allgosts.ru13.200 Борьба с несчастными случаями и катастрофами13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 22.3.21-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению

Обозначение:
ГОСТ Р 22.3.21-2023
Наименование:
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению
Статус:
Действует
Дата введения:
01.03.2024
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.200

Текст ГОСТ Р 22.3.21-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р

22.3.21—

2023



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2023

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2023 г. № 906-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению

Safety in emergencies. Action plan for the prevention and elimination of emergency situations on the territory of the constituent entity of the Russian Federation. Procedure for development. Requirements for content and design

Дата введения — 2024—03—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации (далее — план действий субъекта Российской Федерации), а также к процедуре его разработки.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 42.0.03 Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

  • 3 Термины, определения и сокращения

    • 3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.05, а также следующий термин с соответствующим определением:

      • 3.1.1 план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации; план действий субъекта Российской Федерации: Документ, содержащий

Издание официальное детально разработанную систему мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отражающий порядок, последовательность и сроки их выполнения, привлекаемые силы и средства, а также порядок организации управления, взаимодействия и обеспечения этих мероприятий.

  • 3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

  • АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

  • ГО — гражданская оборона;

  • ГТС — гидротехническое сооружение;

  • ГУ НЦУКС — Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»;

ДДС — дежурно-диспетчерская служба;

ЕДДС — единая дежурно-диспетчерская служба;

КЧС и ОПБ — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

ОИВ — орган исполнительной власти;

РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ТП — территориальная подсистема;

ФП — функциональная подсистема;

ЧС — чрезвычайная ситуация.

  • 4 Порядок разработки плана действий субъекта Российской Федерации

    • 4.1 В соответствии с полномочиями в области защиты населения и территорий от ЧС ОИВ субъекта Российской Федерации организуют разработку и утверждение планов действий субъекта Российской Федерации. План действий субъекта Российской Федерации должен определять перечень мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера на территории субъекта Российской Федерации, объем, порядок организации и сроки выполнения вышеприведенных мероприятий, а также привлекаемые для этого силы и средства.

    • 4.2 Разработку плана действий субъекта Российской Федерации проводят в три этапа.

      • 4.2.1 Первый этап

        • 4.2.1.1 Изучение нормативных правовых актов по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС.

        • 4.2.1.2 Сбор и обобщение исходных данных:

  • - выявление объектов и территорий субъекта Российской Федерации, представляющих опасность для населения;

  • - проведение анализа (по статистическим наблюдениям за последние пять лет) характера и видов ЧС, которые имели место на территории субъекта Российской Федерации, величин ущерба, привлекаемых сил и средств, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС;

  • - получение необходимых сведений от органов местного самоуправления, органов управления территориальной подсистемы РСЧС, территориальных органов (подведомственных организаций) федеральных ОИВ и организаций, эксплуатирующих критически важные или потенциально опасные объекты;

  • - получение сведений о территории и численности населения субъекта Российской Федерации, которое может оказаться в зонах ЧС (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражение химическими и биологическими веществами и др.);

  • - получение сведений о наличии материальных средств, иных сведений, необходимых для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации.

  • 4.2.1.3 Осуществление прогнозирования, оценки складывающейся обстановки и последствий возможных ЧС

При прогнозировании последствий ЧС используют исходные данные, содержащиеся:

  • - в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

  • - планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций;

  • - паспортах безопасности территорий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, критически важных и потенциально опасных объектов;

  • - декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов;

  • - декларациях безопасности ГТС;

  • - планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

  • - планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

  • - расчетах размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий ГТС;

  • - базах данных информационно-справочных систем и электронных паспортов территорий субъекта Российской Федерации;

  • - иных документах по решению разработчика.

  • 4.2.1.4 Составление календарного плана по разработке документов плана действий субъекта Российской Федерации

  • 4.2.2 Второй этап

    • 4.2.2.1 Практическая разработка и оформление документов плана действий субъекта Российской Федерации

Практическая разработка разделов плана действий субъекта Российской Федерации заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении ЧС, оценке разрушений, людских потерь и материального ущерба, выработке решений на ликвидацию последствий ЧС.

