ГОСТ Р 113.41.01-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю
Best available techniques. Intensive pig breeding. Recommendations for production ecological control
ОКС 13.020.01
Дата введения 2019-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") при участии Института агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства - филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" (ИАЭП - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2019 г. N 410-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения", Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", основных положений Директивы 2018/851/ЕС* Европейского парламента и Совета Европейского союза от 30 мая 2018 г., материалов справочника Европейского союза по наилучшим доступным технологиям "Интенсивное разведение свиней и птицы" ["Best Available Techniques (BAT) Reference Document for the Intensive Rearing of Poultry or Pigs"], 2017, Информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям ИТС 41-2017, ИТС 22.1-2016
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
В настоящее время происходит реформирование российского экологического законодательства с целью его совершенствования и согласования с соответствующими европейскими стандартами. Применение критериев наилучших доступных технологий (далее - НДТ) является одним из элементов гармонизации российской и европейской экологической политики.
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации)" [1], предусматривающий внедрение НДТ. Данный закон совершенствует систему нормирования в области охраны окружающей среды, вводит в российское правовое поле понятия "наилучшая доступная технология", "комплексное экологическое разрешение" и устанавливает принятие мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения НДТ.
В настоящее время продолжается работа по подготовке и обоснованию условий присоединения Российской Федерации к протоколам Конвенции о трансграничном (далее - Конвенция) загрязнении воздуха на большие расстояния. Гетеборгским протоколом Конвенции предусмотрено внедрение мер по снижению выбросов аммиака из сельскохозяйственных источников. Практически все меры, включенные в Руководство по предотвращению и сокращению выбросов аммиака из сельскохозяйственных источников, совпадают с положениями европейского Справочника по наилучшим доступным технологиям для интенсивного свиноводства и птицеводства (BREF).
Отсутствие контроля и строгих инструкций по реализации технологических процессов переработки навоза в органическое удобрение и его дальнейшему использованию приводит к потере питательных веществ (азота и фосфора) и загрязнению окружающей среды.
С 1 января 2009 г. действует ГОСТ Р 14.13 "Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля".
Производственный экологический контроль (ПЭК) является основой обеспечения экологической безопасности и осуществляется предприятием самостоятельно за счет собственных источников финансирования в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации.
Объекты ПЭК определены Приказом Минприроды России [2], к которым относятся источники:
- выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух;
- сбросов ЗВ в окружающую среду (в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте);
- отходов производства и потребления [образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности].
К объектам утилизации на свиноводческих предприятиях отнесены:
- свиной навоз;
- павшие животные;
- отходы убоя.
Постановлениями правительства Российской Федерации определены области применения НДТ [3], [4]. К ним относятся объекты по разведению откормочных свиней проектной мощностью 2000 мест и более, свиноматок - проектной мощностью 750 мест и более.
В 2017 г. разработан и утвержден информационно-технический справочник по НДТ [5].
Основное назначение настоящего стандарта заключается в повышении степени использования побочной продукции (навоза) при интенсивном разведении свиней и в снижении негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) от деятельности свиноводческих комплексов с целью:
- предотвращения дальнейшего загрязнения и уменьшения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод;
- повышения уровня использования навоза.
Настоящий стандарт содержит положения, применение которых позволит создать условия для дальнейшей интенсификации отрасли свиноводства при переходе на систему НДТ, повышения конкурентоспособности отрасли при одновременном снижении уровня НВОС от деятельности свиноводческих комплексов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения производственного экологического контроля (ПЭК) за соблюдением природоохранного законодательства и выполнением природоохранных мероприятий, а также предусматривает обязанности субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, занимающихся интенсивным разведением свиней) по выполнению установленных требований.
Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, занимающихся интенсивным разведением свиней), поднадзорных как федеральным, так и региональным органам исполнительной власти, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный экологический надзор.
Настоящий стандарт распространяется:
- на материалы, реагенты, препараты, используемые при интенсивном разведении свиней;
- источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
- источники выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух;
- источники сбросов ЗВ в окружающую среду;
- источники возникновения вредных воздействий физических факторов и полей;
- системы очистки сточных вод, системы очистки отходящих газов;
- системы повторного и оборотного водоснабжения;
- объекты размещения и обезвреживания и утилизации отходов;
- объекты окружающей среды (включая биологические компоненты экосистем), расположенные в пределах предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, санитарно-защитной зоны, зоны влияния объекта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями.
ГОСТ 27774 Свиноводство. Термины и определения.
ГОСТ 31343 Машины и оборудование для переработки и обеззараживания жидкого навоза. Методы испытаний.
ГОСТ 32693-2014 Учет промышленных выбросов в атмосферу. Термины и определения
ГОСТ 33830-2016 Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия
ГОСТ 34102-2017 Удобрения органические на основе органогенных отходов растениеводства и предприятий, перерабатывающих растениеводческую продукцию. Технические условия
ГОСТ Р 14.13 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 53117 Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия
ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
ГОСТ Р 56060-2014 Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов
ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины ГОСТ 27774, ГОСТ 31343, ГОСТ 32693, ГОСТ 33830, ГОСТ 34102, ГОСТ Р 56059, ГОСТ Р 56060, ГОСТ Р 56061, ГОСТ Р 56063, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
выброс: Поступление в окружающую воздушную среду любых загрязняющих веществ, запахов, тепловых или шумовых воздействий. [ГОСТ Р 56828.15-2016, пункт 2.23] |
3.2
загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. [[1], статья 1] |
3.3
неорганизованный источник выбросов: Источник загрязнения атмосферного воздуха, выброс вредных веществ из которого поступает в виде ненаправленных потоков газа. [[6], раздел "Термины"] |
3.4
объекты производственного экологического контроля: объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы. [ГОСТ Р 56062-2014, пункт 3.6] |
3.5
технологические нормативы: Нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей. [[6], раздел "Термины"] |
3.6
технологические показатели: Показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги. [[6], раздел "Термины"] |
3.7 план организации и проведения производственного экологического контроля: План действий экологической службы предприятия при осуществлении контроля над выполнением технологического регламента с распределением ответственных лиц и указанием периодичности и контроля на отдельных участках технологии утилизации навоза (помета).
