ГОСТ Р 43.4.11-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫБОРОЧНО-СТИМУЛИРУЕМОЕ ЧЕЛОВЕКА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Informational ensuring of equipment and operational activity. System "man-information". Selectively-driven human interaction with information
ОКС 35.020
Дата введения 2020-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")
2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2019 г. N 1352-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт в серии стандартов ГОСТ Р 43.0.1 в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности устанавливает общие, основные положения, относящиеся к осуществлению человеком (специалистом) выборочно-стимулируемого взаимодействия с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией с использованием свойств его психики, относящихся к мотивам и мотивациям, при проведении технической информационной деятельности.
Настоящий стандарт состоит из двух основных разделов:
- "Общие положения", в котором приведены сведения, являющиеся общезначимыми в осуществлении человеком (специалистом) выборочно-стимулируемого взаимодействия с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией, с использованием свойств его психики, относящихся к мотивам и мотивациям, при проведении технической информационной деятельности;
- "Основные положения", в котором приведены сведения, являющиеся специальными в осуществлении человеком (специалистом) выборочно-стимулируемого взаимодействия с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией с использованием свойств его психики, относящихся к мотивам и мотивациям, при проведении технической информационной деятельности.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие, основные положения по осуществлению выборочно-стимулированного взаимодействия человека (специалиста) с воспринимаемой лингвосемантизированной информацией (ЛСИ) различного назначения и исполнения с использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям.
Положения настоящего стандарта по осуществлению выборочно-стимулируемого взаимодействия специалиста с воспринимаемой ЛСИ могут быть использованы для выполнения этого взаимодействия с повышенной эффективностью, с учетом особенностей изложения воспринимаемой ЛСИ и умственных возможностей специалиста, адаптированных к ее восприятию.
С применением положений настоящего стандарта выполнение специалистом с повышенной эффективностью выборочно-стимулированного взаимодействия с воспринимаемой ЛСИ и использованием психических свойств специалиста, относящихся к мотивам и мотивациям, может достигаться при умственном немашинизированном, машинизированном (цифровизированном) проведении специалистом этого взаимодействия с воспринимаемой ЛСИ, осуществляемого при возникновении информационно-обменных процессов (ИОП) с осознанным и неосознанным образованием соответствующих функционирующих систем "человек-информация" (СЧИ) определенного временного существования, влияющих на выполнение технической деятельности с повышенной результативностью.
Положения настоящего стандарта по осуществлению специалистом выборочно-стимулируемого взаимодействия с воспринимаемой ЛСИ и использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, могут быть применены для интеллектуализированного проведения им технической деятельности с созданием необходимых условий:
- для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной среды (ТПИС);
- осуществления ноон-технологизации лингвистизированной технической деятельности мышления с применением ноон-технологизированной технической информации;
- лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой;
- осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой ТПИС;
- развития области знаний, относящейся к информационной психологии;
- совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой и творческой деятельности с повышенной эффективностью.
Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка выборочно-стимулируемого взаимодействия человека (специалиста) с воспринимаемой ЛСИ и использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, может быть осуществлена при проведении им технической деятельности с применением комбинативной информации (КИ), фраземной информации (ФрИ), фонемной информации (ФИ), создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной лингвистике (ОИЛ), дифференциальной фраземной лингвистике (ДФрЛ), дифференциальной фонемной лингвистике (ДФЛ).
КИ, ФрИ, ФИ могут быть разработаны как по отдельности, так и совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании, изготовлении, изучении, эксплуатации соответствующих образцов техники, технических устройств.
Положения настоящего стандарта могут быть использованы в подготовке специалистов для безопасного, с предвидением, эффективного и продуктивного выполнения технической деятельности при интеллектуализированнном, в том числе цифроинтеллектуализированном, проведении этой деятельности специалистами, владеющими языковым (лингвосемантизированным) использованием информации, обладающими способностями к самостоятельному и критическому преобразованию воспринимаемой информации, знаний, с пониманием сущности отраженных в воображении предметов и явлений.
