ГОСТ 26026-83
(СТ СЭВ 3471-81)
Группа Г99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ И ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ
Методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию
Agricultural and forestry machines and tractors. Evaluation methods of fitness to technical servicing
ОКП 47 0000
Срок действия с 01.01.84
до 01.01.89*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 17.07.92 N 722
(ИУС N 10, 1992 год). - .
РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю.В.Жемеря; А.И.Стурис, канд. техн. наук; П.И.Лобко; А.П.Сигеев, А.Т.Коробейников, канд. техн. наук; В.Ф.Шолохов, канд. техн. наук; В.С.Чупилко; В.Т.Жигулев, канд. техн. наук; Г.А.Егоров; А.А.Яковлев; Н.В.Матюнина; В.А.Константинова; С.С.Черепанов, д-р техн. наук; А.Ш.Рабинович, д-р техн. наук
ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства
Зам. председателя Л.А.Корбут
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19 декабря 1983 г. N 6717
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные и лесные машины и тракторы (далее - машины) и устанавливает методы оценки приспособленности к техническому обслуживанию (ТО).
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3471-81.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения приведены в справочном приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Испытание машины на приспособленность к ТО следует проводить по методике, разработанной на основе настоящего стандарта, при выполнении всех требований инструкции по эксплуатации и ТО.
1.2. Машины, у которых в ходе испытаний выявлено, что они при ТО не удовлетворяют требованиям безопасности, к дальнейшим испытаниям не допускают.
1.3. Сбор информации для определения экспериментальных значений показателей приспособленности к ТО следует осуществлять во время испытаний машин посредством проведения контрольных ТО.
1.4. Затраты времени на проведение операций ТО следует определять методом хронометрирования с погрешностью измерения ±5 с.
1.5. Для определения показателей приспособленности к ТО следует регистрировать оперативное время проведения работ.
1.6. Квалификация исполнителей ТО должна соответствовать квалификации, предусмотренной для данного вида работы.
1.7. Виды ТО, период проведения которых больше срока испытаний машин, проводят в конце испытаний.
1.8. Для проведения контрольного ТО и измерения параметров применяют инструменты, приспособления и оборудование, предусмотренные в эксплуатационной документации для проведения соответствующего вида ТО.
1.9. Применяемые измерительные приборы должны быть поверены и аттестованы.
2. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Для проведения испытаний устанавливают:
количество точек смазывания;
количество видов используемых смазок;
периоды между двумя плановыми ТО;
количество необходимых специальных инструментов и оснастки;
количество ТО
2.2. При проведении контрольных ТО информацию регистрируют в листе для наблюдений по рекомендуемому приложению 2.
2.3. Конструкцию машин в части доступности, обзорности и удобства при выполнении ТО оценивают в соответствии с обязательным приложением 3.
3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКА ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ИЗДЕЛИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
3.1. Суммарное оперативное время
3.2. Удельную оперативную трудоемкость ТО
где
3.3. Оперативную продолжительность ежесменного ТО
где
3.4. Оперативную трудоемкость
3.5. Для определения удельной трудоемкости ТО
3.6. Количество мест в конструкции машины с плохой приспособленностью для проведения ТО определяют суммированием числа мест, в которых установлена плохая доступность, плохая обзорность, неудобное положение исполнителя и нетехнологичность конструкции. Для этого составляют перечень по форме таблицы рекомендуемого приложения 5.
3.7. Экспериментальные и нормативные значения основных и дополнительных показателей или значения показателей образца-аналога следует заносить в таблицу обязательного приложения 6.
3.8. Приспособленность машины к проведению ТО оценивают сравнением экспериментальных значений основных показателей машины с их нормативными значениями или значениями у образца-аналога.
3.9. Для установления причин низкого уровня приспособленности машины к проведению ТО следует провести анализ на основе сравнения экспериментального значения дополнительных показателей с их нормативными значениями или значением у образца-аналога.
4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Протокол результатов испытаний должен содержать следующие данные:
наименование и марку образца-аналога (при отсутствии нормативных значений показателей);
условия, содержание и последовательность проведения испытаний;
экспериментальные и нормативные (сравнительные) значения показателей по форме обязательного приложения 6;
перечень плохо приспособленных для ТО мест в конструкции машины по форме таблицы рекомендуемого приложения 5;
оценку достаточности существующих инструментов и оснастки для выполнения ТО;
оценку и характеристику ассортимента смазочных материалов;
анализ, выводы и предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ТЕРМИНЫ И ПОЯСНЕНИЯ
Термины | Пояснения |
1. Техническое обслуживание | Определение - по ГОСТ 18322-78 |
2. Приспособленность к ТО | Свойство машины, характеризующееся возможностью проводить операции по ТО высококачественно, быстро, легко, удобно и безопасно |
3. Контрольное ТО | ТО, проводимое при испытании изделия с целью накопления информации для оценки его свойств |
4. Наработка | Определение - по ГОСТ 27.002-89 |
5. Основной исполнитель ТО | Исполнитель, занятый непрерывно при контрольных ТО проведением соответствующего вида ТО |
6. Нормативное значение показателя | Значение показателя, установленное в нормативно-технической документации на машину |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
(наименование организации) |
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ N
(заполняют для каждого исполнителя)
Вид работы | Машина | ||||||||||||||
(вид и номер контрольного ТО) | (наименование, марка N) | ||||||||||||||
Место проведения работы | |||||||||||||||
Наработка (между контрольными ТО) | |||||||||||||||
С начала испытания | Исполнитель | ||||||||||||||
Начало работы* | ч | мин. Конец работы* | ч | ||||||||||||
мин. Общая продолжительность* работы | ч | мин | |||||||||||||
Порядковый номер и наименование операции | Время | Замечания относительно приспособленности конструкции к ТО по доступности, обзорности, удобству и др. | Наименование и количество необходимых инструментов и оснастки | |
мин | с | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответственный исполнитель: | Наблюдатель: | ||
(подпись) | (подпись) |
________________
* Заполняет ответственный исполнитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
ОЦЕНКА КОНСТРУКЦИИ МАШИНЫ В ЧАСТИ ДОСТУПНОСТИ, ОБЗОРНОСТИ И УДОБСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТО
1. При оценке доступности:
1.1. Машина получает оценку "хорошая доступность", если при выполнении данной операции:
а) места обслуживания доступны и не ограничивают действий исполнителя;
б) для обслуживания не требуется снятия каких-либо деталей.
1.2. Машина получает оценку "ограниченная доступность", если при выполнении данной операции:
а) движения исполнителя ограничены при применении инструмента;
б) для достижения места обслуживания необходимо снимать детали типа капотов, крышек, заглушек и т.д., выполняющих предохранительную роль.
1.3. Машина получает оценку "плохая доступность", если при выполнении данной операции существующее средство ТО:
а) невозможно использовать;
б) возможно использовать только при определенном положении исполнителя и его движения весьма затруднительны;
в) возможно использовать только после дополнительной разборки конструкции машины.
2. При оценке обзорности:
2.1. Машина получает оценку "хорошая обзорность", если
обслуживаемое место остается в поле зрения исполнителя и хорошо освещено.
2.2. Машины получает оценку "ограниченная обзорность", если место обслуживания в отдельные моменты выходит из поля зрения исполнителя или находится в месте плохой естественной освещенности.
2.3. Машина получает оценку "плохая обзорность", если наладку в месте обслуживания и саму операцию проводят "на ощупь".
3. При оценке удобства исполнителя:
3.1. "Удобными" оценивают позы работы исполнителя 1, 2 и 3 (см. чертеж), достигаемые без применения дополнительных сооружений.
3.2. "Среднеудобными" оценивают позы работы исполнителя 4, 5 и 7 (см. чертеж).
3.3. "Неудобными" оценивают позы работы 6, 8, 9 и 10 (см. чертеж).
4. Машина получает оценку "плохая приспособленность к ТО в данном месте" ("неудачное решение конструкции"), если при проведении любой операции ТО в данном месте получена плохая оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.
5. Машина получает оценку "хорошая приспособленность к ТО в данном месте" ("удачное решение конструкции"), если при проведении любой операции технического обслуживания получена положительная оценка в отношении доступности, обзорности, удобства исполнителя.
6. В остальных случаях машина получает оценку "удовлетворительное решение конструкции" (в данном месте).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВРЕМЕНИ, ЗАТРАЧЕННОГО НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВОГО ТО
Элементы времени | Характеристика элементов времени |
Оперативное время | Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по проверке технического состояния агрегата, системы или машины в целом (проверка засоренности воздухоочистителя, уровня масла, разряженности аккумуляторных батарей и т.д.). Время, в течение которого выполняют работу непосредственно по измерению технического состояния (регулировка, натяжение, доливка и т.д.) агрегата, системы или машины в целом. Время, затраченное на различные действия, связанные: с подходом к обслуживаемой составной части машины (открывание капота, снятие щитков, трубопроводов, деталей, мешающих подходу к обслуживаемому месту, и т.д.); с окончанием обслуживания (установка щитков, трубопроводов, деталей, мешающих выполнению работ, закрывание капотов и т.д.); с заменой инструмента, приспособлений, заправочных пистолетов, считая, что инструмент, приспособление, средства заправки и т.д. находятся рядом с обслуживаемой машиной. |
Подготовительное заключительное время | Время, расходуемое на подготовку машины как объекта обслуживания рабочего места, оборудования, инструмента, материалов, запасных частей и т.д. к техническому обслуживанию перед его началом, в процессе обслуживания и после его завершения, т.е. на: заправку средств технического обслуживания всем необходимым (топливом, маслами, смазками, гидросмесями, воздухом и т.д.); свертывание средств обслуживания, уборку слитого топлива, масла, гидросмесей, уборку рабочего места и т.д. |
Дополнительное время | Время, затрачиваемое на выполнение работ, не связанных с техническим обслуживанием, и на естественные надобности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое
(наименование и марка машины) | (наименование организации) |
Наименование мест, плохо приспособленных для проведения ТО | Характеристика плохой приспособленности (словами, эскизами, фотографиями и т.д.) |
1 | 2 |
Дата | Ответственный исполнитель | ||
(подпись Ф. И. О.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Обязательное
ПОКАЗАТЕЛИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ТО
(наименование и марка машины) | (наименование организации) |
N | Наименование показателя | Единица измерения | Экспери- | Нормативное значение (значение у образца-аналога) | Отношение данных графы 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Основные показатели | |||||
1. | Удельная оперативная трудоемкость ТО | чел.-ч | |||
2. | Оперативная продолжительность ежесменного ТО | ч | |||
3. | Периоды между плановыми ТО Дополнительные показатели | ед. наработки | |||
4. | Трудоемкость | чел.-ч | |||
5. | Количество плохо приспособленных мест в конструкции машины для проведения ТО | ||||
6. | Количество видов используемых смазок | ||||
7. | Общее количество мест смазки, в том числе ежесменных | ||||
8. | Количество необходимых специальных инструментов и оснастки при ТО |
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1984