ГОСТ 20760-75
Группа Д23
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Техническая диагностика
ТРАКТОРЫ
Параметры и качественные признаки технического состояния
Technical diagnosis. Tractors. Parameters and quality attributes
of the technical condition
MКC 65.060.10
Дата введения 1976-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 апреля 1975 года N 951
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17.07.92 N 722
ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 года) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1985 года (ИУС 2-86).
1. Настоящий стандарт устанавливает параметры и качественные признаки технического состояния, которые должны использоваться при диагностировании и разработке приборов для оценки технического состояния.
2. При разработке алгоритма диагностирования тракторов и (или) их составных частей параметры и качественные признаки необходимо выбирать, руководствуясь таблицей.
Объект диагностирования | Параметры и качественные признаки технического состояния | |
прямые (структурные) | косвенные (функционально-зависимые | |
1. Трактор (в целом) | I* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) |
________________ * К группе I отнесены параметры, при изменении которых за предельные значения объект утрачивает работоспособность в силу исчерпания ресурса или в результате возникновения критического дефекта. Восстановление работоспособности может быть произведено только посредством ремонта или замены отказавшей составной части. | ||
II* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) | |
________________ * К группе II отнесены параметры, при изменении которых за допустимые значения восстановление работоспособности может быть произведено при техническом обслуживании объекта. | ||
2. Двигатель (в целом) | I - параметры и качественные признаки группы I, приведенные в пунктах 3 (первый и второй) и 4 (первый) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 3 и 4 (группа I) |
II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) | Крутящий момент при номинальной частоте вращения коленчатого вала. | |
Угловое ускорение коленчатого вала. | ||
Изменение частоты вращения коленчатого вала при отключении части цилиндров | ||
Удельный расход топлива | Массовый расход топлива. | |
Дымность выхлопных газов | ||
Частота вращения коленчатого вала | - | |
3. Цилиндро- поршневая группа | I - зазор между поршнем и гильзой в верхнем поясе | Количество газов, прорывающихся в картер. |
Расход масла на угар. | ||
Крутящий момент, необходимый для прокручивания двигателя при отключенной подаче топлива (момент компрессирования). | ||
Разность ускорений коленчатого вала при прокручивании двигателя с декомпрессированием и без декомпрессирования цилиндров. | ||
Вакуумметрическое давление в перекрытом впускном тракте при прокручивании двигателя. | ||
Температура стенок камеры сгорания при прокручивании двигателя. | ||
Разность угловых положений поршня в ВМТ. | ||
Зазор в сопряжении "поршень-кольцо" по высоте канавки поршня | Параметры вибрации и шума. | |
Зазор в стыке поршневых колец | Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | |
4. Кривошипно-шатунная группа | I - зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем коренных подшипников коленчатого вала | Биение оси коленчатого вала |
Зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем шатунных подшипников | Свободное осевое перемещение поршня относительно шатунной шейки коленчатого вала | |
Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна | Параметры вибрации и шума. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле. | ||
Свободное осевое перемещение поршня относительно шатуна | ||
Суммарный радикальный зазор в сопряжениях кривошипно-шатунной группы | Давление масла в главной магистрали. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей | ||
5. Механизм газораспределения | I - зазор в сопряжении "клапан-седло" | Расход газов через сопряжение "клапан-седло". |
Утопание клапана в седле. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
II - фазы газораспределения | Параметры вибрации и шума | |
Тепловой зазор в клапанном механизме | То же | |
6. Система питания (в целом) | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) | |
7. Топливный насос | I - зазор в сопряжении "гильза-плунжер" насоса | Давление, развиваемое секциями насоса. |
Характеристика топливоподачи (характеристика изменения давления в топливопроводе в зависимости от угла поворота коленчатого вала) | ||
II - фазы топливоподачи (момент начала подачи топлива, момент и продолжительность впрыска топлива) | Угол опережения подачи топлива. | |
Угол опережения впрыска топлива. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
Равномерность подачи топлива | Цикловая подача топлива секциями насоса. | |
Дымность выхлопных газов. Изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении части цилиндров | ||
8. Топливо- подкачивающий насос | I - зазор в сопряжении "гильза-поршень" топливо-подкачивающего насоса | Давление, создаваемое насосом |
II - производительность насоса | Давление перед фильтром тонкой очистки топлива | |
9. Форсунки | I - зазор в сопряжении "игла-корпус распылителя" | Параметры вибрации и шума |
II - давление впрыска топлива и качество его распыла | Параметры вибрации и шума. | |
Давление начала впрыска топлива. | ||
Дымность выхлопных газов | ||
