ГОСТ 19006-73
Группа Б19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ
Метод определения коэффициента фильтруемости*
Motor fuel.
Determination of the filterability factor
____________________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 3.
ОКСТУ 0209
Дата введения 1980-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 июля 1973 г. N 1787
ПРОВЕРЕН в 1984 г. Постановлением Госстандарта от 27.12.84 N 4966 срок действия продлен до 01.07.89*
________________
* Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5-6, 1993 год). -
ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в мае 1979 г., декабре 1984 г. (ИУС 7-79, 4-85)
ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.88 N 3372 с 01.04.89 и опубликованное в ИУС N 1, 1989 год
Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 1989 год
Настоящий стандарт распространяется на топливо для двигателей и устанавливает метод определения коэффициента фильтруемости топлива по изменению пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств топлива.
1. АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
1.1. При определении коэффициента фильтруемости топлива применяются:
аппарат типа УОФТ или полуавтоматический аппарат типа ПФДТ.
В металлическую оправу фильтрующего устройства (черт.1) укрепляют стеклянную градуированную трубку, отрезанную от бюретки 1-2-50-0,1 по ГОСТ 20292-74, с нанесенными рисками А и В, ограничивающими объем в 2 см
Фильтрующее устройство
1 - стеклянная трубка; 2 - металлическая оправа; 3 и 9 - резиновые кольца (прокладки);
4 - оправа фильтра; 5 - корпус; 6 - фильтр; 7 - стеклянный кран; 8 - седло фильтра
Черт.1
бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм и толщиной (0,33±0,03) мм;
воронка стеклянная вместимостью 50 см
стакан В или Н исполнения 1 или 2, вместимостью 400 или 600 см
секундомер;
цилиндр 1-50, или 1-100, или 3-50, или-3-100 по ГОСТ 1770-74;
эфир петролейный; нефрасы С
штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Для определения коэффициента фильтруемости топлива пробу, отобранную по ГОСТ 2517-85, тщательно перемешивают в течение 2-3 мин и 250 см
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.2. Подготовка прибора
2.2.1. Детали аппарата промывают нефрасом или петролейным эфиром и сушат сухим воздухом. При проведении серии определений допускается до установки бумажного фильтра аппарат промывать небольшим количеством перемешанного испытуемого топлива.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.2.2. Собирают аппарат для определения коэффициента фильтруемости (черт.2 или 3).
Аппарат для определения коэффициента фильтруемости
1 - воронка стеклянная цилиндрическая; 2 - зажим для крепления прибора; 3 - трубка стеклянная
градуированная; 4 - корпус прибора; 5 - кран стеклянный; 6 - стакан стеклянный; 7 - штатив.
Черт.2
Аппарат для определения коэффициента фильтруемости
1 - колба; 2 - зажим для крепления; 3 - стеклянная трубка с метками; 4 - корпус; 5 - стеклянный кран;
6 - стеклянный стакан: 7 - штатив
Черт.3
В оправу фильтра вкладывают бумажный фильтр диаметром 17 мм (светлой стороной навстречу потоку топлива), резиновую прокладку и седло фильтра (насечками вверх).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.2.3. Собранную оправу фильтра устанавливают в корпусе прибора седлом вниз (как указано на черт.1), после этого на оправу фильтра укладывают второе резиновое кольцо.
Корпус прибора с фильтрующим устройством и укрепленной в нем градуированной стеклянной трубкой соединяют между собой резьбовым соединением.
2.2.4. Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют вертикально зажимами в штативе.
Под прибором устанавливают стакан для отбора отфильтрованного топлива.
2.2.5. Перед испытанием пробу топлива выдерживают 15 мин при температуре испытания, которое проводят при комнатной температуре.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Кран аппарата перекрывают, после чего в стеклянную трубку наливают тщательно перемешанное испытуемое топливо на 0,3-0,5 см
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. После выдержки и достижения уровнем топлива верхней метки в аппарате открывают кран, одновременно включают секундомер и замеряют время истечения 2 см
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. За коэффициент фильтруемости топлива
Время фильтрации измеряют с погрешностью не более 1 с.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух определений. Коэффициент фильтруемости вычисляют с точностью до первого десятичного знака.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
4.3. (Исключен, Изм. N 2).
5. ТОЧНОСТЬ МЕТОДА
5.1. Сходимость метода
Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,2.
5.2. Воспроизводимость метода
Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,8.
Разд.5. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
Текст документа сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1986
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена