ГОСТ Р 22.2.14-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению
Safety in emergencies. Action plan for the prevention and elimination of emergency situations of organization. The procedure for development. Requirements to content and presentation
ОКС 13.200
Дата введения 2024-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2023 г. N 905-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает единые для юридических лиц всех форм собственности, их представительств, филиалов, дочерних обществ, а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации) требования к разработке, содержанию и оформлению плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации (далее - план действий организации).
1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на организации, эксплуатирующие объекты обороны и безопасности, объекты использования атомной энергии, за исключением объектов, содержащих:
а) только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение на объектах, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;
б) радиационные источники, содержащие в составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 42.0.03 Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по [1]-[7], а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1.1 план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации; план действий организации: Документ, в котором определены объемы, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и (или) снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, по защите работников организации и населения, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах организации, а также привлекаемые для этого силы и средства.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АСС - аварийно-спасательная служба;
АСФ - аварийно-спасательное формирование;
АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
ГОЧС - гражданская оборона и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
КВО - критически важный объект;
КЧС и ОПБ - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
ОПО - опасный производственный объект;
ПОО - потенциально опасный объект;
ЧС - чрезвычайная ситуация.
4 Порядок разработки плана действий организации
4.1 План действий организаций разрабатывают организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, кроме организаций, перечисленных в 1.2.
4.1.1 План действий организаций разрабатывается организациями:
- отнесенными в соответствии с законодательством Российской Федерации к КВО и (или) ПОО;
- эксплуатирующими ПОО классов опасности III и IV;
- имеющими места массового пребывания людей, определенные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- численность работников которых составляет 50 чел и более;
- иными организациями, определяемыми в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
4.1.2 Обособленные подразделения организации, расположенные на территории другого муниципального образования или другого субъекта Российской Федерации и подпадающие под условия, перечисленные в 4.1.1, разрабатывают план действий обособленного подразделения организации.
В план действий организации, имеющей обособленные подразделения на территории другого муниципального образования или другого субъекта Российской Федерации, в обязательном порядке включают сведения о всех разработанных планах действий обособленных подразделений организации. Мероприятия, приведенные в планах действий обособленных подразделений организации, в плане действий организации не отражаются.
4.2 Организации, не подпадающие под условия, перечисленные в 4.1.1, разрабатывают инструкцию по действию работников организации при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
Инструкцию разрабатывают в соответствии с выпиской из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования.
4.3 Организация, арендующая помещения или производственные площади на объекте, для которого законодательством предусмотрено выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в договоре об аренде отражает обязательства по выполнению мероприятий в части защиты персонала, арендуемых помещений или производственных площадей от ЧС.
Собственник объекта (арендодатель) или лицо, уполномоченное совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом, должны иметь план действий организации или инструкцию (в зависимости от максимального одновременного нахождения людей в сдаваемых в аренду помещениях или на производственных площадях).
4.4 План действий организации разрабатывают с учетом потенциальной опасности зданий и сооружений, осуществляемых в них технологических процессов, наличия и объема используемых и хранимых опасных веществ, численности персонала и посетителей. При разработке плана действий организации рассматриваются аварии, катастрофы, стихийные и иные бедствия, которые могут возникнуть на территории организации и за ее пределами и которые могут явиться источниками ЧС природного и (или) техногенного характера на территории организации.
4.4.1 Для определения источников ЧС, зон возможных ЧС при разработке плана действий организаций используется информация, содержащаяся в паспортах безопасности ПОО и КВО, а также сведения, представляемые органом, специально уполномоченным на решение задач в области ГОЧС в районе расположения организации, о характере воздействия поражающих факторов.
4.4.2 На основании запроса организации орган, специально уполномоченный на решение задач в области ГОЧС при органе местного самоуправления, направляет в адрес организации выписку из паспорта безопасности муниципального образования, а также плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования.
4.4.3 В выписке из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования указывают сведения: о возможных источниках ЧС природного и техногенного характера в районе расположения организации и характере их воздействия; силах и средствах территориальной подсистемы РСЧС, предназначенных для ликвидации ЧС на территории организации; силах и средствах организации, привлекаемых для ликвидации ЧС на прилегающей к организации территории; схему оповещения ответственных должностных лиц организации при угрозе возникновения и возникновении ЧС на территории муниципального образования.
4.4.4 План действий организации должен определять перечень мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, проведение АСДНР при ликвидации последствий ЧС на объектах и территории организации, объем, порядок организации и сроки выполнения указанных мероприятий, а также привлекаемые для этого силы и средства.
4.5 Разрабатывают или корректируют план действий организации после ввода объектов в постоянную эксплуатацию.
