allgosts.ru91.140 Установки в зданиях91 СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СТРОИТЕЛЬСТВО

ГОСТ 34305-2017 Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

Обозначение:
ГОСТ 34305-2017
Наименование:
Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
Статус:
Действует
Дата введения:
01.03.2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
91.140.90

Текст ГОСТ 34305-2017 Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ 34305-2017

(EN 81-72:2015)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Лифты для пожарных

Passenger lifts. Firefighters lifts

ОКС 91.140.90

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией "Российское лифтовое объединение" (Ассоциация "РЛО"), Открытым акционерным обществом "МОС ОТИС" (ОАО "МОС ОТИС") на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны

по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка. ИУС N 4-2020).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2018 г. N 649-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2019 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-72:2015* "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальное применение пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 72. Лифты для пожарных" ("Safety rules for the construction and installation of lifts - Particular applications for passenger and goods passenger lifts - Part 72: Firefighters lifts", MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3).

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом*.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском стандарте, приведены в дополнительном приложении ДБ

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2020 год

Введение

Настоящий стандарт распространяется на лифты, соответствующие общим требованиям безопасности к устройству и установке, а также специальным требованиям безопасности к лифтам, применяемым для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

В настоящий стандарт не включены требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты, к строительным мероприятиям по предотвращению проникновения используемой для тушения пожара воды в шахты и помещения для размещения лифтового оборудования, а также требования к электроснабжению лифтов для пожарных.

В настоящий стандарт не включены также процедуры действий пожарных по борьбе с пожаром.

Вышеуказанные требования регламентируются законодательством и нормативно-правовыми актами, стандартами и сводами правил в области строительства и пожарной безопасности.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на лифты, соответствующие общим требованиям безопасности к устройству и установке, а также установленным настоящим стандартом специальным требованиям безопасности для новых пассажирских и грузопассажирских лифтов, которые могут быть применены для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

1.2 Настоящий стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящегося в эксплуатации лифта.

1.3 Настоящий стандарт применяется при соблюдении нижеследующих условий:

- действие настоящего стандарта ограничивается моментом проникновения опасных факторов пожара и воды в холл или тамбур-шлюз лифта для пожарных;

- конструкция здания ограничивает проникновение воды в шахту лифта;

- лифт для пожарных не рассматривается в качестве пути эвакуации;

- система энергоснабжения обеспечивает стабильную подачу энергопитания.

1.4 Настоящий стандарт не распространяется на лифты с частичным ограждением шахты.

1.5 Настоящий стандарт не определяет:

- количество лифтов для пожарных и этажей, на которые лифт вызывается для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара;

- использование не верхней кабины многокабинного лифта для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

1.6 Настоящий стандарт учитывает существенные опасности, опасные ситуации и события, касающиеся лифтов для пожарных (как указано в разделе 4), во время использования по назначению и при условиях, предусмотренных изготовителем.

1.7 Для оценки безопасности решений, ситуаций или событий, касающихся лифтов для пожарных, которые не охвачены настоящим стандартом (например, принципиально новых технических решений), следует применять процедуру анализа и снижения риска.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты*:

ГОСТ 33605-2015 Лифты. Термины и определения

ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1:2010) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 33605**, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

пожар: Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу.

[ГОСТ 12.1.004-91, приложение 1, таблица 1 ]

3.2

пожарный отсек: Часть здания и сооружения, выделенная противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара.

([1], статья 2, перечисление 27)

3.3

система противопожарной защиты: Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

([1], статья 2, перечисление 41)

3.4 переключатель лифта для пожарных: Переключатель, находящийся в кабине лифта или на основном посадочном этаже снаружи шахты, предназначенный для использования пожарными.

3.5 основной посадочный этаж: Этаж главного входа в здание (сооружение).

3.6

безопасная зона: (пожаробезопасная зона, пожарозащищенный лифтовый холл): Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

([1], статья 2, перечисление 2)

3.7 лифт с проходной кабиной: Лифт, кабина которого имеет два дверных проема.

3.8

опасные факторы пожара: Факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

([1], статья 2, перечисление 17)

4 Перечень существенных опасностей

4.1 Требования настоящего стандарта установлены с учетом проведенных анализов рисков в отношении опасностей, опасных ситуаций и событий, идентифицированных как существенные в отношении лифтов для пожарных и требующих принятия мер по устранению или уменьшению риска.

4.2 Существенные опасности, учтенные в настоящем стандарте, приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Перечень существенных опасностей и опасных ситуаций. Здание

Опасность и опасная ситуация

Раздел/подраздел

Опасные факторы пожара могут распространиться в шахту лифта/помещение для оборудования лифта/ безопасную зону

1.3/5.1

Незащищенное оборудование лифта или оборудование, доступ к которому затруднен

1.3/1.4/5.1

Лифт долгое время не использовался пожарными

1.3/1.4/5.1

Задержка действий пожарных

Введение/1.3/5.1

Блокирование людей в безопасной зоне при отказе лифта

1.3/1.4

Небезопасное пространство для пожарных

1.3/1.4

Разрушение конструкции здания до окончания пользования лифтом

1.4

Недостаточное количество лифтов для пожарных либо их неправильное месторасположение для доставки пожарных бригад в пределах здания

1.5

Таблица 2 - Перечень существенных опасностей и опасных ситуаций. Лифт для пожарных

Опасность

Подраздел/пункт

Общие опасности для лифтов

5.1/5.2.1/5.6.4

Опасность блокирования/застревания лифта

5.2.2/5.3/5.5/5.6/5.8/5.9

Задержка действий пожарных

5.2.3/5.5/5.6

5.8/5.9/6/7

Комбинация опасностей

5.6.5/5.6.6

Отказ или неисправность в работе системы управления

5.6.4/5.6.1/5.6.2/5.8/5.9

Ошибочные действия пожарных, пассажиров (человеческий фактор)

5.9

Несоответствующая конструкция, размещение или идентификация устройств управления

5.8/5.6.1/5.6.2

4.3 В настоящем стандарте не рассмотрены следующие опасности:

- блокирование людей в лифтовом холле на этажах, не обслуживаемых лифтами;

- проникновение опасных факторов пожара и воды в лифтовый холл и/или шахту, в помещения для размещения лифтового оборудования;

- разрушение здания, прежде чем пожарные прекратят использование лифта для пожарных.

5 Требования по безопасности и/или защитные меры

5.1* Требования к установке в зданиях

_______________

* Выполнение данных требований не входит в область ответственности изготовителей (поставщиков) лифтов.

Требования к строительным конструкциям, к оборудованию систем противопожарной защиты, к предотвращению при помощи строительных мероприятий проникновения воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных, а также требования к электроснабжению лифтов для пожарных устанавливаются строительными нормами и документами в области пожарной безопасности.

5.2 Основные требования к лифтам для пожарных

5.2.1 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных рекомендуется выбирать по ГОСТ 5746. Грузоподъемность лифта для пожарных должна быть не менее 630 кг.

5.2.2 Лифты для пожарных, в которых предусмотрена возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, должны иметь достаточные для этого размеры кабины, но не менее 1100
2100 или 2100
1100 мм с шириной дверного проема не менее 800 мм.

5.2.3 Скорость лифта для пожарных должна обеспечить доставку пожарных на верхний обслуживаемый лифтом этаж от основного посадочного этажа не более чем за 60 с момента закрытия дверей лифта. Для лифтов с максимальным подъемом более 200 м это время может быть увеличено на 1 с на каждые 3 м дополнительной высоты подъема.

5.2.4 Для проходных кабин с двумя дверными проемами при выполнении работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара должно быть исключено открывание двух дверей одновременно.

5.2.5 Лифты, размещенные в общей шахте с лифтом для пожарных, не предназначенные для использования пожарными, должны иметь режим работы "Пожарная опасность".

5.2.6 На основном посадочном этаже около проема шахты лифта для пожарных должна быть размещена пиктограмма, приведенная в приложении А.

