ГОСТ Р 58656-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МОБИЛЬНАЯ
Методы определения воздействия движителей на почву
Agricultural mobile machinery. Methods for determining force produced by propelling agents on soil
ОКС 65.060.20
ОКПД2 28.30
Дата введения 2020-08-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ" (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ), Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства" (ФГБНУ ДальНИИМЭСХ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г. N 1129-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на мобильную сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны, транспортные средства, сельскохозяйственные машины и другие виды техники, имеющие собственные движители, используемые на полях, лугах и пастбищах.
1.2 Стандарт устанавливает методы определения среднего и максимального нормального давления движителей на почву.
1.3 Стандарт не распространяется на технику, используемую на полевых дорогах и землях, непригодных для рекультивации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ OIML R 76-1 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 7057 Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний
ГОСТ 7463 Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 17697 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
ГОСТ 20915 Испытания сельскохозяйственной техники. Методы определения условий испытаний
ГОСТ 23734 Тракторы промышленные. Методы испытаний
ГОСТ 32774* Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Устройства тягово-сцепные. Общие технические требования и методы испытаний
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
ГОСТ Р 58655 Техника сельскохозяйственная мобильная. Нормы воздействия движителей на почву
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
влагоемкость почвы: Величина, количественно характеризующая водоудерживающую способность почвы. [ГОСТ 27593-88, таблица 1, определение 31]. |
3.2 максимальное нормальное давление: Максимальное давление в контакте единичного колесного или единичного гусеничного движителя с опорным основанием, нормальное (перпендикулярное) к опорной поверхности движителя.
3.3 опорное основание: Объемный массив, по поверхности которого посредством единичных движителей, объединенных в ходовую систему (шасси, ходовой аппарат) перемещается мобильная техника.
3.4
контурная площадь контакта: Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью. [ГОСТ 17697-72, пункт 15]. |
4 Общие положения
4.1 Расстояние между осями колес, горизонтальные координаты осей опорных катков и направляющего колеса относительно оси ведущего колеса каждого единичного гусеничного движителя и вертикальные координаты осей крайних опорных катков относительно осей ведущего и направляющего колес, размер колеи по каждой оси колесного движителя и колеи гусеничного движителя, массу, создающую статическую нагрузку на почву единичным колесным и гусеничным движителем, продольную координату центра тяжести испытуемой техники определяют по ГОСТ 23734.
4.2 Допускаемые погрешности измеряемых величин - по ГОСТ 7057.
4.3 Площадка, на которую устанавливают технику для определения ее линейных размеров, - по приложению А настоящего стандарта.
4.4 Весовое устройство и площадка, на которой оно установлено, - по ГОСТ 23734. Отклонение от плоскостности поверхностей весового устройства и площадки в пределах габарита по длине и ширине техники при ее установке на платформу весов и площадку одновременно не должно быть более 10 мм.
5 Методы определения воздействия движителей на почву
5.1 Метод определения максимального нормального давления колесного движителя на почву
5.1.1 Подготовка к измерениям
Комплектуют и полностью загружают технику в соответствии с видом выполняемых работ и инструкцией по эксплуатации. В шинах движителя устанавливают заданное давление согласно техническим характеристикам по ГОСТ 7463.
Нагрузку на испытуемую технику, создаваемую массой агрегатируемой машины, находящейся в рабочем положении при ее наибольшей эксплуатационной массе, допускается имитировать дополнительным грузом.
5.1.2 Проведение измерения
5.1.2.1 Массу, приходящуюся на каждый единичный колесный движитель, создающий статическую нагрузку на почву, определяют на весах по ГОСТ OIML R 76-1 при комплектации и загрузке техники (см. 5.1.1), при этом колеса должны быть расторможены и кинематически отсоединены от двигателя.
5.1.2.2 Колесную технику взвешивают в следующем порядке:
- после заезда на платформу весов:
- всех колес первой оси,
- всех колес второй оси и т.д. до последней оси;
- при съезде с платформы весов на площадку - всех колес осей в обратной последовательности.
В указанной последовательности технику устанавливают на платформу весов и взвешивают также колесами одной стороны, а затем другой стороны.
В каждом случае измерения следует повторить в обратном порядке, установив технику в противоположном направлении.
