ГОСТ Р 70612-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЛИОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
Методика обоснования целесообразности консервации и ликвидации
Reclamation systems and hydraulic structures. Methodology of justification of expediency of conservation and liquidation
ОКС 65.060.35
Дата введения 2023-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения "Радуга" (ФГБНУ ВНИИ "Радуга")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 151 "Мелиорация"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2022 г. N 1712-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Введение
Настоящий стандарт разработан ФГБНУ ВНИИ "Радуга" в соответствии с федеральными законами [1] и [2] и на основании нормативно-правовых актов: постановления [3] и приказа [4].
Настоящий стандарт устанавливает требования к методике обоснования целесообразности консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений. Настоящий стандарт содержит методические положения по нормативно-правовому и документальному сопровождению решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения, обоснование необходимости проведения работ по консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения.
Целесообразность разработки национального стандарта состоит в том, что в настоящее время в связи с изменением хозяйственной деятельности предприятий сельскохозяйственной отрасли изменилась потребность и режим эксплуатации водных ресурсов, что привело к изменению условий их эксплуатации и использованию водохранилищ и гидротехнических сооружений.
Практическое применение данного стандарта позволит обеспечить рациональное использование материальных ресурсов при эксплуатации гидротехнических сооружений мелиоративного комплекса.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на методики выполнения работ по консервации и (или) ликвидации мелиоративных и гидротехнических сооружений III и IV классов капитальности мелиоративного и водохозяйственного комплексов и устанавливает общие правила и требования к владельцам этих сооружений и заинтересованным в проведении этих работ лицам.
1.2 Настоящий стандарт определяет целесообразность проведения консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений на основе оценки их экономической и экологической составляющих.
1.3 Настоящий стандарт устанавливает характер взаимодействия и ответственность заинтересованных в консервации и (или) ликвидации юридических и физических лиц, использующих различную правовую базу.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 70214 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения.
СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего документа в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 70214, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
|
гидротехнические сооружения: Инженерные сооружения и устройства, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.
[ГОСТ Р 58376-2019, пункт 3.1] |
3.2 гидромелиоративная система: Комплекс гидротехнических сооружений и технических средств для гидромелиорации земель.
3.3 собственник гидротехнического сооружения: Государство, административный округ, область или иная управляемая территория, определенная административным делением государства, юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, физическое лицо, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
3.4 эксплуатирующая организация: Предприятие или организация любой организационно-правовой формы, осуществляющие техническую эксплуатацию гидротехнического сооружения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, договора на выполнение работ или услуг, ином законном основании.
3.5 критерии безопасности гидротехнического сооружения: Предельные значения количественных показателей и качественных характеристик состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
3.6 обследование гидротехнических сооружений: Комплекс мероприятий по оценке технического состояния и работоспособности гидротехнических сооружений и определению перечня необходимых работ по обеспечению надежности и безопасной эксплуатации этих сооружений.
3.7 территория гидротехнического сооружения: Территория в пределах границ землеотвода, установленных в соответствии с действующим земельным законодательством.
3.8 консервация гидротехнического сооружения: Временное прекращение эксплуатации гидротехнического сооружения с целью выявления, признания, сохранения и стабилизации идентификационных технических характеристик при условии осуществления мониторинга в зависимости от класса сооружения.
3.9 ликвидация гидротехнического сооружения: Комплекс мероприятий, направленных на прекращение существования сооружения и приведение территории, на которой оно расположено, в состояние, обеспечивающее безопасность окружающей среды и жизни человека.
3.10 безопасность гидротехнического сооружения: Свойство гидротехнического сооружения, определяющее его защищенность от внутренних и внешних угроз или опасностей и препятствующее возникновению на объекте источника техногенной опасности для жизни, здоровья и законных интересов людей, состояния окружающей среды, хозяйственных объектов и собственности.
3.11 показатели безопасности гидротехнического сооружения: Количественные и качественные показатели, характеризующие вероятности реализации либо нарушения установленных критериев безопасности гидротехнического сооружения.
3.12 класс капитальности гидротехнического сооружения: Регламентируемая действующими нормами проектирования качественно-количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и назначаемая с учетом последствий его аварии и (или) нарушений эксплуатации.
