключевыми станциями в центре города и в пригородах);
- путем создания крупных сетевых транспортных систем (с обеспечением наличия, доступности, эксплуатационной и экономической эффективности) (например, несколько междугородных перевозчиков, использующих поезда для перемещения людей с огромной территории в определенные места).
6.3.3 Услуги в рамках нескольких типов транспортных средств
В рамках нескольких типов транспортных средств перевозки должны осуществляться в качестве транспортных услуг для пользователей следующим образом:
- путем эксплуатации нескольких видов транспорта или эксплуатации с хорошей связью во времени и пространстве между различными видами транспорта (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг, эксплуатационной и экономической эффективности) (например, соединение железнодорожных и автобусных линий, эксплуатация поездов для отправки/приема пассажиров, доставки предметов и грузов в/из автобусных и паромных служб);
- путем продажи билетов для поездок с использованием нескольких видов транспорта (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и эксплуатационной эффективности);
- путем продажи билетов для поездок с помощью других перевозчиков (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и эксплуатационной эффективности);
- путем организации связи с другими перевозчиками о потребностях в поездках инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями (с обеспечением наличия, доступности и качества услуг);
- путем организации доставки грузов различным перевозчикам (с обеспечением наличия, доступности и качества услуг);
- путем организации переотправки предметов доставки и фрахта на узловых точках (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и экономической эффективности).
6.3.4 Услуги по стыковке общественного и личного транспорта
В рамках стыковки общественного и личного транспорта перевозки должны осуществлять в качестве транспортных услуг с учетом некоторых изменений при переходе от общественного к личному транспорту и наоборот следующим образом:
- путем организации временных остановок для личного транспорта (с обеспечением наличия, доступности и качества услуг);
- путем оказания помощи инвалидам, пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями с изменением соотношения общественного и личного транспорта (с обеспечением наличия, доступности и качества услуг);
- путем организации парковочных мест для личного транспорта, включая велосипеды, мотоциклы и легковые автомобили (с обеспечением наличия, доступности и качества предоставляемых услуг);
- путем предоставления услуги обратной доставки для личного транспорта, включая велосипеды и мотоциклы (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и экономической эффективности);
- путем предоставления бортовых услуг для личного транспорта, включая велосипеды, мотоциклы и легковые автомобили (с обеспечением наличия, доступности и качества услуг);
- путем организации доставки личного автотранспорта (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг и экономической эффективности);
- путем обеспечения безопасного доступа людей к транспортным объектам (с обеспечением наличия, доступности, доступности по цене, охраны и безопасности, качества услуг и экономической эффективности) (например, крытые переходы, пешеходные дорожки, тротуары);
- путем обеспечения легкого доступа людей к транспортным объектам (с обеспечением наличия, доступности, доступности по цене, охраны, безопасности и качества услуг) (например, лифты, эскалаторы, траволаторы, тротуары с крышей или ограждениями);
- путем обеспечения удобного доступа для людей, идущих к/из транспортных объектов (с обеспечением наличия, доступности, качества услуг, оперативности, экономической эффективности, эффективного использование ресурсов) (например, киоски, магазины товаров первой необходимости, магазины обуви и зонтиков, пункты первой помощи, поликлиники, почтовые отделения, посты, стационарные магазины, зоны доступа в Интернет, магазины быстрого питания, рестораны, общественные телефоны, банковские автоматы).
6.4 Мониторинг эффективности умного транспорта
Транспортные системы в городе должны регулярно подвергаться мониторингу с целью определения того, по-прежнему ли обеспечиваются умные транспортные решения и где должны быть произведены улучшения. Одна из возможных систем мониторинга описана в [1]. Она помогает пользователям устанавливать показатели производительности для измерения того, насколько хорошо инфраструктура удовлетворяет потребности города.
7 Оптимизация транспортных услуг, функций и видов транспорта наряду с изменением поколений и социальных тенденций
7.1 Общие положения
В целом технологии будут совершенствоваться или отбрасываться в зависимости от изменений в потребностях, вкусах и культуре при смене поколений или социальных тенденций. Транспортные услуги должны быть оптимизированы для соответствия состоянию города или ситуациям, происходящих в городах, существующих в настоящее время и ожидаемых в будущем. Чтобы оптимизировать содержание и качество транспортных услуг для одной из таких ситуаций, транспортные услуги, функции и типы транспортных средств должны быть улучшены, изменены или отброшены для обеспечения умных транспортных решений, даже в то время, когда такие изменения случаются в городах внезапно.
7.2 Оптимизация транспортных услуг для существующих и будущих городов
Чтобы умные транспортные решения были выгодными для пользователей, транспортные услуги, поддерживающие умные транспортные решения, должны быть оптимизированы для ситуаций городов, существующих в настоящее время и ожидаемых в будущем, путем выбора/исключения, улучшения или ввода новых функций транспорта, созданных с помощью разработанных или инновационных технологий.
7.3 Выбор и отказ от функций транспорта, используемых для существующих в настоящее время городов
Чтобы подготовить подходящие транспортные услуги для умных транспортных решений, следует выбрать/отказаться от функций транспорта, а также использовать или изменить их, если это необходимо. Используемые в настоящее время функции транспорта должны быть проверены через определенный промежуток времени на предмет их пригодности и применимости к транспортным услугам, поддерживающим умные транспортные решения, предложенным или планирующимся к предложению существующим и будущим городам.
7.4 Пересмотр типов транспортных средств, используемых для существующих в настоящее время городов
Чтобы успешно организовать умные транспортные решения, сделав их производительность подходящей для городов, существующих в настоящее время и ожидаемых в будущем, следует проводить пересмотр используемых типов транспортных средств. Решение об оставлении существующих типов транспортных средств или выборе новых должно приниматься управляющими умными городами, проектировщиками или разработчиками.
Приложение А
(справочное)
Потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного транспорта
В таблицах А.1 и А.2 приведены потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного транспорта, соответствующие шести целям, указанным в ГОСТ Р ИСО 37101.
В таблицах А.3 и А.4 приведены потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного транспорта, соответствующие 14 потребностям, определенным в [1].
Таблица А.1 - Потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного общественного транспорта, соответствующие шести целям, определенным в ГОСТ Р ИСО 37101
Цели | Общественный транспорт | ||||
| Железнодорожный транспорт | Автобус | Паром | Воздушное транспортное средство | Другое |
Привле- кательность | - места (станции) для приглашения граждан с обеспечением удобства и дополнительных возможностей; - устойчивый транспорт | - места (автовокзалы и остановки) для приглашения граждан с обеспечением удобства и дополнительных возможностей; - легкие поездки | - | - транспорт на дальние расстояния; - быстрая доставка | (грузовик) - легкая доставка |
Сохранение и оздоровление окружающей среды | - сохранение природы путем использования электрического железнодорожного транспорта; - сохранение природы путем использования железнодорожного транспорта с питанием от аккумуляторной батареи; - низкий уровень выбросов парниковых газов | - сохранение природы путем использования автобуса с питанием от аккумуляторной батареи | - сохранение природы | - быстрая доставка | - |
Адаптивность | - | - способность к изменению маршрута | - | - способность к изменению маршрута | (грузовик) - способность к изменению маршрута |
Ответ- ственное исполь- зование ресурсов | - большая вместимость; - перерабаты- ваемый подвижной состав; - регулируемое напряжение и регулируемая частота движения поезда | - перера- батываемый подвижной состав | - большая вместимость | - большая вместимость | - |
Связность общества | - легкий доступ к плотным сетям; - сети, охватывающие большие площади; - массовые перевозки; - низкая цена; - доступность услуг для всех граждан | - легкий доступ к плотным сетям; - низкая цена; - доступность услуг для всех граждан | - низкая цена; - доступ- ность услуг для всех граждан; - массовые перевозки | - доступность услуг для всех граждан; - массовые перевозки | (грузовик) - легкий доступ; - сети, охватывающие большие площади; - низкая цена; доступность услуг для всех граждан; - массовые перевозки |
Благо- состояние | - сети, охватывающие большие площади; - быстрое сообщение; - массовые перевозки | - легкий доступ к плотным сетям | - массовые перевозки | - массовые перевозки; - быстрое сообщение | (грузовик) - сети, охватывающие большие площади; - массовые перевозки |
Таблица А.2 - Потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного личного транспорта, соответствующие шести целям, определенным в ГОСТ Р ИСО 37101
Цели | Личный транспорт | |||||
| Ходьба | Велосипед или мотоцикл | Авто- мобиль | Лодка | Воздушное транс- портное средство | Другое |
