allgosts.ru93. ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО93.080. Строительство дорог

ГОСТ Р 58107.2-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожном покрытии мобильным способом

Обозначение:
ГОСТ Р 58107.2-2018
Наименование:
Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожном покрытии мобильным способом
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
93.080.40

Текст ГОСТ Р 58107.2-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения освещенности на дорожном покрытии мобильным способом

ГОСТ Р58107.2-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Метод измерения освещенности на дорожном покрытиимобильным способом

General use automobile roads lighting. Method ofmeasurement of road surface illuminance by mobile way

ОКС93.080.40

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзныйнаучно-исследовательский светотехнический институт имениС.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332"Светотехнические изделия, освещение искусственное"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. N627-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 25 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет(www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартраспространяется на стационарное искусственное освещениеавтомобильных дорог общего пользования и устанавливает методизмерения освещенности на дорожных покрытиях мобильнымспособом.

Настоящий стандартприменяют при сдаче в эксплуатацию новой или реконструированнойосветительной установки (ОУ) на стадии приемо-сдаточных испытаний,а также при эксплуатации действующей ОУ на стадии планового ивнепланового инспекционного контроля для подтверждения соответствияпараметров освещения требованиям ГОСТ 33176, ГОСТ Р 55706, ГОСТ Р 58107.1 и СП 52.13330.

Настоящий стандарт нераспространяется на освещение автодорожных тоннелей и проездов подпутепроводами, а также на освещение пешеходных пространств.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общегопользования. Горизонтальная освещенность от искусственногоосвещения. Технические требования

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексыосветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55706 Освещение наружноеутилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 55708 Освещение наружноеутилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное.Термины и определения

ГОСТ Р 58107.1 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Нормы и методы расчета

СП 52.13330.2016 Свод правил.Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакцияСНиП 23-05-95*

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов (сводов правил) в информационной системеобщего пользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет или поежегодному информационному указателю "Национальные стандарты",который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и повыпускам ежемесячного информационного указателя "Национальныестандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, накоторый дана недатированная ссылка, то рекомендуется использоватьдействующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в даннуюверсию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 мобильныйспособ: Способ проведения измерений распределения освещенностина дорожном покрытии заданного контрольного участка с помощьюмобильной установки.

3.2 контрольныйучасток: Часть испытуемого объекта освещения (дороги, улицы,площади и т.п.), выбранная для проведения измерений, на которойрасположено измерительное поле.

3.3 измерительноеполе: Часть контрольного участка с установленными параметрами,на которой непосредственно измеряют распределение освещенности.

Примечание - Параметрыизмерительного поля принимают соответствующими параметрамрасчетного поля освещенности по ГОСТР 55708.

3.4 мобильнаяустановка: Программно-измерительный комплекс, установленный натранспортное средство (автомобиль), состоящий из функциональносвязанных между собой блоков (измерения освещенности, измеренияскорости и управления), предназначенный для измерения распределенияосвещенности на дорожном покрытии в процессе движения указанноготранспортного средства с заданной скоростью.

3.5 блок измеренияосвещенности, БИО: Совокупность установленных спереди и сзадитранспортного средства фотоприемных устройств, содержащихфотоголовки, обеспечивающих получение данных (освещенности) и ихпередачу в блок управления.

3.6 блок измеренияскорости, БИС: Устройство, позволяющее получать данные омгновенном значении скорости транспортного средства и передавать ихв блок управления.

3.7 блокуправления: Персональный компьютер с установленным специальнымпрограммным обеспечением для приема, хранения и обработки данных,полученных от блоков измерения освещенности и скороститранспортного средства.

4Метод измерения

4.1 Условия проведенияизмерений

4.1.1 Измерения проводятпри температуре, соответствующей диапазону рабочих температурприменяемой аппаратуры, в отсутствии атмосферных осадков, тумана изадымления.

4.1.2 При выбореконтрольного участка следует руководствоваться следующимитребованиями:

-длина контрольного участка должна быть не менее трех пролетов междуосветительными приборами (ОП). Измерительное поле не располагают впервом и последнем пролете между ОП на контрольном участке;

Примечание - Приотсутствии на измеряемом объекте участка, отвечающего этомутребованию, длина контрольного участка может быть равна расстояниюмежду двумя соседними ОП, что должно быть отражено в протоколеизмерений.

-контрольный участок не должен быть затенен (по возможности)деревьями или рекламными и информационными дорожными щитами идолжен быть свободным от припаркованных автомобилей. Наличиезатеняющих объектов фиксируют в протоколе измерений;

-на проезжей части контрольного участка по возможности не должнобыть засветки от посторонних источников света (витрины магазинов,рекламные щиты, сигнальные огни и т.п.). Наличие любых факторов,создающих посторонний свет на дорожном покрытии контрольногоучастка, должно быть отражено в протоколе измерений.

Примечание - При наличиидополнительной засветки влияние этого фактора учитывают приобработке результатов измерений.

4.1.3 Для исключениявлияния на результаты измерений света фар и огней мимо проезжающихавтомобилей измерения проводят в отсутствие попутных и встречныхтранспортных средств или на значительном удалении от них, когдасвет от их фар и огней не вносит вклада в результирующуюосвещенность.

4.1.4 Перед проведениемизмерений все вышедшие из строя лампы или ОП на контрольном участкедолжны быть заменены.

4.1.5 Измерения следуетпроводить в темное время суток, когда горизонтальная освещенностьот естественного освещения составляет не более 10% минимальнойсовмещенной (естественной и искусственной) горизонтальнойосвещенности на дорожном покрытии контрольного участка. Приневозможности выполнения этого требования, например в период "белыхночей", следует вводить поправку в результаты измерений на фоновуюзасветку.

4.1.6 В начале и в концеизмерений по возможности проводят контроль напряжения питающей сетипо показаниям электроизмерительных приборов, установленных враспределительных щитах электрических сетей освещения.

Примечание - Данные онапряжении питающей сети получают по записям в пункте питания линииосвещения дистанционно или в форме отчетов (протоколов) системтехнического учета или автоматизированнойинформационно-измерительной системы коммерческого учетаэлектроэнергии с привязкой ко времени начала и окончания измеренийосвещенности дорожного покрытия.

4.1.7 Скорость движенияавтомобиля в процессе измерений должна находиться в диапазоне от 20до 80 км/ч. При проведении измерений на контрольном участкеизменение мгновенной скорости автомобиля не должно превышать 5км/ч.

4.2 Требования ксредствам измерений

Для измерений используютповеренные фотоголовки, суммарный предел допускаемой относительнойпогрешности которых не превышает 5%. Фотоголовка должна иметькосинусную угловую характеристику и спектральную коррекцию подфункцию относительной спектральной световой эффективности.

Принцип действиямобильной установки приведен в приложении А.

Высота расположенияприемной поверхности фотоголовок БИО над дорожным покрытием неболее 0,30 м.

Период и скоростьполучения данных от фотоголовок в блок управления мобильнойустановки должны быть достаточными для получения информации осоздаваемой освещенности во всех точках измерений при заданнойскорости движения транспортного средства.

БИС мобильной установкидолжен передавать данные о мгновенной скорости транспортногосредства в блок управления с периодом, достаточным для проведениядальнейшей обработки данных.

Для измеренияосвещенности при оценке влияния естественного освещения используютповеренные люксметры, имеющие суммарный предел допускаемойпогрешности не более 10% в диапазоне измерений освещенности от 0,1до 100 лк.

4.3 Требованиябезопасности

4.3.1 Специалисты,проводящие снятие показаний напряжения сети, должны иметьдействующие удостоверения о проверке знаний норм и правил работы вэлектроустановках.

4.3.2 Специалисты,проводящие измерения должны знать устройство мобильной установки,правила обращения, управления, ухода и эксплуатации применяемыхсредств измерений.

4.3.3 При проведенииизмерений мобильная установка должна быть оборудована желтымисигнальными устройствами (проблесковый маячок, ограничительные огнина креплениях фотоприемных устройств к автомобилю, балках и т.п.),установленными на транспортном средстве и не создающимидополнительной засветки фотоприемных устройств БИО при проведенииизмерений.

4.4 Подготовка квыполнению измерений

Перед проведениемизмерений освещенности на дорожном покрытии все элементы мобильнойустановки монтируют на транспортное средство, подсоединяют всоответствии со схемой, показанной на рисунке А.2 приложения А,затем включают персональный компьютер с установленным программнымобеспечением.

4.5 Выполнениеизмерений

4.5.1 Измерения проводятпри проезде транспортного средства по каждой полосе движения длякаждого направления. Описание метода измерения освещенности надорожном покрытии приведено в приложении А.

Примечание - Придвустороннем или центральном расположении ОП относительно дорогидопускается проводить измерения только для одного направлениядвижения.

Для определениякоэффициента периферийной освещенности измерения проводят на обочине и на полосе,прилегающей к ней.

4.5.2 Фиксацию сигналов,получаемых от всех приемных устройств БИО при проезде транспортногосредства по контрольному участку, выполняют в автоматическом режимепод управлением программного обеспечения.

4.5.3 При необходимостипроверки выполнения требования 4.1.5 проводят стационарныеизмерения горизонтальной освещенности от естественного и совмещенного (естественное + искусственное)освещения.

Величину измеряют люксметром в произвольной точкеоткрытого пространства, в которой засветка от любых источниковискусственного освещения отсутствует или пренебрежимо мала.

Величину измеряют тем же люксметром на контрольномучастке, отвечающем требованиям 4.1.2-4.1.4, в точке, расположеннойна краю проезжей части, посередине между соседними ОП одного ряда,на уровне дорожного покрытия.

4.6 Обработкарезультатов

4.6.1 Порядокпроведения

Обработку результатовпроводят после проведения измерений на контрольном участке. Спомощью программного обеспечения определяют длину измерительногополя, равную расстоянию между соседними ОП одного ряда. Приобработке на заданном контрольном участке проводят автоматическиевычисления значений освещенности в точках измерений.

Количество точекизмерения в продольном направлении определяется автоматически спомощью программного обеспечения в зависимости от расстояния междуОП (длины измерительного поля) согласно ГОСТ Р 55708.

4.6.2 Определениепараметров освещенности

4.6.2.1 Дляизмерительного поля определению подлежат следующие нормируемыепараметры: средняя освещенность на дорожном покрытии , равномерность освещенности на дорожномпокрытии