allgosts.ru65.060 Сельскохозяйственные машины, инвентарь и оборудование65 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ГОСТ 20760-75 Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния

Обозначение:
ГОСТ 20760-75
Наименование:
Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1976
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
65.060.10

Текст ГОСТ 20760-75 Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния


ГОСТ 20760-75

Группа Д23



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ



Техническая диагностика


ТРАКТОРЫ


Параметры и качественные признаки технического состояния


Technical diagnosis. Tractors. Parameters and quality attributes
of the technical condition

MКC 65.060.10

Дата введения 1976-01-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 апреля 1975 года N 951

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17.07.92 N 722

ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 года) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1985 года (ИУС 2-86).

1. Настоящий стандарт устанавливает параметры и качественные признаки технического состояния, которые должны использоваться при диагностировании и разработке приборов для оценки технического состояния.

2. При разработке алгоритма диагностирования тракторов и (или) их составных частей параметры и качественные признаки необходимо выбирать, руководствуясь таблицей.

Объект диагностирования

Параметры и качественные признаки технического состояния

прямые (структурные)

косвенные (функционально-зависимые
от структурных)

1. Трактор (в целом)

I* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I)

________________

* К группе I отнесены параметры, при изменении которых за предельные значения объект утрачивает работоспособность в силу исчерпания ресурса или в результате возникновения критического дефекта. Восстановление работоспособности может быть произведено только посредством ремонта или замены отказавшей составной части.

II* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II)

________________

* К группе II отнесены параметры, при изменении которых за допустимые значения восстановление работоспособности может быть произведено при техническом обслуживании объекта.

2. Двигатель (в целом)

I - параметры и качественные признаки группы I, приведенные в пунктах 3 (первый и второй) и 4 (первый)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 3 и 4 (группа I)

II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала)

Крутящий момент при номинальной частоте вращения коленчатого вала.

Угловое ускорение коленчатого вала.

Изменение частоты вращения коленчатого вала при отключении части цилиндров

Удельный расход топлива

Массовый расход топлива.

Дымность выхлопных газов

Частота вращения коленчатого вала

-

3. Цилиндро-

поршневая группа

I - зазор между поршнем и гильзой в верхнем поясе

Количество газов, прорывающихся в картер.

Расход масла на угар.

Крутящий момент, необходимый для прокручивания двигателя при отключенной подаче топлива (момент компрессирования).

Разность ускорений коленчатого вала при прокручивании двигателя с декомпрессированием и без декомпрессирования цилиндров.

Вакуумметрическое давление в перекрытом впускном тракте при прокручивании двигателя.

Температура стенок камеры сгорания при прокручивании двигателя.

Разность угловых положений поршня в ВМТ.

Зазор в сопряжении "поршень-кольцо" по высоте канавки поршня

Параметры вибрации и шума.

Зазор в стыке поршневых колец

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле

4. Кривошипно-шатунная группа

I - зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем коренных подшипников коленчатого вала

Биение оси коленчатого вала

Зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем шатунных подшипников

Свободное осевое перемещение поршня относительно шатунной шейки коленчатого вала

Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна

Параметры вибрации и шума.

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле.

Свободное осевое перемещение поршня относительно шатуна

Суммарный радикальный зазор в сопряжениях кривошипно-шатунной группы

Давление масла в главной магистрали.

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей

5. Механизм газораспределения

I - зазор в сопряжении "клапан-седло"

Расход газов через сопряжение "клапан-седло".

Утопание клапана в седле.

Параметры вибрации и шума

II - фазы газораспределения

Параметры вибрации и шума

Тепловой зазор в клапанном механизме

То же

6. Система питания (в целом)

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I)

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II)

7. Топливный насос

I - зазор в сопряжении "гильза-плунжер" насоса

Давление, развиваемое секциями насоса.

Характеристика топливоподачи (характеристика изменения давления в топливопроводе в зависимости от угла поворота коленчатого вала)

II - фазы топливоподачи (момент начала подачи топлива, момент и продолжительность впрыска топлива)

Угол опережения подачи топлива.

Угол опережения впрыска топлива.

Параметры вибрации и шума

Равномерность подачи топлива

Цикловая подача топлива секциями насоса.

Дымность выхлопных газов.

Изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении части цилиндров

8. Топливо-

подкачивающий насос

I - зазор в сопряжении "гильза-поршень" топливо-подкачивающего насоса

Давление, создаваемое насосом

II - производительность насоса

Давление перед фильтром тонкой очистки топлива

9. Форсунки

I - зазор в сопряжении "игла-корпус распылителя"

Параметры вибрации и шума

II - давление впрыска топлива и качество его распыла

Параметры вибрации и шума.

Давление начала впрыска топлива.