4.6 Для организаций, на которых завершена реконструкция или капитальный ремонт, в зависимости от принятых проектных решений и объема выполненных инженерно-технических работ, по решению руководителя организации, проводят текущую корректировку плана действий организаций или разрабатывают новый план действий организации.
4.7 На объектах использования атомной энергии (в том числе ядерных установках, пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения радиоактивных отходов), ОПО, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах обороны и безопасности до ввода объекта в эксплуатацию в целях предупреждения ЧС следует руководствоваться перечнем мероприятий, содержащихся в разделе "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", разрабатываемом в составе проектной документации на объект в соответствии с [8].
4.8 План действий организации, как правило, разрабатывает структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области ГОЧС, или специализированная организация, деятельность которой направлена на разработку документации в области ГОЧС и промышленной безопасности, во взаимодействии:
- с должностными лицами организации (руководители структурных подразделений производственно-технических, финансово-экономических, планирования и перспективного развития, капитального строительства, промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды, а также заместители руководителя организации по направлениям деятельности), задействованными в процессе организации и проведения мероприятий в области ГОЧС;
- структурным подразделением (работником), специально уполномоченным на решение задач в области ГОЧС при органе местного самоуправления, на территории которого данная организация осуществляет свою деятельность;
- начальником местного пожарно-спасательного гарнизона, руководителями профессиональных АСС или профессиональных АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов организации;
- органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по соответствующему субъекту Российской Федерации - при необходимости, с учетом специфики деятельности организации.
4.9 Разработка плана действий организаций (инструкции) осуществляется в три этапа:
- подготовительный;
- практической разработки плана действий организаций;
- согласования и утверждения.
4.9.1 Подготовительный этап включает:
а) изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области ГОЧС;
б) сбор и обобщение необходимых данных, который предусматривает:
1) выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность;
2) получение информации о наиболее полной обстановке по наихудшему сценарию ее развития, которая может сложиться на территории и объектах организации в результате развития ЧС природного и техногенного характера;
3) проведение анализа по многолетним наблюдениям характера и видов ЧС (за последние пять лет), которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации ЧС, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
в) составление календарного плана по разработке плана действий организаций.
В календарном плане по каждому этапу определяются наименование вида ЧС, наименование мероприятий, объем выполняемых мероприятий, ответственные исполнители, сроки исполнения, отметка о выполнении.
4.9.2 Этап практической разработки предусматривает разработку и оформление разделов плана действий организаций.
Разработка разделов плана действий организаций заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе возникновения и возникновении ЧС, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий ЧС.
При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):
- степень воздействия выявленных факторов и рисков на объекты и территорию организации, в том числе:
- зоны: разрушений, затопления и их площади; радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, ориентировочные величины доз радиоактивного облучения, концентрации опасных химических веществ в окружающей среде и т.д.;
- места: завалов, их ориентировочная высота и протяженность; нарушения коммунально-энергетических сетей; очагов пожаров и зон;
- численность персонала организаций, а также населения, которые могут оказаться в зоне ЧС;
- возможный причиненный ущерб (медицинские потери, материальный ущерб);
- предстоящие мероприятия по ликвидации ЧС и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;
- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
4.9.3 Согласование и утверждение плана действий организаций осуществляется на завершающей стадии их разработки.
4.9.3.1 Оформленный план действий организации перед процедурой согласования и утверждения подписывается председателем КЧС и ОПБ организации и руководителем структурного подразделения (работником) организации, специально уполномоченного решать задачи в области ГОЧС.
Все приложения к плану действий организации подписываются руководителем структурного подразделения (работником) организации, специально уполномоченного решать задачи в области ГОЧС, а приложение в) также подписывается председателем КЧС и ОПБ организации.
4.9.3.2 Планы действий организаций согласовываются:
- со структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными решать задачи в области ГОЧС органов местного самоуправления;
- с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона, руководителями профессиональных АСС или профессиональных АСФ, с которыми заключены договоры на обслуживание объектов организации;
- федеральными органами исполнительной власти (государственными корпорациями), в отношении которых они осуществляют координацию и регулирование деятельности - при необходимости, с учетом специфики деятельности организации;
- структурными подразделениями (работниками), органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, специально уполномоченных решать задачи в области ГОЧС - при необходимости, с учетом специфики деятельности организации.
4.9.3.3 Согласование оформляют визой на листе согласования, или письмом согласующей организации на бумажном носителе, или письмом согласующей организации, подписанным квалифицированной электронной подписью. Лист согласования (или согласующее письмо) вшивается в план действий организации вторым после титульного листа.
4.9.3.4 Согласованный план действий организации утверждает руководитель организации.