  • 4.2.2.2 Определение сценариев развития возможных ЧС, их последствий и мер по ликвидации ЧС, в том числе:

  • - прогнозирование возможных зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, зон катастрофического затопления, пожаров, взрывов, в том числе зон ЧС природного характера, вызванных циклическими (сезонными) явлениями;

  • - выявление муниципальных образований и организаций (объектов), определение количества населения, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов ЧС;

  • - расчет возможного причиненного ущерба (потерь населения, материального ущерба);

  • - определение предстоящих мероприятий по ликвидации ЧС и их объемов;

  • - определение сил, средств и порядка выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Действия по ликвидации ЧС муниципального и объектового уровней в плане действий субъекта Российской Федерации не рассматриваются.

  • 4.2.2.3 Согласование плана действий субъекта Российской Федерации

После завершения оформления план действий субъекта Российской Федерации подписывается руководителем ОИВ, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, руководителями территориальных органов федерального ОИВ, силы и средства которых включаются в план действий. При возникновении на территории субъекта Российской Федерации ЧС межрегионального характера план действий субъекта Российской Федерации согласовывается с ОИВ соседних субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.

Согласование оформляют на отдельном листе, который вшивается в книгу после титульного листа.

  • 4.2.3 Третий этап

    • 4.2.3.1 Утверждение плана действий субъекта Российской Федерации

Утверждение плана действий субъекта Российской Федерации осуществляется после его согласования с соответствующими должностными лицами, указанными в 4.2.2.3.

  • 4.2.3.2 Утверждение плана действий субъекта Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

  • 4.2.3.3 План действий субъекта Российской Федерации вводится в действие постановлением или распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

  • 4.3 План действий субъекта Российской Федерации разрабатывают не менее чем в двух экземплярах в бумажном виде, с приложением электронной копии документа на физическом носителе. Электронная версия документа должна быть полностью идентична первому экземпляру плана действий субъекта Российской Федерации. Рекомендуемые форматы электронной версии: PDF, TIF.

Для повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и перехода к электронному документообороту план действий субъекта Российской Федерации может быть разработан с использованием программно-аппаратных комплексов (российского программного обеспечения).

  • 4.4 Первый экземпляр плана действий субъекта Российской Федерации хранят в ОИВ субъекта Российской Федерации, ответственном за его разработку и уточнение (корректировку). Второй экземпляр плана действий субъекта Российской Федерации хранят в помещении оперативной дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации. Электронную версию плана действий субъекта Российской Федерации направляют в ГУ НЦУКС МЧС России.

  • 4.5 Корректировка плана действий субъекта Российской Федерации может быть текущей, плановой и внеплановой.

    • 4.5.1 Текущую корректировку проводят при появлении информации, учет которой обеспечивает актуальность и полноту сведений, изложенных в плане действий субъекта Российской Федерации.

    • 4.5.2 Плановую корректировку проводят ежегодно — до 10 февраля по состоянию на 1 января текущего года.

    • 4.5.3 Внеплановую корректировку проводят при необходимости, при введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности, при внесении изменений в федеральное и региональное законодательство (нормативные правовые акты) по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также по результатам проведенных учений и тренировок и реагирования на ЧС.

    • 4.5.4 При проведении текущих, плановых и внеплановых корректировок изменения вносят во все экземпляры плана и его копии в электронном виде в течение 15 дней. Отметку о корректировке проставляют в листе корректировки, являющимся приложением к пояснительной записке, лист корректировки подписывается руководителем или должностным лицом ОИВ субъекта Российской Федерации, ответственным за его разработку и уточнение (корректировку). Лист корректировки плана действий субъекта Российской Федерации направляют в ГУ НЦУКС МЧС России и Главное управление МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

  • 4.6 Пересмотр плана действий субъекта Российской Федерации проводят не реже одного раза в пять лет.

  • 4.7 Мероприятия, предусмотренные планом действий субъекта Российской Федерации, осуществляются при угрозе или возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации и (или) на территории соседних субъектов Российской Федерации, при введении ТП РСЧС режимов функционирования «повышенная готовность» или «чрезвычайная ситуация».

  • 5 Требования к содержанию плана действий

    субъекта Российской Федерации

    План действий субъекта Российской Федерации должен определять объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению АСДНР при возникновении ЧС и привлекаемые для этого силы и средства.

    • 5.1 План действий субъекта Российской Федерации состоит из основной текстовой части и приложений к нему.

План действий субъекта Российской Федерации оформляют в виде книги, состоящей из следующих структурных элементов:

  • а) титульного листа;

  • б) листа согласования;

  • в) содержания;

  • г) терминов и определений;

  • д) сокращений и обозначений;

  • е) пояснительной записки;

  • ж) списка использованных источников;

  • и) приложений;

  • к) листа внесения корректировок.

