ГОСТ Р 70390-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Социокультурное программирование. Основные требования и процессы
Comprehensive improvement and exploitation of urban areas. Socio-cultural programming. Basic requirements and processes
ОКС 03.080.10
Дата введения 2023-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1097-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на процесс организации гражданского участия, подразумевающий определение проблем, ценностей, целей, задач, функциональной программы и архитектурного облика общественного пространства со всеми заинтересованными участниками городской жизни и потенциальными пользователями общественного пространства, а также участие жителей в реализации программы развития общественной территории.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 общественное пространство: Территория общего пользования, свободная от транспорта и предназначенная для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения, включая: парки, сады, улицы, площади, скверы, набережные и другие публичные территории.
2.1.2 вовлечение граждан в развитие городской среды: Создание механизмов гражданского участия и совместного принятия решений для всех заинтересованных сторон и потенциальных пользователей территории, включая участие в выборе территорий, приоритетных для развития, выявление ценностей и проблем, требующих решения, определение целей и задач развития, определение сценариев функционального использования и архитектурного облика территории, участие в реализации программы развития общественной территории.
2.1.3 развитие городской среды: Комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов и проектов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования и благоустройства территорий с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях и регионах Российской Федерации.
2.1.4 социокультурное программирование общественного пространства: Процесс разработки комплекса мероприятий, направленных на организацию социальной и культурной деятельности на территории, развитие различных форм досуга и взаимодействия, трансляцию ценностей, смыслов и уникальности конкретной территории с учетом ее особенностей, проблем, реальных запросов и участия граждан.
2.1.5 социально-культурная программа общественного пространства: Совокупность организационных, хозяйственных, экономических, культурных мероприятий, формирующих и поддерживающих социальную и культурную деятельность на территории, транслирующих смыслы и ценности, характерные для конкретной территории, жителей и сообществ.
2.1.6 соучаствующее проектирование: Процесс проектирования с участием всех заинтересованных сторон: жителей, местных сообществ, представителей бизнеса, некоммерческих организаций и административных структур, владельцев и арендаторов земельных участков, инвесторов, экспертов, различных социальных и культурных групп и других заинтересованных в проекте сторон для определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем, ценностей и потребностей, совместного принятия решений и повышения эффективности проекта.
2.1.7 интересанты проекта (стейкхолдеры): Стороны, заинтересованные в проекте развития среды, на которых проект влияет или потенциально может влиять (местные жители, городские сообщества, общественные объединения, активисты, локальный бизнес, инвесторы, экспертное сообщество, представители социальных, культурных и образовательных институций, будущие пользователи территории и другие).
2.1.8 инструменты вовлечения граждан: Мероприятия, направленные на вовлечение граждан в проекты развития городской среды, включая выбор приоритетных территорий, определение задач по благоустройству территорий, сбор идей и инициатив, разработку функциональной и социокультурный программы места, совместную реализацию проекта, постоценку проекта, событийное наполнение территории и другие.
2.1.9 проектный семинар: Один из инструментов вовлечения горожан, открытая встреча интересантов проекта для совместного принятия решений (выбора объекта, обсуждения технического задания, концептуального или эскизного проекта), проходящая в интерактивном формате с использованием групповой работы, на основе которой разрабатывают проект либо вносят правки в него.
2.1.10 функциональное программирование территории: Определение сценариев использования территории различными группами граждан в течение разного времени суток и сезонов, включая сценарии активного и спокойного отдыха, прогулки и занятие различными видами спорта, игровые и образовательные сценарии для детей и подростков, сценарии зимнего использования, выгул и тренировку собак и другие сценарии, которые могут быть уместными и эффективными для развития и функционирования конкретной территории.
2.1.11 рабочая группа проекта: Открытый консультационный и наблюдательный орган, в который входят представители ключевых интересантов проекта для обеспечения соответствия проекта решаемым задачам, а его реализации - проектным решениям.
2.1.12 постоценка проекта: Процесс оценки реализованного проекта развития территории с позиции реального использования территории различными группами граждан, анализа функционирования территории и ее отдельных зон в разное время для определения эффективности проекта, понимания удачных и неудачных решений, анализа пользовательского опыта, корректировки процесса управления и содержания территории.
