allgosts.ru21.100 Подшипники21 МЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

ГОСТ 28341-89 Подшипники скольжения. Тонкостенные фланцевые вкладыши. Размеры, допуски и методы контроля

Обозначение:
ГОСТ 28341-89
Наименование:
Подшипники скольжения. Тонкостенные фланцевые вкладыши. Размеры, допуски и методы контроля
Статус:
Заменен
Дата введения:
01.01.1991
Дата отмены:
Заменен на:
ГОСТ ИСО 3548-2002
Код ОКС:
21.100.10

Текст ГОСТ 28341-89 Подшипники скольжения. Тонкостенные фланцевые вкладыши. Размеры, допуски и методы контроля


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР подшипники СКОЛЬЖЕНИЯ

ТОНКОСТЕННЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ ВКЛАДЫШИ

РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ГОСТ 28341 — 89

(ИСО 6864-84)

5 коп. БЗ 10-89/843


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва

УДК 621.822.5-2.001.24 : 658.562 : 006.354 Группа П6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Озднпип скольжения

ГОСТ

28341—89

(ИСО 6864—84)


ТОНКОСТЕННЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ ВКЛАДЫШИ

Размеры, допуски и методы контроля

Plain bearing Thin-walled flanged half bearings. Dimensions, tolerances and methods of checking

ОКСТУ 4282 10

Дата введения 01.01.91

Настоящий стандарт устанавливает основные размеры и допуски для тонкостенных фланцевых вкладышей, применяемых в механизмах с возвратно-поступательным движением. По согласованию между потребителем и изготовителем возможно устанавливать размеры, отличные от приведенных в настоящем стандарте, однако применение стандартных размеров приведет к экономии затрат при изготовлении тонкостенных подшипников.

Настоящий стандарт распространяется на основные размеры и допуски для тонкостенных фланцевых вкладышей, применяемых в корпусах с внутренним диаметром от 40 до 250 мм. Фланцевые вкладыши для корпусов с большим или меньшим внутренним диаметром используются очень редко.

Настоящий стандарт устанавливает также размеры и допуски для конструктивных деталей тонкостенных фланцевых вкладышей. Решение о включении этих деталей в определенную конструкцию принимает потребитель в зависимости от применения подшипников.

Допускается в качестве фланцевого вкладыша применять предварительно полученное соединение вкладыша без фланца с двумя упорными полукольцами. При этом технические условия согласуются между заказчиком и изготовителем.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В настоящем стандарте принято следующее определение фланцевого подшипника:

фланцевый подшипник — сочетание радиального подшипника (цилиндрическая радиальная часть) и осевого подшипника (фланцы по краям) (см. черт. 1).

С 2 ГОСТ 28341—82

Черт. 1. Фланцевый вкладыш

2. БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Dl — диаметр корпуса; Di—внутренний диаметр подшипника; Dbi — наружный диаметр подшипника; Di — наружный диаметр фланца; Dcb — диаметр отверстия контрольного блока; ет — толщина стенки подшипника; ei—толщина фланца; Z — расстояние между фланцами; Ll — ширина корпуса; Ц — общая ширина подшипника; или Sni+Sn2 — выступание; F^=F\ = F2 — контрольная нагрузка, Н; Ех— эксцентриситет; А — ширина фиксирующего выступа; В — длина фиксирующего выступа; ND—высота фиксирующего выступа; Н — расстояние между выступом ■ фланцем; h — высота и ширина зоны между радиальной частью и фланцем; J — расстояние между выступом и канавкой; Е — ширина паза; Nz — длина паза; G — высота паза; HD — высота скоса на поверхности соединения; PD — глубина скоса на поверхности соединения; ej — толщина стенки в месте соединения; I — высота скоса на фланце; t — глубина скоса на фланце; Gw — ширина канавки; Ge — толщина стенки под канавкой; a — угол между краями канавки; rt — радиус скругления канавки; г2 — радиус скругления масляного кармана; Gx—расстояние между осями канавок и фланца.

3. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ И ДОПУСКИ

  • 3.1. Острые края должны быть притуплены. В случае применения фасок кх угол должен составлять 45°.

  • 3.2. Номинальные размеры

Номинальные размеры внутреннего диаметра корпуса, внутреннего диаметра и толщины стенок подшипника приведены в табл. 1.