3.13 уровень безопасности гидротехнического сооружения: Степень соответствия состояний гидротехнического сооружения и окружающей среды установленным критериям безопасности, принятым с соблюдением действующих норм проектирования, квалификации эксплуатационного персонала и действий собственника (эксплуатирующей организации), требованиям правил технической эксплуатации и действующего законодательства по техногенной и экологической безопасности.
3.14 авария на гидротехническом сооружении: Разрушение или повреждение гидротехнического сооружения, характеризуемое потерей устойчивости, избыточной деформацией, потерей прочности сооружения, конструкции, конструктивных элементов или основания, в том числе вследствие избыточного накопления повреждений и износа, прорыва напорного фронта либо неконтролируемого сброса воды или жидких стоков из хранилища, перелива воды через гребень подпорного сооружения, размывов и подмывов гидротехнического сооружения и (или) его основания.
Примечание - Формы аварий, характеризуемые разрушением сооружений, находящихся под напором воды, относятся к гидродинамическим авариям.
3.15 гидродинамическая авария: Ситуация на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
3.16 прорыв напорного фронта: Разрушение либо повреждение одного из гидротехнических сооружений, формирующих напорный фронт, в результате которых происходит неконтролируемый сброс воды или жидких стоков из верхнего бьефа в нижний.
3.17 волна прорыва: Волна перемещения, образующаяся в нижнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.
3.18 разрушение гидротехнического сооружения: Авария на гидротехническом сооружении в виде сдвига сооружения по основанию или с захватом части основания, опрокидывания, внутренней или внешней эрозии (размыва), обрушения или сползания грунтовых откосов, хрупкого разрушения бетонных конструкций или разрыва стен водоводов, сопровождающихся преобразованием потенциальной энергии гидротехнического сооружения и воды в кинетическую, когда вода, элементы конструкций, основание, оборудование и т.п., вовлченные в аварийный процесс, создают поражающие факторы для других объектов, эксплуатационного персонала, населения и окружающей среды.
3.19 последствия аварии на гидротехническом сооружении: Результаты аварии на гидротехническом сооружении, формирующие условия возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной чрезвычайной ситуации).
3.20 сценарий аварии на гидротехническом сооружении: Последовательность событий, состояний, явлений, процессов, действий собственника и эксплуатационного персонала на гидротехническом сооружении и в окружающей среде, которые определяют причины возникновения и возможную аварию на гидротехническом сооружении (сценарий возникновения аварии), характер развития и последствия аварии (сценарий развития аварии) в пространстве и во времени.
3.21 обеспечение безопасности гидротехнического сооружения: Планирование и осуществление комплекса научно-методических и организационно-технических мероприятий по предупреждению опасных состояний гидротехнического сооружения и окружающей среды, повышению отказоустойчивости гидротехнического сооружения и его живучести при неисправностях, отказах и авариях, недопущению и уменьшению отрицательных последствий неисправностей, отказов, аварий и чрезвычайных ситуаций для эксплуатационного персонала, населения и окружающей среды.
3.22 декларирование безопасности гидротехнического сооружения: Процесс составления декларации безопасности гидротехнического сооружения, на которое распространяется действие федерального закона [1].
3.23 декларация безопасности гидротехнического сооружения: Документ, составляемый собственником гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим или физическим лицом, выполняющим функции заказчика, для предъявления органу надзора за промышленной безопасностью, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по ее обеспечению в соответствии с классом сооружения.
3.24 поддержание безопасности гидротехнического сооружения: Проведение собственником либо эксплуатирующей организацией совокупности организационно-технических мероприятий на гидротехническом сооружении, включая техническую диагностику, контроль и мониторинг, профилактические работы, техническое обслуживание и ремонт с целью сохранения достигнутых характеристик безопасности (уровня безопасности) гидротехнического сооружения с учетом его класса и условий эксплуатации.
