ГОСТ 21758-81
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Методы определения показателей эксплуатационной технологичности
и ремонтопригодности при испытаниях
Motor vehicle maintenance and repair system.
Determination of maintainability and
repairability characteristics during the tests
ОКП 45 1000
Дата введения 1983-01-01
РАЗРАБОТАН Министерством автомобильного транспорта РСФСР
ИСПОЛНИТЕЛИ
А.И.Могуев, Д.Т.Бадиров, Л.А.Егоров, канд. техн. наук (руководители темы); Е.С.Кузнецов, д-р. техн. наук; В.Е.Щедрова; В.Г.Антонова; В.А.Семенов, канд. техн. наук; Н.М.Новиков; О.А.Алексеев; А.А.Кирпичников; И.К.Дельцов; С.Ф.Безверхий, канд. техн. наук; М.А.Пурник, канд. техн. наук; С.М.Каухов, канд. техн. наук; Г.И.Котлов, канд. техн. наук; Г.П.Зубков
ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР
Зам. министра Н.С.Акулинушкин
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. N 5618
ВЗАМЕН ГОСТ 21758-76
Настоящий стандарт устанавливает методы определения фактических значений показателей эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), предусмотренных ГОСТ 20334-81, при испытаниях новых и модернизируемых изделий автомобильной техники на их соответствие значениям показателей, заданным в конструкторской документации на испытуемую модель.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение понятия эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 18831-73, ремонтопригодности - по ГОСТ 13377-75.
1.2. Оценка ЭТ и РП производится при разработке новых и модернизации серийно выпускаемых изделий в процессе исследовательских, доводочных предварительных, приемочных и эксплуатационных испытаний по программе и в сроки, предусмотренные ГОСТ 14.204-73 и ГОСТ 19489-80.
1.3. Для проведения испытаний на ЭТ и РП необходимо наличие:
конструкторских документов по оцениваемому изделию в соответствии с перечнем, приведенным в справочном приложении 1;
образцов базовых моделей изделий, соответствующих требованиям конструкторской документации.
1.4. Изделия, представляемые на испытания, должны быть укомплектованы согласно конструкторской документации.
2. УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
2.1. Оцениваемые изделия данной модели должны испытываться в одинаковых условиях, установленных программой испытаний.
2.2. Продолжительность испытаний оцениваемых изделий устанавливается:
при определении удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания - необходимым числом хронометражных наблюдений;
при определении удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта - пробегом изделия до первого капитального ремонта;
при определении удельной оперативной продолжительности капитального ремонта - временем, необходимым для проведения капитального ремонта в типовых ремонтных предприятиях по технологической документации, предусмотренной п.2.6.
2.3. Количество видов технического обслуживания, перечень операций и периодичность их выполнения принимаются согласно руководству (инструкции) по эксплуатации (проекту) или сервисной книжке (проекту) оцениваемого изделия, разработанным в соответствии с ГОСТ 2.601-68*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - .
2.4. Определение показателей ЭТ и РП оцениваемых изделий выполняется на рабочих местах, обеспечиваемых комиссией по испытаниям и оснащенных необходимым стандартным оборудованием, приспособлениями и инструментом, перечень которого приведен в рекомендуемом приложении 2, форма 1.
Специальные оборудование, инструмент и приспособления представляются разработчиком на время испытаний вместе с оцениваемыми изделиями (рекомендуемое приложение 2, форма 2).
2.5. Техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) изделий выполняются персоналом, уровень квалификации которого устанавливается разработчиком конструкции изделия.
2.6. ТР оцениваемых изделий производится в соответствии с технологией, подготовленной разработчиком или согласованной с ним, предусматривающей минимальные трудозатраты для выполнения работ.
2.7. Организация испытаний на ЭТ и РП при капитальном ремонте (КР), материально-техническое обеспечение и квалификация ремонтных рабочих при их проведении должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации, подготовленной разработчиком или согласованной с ним.
Технологический процесс проведения капитального ремонта при данных испытаниях должен обеспечивать выполнение требований стандартов, а также ремонтных документов, предусмотренных в справочном приложении 1.
2.8. Испытания проводятся на авторемонтном предприятии, на котором обеспечивается выполнение условий, предусмотренных в п.2.7.
Выбор авторемонтного предприятия должен быть согласован с заводом-изготовителем изделия.
2.9. Количество объектов наблюдений при проведении испытаний устанавливается программой испытаний.