42

42

45

48

50

53

56

60

63


67

71

75

80

85


90

95

100

105

110

120


125

130

140

150

160


170

180

190

200


210

220

240


Таблица 1

Диаметры корпуса, внутренние диаметры, толщина етенкн, наружные диаметры фланцев и расстояние между фланцами


ВаутреимкВ диаметр Dt для толщины стенки ег

2,0

2.5

3.0

3.5

4,0

5,0

6,0

Z

36

35

52

15

17

38

37

54

16

18

41

40

57

17

19

44

43

—*

60

18

21

46

45

62

18

21

49

48

65

19

23

52

51

68

20

24

56

55

___

72

22

25

59

58

—-

79

23

27

62

61

83

24

28

66

65

87

25

29

70

69

- - -

91

26

31

75

74

96

28

33

80

79

105

30

35

84

83

_

ПО

31

37

89

88

115

33

39

_

_

95

93

_

12С

34

41

99

98

_

129

36

43

104

103

-

134

38

45

114

113

144

41

49

118

117

149

42

50

_

123

122

154

44

52

_

183

132

170

46

56

_

_

143

142

_

180

51

60

153

152

190

54

64

162

160

200

57

68

_

172

170

210

60

72

182

180

220

64

76

192

190

230

67

80

200

198

250

70

83

_

210

208

260

73

87

_

230

228

280

80

95

——

240

238

290

83

99

21

J23

103

108

118

I

I

i t


Номинальная общая ширина должна быть равна номинальному расстоянию между фланцами плюс две номинальные толщины стенок.

3.3. Допуски на диаметр корпуса

Корпуса из черных металлов должны изготовляться с допусками Н6 по ГОСТ 25347. В тех случаях, когда корпуса изготовляют из металлов с высоким коэффициентом расширения или учитывают податливость корпуса, размер корпуса может иметь допуск, отличный от Н6, но находящийся в пределах 6-го квалитета допусков.

3.4. Допуски на величину выступания и толщину стенки

Подшипники, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются тонкими и гибкими, их наружный диаметр не поддается измерению обычными способами. Поэтому в разд. 6 приведен метод измерения длины развертки.

В настоящем стандарте невозможно регламентировать длину развертки, так как действительный размер будет зависеть от непосредственного применения (например, необходимо учитывать такие факторы, как жесткость корпуса, материал, рабочие температуры).

Однако допуски на длину развертки механически обработанных подшипников при их изготовлении должны находиться в соответствии с размерами допусков на измеряемую величину выступания (см. черт. 11), указанную в табл. 2.

Допуск на толщину стенки ет зависит от способа обработки внутреннего отверстия, т. е. подлежит оно механической или электролитической обработке. Соответствующие допуски приведены в табл. 2.

Таблица 2 Допуски на измеряемую величину выступания и толщину стенки ет

Внутренний диаметр

Допуск на "max ;vmin

Допуск яа ег

механически об-работаяный подшипник

электролитически обработанный подшипник

До 45

0,030

0.008

0,012

Св. 45 > 75

0,036

0,008

0Д12

> 75 >110

0,040

охно

0.015

> ПО > 160

0,045

0,015

3,022

> 160 > 200

0Д5О

0,015

0,-022

>200 >250

0>O55

oj>2o

0,030

Примечание. Еолее точные значения полей допусков должны согласо «ываться между заказчиком и изготовителем.

Отдельные небольшие вмятины на поверхности наружного диаметра допустимы при условии, что их будет не слишком много. Однако в этих зонах не следует проводить измерение толщины стенки.

  • 3.5. Допуск» на расстояние между фланцами, ширину корпуса, ширину подшипника, толщину фланца и наружный диаметр фланца

  • 3.5.1. В общем случае устанавливают только допуск на толщину фланца с той стороны, с которой воздействует нагрузка, для того, чтобы верхний и нижний вкладыши имели одинаковую толщину фланцев. В этом случае положение фланцев относительно установочного замка зафиксировано.

В случае, если верхний и нижний вкладыши имеют одинаковые конструкции, фланцы одного вкладыша должны иметь одинаковую толщину в диапазоне допусков, представленных в табл. 3. В этом случае значения толщины фланца получают исходя из ширины вкладыша и расстояния между фланцами. Тем не менее по соглашению между заказчиком и изготовителем могут применяться другие допуски.

  • 3.5.2. Наружный диаметр фланца должен быть меньше диаметра буртика вала.

Таблица 3 Расстояние между фланцами, ширина корпуса, ширина подшипника» толщина фланца н наружный диаметр фланца

мм

Допуск на

Диаметр корпуса Dr

2ЬЗ

фЗ

Zi

До 75

+0Д5

—оде

—0,07

—0.12

±1

Св. 75 до 110

+ 0,07

—<0,02 —оде

—0.12

-0,05

Св. ИО до 250

+ 0.07

—оде —ОДО

—0Д2

  • 1 В свободном состоянии.

  • 2 Под нагрузкой, см. п. 3.4.1.

’ Допуски не суммируются, а представляют предельную допустимую величину для каждого размера.

Q в ГОСТ 28341—89

3.6. Элементы конструкции

  • 3.6.1. Эксцентрическое внутреннее отверстие

В некоторых случаях возникает необходимость использовать фланцевые вкладыши с эксцентрическими внутренними поверхностями, когда толщина стенки вкладыша равномерно уменьшается по направлению к поверхности разъема (черт. 2).

Примечание Эксцентриситет Ех в радиальной плоскости характеризуется расстоянием между центром Ci наружной Поверхности подшипника и центром внутреннего отверстия.

Черт. 2. Эксцентрическое внутреннее отверстие

  • 3.6.2. Распрямление вкладыша

На распрямление оказывают влияние следующие показатели: материал антифрикционного слоя, его толщина и физические свойства, материал основы и его свойства, рабочая температура узла. В связи с тем, что эти показатели не устанавливаются в настоящем стандарте, величина распрямления также не регламентируется. Распрямление во всех случаях должно быть таким, чтобы после эксплуатации механизма в нормальных условиях величина распрямления в подшипнике была достаточна для обеспечения ремонта или замены детали. Фактическую величину распрямления определяют по соглашению между изготовителем и заказчиком.

  • 3.6.3. Фиксирующие выступы и пазы в корпусе В случае использования фиксирующих выступов размеры выступа и паза должны соответствовать указанным на черт. 3 и в табл. 4.

Разность между Н и h не должна быть меньше 2 мм для того, чтобы избежать разрушения антифрикционного материала, чю возможно при обработке внутреннего отверстия подшипника. По этой же причине размер J не должен быть меньше 2 мм. В противном случае выступ может войти в канавку для смазки.

Установочный аамак

Черт. 3

Т аблнца 4


Размеры фиксирующего выступа, пазов и допусжк на расстояние между фиксирующим выступом и фланцем


мм

Диаметр корпусе

УстакоаочиыА замок

Допуск на Н

Паз

А

Э

"п

Е

0

До 45

2.2-W5

3-4

0.6-1.1

+ 0.16

3,06—2,94

5.5-4Д

1J5—1.50

Св. 45 до 65

3,2—3.35

5-6

1-1,3

4.06-3.94

8,5—7

2,15—1,75

Св. 65 до 85

4.2-4,35

5-6

1,2—1,5

5Д7-4.93

10--8

2,60—2

Св. 85 до 120

5,2—5,35

6-7

1.4-1,7

6.07-5.93

12-9

3-2,25

Св. 120 до 200

6,2—6,35

8.5-10

1,5—2

+OJZ

8.08-7,92

153—12

4-3

С®, 300 до 250

7.2-6,35

11,5-13

2-2,5

10,08—9,92

20-15

4,70—3,50


С 8 ГОСТ 28341—89


  • 3.6.4. Скосы

  • 3.6.4.1. Скос на внутренней поверхности соединения

На обеих сторонах вкладыша по всей его ширине предусматриваются скосы (черт. 4) с размерами, указанными в табл. 5.

Черт. 4. Скос на поверхности соединения

Таблица 5

Размеры и допуски скоса на поверхности соединения

ММ

Диаметр корпуса DL

Допуск на Яр

Pd~6t еJ

До 85

—3

а 12— 0,025

Св. «5 > 120

—4

0,015—0,030

> 120 » 200

—5

0,020—0,040

> 200 > 250

—6

0,030—0,055

Размер HD зависит от конкретных условий и устанавливается по соглашению заказчиком и изготовителем.

Размер HD считают равным ’/г внутреннего диаметра.

  • 3.6.4.2. Скос на поверхности фланца

На всех стыках (См. черт. 5, сечение А—А) и на краях поверхностей скольжения предусматриваются скосы (см. черт. 5, выносной элемент X). Размеры скоса на поверхности фланца см. в табл. 6.

€. 10 ГОСТ 20341— ••



Скос на поверхности (конструкция но выбору леА)


соединения изготовите*


Скос на краях поверхностей скольжения (конструкция по выбору изготовителей)

Черт. 5. Скос ма фланце

Размеры и допуски скоса фланцев


Таблица 6

мы

Диаметр кзряуса DL

6 +0,2

±0,2

+0.3

h ±0,3

До 120

0,1

5,5

3

С«. 120 до 250

012

8

  • 3.6.5. Зона перехода между радиальной частью нодшипника и фланцем зависит от метода изготовления и соотношения между толщиной стенки и толщиной фланца.

Для того, чтобы избежать трещин, должен соблюдаться размер h зоны перехода между радиальной частью и фланцем, указанный на черт, бив табл. 7.

Черт. 6. Два твпа зоны перехода между радиальной частью и фланцем

Таблица 7

Минимальная высота (и ширина) зоны перехода

мм

Джаматр корпуса

До 120

2

Св. 120 > 250

Э



Чтобы избежать загрязнения участка скругления и внутреннего диаметра корпуса, геометрия зоны перехода должна соответствовать форме вала.