Примечание — К структурным элементам, приведенным в перечислениях а)—д), ж), к) специфические требования не предъявляются.

  • 5.2 Пояснительная записка включает в себя два раздела:

  • - раздел 1. Краткая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС на его территории;

  • - раздел 2. Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения и возникновении ЧС регионального, межрегионального и федерального характера на территории субъекта Российской Федерации.

  • 5.3 Раздел 1. Краткая характеристика субъекта Российской Федерации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС на его территории

    • 5.3.1 Общая характеристика субъекта Российской Федерации

Подраздел включает в себя следующую информацию:

  • а) природно-географическое положение; границы, соседние субъекты Российской Федерации, административное деление; население и населенные пункты; краткую природно-климатическую характеристику территории субъекта Российской Федерации; характеристику гидрографии, возможные опасные природные явления на территории субъекта Российской Федерации;

  • б) краткую социально-экономическую характеристику субъекта Российской Федерации (основные показатели социально-экономического развития; демографическая ситуация; уровень жизни населения; трудовые ресурсы; занятость населения; промышленность; сельское хозяйство и другие необходимые показатели);

  • в) краткую характеристику путей сообщения и транспорта на территории субъекта Российской Федерации:

  • 1) дорожная сеть: основные магистрали, мосты и транспортные развязки, протяженность дорог и другие данные по необходимости;

  • 2) железнодорожный транспорт (наименование, протяженность, возможности, станции, мосты и другие характеристики, в том числе перевозка, погрузка и выгрузка опасных грузов);

  • 3) автомобильный транспорт (наличие автопредприятий, автотранспорта и их возможности);

  • 4) общественный транспорт (виды, возможности);

  • 5) трубопроводный транспорт (виды, основные магистрали, протяженность и другие характеристики по необходимости);

  • 6) воздушный транспорт (коридоры пролета авиации, аэродромы, посадочные площадки, их характеристика, наличие приписанных самолетов и вертолетов по видам, в том числе состояние санитарной авиации);

  • 7) водный транспорт (основные водные акватории, порты и их характеристика, состав и возможности приписанных средств водного транспорта, отдельно — спасательных);

  • 8) выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сообщения; потенциально опасные участки газо-, нефте-, продуктопроводов; влияние инженерных сооружений на транспортных коммуникациях на ведение АСДНР);

  • г) краткую характеристику ТП и ФП РСЧС субъекта Российской Федерации:

  • 1) состав (координационный орган, постоянно действующий орган управления, орган повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информационного обеспечения);

  • 2) порядок осуществления взаимодействия и управления при угрозе возникновения ЧС;

  • 3) перечень и характеристика систем мониторинга ЧС природного и техногенного характера, экологического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации;

  • 4) состав общей группировки сил и средств ТП и ФП РСЧС (указывается принадлежность, предназначение и возможности, порядок привлечения), в том числе:

  • - характеристика аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и организаций, образующих силы постоянной готовности, их принадлежность, предназначение и порядок привлечения;

  • - характеристика сил и средств организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС в рамках плана действий субъекта Российской Федерации;

  • 5) состав сил и средств ГО, привлекаемых для защиты населения, материальных и культурных ценностей, по жизнеобеспечению пострадавшего населения, в проведении гуманитарных операций при возникновении крупномасштабной ЧС. Сведения об имеющихся объектах ГО на территории субъекта Российской Федерации (убежища; противорадиационные укрытия; укрытия; специализированные складские помещения; санитарно-обмывочные пункты; станции обеззараживания одежды; станции обеззараживания техники, характеристика объекта ГО);

  • 6) сведения об имеющихся резервах материальных [наименование резерва; назначение резерва; количество резерва; место размещения резерва; эксплуатационная (техническая) готовность к использованию резерва] и финансовых (наименование резерва; назначение резерва; количество резерва) ресурсов и порядок использования их для ликвидации ЧС.

  • 5.3.2 Краткая характеристика негативного воздействия на территорию и население субъекта Российской Федерации возможных ЧС природного и техногенного характера

Подраздел включает в себя следующую информацию:

  • а) возможные ЧС природного характера и их характеристики, с учетом циклических явлений (статистические данные за последние 10 лет) на территории субъекта Российской Федерации;

  • б) перечень потенциально опасных объектов на территории субъекта Российской Федерации, а также на территории соседних субъектов Российской Федерации, последствия ЧС на которых могут оказать негативное воздействие на территорию и население субъекта (с указанием наименования, адреса, телефонов ДДС, наименования опасных веществ и их количества).