3.8
маркерное вещество: Наиболее значимый для конкретного производства показатель, выбираемый по определенным критериям из группы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная взаимосвязь. [ГОСТ Р 56828.15-2016, пункт 2.77] |
3.9
жидкая фракция бесподстилочного навоза [помета]: Текучая масса, полученная при разделении бесподстилочного навоза [помета] на фракции. [ГОСТ 34103-2017, статья 27] |
3.10
твердая фракция бесподстилочного навоза [помета]: Нетекучая масса, полученная при разделении бесподстилочного навоза [помета] на фракции. [ГОСТ 34103-2017, статья 28] |
3.11
технические условия; ТУ: Вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги. [[7], статья 2] |
3.12 технологический регламент; ТР: Нормативно-технический документ, разрабатываемый предприятием-изготовителем для обеспечения качества и безопасности технологических процессов производства товаров (в том числе органического удобрения), сохранности устройств и технологического оборудования, применяемых в производственных процессах, а также для создания благоприятных условий для работы персонала и охраны окружающей среды.
3.13
программа производственного экологического контроля; ППЭЭ: Документ, который разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. [[2], пункт 1] |
3.14
комплексное экологическое разрешение: Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. [[1], статья 31.1] |
4 Общие положения по производственному экологическому контролю на предприятиях, занимающихся интенсивным разведением свиней
4.1 Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения природоохранных нормативов в процессе интенсивного разведения свиней, мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также для соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации. Ключевым элементом решения задач ПЭК является разработка его программы.
4.2 Основными принципами ПЭК являются объективность, системность, комплексность (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема организации производственного экологического контроля
4.3 Основными задачами ПЭК являются:
- разработка природоохранных программ (планов) и контроль их выполнения на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней;
- учет факторов вредного воздействия на компоненты окружающей среды, исходящих от помещений для содержания свиней и оборудования, задействованного при переработке навоза в органическое удобрение;
- контроль за организацией разработки нормативов предельно допустимых выбросов (нормативы ПДВ) и нормативы допустимых сбросов (НДС) ЗВ;
- контроль эффективности работы очистного природоохранного оборудования и сооружений;
- контроль технического состояния оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий;
- контроль (в том числе инструментальный) состояния компонентов окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне влияния свиноводческого комплекса;
- подготовка и предоставление свиноводческим комплексом информации федеральным органам исполнительной власти (данные мониторинга, государственная статистическая отчетность в области охраны окружающей среды и природопользования, мероприятия по обеспечению безопасности в экстремальных ситуациях, обоснование размеров экологических платежей, подлежащего возмещению ущерба и т.д.);
- подготовка и подача заявки на получение комплексного экологического разрешения [1], [8];
- контроль за соблюдением технологических нормативов, ПДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности), включенных в комплексное экологическое разрешение [1];
- разработка и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- разработка и контроль выполнения технического условия (далее - ТУ) и технологического регламента (далее - ТР) переработки и использования навоза в качестве органического удобрения;
- разработка и обеспечение выполнения мероприятий по устранению замечаний органов государственного экологического контроля.
4.4 Результаты ПЭК должны содержать информацию:
- о технологических процессах, технологиях и оборудовании, задействованном при интенсивном разведении свиней (в том числе задействованных при обращении с навозом);
- применяемом топливе, сырье и материалах, используемых при реализации технологий при интенсивном разведении свиней;
- фактических объемах или массе выбросов ЗВ, сбросов ЗВ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- обращении с отходами производства и потребления;
- состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
4.5 При осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов ЗВ в обязательном порядке производят в отношении ЗВ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней (маркерные вещества).
4.6 Основные требования к проведению ПЭК на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней:
- четкое указание места отбора проб и проведения измерений;
- указание временных характеристик для мониторинга отбора проб и проведения измерений;
- анализ обоснованности выбросов/сбросов с точки зрения доступных методов измерения;
- описание конкретного метода измерения и единиц измерения;
- четкое описание процедуры для периодической проверки единства измерений в рамках ПЭК;
- указание условий технологического процесса (степени использования производственных мощностей), при которых будет осуществлен мониторинг;
- установление четких процедур оценки (компетентными органами) соблюдения установленных требований;
- введение соответствующих требований к обеспечению и контролю качества;
- обеспечение качества (мониторинга, измерений);
- применение признанных систем менеджмента качества и периодические проверки силами сторонних аккредитованных лабораторий;
- пересмотр требований к мониторингу для регулярного выявления возможностей их упрощения или улучшения.
4.7 Требования к метрологическому обеспечению системы ПЭК отражены в [6].
5 Порядок организации и проведения производственного экологического контроля на предприятиях, занимающихся интенсивным разведением свиней
5.1 Предприятия, занимающиеся интенсивным разведением свиней, обязаны выполнять требования природоохранного законодательства, а также постановлений, предписаний и природоохранных заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный экологический контроль, в том числе:
- разрабатывать и проводить природоохранные мероприятия;
- обеспечивать безопасность для окружающей среды и здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять ПЭК за соблюдением природоохранного законодательства и проведением природоохранных мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировании, хранении и реализации продукции и при обращении с навозом, в том числе посредством проведения оценки воздействия на компоненты окружающей среды.
