ПНСТ 86-2016
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ
Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации
Automobile roads of general use. Petroleum-based bitumen binders. Procedure for determination of the brand based on the temperature range of exploitation
ОКС 93.080.20
ОКП 02 5612
Срок действия с 2016-06-01
по 2019-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 8-пнст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее, чем за девять месяцев до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: [email protected] и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: Ленинский просп., д.9, Москва В-49, ГСП-1, 119991.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты" и журнале "Вестник технического регулирования". Уведомление будет размещено также на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
Введение
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта AASHTO R 29* "Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации" (AASHTO R 29 "Standard Practice for Grading or Verifying the Performance Grade (PG) of an Asphalt Binder") и входит в комплекс стандартов, нормирующих метод объемного проектирования асфальтобетонных смесей в Российской Федерации.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий и оснований, и устанавливает порядок проведения испытаний и расчетов для определения марки битумного вяжущего согласно классификации, установленной в ПНСТ 85.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33140-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ 33141-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда
ПНСТ 79-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)
ПНСТ 83-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD
ПНСТ 84-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)
ПНСТ 85-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом температурного диапазона эксплуатации
ПНСТ 87-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 битумное вяжущее (bitumen binder): Органический вяжущий материал, который производится из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.
3.2 расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя дорожного покрытия (determined temperatures of pavement coat): Температуры слоя дорожного покрытия на заданной глубине, рассчитанные по специализированным методикам с использованием значений температур воздуха.
Примечание - Допускается определение расчетных температур слоя дорожного покрытия по методикам в соответствии с приложением А настоящего стандарта, а также использование специализированных программ и документов, позволяющих определять данные температуры.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт описывает порядок проведения испытаний, для определения или подтверждения марки битумного вяжущего с учетом температурного диапазона эксплуатации.
4.2 Порядок проведения испытаний битумных вяжущих
4.2.1 Исходное битумное вяжущее испытывают для определения следующих показателей:
- температура вспышки, в соответствии с ГОСТ 33141;
- динамическая вязкость, в соответствии с ГОСТ 33137;
На основе результатов испытания битумного вяжущего определяют его марку в соответствии с ПНСТ 85.
Примечание - Если для определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего или подтверждения марки битумного вяжущего испытания начинают в начале утренней смены, то испытание и анализ рекомендуется полностью завершить во второй половине дня на следующий день. В такой график укладывается время подготовки пробы по методу старения битумных вяжущих материалов под действием давления и температуры (PAV). При этом параллельно допускается проводить старение по ГОСТ 33140 и испытания образцов, что приводит к максимальной производительности лабораторных работ.
5 Порядок определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего
5.1 Для определения заранее неизвестной марки битумного вяжущего требуется не менее 400 г исходного битумного вяжущего для проведения необходимых испытаний.
5.2 Подготовку проб необходимо выполнять в соответствии с документами на методы проводимых испытаний.
5.3 Рекомендуется одновременно с началом испытаний на исходном битумном вяжущем начать процедуру старения по методу RTFOT и затем сразу по методу PAV для сокращения общего времени, необходимого для завершения всех работ. Необходимо получить достаточное количество состаренного материала для выполнения всех необходимых испытаний.
5.4 Порядок проведения испытаний при определении заранее неизвестной марки битумного вяжущего
5.4.1 Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "Температура вспышки" в соответствии с ГОСТ 33141. Температура вспышки должна превышать 230°С, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются.
5.4.2 Для исходного битумного вяжущего материала необходимо определить показатель "Динамическая вязкость" в соответствии с ГОСТ 33137. Значение показателя "Динамическая вязкость" не должно превышать 3 Па·с, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются.
5.4.4 Для битумного вяжущего, состаренного в соответствии с ГОСТ 33140, необходимо определить показатель "Изменение массы после старения". Если значение данного показателя превышает 1,00%, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85.
Таблица 1
Наименование характеристики | Числовые значения температуры испытания | ||||||
Верхнее значение марки битумного вяжущего ( ) | 46 | 52 | 58 | 64 | 70 | 76 | 82 |
Начальная температура испытания, °С | 7 | 16 | 19 | 22 | 28 | 31 | 34 |
6 Порядок подтверждения соответствия битумного вяжущего заявленной марке
6.2 Подготовку проб необходимо выполнять в соответствии с документами на методы проводимых испытаний.
6.3 Рекомендуется одновременно с началом испытаний на исходном битумном вяжущем начать процедуру старения в соответствии с ГОСТ 33140 и затем сразу по ПНСТ 84, для сокращения общего времени, необходимого для завершения всех работ.
Примечание - Количество битумного вяжущего материала для старения определяется требуемым объемом материала для последующих испытаний.