  • 5.3.3 Прогноз возможной обстановки при возникновении ЧС природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации

На основании средних многолетних наблюдений погодных условий и явлений, проведенного анализа частоты и периодичности возникновения ЧС (происшествий) природного и техногенного характера, а также анализа существующих источников рисков возникновения ЧС на территории субъекта Российской Федерации строится прогноз возможной обстановки.

Прогноз возможной обстановки включает в себя следующую информацию:

  • а) наиболее вероятные и наиболее опасные сценарии развития ЧС природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации [рассматриваются аварии на всех видах транспорта, потенциально опасных объектах; аварии на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях); пожары; взрывы; катастрофические затопления; радиационное и химическое загрязнение (заражение); массовые инфекционные заболевания; разрушение зданий и сооружений; ландшафтные, в том числе лесные, пожары, сейсмическая активность];

  • б) характеристику возможной обстановки на территории субъекта Российской Федерации при возникновении ЧС природного и техногенного характера, с указанием:

  • 1) возможных зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения [указывается источник загрязнения и (или) заражения и его количество, объем], зон пожаров, взрывов, затоплений при прохождении весеннего половодья, при дождевых паводках, а также при прорыве напорного фронта ГТС — таких, при которых нарушаются условия жизнедеятельности населения;

  • 2) возможных зон ландшафтных, в том числе лесных, пожаров, зоны сейсмической активности;

  • 3) численности населения и объектов экономики субъекта Российской Федерации, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

  • 4) возможного ущерба (в том числе потери населения, материальный ущерб);

  • 5) планируемых мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий;

  • 6) выводов из оценки обстановки на территории субъекта Российской Федерации, содержащих оценку источников рисков возникновения ЧС, и общих выводов из оценки обстановки.

Отражается общий вывод о способности ТП и ФП РСЧС ликвидировать ЧС природного и техногенного характера.

При необходимости указывают потребность в оказании дополнительной помощи силами и средствами, финансовыми и материальными ресурсами соседних субъектов Российской Федерации, МЧС России, Правительства Российской Федерации, необходимость введения особого режима реагирования для привлечения специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для обеспечения визуализации информация о наиболее вероятных и наиболее опасных сценариях развития ЧС природного и техногенного характера, возможной обстановке на территории субъекта Российской Федерации при возникновении ЧС природного и техногенного характера должна быть нанесена на карту.

Карту оформляют в виде приложения, содержащего информацию о возможной обстановке на территории субъекта Российской Федерации при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

  • 5.4 Раздел 2. Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения и возникновении ЧС регионального, межрегионального и федерального характера на территории субъекта Российской Федерации

    • 5.4.1 Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности)

Подраздел включает в себя следующую информацию:

  • а) перечень спланированных превентивных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации, направленных на недопущение возникновения ЧС, выполняемых в режиме «повседневная деятельность» (наименование мероприятий; лица, ответственные за их выполнение, ресурсное обеспечение мероприятий; объемы работ и другие показатели, характеризующие выполнение мероприятия; сроки выполнения мероприятия; ожидаемые результаты выполнения мероприятия, ссылки на нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, решения комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта Российской Федерации и другие документы);

  • б) планируемые мероприятия по эвакуации населения из районов возможных ЧС и первоочередного жизнеобеспечения населения (наличие транспортных средств для эвакуации; районы эвакуации, пункты временного размещения; порядок привлечения автотранспортных средств; расчеты на перевозку населения, подлежащего эвакуации, в табличной форме, с указанием: наименования автопредприятий, адресов и контактных телефонов, количества выделяемой техники);

  • в) особенности территории субъекта Российской Федерации, влияющие на выполнение мероприятий по предупреждению и снижению возможных негативных последствий ЧС природного и техногенного характера;

  • г) перечень мероприятий, выполняемых при угрозе возникновения ЧС в режиме «повышенная готовность».