Дымность выхлопных газов

10. Воздухоочиститель и впускной тракт

II - засоренность воздухоочистителя

Разряжение во всасывающем коллекторе за воздухоочистителем

Герметичность впускного воздушного тракта

Подсос воздуха в стыках впускного воздушного тракта

10а. Турбокомпрессор

I - зазор между валом турбины и подшипником

Давление масла в подшипнике

Упругость уплотняющих колец

Угар масла

Толщина отложений на колесе турбины и экране

Давление наддува.

Усилие на проворачивание турбины

11. Топливные фильтры

I - гидравлическое сопротивление фильтрующих элементов

Перепад давления топлива до и после фильтра

II - засоренность топливных фильтров

Перепад давления топлива до и после фильтра

12. Система смазки

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I)

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II)

13. Масляный насос

I - зазор между поверхностями шестерен, валиков, втулок и корпуса насоса

Давление масла в главной магистрали.

Производительность масляного насоса

14. Клапаны

I - герметичность клапанов (в закрытом положении)

Давление масла в главной магистрали

II - давление, при котором открывается клапан

Давление масла в главной магистрали

15. Центробежный маслоочиститель

I - зазор между осью и ротором

Величина радиального перемещения ротора

II - коэффициент очистки масла

Чистота наружной поверхности ротора.

Степень (%) заполнения ротора осадком

Частота вращения ротора

Продолжительность вращения ротора после остановки двигателя

15а. Масло моторное

II - щелочное число масла

Скорость наполнения осадка в центробежном маслоочистителе. Систематическая составляющая концентрации механических примесей в масле

16. Система охлаждения (водяная)

I - герметичность системы

Течь охлаждающей жидкости

II - охлаждающая способность системы в целом

Интенсивность нагрева охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой.

Рабочая температура охлаждающей жидкости

Охлаждающая способность радиатора

Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и выходе из него

17. Пусковой двигатель (ПД)

I - износ сопряжений цилиндро-

поршневой группы и подшипников коленчатого вала

Продолжительность пуска ПД.

Момент компрессирования.

Параметры вибрации и шума

II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала)

Продолжительность пуска ПД.

Частота вращения коленчатого вала основного двигателя при пуске.

Ускорение разгона коленчатого вала

18. Муфта сцепления ПД

I - износ фрикционных накладок

Полный ход рычага включения муфты сцепления

II - полнота включения и отключения муфты

Температура корпуса муфты.

Наличие специфического запаха

19. Редуктор ПД

I - износ шестерен и механизма управления

Параметры вибрации и шума

20. Автомат отключения ПД

I - износ зубьев и шлицев ведущей шестерни

Параметры вибрации и шума

Износ деталей обгонной муфты

То же

II - частота вращения коленчатого вала основного двигателя, при которой отключается ПД

-

21. Муфта сцепления автомата отключения ПД

I - толщина фрикционных накладок

Скорость проскальзывания ведомого вала

II - момент трения

Скорость проскальзывания ведомого диска под нагрузкой.

Свободный ход педали привода муфты сцепления.

Рабочая температура картера муфты сцепления.

Легкость переключения передач

Полнота включения и отключения муфты

То же

22. Трансмиссия (коробка перемены передач, увеличитель крутящего момента, главная и конечная передачи)

I - профиль, ширина зубьев шестерен, износ подшипников, шлицевых и шпоночных соединений, изменение геометрии рабочих поверхностей деталей корпуса

Суммарный зазор в механизмах трансмиссии.

Концентрация продуктов износа и абразива в масле.

Параметры вибрации и шума.

Рабочая температура корпусных деталей.

Герметичность уплотнений.

Величина перемещения рычага переключения передач

II - полнота включения и выключения, отсутствие самопроизвольного выключения передач

Параметры вибрации и шума.

Величина перемещения рычага

Крутящий момент на ведущих колесах

Тяговое усилие.

Мощность механических потерь

23. Ходовая система гусеничных тракторов

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I)

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II)

24. Гусеничный движитель

I - износ звездочки ведущего колеса

Размеры зубьев звездочки

Износ шарниров гусеничных звеньев

Длина участка гусеничной цепи

Зазоры в подшипниках опорных и поддерживающих роликов

Свободный продольный и поперечный ход роликов.

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле

II - натяжение гусеничной цепи

Прогиб гусеничной цепи

25. Подвеска

I - износ катков

Толщина обода

Зазоры в подшипниках каретки подвески

Свободный продольный и поперечный ход каретки подвески

Герметичность уплотнений

Расход масла.

Течь масла при определенном давлении.

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле

26. Ведущие и направляющие колеса колесных тракторов

I - высота протектора шины

-

II - удельное давление трактора на почву

Давление воздуха в шинах

27. Передняя ось колесных тракторов

I - износ шкворней, поворотных кулачков и подшипников передней оси

Свободный ход (продольный и поперечный) направляющих колес

II - углы установки направляющих колес

Углы развала и схождения колес.