2.10. Фиксируемыми величинами и характеристиками при определении показателей ЭТ и РП являются:
периодичность ТО;
общее количество мест (точек) обслуживания по видам работ: смазочных, крепежных, регулировочных и т.п.;
количество марок применяемых топливо-смазочных материалов и технических жидкостей, предусмотренных для эксплуатации изделия (без учета заменителей);
номенклатура инструмента, необходимого для проведения ТО и ТР;
средняя разовая оперативная трудоемкость операций ежедневного технического обслуживания (ЕО) (рекомендуемое приложение 3, форма 2) и каждого вида ТО и ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 1);
средняя суммарная оперативная трудоемкость ТО (рекомендуемое приложение 3, форма 6);
средняя суммарная оперативная трудоемкость ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 7);
удельная оперативная трудоемкость ТР (рекомендуемое приложение 3, форма 4);
средняя оперативная трудоемкость КР (рекомендуемое приложение 3, форма 5).
2.11. Сбор и учет информации по ЭТ и РП осуществляются в соответствии с ГОСТ 20857-75 и ГОСТ 19489-80.
3. ОБРАБОТКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
3.1. Фактические значения основных показателей ЭТ и РП изделий определяют на основе хронометрирования оперативного (основного и вспомогательного) времени выполнения операций ТО и ремонта оцениваемого изделия за период соответствующих испытаний (рекомендуемое приложение 3, форма 1). Допускается на стадии разработки изделия и доводочных испытаний определение оперативной трудоемкости операций ТО, ТР и КР проводить с использованием методов прогнозирования, приведенных в ГОСТ 23660-79.
3.2. Необходимое число хронометражных наблюдений по каждой операции ТО, ТР и КР изделия определяется, исходя из условий относительной ошибки
3.3. Данные хронометражных наблюдений заносятся в карты анализа (рекомендуемое приложение 3, формы 2, 3 и 5).
3.4. На основании карт анализа заполняются карты-накопители сведений о ТО и ТР оцениваемых изделий (рекомендуемое приложение 3, формы 6 и 7).
3.5. Величина трудозатрат на ТО определяется, как сумма средних значений оперативной трудоемкости всех операций, предусмотренных инструкцией по эксплуатации (проектом) или сервисной книжкой (проектом) оцениваемого изделия раздельно для каждого вида ТО.
3.6. Величина трудозатрат на ТР определяется как сумма средних значений оперативной трудоемкости устранения последствий отказов и неисправностей оцениваемого изделия за заданную наработку.
3.7. Величина оперативных трудозатрат на КР определяется как сумма средних значений оперативной трудоемкости всех операций КР оцениваемого изделия, предусмотренных технологическим процессом.
3.8. Расчет основных показателей ЭТ и РП выполняется применительно к первой категории условий эксплуатации.
3.9. Основные показатели ЭТ и РП вычисляют по формулам:
разовую оперативную трудоемкость ЕО (
где
удельную оперативную трудоемкость ТО (
где
удельную оперативную трудоемкость ТР (
где
3.10. Уровень ЭТ и РП при КР определяют сравнением вычисленных основных показателей для испытуемой модели с показателями, заданными в конструкторской документации по формуле
где
3.11. Принятие решения об уровне ЭТ и РП испытуемой модели осуществляется по следующим показателям:
по периодичности технического обслуживания
по разовой оперативной трудоемкости ЕО
по удельной оперативной трудоемкости ТО
по удельной оперативной трудоемкости ТР
Уровень эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности
Наименование показателя | Уровень ЭТ и РП испытуемой модели | |
соответствует значению | не соответствует значению | |
1. Периодичность ТО | ||
2. Разовая оперативная трудоемкость ЕО | ||
3. Удельная оперативная трудоемкость ТО | ||
4. Удельная оперативная трудоемкость ТР |
3.12. Дифференцированный анализ основных показателей ЭТ и РП оцениваемых изделий в ходе исследований может производиться с применением дополнительных показателей, рекомендуемых ГОСТ 20334-81. Формулы для расчета численных значений дополнительных показателей ЭТ и РП приведены в справочном приложении 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ И СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1. Техническое задание на проектирование изделия с протоколом его рассмотрения.
2. Инструкция по эксплуатации (проект), сервисная книжка (проект) и руководство по капитальному ремонту (проект) оцениваемого изделия.
3. Комплект конструкторской документации оцениваемого изделия, в который входят: комплект чертежей со спецификациями основных сборочных единиц изделия, проект технических условий, проект карты технического уровня и качества продукции.
4. Данные о ресурсах агрегатов, узлов и деталей, заменяемых при текущем ремонте.
5. Спецификация на инструмент и принадлежности, прилагаемые к изделию.
6. Сведения о специальном оборудовании, съемниках, приспособлениях и инструменте, необходимых для проведения технического обслуживания и ремонта оцениваемого изделия, излагаемые по форме 2 рекомендуемого приложения 2.
7. Перечень основных конструктивных мероприятий, направленных на обеспечение эксплуатационной технологичности оцениваемого изделия:
сокращение числа мест обслуживания;
применение самоконтрящихся крепежных деталей и фиксация от самоотвертывания гаек и болтов;
применение легкоразъемных соединений в системе электрооборудования;
применение саморегулирующихся механизмов и узлов;
обеспечение доступа и нормальных условий выполнения операций технического обслуживания;
обеспечение легкосъемности агрегатов и узлов и т.п.
8. Технические материалы по оценке ЭТ и РП конструкции изделия.
9. Нормативно-техническая документация (проект) на капитальный и текущий ремонт изделия.
10. Статистические данные по затратам времени и труда на капитальный ремонт изделия (представляются только в случаях организованного выполнения капитального ремонта автомобилей на специализированных ремонтных предприятиях, по единой технологической документации).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИБОРОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ
ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ ИЗДЕЛИЯ
Форма 1
Перечень стандартизованного оборудования, приборов и приспособлений
Наименование | Модель, тип | Краткая характеристика | Назначение |
1. Подъемник стационарный гидравлический | |||
2. Подъемник гидравлический одноплунжерный для осмотровой канавы | |||
3. Домкрат гаражный гидравлический | |||
4. Электроталь | |||
5. Приспособление для снятия и установки коробок передач | |||
6. Тележка для снятия и постановки колес | |||
7. Смазочно-заправочная установка | |||
8. Солидолонагнетатель | |||
9. Приспособление для прокачки гидропривода тормозов | |||
10. Гайковерт для гаек колес | |||
11. Подвижной пост слесаря-авторемонтника | |||
12. Стол-тележка смазчика | |||
13. Стол-тележка электрика-карбюраторщика | |||
14. Тележка для снятия и постановки рессор | |||
15. Гайковерт для гаек стремянок рессор | |||
16. Воронка для слива масел | |||
17. Пылесос | |||
18. Механизированная моечная установка | |||
19. Стенд диагностики тяговых качеств | |||
20. Стенд электрооптический для проверки углов установки колес | |||
21. Стенд для проверки давления воздуха в шинах | |||
22. Стенд диагностики тормозных качеств | |||
23. Стенд электронный для диагностики технического состояния электрооборудования | |||
24. Прибор для проверки рулевого управления автомобиля | |||
25. Автоматическая воздухораздаточная колонка | |||
26. Газоанализатор для определения СО в отработавших газах | |||
27. Прибор для замера люфтов в трансмиссии | |||
28. Прибор для проверки топливных насосов | |||
29. Прибор для проверки установки фар | |||
30. Стробоскопический прибор для контроля угла опережения зажигания | |||
31. Прибор для определения технического состояния цилиндро-поршневой группы автомобильных двигателей | |||
32. Компрессор для карбюраторных двигателей | |||
33. Прибор для определения плотности дыма в отработавших газах |
Форма 2
Перечень специального оборудования, стендов, приборов и приспособлений
Номер | Наименование | Обозначение | Габаритные размеры, мм | Назначение | В какой комплект ЗИП включены | Примечание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Форма 1
КАРТА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ЭТ и РП ИЗДЕЛИЙ
Номер карты | Вид технического обслуживания | |||||||||
Изделие | (ремонта) | |||||||||
наименование, модель, дата | ||||||||||
Предприятие-изготовитель | Дата проведения хронометража | |||||||||
Номер испытуемой модели | Характеристика рабочего места | |||||||||
Год изготовления | ||||||||||
Пробег с начала испытаний | ||||||||||
Эксплуатирующая организация | ||||||||||
Наиме- | Перио- | Фик- | Индекс элементов операции: О - основная, В - вспо- | Продолжительность замеров, ч | Средняя продолжи- | Коли- | Средняя оперативная трудоемкость выполнения операций, чел.-ч. | ||||||||
номера наблюдений | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | основ- | вспо- | основ- | вспо- | общая | |||||
___________________
* Точки начала и конца наблюдений и замеров, определяемые отчетливыми характерными движениями (действиями исполнителей).