2.1.13 общественное задание на проектирование: Публичный и общедоступный документ, обобщающий предложения и пожелания граждан (и отдельных групп), заинтересованных в развитии территории, включая обозначение проблем и ценностей, формирование общих принципов развития и благоустройства территории, определение функциональной и социально-культурной программы места, формирование культурной идентичности и других качественных и технико-экономических параметров проекта, разработанный с участием граждан.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ДК - дом культуры;
МГН - маломобильные группы населения;
НКО - некоммерческая организация;
ООПТ - особо охраняемые природные территории;
ПСД - проектно-сметной документации*;
СМР - строительно-монтажных работы*;
ТЗ - техническое задание;
ТОС - территориальное общественное самоуправление;
ТСЖ - товарищество собственников жилья;
УК - управляющая компания.
3 Типы общественных пространств и программы вовлечения граждан
Общественные пространства являются ключевыми местами досуга, социального и культурного взаимодействия горожан, транслируют ценности и идентичность, формируют пользовательские практики и имеют большое значение для городской жизни.
Социокультурное программирование общественных пространств позволяет сформировать и реализовать общественное задание на развитие территории, отражающее запросы горожан, раскрывающее идентичность и ценности места. Вовлечение граждан на всех этапах разработки и реализации проекта благоустройства обеспечивает устойчивые и уместные для конкретной территории решения, способствует повышению качества архитектурно-планировочных решений, позволяет создавать востребованные городские места и формировать сообщества, заинтересованные в их поддержке и развитии.
Общественные пространства подразделяют:
а) на парковые и природные территории общего пользования:
- природные ландшафтные парки, городские леса, ООПТ;
- тематические парки общегородского значения;
- парки культуры и отдыха межрайонного значения;
- парки и сады районного значения;
б) бульвары общегородского и районного значения;
в) сады и скверы общегородского и районного значения;
г) улицы общегородского и районного значения (с приоритетом пешеходного движения);
д) городские площади общегородского и районного значения;
е) прибрежные территории - набережные и пляжи.
Социокультурное программирование осуществляется посредством организации участия граждан в решении вопросов развития городской среды, включая определение целей и задач развития территории, формирование ценностей и смыслов, определение функциональной и событийной программы территории и ее совместную реализацию.
Дворовые территории не являются общественными пространствами, однако являются полуприватными пространствами - территориями общего пользования и коллективной собственностью жителей дома. При разработке и реализации проектов дворовых территорий необходимо обеспечить прямое участие жителей дома и управляющих структур.
Для каждого типа территорий важно формировать свою программу вовлечения граждан в зависимости от особенностей территории и ее значения в системе общественных пространств (см. таблицу 1).
Таблица 1
|
|
Тип территории | Особенности программы вовлечения граждан |
Территории общегородского значения | Обеспечение представленности различных социальных, возрастных и гендерных групп, а также потенциальных пользователей территории.
Определение смыслового и культурного значения территории, ее роли в истории развития города, понимание ключевых этапов развития, истории и ценности самого места.
Обеспечение участия городских сообществ и объединений, городских лидеров, НКО.
Обеспечение участия потенциальных инвесторов, а также представителей городских бизнесов.
Участие предпринимателей, владельцев земельных участков, инвесторов, расположенных в непосредственной близости к территории.
Обеспечение участия профильных экспертов: историков, краеведов, экологов, дендрологов, представителей архитектурного сообщества, ландшафтных архитекторов и других в зависимости от специфики территории.
Учет интересов исключенных и труднодоступных социальных групп: подростков, пожилых, людей с особенностями здоровья, МГН.
Вовлечение профильных министерств, управлений, городских администраций для организации межведомственного взаимодействия |
Территории районного и местного значения | Участие местных жителей, включая активных жителей района, и прилегающих к общественному пространству домов, включая группы потенциальных пользователей территории.
Участие районных предпринимателей, владельцев земельных участков и потенциальных инвесторов.
Обеспечение участия местных социальных, культурных и образовательных институций, включая дома культуры, школы, библиотеки, образовательные центры, центры по работе с детьми и подростками.
Обеспечение участия местных (формальных и неформальных) территориальных сообществ, включая ТОС, ТСЖ и другие объединения.
Обеспечение участия профильных экспертов: историков, краеведов, экологов, дендрологов, представителей архитектурного сообщества, ландшафтных архитекторов и других в зависимости от специфики территории.
Участие детей и подростков, живущих в районе.
Учет интересов исключенных и труднодоступных социальных групп: людей с особенностями здоровья, МГН.