Для структурирования и обеспечения детализации информацию по мероприятиям, выполняемым в режиме «повседневная деятельность» и «повышенная готовность», допускается оформлять в форме календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Форма календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Форма календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС на территории субъекта Российской Федерации

№ п/п

Основные мероприятия

Исполнители

Отве-денное время

Время выполнения

Первый день

Сутки

Минуты

Часы

20

40

60

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24

2

3

4

5

Мероприятия в режиме «повседневная деятельность»

Мероприятия в режиме «повышенная готовность»

Мероприятия в режиме «чрезвычайная ситуация»

  • 5.4.1.1 Порядок и сроки оповещения при угрозе возникновения ЧС:

  • а) руководящего состава РСЧС субъекта Российской Федерации;

  • б) органа, специально уполномоченного решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации;

  • в) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления;

  • г) ЕДДС муниципальных образований;

  • д) сил ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации;

  • е) ДДС организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты классов опасности I и II, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, ГТС чрезвычайно высокой опасности и ГТС высокой опасности;

  • ж) людей, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также приводят информацию о региональных системах оповещения и порядке их задействования.

  • 5.4.1.2 Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС, оформляемый по форме, приведенной в таблице 2.

Таблица 2 — Форма расчета сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС

№ п/п

Наименование формирования

Описание

Ведомственная принадлежность

Срок готовности

Место дислокации, телефоны ДДС

Численность формирования (общая, дежурная смена)

Оснащение основными видами техники

Виды выполняемых работ

  • 5.4.1.3 Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС с приведением следующей информации:

  • а) силы и средства аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных служб и организаций на территории субъекта Российской Федерации, привлекаемые при угрозе возникновения ЧС;

  • б) порядок приведения в готовность сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и иных служб и организаций на территории субъекта Российской Федерации, привлекаемых при угрозе возникновения ЧС;

  • в) подготовка к выдаче и выдача населению средств индивидуальной защиты;

  • г) приведение в готовность имеющихся в зоне возможной ЧС защитных сооружений ГО, герметизация наземных зданий и сооружений, расположенных в зоне возможных ЧС для укрытия в них населения;

  • д) уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) населения;

  • е) приведение в готовность автотранспорта, спланированного для эвакуации населения, и пунктов временного размещения, спланированных к приему эвакуируемого населения;

  • ж) проведение мероприятий по медицинской защите населения.

  • 5.4.1.4 Организация защиты населения субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения ЧС с приведением следующей информации:

  • а) о мероприятиях по радиационной, химической и биологической защите, инженерной защите; медицинской защите;

  • б) эвакуации и организации первоочередного жизнеобеспечения населения.

  • 5.4.1.5 Организация связи и обмена информацией с взаимодействующими и подчиненными силами при угрозе возникновения ЧС, применяемые средства и виды связи.

  • 5.4.1.6 Организация управления и взаимодействия с органами управления и силами территориальной и функциональных подсистем РСЧС при угрозе возникновения ЧС, организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) субъекта Российской Федерации.

Подраздел включает в себя следующую информацию:

  • - организацию управления в режиме «чрезвычайная ситуация»;

  • - организацию работы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации;

  • - организацию работы оперативного штаба при комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации с указанием:

  • - взаимодействующих органов управления;

  • - аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации ЧС, проведению АСДНР;

  • - контактных телефонов должностных лиц ОИВ и взаимодействующих органов управления;

  • - телефонов диспетчеров (оперативных дежурных) ЕДДС, ДДС;

  • - основных задач, решаемых в рамках ликвидации ЧС и проведения АСДНР

  • 5.4.2 Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС (режим «чрезвычайная ситуация»), с приведением следующей информации:

  • а) перечень мероприятий, выполняемых в режиме «чрезвычайная ситуация». Перечень мероприятий приводится для каждого вида возможных ЧС природного и техногенного характера в отдельности;

  • б) потребность в привлечении дополнительных сил и средств РСЧС при угрозе перерастания ЧС регионального характера в ЧС межрегионального и федерального характера.

Для структурирования и обеспечения детализации информацию по мероприятиям, выполняемым в режиме «чрезвычайная ситуация», оформляют по форме календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС, приведенной в 5.4.1 в качестве приложения к плану действий субъекта Российской Федерации.

Для визуализации мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС, могут наноситься на карту. Карта оформляется в виде Решения председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации на ликвидацию ЧС природного и техногенного характера в качестве приложения к плану действий субъекта Российской Федерации;

  • в) порядок организации оповещения, в том числе сроки оповещения органов управления РСЧС субъекта Российской Федерации и населения при возникновении ЧС. Организация информирования населения в районах возникновения ЧС.

Подраздел включает в себя информацию по порядку и срокам оповещения в соответствии с 5.4.1.1 применительно к режиму «чрезвычайная ситуация»;

  • г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и проведению АСДНР.

Подраздел оформляется в качестве приложения к плану действий субъекта Российской Федерации по форме, приведенной в 5.4.1, дополнительно в таблице указывают привлекаемые силы и средства по ликвидации ЧС и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлекаемые силы и средства ТП и ФП РСЧС;

  • д) организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий и АСДНР при возникновении ЧС.

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.3, дополнительно в разделе учитываются следующие мероприятия по проведению АСДНР:

  • - развертывание и приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР, а также сил и средств ТП и ФП РСЧС, волонтерских и добровольческих организаций;

  • - обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

  • - проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства;

  • - материально-техническое обеспечение сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе:

  • - места дислокации сил и средств;

  • - места заправки и порядок обеспечения техники горюче-смазочными материалами;

  • - порядок организации питания;

  • - порядок банно-прачечного обслуживания;

  • - порядок обеспечения медицинским обслуживанием;

  • - порядок доставки материальных ресурсов, строительной техники для ликвидации ЧС, проведения АСДНР, иными организациями в порядке договорных отношений;

  • е) организация защиты населения и территории субъекта Российской Федерации при возникновении ЧС.

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.4, дополнительно в разделе учитывают следующие мероприятия:

  • - защита продукции животноводства и растениеводства, герметизация складских помещений, защита животных и другие мероприятия (их объем, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства);

  • - мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

  • ж) организация связи при возникновении ЧС.

Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.5 дополнительно в разделе указываются средства (виды) связи, которые могут быть применены в зоне ЧС для гарантированного доведения сигналов управления и оповещения;

и) организация управления и взаимодействия с органами управления и силами территориальной и функциональных подсистем РСЧС при возникновении ЧС.

В целях структурирования и обеспечения наглядности информацию, приведенную в настоящем пункте, оформляют в виде отдельного приложения, раскрывающего вопросы организации управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении ЧС.

  • 5.5 Перечень приложений к плану действий субъекта Российской Федерации

    • 5.5.1 Приложение 1 «Возможная обстановка на территории субъекта Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разрабатывают на карте в соответствии с разделом 6, на которую наносят:

  • - границы территории субъекта Российской Федерации;

  • - органы управления (пункты управления);

  • - пункты постоянной дислокации пожарно-спасательных (пожарных) частей (с границами районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных аварийно-спасательных, аварийновосстановительных формирований, в том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для ликвидации ЧС;

  • - места расположения критически важных и потенциально опасных объектов;

  • - места расположения объектов жизнеобеспечения;

  • - места расположения объектов массового пребывания населения;

  • - водоемы с указанием их вида и характеристик;

  • - гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления;

  • - численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (таблица);

  • - пункты размещения резервов (запасов) материально-технических средств;

  • - пункты временного размещения;

  • - медицинские и ветеринарные учреждения.

  • 5.5.2 Приложение 2 «Календарный план основных мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций». В приложении отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС, как при угрозе возникновения, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС.

Приложение рекомендуется выполнять по форме, приведенной в таблице 3.

Таблица 3 — Форма календарного плана основных мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС

№ п/п

Основные мероприятия

Исполнители

Отведенное время

Время выполнения

Первый день

Сутки

Минуты

Часы

20

40

60

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24

2

3

4

5

Мероприятия в режиме «повышенная готовность»

Мероприятия в режиме «чрезвычайная ситуация»

  • 5.5.3 Приложение 3 «Решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Приложение оформляют в текстовом виде отдельно для каждого прогнозируемого вида ЧС на территории субъекта Российской Федерации. Для обеспечения визуализации данное приложение, по решению разработчика, дополнительно может разрабатываться на картах в соответствии с разделом 6.

На карту наносят:

  • - возможную пожарную, радиационную, химическую, биологическую, паводковую обстановку и т. д.;

  • - места размещения пунктов управления;

  • - места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств, необходимые сведения о них;

  • - схему организации взаимодействия органов управления при реагировании на различные ЧС;

  • - границы зон ответственности соответствующих формирований;

  • - замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) выполнения задачи;

  • - маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР;

  • - маршруты эвакуации;

  • - другие необходимые данные с учетом особенности территории.