Массы, создающие нагрузку, допускается определять для каждого единичного движителя в отдельности взвешиванием на секционных весах при последующем взвешивании техники в целом.
5.1.2.3 Допускаемое расхождение результатов определения масс при установке техники на весы колесами одной и той же оси, а также между суммой составляющих и массой техники в целом не должно выходить за пределы погрешности, указанной в п.4.2.
5.1.2.4 Площадь контакта шины колеса с почвой (
где
Значение
Значения
Наружный диаметр шины колеса определяют по ГОСТ 7463.
Таблица 1 - Коэффициент
Наружный диаметр шины, мм | |
До 600 включ. | 1,60 |
Св. 600 до 800 включ. | 1,40 |
Св. 800 до 1000 включ. | 1,30 |
Св. 1000 до 1200 включ. | 1,20 |
Св. 1200 до 1500 включ. | 1,15 |
Св. 1500 | 1,10 |
5.1.3 Расчет максимального нормального давления колесного движителя на почву
Максимальное нормальное давление колесного движителя на почву (
где
где
Примечание - Для новых высокоэластичных шин
5.2 Экспериментально-расчетный метод оценки максимального нормального давления колесного движителя на почву с использованием универсальной характеристики шины
5.2.1 Сущность метода
В соответствии с предлагаемым методом рассматривается изменение максимального нормального давления на почву
5.2.2 Максимальное нормальное давление вычисляется по формуле
где
Значение
Значение
5.2.3 Основные параметры для расчета представлены на схеме деформации пневматической шины колеса при статических испытаниях на рисунке Б.1 (приложение Б).
5.2.4 Связь для конкретной шины между нормальным прогибом шины
где
где
5.2.5 Установить связь между статической вертикальной нагрузкой
где
5.2.6 При расчете постоянных коэффициентов
где
где N - число ступеней нагрузки на шины по ГОСТ 7463.
Значение
где
5.2.7 Нормальный прогиб шины
5.2.8 Пример расчета максимального нормального давления при помощи универсальной характеристики шины приведен в приложении В.
5.3 Метод определения максимального нормального давления гусеничного движителя на почву
5.3.1 Сущность метода
Метод заключается в определении осевой эпюры нормальных напряжений на глубине 0,2 м песчаного опорного основания, коэффициента продольной неравномерности их распределения и расчете максимального нормального давления гусеничного движителя на почву.
5.3.2 Аппаратура
Датчики давления типа М-70 с пределом измерений до 250 кПа.
Преобразователь сигналов тензорезисторных датчиков класса 1 и регистрирующий прибор, обеспечивающий общую погрешность измерений не более 3% от максимального значения градуировки.
Манометр образцовый типа МО-6 класса 0,35 с пределом измерений до 300 кПа.
5.3.3 Подготовка к измерениям
5.3.3.1 Готовят песчаное опорное основание в грунтовом котловане длиной не менее трех габаритов техники по ее длине, шириной не менее двух габаритов техники по ее ширине и глубиной не менее 0,6 м, используя рулетку по ГОСТ 7502.
Влажность грунта в основании котлована в слое 0-10 см не более 0,5 НВ (НВ - наименьшая влагоемкость почвы).
Котлован заполняют песком с влажностью не более 3% (по массе), содержащим частицы размерами:
- от 0,06 до 1,5 мм - не менее 80%;
- от 0,002 до 0,06 мм - не более 10%;
- до 0,002 мм - не более 10%.
Влажность песка определяют по ГОСТ 20915.
Песок в котловане укладывают слоями высотой 7-10 см и укатывают каждый слой колесной машиной, имеющей нагрузку на каждое колесо одной из осей не менее 25 кН. При укатывании устанавливают максимально допустимое давление воздуха в шинах.
5.3.3.2 В подготовленном песчаном опорном основании отрывают траншею глубиной (21±1) см и шириной не менее двойной ширины гусеницы на расстоянии не менее тройной ширины гусеницы испытываемой техники от каждого бокового края песчаного опорного основания.
На дно траншеи по ее продольной оси устанавливают не менее четырех датчиков давлений. Первый и последний датчики устанавливают на расстоянии не менее одного габарита техники соответственно от начала и конца песчаного опорного основания.