Техническая деятельность с выборочно-стимулируемым взаимодействием специалиста с воспринимаемой ЛСИ и использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, может быть осуществлена на основе определенных знаний, базирующихся на ОИЛ, ДФрЛ, ДФЛ, на основе ГОСТ Р 43.0.2 (термины, определения), ГОСТ Р 43.0.3 (ноон-технология), ГОСТ Р 43.0.5 (ИОП), ГОСТ Р 43.0.6 (естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие, ЕИЧИВ), ГОСТ Р 43.2.1 (язык операторской деятельности, ЯзОД), ГОСТ Р 43.4.1 (СЧИ), системы стандартов ГОСТ Р 43.0.1 (информационное обеспечение техники и операторской деятельности, ИОТОД), в которых приведены нормативно-установленные положения, связанные с разработкой технической ЛСИ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие
ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 выборочно-стимулируемое взаимодействие человека с информацией: Выборочно-стимулируемое взаимодействие человека (специалиста) с информацией с использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, в достижении этого взаимодействия.
3.2 деталь: Предмет, подготовленный для применения в определенных целях без разборки.
3.3 деятельность: Выполнение чего-либо в необходимых целях, например образовательных, трудовых, творческих.
3.4 диспозиция: Предрасположенность, готовность человека (специалиста) к определенным внешним и внутренним действиям.
3.5 долговременная память: Память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
3.6 информационная психология: Область знаний о влиянии информации, в том числе цифровизированной, на психические свойства человека (специалиста) при проведении образовательной, трудовой, творческой деятельности.
3.7
информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений. [ГОСТ Р 43.0.5-2009, пункт 3.15] |
3.8 комбинативная информация: Интегрально-лингвосемантизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении.
3.9 кратковременная память: Способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.
3.10 лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящейся к лингвистике, для языковой деятельности мышления человека.
3.11 мотив: Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
3.12 мотивация: Совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.
3.13 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной информации, разработанной с применением ноон-технологии.
3.14
ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений. [ГОСТ Р 43.0.2-2006, пункт A.2 приложения A] |
3.15 общество: Совокупность людей, объединенных в определенных целях.
3.16 оперативная память: Вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого(ой) действия (операции).
3.17 потребности: Основной источник активности человека, внутреннего состояния, выражающий ее зависимость от конкретных условий существования.
3.18 предмет: Все то, что может находиться в отношении c кем-либо или чем-либо или обладать каким-либо свойством.
3.19
психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отражения. [ГОСТ Р 43.0.6-2011, пункт 3.1.22] |
3.20 психические свойства: Определенная характерная активность психики человека (например, относящаяся к вниманию, воле, эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его регуляторной умственной деятельности.
3.21 рефлексия: Это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих действий.
3.22 синергетизированно-синергизированная система "человек-информация": Система "человек-информация" с самоорганизующимся и взаимосодействующим функционированием ее человеческой и информационной составляющих.
3.23 система "человек-информация" (СЧИ в психической деятельности): Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных информационно-обменных процессов между человеком и соответствующими внешними, внутренними относительно человека информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением человекоинформационного взаимодействия и возникновением психических явлений.
3.24 социум: Общество, существование которого основано на определенных правилах.
3.25 специалист: Человек, профессионально занимающийся специальной деятельностью, например: преподаватель в технической образовательной деятельности, оператор в технической трудовой деятельности, конструктор в технической творческой деятельности.
3.26
техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества. [ГОСТ Р 43.0.2-2006, пункт A.4 приложения A] |
3.27 техническая деятельность: Выполнение чего-либо в необходимых технических целях, например технических образовательных, трудовых, творческих.
3.28 техническая информационная деятельность: Выполнение чего-либо в необходимых технических информационных целях, например технических информационных, образовательных, трудовых, творческих.
3.29 техническая образовательная деятельность: Деятельность по подготовке технических специалистов.
3.30 техническая творческая деятельность: Деятельность по созданию и совершенствованию техники.
3.31 техническая трудовая деятельность: Деятельность по практическому обращению с техникой.
3.32 техническое устройство: Устройство, созданное из деталей для его использования в определенных целях в деятельности человека.
3.33 фонемная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных и объединенных буквенных информационных образований, замещающих их фонемное речевое представление.
3.34 фраземная информация: Лингвистическая информация, представленная с использованием визуально воспринимаемых необъединенных, объединенных небуквенных информационных образований, замещающих их фраземное речевое представление.