Вовлечение профильных городских управлений, местных администраций и других управляющих структур |
Природные территории, в том числе природные парки, ООПТ, городские леса | Обеспечение участия профильных экспертов: экологов, дендрологов, орнитологов, биологов, гидрологов (при необходимости), представителей ландшафтных архитекторов и архитектурного сообщества, и других в зависимости от специфики территории.
Участие городских экологических организаций и объединений.
Вовлечение реальных и потенциальных групп пользователей территории, включая представителей различных сообществ и объединений и заинтересованных граждан.
Вовлечение профильных министерств, управлений, местных администраций для организации межведомственного взаимодействия.
Организация образовательных и просветительских мероприятий для жителей прилегающих территорий различного возраста: пожилых, школьников и подростков.
Защита и представленность интересов животного и растительного сообщества территории (через работу профильных экспертов) |
Дворовые территории | Обеспечение прямого участия всех (большинства) жителей домов, собственников и арендаторов жилых и нежилых помещений.
Участие представителей управляющих структур: ТСЖ, УК и других |
4 Участники проектов благоустройства и их роль
Участниками проектов благоустройства могут являться все жители и организации города (или села), выступая при этом в разных ролях в зависимости от особенностей проекта. До начала разработки проекта на самых ранних этапах работы необходимо четко определить какие группы интересантов проекта важно вовлечь в развитие конкретной территории, это позволит корректно сформировать программу вовлечения граждан и выстроить процесс социокультурного программирования.
Для проектов благоустройства и развития территорий можно выделить группы заинтересованных сторон, приведенные в таблице 2, у каждой из них может быть своя роль в проекте и формат участия.
Таблица 2
|
|
|
Группа интересантов проекта | Представители группы | Роль в проекте |
Резиденты | Граждане, организации, социальные, культурные и образовательные центры, расположенные рядом с территорией или непосредственно на ней:
жители домов, прилегающих к территории;
представители объектов социальной и культурной инфраструктуры, расположенных на прилегающей территории, - школ, библиотек, ДК, социальных и общественных центров и других институций;
собственники и арендаторы прилегающих земельных участков;
представители частных и общественных организаций, расположенные на прилегающих территориях и участках | Заинтересованы в проекте, так как живут на прилегающих территориях, и любые изменения оказывают на них заметное влияние.
Могут участвовать в формировании общественного задания на проектирование (ТЗ), декларируют собственные интересы, обусловленные территориальной близостью к объекту проектирования.
Могут входить в рабочую группу проекта и участвовать в общественном контроле за реализацией проекта.
Участвуют в реализации проекта, организуют на территории собственные мероприятия |
Экономические субъекты | Граждане и организации, осуществляющие экономическую деятельность, заинтересованные в развитии территории:
собственники и арендаторы зданий и земельных участков, расположенных на прилегающих территориях;
заинтересованные в развитии проекта;
городские предприниматели, находящиеся на самой территории либо в непосредственной близости территории/объекта;
девелоперы, застройщики и инвесторы, реализующие свои проекты в непосредственной близости к территории или заинтересованные в ее развитии | Декларируют и отстаивают собственные интересы, направленные на капитализацию территории/собственности/деятельности.
Участвуют в формировании ТЗ на разработку и реализацию проекта.
Участвуют в формировании и реализации экономических сценариев использования территории.
Могут софинансировать реализацию проекта или последующее содержание общественного пространства |
Политические субъекты | Представители административных ведомств и структур разного значения, курирующие вопросы территориального, социального и культурного развития территорий:
муниципальные ведомства, департаменты и управления;
региональные и федеральные министерства и управления;
главы регионов;
главы (мэры) городов и поселений;
депутаты | Выступают инициаторами и кураторами городских проектов.
Отвечают за синхронизацию проектов и ресурсов в рамках различных программ.
Согласуют/контролируют разработку и реализацию проекта.
Могут выступать заказчиком на разработку и реализацию проектов |
Эксперты | Специалисты, обладающие компетенциями в сфере пространственного и территориального развития, экологии, экономики, культуры, социологии, антропологии и других направлений: архитекторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы, экологи, дендрологи, биологи, экономисты, социологи, антропологи, урбанисты, краеведы, культурологи и другие | Могут выступать консультантами и партнерами в проектах по развитию городской среды.
Могу входить в экспертный совет проекта.