5.2 К объектам негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), расположенным на территории предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, относятся: помещения содержания животных, котельная, сооружения и оборудование для переработки навоза, сооружения и объекты приготовления и хранения кормов, крематор, машинно-тракторный парк и административные здания.
5.3 Номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяют с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на окружающую среду и здоровье человека. Лабораторные исследования и испытания осуществляют специалисты свиноводческого комплекса самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
5.4 Мероприятия по проведению ПЭК осуществляются свиноводческими комплексами самостоятельно. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность проводимого ПЭК несут руководители предприятий.
5.5 Юридические лица и индивидуальные предприниматели предоставляют информацию о результатах ПЭК ежегодно в соответствии с [2].
5.6 Должностные лица организации несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.7 Лица, участвующие в ПЭК, должны быть подготовлены в соответствии с возлагаемыми на них обязанностями и располагать следующими информационными ресурсами:
- нормативными требованиями в области охраны окружающей среды и природопользования, распространяющимися на агропромышленные предприятия, а также разработанными на их основе технологическими регламентами;
- данными по источникам НВОС на предприятии;
- о качестве окружающей среды в зоне возможного влияния агропромышленного предприятия (санитарно-защитная зона, зона влияния объекта, фоновые концентрации).
5.8 Для проведения ПЭК обязательную подготовку должны проходить руководитель предприятия и специалисты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии со статьей 73 [1].
6 Основные этапы производственного экологического контроля на предприятиях, занимающихся интенсивным разведением свиней
6.1 ПЭК организуется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, согласно которому:
- назначается ответственное лицо за деятельность в сфере ПЭК;
- назначаются ответственные лица по отдельным направлениям ПЭК (охрана атмосферного воздуха, земель, поверхностных и подземных природных вод, обращение с отходами и т.д.);
утверждаются следующие документы:
- Положение о ПЭК,
- Порядок проведения ПЭК,
- Положение о службе ПЭК или дается поручение по разработке проектов этих документов.
6.2 Согласно требованиям статьи 67 [1] сведения о лицах, ответственных за проведение ПЭК в организации, об организации экологической службы, а также результаты данного ПЭК направляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор. Форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждена Приказом Минприроды России [9].
6.3 Задачи ПЭК осуществляются тремя основными этапами: планирование ПЭК, обеспечение выполнения ПЭК и подготовка отчетов.
6.4 Реализация первого этапа - планирование ПЭК
6.4.1 На первом этапе осуществляют подготовку и утверждение плана природоохранной деятельности предприятия. При разработке плана необходимо учитывать экологические требования, условия природопользования, технические требования к эксплуатации имеющегося на предприятии технологического оборудования, в том числе установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов и сточных вод, переработки отходов, технологий, описанных в [6], а также предыдущие результаты государственного экологического контроля и ПЭК.
6.4.2 Планирование в рамках ПЭК мероприятий осуществляется в соответствии с ситуационным планом предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней и действующей технологической схемой функционирования предприятия. Четкость и правильность запланированных в рамках ПЭК мероприятий определяется ГОСТами и утвержденными методиками.
6.4.3 Программу (план) ПЭК составляют специалисты свиноводческого комплекса до начала осуществления деятельности, а для работающих объектов не позднее 3 мес со дня введения в действие Положения о ПЭК.
Программа ПЭК должна состоять из следующих разделов [2]:
- общие положения (общие сведения о свиноводческом комплексе, наименование органа, в который направляется отчет, дата утверждения программы);
- сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников (по данным проекта ПДВ или сбор информации "с нуля");
- сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников (по данным проекта НДС или сбор информации "с нуля");
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (только данные об инвентаризации отходов, инвентаризацию объектов размещения проводят исключительно на полигонах ТБО);
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений [порядок контроля устанавливают в соответствии с планами-графиками, входящими в разделы ПДВ и нормативов допустимых сбросов (НДС), или разрабатывают], включающие следующие подразделы:
- производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, который должен содержать план-график контроля стационарных источников выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (на границе санитарной защитной зоны, жилой застройки и т.д.),
- производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, который должен содержать мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, план-график проведения проверок работы очистных сооружений, программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной,
- производственный контроль в области обращения с отходами, который должен содержать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; для остальных объектов - сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.
6.4.4 Условия природопользования установлены в следующей разрешительной документации агропромышленного предприятия:
- в заключении Государственной экологической экспертизы (или Главгосэкспертизы);
- документах на владение земельными участками;
- договоре водопользования или решение о предоставлении водных объектов в пользование;
- проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- НДС;
- разрешении на сброс ЗВ в окружающую среду;
- проекте нормативов ПДВ ЗВ в атмосферный воздух;
- разрешении на выбросы ЗВ в атмосферный воздух;
- комплексном экологическом разрешении [8];
- лицензии на недропользование и других лицензиях в соответствии с действующим законодательством.
6.4.5 Технические требования к эксплуатации установок, устройств и сооружений по очистке газовых выбросов, сточных вод и оборудования, задействованного при переработке навоза, изложены в документации на это оборудование (регламентах или инструкциях по эксплуатации).