3.35 цифровизация: Цифровой способ представления, хранения, передача и применение информации с помощью цифровых устройств.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
- ДФЛ - дифференциальная фонемная лингвистика;
- ДФрЛ - дифференциальная фраземная лингвистика;
- ЕИЧИВ - естественно интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие;
- ИЛСИ - интегральная лингвосемантизированная информация;
- ИОП - информационно-обменные процессы;
- ИОТОД - информационное обеспечение техники и операторской деятельности;
- КИ - комбинативная информация;
- ЛСИ - лингвосемантизированная информация;
- ОИЛ - общая интегральная лингвистика;
- СЧИ - система "человек-информация";
- ТПИС - техническая предметно-информационная среда;
- ФИ - фонемная информация;
- ФрИ - фраземная информация;
- ЧИВ - человекоинформационное взаимодействие;
- ЯзОД - язык операторской деятельности.
5 Общие положения
5.1 Проведение специалистом технической информационной деятельности с ее побудительным умственным регулированием может быть осуществлено в процессе выборочно-стимулируемого взаимодействия человека (специалиста) с информацией и с использованием свойств его психики, относящихся к мотивам и мотивациям.
5.2 Техническая информационная, предметно-информационная деятельность по выборочно-стимулируемому взаимодействию специалиста с информацией и с использованием свойств его психики, относящихся к мотивам и мотивациям, может быть им продуктивно осуществлена с необходимой подготовкой при эффективном (гармонизированном) функционировании образующихся при возникновении определенных ЧИВ, с появлением ИОП соответствующих СЧИ, в которых может быть применена информация, грамматически и семантически адаптированная к возможностям специалиста, ее воспринимающего, осмысливающего, преобразующего и применяющего.
5.3 Направленное образование функционирующих СЧИ при выборочно-стимулируемом взаимодействии специалиста с информацией с использованием свойств его психики, относящейся к мотивам и мотивациям, может быть осуществлено на основе положений из области знаний, связанных с информационной психологией, позволяющей транслировать (распространять) возможности техники в осуществлении ее цифровизированного функционирования на управляемое проведение психической деятельности человеком с использованием при образовании синергетизированно-синергизированных СЧИ специально организованных ЧИВ.
5.4 Функционирование СЧИ - это изменение в СЧИ ее человеческих, информационных составляющих при осуществлении специалистом соответствующих ЧИВ.
5.5 Выборочно-стимулируемое взаимодействие специалиста с информацией может быть осуществлено с использованием регулирующих возможностей мотивов и мотиваций человека с образованием соответствующих СЧИ, в которых мотивы и мотивации представляют человеческие составляющие части СЧИ, оказывающие регулирующее влияние на информационные составляющие части СЧИ в ходе восприятия необходимой информации и ее применения.
Человеческие составляющие в образующихся СЧИ с учетом своих регулирующих мотивов и мотивационных возможностей могут повышать семантическую емкость информационных составляющих в этих СЧИ, а также вследствие этого повышать эффективность функционирования образующихся СЧИ.
5.6 Побудительная умственная деятельность специалиста при выборочно-стимулируемом взаимодействии с воспринимаемой ЛСИ с использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, может быть осуществлена при возникновении ИОП с образованием синергетизированно-синергизированных СЧИ, направленно влияющих на проведение соответствующих неорганизованных, организованных взаимодействий специалиста с воспринимаемой ЛСИ.
5.7 При выборочно-стимулируемом взаимодействии специалиста с воспринимаемой информацией с использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, в направленно образующихся системах СЧИ, являющихся психоинформационными формами выполнения деятельности (образовательной, трудовой и творческой), происходит пространственно-временное, локализованно-упорядоченное осуществление взаимодействия специалиста с воспринимаемой информацией при участии возникающих при этом ИОП с обеспечением отражения специалистом действительности и проведения регуляции, саморегуляции его поведения на основе этого отражения.
Направленное образование и использование возможностей СЧИ при выборочно-стимулируемом взаимодействии человека (специалиста) с воспринимаемой информацией с использованием его психических свойств, относящихся к мотивам и мотивациям, может быть осуществлено согласно ГОСТ Р 43.4.1.
5.8 Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения специалиста при проведении умственной деятельности, а регуляция в отличие от побуждения отвечает за то, как поведение осуществляется от начала до конца в конкретной ситуации.
5.9 Психические свойства специалиста, относящиеся к ощущениям, восприятию, памяти, воображению, вниманию, мышлению, способностям, темпераменту, характеру, эмоциям, обеспечивают регуляцию его поведения.
Побуждения или стимуляция - это то, что связано с психическими свойствами специалиста, относящимися к мотивам и мотивациям, обеспечивающим потребности, интересы, цели, намерения, стремления в проведении деятельности специалистом.
5.10 Источником активности специалиста как личности являются потребности, которые характеризуются следующим:
- потребность имеет свой предмет, т.е. осознанная необходимость в чем-то;
- потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
- потребность обладает способностью воспроизводиться.
Потребность выражена в мотивах, т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Разной деятельности соответствуют различные мотивы.
5.11 Мотив определяет тип поведения специалиста, придавая ему определенную направленность; мотивационная сфера специалиста формирует характер его личности.
По своей функции не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны: один из мотивов может быть главным, другие - вторичными.
Потребность выражает себя в мотиве - предмете (материальном или идеальном); мотив - это опредмеченная потребность, владеющая своим предметом.
В ходе деятельности происходит постепенное наполнение потребности соответствующими мотивами, включая и мотивы избегания, что дает представление о соотношении мотивов и потребностей.
5.12 Мотивация представляет собой совокупность причин психологического характера, имеющих отношение к формированию поведенческих характеристик специалиста: начало, направленность, активность.
5.13 Мотивации участвуют в поведении специалиста: его возникновении, продолжительности и устойчивости, направленности и прекращении после достижения поставленной цели, преднастройки на будущие события, повышении эффективности, разумности или смысловой целостности проведения отдельно взятого поведенческого акта.
5.14 Поведение специалиста может формироваться под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.
Под влиянием внутренних факторов в качестве исходного и конечного состояния поведения специалиста выступают психологические свойства его поведения.
В качестве внешних факторов, влияющих на поведение специалиста, выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности.
Влияние внутренних факторов проявляется в мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д.; влияние внешних факторов - в стимулах, возникающих с учетом сложившейся ситуации.
5.15 Психологические факторы определены личностными диспозициями поведения специалиста, которые могут иметь отношение к диспозиционной и ситуационной мотивациям как аналогам соответствующих внутренней и внешней детерминаций (определения) поведения.
5.16 Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми.
Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, воспринимаемой специалистом.
Исходя из актуальных интересов и потребностей внимание специалиста становится избирательным, он предвзято воспринимает и оценивает ситуацию.
Действия специалиста рассматриваются как двоякодетерминированные - диспозиционно и ситуационно.
5.17 Текущее, актуальное поведение специалиста следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.
Это позволяет проводить рассмотрение мотивации как процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором действующий специалист и ситуация взаимно дополняют друг друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение.
Мотивация в этом случае происходит как процесс непрерывного выбора и принятия решения на основе оценки поведенческих альтернатив.
5.18 Мотивация участвует в осуществлении целенаправленности действия, организованности и устойчивости ее проведения, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что отличает специалиста в его поведении, является устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
5.19 Мотив - это то, что обобщенно представляет множество диспозиций, основной из которых является потребность.
Потребность - это состояние необходимости для специалиста в определенных условиях, которых ему недостаточно для проведения деятельности, вызванное наличием у него чувства неудовлетворенности, связанного с отсутствием того, что требуется для выполнения этой деятельности.
Особо значимой характеристикой потребности является ее предметное содержание - это совокупность объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
5.20 Цель по своему мотивационному значению следует после потребности.
Цель - это осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается специалистом как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связаны происходящие в данный момент времени мыслительный процесс и эмоциональное переживание.
В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности могут храниться в долговременной памяти.
5.21 Мотивационные образования - диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы специалиста.
Соотношение между ними и общая структура мотивационной сферы специалиста представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общее строение мотивационной сферы специалиста
5.22 Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях; в свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребностей, разделяется на виды деятельности, соответствующие целям.
5.23 Мотивационную сферу специалиста по развитости можно оценивать по широте, гибкости и иерархизированности.
5.24 Широта мотивационной сферы - это параметр, представляющий разнообразие потенциального круга предметов, способных служить средством удовлетворения актуальной потребности специалиста.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций (мотивов), потребностей и целей в мотивационной сфере.
Чем больше у специалиста разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
5.25 Гибкость мотивационной сферы - это параметр, представляющий подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня, например: более гибкой является мотивационная сфера специалиста, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может применять более разнообразные средства, чем другой специалист.
5.26 Иерархизированность мотивационной сферы - это параметр, характеризующий строение каждого из уровней организованности мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Потребности, мотивы и цели не существуют как наборы мотивационных диспозиций: одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже.
Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
6 Основные положения
6.1 Потребность в активизации деятельности специалиста может достигаться с помощью определенных мотивов.
6.2 Для удовлетворения потребностей мотивы обладают побудительной силой, так как они конкретнее потребностей (ближе к истине), даже если они недостаточно осознанные.
6.3 Мотивы можно разбить на две группы: осознаваемые и неосознаваемые (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Виды мотивов
Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что специалист отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей, определяющих цели, которые направляют деятельность специалиста на длительный период.
К осознаваемым мотивам относятся убеждения, стремления, страсти, желания и намерения, задачи, интересы.
6.4 Убеждения - это осознанные мотивы, базирующиеся на осведомленности и опыте специалиста.
Основа убеждений может быть узкой, локальной, ситуативной, она может отражать широкий спектр познаний и опыта специалиста, быть достаточной для решения вопросов профессиональной деятельности.
Одним из самых стойких мотивов является мировоззрение, когда специалист обладает упорядоченной, внутренне организованной, целостной системой взглядов на действительность.
6.5 Стремления - это осознаваемые мотивы, отражающие потребность в таких условиях существования, которых до настоящего времени не было, но они могут быть достигнуты в результате соответствующей деятельности.
6.6 Страсти - мотивы, обусловленные предметом, обладающим воздействием непреодолимой силы в сравнении с другими предметами (мотивами).
Страсти являются основной причиной деятельности, в процессе овладения которой стремление к предмету усиливается.
Неудача в случае страстного желания вызывает реакцию более сильную, чем реакция в случае успеха.
6.7 Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
В другой трактовке намерения - это осознаваемые мотивы в тот момент, когда специалисту известны средства достижения желаемого, но он еще не приступил к их осуществлению.
6.8 Задача как ситуационно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, специалист наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.
6.9 Интересы - это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
Интерес может вызвать любое событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, а также любой случайно появившийся предмет.
Интересы - эмоциональные проявления идеальных потребностей специалиста.
Для специалиста интересы обнаруживаются в положительном или, напротив, отрицательном проведении всей деятельности, они могут являться признаком способностей в той сфере деятельности, в отношении которой они проявляются.
Интересы как один из видов мотивов различаются по содержанию, цели, широте и устойчивости (см. рисунок 3).
Рисунок 3 - Характеристика интереса как одного из видов мотивов
По содержанию интересы могут быть личными и общественными (для себя и для других).
По цели интересы могут быть непосредственными и опосредованными. По широте интересы могут быть концентрированными и гармоничными.
Концентрированные интересы свойственны компетентным специалистам в определенной области знаний.
Гармоничные интересы - это интересы, распространяющиеся на такие сферы деятельности, которые позволяют специалисту использовать в каждой из этих сфер деятельности сведения и навыки, полученные в остальных.
По устойчивости интересы могут быть неизменяемые и изменяемые.
6.10 Интересы, задачи, желания и намерения входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако они имеют в ней не столько побудительное, сколько инструментальное значение, так как больше имеют отношение к стилю поведения, а не к его направленности.
6.11 Неосознаваемые мотивы характеризуются тем, что специалист не дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности и что является содержанием его потребностей.
6.12 К неосознаваемым мотивам относятся влечения, комформизм и установки.
Влечение - это мотив, выражающий недостаточно осознаваемую потребность, отличающийся возможностью перехода либо к угасанию связи с потребностью, либо к превращению в стремление.
Влечение может быть внутренним стимулом к совершению определенного действия.
Комформизм - это подчинение специалиста как личности влиянию группы специалистов.
Комформизм проявляется в том, что специалист действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует ли она собственной внутренней позиции.