Привлекательность | - перевозка, которая может быть запланирована в любое время; - перевозка, которая может быть организована для любого маршрута; - перевозка, которая может приспособиться к вместимости; - перевозка, которая может стыковаться с любой другой перевозкой | - | ||||
Сохранение и оздоровление окружающей среды | - перевозка, сохраняющая природу; - перевозка, благоприятная для окружающей среды | - | - перевозка, сохраняющая природу - перевозка, благоприятная для окружающей среды | - | - отсутствие нагрузки на окружающую среду (водородный транспорт) | |
Адаптивность | - перевозка, которая может быть восстановлена в любое время | - | - | - | - | |
Ответственное использование ресурсов | - | - | - | - | - | - |
Связность общества | - вклад в здоровье человека | - | - | - | - | |
Благосостояние | - вклад в здоровье человека; - поездка организована владельцем/водителем/ оператором | - поездка организована владельцем/водителем/оператором | - |
Таблица А.3 - Потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного общественного транспорта, соответствующие 14 потребностям, определенным в [1]
Потребности | Общественный транспорт | ||||
| Железно- дорожный транспорт | Автобус | Паром | Воздушное транспортное средство | Другое |
Наличие | - для городов с плотной застройкой; - плотная сеть; - функци- онирование на всем пути; - перехваты- вающие парковки; - информа- ционные услуги; | - для городов с плотной застройкой; - плотная сеть; - перехва- тывающие парковки; - информа- ционные услуги; - услуги вертикальной транспортировки на станциях; | - перехва- тывающие парковки; - информа- ционные услуги; - услуги вертикальной транспортировки на станциях; - бизнес в паромных терминалах | - бизнес в аэропортах | - частый забор/ доставка; - регулярные перевозки; - перевозки без промежуточных перевалочных операций; - услуги забора и доставки в определенных местах; |
- услуги вертикальной транспортировки на станциях; - бизнес на станциях | - бизнес на станциях | - транспорт для предметов доставки с конкретной целью | |||
Доступность | - для инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями; - плотная сеть; - функци- онирование на всем пути; - нумерация станций; - перехва- тывающие парковки; - информа- ционные услуги; - услуги вертикальной транспор- тировки на станциях | - для инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями; - плотная сеть; - нумерация станций; - перехва- тывающие парковки; - информа- ционные услуги; - услуги вертикальной транспор- тировки на станциях | - для инвалидов, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями; - нумерация станций; - перехва- тывающие парковки; - информа- ционные услуги; - услуги верти- кальной транспор- тировки на станциях | - | - |
Доступность по цене | - оптимизация тарифов; - городское планирование | - оптимизация тарифов; - городское планирование | - оптимизация тарифов; - городское планирование | - городское планирование | - |
Защита и безопасность | - подвижной состав, предназначенный для инвалидов | - автобус, предназначенный для инвалидов | - | - | - |
Качество услуг | - нумерация станций; - объявление поездов; - кондициони- рование воздуха; - услуги доступа к сети Интернет; - услуги вертикальной транспортировки на станциях | - нумерация станций; - объявление автобусов; - кондициони- рование воздуха; - услуги доступа к сети Интернет; - услуги вертикальной транспортировки на станциях | - нумерация станций; - объявление паромов; - кондициони- рование воздуха; - услуги доступа к сети Интернет; - услуги вертикальной транспортировки на станциях | - | - |
Эксплуа- тационная эффек- тивность | - функцио- нирование на всем пути | - | - | - | - |
Экономи- ческая эффек- тивность | - обслуживание курьерских поездов до метро | - | - | - | - |
Доступность информации о рабочих характе- ристиках | - | - | - | - | - |
Ремонто- пригодность | - периодическое обновление оборудования | - периодическое обновление оборудования | - периодическое обновление оборудования | - | - |
Адаптивность | - перевозки скоростным автобусом (BRT) | - перевозки скоростным автобусом (BRT) | - перевозки скоростным автобусом (BRT) | - | - |
Эффективное использование ресурсов | - | - | - | - | - |
Смягчение последствий изменения климата | - | - | - | - | - |
Предо- твращение загрязнения | - | - | - | - | - |
Сохранение экосистемы | - | - | - | - | - |
Таблица А.4 - Потенциальные или ожидаемые характеристики или функции умного личного транспорта, соответствующие 14 потребностям, определенным в [1]
Потребности | Личный транспорт | |||||