Боковое усилие, создаваемое колесом

28. Подвеска колесных тракторов

I - зазоры в шарнирах подвески

Свободный ход передней оси относительно остова трактора

Жесткость упругих элементов подвески

Прогиб упругих элементов под нагрузкой

II - полный рабочий ход упругого элемента подвески

-

29. Кабина

I - деформация, трещины и коррозия

-

Разрушение креплений

-

Нарушение лакокрасочного покрытия

-

II - герметичность кабины

(пылевлагонепроницаемость)

Запыленность воздуха в кабине

Шумовая изоляция и виброзащищенность кабины и рабочего места

Уровень шума и вибраций в кабине при работе трактора

Обзорность

-

30. Масляный насос гидросистемы

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I)

31. Распределитель гидросистемы

I - зазоры в сопряжениях "корпус- рабочий поясок золотника"

Значение усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали гидроцилиндра.

Гидравлическая плотность сопряжения

II - полнота и усилие включения и отключения золотников

Полнота и усилие включения и отключения золотников.

Величина усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали силового цилиндра

32. Перепускной и предохранительный клапаны гидросистемы

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа I)

Утечки в нагнетательном канале газораспределителя

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II)

33. Гидроцилиндры

I - герметичность уплотнений

Течь масла

Усадка штока гидроцилиндра под нагрузкой

-

Удержание задней оси трактора в приподнятом положении

34. Вал отбора мощности (ВОМ)

I - зазоры в подшипниках.

Параметры вибрации и шума.

Износ шестерен и посадочных поверхностей корпуса редуктора.

Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле

Толщина дисков муфты сцепления

II - передаваемый крутящий момент

-

Полнота включения ВОМ

Продолжительность вращения ВОМ после его выключения

35. Электрообору-

дование

I - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I)

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II)

36. Генератор

I - износ подшипников

Параметры вибрации и шума

Мощность генератора

Ток при номинальной нагрузке.

Минимальная частота вращения якоря

Комплексное сопротивление обмоток генератора

Длительность переходного процесса на выходе генератора.

Частота вращения ротора в момент возбуждения

Активное сопротивление генератора с интегральным регулятором напряжения

Разность напряжения генераторной установки при отключенной и подключенной нагрузке

37. Выпрямитель генератора

-

Падение напряжения в прямом направлении

38. Стартер

I - износ коллектора

Биение коллектора и искрение под щетками

Износ подшипников

Параметры вибрации и шума

Выходная мощность стартера

Ток и напряжение на клеммах в режиме полного торможения якоря

39. Аккумуляторная батарея

II - разряженность аккумуляторной батареи

Плотность электролита аккумуляторов батареи.

Напряжение аккумуляторов батареи под нагрузкой.

Сила света фар.

Сила звучания сигнала

Емкость аккумуляторной батареи

Разность напряжений при разрядке и зарядке.

Ток и время разряда

40. Реле-регулятор

II - напряжение, регулируемое реле-регулятором

-

Напряжение включения и сила тока отключения реле обратного тока

-

Ток, ограничиваемый реле ограничителя тока

-

Прилегание поверхностей контактов

Падение напряжения на контактах

41. Транзисторы реле-регулятора

-

I - коэффициент усиления.

Обратный ток коллектора

42. Диоды реле-регулятора

-

I - прямое и обратное сопротивление

43. Приборы

-

I - погрешность.

Сопротивление датчиков в контрольных точках

44. Электродвигатели

I - износ щеточно-коллекторного узла

Потребляемый ток

Износ подшипников

Параметры вибрации и шума

Мощность электродвигателя

Потребляемый ток.

Частота вращения ротора

Сопротивление обмотки

Амплитуда и длительность э.д.с. самоиндукции обмотки

45. Фары

II - установка фар

Положение светового пятна на экране

Отражательная способность рефлектора

Сила света фар

46. Элементы управления

I - зазоры в сопряжениях продольных и поперечных тяг

Свободный и полный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления)

Износ деталей гидропривода

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа I)

II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II)

Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II)

Свободный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления)

-

Усилие на ободе рулевого колеса (на рычагах и педалях управления)

-

47. Тормоза

I - толщина тормозных накладок

Величина полного хода тормозной педали (рычага)

II - эффективность торможения

Величина свободного и полного хода тормозной педали (рычага).

Усилие на тормозной педали (рычаге).

Тормозной путь.

Одновременность срабатывания тормозов

47а. Приводные ремни

II - натяжения ремня

Угол прогиба.

Стрела прогиба

3. Для каждого параметра в зависимости от типа, марки и условий эксплуатации трактора должны быть установлены номинальное и допускаемое значения, а по прогнозируемым параметрам - номинальное и допускаемое и предельное значения с указанием погрешности их измерения и контрольных точек.

4. Номинальное, допускаемое и предельное значения параметров, допускаемая погрешность их измерения, а также режимы при функциональном диагностировании объекта должны быть установлены в соответствии с нормативно-технической документацией и приведены в эксплуатационных документах по ГОСТ 27388-87.

5. Тракторы и их составные части должны быть приспособлены к диагностированию по ГОСТ 24925-81.

1-5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:

М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

Превью ГОСТ 20760-75 Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния