allgosts.ru13.200 Борьба с несчастными случаями и катастрофами13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 22.8.13-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии. Основные положения

Обозначение:
ГОСТ Р 22.8.13-2022
Наименование:
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии. Основные положения
Статус:
Принят
Дата введения:
02.01.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.200

Текст ГОСТ Р 22.8.13-2022 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии. Основные положения

ГОСТ Р 22.8.13-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Основные положения

Safety in emergencies. Emergency rescue operations at elimination of consequences of limitation of electric power consumption mode. Main provisions

ОКС 13.200

Дата введения 2023-02-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2022 г. N 569-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

Необходимость разработки данного стандарта обусловлена продолжающимся процессом совершенствования деятельности, направленной на минимизацию последствий ограничения режима потребления электроэнергии на территориях Российской Федерации.

Проект стандарта разработан с целью нормативного закрепления основных принципов ведения аварийно-спасательных работ для минимизации последствий ограничения режима потребления электроэнергии, что является необходимым условием сохранения жизни и здоровья людей, создания условий их нормальной жизнедеятельности.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению аварийно-спасательных работ (АСР) в чрезвычайных ситуациях (ЧС), причиной возникновения которых являются ограничения режима потребления электроэнергии.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения органами управления всех уровней, организациями, осуществляющими планирование и проведение АСР, а также для должностных лиц, ответственных за организацию и проведение АСР, и исполнителей этих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.3.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования

ГОСТ Р 22.3.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения

ГОСТ Р 22.8.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования

ГОСТ Р 22.8.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

ГОСТ Р 22.8.06 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на радиационно опасных объектах. Общие требования.

ГОСТ Р 22.8.07 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями на акваториях. Общие требования

ГОСТ Р 22.9.04 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования

ГОСТ Р 22.9.28 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Инструмент аварийно-спасательный. Классификация

СП 6.13130.2021 Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

поисково-спасательные работы: Действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте.

[[1], статья 5]

3.1.2

аварийно-спасательные работы; АСР: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

[ГОСТ Р 22.0.02-2016, пункт 2.4.3]

3.1.3 ограничение режима потребления электрической энергии: Полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются [2].

3.1.4 потребитель: Потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

3.1.5 величина аварийной брони: Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии (мощности) с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающая его безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, устанавливаемая на основании проектной документации (при отсутствии проектной документации - на основании соглашения сетевой организации и потребителя электрической энергии (мощности) и равная величине максимальной мощности энергопринимающих устройств дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов.

3.1.6 автономные резервные источники электропитания: Устройства, обеспечивающие снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии (обеспечивающие необходимую величину аварийной брони).

3.1.7 автономные источники электропитания: Устройства, технологически не связанные с объектами электросетевого хозяйства сетевой организации, предназначенные для временного электроснабжения энергопринимающих устройств, в период исчезновения напряжения на основном источнике питания от электрической сети (электрогенерирующие системы, функционирующие за счет горючего топлива, альтернативных источников энергии, химических реакций).

3.1.8 аварийное освещение: Освещение на путях эвакуации, имеющее электропитание от автономных источников, функционирующих при пожаре, аварии и других ЧС.

3.1.9 субъект оперативно-диспетчерского управления: Специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, а также организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

3.1.10 связанная с безопасностью система [подсистема]: Система (подсистема), реализующая функцию или функции безопасности, необходимые для достижения и поддержания безопасного состояния управляемого оборудования своими силами или совместно с другими связанными с безопасностью системами или внешними средствами уменьшения риска.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КВО

-

критически важный объект;

НАСФ

-

нештатные аварийно-спасательные формирования;

ПОО

-

потенциально опасный объект;

АСФ

-

аварийно-спасательное формирование;

РСЧС

-

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ЧС

-

чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 АСР на территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии являются составной частью основных мероприятий, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в режиме ЧС [3].

4.2 Для проведения АСР при ограничении режима потребления электроэнергии задействуются функциональные подсистемы РСЧС.

Минэнерго России, в рамках функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России создает постоянно действующие коллегиальные координационные органы, функционирующие при высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - штабы по обеспечению безопасности снабжения электрической энергией потребителей (далее - штаб). Создание и функционирование штабов осуществляется в соответствии с правилами, определенными [4].

Штаб осуществляет информирование субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии о возникновении нарушения электроснабжения и осуществляет общую координацию мероприятий по ликвидации последствий нарушения электроснабжения.

4.3 В состав штаба включаются уполномоченные представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных: на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (по согласованию), на осуществление функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов (по согласованию), на осуществление федерального государственного энергетического надзора (по согласованию), а также представители субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, иных органов государственной власти и иных организаций, осуществляющих функции в области энергетики, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.4 На территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии, выполняются АСР, направленные на ликвидацию нарушений нормального режима работы электрической части энергосистемы, снятие ограничения режима потребления электроэнергии и ликвидацию последствий ЧС, причиной возникновения которых являются опасные техногенные происшествия, аварии.

5 Организация и проведение аварийно-спасательных работ, направленных на ликвидацию нарушений нормального режима работы электрической части энергосистемы

5.1 АСР при ликвидации нарушений нормального режима работы электрической части энергосистемы осуществляются путем совместных действий диспетчерского персонала субъекта оперативно-диспетчерского управления и АСФ и НАСФ (оперативного персонала) владельцев объектов электроэнергетики, потребителей, участвующих в противоаварийном управлении, направленных на изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

5.2 В соответствии с [5], выдача обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с ограничением режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии, возлагается на субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Указанная функция реализуется только в случае необходимости принятия мер по ликвидации аварийных ситуаций.

5.3 Субъект оперативно-диспетчерского управления принимает решения об экстренном введении в работу находящихся в ремонте объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии, а также отдельного оборудования и устройств объектов электроэнергетики для обеспечения электроэнергией территорий, на которых ограничен режим потребления электроэнергии.

Указанные решения субъекта оперативно-диспетчерского управления направляются для согласования в штаб в письменной форме и должны содержать варианты мер, направленных на эффективное управление энергосистемой в условиях нарушения электроснабжения.

5.4 Руководством штаба осуществляется принятие решений применении мер, необходимых для ликвидации последствий нарушения снабжения электрической энергией ее потребителей, в том числе согласование решений, принимаемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в соответствии с правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике [4].

5.5 При наступлении в пределах его операционной зоны одного или нескольких обстоятельств согласно приложению А, субъект оперативно-диспетчерского управления объявляет режим с высокими рисками нарушения электроснабжения. Для устранения указанных рисков выполняют следующие АСР:

- восстановление топливообеспечения тепловых электростанций суммарной располагаемой мощностью свыше 10% всей располагаемой мощности электростанций в операционной зоне соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления, а также восстановление топливообеспечения тепловых электростанций установленной мощностью 200 МВт и более. В случаях утери запасов топлива при ЧС восстановление всех видов запасов топлива, включая нефтяной (попутный) газ, осуществляется до нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, в ведении которых находятся тепловые электростанции;

- повышение уровней напряжения в контрольных пунктах диспетчерского центра до уровней аварийно допустимых значений;

- проведение мероприятий по повышению устойчивости энергосистемы или ее частей, в том числе по защите от неблагоприятных природных явлений в регионе, которые могут привести к массовому отключению линий электропередачи и электросетевого оборудования;

- устранение повреждений линий электропередачи и оборудования, которые вызвали полное или частичное отключение энергосистемы, связанное с дефицитом активной мощности.

5.6 В первую очередь, АСР проводятся на тех объектах, попавших в зону ЧС, которые отнесены к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (приложение Б).

5.7 Планирование и организация АСР осуществляется на основании перечней потребителей электрической энергии, отнесенных к указанной категории, где указаны принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства и объекты электроэнергетики.

Перечни формируются и ведутся в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации [3].

6 Организация и проведение аварийно-спасательных работ при авариях в ЧС, причиной возникновения которых являются ограничения режима потребления электроэнергии

6.1 АСР проводят с целью спасения людей, материальных и культурных ценностей, защиты природной среды локализации отдельных очагов поражающего воздействия источника ЧС, возникших в результате введения ограничений, обеспечения необходимой величины аварийной брони ПОО и КВО, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций для создания минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения.

6.2 Основные мероприятия при ведении АСР должны начинаться немедленно после принятия решения на проведение работ и вестись непрерывно, до создания минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения. При большом объеме работ и сложной обстановке, непрерывность ведения АСР достигается ведением работ посменно. Продолжительность работы смен определяется условиями проведения работ (время года, время суток, напряженность и т.п.), в том числе освещенностью мест проведения работ.

6.3 При проведении АСР должны соблюдаться требования по обеспечению техники безопасности, допустимого режима труда, отдыха и реабилитации участников проведения АСР с целью поддержания необходимой работоспособности. При организации и проведении АСР необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.8.01, ГОСТ Р 22.9.28.

При организации и проведении АСР в условиях ограничения режима потребления электроэнергии предусматриваются следующие основные мероприятия:

- определение границы зоны, на которой ограничен режим потребления электроэнергии;

- установление объектов, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (см. приложение А);

- локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникших при аварии поражающих факторов;

- обеспечение (восстановление) работы автономных резервных источников питания и обеспечение необходимой величины аварийной брони ПОО и КВО;

- восстановление запасов топлива на тепловых электростанциях, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, в случаях исчерпания запасов топлива при ЧС;

- установка автономных источников электропитания для временного электроснабжения энергопринимающих устройств, для создания минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения;

- подготовка и содержание путей ввода сил для ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии, а также путей вывода населения из зоны ограничения режима потребления электроэнергии;

- проведение поисково-спасательных работ с использованием автономных источников питания;

- оказание первой помощи населению, доставка пораженных в медицинские пункты.

Определение границы зоны, на которой ограничен режим потребления электроэнергии, осуществляется во взаимодействии с уполномоченными лицами, которые производят действия по временному отключению потребления электрической энергии (мощности) в порядке и в сроки, предусмотренные графиками временного отключения потребления [4]. Таковыми являются:

а) уполномоченные лица сетевой организации;

б) уполномоченные работники электрических станций;

в) уполномоченные лица потребителей.

Разведка выполняется в интересах проведения АСР, с целью уточнения состояния объектов, получения данных, необходимых для организации АСР, и их беспрепятственного проведения. В случаях возникновения на объектах ЧС, обусловленных ограничением режима потребления, электроэнергии, для каждой ЧС определяется тип (по ГОСТ Р 22.0.05), масштаб в соответствии с [6] и уровень реагирования в соответствии с [7].

В ходе разведки выявляются связанные с безопасностью системы (подсистемы) и их работоспособность.

На основании данных разведки проводится оценка обстановки с целью выбора способов ведения АСР, а также для определения маршрутов эвакуации пораженных и населения (в случае необходимости).

Локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникших при аварии поражающих факторов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.8.05, ГОСТ Р 22.8.06, ГОСТ Р 22.8.07.

Обеспечение необходимой величины аварийной брони ПОО и КВО осуществляется для бесперебойной работы энергопринимающих устройств дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции объектов.

Для обеспечения необходимой величины аварийной брони предусматривается комплекс мероприятий, включающий:

- развертывание (восстановление) автономных источников электропитания на ПОО и КВО, на которых отсутствуют или выведены из строя автономные резервные источники питания;

- восстановление работоспособности связанных с безопасностью систем (подсистем);

- доставку топлива для автономных резервных источников питания и автономных источников электропитания.

При восстановлении питания электроприемников, линий связи, электрооборудования систем противопожарной защиты зданий и сооружений, должны выполняться требования, указанные в СП 6.13130.2021.

Длительность непрерывной работы автономного источника электропитания должна составлять не менее 24 часов.

Указанный комплекс мероприятий выполняется до получения сведений о восстановлении потребления электрической энергии потребителями, от сетевой организации, которая обязана разместить эти сведения на своем сайте в сети Интернет.

6.4 При вводе сил для ликвидации последствий ограничения режима потребления электроэнергии в ночное время, в условиях ограниченной видимости следует учитывать, что будет отсутствовать уличное освещение и искусственное освещение внутри зданий осветительными установками работа которых обеспечивается линиями электропередачи.

Мероприятия по подготовке и содержанию путей ввода сил должны быть направлены на выполнение следующих требований:

- освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих;

- осветительные приборы должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно указывала направление движения транспорта или пеших колонн. В сложных случаях дополнительно устанавливаются светильники малой мощности;

- следует предусмотреть возможность использования самосветящихся знаков дорожного движения;

- при освещении лестниц и переходов осветительные приборы располагают в ступенях, перилах, на опорах или на стенах ближайших домов таким образом, чтобы они не создавали блескости для пешеходов.

Для обеспечения безопасности в местах, где движение затруднено, предусматривается установка дополнительных светильников-маячков, мигающих с частотой 40-60 вспышек в минуту.

На перекрестках или закруглениях следует использовать источники света с цветностью, отличной от цветности источников света основного освещения.

Такие же требования предъявляются к путям эвакуации населения и материальных ценностей из зоны ограничения режима потребления электроэнергии.

6.5 При проведение поисково-спасательных работ должен быть предусмотрен комплекс организационных мероприятий, включающий:

- инструктаж по вопросам электробезопасности;

- нормирование работы спасателей в сложных условиях (ограниченной видимости, низких температур и т.п.);

- использование альтернативных источников света, установку и обеспечение работы автономных источников питания, необходимых для проведения АСР;

- систематический контроль обстановки на территории, на которой ограничен режим потребления электроэнергии, и динамики ее изменения;

- организацию пропускного режима, исключающего присутствие посторонних в зоне выполнения работ.

6.6 В холодное время года пункты обогрева и отдыха спасателей оборудуются автономными (энергонезависимыми) приборами отопления.

6.7 Поиск людей поисково-спасательными группами проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент отключения электроэнергии, а также путем опроса очевидцев.

Для поиска используют источники света, работающие от автономных источников питания. При наличии разрушений и завалов используют специальные приборы по ГОСТ Р 22.9.04.

6.8 Спасение людей от опасностей, возникших вследствие ограничения режима потребления электроэнергии, достигается:

- применением автономных источников питания (средств электроснабжения) для обеспечения работы спасательного оборудования и инструментов;

- поддержанием необходимой величины аварийной брони для обеспечения работы насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции объектов;

- деблокированием людей, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, находящихся в электротранспорте, а также в поврежденных блокированных помещениях;

- оказанием первой помощи;

- выводом населения из зоны ЧС;

- доставкой людей в медицинские пункты и учреждения для оказания первой врачебной помощи и дальнейшего лечения.

6.9 Первая помощь оказывается непосредственно на месте поражения. Оказание медицинской помощи проводится в соответствии с ГОСТ Р 22.3.02. При оказании первой помощи необходимо:

- восстановить и поддерживать функционирование важных систем организма проведением простейших мероприятий (восстановление проходимости дыхательных путей, непрямой массаж сердца);

- наложить асептические повязки на раны и иммобилизовать поврежденные конечности.

С целью снижения психотравмирующего действия экстремальной обстановки в зоне ЧС предусматриваются меры по поддержанию психологической устойчивости среди населения. Даются рекомендации по снижению психологической напряженности и сохранению жизнедеятельности. Кроме этого организуется информирование населения:

- о медицинских требованиях к спасению и транспортированию получивших травмы;

- расположении пунктов оказания первой медицинской помощи;

- пунктах, куда проводится эвакуация;

- ходе спасательных работ.

6.10 Доставка людей в медицинские пункты для оказания первой врачебной помощи и дальнейшего лечения, осуществляется в медицинские учреждения находящиеся за пределами территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии.

6.11 Конкретная технология выполнения АСР по поиску, спасению и выводу населения с территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии, определяется наставлениями, руководствами, правилами и инструкциями ведомственных спасательных служб Российской Федерации. При этом особенности ликвидации последствий аварий на территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии, должны учитываться при плановой подготовке АСФ и населения. Методическое руководство и контроль осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

6.12 В ходе выполнения АСР медицинские работники аварийно-спасательных формирований контролируют физическое и психическое состояние личного состава АСФ. При необходимости оказывается медикаментозная помощь или регулируется режим труда и отдыха с целью сохранения или восстановления максимально эффективной деятельности спасателей.

При распределении спасателей по участкам работ должны учитываться особенности психологической подготовки спасателей для ведения АСР на территории, на которой введены ограничения режима потребления электроэнергии.

Приложение А

(справочное)

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для объявления режима с высокими рисками нарушения электроснабжения

А.1 Прекращение или наличие угрозы прекращения топливообеспечения тепловых электростанций либо обеспечения гидроресурсами гидроэлектростанций суммарной располагаемой мощностью свыше 10% всей располагаемой мощности электростанций в операционной зоне соответствующего диспетчерского центра, а также прекращение (угроза прекращения) топливообеспечения тепловой электростанции установленной мощностью 200 МВт и более.

А.2 Понижение до аварийно допустимых значений уровней напряжения в контрольных пунктах диспетчерского центра.

А.3 Угроза нарушения устойчивости энергосистемы или ее частей.

А.4 Температура окружающего воздуха, выходящая за пределы значений климатических параметров для данного региона, применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности при проектировании зданий и сооружений, планировке и застройке городских и сельских поселений.

А.5 Прогнозируемое наступление неблагоприятных природных явлений в регионе, которые могут привести к массовому отключению линий электропередачи и электросетевого оборудования (массовые грозовые явления, обильные ливневые дожди, ураганный ветер, обильные снегопады, сопровождающиеся интенсивным налипанием снега на провода, грозозащитные тросы, опоры воздушных линий электропередачи и на оборудование объектов электроэнергетики, гололедообразование на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи, резкое изменение метеорологических условий, в том числе изменение температуры окружающего воздуха за пределы значений климатических параметров для данного региона, применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности при проектировании зданий и сооружений, планировке и застройке городских и сельских поселений).

А.6 Массовые повреждения линий электропередачи и оборудования (возникшие в том числе в результате наступления неблагоприятных природных явлений), которые вызывают или с высокой степенью вероятности могут вызвать полное или частичное отключение энергосистемы, связанное с дефицитом активной мощности.

А.7 Угроза наводнения с подтоплением подстанций суммарной установленной трансформаторной мощностью более 500 МВ·А.

А.8 Возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

Приложение Б

(справочное)

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям

Б.1 Государственные органы, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии, а также организации связи - в отношении объектов сетей связи.

Б.2 Организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Б.3 Угольные и горнорудные предприятия - в отношении объектов вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств, а также метрополитен - в отношении объектов, используемых для обеспечения перевозки пассажиров.

Б.4 Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

Б.5 Учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные организации, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.

Б.6 Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.

Б.7 Организации, выполняющие государственный оборонный заказ с использованием объектов производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, - в отношении таких объектов.

Б.8 Организации железнодорожного, водного и воздушного транспорта - в отношении объектов систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также субъекты электроэнергетики - в отношении диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и центров управления объектами электросетевого хозяйства.

Библиография

[1]

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

[2]

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения"

[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"

[4]

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"

[5]

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"

[6]

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

[7]

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

УДК 658.382.3:006.354

ОКС 13.200

Ключевые слова: аварийно-спасательные работы, ограниченный режим потребления электроэнергии, чрезвычайная ситуация, аварийное освещение