6.4.6 Выявленные нарушения природоохранного законодательства фиксируют в журнале учета мероприятий по контролю (надзору) свиноводческого комплекса. В упомянутом журнале государственным инспектором в области охраны окружающей среды (охраны отдельных видов природных ресурсов) производят запись о проведенном мероприятии по контролю (надзору), содержащая сведения о наименовании органа государственного экологического контроля, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также в ней указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего(их) мероприятие по контролю, и его (их) подпись. Кроме того, наряду с журналом учета мероприятий по контролю результаты государственного экологического контроля (надзора) отражены в актах проверок свиноводческого предприятия, протоколах и предписаниях государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
6.4.7 Результаты ПЭК (включая результаты производственного экологического мониторинга) приведены в отчетной документации службы ПЭК.
6.4.8 План на очередной год разрабатывают в конце текущего года. Структурные подразделения службы ПЭК составляют планы по отдельным направлениям ПЭК, принимая во внимание необходимость проведения лабораторного контроля соблюдения природоохранных нормативов и осуществления производственного экологического мониторинга. При планировании определяется источник финансирования и возможность реализации каждого из предложенных мероприятий.
6.4.9 Планы по отдельным направлениям ПЭК объединяют в общий план природоохранной деятельности свиноводческого комплекса, который утверждает его руководитель до начала планового периода (года, квартала). Сроки подготовки планов природоохранной деятельности устанавливает руководитель службы ПЭК.
6.4.9.1 Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха
В план мероприятий по охране атмосферного воздуха включены следующие основные позиции:
- получение (продление), актуализация комплексного экологического разрешения;
- получение (продление) разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух;
- проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферного воздуха (в случае изменений на свиноводческом комплексе, например при расширении, реконструкции комплекса, вводе в действие новых цехов и пр., или по указанию органов государственного экологического контроля);
- контроль соблюдения нормативов ПДВ и лимитов выбросов (в соответствии с положениями проекта нормативов ПДВ предприятия);
- контроль соблюдения технических нормативов выбросов источников загрязнения атмосферного воздуха;
- проверка технических характеристик газоочистного оборудования;
- проведение мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, в зоне защитных мероприятий свиноводческого комплекса, в местах накопления отходов;
- проведение мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате государственного экологического контроля (при их наличии);
- проведение мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (при поступлении предупреждения/оповещения);
- повышение квалификации специалистов в области охраны атмосферного воздуха.
План мероприятий составляют по утвержденной форме в сроки, установленные руководителем службы ПЭК.
6.4.9.2 Планирование мероприятий по охране поверхностных и подземных вод
ПЭК в области охраны поверхностных и подземных вод предполагает выполнение следующих видов работы:
- получение (продление), актуализация комплексного экологического разрешения;
- контроль наличия договора водопользования, решения о предоставление водных объектов в пользование и регистрация его в государственном водном реестре;
- получение разрешения на сброс ЗВ в окружающую среду;
- контроль ведения регулярных наблюдений за соблюдением природоохранных требований за водным объектом и его водоохранной зоной, состоянием водоотводящих сооружений по программе, согласованной соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов;
- контроль учета объема сброса сточных и (или) дренажных вод. Объем сброса определен инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений;
- мониторинг содержания ЗВ в сточных (или дренажных) водах исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты;
- контроль работы сооружений и установок по очистке сточных вод.
6.4.9.3 Планирование мероприятий по охране земель
Для планирования мероприятий по охране земель необходимо располагать следующими информационными ресурсами:
- комплексным экологическим разрешением [получение (продление), актуализация];
- перечнем нормативных требований в области охраны земельных угодий и природопользования, распространяющимися на свиноводческие комплексы;
- данными по источникам загрязнения окружающей среды и воздействию их на земельные угодья;
- результатами качества земельных угодий в зоне возможного влияния свиноводческого комплекса (санитарно-защитная зона, земельные угодья сельскохозяйственного назначения).
6.4.9.4 Планирование мероприятий по обращению с отходами
В рамках планирования мероприятий по обращению с отходами необходимо предусмотреть определение путей по утилизации, обезвреживанию, передачи другим лицам отходов, образующихся на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней.
Кроме того, необходимы получение (продление), актуализация комплексного экологического разрешения.
Необходима разработка мероприятий по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
Свиной навоз и иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней, в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации (технологический регламент), позволяющей относить указанный свиной навоз, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
- наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе свиного навоза, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормы законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на навоз, органические вещества и материалы;
- передаче юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем навоза, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
- отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Свиной навоз и другие органические вещества и материалы, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, служат сырьем для получения продуктов целевого назначения. Требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на свиной навоз и органические вещества и материалы, распространяться не будут [10].
6.5 Реализация второго этапа - обеспечение выполнения ПЭК
6.5.1 Второй этап подразумевает выполнение запланированных службой ПЭК природоохранных мероприятий.
6.5.2 Выполнение запланированных природоохранных мероприятий осуществляется службой ПЭК с привлечением в необходимых случаях в установленном порядке специалистов других подразделений агропромышленного предприятия и сторонних организаций.
6.5.3 Основными и наиболее важными процедурами этого этапа являются:
- производственный экологический мониторинг;
- учет воздействий на компоненты окружающей среды;
- инвентаризация источников загрязнения окружающей среды;
- получение (продление) разрешительной документации;
- контроль за выполнением мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, растительного и животного мира, на соблюдение требований по обращению с отходами;
- контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов;
- анализ результатов природоохранной деятельности;
- разработка корректирующих мероприятий с учетом [6]._*
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - .
6.5.4 Производственный экологический мониторинг предусматривает наблюдение за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных природных вод, почвы, растительного и животного мира в пределах зоны защитных мероприятий агропромышленного предприятия. Мониторинг проводят в соответствии с документами системы экологического мониторинга.