4.10 План действий организации разрабатывают в двух экземплярах на бумажном носителе. По решению руководителя структурного подразделения организации, ответственного за разработку плана действий организации или уполномоченного должностного лица, могут быть разработаны дополнительные экземпляры планов действий организаций.
4.10.1 Один экземпляр плана действий организации хранят в помещении ДДС организации (при наличии данной службы) или ином месте, определенном руководителем организации.
4.10.2 Второй экземпляр плана действий организации и его электронную версию направляют в структурное подразделение органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГОЧС при органе местного самоуправления, на территории которого данная организация осуществляет свою деятельность. Электронная версия документа должна быть полностью идентична плану действий организации на бумажном носителе. Рекомендуемые форматы электронной версии: PDF, TIF.
4.10.3 Электронную версию плана действий организации направляют в местный пожарно-спасательный гарнизон, профессиональную АСС или профессиональное АСФ, с которыми заключены договоры на обслуживание объектов организации.
4.11 Инструкцию по действиям персонала при угрозе возникновения или возникновении ЧС разрабатывают в единственном экземпляре, хранят в структурном подразделении (у работника) организации, специально уполномоченном решать задачи в области ГОЧС.
4.11.1 Инструкцию утверждает руководитель организации или лицо, уполномоченное совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.
4.11.2 Инструкцию подписывает председатель КЧС и ОПБ организации и руководитель структурного подразделения, специально уполномоченными решать задачи в области ГОЧС организации.
4.11.3 Инструкцию организации согласовывают с руководителем структурного подразделения, специально уполномоченного решать задачи в области ГОЧС органа местного самоуправления, а также с начальником местного пожарно-спасательного гарнизона, руководителями профессиональных АСС или профессиональных АСФ, с которыми заключены договоры на обслуживание объектов организации.
4.11.4 Организации, арендующие помещения и производственные площади, согласовывают инструкцию со структурным подразделением (работником), специально уполномоченным решать задачи в области ГОЧС органа местного самоуправления и арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.
4.12 Корректировка плана действий организации (инструкции) может быть текущей, плановой и внеплановой, по решению руководителя организации.
4.12.1 Текущую корректировку проводят при появлении информации, учет которой обеспечивает актуальность и полноту сведений, изложенных в плане действий организации. Текущую корректировку допускается проводить также по результатам учений, тренировок.
4.12.2 Плановую корректировку проводят ежегодно - до 1 февраля по состоянию на 1 января. При этом осуществляется запись в листе корректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку.
4.12.3 Внеплановую корректировку проводят при необходимости при введении для органов управления и сил организации режима повышенной готовности, а также по результатам реагирования на ЧС и проведенных учений, тренировок.
4.12.4 Своевременность проведения корректировок плана действий (инструкции) организации обеспечивает руководитель структурного подразделения (работник) организации, специально уполномоченный решать задачи в области ГОЧС, или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации.
4.12.5 Изменения плана действий организаций, выявленные в ходе корректировки, отражаются в листе корректировки в течение 15 дней с момента проведения корректировки. Отметка о корректировке визируется руководителем структурного подразделения (работником) организации, специально уполномоченного решать задачи в области ГОЧС.
4.13 План действий организации разрабатывают сроком действия пять лет, после чего он подлежит переработке.
4.13.1 Переработка плана действий организации заключается в выполнении всех процедур его разработки, согласования и утверждения.
4.13.2 Переработка плана действий организации должна быть завершена не позднее 15 дней до истечения его срока действия.
4.13.3 Переработка плана действий организации может быть осуществлена ранее истечения срока его действия в случаях:
- изменений в организационной структуре, направлениях деятельности, производственных показателей организации, существенно влияющих на выполнение мероприятий, отраженных в плане действий организации;
- выявления новых факторов риска возникновения ЧС в организации;
- по предписанию надзорного органа при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в плане действий организации, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора.
4.14 Уточнение плана действий организации проводят при введении для органов управления и сил РСЧС организации режима "повышенная готовность".
4.15 План действий организации вводится при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
4.16 По решению субъекта Российской Федерации может быть определен орган, ответственный за формирование и ведение единого реестра планов действий организаций по предупреждению ЧС субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, расположенных на его территории. Для учета электронную версию плана действий организации направляют в указанный выше орган.
5 Требования к содержанию плана действий организации
5.1 План действий организации оформляют в виде книги, состоящей из следующих структурных элементов:
а) титульного листа;
б) листа согласования;
в) содержания;
г) терминов и определений;
д) сокращений и обозначений;
е) пояснительной записки;
ж) списка использованных источников;
и) условных обозначений;
к) приложений;
л) листа внесения корректировок.
Примечания
1 На титульном листе указывают наименование организации - разработчика плана действий организаций, наименование организации, для которой разрабатывается план действий организаций, или наименование обособленного подразделения организации, согласование и утверждение должностными лицами.
2 В правом верхнем углу титульного листа размещают надпись "УТВЕРЖДАЮ", наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дату утверждения. В левом верхнем углу размещают надпись "СОГЛАСОВАНО", наименование должности и подпись соответствующего должностного лица, а также дату согласования. При наличии нескольких согласований разрешается размещать их на листе согласований, следующем за титульным листом, один под другим.
3 Специфические требования к структурным элементам, приведенным в перечислениях б)-д), ж), и), л), не предъявляются. Порядок согласования плана действий организации приведен в 4.9.3.1-4.9.3.4.
5.2 Пояснительная записка состоит из следующих основных разделов:
- раздел 1. Краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС.
- раздел 2. Мероприятия при угрозе возникновения и возникновении ЧС.
5.3 Раздел 1. Краткая характеристика организации и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС
5.3.1 Общие сведения об организации
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) краткую административную и экономическую характеристику организации:
1) полное и сокращенное наименование организации;
2) сведения об адресе (месте нахождения) организации;
3) сведения о руководителе организации, должностных лицах подразделений организации, обеспечивающих деятельность организации в области защиты населения и территорий от ЧС, о силах и средствах, предназначенных и привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
4) характеристика организационно-правовой формы и формы собственности организации;
5) сведения о правах организации на владение, ПОО, КВО или иными объектами организации;
6) экономическая характеристика организации (код ОКВЭД с расшифровкой);
7) сведения о размерах территории размещения организации;
8) сведения о работниках (персонале) организации;
9) сведения о сторонних организациях, расположенных и (или) осуществляющих производственную или иную деятельность на территории организации;
10) сведения об объектах организации, на территории которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек;
11) наименование вышестоящей организации с указанием адреса и телефона;
12) наименование федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации или иного органа государственной власти (органа местного самоуправления), правообладателя организации, или организации, в отношении которой указанные органы осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления);
б) краткую природно-климатическую характеристику территории размещения организации:
1) климатические условия;
2) рельеф и гидрография;
3) инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
4) сейсмическая активность, оползневая и селевая опасности.
5.3.2 Сведения об имеющихся органах управления и силах организации для решения задач по защите от ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) сведения об органах управления:
1) наименование органа управления;
2) наименование должности по штатному расписанию организации;
3) фамилия, имя, отчество, телефон (городской, служебный);
б) характеристику профессиональных АСФ организации:
1) наименование формирования;
2) штат формирования;
3) наименование и реквизиты локального нормативного акта организации о создании формирования;
4) реквизиты свидетельства об аттестации формирования на право ведения аварийно-спасательных работ (дата, регистрационный номер, срок действия);
5) перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестовано формирование;
6) характеристика оснащения формирования техническими, транспортными и иными средствами;
в) характеристику нештатных АСФ организации:
1) наименование формирования;
2) штат формирования;
3) наименование и реквизиты локального нормативного акта организации о создании формирования;
4) реквизиты свидетельства об аттестации формирования на право ведения аварийно-спасательных работ (дата, регистрационный номер, срок действия);
5) перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестовано формирование;
6) характеристика оснащения формирования техническими, транспортными и иными средствами;
г) характеристику нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организации:
1) наименование формирования;
2) штат формирования;
3) наименование и реквизиты локального нормативного акта организации о создании формирования;
4) перечень видов выполняемых работ формированием;
5) характеристика оснащения формирования техническими, транспортными и иными средствами.
5.3.3 Сведения об имеющихся объектах гражданской обороны организации
Подраздел включает в себя следующую информацию:
- наименование объекта гражданской обороны;
- характеристику объекта гражданской обороны [вид, учетный номер, адрес (местонахождения), назначение, характеристика защищенности, проектная вместимость, организация - балансодержатель].
5.3.4 Сведения об имеющихся резервах материальных и финансовых ресурсов организации для ликвидации ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) характеристику резервов материальных ресурсов, с указанием:
1) номенклатуры резерва;
2) назначения резерва;
3) количества резерва;
4) места размещения резерва;
5) эксплуатационной (технической) готовности к использованию резерва;
6) реквизитов локального нормативного акта организации на создание резерва;
б) характеристику резервов финансовых ресурсов, с указанием:
1) номенклатуры резерва;
2) назначения финансового резерва;
3) суммы финансового резерва;
4) реквизитов локального нормативного акта организации на создание финансового резерва.
5.3.5 Сведения о рядом расположенных ОПО, ПОО, поражающие факторы источников ЧС на которых могут оказать негативное воздействие на территорию и функционирование организации
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) наименование организации, эксплуатирующей ОПО, ПОО;
б) полное наименование ОПО, ПОО;
в) адрес (местонахождение) ОПО, ПОО;
г) категорию опасности организации [9];
д) характеристику зоны действия наиболее опасного поражающего фактора источника ЧС при его возникновении на ОПО, ПОО, с указанием:
1) характеристики опасного вещества (материала, строительной и иной конструкции);
2) наименования источника ЧС;
3) наименования поражающего фактора источника ЧС;
5) радиуса зоны действия поражающего фактора, м.
5.3.6 Сведения о взаимодействующих с организацией органах управления и силах территориальной и функциональной подсистем РСЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) сведения о взаимодействующих органах управления, с указанием:
1) наименования органа управления;
2) адреса органа управления;
3) наименования должностного лица (оперативного дежурного) органа управления, осуществляющего оперативное взаимодействие с организацией;
4) телефона (городского, служебного);
б) сведения о профессиональных АСФ и иных организациях, осуществляющих на договорной основе аварийно-спасательное и иное обслуживание (оказание услуг) организации, с указанием:
1) наименования формирования (организации);
2) штата формирования (организации);
3) сведений о фактическом адресе (месте нахождения) формирования (организации);
4) контактного телефона, телефона диспетчера (оперативного дежурного);
5) реквизитов свидетельства об аттестации формирования (организации) на право ведения аварийно-спасательных работ (дата, регистрационный номер, срок действия);
6) перечня видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестовано формирование (организация);
7) характеристики оснащения формирования техническими, транспортными и иными средствами;
8) реквизитов документа, регламентирующего аварийно-спасательное и иное обслуживание (оказание услуг) организации;
в) сведения об организациях, осуществляющих на договорной основе выполнение АСДНР и иное обслуживание (оказание услуг) организации, с указанием:
1) наименования договорной (обслуживающей) организации;
2) контактного телефона, телефона диспетчера (оперативного дежурного);
3) реквизитов документа, регламентирующего аварийно-спасательное и иное обслуживание (оказание услуг);
4) наименования выполняемых работ по аварийно-спасательному и иному обслуживанию (оказанию услуг).
5.3.7 Характеристика запланированных в организации мероприятий по предупреждению и снижению возможных негативных последствий ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) наименование мероприятия;
б) структурное подразделение организации, ответственное за выполнение мероприятия;
в) характеристику запланированного к выполнению мероприятия, с указанием:
1) объема и иных показателей, характеризующих выполнение мероприятия;
2) срока выполнения мероприятия;
3) ожидаемых результатов после реализации выполнения мероприятия.
5.3.8 Краткая характеристика сценариев возникновения и развития ЧС на территории организации
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) сценарии развития ЧС на территории организации [рассматриваются аварии на всех видах транспорта, ПОО; аварии на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях); пожары; взрывы; катастрофические затопления; радиационное и химическое и биологическое загрязнение (заражение); массовые инфекционные заболевания; разрушение зданий и сооружений; террористические акты];
б) характеристику возможной обстановки на территории организации при возникновении ЧС, с указанием:
1) возможных зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения [указывается источник загрязнения и (или) заражения и его количество, объем], зон катастрофического затопления, пожаров, взрывов;
2) численности персонала и объектов организации, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;
3) возможного ущерба (в том числе потери населения, проживающего вблизи организации и находящихся в зоне действия поражающих факторов, материальный ущерб);
4) предстоящих мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий.
5.3.9 Краткая характеристика негативного воздействия на территорию организации возможных наиболее опасных сценариев возникновения и развития ЧС на рядом расположенных ПОО
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) перечень ПОО, расположенных вблизи организации, с указанием:
1) радиационно-, химически-, биологически-, гидротехнических и пожароопасных объектов (с указанием наименования, адреса, расстояния до объекта, телефонов ДДС объектов, наименования опасных веществ и их количества);
2) объектов обеспечения жизнедеятельности (с указанием их наименований и адресов объектов; наименований, адресов и телефонов аварийных служб);
3) железнодорожных узлов, станций, наливных причалов, на которых возможно скопление транспортных средств с опасными веществами (с указанием адресов, видов опасных веществ);
4) магистралей, по которым перевозят опасные вещества (с указанием видов опасных веществ);
б) характеристику возможной обстановки на территории организации при возникновении и развитии ЧС по наиболее опасному сценарию на вышеуказанных объектах, с указанием:
1) возможных зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения (с указанием источника загрязнения и (или) заражения и его количества, объема), зон катастрофического затопления, пожаров, взрывов;
2) численности персонала и объектов организации, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;
3) возможного ущерба (в том числе потери населения, материальный ущерб);
4) предстоящих мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий.
