ГОСТ 24059-2017
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Техника сельскохозяйственная
ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Методы эксплуатационно-технологической оценки
Agricultural machinery. Transport and loading facilities. Methods of operational and technological assessment
МКС 65.060.01
Дата введения 2019-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Новокубанским филиалом Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса" (КубНИИТиМ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 ноября 2018 г. N 907-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24059-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2019 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 24059-88
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на транспортные (категорий
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 24055-2016 Техника сельскохозяйственная. Методы эксплуатационно-технологической оценки
ГОСТ 31286-2005 Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация*
_______________
* В Российской Федерации стандарт не действует.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24055, ГОСТ 31286.
4 Общие положения
4.1 Эксплуатационно-технологическую оценку опытных и серийных образцов транспортных средств проводят в сельскохозяйственной зоне на основных видах работ, составляющих не менее 70% от всех видов работ, для которых они предназначены, согласно техническому заданию (ТЗ), нормативной документации (НД) и руководству по эксплуатации.
4.2 При подготовке транспортного средства к проведению эксплуатационно-технологической оценки должны быть соблюдены следующие требования:
- техническое состояние транспортного средства, представленного на испытания, должно соответствовать требованиям ТЗ (ТУ) и руководства по эксплуатации;
- транспортное средство должно быть агрегатировано с соответствующим энергосредством, отвечающим требованиям ТЗ (ТУ);
- техническое и технологическое обслуживание в агрегате с энергосредством следует проводить с использованием персонала и технических средств, предусмотренных руководством по эксплуатации;
- до проведения контрольных смен транспортное средство должно быть обкатано и отрегулировано в соответствии с руководством по эксплуатации.
4.3 Во время контрольной смены соблюдают режим работы транспортного средства, установленный в ТЗ (ТУ), и определяют эксплуатационно-технологические показатели и показатели качества выполнения технологического процесса по номенклатуре показателей, предусмотренных стандартами на методы испытаний транспортных средств.
4.4 При проведении контрольных смен по образцам выполняют следующие требования:
- испытания сравниваемых транспортных средств проводят на одном и том же виде работ и фоне в одно и то же время;
- на каждом виде работ проводят не менее трех контрольных смен, минимальная продолжительность каждой контрольной смены должна быть не менее 8 ч сменного времени.
4.5 Регистрацию всех элементов времени смены проводят методом сплошной хронографии или поэлементного хронометража в соответствии с приложением Б (таблица Б.1).
При регистрации элементов времени смены методом поэлементного хронометража число регистрируемых измерений элементов времени смены должно соответствовать указанному в таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемое число регистрируемых измерений элементов времени смены
Наименование элемента времени смены | Число регистрируемых элементов смены (не менее) |
Основное время, ч | Трех контрольных смен |
- при делении основного времени на контрольные опыты (циклы) | 10 |
- при суммировании всего основного времени | 24 ч времени смены |
Время на технологический переезд; технологическое обслуживание (погрузка, загрузка, разгрузка), ч | 3 |
Время одного ежесменного технического обслуживания (ЕТО) и заправку топливом; агрегатирования; проведения наладки и регулирования, ч | 3 |
4.6 Качество выполнения технологического процесса (рабочей операции), сохранность и качество продукции определяют в соответствии со стандартами, действующими в государствах - участниках Соглашения.
4.7 Погрешность измерений по ГОСТ 24055 (таблица 2).
5 Номенклатура и методы получения первичной информации
5.1 При проведении эксплуатационно-технологической оценки транспортного средства фиксируют следующие данные:
- дату и место проведения испытаний;
- состав, наименование и марку транспортного средства;
- вид работы;
- условия испытаний (характеристику дорог, грузов, расстояния перевозки, способы погрузки-разгрузки, вид и состояние груза, уклон дороги, метеорологические условия);
- режим работы (скорость движения с грузом и без груза, высоту погрузки, загрузки и т.д.);
- объем выполненной работы (в тоннах, тонно-километрах);
- продолжительность элементов времени смены;
- расход топлива (газа, электроэнергии);
- число основного и вспомогательного обслуживающего персонала;
- качество выполнения технологического процесса.
5.2 Условия, в которых проводят испытания транспортных средств (тип дороги и почвы, вид груза, способ погрузки и разгрузки), должны быть характерными для сельскохозяйственной зоны.
5.3 Объем выполненной работы определяют:
- непосредственным взвешиванием массы груза или объема продукции (перевезенной, погруженной, разгруженной) в течение контрольной смены;
- измерением расстояния, на которое перевозится груз.
5.4 При проведении контрольных смен регистрируют следующие элементы времени смены:
- основное время (время движения с грузом);
- вспомогательное время: время на переезд от агрегата к агрегату, переезды на рабочем месте, время на погрузку и разгрузку, время движения без груза;
- время на ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) и заправку топливом;
- время перевода в рабочее и транспортное положения;
- время на агрегатирование;
- время на проведение наладки и регулирования;
- время на устранение нарушений технологического процесса;
- время на устранение технического отказа.