Неосознаваемым мотивом деятельности является установка.
Установки - это неосознанные побуждения к деятельности, предрасположенность, готовность к которой не ясны специалисту как личности.
Различают установки позитивные, предполагающие положительную реакцию на предмет (мотив), и негативные, отчетливо повышающие вероятность отрицательной реакции.
Как позитивные, так и негативные установки могут быть самостоятельными (обусловленными собственным опытом) и внушаемыми (обусловленными опытом других).
6.13 Подготовка специалистов для выполнения профессиональной деятельности в процессе обучения связана с мотивами, отражающими потребности обучающихся в изучении этой деятельности.
6.14 Обучаясь в одной и той же группе по одной и той же программе, обучающиеся профессиональной деятельности могут обладать разными мотивами.
6.15 Процесс обучения протекает в непрерывной связи с повышением профессионального мастерства и динамикой отношений между обучающимися, сохраняя высокую зависимость от успехов или неудач в учебной деятельности, что создает предпосылки в формировании и развитии психики обучающихся, что предопределяет типы мотивов в обучении профессиональной деятельности: начальной стадии, специализации, высшей стадии.
6.16 Мотивы начальной стадии обучения профессиональному мастерству характеризуются включением специалиста в новый режим действий, адаптацией к умственным, физическим нагрузкам и специфике отношений в группе обучающихся.
6.17 В основе мотивов лежит социально значимый опыт обучающегося, привлекающий его возможностью проявления умственно-физической активности, коррекции умственно-физических недостатков, общения с группой обучающихся, преодоления психических недостатков, познания своих возможностей и освоения желаемого вида деятельности.
Эти мотивы динамичны, могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под воздействием руководителя обучения, а также других обучающихся в группе.
6.18 Характерной особенностью мотиваций периода начальной стадии профессиональной деятельности является незначительная осознанность потребности, лежащая в основе этих мотивов, множественное разнообразие способов их удовлетворения, нестойкость найденных способов достижения желаемого, а также готовность к их быстрому изменению.
В конечном счете мотивы этой стадии являются поисковыми в части принципиальной приемлемости учебных занятий для обучающегося, их полезности для него.
6.19 Мотивы стадии специализации обучения профессиональному мастерству формируются и развиваются в результате расширения отношений обучающегося к группе обучающихся, руководителю обучения, к самому себе, а также к конкретному виду профессиональной деятельности.
В этом случае значительной становится роль психологического климата группы обучающихся, способностей общения обучающегося, возможности проявить себя, занять достойное место в группе, ощутить реальную перспективу благополучия на основе занятий по обучению профессиональной деятельности.
В результате этого возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективную или индивидуальную ориентацию обучающегося.
Различие этих ориентаций зависит от того, какие мотивы, коммуникативные или личные, преобладают, доминируют у обучающегося и являются ведущими, а какие - являются второстепенными, подчиненными.
6.20 Мотивы высшей стадии обучения профессиональному мастерству подчинены главному из них - достижению успехов в подготовке к профессиональной деятельности.
Высшее профессиональное мастерство принадлежит к таким видам деятельности, в которых невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженностью, которая не всегда разрешается успешно.
Обучающегося может ожидать серия неудач, в связи с чем у него возникают мотивы их избегания, мотивы опасения за успех.
При частых повторениях таких ситуаций у обучающегося формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности, защитном характере поведения, в снижении активности в освоении наступательных средств.
6.21 Обучающиеся, сохранившие мотивацию достижения успеха, более активны, менее тревожны, уверены в своих способностях.
При этом попытки руководителя обучения и других обучающихся повлиять на тип мотивации приводят к ухудшению результативности.
У обучающихся высшему профессиональному мастерству примерно поровну распределена типология мотивов достижения успеха и мотивов избегания неудач, при этом у обучающихся доминирование мотивации достижения успеха чаще получают высокую оценку своей деятельности.
УДК 681.3.041.053: 006.354 | ОКС 35.020 | |
Ключевые слова: диспозиция, задачи, интересы, информационная деятельность, информационная поддержка, мотивации, мотивационная сфера, мотивы, мыслительный процесс, намерения, ситуационная мотивация, специалист, побуждения, потребность, психические свойства, техническая деятельность, убеждения |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019