5.3.10 Краткая характеристика негативного воздействия на территорию организации возможных сценариев возникновения и развития ЧС природного характера
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) возможные ЧС природного характера, в том числе циклические явления, характерные для территории, на которой расположена организация; оценка частоты и интенсивности проявлений ЧС природного характера;
б) характеристику возможной обстановки на территории организации при возникновении и развитии ЧС природного характера с указанием:
1) возможных зон катастрофических затоплений, ландшафтных и лесных пожаров, зоны сейсмической активности;
2) численности персонала и объектов организации, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;
3) возможного ущерба (в том числе потери населения, материальный ущерб);
4) предстоящих мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий.
Для обеспечения визуализации, информация, отраженная в данном разделе и 5.3.8, может наноситься на карту (схему). Карту (схему) оформляют в виде приложения "Возможная обстановка при возникновении чрезвычайной ситуации".
5.3.11 Выводы из оценки обстановки на территории организации исходя из существующих рисков
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) оценку источников рисков возникновения ЧС;
б) общие выводы из оценки обстановки.
5.4 Раздел 2. Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций
5.4.1 Мероприятия, выполняемые при угрозе возникновения ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) перечень спланированных превентивных мероприятий, направленных на недопущение возникновения ЧС, выполняемых в режиме "повседневная деятельность", в котором указывают наименование мероприятий, ответственных лиц за их выполнение, ресурсное обеспечение и сроки их выполнения;
б) перечень мероприятий, выполняемых при угрозе возникновения ЧС в режиме "повышенная готовность".
Для структурирования и обеспечения детализации, информацию по мероприятиям, выполняемым в режимах "повседневная деятельность" и "повышенная готовность" допускается оформлять в виде таблицы, в которой указывают наименование мероприятий, ответственных лиц за их выполнение, ресурсное обеспечение и сроки их выполнения. Таблицу размещают в приложении "Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".
5.4.1.1 Организация оповещения работников организации и населения при угрозе возникновения ЧС
Подраздел включает следующую информацию по порядку и срокам оповещения:
- руководящего состава и персонала организации;
- АСС, АСФ и иных служб, и организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС;
- единых ДДС муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- работников организации;
- населения, находящегося в границах зоны действия локальной системы оповещения.
В подразделе приводят информацию:
- о локальных (или объектовых) системах оповещения, используемых на территории организации, и порядке их задействования;
- региональных (муниципальных) системах оповещения, задействуемых для оповещения населения, и порядке их задействования.
5.4.1.2 Организация защиты работников (персонала) организации при угрозе возникновения ЧС
В подразделе указывают мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников (персонала) организации, в том числе мероприятия:
- по радиационной и химической защите;
- инженерной защите;
- медицинской защите;
- эвакуации и организации первоочередного жизнеобеспечения.
5.4.1.3 Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций
Подраздел оформляют по форме в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Форма расчета сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС
N п/п | Наиме- нование | Описание | |||||
форми- рования | Ведомственная принадлеж- ность | Срок готов- ности | Место дислокации, телефоны ДДС | Численность форми- рования (общая, дежурная смена) | Оснащение основными видами техники | Виды выполняемых работ |
5.4.1.4 Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) силы и средства АСС, АСФ и иных служб и организаций, привлекаемые при угрозе возникновения ЧС;
б) порядок приведения в готовность сил и средств АСС, АСФ и иных служб и организаций, привлекаемых при угрозе возникновения ЧС;
в) подготовку к выдаче и выдачу рабочим (персоналу) организации и населению средств индивидуальной защиты;
г) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заглубленных помещений, герметизацию наземных зданий и сооружений, укрытие в них персонала;
д) уточнение расчетов и согласование мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) персонала;
е) приведение в готовность автотранспорта и пунктов временного размещения рабочих (служащих) и населения для их эвакуации (отселения) при угрозе возникновения ЧС;
ж) проведение мероприятий по медицинской защите рабочих (персонала) организации и населения;
и) проведение профилактических противопожарных мероприятий на территории организации и подготовка к безаварийной остановке производства.
5.4.1.5 Организация связи при угрозе возникновения ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) организацию связи и обмена информацией с взаимодействующими и подчиненными силами;
б) применяемые средства связи.
5.4.1.6 Организация взаимодействия и управления при угрозе возникновения ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) организацию взаимодействия и управления в режиме "повышенная готовность";
б) организацию работы КЧС и ОПБ организации.