6.5.5 Учет воздействий на компоненты окружающей среды является одной из основных, обязательных процедур, выполняемых в рамках ПЭК. Учет проводят по типовым формам, специфичным для каждого из направлений деятельности по охране окружающей среды. Учетные данные являются основой для подготовки отчетов, служебных записок, прогнозов, деклараций и иных документов по вопросам охраны окружающей среды.
6.5.6 Инвентаризацию источников загрязнения окружающей среды проводят с целью актуализации имеющихся данных по воздействию на компоненты окружающей среды. При инвентаризации используют проектную документацию свиноводческого предприятия, включая проект нормативов выбросов (сбросов), паспорт водного хозяйства, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В процессе инвентаризации уточняют сведения по источникам загрязнения окружающей среды, качественному и количественному составу выбросов в атмосферу, сбросов в природные водные объекты образующихся отходов, а также по режимам их образования и отведения в окружающую среду.
6.5.7 Инвентаризацию источников загрязнения атмосферного воздуха проводят в соответствии с установленным порядком по специальным планам (программам). Данные по каждому источнику загрязнения заносят в соответствующий бланк инвентаризации. По итогам инвентаризации составляют технические отчеты. Результаты инвентаризации вносят в инвентаризационную ведомость.
6.5.8 С учетом реализованных технологических решений на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней, должна быть следующая основная разрешительная документация: комплексное экологическое разрешение, разрешение на выбросы ЗВ в атмосферу, разрешение на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, разрешение на сброс ЗВ в окружающую среду, договор водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. При образовании на предприятии, занимающемся интенсивным разведением свиней, отходов, которые являются сырьем для получения органического удобрения, работу с такими отходами осуществляют в соответствии с 6.4.9.4 и приложением А. Получение и продление перечисленных документов производят в порядке, установленном Росприроднадзором [11].
6.5.9 Контроль соблюдения природоохранных требований и нормативов проводят в соответствии с условиями действия вышеупомянутой разрешительной документации, полученной свиноводческим комплексом. Отбор и анализ проб газовых выбросов, атмосферного воздуха, сточных вод, почвы, компонентов растительного и животного мира проводят по планам-графикам лабораторного контроля, согласованным территориальным органом Росприроднадзора и, в необходимых случаях, Роспотребнадзора. Результаты лабораторного контроля регистрируют в соответствующих журналах первичного учета. По результатам проверок составляют акты, а в случаях несоблюдения природоохранных требований и нормативов - предписания об устранении отмеченных нарушений. Если нарушения вызваны объективными причинами и не могут быть оперативно устранены, то о таких нарушениях ставят в известность территориальный орган Росприроднадзора, разрабатывают и утверждают (по согласованию с последним) планы мероприятий по устранению выявленных нарушений (планы достижения установленных нормативов).
6.5.10 Служба ПЭК не реже одного раза в квартал анализирует результаты природоохранной деятельности в целом по предприятию. Результаты анализа отражены в квартальных и годовых отчетах. При необходимости на основе этих результатов разрабатывают соответствующие корректирующие мероприятия, которые включают в планы природоохранной деятельности.
6.5.11 Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха
Предприятие, занимающееся интенсивным разведением свиней, обязано осуществлять работу по контролю соблюдения технологических показателей и нормативов, закрепленных в комплексном экологическом разрешении. Работу по контролю проводят с учетом условий действия Разрешения на выбросы ЗВ и требований ГОСТ 17.2.3.02 в соответствии с утвержденной в установленном порядке системой контроля соблюдения ПДВ на свиноводческом комплексе.
При производственном контроле в области охраны атмосферного воздуха в обязательном порядке проводят первичный учет данных по формам ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3. У каждой из упомянутых форм должен быть соответствующий журнал.
Предприятие, занимающееся интенсивным разведением свиней, должно обеспечивать снижение нормируемых выбросов в атмосферу на весь период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в соответствии со специальным планом мероприятий, являющимся составной частью проекта нормативов ПДВ.
6.5.12 Выполнение мероприятий по охране поверхностных и подземных вод
Необходимо оформление (продление срока действия) договора или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Ведение первичного учета сточных вод осуществляют в соответствии с Приказом Минприроды России [12].
Необходим контроль соблюдения природоохранных требований в водоохранных зонах рек.
Кроме того, необходим контроль работы сооружений и установок по очистке сточных вод.
При производственном контроле в области охраны поверхностных и подземных вод периодически (не менее одного раза в месяц) проводят осмотр состояния водосборных территорий, с которых ЗВ могут поступать в поверхностные и подземные природные водные объекты.
Мониторинг водных объектов в районе размещения водопользователя - предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, проводят в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации [13].
6.5.13 Выполнение мероприятий по охране земель
При ПЭК в области охраны земель осуществляют наблюдение за состоянием почвенного покрова земель, включая оценку механических нарушений почвы и оценку загрязнения веществами, поступающими в почву, при интенсивном разведении свиней.
Механическое нарушение почвенного покрова контролируют на землях, отведенных предприятию, занимающемуся интенсивным разведением свиней, в постоянное и временное пользование, а также в его санитарно-защитной зоне путем учета выполняемых на объекте технологических операций, применяемой техники, строительно-ремонтных работ и осмотра территории.
Контроль за соблюдением технологических показателей и нормативов закреплен в комплексном экологическом разрешении.
Оценку загрязнения почвенного покрова химическими веществами проводят на землях, отведенных предприятию, занимающемуся интенсивным разведением свиней, в постоянное и временное пользование, в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объекта.
6.5.14 Выполнение мероприятий по обращению с отходами
Экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, фиксируют в ПНООЛР свиноводческого предприятия и разрешении на размещение отходов производства и потребления, лицензии на осуществление деятельности с отходами 1-4 классов опасности.