5.2.7 При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей (спринклеров) не допускается в шахтах лифтов, в пространствах для размещения машинного оборудования и в холлах (тамбурах) лифтов.

5.3 Высвобождение пожарных из застрявшей в шахте кабины

5.3.1 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть оборудован люк. Размер люка в свету должен быть не менее 0,5
0,7 м. Для лифтов грузоподъемностью 630 кг допускается выполнять люк размером в свету не менее 0,4
0,5 м.
Примечание - Это допущение не распространяется на лифты грузоподъемностью 630 кг с размерами кабины 1100
2100 мм или 2100
1100 мм.

5.3.2 Люк должен соответствовать общим требованиям безопасности к устройству.

Доступ к люку не должен перекрываться конструкциями или устройствами освещения. Если в кабине установлен подвесной потолок, то он должен легко открываться без использования специального инструмента. Усилие открытия подвесного потолка или его части, соответствующей расположению люка, должно быть менее 250 Н. Точки воздействия для открытия люка должны быть четко обозначены внутри и снаружи кабины.

Должны быть предусмотрены меры против возникновения опасности неконтролируемого падения подвесного потолка после воздействия на эти точки.

Примечание 1 - Универсальный ключ, вставляемый в треугольную ключевину, не считается специальным инструментом.

5.3.3 При открывании люка должно исключаться дальнейшее движение лифта. Электрический выключатель, контролирующий закрытое положение люка, должен соответствовать общим требованиям безопасности к устройству и установке.

Возврат лифта в нормальный режим работы должен осуществлять обслуживающий квалифицированный персонал.

5.4 Использование гидравлических лифтов в качестве лифтов для пожарных

При использовании гидравлических лифтов в качестве лифтов для пожарных гидравлические трубопроводы между пространством для машинного оборудования и шахтой лифта или ограждающие их конструкции должны иметь предел огнестойкости не менее, чем ограждение шахты лифта.

5.5 Двери кабины и двери шахты лифта

В лифтах для пожарных должны применять автоматические горизонтальные раздвижные двери кабины и шахты.

Предел огнестойкости дверей шахты установлен противопожарными нормами.

5.6 Система управления лифтом для пожарных

Система управления лифтом должна обеспечивать выполнение режимов:

- "Пожарная опасность" (фаза 1);

- "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2).

5.6.1 Фаза 1: режим работы лифта "Пожарная опасность"

Перевод лифта в режим "Пожарная опасность" должен быть произведен по команде автоматической системы пожарной сигнализации здания (сооружения), при поступлении которой кабина лифта должна быть отправлена на основной посадочный этаж. В случае обнаружения системой автоматической пожарной сигнализации опасных факторов пожара на основном посадочном этаже допустима подача команды на перемещение кабины лифта на другой (альтернативный) назначенный этаж. Требования по установлению основного посадочного этажа и альтернативного назначенного этажа должны быть предусмотрены проектом здания и оговорены при заказе лифта.

Допускается установка специального переключателя "Пожарная опасность", расположенного в лифтовом холле на основном посадочном этаже.

Этот переключатель должен иметь позиции "0" и "1", при переводе которого из позиции "0" в позицию "1" лифт должен переходить в режим "Пожарная опасность" (фаза 1, ручное включение).

Команда на перевод в режим "Пожарная опасность" для каждого лифта, включая лифт для пожарных, даже если лифты объединены системой группового управления, подается отдельно.

В режиме "Пожарная опасность" алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:

a) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;

b) все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;

c) кнопки открывания дверей в кабине и аварийной сигнализации остаются в рабочем состоянии;

d) лифт для пожарных работает независимо от других лифтов в группе и продолжает функционировать при выходе из строя пассажирских лифтов, связанных с лифтом для пожарных общим групповым управлением;

e) двусторонняя громкоговорящая связь остается в рабочем состоянии.

В кабине лифта для пожарных при поступлении команды на включение режима "Пожарная опасность" должен быть предусмотрен звуковой сигнал о необходимости устранить возможные препятствия закрытию дверей. Звуковой сигнал выключается при закрытии дверей кабины и шахты.