Расстояние между соседними датчиками давлений (
где
Допускаемое отклонение фактического расстояния между датчиками от расчетного не должно превышать 0,1
5.3.3.3 Перед закладкой датчики давлений должны быть градуированы с использованием образцового манометра. При градуировке создают давление, равно распределенное по площади мембраны. В диапазоне градуировки должно быть не менее семи ступеней давлений. Градуируют каждый датчик не менее трех раз. После окончания измерений градуировку датчиков повторяют.
Градуировочные характеристики, полученные до и после измерений, аппроксимируют прямой с использованием метода наименьших квадратов. Среднее квадратическое отклонение точек, полученных на каждой ступени давлений, а также отклонение среднего значения этих точек от прямой не должно превышать 3% от заданного предела измерений.
5.3.3.4 Траншею с заложенными датчиками засыпают песком. Песок в траншее и в примыкающих к ней с каждой стороны зонах, равных расстоянию не менее ширины гусеницы, прикатывают движителем испытуемой техники при ее пятикратных проходах по одному следу в одном и другом направлениях. После прикатывания песок разравнивают и с помощью металлического щупа определяют расстояние от поверхности песка до поверхности мембраны каждого датчика, которое должно быть равно (0,2±0,02) м. Линию установки датчиков трассируют контрастным гибким шнуром.
5.3.3.5 Устанавливают заданное натяжение гусениц движителя, производят комплектацию и загрузку в соответствии с требованиями п.5.1.1.
5.3.4 Проведение измерений
5.3.4.1 Массу, создающую статическую нагрузку каждым или группой опорных катков, передаваемую гусеницей на почву, определяют взвешиванием на весах по ГОСТ OIML R 76-1 при комплектации и загрузке техники п.5.1.1.
При взвешивании гусеницы должны быть расторможены, кинематически отсоединены от двигателя и ослаблены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их демонтажа.
Технику, имеющую упругую связь катков с остовом, взвешивают при заезде на платформу весов опорными катками каждой стороны последовательно первым катком, двумя, тремя и т.д. всеми катками, а затем при ее съезде с платформы на площадку в той же последовательности.
Технику с жестким креплением группы опорных катков на одной раме взвешивают при заезде на платформу весов опорными катками каждой стороны последовательно первой группой, двумя, тремя и т.д. всеми группами, а затем при ее съезде с платформы на площадку в той же последовательности.
В каждом случае измерения следует повторить в обратном порядке, установив технику в противоположном направлении, а также определить массу техники при ее установке на платформу всеми опорными катками.
Массы, создающие нагрузку, допускается определять для каждого опорного катка или группы жестко закрепленных опорных катков взвешиванием на секционных весах по ГОСТ OIML R 76-1 при последующем взвешивании техники в целом. Отклонение от плоскостности поверхностей площадок секционных весов не должно превышать 5 мм. Отклонение от плоскостности определяют с помощью набора щупов.
5.3.4.2 Допускаемое расхождение результатов определения масс при установке техники на весы катками одной и той же гусеницы, а также между суммой составляющих и массой техники в целом не должно превышать 5%.
5.3.4.3 Площадь контакта гусеницы с почвой (
где
где
где
При
где
5.3.4.4 Осевую эпюру напряжений определяют при проходе одной гусеницы испытуемой техники по участку с установленными датчиками со скоростью 0,7-1,5 м/с так, чтобы продольная ось следа гусеницы совпала с продольной осью установки датчиков. Отклонение указанных осей друг от друга не должно превышать 0,15 ширины гусеницы. Фиксацию показаний начинают при расстоянии между первым опорным катком движителя и первым датчиком не менее 1 м и заканчивают ее после прохода последнего датчика в момент, когда расстояние между ними и последним опорным катком будет не менее 1 м.
5.3.4.5 Одной и той же гусеницей делают повторно в одном направлении не менее пяти учетных проходов, выполненных с соблюдение требований пп.5.3.3.4 и 5.3.4.4.
5.3.4.6 Измерения проводят при не менее, чем трех перезакладах датчиков, выполняемых как указано в пп.5.3.3.2 и 5.3.3.4. Количество проходов техники при каждой закладке - по п.5.3.4.5.
5.3.5 Расчет максимального нормального давления гусеничного движителя на почву
Максимальное нормальное давление гусеничного движителя на почву (
где
где
5.3.5.1 Средний коэффициент неравномерности распределения напряжений (
где
Значения
Ошибку среднего значения коэффициента неравномерности распределения напряжений (
Относительную ошибку среднего значения коэффициента неравномерности распределения напряжений (
Доверительные границы коэффициента неравномерности распределения напряжений
где
При
5.3.5.2 Поправочный коэффициент (
где
Для выявления значений
При
где
где
i=1, 2, 3, ...
При
где
где
Из двух полученных значений
Пример определения коэффициента
Примечание - С разработкой новых полимерно-композитных материалов конструкции гусеничных и полугусеничных движителей вместо металлических гусениц применяются резиноармированные*.
_______________
* Для снижения вибрационного воздействия на оператора, появления возможности асфальтоходности, уменьшения истирания и фрезерования почвы гусеничными движителями, уменьшения металлоемкости целесообразно применение полимерно-композитных гусениц.
6 Требования безопасности
6.1 При определении контурной площади пятна контакта шины, установленной на объекте, его необходимо надежно зафиксировать так, чтобы при подъеме и опускании колеса отсутствовали смещения, при которых возможно нарушение силовой связи грузоподъемного устройства и вертикально перемещаемой части объекта. Эти испытания должны проводить не менее двух человек.
Приложение А
(рекомендуемое)
Определение контурной площади пятна контакта протектора шины трактора
А.1 Трактор при его измерениях должен быть установлен на площадке с бетонным основанием или покрытием, не уступающим ему по плотности.
Отклонение от плоскостности поверхности площадки в пределах габаритов машины не должно быть более 5 мм. Отклонение от горизонтального положения плоскости, прилегающей к поверхности площадки, в тех же габаритах не должно быть более 2°.
А.2 Измерения следует проводить не ранее чем через 15 мин после накачки шин. Погрешность манометра при измерениях давления в шинах по абсолютной величине не должна быть более 5%. Давления в шинах одной и той же оси, если нет особых указаний в инструкции по эксплуатации, не должны отличаться более чем на указанную погрешность.
А.3 Положение колес должно соответствовать прямолинейному движению трактора.
А.4 Отпечаток контурной площади (по ГОСТ 17697) ведущего колеса должен быть получен при многократном его опускании (до полного заполнения отпечатка) домкратом и отсутствии смещения трактора в горизонтальной плоскости в опущенном положении. При этом после каждого опускания колесо поворачивают на угол, соответствующий ширине выступа протектора.
А.5 Нанесение красящего вещества на выступы протектора должно обеспечивать наличие четкого отпечатка без подтеков.
А.6 Контур отпечатка протектора колеса определяют очерчиванием отпечатка плавной кривой, охватывающей выступы.
А.7 Значение контурной площади протектора колеса определяют путем фотографирования отпечатка цифровой камерой с наложенной на него масштабной квадратной фигурой площадью 0,01 м
Приложение Б
(справочное)
Схема деформации пневматической шины колеса при статических испытаниях
Рисунок Б.1
Приложение В
(рекомендуемое)
Пример расчета максимального нормального давления при помощи универсальной характеристики шины
Таблица В.1 - Исходные данные по трактору тягового класса 1,4 для расчета максимального нормального давления ("Беларус 82.1")
Наименование показателя, обозначения | Размерность | Значения показателя | |
Масса трактора эксплуатационная | кг | 4000,0 | |
Размер задней шины | 15,5R38 | 16,9R38 | |
Вертикальная нагрузка на заднюю шину, | кН | 15,0 | |
Внутреннее давление воздуха (в задней шине), | кПа | 150,0 | |
Посадочный диаметр обода, | м | 0,965 | 0,965 |
Наружный диаметр, | м | 1,570 | 1,675 |
Ширина профиля, | м | 0,394 | 0,429 |
Высота профиля, | м | 0,303 | 0,355 |
Норма слойности, | 8 | 8 | |
Статический радиус, | м | 0,730 | 0,750* |
Допустимый статический прогиб, | м | 0,055 | 0,088 |
Примечание - |
Нормы нагрузок и давление в шинах 15,5R38 и 16,9R38 (таблица В.2) позволяют представить наглядно совмещение нагрузки шин с исходным рабочим режимом
Универсальные характеристики шин 15,5R38 и 16,9R38 представлены в таблице В.3 и на рисунке В.2.