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 2
Карта анализа ЭТ изделия при ежедневном техническом обслуживании
Номер карты | Фамилии исполнителей | |||||
Тип изделия | ||||||
Место работы | ||||||
Модель | ||||||
Перечень операций | Оборудование, приспособление, инструмент | Доступность и удобство работы (краткая характеристика) | Средняя оперативная трудоемкость выполнения операций, чел.-ч | ||
основная | вспомогательная | общая | |||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 3
Карта анализа ЭТ изделия по периодическому техническому обслуживанию
Номер карты | Фамилии исполнителей | |||||
Тип изделия | ||||||
Место работы | ||||||
Модель | ||||||
Вид работ (смазочные, крепежные, регулировоч- | Наимено- | Периодич- | Количество мест смазки (крепления, регулиро- | Обору- | Доступность и удобство работы (краткая характе- | Средняя оперативная трудоемкость выполнения операции, чел.-ч | ||
основ- | вспомога- | общая | ||||||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 4
Карта анализа РП изделия при текущем ремонте за период испытаний
Номер карты | Фамилии исполнителей | |||||
Тип изделия | ||||||
Место работы | ||||||
Модель | ||||||
Наимено- | Наимено- | Наработка детали с начала эксплуатации изделия, тыс. км | Наработка детали после последующего ремонта, тыс. км | Количество ремонтов | Удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/тыс. км | ||
основ- | вспомога- | общая | |||||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 5
Карта анализа ремонтопригодности при КР
Номер карты | Фамилии исполнителей | |||||
Тип изделия | ||||||
Место работы | ||||||
Модель | ||||||
Вид работ | Наименование операций | Оборудование, инструмент | Доступность и удобство работы (краткая характеристика) | Средняя оперативная трудоемкость выполнения операций, чел.-ч | ||
основная | вспомогательная | общая | ||||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 6
Карта-накопитель результатов выполнения технического обслуживания изделия за период испытаний
Номер карты | Общий пробег с начала испытаний | км. | |||||
Тип изделия | Количество ТО-1 за период испытаний | шт. | |||||
Количество ТО-2 за период испытаний | шт. | ||||||
Вид технического обслуживания (наименование работ) | Количество технических обслуживаний за период испытаний | Средняя оперативная трудоемкость технического обслуживания, чел.-ч | Номер хронометражных карт | ||||
данного вида обслуживания | за цикл обслуживания | ||||||
основная | вспомога- | основная | вспомога- | общая | |||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
Форма 7
Карта-накопитель результатов выполнения текущего ремонта изделия
за период испытаний
Номер карты | Общий пробег с начала испытаний | км. | |||||
Тип изделия | Общее количество отказов и неисправностей за период испытаний | шт. | |||||
Модель | |||||||
Наименование сборочной единицы | Вид ремонта (наименование операций, номера карт анализа ремонта) | Количество ремонтов | Средняя оперативная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч | ||||
за один ремонт | за период испытаний | ||||||
основная | вспомога- | основная | вспомога- | общая | |||
Подпись | ||||
фамилия, должность |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭТ И РП
ПО РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ:
1. Удельная оперативная продолжительность капитального ремонта (
где
где
2. Удельная оперативная трудоемкость КР (
где
где
3. Коэффициент оперативной трудоемкости КР (
где
4. Удельная оперативная трудоемкость ТО, отнесенная к номинальному значению его основного параметра, (
где
5. Удельная оперативная трудоемкость текущего ремонта, отнесенная к номинальному значению его основного параметра (
где
6. Уровень ремонтопригодности изделия по техническому обслуживанию (
где
7. Уровень ремонтопригодности изделия по текущему ремонту (
где
ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ:
8. Коэффициент доступности изделия при техническом обслуживании (
где
9. Коэффициент доступности изделия при текущем ремонте (
где
10. Удельное число операций при техническом обслуживании изделия по видам работ (
где
Примечание. Данный показатель рассчитывается раздельно по смазочным, крепежным и регулировочным работам.
11. Число марок применяемых топливо-смазочных материалов (
где
В общее количество марок применяемых топливо-смазочных материалов и технических жидкостей не включаются заменители, зимние сорта, неосновное (добавочное) топливо для многотопливных двигателей.
12. Коэффициент применяемости инструмента (
где
Электронный текст документа
и сверен по:
М.: Издательство стандартов, 1982