5.4.1 Регистрируемую информацию заносят в форму наблюдательного листа (на электронный или бумажный носитель) по форме А.1 (приложение А).
5.4.2 При регистрации продолжительности времени на устранение нарушений технологического процесса, технического отказа необходимо записать их причины.
5.4.3 Допускается продолжительность каждого элемента сменного времени регистрировать с помощью электронных средств измерений с последующим переносом информации на бумажный носитель в соответствии с формой А.1 (приложение А) или непосредственно в персональный компьютер для проведения расчетов эксплуатационно-технологических показателей.
5.5 Расход топлива (газа, электроэнергии и др.) определяют за весь период контрольной смены одним из следующих методов:
- с использованием прибора, регистрирующего расход топлива (газа, электроэнергии и др.);
- методом дозаправки топливом энергосредства до полного бака после окончания контрольной смены (аналогично началу работы) с использованием заправочного агрегата со счетчиком топлива и регистрацией объема долитого топлива в конце смены, который определяется как общий расход топлива, израсходованного за контрольную смену.
5.6 Число обслуживающего персонала определяют по результатам проведения контрольных смен:
- число основного персонала (водитель, механизатор), чел;
- число вспомогательного персонала (мастер на техобслуживании, грузчик и др.), чел.
6 Методы определения эксплуатационно-технологических показателей
6.1 При эксплуатационно-технологической оценке транспортных средств определяют следующие показатели:
- производительность за 1 ч основного времени;
- производительность за 1 ч технологического и сменного времени;
- производительность за 1 ч эксплуатационного времени;
- удельный расход топлива (газа, электроэнергии и др.) за сменное время;
- число обслуживающего персонала;
- коэффициенты технологического обслуживания, надежности технологического процесса, использования технологического времени, использования сменного времени;
- скорость движения с грузом;
- скорость движения без груза;
- среднюю техническую скорость;
- коэффициент использования номинальной грузоподъемности.
6.2 Производительность за 1 ч основного времени
где
6.2.1 Объем работы за
где
где
6.2.2 Производительность за 1 ч основного времени за период контрольных смен
где
6.3 Производительность за 1 ч технологического времени
где
6.4 Производительность за 1 ч сменного времени,
где
6.5 Производительность за 1 ч эксплуатационного времени
или
где
6.6 Коэффициент технологического обслуживания за
где
Коэффициент технологического обслуживания за период контрольных смен вычисляют по формуле
6.7 Коэффициент надежности технологического процесса за
где
Коэффициент надежности технологического процесса
6.8 Коэффициент использования технологического времени за
где
6.8.1 Коэффициент использования технологического времени
6.8.2 Технологическое время за
где
6.9 Коэффициент использования сменного времени за
где
Коэффициент использования сменного времени
6.10 Продолжительность приведенной нормативной смены
или
Баланс времени смены приведен в приложении Г (таблица Г.2).
6.10.1 Элементы технологического времени
- основное время
где
- время на переезды от одного обслуживаемого агрегата к другому
- время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки
- время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузку, погрузку на ходу, переезды при погрузке, разгрузку, маневрирование)
- время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др.
- время на проведение наладки и регулирование
- время на устранения нарушения технологического процесса
6.10.2 Элементы технологического времени за весь период контрольных смен, приведенные к нормативной продолжительности смены и приводимые в балансе времени смены по виду работы, вычисляют по следующим формулам:
- основное время
- время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому
- время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки
- время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузку, погрузку на ходу, переезды при погрузке, разгрузку, маневрирование)
- время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др.
- время на проведение наладки и регулирование
- время на устранения нарушения технологического процесса
6.10.3 Полученные данные заносят в таблицу В.1 (приложение В).
6.11 Время регламентированных внутрисменных элементов времени по машине
где
Время агрегатирования, приходящееся на смену, приведенную к нормативной продолжительности смены
где
6.12 Коэффициент приведения фактического элемента времени к нормативному (приведенному) элементу времени
где
Фактическое технологическое время
где
6.13 Удельный расход топлива при выполнении транспортной работы вычисляют по формулам:
- на единицу перевезенного груза в тоннах
- на единицу объема работ в тонно-километрах
где
Удельный расход топлива за период контрольных смен вычисляют по формулам:
- на единицу перевезенного груза в тоннах,
- на единицу объема работ в тонно-километрах,
6.14 Среднюю техническую скорость на каждом виде транспортной работы
где
6.15 Коэффициент использования номинальной грузоподъемности
где
6.16 При анализе эксплуатационно-технологических показателей:
- отражают соответствие условий проведения испытаний типичным условиям сельскохозяйственной зоны, соответствие сроков выполнения работы агротехническим срокам, отмечают факторы, благоприятствовавшие работе транспортного средства, а также затрудняющие его работу;
- устанавливают причинно-следственные связи показателей с конструкцией машины и оценивают их влияние на качество выполнения технологического процесса;
- характеризуют универсальность транспортного средства, вписываемость в технологический процесс;
- сопоставляют фактические показатели с показателями ТЗ (ТУ) и сравниваемой машины, анализируют эксплуатационно-технологические коэффициенты, выявляют преимущества и недостатки.
По результатам эксплуатационно-технологической оценки делают вывод о соответствии машины требованиям ТЗ (ТУ).
6.17 Результаты эксплуатационно-технологической оценки оформляют в соответствии с формой Г.1 (приложение Г).
6.18 Показатели эксплуатационно-технологической оценки служат исходными данными для определения экономической эффективности испытуемых образцов транспортных средств и показателей ресурсосбережения.
Приложение А
(обязательное)
Оформление результатов наблюдений
Форма А.1 - Наблюдательный лист
Транспортное средство | ||
Марка | ||
Наблюдатель | ||
Водитель (механизатор) |
Область, район | Дата | Контрольная смена | ||||||||||||||||||||||||
Наименование хозяйства | Время наблюдения | |||||||||||||||||||||||||
Начало | Конец | Продолжительность | ||||||||||||||||||||||||
Технологическая операция | ||||||||||||||||||||||||||
Вид работы | Расход горючего: | |||||||||||||||||||||||||
Долито до полного бака да - нет | л | |||||||||||||||||||||||||
1) Число обслуживающего персонала: | Остаток на конец смены | л | ||||||||||||||||||||||||
2) Определение скорости движения во время | Израсходовано за смену | л | ||||||||||||||||||||||||
смены: | ||||||||||||||||||||||||||
Израсходовано за смену | кг | |||||||||||||||||||||||||
Показатель | Значение показателя | |||||||||||||||||||||||||
Длина пути, км | Долито: | |||||||||||||||||||||||||
Время, ч | ||||||||||||||||||||||||||
Скорость, км/ч | - масла в картер | л | ||||||||||||||||||||||||
3) Условия работы: | - масла в гидросистему | л | ||||||||||||||||||||||||
способ погрузки | - воды в радиатор | л | ||||||||||||||||||||||||
способ выгрузки | Объем выполненной работы за смену: | |||||||||||||||||||||||||
4) Сведения о перевозимом грузе: | км | |||||||||||||||||||||||||
наименование груза | т | |||||||||||||||||||||||||
состояние груза | Показания спидометра | |||||||||||||||||||||||||
в начале смены | в конце смены | |||||||||||||||||||||||||
5) Дорожные условия: | ||||||||||||||||||||||||||
вид пути: поле, дорога* | ||||||||||||||||||||||||||
название дороги: шоссе, грунтовая, асфальт* | ||||||||||||||||||||||||||
рельеф: с уклоном, ровный, холмистый* | ||||||||||||||||||||||||||
микрорельеф: кочки, гряды, ямы* | ||||||||||||||||||||||||||
влажность почвы: грязь, сухо, сыро* | ||||||||||||||||||||||||||
характеристика места погрузки: | ||||||||||||||||||||||||||
* Нужное подчеркнуть. |
Продолжение формы А.1
Дата | Марка | с |
Номер | Факти- | Номер | Время конца операции | Продолжи- | Шифр | Число | |||
операции | ческий элемент времени смены | рейса | часы | минуты | секунды | тельность, ч, мин, с | элемента времени | режима работы | обслуживающего персонала (при работе, ЕТО, наладке, регулировании, устранении технических отказов, нарушении технологического процесса и др.) |
Дата | Марка | + | + | с |
Сводные показатели по машине
Номер шифра | Число операций | Суммарное время, ч | Номер шифра | Число операций | Суммарное время, ч |
Окончание формы А.1
Замечания о работе машины
Основное время, ч | |
Режим работы: | |
Производительность за 1 ч основного времени, т/ч (т·км/ч) | |
Удельный расход топлива, кг/км (кг/т·км) | |
Наблюдатель | |||||
должность | личная подпись | инициалы, фамилия | |||
Ведущий инженер | |||||
должность | личная подпись | инициалы, фамилия | |||
Ведущий экономист | |||||
должность | личная подпись | инициалы, фамилия |
Приложение Б
(обязательное)
Характеристика элементов времени смены
Таблица Б.1
Наименование показателя | Обозначение | Элемент времени | Обозначение |
Основное время | Время движения с грузом от места погрузки (окончания погрузки) до мест разгрузки. Для погрузчиков периодического действия включает время, затрачиваемое на отделение и захват материала, возврат погрузчика в исходное положение перед новым отделением и захватом материала. Для погрузчиков непрерывного действия к основному времени относят непосредственное время погрузки | ||
Время вспомогательное | Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому | ||
Время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки | | ||
Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на ходу, переезды при погрузке, разгрузка, маневрирование) | |||
Время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др. | |||
Время на техническое обслуживание, подготовку и окончание | Время на проведение ежесменного технического обслуживания (ЕТО), заправку топливом | ||
работ | Время на перевод в рабочее или транспортное положение | ||
Время на проведение наладки и регулирования | |||
Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством | |||
Время на устранение нарушения | Время на устранение нарушения технологического процесса | ||
технологического процесса и технического отказа | Время на устранение технического отказа | ||
Время на отдых | |||
Время простоя по причинам, не зависящим от транспортного средства | Из-за неблагоприятных метеоусловий, по организационным причинам, прочие |
Приложение В
(справочное)
Приведение фактических элементов времени контрольной смены к элементам времени нормативной смены
Таблица В.1- Результаты контрольных смен
Наименование | Элементы времени смены | |||||
элемента времени смены | Фактическое | Приведенное к нормативной продолжительности смены по | Среднее значение элементов времени за | |||
обозначение | значение | обозначение | значение | обозначение | значение | |
Основное время | ||||||
Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому | ||||||
Время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки | ||||||
Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на ходу, переезды при погрузке, разгрузка, маневрирование) | ||||||
Время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др. | ||||||
Время на наладку, регулирование | ||||||
Время на устранение нарушения технологического процесса |
Таблица В.2 - Регламентированные элементы времени смены
Наименование фактического регламентированного элемента времени смены | Среднее значение элемента времени смены |
Время на ежесменное техническое обслуживание и заправку топливом | |
Время перевода в рабочее и транспортное положение | |
Время агрегатирования сельскохозяйственной машины с энергосредством, приходящееся на смену, приведенную к нормативной смене | |
Время на отдых | |
Время регламентированных внутрисменных элементов времени |
Приложение Г
(справочное)
Оформление результатов эксплуатационно-технологической оценки
Форма Г.1 - Эксплуатационно-технологические показатели |
Наименование показателя | Значение показателя по | |||
НД | данным испытаний по виду работ | |||
1 | 2 | 3 | ||
Период проведения оценки | ||||
Место проведения | ||||
Состав агрегата | ||||
Вид работы | ||||
Вид и состояние груза | ||||
Условия работы: | ||||
- способ погрузки и разгрузки | ||||
- класс и состояние дорог | ||||
- расстояние перевозки груза, км | ||||
- расстояние переезда без груза, км | ||||
- расстояние переезда при погрузке (разгрузке), км | ||||
- расстояние переезда от места стоянки к месту работы, км | ||||
Режим работы: | ||||
- скорость движения, км/ч: | ||||
с грузом | ||||
без груза | ||||
техническая | ||||
Производительность за 1 ч времени, т/ч, (т·км/ч): | ||||
- основного | ||||
- технологического | ||||
- сменного | ||||
- эксплуатационного | ||||
Удельный расход топлива, за сменное время, кг/т·(кг/т·км) | ||||
Эксплуатационно-технологические коэффициенты: | ||||
- технологического обслуживания | ||||
- надежности технологического процесса | ||||
- использования технологического времени | ||||
- использования сменного времени | ||||
Число обслуживающего персонала, чел.: | ||||
- основного | ||||
- вспомогательного | ||||
Качество выполнения технологического процесса |
Форма Г.2 - Баланс времени смены при нормативной продолжительности
Наименование элемента времени | Значение элемента времени | |||||
вид работы | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
ч | % | ч | % | ч | % | |
Основное время | ||||||
Время на переезд от одного обслуживаемого агрегата к другому | ||||||
Время на холостой переезд (без груза) от места разгрузки до места погрузки | ||||||
Время на погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, погрузка на ходу, переезды при погрузке, разгрузка, маневрирование) | ||||||
Время на взвешивание, оформление документов, взятие проб и др. | ||||||
Время на проведение ежесменного технического обслуживания (ЕТО), заправку топливом | ||||||
Время на перевод в рабочее или транспортное положение | ||||||
Время на проведение наладки и регулирования | ||||||
Время агрегатирования транспортного средства с энергосредством | ||||||
Время на устранение нарушения технологического процесса | ||||||
Время на отдых | ||||||
Итого: сменное время | 100 | 100 | 100 |
УДК 631.001.4:006.354 | МКС 65.060.01 |
Ключевые слова: транспортные и погрузочные средства, эксплуатационно-технологическая оценка, прицепы, полуприцепы тракторные, грузовые автомобили и автосамосвалы сельскохозяйственного назначения, испытания, методы, производительность, расход топлива |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена