ГОСТ ISO 11001-1-2019
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные колесные
ТРЕХТОЧЕЧНЫЕ СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Часть 1
U-образное сцепное устройство
Agricultural wheeled tractors. Three-point hitch couplers. Part 1. U-frame coupler
МКС 65.060.01
Дата введения 2020-08-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2019 г. N 1051-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11001-1-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2020 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 11001-1:2016 "Тракторы сельскохозяйственные колесные. Трехточечные сцепные устройства. Часть 1. U-образное сцепное устройство" ("Agricultural wheeled tractors - Three-point hitch couplers - Part 1: U-frame coupler", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Международный стандарт ISO 11001-1 разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 23 "Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства".
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные размеры для присоединения навесных машин с трехточечным сцепным устройством к колесным и гусеничным сельскохозяйственным тракторам, оборудованным трехточечным сцепным устройством со свободной тягой по ISO 730 или ISO 8759-1 и U-образным сцепным устройством.
Примечание - Как правило, размеры, относящиеся к тракторам и навесным машинам для использования со сцепными устройствами, совпадают с размерами трехточечных устройств по ISO 730 или ISO 8759-1 и с размерами зон свободного пространства по ISO 2332.
Система трехточечных сцепных устройств устанавливает специальный метод агрегатирования навесных машин. Сцепные устройства являются дополнительным элементом, расположенным между трехточечным навесным устройством трактора и навесной машиной и позволяющим производить агрегатирование и отсоединение навесной машины с рабочего места оператора трактора. В связи с особенностями конструкции и условий работы сцепных устройств может возникнуть необходимость изменять длину верхних и нижних тяг, указанную в ссылочных стандартах.
Настоящий стандарт применяется к сцепным устройствам категорий 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N и 4 колесных и гусеничных сельскохозяйственных тракторов по ISO 730 или ISO 8759-1.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO 730, Agricultural wheeled tractors - Rear-mounted three-point linkage - Categories 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N and 4 (Тракторы колесные сельскохозяйственные. Трехточечное задненавесное устройство. Категории 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N и 4)
ISO 2332:2009, Agricultural tractors and machinery - Connection of implements via three-point- linkage - Clearance zone around implement (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Присоединение орудий с помощью трехточечных устройств навески. Зона свободного пространства вокруг орудия)
ISO 8759-1, Agricultural wheeled tractors - Front-mounted equipment - Part 1: Power take-off and three-point linkage (Тракторы колесные сельскохозяйственные. Орудия передней навески. Часть 1. Вал отбора мощности и трехточечное навесное устройство)
3 Принцип работы системы с рамным сцепным устройством
Система с рамным сцепным устройством является однофазным сцепным устройством, в котором трехточечное навесное устройство трактора (см. ISO 730 или ISO 8759-1) оборудовано U-образной рамой, а навесная машина имеет элементы для присоединения к раме. Агрегатирование и отсоединение навесной машины могут проводиться с рабочего места оператора трактора.
4 Размеры сцепного устройства
Размеры сцепного устройства должны соответствовать рисунку 1 и таблице 1.
4.1 Выступ верхнего крюка (размер
4.2 Навесная машина при присоединении к сцепному устройству должна обеспечивать минимальный зазор
Примечание - Ранее выпущенные навесные машины могут иметь зазор 120,9 мм для категорий 1, 2N, 2, 3N и 3 и 146 мм для категорий 4N и 4.
4.3 Верхний крюк сцепного устройства должен находиться по центру между нижними крюками в пределах 3 мм.
4.4 Нижняя точка присоединения навесной машины на сцепном устройстве должна быть расположена по высоте таким образом, чтобы были выполнены требования к высоте подъема, мощности и регулировкам уровня по ISO 730 или ISO 8759-1.
4.5 Элементы навесной машины, кроме сцепных пальцев, находящиеся в пределах ширины между нижними крюками (размер
4.6 Ширина между нижними крюками (А1) должна быть в пределах, установленных размерами
4.7 Нижние тяги могут быть смещены относительно сцепных пальцев для обеспечения жесткости рамы сцепного устройства, в результате чего размеры
4.8 Размер L по таблице 2 ISO 730 должен иметь диапазон 75 мм для категорий 1, 2N и 2 и диапазон 100 мм для категорий 3N, 3, 4N и 4. Размер
4.9 Сцепные устройства с U-образной рамой, конструкция которых позволяет трансформировать их в другие виды сцепных устройств, не обязательно должны соответствовать размерам
Рисунок 1 - Размеры сцепного устройства
Таблица 1 - Размеры сцепного устройства
Размеры в миллиметрах | |||||||||||||||
Размер | Описание | Категория | |||||||||||||
1 | 2N | 2 | 3N | 3 | 4N | 4 | |||||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | ||
Внутренний проем нижних крюков | 686 | 690 | 686 | 690 | 828 | 834 | 828 | 834 | 970 | 975 | 925 | 930 | 1170 | 1175 | |
Ширина нижних крюков | 28 | 30 | 63 | 67 | 63 | 67 | 63 | 67 | 63 | 67 | 86 | 89 | 86 | 89 | |
Выступ нижних крюков | - | 104 | - | 130 | - | 130 | - | 130 | - | 130 | - | 165 | - | 165 | |
D | Диаметр нижних крюков | 38,1 | 38,6 | 38,1 | 38,6 | 38,1 | 38,6 | 38,1 | 38,6 | 38,1 | 38,6 | 52 | 52,5 | 52 | 52,5 |
Вылет нижних крюков | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 130 | - | 130 | |
Глубина нижних крюков | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 130 | - | 130 | |
Ширина верхнего крюка | - | 36 | - | 44 | - | 44 | - | 44 | - | 44 | - | 57 | - | 57 | |
Вылет верхнего крюка | - | 73 | - | 73 | - | 73 | - | 73 | - | 73 | - | 82 | - | 82 | |
Проем верхнего крюка | 32,5 | 33,3 | 32,5 | 33,3 | 32,5 | 33,3 | 32,5 | 33,3 | 32,5 | 33,3 | 45,7 | 46,5 | 45,7 | 46,5 | |
Выступ верхнего крюка | - | 108,5 | - | 130 | - | 130 | - | 130 | - | 130 | - | 165 | - | 165 | |
Глубина верхнего крюка | - | 92 | - | 92 | - | 92 | - | 92 | - | 92 | - | 102 | - | 102 | |
Высота верхнего крюка | - | 100 | - | 100 | - | 100 | - | 100 | - | 100 | - | 120 | - | 120 | |
Высота расположения верхнего крюка | 375 | 378 | 375 | 378 | 375 | 378 | 477 | 480 | 477 | 480 | 680 | 683 | 680 | 683 | |
Альтернативная высота расположения верхнего крюка (опционально) | 455 | 458 | 478 | 481 | 478 | 481 | 554 | 557 | 554 | 557 | - | - | - | - | |
Зазор до стоек прицепной машины | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 54 | - | 54 | - | |
Высота рамы сцепного устройства | 283 | - | 283 | - | 283 | - | 365 | - | 365 | - | 508 | - | 508 | - | |
Высота стойки рамы сцепного устройства с внутренней стороны | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 330 | - | 330 | - | |
Высота стойки рамы сцепного устройства с внешней стороны | - | 830 | - | 830 | - | 1020 | - | 1020 | - | 1220 | - | 1220 | - | 1420 | |
Высота нижнего крюка | - | 60 | - | 60 | - | 60 | - | 60 | - | 60 | - | 75 | - | 75 | |
Ширина проема рамы сцепного устройства | 560 | - | 560 | - | 560 | - | 560 | - | 560 | - | 660 | - | 660 | - | |
Внутренняя ширина рамы сцепного устройства | 657 | - | 657 | - | 796 | - | 796 | - | 858 | - | 858 | - | 1104 | - | |
Внешняя ширина рамы сцепного устройства | - | 806 | - | 806 | - | 1005 | - | 1005 | - | 1175 | - | 1175 | - | 1420 | |
Внешняя ширина верхней части рамы сцепного устройства | - | 880 | - | 880 | - | 1065 | - | 1065 | - | 1175 | - | 1420 | - | 1420 | |
Внутреннее расстояние между нижними соединительными пальцами | 620 | - | 620 | - | 760 | - | 760 | - | 860 | - | 860 | - | 1104 | - | |
Внешнее расстояние между нижними соединительными пальцами | - | 830 | - | 830 | - | 1020 | - | 1020 | - | 1220 | - | 1220 | - | 1420 | |
Общий выступ рамы сцепного устройства | - | 225 | - | 225 | - | 225 | - | 225 | - | 305 | - | 305 | - | 305 | |
Доступность верхнего крюка | 48 | - | 48 | - | 48 | - | 48 | - | 48 | - | 63 | - | 63 | - | |
Зазор до нижней части рамы навесной машины | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 42 | - | 54 | - | 54 | - | |
R | Внутренний радиус нижнего крюка | - | 90 | - | 90 | - | 90 | - | 100 | - | 100 | - | 130 | - | 130 |
+ В качестве опции может быть предусмотрена альтернативная высота расположения верхнего крюка. Это положение соответствует североамериканской практике для высоты стоек для категорий 1, 2N, 2, 3N и 3 трехточечных навесных устройств. |
5 Размеры, относящиеся к навесным машинам
Размеры, относящиеся к навесным машинам, должны соответствовать рисунку 2 и таблице 2.
5.1 Для навесных машин с консольно установленными нижними сцепными пальцами должны быть предусмотрены специальные пальцы для быстрого соединения с размерами
Для навесных машин с нижними сцепными устройствами типа "скоба" не требуется дополнительных опорных поверхностей при условии соответствия диаметра пальца и размеров скобы размерам
Необходимость и возможность использования переходных втулок устанавливается изготовителем навесной машины.
5.2 Нижняя точка присоединения навесной машины на U-образной раме должна быть расположена по высоте таким образом, чтобы были выполнены требования к высоте подъема, мощности и регулировкам уровня по ISO 730 или ISO 8759-1.