Таблица В.2 - Нормы нагрузок и давлений в шинах для выбора режима работы шин при различных условиях эксплуатации
Размер шины | Норма слой- | Нагрузка на шину, кН при скорости до 30 км/ч, при давлении, кПа | ||||||||||
60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | ||
15,5R38 | 8 | 13,92 | 14,90 | 15,88 | 16,81 | 17,74 | 18,38 | 19,36 | 20,14 | 20,78 | ||
16,9R38 | 8 | 12,74 | 14,70 | 16,66 | 17,74 | 18,82 | 19,29 | 20,97 | 22,00 | 23,08 | 24,16 | 25,24 |
Рисунок В.1 - Совмещение нагрузочной характеристики шин с исходным рабочим режимом
Значения постоянных коэффициентов для определения нормального прогиба шин
Таблица В.3 - Универсальная характеристика шин 15,5R38 (точки
Показатель | Порядок числа, размерность | Тип шины | |||
15,5R38 | 16,9R38 | ||||
·10 | 1,45 | 2,03 | 1,8 | 2,57 | |
·10 | 2,60 | 3,88 | 3,23 | 4,86 |
Рисунок В.2 - Универсальные характеристики шин 15,5R38 и 16,9R38
Таблица В.4 - Значения постоянных коэффициентов для определения нормального прогиба шин
Наименование показателя | Размерность | Размер шины | |
15,5R38 | 16,9R38 | ||
·10 | 0,259 | -0,077 | |
0,455 | 0,721 | ||
кПа | 51,65 | 48,95 | |
- | 1,655 | 1,666 | |
- | 1,1 | 1,1 |
Постоянные коэффициенты, представленные в таблице В.4, позволяют в соответствии с предложенной структурой номограммы произвести расчетное определение нормального прогиба шин
Таблица В.5 - Изменения нормального прогиба шин
Показатель | Размерность | Внутреннее давление воздуха | |||||
кПа | 150 | 140 | 130 | 120 | 110 | 100 | |
15,5R38 | |||||||
м | 0,0429 | 0,0444 | 0,046 | 0,0479 | 0,050 | 0,0524 | |
кПа | 206,89 | 200,43 | 193,67 | 186,59 | 179,19 | 171,45 | |
16,9R38 | |||||||
м | 0,0521 | 0,0551 | 0,0584 | 0,0621 | 0,0663 | 0,0709 | |
кПа | 155,24 | 147,32 | 139,51 | 131,79 | 124,17 | 116,63 |
Проведенные расчеты показывают, что изменение внутреннего давления воздуха с
В случае применения шины 16,9R38 максимальное нормальное давление уменьшается с
Рисунок В.3 - Зависимость изменения максимального нормального давления
Универсальная характеристика шины (6), для наглядности и удобства использования в хозяйственных условиях, может быть представлена в виде номограммы, состоящей из трех квадрантов, на рисунке В.4.
В квадранте I располагается семейство зависимостей
С уменьшением давления
В квадранте II располагается одна кривая, представляющая связь для данной шины между нормальным прогибом шин
где
где
В квадранте III представлено семейство гипербол, описывающих изменение максимального нормального давления на почву
где
Чем меньше нагрузка
Номограмма, представляющая универсальную характеристику шины (6) в виде соответствующих уравнений (5) и (12), приведена на рисунке В.4.
В соответствии с универсальной характеристикой шины (6) представленная номограмма позволяет наглядно рассматривать влияние нагрузки и внутреннего давления воздуха в шине на величину максимального нормального давления.
Так при постоянной нагрузке
При постоянном внутреннем давлении воздуха
Рисунок В.4 - Номограмма для определения влияния внутреннего давления воздуха в шине
Приложение Г
(справочное)
Определение поправочного коэффициента
Пример 1.
В результате расчета получено:
при
при
Так как
а
Пример 2.
В результате расчета получено:
при
при
Так как
а
УДК 631.372:631.431.73:006.354 | ОКС 65.060.20 | ОКПД2 28.30 |
Ключевые слова: сельское хозяйство, мобильная техника, испытания, метод определения давления на почву |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019