  • 5.5.4 Приложение 4 «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций», оформляют в табличной форме. Учитываются необходимые для привлечения силы и средства для реагирования на природные и техногенные риски, характерные для субъекта Российской Федерации. В таблице указывают:

  • - наименование формирования;

  • - ведомственную принадлежность;

  • - срок готовности;

  • - место дислокации, телефоны ДДС;

  • - численность формирования (общая, дежурная смена);

  • - оснащение основными видами техники, оборудования, инструмента и специального имущества (общее, в смене);

  • - виды выполняемых работ.

  • 5.5.5 Приложение 5 «Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций». В приложении в схематическом виде приводят порядок организации управления, оповещения и связи в режимах «повышенная готовность» и «чрезвычайная ситуация».

Приложение отрабатывается в схематичной форме (схема), с указанием позывных должностных лиц, времени оповещения в рабочее и нерабочее время, указанием частот, типов и средств связи, адресного расположения систем оповещения и т. п.

  • 5.5.6 Приложение 6 «План первоочередного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». План организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ЧС природного и техногенного характера включает:

  • а) общие требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

  • б) характеристики основных источников ЧС и организацию первоочередного жизнеобеспечения населения;

  • в) подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС;

  • г) действия органов управления по организации жизнеобеспечения при угрозе возникновения и возникновении ЧС;

  • д) организацию выполнения мероприятий по видам жизнеобеспечения населения;

  • е) расчет сил и средств, привлекаемых для организации первоочередного жизнеобеспечения при возникновении ЧС.

  • 5.6 Содержание подразделов пояснительной записки, а также перечень приложений к пояснительной записке могут быть изменены в зависимости от специфики субъекта Российской Федерации, возможных источников ЧС и характера воздействия поражающих факторов. При разработке пояснительной записки и приложений к ней следует руководствоваться методическими документами территориальных органов МЧС России, введенными в действие ОИВ субъекта Российской Федерации, а также региональными и отраслевыми нормативными документами.

  • 6 Требования к оформлению плана действий

    субъекта Российской Федерации

    6.1 Текстовую часть плана действий субъекта Российской Федерации оформляют в виде текстового документа, а также таблиц и схем (при необходимости). Шрифт текста — Times New Roman, размер шрифта в тексте — 13 или 14 кегль, в таблицах — 12 или 10 кегль. Формат шрифта в заголовках разделов и глав — 16 кегль, полужирный. В заголовках отдельных пунктов — 13 или 14 кегль, полужирный. Ориентация страниц — альбомная. Текст размещают на каждой странице. Номер страницы проставляется вверху страницы по центру.

Текстовая часть плана действий субъекта Российской Федерации на бумажном носителе сшивается в твердом переплете (либо на пружинах для брошюровки) формата А4. Сшивание осуществляется по короткому левому краю листа.

На титульном листе основной текстовой части плана действий субъекта Российской Федерации в правом верхнем углу размещается надпись: «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дата утверждения.

  • 6.2 Графическая часть плана действий субъекта Российской Федерации выполняется в соответствии с ГОСТ Р 42.0.03.

  • 6.3 Для плана действий субъекта Российской Федерации масштаб карты должен обеспечивать отображение территорий, объектов субъекта Российской Федерации, а также необходимой информации для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Рекомендуется использовать масштаб карт: 1:200 000 или 1:500 000 (в зависимости от физико-географической особенности субъекта).

Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.

  • 6.4 Графические сведения, приведенные на картах, схемах и планах, должны удовлетворять требованиям по наглядности, полноте и точности нанесения. Шрифт текста на картах, схемах — Times New Roman.

  • 6.5 При оформлении графической части плана действий субъекта Российской Федерации необходимо соблюдать следующие требования:

  • - все надписи на карте располагают параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты;

  • - буквы и цифры указывают без связок, сообразуя их размер с масштабом карты;

  • - надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку;

  • - данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты и надписи на ней;

  • - органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралось в точку его фактического нахождения на местности;

  • - при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием формирования (внутри условного знака или рядом с ним).

  • 6.6 Для хранения карты (схемы) складывают по формату листа А4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивают титульный лист с необходимыми реквизитами.

УДК 614.894:006.354

ОКС 13.200


Ключевые слова: план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чрезвычайная ситуация, опасный производственный объект, критически важный объект, потенциально опасный объект

Редактор Е.В. Якубова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 25.09.2023. Подписано в печать 28.09.2023. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,30.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.