Участвуют в постоценке реализованного проекта.
Оказывают влияние на процессы городского развития и качество реализуемых проектов |
Пользователи территории | Граждане, объединения, организации и сообщества, которые уже используют территорию или заинтересованы в этом.
Прямые и потенциальные пользователи территории (общественного пространства), включая как отдельных горожан, так и группы пользователей и сообщества, сформированные вокруг общих ценностей и интереса, например пользователи детских игровых пространств, спортивной инфраструктуры, организаторы мероприятий, пользователи площадок для выгула и тренировки собак и другие | Являются "коллективным заказчиком" проекта, заинтересованы в развитии территории и улучшении собственных возможностей.
Участвуют в формировании общественного задания на проектирование, могут входить в рабочую группу проекта, так как обладают уникальным знанием и пользовательским опытом, позволяющим повысить эффективность проекта.
Могут участвовать в постоценке реализованного проекта и управлении территорией и организации собственных мероприятий |
Инициативные жители, лидеры мнений, сообщества | Граждане и сообщества, проявляющие себя через активную деятельность или позицию, заинтересованные в развитии города (или села).
Представители городских сообществ, неформальных и формальных общественных и территориальных объединений, представители ТОС, ТСЖ и других структур местного самоуправления | Формируют общественное задание на проектирование.
Могут принимать участие в реализации части проекта.
Участвуют в рабочих группах по реализации проекта и группах общественного контроля на всех этапах проекта.
Участвуют в реализации культурной программы территории, организуют собственные мероприятия |
Исключенные и труднодоступные группы | Люди, голос которых может быть не всегда заметен, к ним также относятся социально-незащищенные группы: подростки, дети, пожилые, МГН, люди с особенностями здоровья, маргинальные группы | Участвуют в формировании общественного задания на проектирование, функциональной и социокультурной программы территории.
По возможности могут участвовать в рабочей группе проекта.
Участвуют в постоценке реализованного проекта |
Градообразующее предприятие | Предприятие, на котором работает значительная часть горожан, определяющее структуру занятости и повседневный образ жизни людей, городскую инфраструктуру | Могут выступать заказчиком и партнером в разработке и реализации проектов.
Влияют на социальную и культурную политику через софинансирование городских проектов.
Реализуют собственные проекты развития территорий |
Содержанием и эксплуатацией общественных пространств могут заниматься территориальные администрации, местные муниципальные образования или частные лица/организации. Кроме решения вопросов эксплуатации и уборки территорий необходимо создавать условия для реализации социокультурной программы территории, включая инфраструктуру и понятные механизмы организации и проведения мероприятий, формирование календарного плана, работу с различными группами горожан, сообществами и институциями, для того чтобы люди могли самостоятельно организовывать мероприятия на территории.
Перед началом разработки проекта необходимо сформировать подробный список всех заинтересованных в развитии общественного пространства сторон, с учетом представленности интересов различных социальных и возрастных групп, включая резидентов и пользователей территории, экономические и политические субъекты, экспертов, инициативных жителей и сообществ, исключенные и труднодоступные группы, градообразующие предприятия и другие заинтересованные стороны, на основе которого будет разработан детальный план консультаций и вовлечения граждан.
5 Основные принципы организации вовлечения граждан в проекты благоустройства
5.1 Вовлечение граждан в развитие общественных пространств и городских территорий позволяет создавать устойчивые, эффективные и осмысленные проекты, востребованные горожанами, способствуя:
- появлению современных, разнообразных и актуальных пространств, соответствующих интересам и потребностям людей;
- улучшению качества жизни и досуговых практик;
- возможности активно влиять на вопросы, касающиеся непосредственно самих жителей и осуществлять контроль за развитием территории, на которой они живут;
- формированию заинтересованного в развитии города, активного и сплоченного сообщества.
Вовлечение граждан в развитие городской среды необходимо на всех этапах разработки и реализации проекта благоустройства территории, а также в рамках реализации социокультурной программы после завершения благоустройства.
5.2 Основные принципы вовлечения горожан в развитие городской среды
5.2.1 Принцип 1. Простое и прозрачное участие в проекте, открытый доступ к информации на всех этапах
Чтобы процесс участия был эффективным на всех этапах проекта, необходимо донести до граждан максимально полную информацию о проекте, включая сроки и условия реализации проекта, решаемые задачи, существующие проблемы и ограничения, ресурсные ограничения, возможности для реального влияния на результат. Информацию необходимо преподносить в понятной и наглядной форме, сформировав удобные каналы коммуникации, которые будут работать на всех этапах проекта. Сложные вопросы необходимо объяснять и визуализировать, своевременно анонсировать встречи, публиковать результаты встреч, отчеты, промежуточную концепцию развития территории и финальный проект.
5.2.2 Принцип 2. Одинаковые условия участия для всех граждан
Рабочие группы по разработке и реализации проектов, в которых состоят только представители администрации, ответственные за проект, и представители городских общественных организаций - это не полноценное общественное участие. В таком случае решение принимает узкая группа, которую горожане воспринимают как элитарное меньшинство. Право участвовать в процессе принятия решений должно быть у всех заинтересованных сторон разного возраста, взглядов и социального статуса.
5.2.3 Принцип 3. Участие на всех этапах проекта, включая самые ранние этапы исследований и разработки
Вовлекать горожан, когда проект уже разработан и согласован - это формальный подход, участвовать в проекте на таком этапе уже нет смысла, потому что невозможно повлиять на результат и социокультурную программу места, у граждан пропадает мотивация, они теряют доверие. Вовлечение граждан необходимо организовывать на самых ранних этапах - на предпроектной стадии, чтобы вместе выбрать территорию, определить цели и задачи, разработать общественное задание и программу места. Также необходимо продолжать процесс вовлечения в реализацию социокультурной программы места когда сам проект благоустройства уже реализован, это позволит гражданам участвовать в культурной и социальной жизни и усилит значение общественного пространства для жителей.
5.2.4 Принцип 4. Гибкие и разные форматы участия и совместной деятельности
Необходимо использовать различные форматы и инструменты вовлечения, которые позволят людям участвовать в проекте с разной интенсивностью, в соответствии с их мотивацией и удобными формами коммуникации. Для вовлечения необходимо использовать оффлайн и онлайн инструменты разной длительности и сложности. Также для реализации социокультурной программы необходимо создать простые условия для организации и поддержки собственных инициатив граждан, включая проведение культурных и образовательных мероприятий.
5.2.5 Принцип 5. Заметный эффект участия в проекте
На протяжении всего проекта (включая дальнейшую эксплуатацию общественного пространства) граждане должны видеть, как конкретно их участие влияет на принимаемые решения и развитие общественного пространства. Поэтому необходимо понятно и подробно объяснять, что и как было учтено и сделано, а что невозможно реализовать, с подробным объяснением оснований и причин. Если люди не будут видеть результатов своего участия или будут получать только отрицательную реакцию на свои инициативы, это приведет к росту недоверия к проекту и его организаторам, а также к конфликтам.
6 Ключевые этапы и инструменты вовлечения граждан в разработку проекта благоустройства и социокультурное программирование территории
Участие заинтересованных сторон необходимо организовывать на всех этапах жизненного цикла общественного пространства: определение целей и задач, формирование функциональной и социокультурной программы территории, разработка и согласование концепции функционального наполнения, определение идентичности места и детальный дизайн, строительство и эксплуатация объекта. Сроки разработки проекта и программу вовлечения горожан необходимо разрабатывать с учетом требований и процессов, описанных в [1]-[5].
Для общественных пространств выделяют этапы разработки и реализации проекта, а также эксплуатации территории с вовлечением граждан (см. таблицу 3).
Таблица 3
|
|
|
Этап разработки и реализации проекта, рекомендуемые сроки | Организация и задачи вовлечения и социокультурного программирования | Инструменты и форматы вовлечения |
Этап 1.
Выбор территории
Длительность - не менее 2 мес | Формирование критериев отбора и сбор предложений от граждан по развитию приоритетных территорий.
Выбор приоритетной территории | Проведение онлайн и оффлайн опроса.
Организация широкой информационной и коммуникационной кампании проекта |
Этап 2.
Предпроектное исследование и разработка функциональной программы места
Длительность - не менее 2-3 мес | Определение целей и задач развитие территорий.
Определения проблем, ценностей территории.
Формирование функциональной программы территории.
Формирование идентичности и уникальности места.
Разработка и согласование открытого общественного задания на проектирование.
Формирование рабочей группы проекта (с участием архитекторов, специалистов, отвечающих за вовлечение и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ) | Создание и регулярное ведение каналов коммуникации проекта: сайта и/или социальных сетей.