3.25 оценка безопасности гидротехнического сооружения: Определение соответствия состояний гидротехнического сооружения и окружающей среды установленным критериям безопасности, принятым с соблюдением действующих норм проектирования, соответствия квалификации эксплуатационного персонала и действий собственника (эксплуатирующей организации) требованиям правил технической эксплуатации и законодательства по техногенной и экологической безопасности, определение на этой основе уровня безопасности гидротехнического сооружения и формулирование окончательных выводов о безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
3.26 нормальный уровень безопасности гидротехнического сооружения: Уровень безопасности гидротехнического сооружения, при котором значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых для работоспособного состояния сооружения и основания, а эксплуатация осуществляется в соответствии с проектом и правилами эксплуатации без нарушений действующих законодательных актов, норм и правил, а также предписаний органов надзора.
3.27 пониженный уровень безопасности гидротехнического сооружения: Уровень безопасности гидротехнического сооружения, собственник (эксплуатирующая организация) которого допускает нарушения правил технической эксплуатации, невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов государственного надзора по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
3.28 неудовлетворительный уровень безопасности гидротехнического сооружения: Уровень безопасности гидротехнического сооружения, эксплуатирующегося в условиях снижения механической или фильтрационной прочности, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности для работоспособного состояния, других отклонений от проектного состояния, способных привести к возникновению аварии.
3.29 риск аварий на гидротехническом сооружении: Комбинация вероятностей возникновения аварий на гидротехническом сооружении и их ожидаемых последствий для жизни и здоровья людей, собственности и окружающей среды.
3.30 допустимый уровень риска аварии на гидротехническом сооружении: Значение риска аварии на гидротехническом сооружении, превышение которого не допускается нормативными документами.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГТС - гидротехническое сооружение;
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
НОПРИЗ - национальное объединение проектировщиков и изыскателей;
НОСТРОЙ - национальное объединение строителей;
НССО - Национальный союз страховщиков ответственности;
ОПО - опасный производственный объект;
Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
СРО - саморегулируемая организация;
ФНИ - федеральное недвижимое имущество;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
5 Нормативно-правовое сопровождение решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения
5.1 Решение о консервации и (или) ликвидации сооружения обусловлено требованиями технической, экономической и экологической составляющих проведения этих мероприятий [1], [2].
5.2 Причинами для принятия решения о консервации и (или) ликвидации ГТС являются:
- окончание установленного проектной документацией срока эксплуатации;
- утрата прямого назначения сооружения;
- угроза возникновения ЧС;
- отсутствие собственника сооружения [3], [4].
5.3 Изначально необходимо дать оценку технического состояния сооружения, проведя его обследование в соответствии с установленным порядком [5]. Результирующим заключением обследования должны являться решение комиссии о необходимости или отсутствии необходимости в декларировании сооружения и оценка уровня безопасности опасного объекта. Критерием принятия решения комиссии о декларировании или недекларировании является угроза возникновения или невозникновения ЧС на территории объекта при возможной аварии. Если объект не подлежит декларированию, то акт регулярного обследования сооружения будет являться единственным документом, дающим объективную оценку технического состояния ГТС на текущий момент.
5.4 Выбор варианта наиболее рационального решения при изменении жизненного цикла ГТС осуществляют при сравнительном анализе экономических показателей затрат на консервацию либо ликвидацию ГТС, таких как:
- на текущую эксплуатацию ГТС (содержание), соответствующую текущему (установленному) уровню безопасности объекта;
- на поддержание работоспособного состояния ГТС с целью продолжения его эксплуатации;
- на консервацию ГТС;
- на ликвидацию ГТС.
Указанные затраты необходимо сравнить с размером вреда, который может возникнуть при наиболее вероятной и наиболее тяжелой аварии ГТС.
Расходы на проведение работ по консервации и ликвидации ГТС полностью ложатся на собственника.
Собственник или уполномоченный орган исполнительной власти при принятии решения по консервации и (или) ликвидации ГТС обязан дать оценку и прогноз возможных изменений природных и техногенных условий на территории ГТС после проведения мероприятий по консервации и ликвидации, включающие:
- природную характеристику территории ГТС;
- перечень возможных ограничений хозяйственной деятельности на территории ГТС;
- предполагаемое воздействие работ по консервации и (или) ликвидации на окружающую среду;
- планируемые природоохранные мероприятия;
- эффективность и ущерб мероприятий при их реализации.
Базовой нормативно-правовой основой для осуществления мероприятий по консервации и (или) ликвидации отдельно расположенного ГТС являются [6], [7], [8], [9].
5.5 При принятии решения о консервации и (или) ликвидации ГТС собственник и эксплуатирующая организация должны проверить наличие у себя следующих документов:
- проектной документации на ГТС;
- документа о землеотводе, устанавливающего границы ГТС;
- свидетельства на право владения ГТС и договор передачи недвижимого имущества (объекта капитального строительства) - с указанием формы владения (пользования);
- свидетельства о регистрации ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений или выписка из регистра;
- предписания органов надзора за ГТС с указанием объема их выполнения;
- разрешения Ростехнадзора на эксплуатацию ГТС;
- проектных и поверочных расчетов пропускной способности ГТС и его элементов;
- критериев безопасности ГТС на момент принятия решения о его консервации или ликвидации;
- расчет размера ущерба (вреда) при возможной аварии на ГТС;
- расчетной зоны затопления в случае прорыва напорного фронта ГТС;
- оперативного плана действий эксплуатирующего персонала в случае аварии на ГТС;
- перспективного плана мероприятий по поддержанию ГТС в безопасном состоянии.
5.6 Организация, эксплуатирующая ГТС на основе договора с собственником, информирует собственника о своей обоснованной инициативе законсервировать или ликвидировать ГТС и передать его собственнику при условии выполнения эксплуатирующей организацией договорных обязательств, включающих следующий перечень работ:
- проведение регулярного обследования ГТС с составлением и утверждением акта обследования ГТС [5];
- подготовка и предоставление собственнику декларации безопасности, соответствующей этапу консервации или ликвидации ГТС [8], [9];
- определение размера вреда при возможной аварии ГТС [10];
- установление критериев безопасности ГТС на момент принятия решения о консервации или ликвидации с обоснованием фактических критериев безопасности ГТС в форме пояснительной записки согласно СП 58.13330;
- формирование уточненных сведений о ГТС и необходимых для внесения в Российский регистр гидротехнических сооружений [11], [12];
- организация проведения экспертизы декларации безопасности ГТС [10], [13];
- передача собственнику ГТС всех имеющихся у эксплуатирующей организации документов на ГТС, в том числе утвержденных Ростехнадзором деклараций безопасности и заключений экспертной комиссии по экспертизе декларации безопасности ГТС.
5.7 Свое решение о консервации или ликвидации ГТС собственник направляет в региональное управление Ростехнадзора для регистрации действий поднадзорной ему организации. Обращение в Ростехнадзор должно быть изложено в форме заявления, включающего сведения:
- о наименовании сооружения, полностью соответствующего наименованию, указанному в Российском регистре гидротехнических сооружений и его местонахождение;
- технический паспорт или паспорт безопасности опасного объекта;
- выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о ГТС;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на предлагаемое к консервации или ликвидации ГТС;
- документ о зарегистрированных правах на занимаемый сооружением земельный участок, определяющий его границы;
- функциональное назначение объекта: сельское хозяйство, водоснабжение, защита от негативного воздействия вод, комплексное;
- информация о соответствии состояния ГТС нормативным документам и технической документации в области обеспечения безопасности ГТС;
- результаты обследования ГТС на текущий момент;
- расчет объема необходимого финансирования на случай возможного восстановления ГТС, для проведения сравнительного анализа с затратами на строительство по проекту и затратами на консервацию и (или) ликвидацию ГТС, а также затратами на обеспечение безопасности и мониторинг ГТС.
6 Требования
Настоящий стандарт устанавливает требования к методам выполнения работ (процессов) консервации и ликвидации отдельно расположенного ГТС, связанных с изменением жизненного цикла сооружения, обеспечивающих техническое единство и оптимальность данных видов работ, при установленной последовательности их выполнения, а также требования безопасности при выполнении процессов консервации и ликвидации ГТС в части сохранения жизни и здоровья населения и требования охраны окружающей среды при реализации технологических операций.
6.1 Требования к экономическому обоснованию целесообразности проведения работ по консервации или ликвидации гидротехнического сооружения
Экономическое обоснование целесообразности проведения работ по консервации и ликвидации ГТС должно учитывать экономические интересы всех заинтересованных в этом юридических и физических лиц, связанные с функционированием данного сооружения. Их задача состоит в максимальном снижении ущерба от результатов проведения консервации или ликвидации ГТС, в том числе в снижении капиталовложений на проведение этих работ.
Консервация ГТС требует специальной подготовки объекта и демонтажа оборудования. Во время выполнения работ по консервации и после нее сохраняемый объект должен подлежать мониторингу состояния.
Консервация ГТС предусматривает прекращение его эксплуатации, принятия мер для поддержанию ГТС в исправном состоянии путем проведения капитального ремонта, ограничение доступа посторонних лиц к объекту.
Консервация начинается с обоснования и выбора правильных, экономически обоснованных технических решений - с правильно оформленных документов.
Перевод сооружения как объекта основных средств на консервацию описан в [13] и абсолютно идентичен и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Для консервации ГТС необходимо, чтобы данное решение принял руководитель организации-собственника либо руководитель органа муниципального органа власти, издав при этом приказ "О переводе объекта основных средств на консервацию".
Руководитель организации-собственника должен создать комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию.
В данную комиссию должны входить представители администрации, технической службы, руководитель службы эксплуатации сооружения, в распоряжении которой находится консервируемый объект, бухгалтерии и экономической службы предприятия.
В ходе оценки экономической целесообразности перевода на консервацию ГТС или иных объектов основных средств комиссии необходимо обсудить следующие вопросы:
- планируется ли использование консервируемого объекта основных средств в будущем;
- не превысят ли расходы на консервацию объекта основных средств убытки от содержания объекта, не переведенного на консервацию;
- сохранятся ли в период проведения консервации необходимые качественные характеристики объекта основных средств, переводимого на консервацию, и т.д.
В обязанности членов данной комиссии входит:
- освидетельствование объекта;
- оформление документов на консервацию;
- оценка экономической целесообразности консервации;
- составление сметы затрат на консервацию и содержание законсервированного объекта;
- оценка технического состояния объекта при его возможной последующей расконсервации.
После рассмотрения оформленных материалов по переводу ГТС на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии, издается приказ руководителя организации "О переводе объекта основных средств на консервацию".
В данном приказе следует указать причины и основания для консервации объекта, перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и сроки начала и окончания консервации.
Все расходы на содержание законсервированного объекта осуществляют на основании и в пределах сметы на эти цели, утвержденной руководителем организации.
Пошаговый порядок перевода ГТС на консервацию представляется следующей последовательностью действий:
- составление заявки на перевод сооружения как объекта основных средств на консервацию и ее подписание руководителем службы эксплуатации (инициатором перевода сооружения на консервацию);
- утверждение заявки у главного бухгалтера предприятия-собственника или уполномоченного им лица;
- направление заявки руководителю организации-собственника для принятия решения о переводе объекта на консервацию;
- создание комиссии по переводу ГТС на консервацию;
- создание инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации ГТС, подлежащего консервации;
- проведение инвентаризации объекта, подлежащего консервации;
- оформление (составление и подписание) заключения о консервации ГТС;
- оформление документов по переводу ГТС на консервацию и передача их на рассмотрение руководителю организации-собственника;
- издание приказа руководителя организации-собственника о переводе объекта на консервацию с указанием причин и оснований для консервации;
- оформление Акта о переводе ГТС на консервацию;
- составление сметы расходов на содержание законсервированного ГТС;
- регистрация данных о консервации в инвентарной карточке объекта.
Расходы, связанные с консервацией объекта недвижимого имущества, направлены на сохранение и содержание его в должном состоянии.
В общем случае расходы на консервацию, расконсервацию и содержание законсервированных объектов осуществляются на основании сметы, утвержденной руководителем организации-собственника.
Консервацию допускается проводить по решению:
- руководителя предприятия-собственника в коммерческих организациях;
- федеральных органов исполнительной власти, если в уставном капитале предприятия существует доля государственной собственности;
- соответствующих министерств и ведомств, если предприятие находится в ведомственном подчинении.
При проведении ликвидации экономическим обоснованием являются те же положения, что и при консервации.
6.2 Требования к экологической безопасности проведения работ по консервации и (или) ликвидации отдельно расположенного гидротехнического сооружения
Требования к экологической безопасности работ по консервации и (или) ликвидации ГТС начинаются с разработки проекта ликвидации или консервации ГТС.
Работы по консервации и ликвидации ГТС следует проводить поэтапно.
На первом этапе разрабатывают проект консервации и (или) ликвидации ГТС в соответствии с [14], [15].
Разработка проекта консервации или ликвидации должна осуществляться специалистами или организациями, членами СРО, включенными в национальный реестр по организации архитектурно-строительного проектирования, типа НОПРИЗ или НОСТРОЙ.
Проект организации работ по консервации и ликвидации ГТС должен состоять из текстовой и графической частей.
Текстовая часть проекта должна содержать:
- основание для разработки проекта [решение собственника, органа местного самоуправления (подробно и в полном объеме)];
- вид, определяемый в соответствии с положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [17] и описание объекта капитального строительства ГТС, подлежащего консервации и (или) ликвидации, с указанием основных параметров, конструктивных и инженерно-технических характеристик;
- сведения о проектной документации объекта капитального строительства (ГТС), подлежащего консервации и (или) ликвидации (подробно и в полном объеме);
- сведения о заключении государственной и негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего консервации и (или) ликвидации;
- сведения о результатах и материалах обследования объекта капитального строительства (ГТС), подлежащего консервации и (или) ликвидации (подробно и в полном объеме);
- перечень мероприятий по выведению из эксплуатации объекта капитального строительства (ГТС), подлежащего консервации и (или) ликвидации, если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не осуществлен до консервации и (или) ликвидации;
- перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования (при наличии такого оборудования);
- сведения об условиях отключения объекта капитального строительства (ГТС) от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего консервации и (или) ликвидации от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (подробно и в полном объеме);
- перечень мероприятий по обеспечению защиты объекта капитального строительства (ГТС) от проникновения посторонних лиц и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;
- описание и обоснование принятого способа консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС);
- расчет продолжительности работ по консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС) в зависимости от технологии их выполнения (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства (ГТС);
- расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа консервации и (или) ликвидации;
- оценка вероятности повреждения при консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС) действующих сетей инженерно-технического обеспечения;
- описание и обоснование методов защиты и защитных устройств действующих сетей инженерно-технического обеспечения, согласованных с владельцами таких сетей;
- описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС);
- перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде;
- описание решений по вывозу и утилизации отходов от консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС), в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого оборудования);
- перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства (ГТС);
- сведения об остающихся после консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС) в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях, сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение этих коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, способа консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС) путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер безопасности при использовании потенциально опасных способов консервации и ликвидации;
- сведения об акте, подтверждающем отключение объекта капитального строительства (ГТС), подлежащего консервации и (или) ликвидации, от сетей инженерно-технического обеспечения, подписанном организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии, подробно и в полном объеме);
- сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального строительства (ГТС), подлежащем консервации и (или) ликвидации, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе, подтверждающем, что объект капитального строительства (ГТС), подлежащий консервации и (или) ликвидации, не является выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом исполнительной власти (подробно и в полном объеме).
Графическая часть проекта по консервации и (или) ликвидации ГТС должна содержать:
- план земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства (ГТС), подлежащий консервации и (или) ликвидации, и прилегающих территорий с указанием места размещения консервируемого или ликвидируемого объекта капитального строительства (ГТС), надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС) с указанием мест складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств;
- обмерные чертежи планов, разрезов, фотографий фасадов объекта капитального строительства (ГТС), подлежащего консервации и (или) ликвидации [в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства (ГТС)];
- чертежи защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения;
- технологические карты-схемы последовательности работ при консервации и (или) ликвидации объекта и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения.
Содержание и перечень сведений, необходимых для организации работ по консервации и (или) ликвидации объекта капитального строительства (ГТС):
- сведения о заключении экспертизы проектной документации на ГТС (при наличии);
- результаты и материалы обследования ГТС;
- перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования;
- описание и обоснование принятого способа консервации и (или) ликвидации;
- решение на вывоз и утилизацию отходов от консервации и (или) ликвидации.
На втором этапе осуществляют оценку влияния работ по консервации и (или) ликвидации ГТС на окружающую среду [17], [18].
На третьем этапе формируют комиссию из независимых экспертов и специалистов по экспертной оценке результатов работ, проведенных при консервации и ликвидации ГТС с целью определения достоверности и полноты сведений о ГТС с научной обоснованностью выводов комиссии и их законности [7].