10. Воздухоочиститель и впускной тракт | II - засоренность воздухоочистителя | Разряжение во всасывающем коллекторе за воздухоочистителем |
Герметичность впускного воздушного тракта | Подсос воздуха в стыках впускного воздушного тракта | |
10а. Турбокомпрессор | I - зазор между валом турбины и подшипником | Давление масла в подшипнике |
Упругость уплотняющих колец | Угар масла | |
Толщина отложений на колесе турбины и экране | Давление наддува. | |
Усилие на проворачивание турбины | ||
11. Топливные фильтры | I - гидравлическое сопротивление фильтрующих элементов | Перепад давления топлива до и после фильтра |
II - засоренность топливных фильтров | Перепад давления топлива до и после фильтра | |
12. Система смазки | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) | |
13. Масляный насос | I - зазор между поверхностями шестерен, валиков, втулок и корпуса насоса | Давление масла в главной магистрали. Производительность масляного насоса |
14. Клапаны | I - герметичность клапанов (в закрытом положении) | Давление масла в главной магистрали |
II - давление, при котором открывается клапан | Давление масла в главной магистрали | |
15. Центробежный маслоочиститель | I - зазор между осью и ротором | Величина радиального перемещения ротора |
II - коэффициент очистки масла | Чистота наружной поверхности ротора. | |
Степень (%) заполнения ротора осадком | ||
Частота вращения ротора | Продолжительность вращения ротора после остановки двигателя | |
15а. Масло моторное | II - щелочное число масла | Скорость наполнения осадка в центробежном маслоочистителе. Систематическая составляющая концентрации механических примесей в масле |
16. Система охлаждения (водяная) | I - герметичность системы | Течь охлаждающей жидкости |
II - охлаждающая способность системы в целом | Интенсивность нагрева охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой. | |
Рабочая температура охлаждающей жидкости | ||
Охлаждающая способность радиатора | Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и выходе из него | |
17. Пусковой двигатель (ПД) | I - износ сопряжений цилиндро- поршневой группы и подшипников коленчатого вала | Продолжительность пуска ПД. |
Момент компрессирования. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) | Продолжительность пуска ПД. | |
Частота вращения коленчатого вала основного двигателя при пуске. | ||
Ускорение разгона коленчатого вала | ||
18. Муфта сцепления ПД | I - износ фрикционных накладок | Полный ход рычага включения муфты сцепления |
II - полнота включения и отключения муфты | Температура корпуса муфты. Наличие специфического запаха | |
19. Редуктор ПД | I - износ шестерен и механизма управления | Параметры вибрации и шума |
20. Автомат отключения ПД | I - износ зубьев и шлицев ведущей шестерни | Параметры вибрации и шума |
Износ деталей обгонной муфты | То же | |
II - частота вращения коленчатого вала основного двигателя, при которой отключается ПД | - | |
21. Муфта сцепления автомата отключения ПД | I - толщина фрикционных накладок | Скорость проскальзывания ведомого вала |
II - момент трения | Скорость проскальзывания ведомого диска под нагрузкой. | |
Свободный ход педали привода муфты сцепления. | ||
Рабочая температура картера муфты сцепления. | ||
Легкость переключения передач | ||
Полнота включения и отключения муфты | То же | |
22. Трансмиссия (коробка перемены передач, увеличитель крутящего момента, главная и конечная передачи) | I - профиль, ширина зубьев шестерен, износ подшипников, шлицевых и шпоночных соединений, изменение геометрии рабочих поверхностей деталей корпуса | Суммарный зазор в механизмах трансмиссии. |
Концентрация продуктов износа и абразива в масле. | ||
Параметры вибрации и шума. | ||
Рабочая температура корпусных деталей. | ||
Герметичность уплотнений. | ||
Величина перемещения рычага переключения передач | ||
II - полнота включения и выключения, отсутствие самопроизвольного выключения передач | Параметры вибрации и шума. | |
Величина перемещения рычага | ||
Крутящий момент на ведущих колесах | Тяговое усилие. | |
Мощность механических потерь | ||
23. Ходовая система гусеничных тракторов | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) | |
24. Гусеничный движитель | I - износ звездочки ведущего колеса | Размеры зубьев звездочки |
Износ шарниров гусеничных звеньев | Длина участка гусеничной цепи | |
Зазоры в подшипниках опорных и поддерживающих роликов | Свободный продольный и поперечный ход роликов. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | ||
II - натяжение гусеничной цепи | Прогиб гусеничной цепи | |
25. Подвеска | I - износ катков | Толщина обода |
Зазоры в подшипниках каретки подвески | Свободный продольный и поперечный ход каретки подвески | |
Герметичность уплотнений | Расход масла. | |
Течь масла при определенном давлении. | ||
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | ||
26. Ведущие и направляющие колеса колесных тракторов | I - высота протектора шины | - |
II - удельное давление трактора на почву | Давление воздуха в шинах | |
27. Передняя ось колесных тракторов | I - износ шкворней, поворотных кулачков и подшипников передней оси | Свободный ход (продольный и поперечный) направляющих колес |
II - углы установки направляющих колес | Углы развала и схождения колес. | |
Боковое усилие, создаваемое колесом | ||
28. Подвеска колесных тракторов | I - зазоры в шарнирах подвески | Свободный ход передней оси относительно остова трактора |
Жесткость упругих элементов подвески | Прогиб упругих элементов под нагрузкой | |