6.4 Порядок выполнения испытаний при проведении проверки соответствия битумного вяжущего заявленной марке
6.4.2 Для исходного битумного вяжущего материала необходимо определить показатель "Температура вспышки" в соответствии с ГОСТ 33141. Значение показателя "Температура вспышки" должно превышать 230°С, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются и битумное вяжущее признается не соответствующим заявленной марке.
6.4.3 Для исходного битумного вяжущего материала необходимо определить показатель "Динамическая вязкость" в соответствии с ГОСТ 33137. Значение показателя "Динамическая вязкость" не должно превышать 3 Па·с, чтобы соответствовать требованиям ПНСТ 85. Если данное требование не выполняется, то такое битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются и битумное вяжущее признается не соответствующим заявленной марке.
6.4.5 Для битумного вяжущего, состаренного в соответствии с ГОСТ 33140, определяют показатели в следующей последовательности:
- определить показатель "Изменение массы после старения" в соответствии с ГОСТ 33140. Значение показателя "Изменение массы после старения" должно быть не более 1,00%, чтобы обеспечить соответствие требованиям ПНСТ 85. В противном случае битумное вяжущее не соответствует ни одной марке по ПНСТ 85, поэтому дальнейшие испытания не требуются и битумное вяжущее признается не соответствующим заявленной производителем марке;
6.4.6 Битумное вяжущее состаренное в соответствии с ГОСТ 33140 подготавливают по ПНСТ 84 и определяют показатели в следующей последовательности:
- в случае, если производителем заявлено, что при определении соответствия марке битумного вяжущего необходимо использовать показатель "Температура растрескивания", необходимо определить данный показатель в соответствии с ПНСТ 83.
Примечание - Допуск к применению битумных вяжущих, при определении соответствия марке которых используется показатель "Температура растрескивания", осуществляется только по согласованию с потребителем.
6.4.7 Полученные результаты испытаний сравнивают с требованиями таблицы 1 ПНСТ 85 для данной марки, и в случае соответствия техническим требованиям битумное вяжущее признается соответствующим марке, заявленной производителем. В случае если результаты испытаний битумного вяжущего не соответствует хотя бы одному из технических требований ПНСТ 85 для данной марки, то данное битумное вяжущее признается не соответствующим заявленной производителем марке.
6.4.8 Если битумное вяжущее признано не соответствующим заявленной производителем марке по таблице 1 ПНСТ 85, то допускается рассматривать его как битумное вяжущее неизвестной марки и испытывать согласно 5.4, и определить его марку в соответствии с требованиями ПНСТ 85.
7 Оформление результатов
По результатам работ, выполняемых в соответствии с данным стандартом, необходимо оформить протокол, содержащий следующую информацию о происхождении битумного вяжущего материала:
- название организации, проводившей работы;
- дату проведения работ;
- информацию об использованном оборудовании;
- ссылку на применяемые нормативные документы и отклонения от их требований.
Кроме того, если выполнялись работы по определению марки битумного вяжущего, то в протокол вносят результаты всех выполненных испытаний, требования ПНСТ 85.
При выполнении работ по определению соответствия битумных вяжущих материалов показателям качества в соответствии с ПНСТ 85, то в протокол вносят: результаты всех выполненных испытаний, требования ПНСТ 85 для данной марки и указывают, соответствует ли битумное вяжущее требованиям ПНСТ 85.
Приложение А
(рекомендуемое)
Методика определения расчетных температур слоя дорожного покрытия
Для выбора марки битумного вяжущего для слоя покрытия необходимо определить максимальную расчетную температуру дорожного покрытия на глубине 20 мм от поверхности данного слоя покрытия и минимальную расчетную температуру на поверхности этого слоя.
Для определения максимальной и минимальной расчетных температур слоя покрытия необходимы данные о температурах воздуха в районе строительства за максимально возможный период времени.
Для определения марок битумных вяжущих материалов использовались алгоритмы, приведенные ниже.
Максимальная расчетная температура покрытия, принимается равной температуре асфальтобетонного покрытия на глубине 20 мм от верхнего слоя.
Расчет минимальной расчетной температуры покрытия выполняется по формуле А.4
Чтобы определить допустимую марку битумного вяжущего для использования в слое дорожного покрытия, необходимо выбрать такую марку, верхнее значение которой превосходит максимальную расчетную температуру слоя дорожного покрытия, а нижнее значение которой ниже минимальной расчетной температуры для данного слоя.
УДК 625.85.06:006.354 | ОКС 93.080.20 | ОКП 02 5612 |
Ключевые слова: битумное вяжущее, температура вспышки, сдвиговая устойчивость, динамическая вязкость, старение |