Вся информация, касающаяся обращения с отходами, которые могут быть использованы в качестве сырья для получения органического удобрения, должна быть отражена в технологическом регламенте и ТУ (в соответствии с 6.4.9.4).
Каждый вид образуемого отхода подлежит учету и своевременной передаче для размещения, захоронения, переработки, обезвреживания, утилизации или использования.
Должностное лицо службы ПЭК, ответственное за эксплуатацию мест хранения (накопления) отходов на территории свиноводческого предприятия, ежемесячно проверяет их соответствие ПНООЛР, технологическим показателям и нормативам, закрепленным в комплексном экологическом разрешении, и в случае обнаружения несоответствия дает предписание по устранению замеченных нарушений с указанием сроков его исполнения.
Контролю подвержены места хранения (накопления) отходов на территории объекта, их границы (площадь, объемы), обустройство, предельное количество временного накопления отходов в соответствии с выданными разрешениями, сроки и способы их накопления.
При контроле используют таблицу ПНООЛР "Характеристика мест хранения (накопления) отходов" и таблицу "Характеристика объекта размещения отходов" ПНООЛР по форме, приведенной в [14].
Служба ПЭК осуществляет контроль принятых или переданных на размещение отходов. Документами контроля передачи отходов другим организациям являются акты сдачи отходов, квитанции и контрольные талоны приема отходов на размещение, обезвреживание или использование.
При наличии объекта для размещения отходов его эксплуатацию проверяют на эффективность и безопасность для окружающей среды и здоровья населения. В порядке, установленном законодательством, служба ПЭК вносит объект размещения отходов в государственный реестр.
При проверке деятельности в области обращения с опасными отходами свиноводческого предприятия государственными органами контроля должен быть составлен акт проверки с обязательными для исполнения предписаниями об устранении нарушений природоохранного законодательства. Сроки выполнения предписания согласовывают с руководством свиноводческого предприятия.
На основании акта проверки служба ПЭК должностное лицо в сфере обращения с отходами оформляет план мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности. План утверждает руководитель свиноводческого предприятия. Мероприятия по реализации предписаний можно включить в план мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
Для государственного контроля за ходом реализации предписаний копию утвержденного плана мероприятий по устранению нарушений природоохранной деятельности направляют в территориальный орган Росприроднадзора или Комитет по природопользованию и охране окружающей среды.
На территориях мест и объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду служба ПЭК контролирует организацию мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Практическую работу по мониторингу за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов и мониторингу за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов выполняет подразделение службы ПЭК по экологическому лабораторному контролю.
В рамках выполнения мероприятий ПЭК необходимы организация и участие подразделений ПЭК предприятия в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждении отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Служба ПЭК организует получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. При этом служба ПЭК руководствуется в работе федеральным законом [15].
6.6 Реализация третьего этапа - подготовка отчетов
6.6.1 По результатам ПЭК составляют квартальные и годовые отчеты, порядок подготовки которых устанавливает руководитель службы ПЭК на основе требований контролирующих государственных органов.
6.6.2 Форма отчета по осуществлению ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц) [9]:
- общие сведения об организации и результатах ПЭК:
- общие сведения (краткая информация о предприятии),
- сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории),
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха:
- перечень ЗВ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов,
- результаты контроля стационарных источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ),
- перечень ЗВ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха,
- результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха [соответствие фактических концентраций в контрольных точках предельно допустимым концентрациям (ПДК)],
- результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов,
- сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указывают реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты),
- сведения о результатах наблюдения за водными объектами (морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указывают реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты),
- результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков,
- результаты производственного контроля в области обращения с отходами,
- сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указывают реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты, и заполняют только для объектов размещения отходов).
6.6.2.1 В установленном Роскомстатом России порядке подготавливают и представляют государственную статистическую отчетность по следующим формам федерального государственного статистического наблюдения: N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении опасных отходов производства и потребления", N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почв", N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды, экологических и природоресурсных платежах", N 18-КС "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов".
6.6.2.2 Государственную статистическую отчетность готовят на основании данных первичного учета, осуществляемого по следующим типовым формам Роскомстата:
- N 2-ТП (воздух) - до 22 января текущего года. Отчет предусмотрен для предприятий, имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу [16];
- N 2-ТП (водхоз) - до 22 января текущего года. Отчет сдается предприятием-водопользователем с суточным водопотреблением от 50 м
- N 2-ТП отходы - до 1 февраля текущего года. В отчетность включают информацию об образовании отходов (твердых коммунальных и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении [18];
- N 4-ОС - до 25 января текущего года. Отчетность предусмотрена для предприятий, затративших средства на мероприятия, направленные на защиту окружающей среды [19];
- комплексное экологическое разрешение, которое выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при совокупности выполнения следующих условий: соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, НДС высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах ЗВ, лимитов на размещение отходов производства и потребления; отсутствия задолженности по плате за НВОС; своевременного представления отчетности о выполнении программы ПЭК, уведомлений об авариях, повлекших за собой НВОС; выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии) [1], [8];
- другая документация - ПНООЛР, ПДВ, НДС, которую разрабатывают один раз в пять лет при ежегодном подтверждении неизменности технологического процесса производства.
6.6.3 В отчете по выполнению мероприятий по охране окружающего воздуха должны быть отражены все запланированные мероприятия, а также внеплановые работы по охране атмосферного воздуха. В отчете проводят анализ выполненных работ, оценивают их эффективность, указывают причины нарушения требований, несоблюдения нормативов, выдвигают предложения по совершенствованию деятельности в области охраны атмосферного воздуха.
Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляют ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным [2].