На четвертом этапе составляют акт приемки работ о завершении консервации и (или) ликвидации ГТС, закрепляющий ответственность заинтересованных в консервации и (или) ликвидации ГТС лиц и организаций. Акт составляется представителями строительной организации (исполнитель), выполнившей консервацию и (или) ликвидацию ГТС, и организацией (заказчиком), осуществляющей финансирование указанных работ, а также представителей местных органов власти, Ростехнадзора, МЧС, НССО и общественных организаций, заинтересованных в результатах работ по консервации и (или) ликвидации опасного объекта.
На пятом этапе составляют акт о списании ФНИ в случае ликвидации ГТС.
Результатом подготовки к принятию решения о списании ФНИ, такого как ликвидированное ГТС, являются следующие документы:
- обращение собственника или эксплуатирующей организации, содержащее обоснование причин списания ФНИ;
- количество и наименования ФНИ с указанием инвентаризационного номера, кода регистрации ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений, года введения в эксплуатацию, балансовой стоимости на момент его комиссионного обследования, остаточной стоимости на тот же момент, срока полезного использования (срока эксплуатации) и срока фактического использования на момент принятия решения о ликвидации;
- приказ о создании комиссии по подготовке решения о списании ГТС;
- акт о списании объекта ФНИ;
- копия инвентарной карточки учета объекта;
- заключение комиссии о техническом состоянии объекта со ссылкой на содержание акта регулярного обследования [5].
На шестом этапе собственник ГТС или орган исполнительной власти Российской Федерации направляет копии документов о списании ФНИ либо его консервации в Ростехнадзор в целях внесения изменений сведений о жизненном цикле ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений и государственный водный реестр и в течение 10 дней получает официальный ответ о внесении информации в соответствующие реестры.
Установление соответствия результатов работ, реализуемых при консервации и (или) ликвидации ГТС, должно отвечать требованиям, заложенным в проекте на выполнение этих работ, и соответствовать принципам экологической экспертизы:
- презумпции экологической безопасности работ;
- обязательности проведения экологической экспертизы до принятия решения о консервации и (или) ликвидации ГТС;
- комплексности оценки воздействия работ на окружающую среду и их последствий;
- достоверности и полноте информации при оценке работ по консервации и (или) ликвидации ГТС комиссиями независимых экспертов;
- научной обоснованности и законности;
- ответственности заинтересованных лиц и организаций-участников экологической оценки за процессы и результаты работ по консервации и (или) ликвидации ГТС, за организацию, проведение и качество этих работ.
Проект консервации и (или) ликвидации ОПО должен пройти обязательную государственную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза проекта считается завершенной после утверждения заключения экспертной комиссии Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Библиография
|
|
[1] | Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
|
[2] | Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
|
[3] | Постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1589 "Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнических сооружений"
|
[4] | Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 463 "Об утверждении типовой формы решения о консервации и (или) ликвидации гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
|
[5] | Приказ Ростехнадзора от 4 декабря 2020 г. N 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[6] | Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 464 "Об утверждении Порядка подготовки, представления и учета предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, на территории которых находится гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, о необходимости его консервации и (или) ликвидации (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[7] | Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 465 "Об утверждении формы акта обследования гидротехнического сооружения и его территории после осуществления мероприятий по консервации и (или) ликвидации (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[8] | Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений"
|
[9] | Приказ Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения" (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[10] | Приказ Ростехнадзора от 10 декабря 2020 г. N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[11] | Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений"
|
[12] | Приказ Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 499 "Об утверждении форм представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений"
|
[13] | Приказ Ростехнадзора от 14 декабря 2020 г. N 523 "Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)"
|
[14] | Налоговый кодекс Российской Федерации (принят государственной думой 16 июля 1998 г.)
|
[15] | Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
|
[16] | Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
|
[17] | Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"
|
[18] | Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
|
[19] | Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
|
|
|
УДК 631.67:006.354 |
| ОКС 65.060.35 |
| ||
Ключевые слова: методика, гидромелиоративные системы, гидротехнические сооружения, экономическое обоснование, экологическая экспертиза, целесообразность, консервация, ликвидация, требования |