Звуковой сигнал должен быть настроен на уровень звука от 35 до 65 дБ.

Если в момент поступления сигнала о включении режима "Пожарная опасность" лифт находится в режимах "Ревизия", "Операция эвакуации пассажиров из кабины лифта с помощью привода", "Управление из машинного помещения", звуковой сигнал укажет обслуживающему персоналу на необходимость, если это возможно, перевести лифт в режим "Нормальная работа". Это позволит выполнить команду на включение режима "Пожарная опасность";

f) лифт, находящийся на этажной площадке, должен закрыть двери и двигаться без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;

g) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открытия дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;

h) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжить свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж. Если лифт уже начал останавливаться на ближайшем попутном этаже, то допускается сделать остановку и продолжить движение к основному посадочному (назначенному) этажу без открытия дверей;

i) по прибытии лифта на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и двери шахты должны автоматически открыться и оставаться в открытом положении. Поступающие вновь приказы и вызовы не должны приниматься.

5.6.2 Фаза 2. Режим работы лифта "Перевозка пожарных подразделений":

a) включение режима "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) осуществляют после завершения режима "Пожарная опасность" (фаза 1);

b) перевод лифта в режим "Перевозка пожарных подразделений" осуществляют при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину, расположенную на панели управления кабины лифта или рядом с ней. Универсальный ключ переводят из позиции "Выключено" (позиция "0") в позицию "Включено" (позиция "1"). Только в позиции "0" универсальный ключ может быть удален из гнезда. Ключевина должна иметь маркировку пиктограммой, приведенной в приложении А;

c) приказ на движение лифта подается нажатием кнопки приказа на панели управления с номером этажа назначения. После нажатия кнопки двери должны начать закрываться, при этом кнопку приказа необходимо держать в нажатом положении до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия должно приводить к автоматическому открыванию дверей. Допускается проводить закрытие дверей при помощи специальной кнопки "Закрытие дверей", причем действия с этой кнопкой должны быть аналогичны описанным с кнопкой приказа.

Может быть подан и зарегистрирован только один приказ. Зарегистрированный приказ должен иметь световую индикацию на посту управления кабины; во время движения кабины по зарегистрированному приказу допускается возможность его отмены и регистрация нового приказа;

d) местоположение кабины должно быть отображено на световых табло в кабине и на основном посадочном этаже;

e) открывание дверей остановившейся на этаже кабины возможно только путем постоянного нажатия на кнопку открытия дверей. Если до полного открытия дверей нажатие на кнопку открытия дверей прекращается, то двери должны автоматически закрываться;

f) при переводе ключа из позиции "1" в позицию "0" при нахождении кабины лифта на любом этаже с открытыми дверями в режиме "Перевозка пожарных подразделений" кабина остается в таком положении, и никакие подаваемые приказы не выполняются до перевода ключа в позицию "1";

g) устройства контроля дверного проема, средства для предотвращения пуска кабины при несанкционированном проникновении в шахту лифта, контакты безопасности контроля закрывания люка кабины должны быть отключены в режиме работы "Перевозка пожарных подразделений";

h) в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) двусторонняя громкоговорящая связь согласно 5.9 должна оставаться в рабочем состоянии;

i) при завершении работы лифта в режиме "Перевозка пожарных подразделений" движение лифта становится возможным после его возвращения в режим "Нормальная работа". Возвращение лифта в режим "Нормальная работа" следует осуществлять только после проведения осмотра лифта обслуживающим персоналом и выявления отсутствия повреждений, влияющих на безопасность лифта.

5.6.3 В качестве альтернативы требованию по перечислению b) 5.6.2 допускается устанавливать переключатель, переводящий лифт в режим "Перевозка пожарных подразделений" в безопасной зоне на основном посадочном этаже. В этом случае он должен быть установлен на расстоянии по горизонтали не более 2 м от дверей шахты лифта на высоте от 1,4 м до 2,0 м над уровнем пола. Переключатель должен иметь пиктограмму, приведенную в приложении А, с указанием, к какому лифту он относится. Переключение осуществляется при помощи универсального ключа, вставляемого в треугольную ключевину.

Переключатель должен иметь два устойчивых состояния, четко обозначенных "1" и "0". Визуально должно быть видно, в каком положении находится переключатель. Если переключатель переведен в положение "1", включается режим "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2), соответствующий перечислениям c)-i) 5.6.2.

5.6.4 При включении режима "Перевозка пожарных подразделений" все устройства безопасности лифта (электрические и механические) должны оставаться в рабочем состоянии. Оптические устройства контроля дверного проема не должны создавать препятствия закрытию дверей под влиянием продуктов горения.

5.6.5 Во время операций по спасению, обнаружению и тушению пожара на работу лифта не должен влиять отказ устройств управления вызовом на этажную площадку.

5.6.6 Требования к соединению между переключателями лифта для пожарных и системой управления.

В режиме "Нормальная работа" разрыв соединения между переключателями и системой управления лифтом для пожарных должен приводить к включению режима фазы 1.

5.7 Проходная кабина*

5.7.1 Если лифт для пожарных оборудован проходной кабиной, а все безопасные зоны здания расположены на той же стороне, на которой находится основной посадочный этаж, то в режиме "Перевозка пожарных подразделений" должны быть выполнены следующие требования:

a) в случае одного поста управления кабиной:

1) на посту управления кабиной должны быть две кнопки открытия дверей, которые легко идентифицируются с дверями, к которым они относятся,

2) кнопка открытия дверей не на стороне основного посадочного этажа должна быть выведена из рабочего состояния, и двери, не выходящие на сторону основного посадочного этажа, не должны открываться;

b) в случае более одного поста управления в кабине:

1) пост управления в кабине на стороне основного посадочного этажа предназначен для использования пожарными в режиме фазы 2, он должен быть обозначен соответствующей пиктограммой (см. приложение А),

2) другие посты управления в кабине должны быть отключены в режиме фазы 2,

3) если на постах управления в кабине предусмотрено более одной кнопки открытия дверей, то кнопка открытия дверей, не выходящих на сторону основного посадочного этажа, должна быть переведена в нерабочее состояние на этой фазе, и двери, не выходящие на сторону основного посадочного этажа, не должны открываться.

5.7.2 Если лифт для пожарных оборудован проходной кабиной, а все безопасные зоны здания не расположены на той же стороне, на которой находится основной посадочный этаж, то должны быть выполнены следующие требования:

a) только одна дверь кабины должна открываться в определенный момент времени и только на той стороне, на которой находится безопасная зона лифта для пожарных на этом этаже;

b) в случае одного поста управления в кабине:

1) на посту управления в кабине должны быть две кнопки открытия дверей, которые легко идентифицируются с дверями, к которым они относятся,

2) при работе в режиме фазы 2, когда лифт находится на назначенном этаже или в движении после приказа кабины, кнопки открытия дверей не на стороне безопасных зон должны быть отключены;

c) в случае более одного поста управления в кабине:

1) только один из постов управления в кабине, предназначенный для использования пожарными при режиме фазы 2, должен быть обозначен соответствующей пиктограммой (см. приложение А); пост управления в кабине, используемый пожарными, должен обслуживать все соответствующие этажи и иметь две кнопки открытия дверей,

2) при режиме на фазе 2, когда лифт находится на назначенном этаже, кнопки открытия дверей не на стороне безопасных зон должны быть отключены,

3) другие посты управления в кабине должны оставаться отключенными в режиме на фазе 2.

5.8 Устройства управления в кабине и на этажной площадке

5.8.1 Устройства управления в кабине и на этажной площадке, а также соответствующая система управления не должны регистрировать ложные сигналы, вызванные опасными факторами пожара (в том числе температурой, задымленностью, водой или влажностью).

На основном посадочном этаже должен быть предусмотрен индикатор положения кабины.

5.8.2 Кроме обычных индикаторов этажей основной посадочный этаж должен быть четко обозначен в виде пиктограммы (см. приложение А).