Организация онлайн и офлайн опросов.
Проведение индивидуальных интервью с основными интересантами проекта.
Организация фокус-групп с каждой из категорий интересантов проектов, включая исключенные группы.
Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений |
Этап 3.
Разработка и согласование концепции общественного пространства
Длительность - не менее 2-3 мес | Презентация и обсуждение предварительной концепции благоустройства с рабочей и/или экспертной группой проекта.
Презентация и открытое обсуждение предварительной концепции благоустройства с гражданами, сбор предложений по корректировке и доработке проекта.
Проработка детального дизайна отдельных зон и площадок.
Доработка проекта с учетом пожеланий граждан и ее итоговое согласование со всеми интересантами.
Разработка культурной программы наполнения территорий, включая план будущих мероприятий и потенциальных партнеров.
Обсуждение программы эксплуатации территории и оценка ресурсов, необходимых для ее содержания | Ведение каналов коммуникации проекта и своевременное информирование граждан.
Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений.
Организация фокус-групп по обсуждению детального дизайна и функционального наполнения отдельных зон, включая работу с исключенными и труднодоступными группами.
Организация опросов для оценки разработанной концепции или уточнения отдельных решений.
Открытая презентация доработанного проекта |
Этап 4.
Разработка и утверждение ПСД
Длительность - в соответствии с контрактом на производство СМР | Разработка ПСД на основе согласованной концепции развития общественного пространства.
Определение сметной стоимости и прохождение экспертизы | Обсуждение и согласование ПСД с рабочей группой проекта, включая разработчиков архитектурной концепции, специалистов, отвечающих за вовлечение жителей и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ |
Этап 5.
Проведение СМР и приемка объекта
Длительность - в соответствии с контрактом на производство СМР | Реализация проекта в сопровождении рабочей группы проекта и группы общественного контроля.
Прямое участие граждан в реализации видов работ, не требующих особой квалификации (при желании жителей) | Организация регулярных встреч групп общественного контроля с участием подрядчика, разработчиков ПСД, специалистов, отвечающих за вовлечение граждан (не менее одного раза в неделю).
Организация мероприятий по совместной реализации части проекта |
Этап 6.
Процесс долгосрочного функционирования и управления общественным пространством
Длительность - на протяжении всего функционирования объекта | Проведение постоценки благоустроенной территории для оценки эффективности проектных решений, определения необходимости изменения работы операторов территории и сценариев ее использования.
Обсуждение необходимости проведения ремонтных работ.
Обновление программы развития и программы событийного наполнения территории | Организация регулярных онлайн и оффлайн опросов по оценке функционирования общественного пространства и его отдельных зон.
Проведение регулярных встреч и общественных обсуждений с пользователями общественного пространства (не менее трех раз в год).
Проведение обсуждений, семинаров и мастерских по формированию событийной программы территории (не менее двух раз в год) |
Перед началом разработки проекта благоустройства необходимо составить детальный план консультаций и вовлечения граждан для каждого из этапов разработки проекта, в котором будет учтена представленность интересов различных социальных и возрастных групп, прописаны темы и участники консультаций, сформированы цели, конкретные вопросы, формат и образ результата для каждого мероприятия.
На всех этапах разработки и реализации проекта необходимо организовать публичный доступ к основным обсуждаемым материалам исследований и проекта: это могут быть альбомы и отдельные страницы с подробными схемами, наглядными иллюстрациями и понятными текстами, выложенные в публичном доступе на сайте проекта или группах проекта в социальных сетях.
Анонсирование публичных и открытых мероприятий должно проводиться не менее чем за 7 дней до даты проведения мероприятия.
Публичные отчеты по итогам проведенных публичных мероприятий должны быть опубликованы не позднее 10 дней после даты проведения мероприятий.
Библиография
|
|
[1] | Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
|
[2] | Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 913/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды"
|
[3] | Снигирева Н. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды. - М.: Минстрой России, 2017
|
[4] | Организация и проведение общественных обсуждений проектов развития территорий. Методические рекомендации. Казань: Фонд "Институт развития городов Республики Татарстан", "Проектная группа 8", 2018
|
[5] | Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. - М.: Агентство стратегических инициатив, 2020 |
|
|
|
УДК 697.34:006.354 |
| ОКС 03.080.10 |
| ||
Ключевые слова: комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий, социокультурное программирование, процессы |