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
6.6.4 В рамках ПЭК устанавливается соответствие фактических характеристик сооружений и установок по очистке сточных вод проектным нормам. Результаты контроля оформляют актами, в необходимых случаях приводят соответствующие предписания.
6.6.5 По результатам осмотра состояния водосборных территорий составляют акт по форме. В случаях обнаружения на водосборных территориях пролитых или рассыпанных ЗВ, выявления несанкционированных мест хранения веществ, материалов и отходов проводят аналитический контроль, устанавливают виновных и составляют предписание по устранению отмеченных нарушений. Отмеченные нарушения устраняют по распоряжению руководства свиноводческого предприятия при отсутствии виновных.
6.6.6 В рамках ПЭК готовят технический отчет по контролю за соблюдением нормативов ПДВ. Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов ПДВ составляют с целью подтверждения непревышения фактических выбросов ЗВ в атмосферный воздух, осуществляемых свиноводческим комплексом, установленным нормативам. Технический отчет представляется ежегодно в уведомительном порядке в соответствующий орган государственной власти в области охраны окружающей среды, в котором получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Технический отчет составляют на основании проведенного контроля нормативов ПДВ, при этом хозяйствующие субъекты, подлежащие:
- федеральному государственному экологическому надзору, сдают технический отчет в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора;
- региональному государственному экологическому надзору, сдают технический отчет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
6.6.7 Экологическую отчетность предоставляют в бумажном варианте или через Интернет в личном кабинете природопользователя с помощью портала госуслуг или на сайте Роприроднадзора.
6.6.8 Отчет субъектов малого и среднего предпринимательства сдается до 15 января текущего года. Данный отчет сдают предприятия малого и среднего бизнеса, в результате работы которых образуются отходы либо деятельность которых заключается в сборе, использовании, обезвреживании или утилизации отходов.
6.6.9 Декларацию по оплате за НВОС подают до 10 марта текущего года. Отчет предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы, кроме объектов IV категории опасности.
6.6.10 Декларацию о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых на территории Российской Федерации, подают до 1 апреля текущего года.
6.6.11 Отчет о выполнении нормативов ликвидации отходов от применения продукции предоставляют до 1 апреля текущего года.
6.6.12 Отчет о местах для сбора отходов, образующихся при использовании готовой продукции, направляют до 1 апреля текущего года. Отчет сдают в том случае, если эти места организованы предприятиями, имеющими лицензию на работу по обращению с отходами от использования товаров.
6.6.13 Уплату экологического сбора и представление расчета его суммы осуществляют до 15 апреля текущего года. Отчетность предусмотрена для производителей и импортеров продукции, которую нужно утилизировать после ее использования.
6.6.14 Подготовку отчетов в области охраны земель осуществляют в соответствии с общими требованиями.
6.6.15 Сводные формы первичного учета движения отходов приводят в журналах форм в соответствии с приложениями Приказа Минприроды [14].
6.6.16 Формы первичного учета отходов являются основой для заполнения формы "Схема операционного движения отходов", которая необходима для заполнения формы "Баланс массы отходов за отчетный период". Форма "Баланс массы отходов за отчетный период" в составе Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах (далее - Технический отчет) ежегодно представляется в территориальный орган Росприроднадзора. В состав Технического отчета включены также сведения о размещении отходов и информация о выполнении плана мероприятий.
6.6.17 Схему операционного движения отходов составляют с использованием системы классификации и кодирования отходов и Федерального классификационного каталога отходов.
6.6.18 Служба ПЭК обеспечивает хранение данных первичного отчета, годового и статистического учета обращения отходов. Срок хранения данных документов определяет территориальный орган Росприроднадзора.
6.6.19 В первичном отчете перечисляют все предписания, подлежащие выполнению в данном квартале, запланированные сроки их выполнения и результаты реализации. Отчет подписывает руководитель экологической службы предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней.
6.6.20 В случае невыполнения как минимум одного предписания в сроки, указанные в акте, руководитель свиноводческого предприятия направляет в территориальный орган Росприроднадзора или региональный комитет по природопользованию и охране окружающей среды письмо с обоснованием причин невыполнения предписания с просьбой о разрешении переноса срока выполнения мероприятия. Перенос сроков выполнения предписаний осуществляют только с разрешения территориального органа Росприроднадзора или Комитета по природопользованию и охране окружающей среды.
7 Организационная схема производственного экологического контроля
7.1 В обязанности директора предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, входит:
- общее руководство по контролю за соблюдением экологической безопасности;
- принятие мер по созданию безопасных условий труда для работающих и обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов;
- обеспечение соблюдения требований федеральных законов по экологической безопасности, их своевременного финансирования и выделение необходимых материальных ресурсов;
- рассмотрение и утверждение мероприятий по обеспечению требований экологической безопасности;
- осуществление мер по внедрению новой техники и НДТ, а также модернизации, реконструкции и ремонту оборудования;
- издание ежегодных приказов об организации и итогах осуществления производственного контроля; утверждение мероприятий на текущий год;
- привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности;
- издание приказа о введении ПЭК и назначении ответственного лица за его организацию;
- издание приказа о назначении ответственного лица за координацию работ в рамках ПЭК (эколог предприятия, инженер по охране окружающей среды и т.п.) и лиц, ответственных за оперативное руководство (руководитель подразделений).
7.2 В обязанности руководителя экологической службы предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, входит:
- организация работ по совершенствованию технологических процессов и организации производства, направленных на обеспечение экологической безопасности;
- разработка и осуществление перспективных годовых планов мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
- проверка состояние работы по контролю за обеспечением экологической безопасности на участках и объектах, выполнение предписаний органов государственного надзора, принятие мер по устранению выявленных недостатков;
- своевременное представление информации об организации производственного контроля в органы государственного надзора.