5.4.2 Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) перечень мероприятий, выполняемых в режиме "чрезвычайная ситуация". Перечень мероприятий приводят для каждого вида возможных ЧС природного и техногенного характера в отдельности;
б) потребность в привлечении дополнительных сил и средств территориальной подсистемы РСЧС при угрозе перерастания ЧС локального характера в ЧС муниципального, межмуниципального, регионального и федерального характера.
В целях структурирования и обеспечения детализации информацию по мероприятиям, выполняемым в режиме "чрезвычайная ситуация", допускается оформлять в табличной форме в виде приложения "Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".
Мероприятия, выполняемые при возникновении ЧС, могут быть представлены в текстовом виде или, в целях визуализации, наноситься на карту (схему). Карту (схему) оформляют в виде приложения "План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".
5.4.2.1 Организация оповещения работников организации при возникновении ЧС
Подраздел включает информацию по порядку и срокам оповещения в соответствии с 5.4.1.1 применительно к режиму "чрезвычайная ситуация".
5.4.2.2 Организация защиты работников (персонала) организации при возникновении ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) организацию защиты рабочих (персонала) с указанием объемов, сроков, порядка осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства;
б) укрытие персонала в защитных сооружениях;
в) обеспечение средствами индивидуальной защиты;
г) выполнение противопожарных мероприятий;
д) выполнение лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий;
е) организацию первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
5.4.2.3 Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС и проведению АСДНР.
Подраздел оформляют в виде таблицы и включает информацию согласно 5.4.1.З. Дополнительно в таблице указывают привлекаемые силы и средства по ликвидации ЧС и проведению АСНДР.
Единые сведения по силам и средствам, привлекаемым для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС, приводят в приложении "Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".
5.4.2.4 Организация действий сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий и АСДНР при возникновении ЧС
Раздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.4. Дополнительно в подразделе учитывают мероприятия по проведению АСНДР:
а) развертывание и приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР;
б) обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
в) проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановлению жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства;
г) материально-техническое обеспечение сил и средств, привлекаемых к мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе:
1) места дислокации сил и средств;
2) места заправки и порядок обеспечения техники горюче-смазочными материалами;
3) порядок организации питания;
4) порядок банно-прачечного обслуживания;
5) порядок обеспечения медицинским обслуживанием;
6) порядок доставки материальных ресурсов, строительной техники для ликвидации ЧС, проведения АСДНР иными организациями (муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) в порядке договорных отношений.
5.4.2.5 Организация связи при возникновении ЧС
Подраздел включает информацию в соответствии с 5.4.1.5. Дополнительно в разделе указываются средства (виды) связи, которые могут быть применены в зоне ЧС для гарантированного доведения сигналов управления.
Организация связи осуществляется в соответствии со схемой связи (приложение "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций").
5.4.2.6 Организация взаимодействия и управления при возникновении ЧС
Подраздел включает в себя следующую информацию:
а) организацию управления в режиме "чрезвычайная ситуация";
б) организацию работы КЧС и ОПБ организации;
в) организацию работы оперативного штаба ликвидации ЧС с указанием:
1) взаимодействующих органов управления, профессиональных АСС и профессиональных АСФ, с которыми заключен договор на обслуживание объектов организации и иных организаций, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации ЧС, проведению АСДНР;
2) должностных лиц;
3) контактных телефонов, телефонов диспетчеров (оперативных дежурных);
4) основных задач, решаемых в рамках ликвидации ЧС и проведения АСДНР.
Организация взаимодействия и управления осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия и управления (приложение "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций").
5.5 Перечень рекомендуемых приложений к плану действий организации
5.5.1 Приложение 1 "Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций" разрабатывают в виде карты, на которую наносят:
- границы прогнозируемых (расчетных) зон ЧС;
- места дислокации сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС;
- распределение сил и средств по участкам работ;
- места хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Для каждого вида прогнозируемой ЧС приложение "Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций" рекомендуется выполнять на отдельных картах (схемах).
5.5.2 Приложение 2 "Календарный план мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций". Приложение рекомендуется оформлять по форме, приведенной в таблице 2.
Таблица 2 - Форма оформления календарного плана мероприятий при угрозе возникновения и возникновении ЧС
N п/п | Основ- ные меро- приятия | Испол- нители | Отве- денное время | Время выполнения | ||||||||||||||||||
Первый день | Сутки | |||||||||||||||||||||
Минуты | Часы | |||||||||||||||||||||
20 | 40 | 60 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Мероприятия в режиме "повседневная деятельность" | ||||||||||||||||||||||
Мероприятия в режиме "повышенная готовность" | ||||||||||||||||||||||
Мероприятия в режиме "чрезвычайная ситуация" | ||||||||||||||||||||||
5.5.3 Приложение 3 "План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций" оформляют в текстовом виде, а также в целях визуализации - на карте, схеме, с указанием:
- маршрутов перемещения сил и средств ликвидации ЧС;
- маршрутов эвакуации рабочих, служащих организации и населения из каждой прогнозируемой (расчетной) зоны ЧС;
- пунктов временного размещения эвакуируемых;
- планируемых участков проведения АСДНР при возникновении ЧС.