II - полный рабочий ход упругого элемента подвески | - | |
29. Кабина | I - деформация, трещины и коррозия | - |
Разрушение креплений | - | |
Нарушение лакокрасочного покрытия | - | |
II - герметичность кабины (пылевлагонепроницаемость) | Запыленность воздуха в кабине | |
Шумовая изоляция и виброзащищенность кабины и рабочего места | Уровень шума и вибраций в кабине при работе трактора | |
Обзорность | - | |
30. Масляный насос гидросистемы | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
31. Распределитель гидросистемы | I - зазоры в сопряжениях "корпус- рабочий поясок золотника" | Значение усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали гидроцилиндра. |
Гидравлическая плотность сопряжения | ||
II - полнота и усилие включения и отключения золотников | Полнота и усилие включения и отключения золотников. | |
Величина усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали силового цилиндра | ||
32. Перепускной и предохранительный клапаны гидросистемы | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа I) | Утечки в нагнетательном канале газораспределителя |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) | |
33. Гидроцилиндры | I - герметичность уплотнений | Течь масла Усадка штока гидроцилиндра под нагрузкой |
- | Удержание задней оси трактора в приподнятом положении | |
34. Вал отбора мощности (ВОМ) | I - зазоры в подшипниках. | Параметры вибрации и шума. |
Износ шестерен и посадочных поверхностей корпуса редуктора. | Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | |
Толщина дисков муфты сцепления | ||
II - передаваемый крутящий момент | - | |
Полнота включения ВОМ | Продолжительность вращения ВОМ после его выключения | |
35. Электрообору- дование | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) | |
36. Генератор | I - износ подшипников | Параметры вибрации и шума |
Мощность генератора | Ток при номинальной нагрузке. | |
Минимальная частота вращения якоря | ||
Комплексное сопротивление обмоток генератора | Длительность переходного процесса на выходе генератора. | |
Частота вращения ротора в момент возбуждения | ||
Активное сопротивление генератора с интегральным регулятором напряжения | Разность напряжения генераторной установки при отключенной и подключенной нагрузке | |
37. Выпрямитель генератора | - | Падение напряжения в прямом направлении |
38. Стартер | I - износ коллектора | Биение коллектора и искрение под щетками |
Износ подшипников | Параметры вибрации и шума | |
Выходная мощность стартера | Ток и напряжение на клеммах в режиме полного торможения якоря | |
39. Аккумуляторная батарея | II - разряженность аккумуляторной батареи | Плотность электролита аккумуляторов батареи. |
Напряжение аккумуляторов батареи под нагрузкой. | ||
Сила света фар. | ||
Сила звучания сигнала | ||
Емкость аккумуляторной батареи | Разность напряжений при разрядке и зарядке. | |
Ток и время разряда | ||
40. Реле-регулятор | II - напряжение, регулируемое реле-регулятором | - |
Напряжение включения и сила тока отключения реле обратного тока | - | |
Ток, ограничиваемый реле ограничителя тока | - | |
Прилегание поверхностей контактов | Падение напряжения на контактах | |
41. Транзисторы реле-регулятора | - | I - коэффициент усиления. |
Обратный ток коллектора | ||
42. Диоды реле-регулятора | - | I - прямое и обратное сопротивление |
43. Приборы | - | I - погрешность. |
Сопротивление датчиков в контрольных точках | ||
44. Электродвигатели | I - износ щеточно-коллекторного узла | Потребляемый ток |
Износ подшипников | Параметры вибрации и шума | |
Мощность электродвигателя | Потребляемый ток. | |
Частота вращения ротора | ||
Сопротивление обмотки | Амплитуда и длительность э.д.с. самоиндукции обмотки | |
45. Фары | II - установка фар | Положение светового пятна на экране |
Отражательная способность рефлектора | Сила света фар | |
46. Элементы управления | I - зазоры в сопряжениях продольных и поперечных тяг | Свободный и полный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) |
Износ деталей гидропривода | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа I) | |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) | |
Свободный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) | - | |
Усилие на ободе рулевого колеса (на рычагах и педалях управления) | - | |
47. Тормоза | I - толщина тормозных накладок | Величина полного хода тормозной педали (рычага) |
II - эффективность торможения | Величина свободного и полного хода тормозной педали (рычага). | |
Усилие на тормозной педали (рычаге). | ||
Тормозной путь. | ||
Одновременность срабатывания тормозов | ||
47а. Приводные ремни | II - натяжения ремня | Угол прогиба. |
Стрела прогиба |
3. Для каждого параметра в зависимости от типа, марки и условий эксплуатации трактора должны быть установлены номинальное и допускаемое значения, а по прогнозируемым параметрам - номинальное и допускаемое и предельное значения с указанием погрешности их измерения и контрольных точек.
4. Номинальное, допускаемое и предельное значения параметров, допускаемая погрешность их измерения, а также режимы при функциональном диагностировании объекта должны быть установлены в соответствии с нормативно-технической документацией и приведены в эксплуатационных документах по ГОСТ 27388-87.
5. Тракторы и их составные части должны быть приспособлены к диагностированию по ГОСТ 24925-81.
1-5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003