5.3 Элементы навесной машины, кроме сцепных пальцев и скоб, находящиеся в пределах ширины между нижними крюками [размер
Элементы, расположенные выше этого расстояния, выступающие вбок на расстояние свыше
5.4 Переходная втулка нижних пальцев должна иметь допуск длины не более 0,015 мм на 1 мм длины пальца.
5.5 Навесная машина при присоединении к сцепному устройству должна обеспечивать минимальный зазор
Примечание - Ранее выпущенные навесные машины могут иметь зазор 120,9 мм для категорий 1, 2N, 2, 3N и 3, и 146 мм для категорий 4N и 4.
5.6 Проем для верхнего крюка сцепного устройства на навесной машине должен находиться по центру между нижними сцепными пальцами в пределах 3 мм.
5.7 Должно быть предусмотрено обеспечение соответствующего продольного зазора верхнего крюка
6 Требования
На обоих нижних крюках должно быть предусмотрено блокирующее устройство для предотвращения отсоединения навесной машины (см. рисунок 1).
а) С консольно установленными пальцами
b) Тип "скоба"
Рисунок 2 - Размеры, относящиеся к навесной машине
Таблица 2 - Размеры, относящиеся к навесной машине
Размеры в миллиметрах | |||||||||||||||
Размер | Описание | Категория | |||||||||||||
1 | 2N | 2 | 3N | 3 | 4N | 4 | |||||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | ||
Наружный диаметр нижнего пальца или переходной втулки | См. ISO 730 | ||||||||||||||
Расстояние между внутренними законцовками нижних пальцев | См. ISO 730 | ||||||||||||||
Расстояние между наружными законцовками нижних пальцев | 811 | 819 | 811 | 819 | 953 | 961 | 953 | 961 | 1108 | 1116 | 1108 | 1116 | 1358 | 1365 | |
Боковой зазор навесной машины | 270 | - | 310 | - | 310 | - | 310 | - | 310 | - | 390 | - | 390 | - | |
Диаметр внешних и внутренних законцовок нижних пальцев | 50 | 65 | 50 | 65 | 50 | 65 | 50 | 65 | 50 | 65 | 65 | - | 65 | - | |
Диаметр верхнего пальца | См. ISO 730 | ||||||||||||||
Высота расположения верхнего пальца | 379 | 382 | 379 | 382 | 379 | 382 | 481 | 484 | 481 | 484 | 684 | 687 | 684 | 687 | |
Альтернативная высота расположения верхнего пальца (опционально) | 459 | 461 | 482 | 484 | 482 | 484 | 558 | 560 | 558 | 560 | - | - | - | - | |
Проем для оголовка нижнего крюка | 85 | - | 85 | - | 85 | 85 | - | 85 | - | 100 | - | 100 | - | ||
Проем для опускания верхнего крюка | См. ISO 2332:2009, таблица 1, размер А | ||||||||||||||
Проем для оголовка верхнего крюка | 120 | - | 120 | - | 120 | - | 120 | - | 120 | - | 140 | - | 140 | - | |
Вертикальный зазор навесной машины | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | 200 | - | |
Горизонтальный выступ верхнего сцепного пальца | - | 38 | - | 38 | - | 38 | - | 38 | - | 38 | - | 51 | - | 51 | |
Расстояние между нижними точками сцепки | 115 | - | 115 | - | 115 | - | 115 | - | 115 | - | 150 | - | 150 | - | |
Ширина между внутренними поверхностями стоек | 52 | - | 52 | - | 52 | - | 52 | - | 52 | - | 65 | - | 65 | - | |
Продольный зазор верхней точки сцепки | 80 | - | 80 | - | 80 | - | 90 | - | 90 | - | 120 | - | 120 | - | |
Продольный зазор навесной машины | - | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | - | 25 | |
R | Радиус присоединения нижней точки сцепки | - | 43 | - | 43 | - | 43 | - | 43 | - | 43 | - | 57 | - | 57 |
+ В качестве опции может быть предусмотрена альтернативная высота расположения верхнего крюка. Это положение соответствует североамериканской практике для высоты стоек для категорий 1, 2N, 2, 3N и 3 трехточечных навесных устройств. |
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 730 | IDT | ГОСТ ISO 730-2019 "Тракторы колесные сельскохозяйственные. Трехточечное задненавесное устройство. Категории 1N, 1, 2N, 2, 3N, 3, 4N и 4" |
ISO 2332:2009 | IDT | ГОСТ ISO 2332-2013 "Тракторы и машины сельскохозяйственные. Присоединение орудий с помощью трехточечных устройств навески. Зона свободного пространства вокруг орудия" |
ISO 8759-1 | - | * |
* Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Оригинальный перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов. Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
УДК 629.114.12:006.354 | МКС 65.060.01 | IDT | |
Ключевые слова: колесные сельскохозяйственные тракторы, трехточечное сцепное устройство, U-образное сцепное устройство |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019