7.3 В обязанности эколога и руководителей подразделений предприятия, занимающегося интенсивным разведением свиней, входят:
- систематический контроль и анализ выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;
- организация и контроль соблюдения подразделениями предприятия установленных технологических регламентов работы очистных сооружений (газоочистных установок), ТУ и ТР переработки и использования навоза в качестве органического удобрения, правил складирования, обезвреживания и хранения отходов производства, использования природных ресурсов; при обнаружении нарушений и отклонений от экологических норм - направление предписаний на их устранение;
- организация и обеспечение проведение работ по инструментальному контролю состояния окружающей природной среды;
- контроль ведения журнального первичного учета выбросов, сбросов ЗВ и образования, использования, передачи другим юридическим лицам на размещение, хранение, захоронение, утилизацию, обезвреживание и использование отходов производства и потребления;
- взаимодействие со службами и подразделениями предприятия, контролирующими органами, другими учреждениями и организациями по вопросам охраны окружающей природной среды;
- проведение расчетов и представление сведений о сумме платежей за выбросы, размещение отходов производства;
- подготовка отчетов о результатах выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и их представление руководителю экологической службы предприятия;
- своевременное предоставление в вышестоящие организации и органы государственного надзора уведомлений о выполнении мероприятий и статистической отчетности по вопросам экологической безопасности.
Приложение А
(справочное)
План организации производственного экологического контроля при обращении с отходами (навоз), которые являются сырьем для получения органического удобрения
А.1 Назначение ответственного за проведение ПЭК осуществляется в соответствии с 7.1.
А.2 Обеспечение проведения специальной профессиональной подготовки должностных лиц, ответственных за ПЭК, осуществляется в соответствии с приказом о назначении ответственного за проведение производственного контроля.
А.3 Формирование на свиноводческом комплексе нормативно-технической базы (федеральное законодательство в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны труда, национальные стандарты, официально изданные санитарные нормы и правила, технические регламенты) осуществляется на постоянной основе.
А.4 Контроль санитарно-эпидемиологической обстановки на свиноводческом комплексе, а также организацию санитарных мероприятий в случае выявления инфицированности навоза возбудителями инфекционных и инвазионных болезней проводят на постоянной основе.
А.5 Учет объемов образования свиного навоза (твердой и жидкой фракции навоза) и контроль своевременного удаления навоза с комплекса и состояния навозохранилищ осуществляют на постоянной основе. Объемы навоза, жидкой и твердой фракции не должны отличаться от расчетных более чем на 15%. В противном случае необходимо проверять правильность соблюдения применяемых на свиноводческом комплексе технологий [20].
А.6 Учет объемов использования и условий хранения дополнительных материалов, контроль своевременности их доставки осуществляют на постоянной основе.
А.7 При применении технологии пассивного компостирования необходимо перед смешиванием осуществлять расчет соотношения компонентов в компостируемой смеси исходя из лабораторных данных по влажности компонентов смеси. Контроль процесса приготовления компостной смеси и формирования буртов необходимо осуществлять перед закладкой на гидроизолированном основании площадки.
А.8 Организация процесса переработки свиного навоза в органическое удобрение осуществляют на постоянной основе в соответствии с РД-АПК 1.10.15.02-17 [21].
А.9 Осмотр контрольных колодцев, расположенных возле хранилищ жидкой фракции навоза и неразделенного навоза, производят не менее одного раза в неделю.
А.10 Организацию лабораторных исследований и испытаний органических удобрений на соответствие ГОСТ Р 53117 самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, а также, составление графика исследований осуществляют перед внесением органических удобрений.
А.11 Организацию и контроль перемешивания, закачки (загрузки) и транспортирования органических удобрений к местам внесения осуществляют перед внесением органических удобрений.
А.12 Расчет доз внесения органического удобрения и организацию внесения органического удобрения на земельные угодья сельскохозяйственного назначения осуществляют в соответствии с графиком внесения.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями на 29 июля 2018 г.) |
[2] | Приказ Минприроды РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" |
[3] | Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" |
[4] | Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" |
[5] | Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС НДТ-41 "Интенсивное разведение свиней" |
[6] | Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ 22.1-2016) "Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения" |
[7] | Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" |
[8] | Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 11 октября 2018 г. N 510 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения" |
[9] | Приказ Минприроды России от 14 июня 2018 г. N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" |
[10] | Разъяснения Минприроды от 23 мая 2016 г. "Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при обращении с навозом" |
[11] | Разъяснения Росприроднадзора от 25 мая 2016 г. "О лицензировании в области обращения с отходами" |
[12] | Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" |
[13] | Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" |
[14] | Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (с изменениями на 25 июня 2014 г). |
[15] | Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
[16] | Приказ Росстата от 4 августа 2016 г. N 387 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" |
[17] | Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации федеральной службы государственной статистики от 19 октября 2009 г. N 230 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды" |
[18] | Приказ Росстата от 10 августа 2017 г. N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" |
[19] | Приказ Росстата от 24 августа 2017 г. N 545 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" |
[20] | Рекомендации по организации и проведению производственного экологического контроля систем переработки и использования навоза (помета)/Брюханов А.Ю., Максимов Д.А., Хухта Х., Васильев Э.В., Минин В.Б., Субботин И.А./Государственное научное учреждение Северо-Западный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. - СПб, 2012 |
[21] | РД-АПК 1.10.15.02-17 "Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета" |
УДК 631.95:006.354 | ОКС 13.020.01 | ||
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, интенсивное разведение свиней |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019