Для каждого вида прогнозируемой ЧС приложение "План мероприятий по защите работников и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций" рекомендуется выполнять на отдельных картах (схемах).
5.5.4 Приложение 4 "Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций".
5.5.5 Приложение 5 "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций", в котором приводят:
- схему организации оповещения рабочих, служащих организации и населения, проживающего в зоне прогнозируемой ЧС;
- схему организации связи;
- схему организации управления и взаимодействия.
В схемах, приводимых в приложении "Организация управления, оповещения и связи при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций" предусматривают в том числе прохождение информации об угрозе возникновения и возникновении ЧС на территории организации до органов повседневного управления РСЧС муниципального образования.
5.6 Содержание пояснительной записки, а также перечень приложений к плану действий организации может быть изменен в зависимости от специфики деятельности организации, возможных источников ЧС и характера воздействия поражающих факторов.
При разработке пояснительной записки и приложений к плану действий организации руководствоваться методическими документами МЧС России, а также региональными и отраслевыми нормативными и нормативно-техническими документами, согласованными с МЧС России или его территориальными органами.
5.7 В пояснительной записке и приложениях к плану действий организации отражают актуальные и значимые для данной организации сведения и планируемые мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.
5.8 Ответственность за достоверность и качество разработки плана действий организации несет руководитель структурного подразделения организации, ответственного за разработку плана действий организаций или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации. В случае недостаточности исходных данных вышеуказанные должностные лица запрашивают требуемую для подготовки плана действий организаций информацию у должностных лиц соответствующих подразделений организации.
5.9 Ответственность за введение в действие и выполнение мероприятий плана действий организации несет руководитель организации.
5.10 Необходимость присвоения плану действий организации грифа "для служебного пользования", "секретно", "совершенно секретно" определяет разработчик документа.
6 Требования к оформлению плана действий организации
6.1 Текстовую часть плана действий организации оформляют в виде текстового документа, а также таблиц и схем (при необходимости). Шрифт текста - Times New Roman, размер шрифта в тексте - 13-й или 14-й кегль, в таблицах - 12-й или 10-й кегль. Формат шрифта в заголовках разделов и глав - 16-й кегль, полужирный. В заголовках отдельных пунктов - 13-й или 14-й кегль, полужирный. Ориентация страниц - альбомная. Текст размещают на каждой странице. Номер страницы проставляется вверху страницы, по центру.
6.2 Графическая часть плана действий организации выполняется в соответствии с ГОСТ Р 42.0.03.
При применении непредусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице "условные обозначения", размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.
6.3 Для плана действий организации масштаб карты (схемы) должен обеспечивать отображение всех объектов (территорий) организации, а также необходимой информации. Рекомендуется использовать масштаб 1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000.
На карте (схеме) должна быть сохранена координатная сетка.
6.4 Графические сведения, приведенные на картах, схемах и планах, должны удовлетворять требованиям по наглядности, полноте и точности нанесения. Шрифт текста на картах, схемах - Times New Roman, размер шрифта - 12-й или 10-й кегль.
6.5 План действий организации на бумажном носителе сшивается в твердом переплете (либо на пружинах для брошюровки) формата А4. Сшивание осуществляется по короткому левому краю листа.
6.6 Для формирования единого стандарта разработки, а также возможности использования топографических данных и сведений при разработке планов действий организаций рекомендуется применение определенных типов программного обеспечения для создания и редактирования цифровых карт и планов местности.
6.7 Для повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений по защите персонала, объектов и территорий от ЧС природного и техногенного характера и перехода к электронному документообороту план действий организации может быть разработан с использованием программно-аппаратных комплексов.
6.8 Для обеспечения мероприятий по защите населения и территорий субъекта Российской Федерации в субъекте Российской Федерации рекомендуется ведение единого реестра планов действий организаций.
Библиография
[1] | Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" |
[2] | Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" |
[3] | Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794) |
[4] | Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" |
[5] | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ |
[6] | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ |
[7] | Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ |
[8] | Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87) |
[9] | Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226) |
УДК 614.894:006.354 | ОКС 13.200 | |
Ключевые слова: план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чрезвычайная ситуация |