5.9 Система связи лифта для пожарных при пожаре

Кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме "Перевозка пожарных подразделений" между кабиной лифта:

a) и основным посадочным этажом;

b) и другими местами связи (опционально), например диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, при их наличии.

Оборудование связи в кабине лифта и на этаже для входа пожарных в здание должно быть в виде встроенного микрофона и громкоговорителя, но не телефонной гарнитуры.

Прокладка кабелей системы связи выполняется в шахте лифта.

6 Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер

Проверку выполнения требований безопасности и/или защитных мер на лифтах для пожарных, предусмотренных разделом 5, следует осуществлять в соответствии с видами проверок, приведенными в таблице 3.

Таблица 3 - Подтверждение соответствия

Подпункт

Визуальный осмотр
Соответствие конструкции лифта
Размер
Проверка конструкторской документации
Эксплуатационное испытание

5.2.1

см. ГОСТ 5746

5.2.2

x

-

x

x

-

5.2.3

x

-

x

x

-

5.2.4

-

-

-

x

-

5.2.5

-

-

-

x

-

5.2.6

x

-

-

-

-

5.2.7

x

-

-

-

-

5.3

x

x

x

x

x

5.4

x

-

-

x

-

5.5

x

-

-

x

-

5.6.1

x

x

x

-

x

5.6.2

x

x

x

-

x

5.6.3

x

x

x

x

-

5.6.4

x

x

-

x

-

5.6.5

-

x

-

-

x

5.6.6

-

x

-

-

x

5.7

x

x

-

-

x

5.8.1

-

-

-

x

-

5.8.2

x

-

-

-

-

5.9

-

x

-

-

x

7

x

-

-

-

-

Результаты визуального осмотра должны выявить наличие, например, указателей, оборудования, документации, либо то, что необходимые указатели отвечают требованиям, и содержание документации, предоставленной владельцу, соответствует необходимым требованиям.
Результаты проверки конструкции лифта должны подтвердить ее соответствие требованиям настоящего стандарта.
Результаты измерений размеров должны подтвердить, что указанные параметры в допуске.
Результаты проверки конструкторской документации должны подтвердить ее соответствие требованиям настоящего стандарта.
Результаты эксплуатационных испытаний должны подтвердить, что лифт работает надлежащим образом, включая все предохранительные устройства.

7 Рекомендации по внесению сведений в руководство по эксплуатации

В руководстве по эксплуатации должны быть указания по использованию лифта для пожарных в соответствии с положениями настоящего стандарта, а также указания по проверке выполнения требований настоящего стандарта.

Приложение А

(обязательное)

Пиктограмма лифта для пожарных

В данном приложении приведена пиктограмма лифта для пожарных.

Обозначение выполнено белым цветом, фон - красным.

Пиктограмма на посту управления в кабине выполняется размером 20
20 мм. Пиктограмма на этаже выполняется размером не менее 100
100 мм.

Рисунок А.1 - Пиктограмма лифта для пожарных

Приложение ДА

(справочное)

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского стандарта

Таблица ДА.1

Структура настоящего стандарта

Структура европейского стандарта EN 81-72:2015

Раздел

Раздел

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

-

Приложение А

-

Приложение В

-

Приложение С

-

Приложение D

-

Приложение Е

Приложение А

Приложение FA

-

Приложение G

Приложение ДА

-

Приложение ДБ

(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском стандарте

Таблица ДБ.1

Обозначение ссылочного межгосударственного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта

ГОСТ 33605-2015

-

*

ГОСТ 5746-2015

(ISO 4190-1:2010)

MOD

ISO 4190-1:2010 "Лифты пассажирские и грузовые. Часть 1. Лифты классов I, II, III и VI"

* Соответствующий международный стандарт отсутствует.

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандарта:

- MOD - модифицированный стандарт.

Библиография

[1]

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

УДК 692.66:006.354

ОКС 91.140.90

Ключевые слова: лифты пассажирские, безопасная зона, пожаробезопасный доступ к лифту