| Ходьба | Велосипед или мотоцикл | Автомобиль | Лодка | Воздушное транспортное средство | Другое |
Наличие | - легкий доступ к другим транспортным системам | |||||
Доступность | - | - | - | - | - | - |
Доступность по цене | - | - | - | - | - | - |
Защита и безопасность | - | - | - | - | - | - |
Качество услуг | - | - | - | - | - | - |
Эксплуатационная эффективность | - легкое соединение/пересадки на вокзалах/автобусных, паромных терминалах и аэропортах | |||||
Экономическая эффективность | - | - | - | - | - | - |
Доступность информации о рабочих характеристиках | - личное информационное оборудование для подключения к общественному транспорту | |||||
Ремонто- пригодность | - | - | - | - | - | - |
Адаптивность | - | - | - | - | - | - |
Эффективное использование ресурсов | - | - | - совместные поездки | - | - | - |
Смягчение последствий изменения климата | - | - | - | - | - | - |
Предотвращение загрязнения | - | - транс- портные средства, работающие на батареях | - транс- портные средства, работающие на батареях | - | - | - транспортные средства, работающие на батареях |
Сохранение экосистемы | - | - | - | - | - | - |
Приложение В
(справочное)
Пример взаимосвязи между двумя параметрами, используемыми для выбора подходящих типов транспортных средств в городах
На рисунке В.1 показан пример взаимосвязи между двумя параметрами, используемыми для выбора подходящих типов транспортных средств в городах.
Рисунок В.1 - Взаимосвязь между скоростью обслуживания и вместимостью транспорта
Приложение С
(справочное)
Примеры умного транспорта, используемого для развития городов с плотной застройкой
Город с плотной застройкой - это своего рода намеренно развитый город для привлечения людей или возврата жителей, которые переехали из центра города в пригороды, на небольшую площадь. Чтобы удержать людей в центре города, объекты, необходимые для городской жизни, а именно магазины, больницы и офисы, расположены на небольшой площади и связаны с транспортом, обслуживаемым с высокой интенсивностью движения и с короткими интервалами остановок. Транспорт играет важную роль в удержании людей на такой площади. Транспорт для городов с плотной застройкой - это умный транспорт, фактически установленный во многих городах по всему миру в качестве инструмента, направленного на решение проблемы опустошения центра города, вызванного оттоком людей из него в пригороды, что является одной из типичных городских проблем.
В таблице С.1 приведены факторы, характеризующие умный транспорт для развития городов с плотной застройкой, которые намеренно развиты для привлечения или возвращения жителей, которые переехали из центра города в пригороды, на небольшую площадь.
Таблица С.1 - Факторы элементов, характеризующих умный транспорт для развития городов с плотной застройкой, которые фактически были организованы в мире
Условия | Город | |||
эксплуатации | Фрайбург-им-Брайсгау, Германия | Нант, Франция | Портленд, США | Тояма, Япония |
Население, человек | 230000 | 290000 | 580000 | 420000 |
Типы транспортных средств | Трамвай, автобус | ЛРТ, автобус | ЛРТ, автобус | ЛРТ |
Интенсивность движения (интервалы обслуживания), мин | 6 | 5 | 10 | 10 |
Форма сети | Радиальная от центра города | Радиальная от центра города | Радиальная от центра города | Радиальная от центра города с петлей |
Охваченные объекты | Магазины, больницы, университеты, церкви, театры | Магазины, офисы | Офисы, магазины, общественные парки | Магазины, офисы, больницы |
Размер центра города (радиус), км | 0,5 | 1 | 1,5 | 1 |
Интервал остановок, м | 400 | От 200 до 400 | 300 | 300 |
Особые условия | Также предоставлены услуги перехватывающих парковок | Эксклюзивные маршруты | Остановки с парковочными местами для перехватывающих парковок, транзитный центр, расположенный в центре целевой зоны | Транспортная развязка, организованная в центре города |
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного национального стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта |
ГОСТ Р ИСО 37101-2018 | IDT | ISO 37101:2016 "Устойчивое развитие в сообществах. Система менеджмента для устойчивого развития. Требования и руководство для использования" |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичный стандарт. |
Библиография
[1] | ISO/TS 37151:2015 | Инфраструктуры умного сообщества. Принципы и требования к системе рабочих показателей (Smart community infrastructures - Principles and requirements for performance metrics) |
УДК 332:006.354 | OKC 13.020.20 |
35.240.99 | |
Ключевые слова: умный город, умный транспорт, умное транспортное решение, перевозки |