  • 3.6.6. С м а з о ч н ы е отверстия и канавки

  • 3.6.6.1. Смазочные канавки и отверстия на поверхности соединения

Положение кольцевых канавок и смазочного отверстия показано на черт. 7.

  • 3.6.6.1.1. Смазочные канавки

Размеры канавок определяют функциональными требованиями и не устанавливают настоящим стандартом. Предпочтительная форма канавок указана на черт. 8.

С. 12 ГОСТ 28341—89

Примечания:

  • 1. Размер 51 должен быть согласован.

  • 2. Размер Gw должен быть согласован.

  • 3. Размер Ge должен быть согласован.

  • 4. Углы а равны ЗЮ или 45е (наиболее часто используются).

  • 3.6.6.1.2. Смазочные отверстия

Смазочные отверстия могут высверливаться или пробиваться. В том и в другом случае следует скруглить острые углы и снять заусенцы со смазочных отверстий, за исключением зоны перехода к смазочной канавке. Форму фаски выбирает изготовитель. На поверхностях скольжения в фасках нет необходимости.

  • 3.6.6.2. Смазочные канавки и смазочные карманы на поверхностях фланца

Приведенные на черт. 9 и 10 типы канавок и карманов обычно используются на фланцах с наружным диаметром до 160 мм. При больших диаметрах могут использоваться другие формы канавок и карманов.

Предпочтительно, чтобы глубина канавки или кармана была больше толщины антифрикционного слоя.

Допуск на Ge равен —0,30 мм.

Черт. 9. Форма канавок на поверхностях фланца

  • 3.5.6.2.2. Смазочные карманы


    /'-диаметр фрезы (по усмотрению изготовителя)

    Черт. 10. Форма масляного кармана



Таблица 8 Размеры н допуски канавок на поверхности фланца

мм

О

X

Диаметр фланца Z>|

Gw -un я

помин.

досгуеи.

До 60

3.5

1X5

chl.S

€в. 60 до 80

17.5

±2,5

Св. 80 до 100

22.5

±2,5

Св. 100 до 120

4.5

27.5

±2.5

Св. 120 до ! 10

4

1

32,5

±2.5

Св. 140 до 160

37.5

±2.<“

I

I

Таблица 9 Размеры и допуска наемного кармана на поверхности фланца ММ

Диаметр флажца В,

Г

воаг як.

допуск.

До во

12,5

1.9

5

сж во > ао

17.5

7

> 80 > 100

22,5

2,5

7

» 100 » 120

27.5

9

» 120 >140

32.5

2,5

9

>140 >160

37,5

9

4. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ РАЗВЕРТКИ

  • 4.1. При измерении длины развертки фланцевых подшипников применяют типовое устройство, приведенное на черт. 11, имеющее внутренний диаметр Deb контрольного блока, равный максимальному диаметру корпуса подшипника.

Черт. 11. Устройство для измерения длины развертки подшипника:

/—контрольный блок; 2—база; 3 и 4—контрольные нагрузки; 5—прижимная плита; 6—упор: а) контрольное устройство с одним упором (выступание равно <SN); б) контрольное устройство без упора (выступание равно +

F-F^F,)

4.2. Контрольная нагрузка

  • 4.2.1. При измерении длины развертки фланцевых вкладышей на стальной основе следует применять контрольную нагрузку. F в ньютонах, вычисляемую по формуле

/=■=125-2X^7,

где z—номинальное расстояние между фланцами, мм; ет — номинальная толщина стенки подшипника, мм.

Примечания:

  • 1. Значение контрольной нагрузки следует округлить до ближайших 500 Н.

  • 2. Расстояние между фланцами учитывается формулой, так как в настоящем стандарте не рассматривается номинальная ширина.

  • 4.2.2. Значение контрольной нагрузки для фланцевых вкладышей на стальной основе, а также для монометаллических подшипников оговаривается по соглашению между заказчиком и поставщиком.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

  • 1. ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукция и стандартам, ВНИИНМАШ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 22.11.89 № 3422 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28341—89, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт И СО 6884—84

  • 2. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Обоаначеяие НТД, ив которые дака ссылка

    Номер пункта

    ГОСТ 25347—82

    3.2

Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор Г. А. Теребинкина Корректор В. М. Смирнова

Сдано в наб. Il.ti2.d9 Подо, в печ. 06.03.90 1.25 усл. п. л. 1.25 усл. кр.-етт. 5,82 уч.-изд. л. Гараж 13 000 Цена б к.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123557, Москва, ГСП, НовопресиеяокмА пер., >

Тип. «Московский печатник». Москва, Лялкн пер., 6. Зак. 135Ж