allgosts.ru93. ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО93.080. Строительство дорог

ГОСТ Р 58107.3-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом

Обозначение:
ГОСТ Р 58107.3-2018
Наименование:
Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
93.080.40

Текст ГОСТ Р 58107.3-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильным способом


ГОСТ Р 58107.3-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Метод измерения яркости дорожного покрытия мобильнымспособом

General use automobile roads lighting. Method ofmeasurement of road surface luminance by mobile way

ОКС: 93.080.40

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзныйнаучно-исследовательский светотехнический институт имениС.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332"Светотехнические изделия, освещение искусственное"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2018 г. N628-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартраспространяется на стационарное искусственное освещениеавтомобильных дорог общего пользования и устанавливает методизмерения яркости дорожных покрытий мобильным способом.

Настоящий стандартприменяют при сдаче в эксплуатацию новой или реконструированнойосветительной установки (ОУ) на стадии приемо-сдаточных испытаний,а также при эксплуатации действующей ОУ на стадии планового ивнепланового инспекционного контроля для подтверждения соответствияпараметров освещения требованиям ГОСТ 33176, ГОСТ Р 55706, ГОСТ Р 58107.1 и СП 52.13330.

Настоящий стандарт нераспространяется на освещение автодорожных тоннелей и проездов подпутепроводами.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиедокументы:

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общегопользования. Горизонтальная освещенность от искусственногоосвещения. Технические требования

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общегопользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексыосветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55706 Освещение наружноеутилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 55708 Освещение наружноеутилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное.Термины и определения

ГОСТ Р 58107.1 Освещение автомобильныхдорог общего пользования. Нормы и методы расчета

СП 34.13330.2012 Свод правил.Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП2.05.02-85*

СП 52.13330.2016 Свод правил.Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакцияСНиП 23-05-95*

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов (сводов правил) в информационной системеобщего пользования - на официальном сайте Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии в сети Интернет или поежегодному информационному указателю "Национальные стандарты",который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и повыпускам ежемесячного информационного указателя "Национальныестандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, накоторый дана недатированная ссылка, то рекомендуется использоватьдействующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в даннуюверсию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392 и ГОСТ Р 56228, а также следующие терминыс соответствующими определениями:

3.1 мобильныйспособ: Способ измерения распределения яркости дорожногопокрытия на заданном участке дороги фотояркомером, установленным натранспортное средство, путем фиксации яркостного изображения этогоучастка дороги непосредственно во время движения транспортногосредства.

3.2 контрольныйучасток: Участок дороги перед наблюдателем (водителемтранспортного средства), имеющий длину не менее 60 м плюс трипоследовательно расположенные пролета между осветительнымиприборами (ОП), предназначенный для проведения измерений параметровяркости дорожного покрытия.

3.3 измерительноеполе: Часть контрольного участка с установленными параметрами,на которой непосредственно измеряют распределение яркости дорожногопокрытия.

Примечание - Параметрыизмерительного поля принимают соответствующими параметрамрасчетного поля яркости по ГОСТ Р55708.

3.4 фотояркомер(цифровой яркомер): Измерительныйоптико-электронный прибор с ПЗС матрицей для получения яркостногоизображения.

3.5 яркостноеизображение: Цифровое изображение в условных цветах, каждому изкоторых соответствует определенное значение яркости.

4Метод измерения

4.1 Условия проведенияизмерений

4.1.1 Измерения проводятпри отсутствии атмосферных осадков, тумана или задымления.

4.1.2 При выбореконтрольного участка следует руководствоваться следующимитребованиями:

-проезжая часть дороги в месте расположения контрольного участкадолжна быть прямолинейной в плане, горизонтальной или с небольшимпостоянным уклоном. Прямолинейность проезжей части участкаопределяется согласно СП34.13330;

-на контрольном участке не должно быть пересечений или примыканий сдругими освещаемыми дорогами;

-дорожное покрытие измерительного поля должно удовлетворятьтребованиям ГОСТ 33220, бытьсухим, чистым (без пятен и луж), однородным (без заплаток и трещин)и быть накатанным, т.е. быть в эксплуатации не менее полугода;

-освещение контрольного участка должно быть однородным: выполнено поодной схеме расположения ОП, с постоянным шагом однотипных ОП;

-контрольный участок не должен быть затенен (по возможности)деревьями или рекламными и информационными дорожными щитами идолжен быть свободным от припаркованных автомобилей. Наличиезатеняющих объектов фиксируют в протоколе измерений;

-на проезжей части контрольного участка по возможности не должнобыть засветки от посторонних источников света (витрины магазинов,рекламные щиты, сигнальные огни и т.п.).

4.1.3 Перед проведениемизмерений все вышедшие из строя лампы или ОП на контрольном участкедолжны быть заменены.

4.1.4 Для исключениявлияния на результаты измерений света фар и огней мимо проезжающихавтомобилей измерения проводят в отсутствие попутных и встречныхтранспортных средств или на значительном удалении от них.

4.1.5 Измерения следуетпроводить в темное время суток, когда горизонтальная освещенностьот естественного освещения составляет не более 10% минимальнойгоризонтальной освещенности от совмещенного (естественного +искусственного) освещения на контрольном участке. При невозможностивыполнения этого требования, например в период "белых ночей",следует вводить поправку в результаты измерений на фоновуюзасветку.

4.1.6 В начале и в концеизмерений проводят контроль напряжения питающей сети по показаниямэлектроизмерительных приборов, установленных в распределительныхщитах электрических сетей освещения.

Примечание - Данные онапряжении питающей сети получают по записям в пункте питания линииосвещения дистанционно или в форме отчетов (протоколов) системтехнического учета или автоматизированнойинформационно-измерительной системы коммерческого учетаэлектроэнергии; с привязкой ко времени начала и окончания измеренийяркости дорожного покрытия.

4.1.7 При проведенииизмерений ветровое стекло транспортного средства должно быть чистым(без разводов и пятен) и сухим.

4.1.8 Скорость движениятранспортного средства в процессе измерений должна выбираться всоответствии с характеристиками применяемого фотояркомера, непревышать 60 км/ч и, по возможности, оставаться постоянной в периодфиксации яркостных изображений.

4.2 Требования ксредствам измерений

Для измерения яркостидорожного покрытия используют поверенные фотояркомеры, имеющиесуммарный предел допускаемой погрешности не более 10% в диапазонеизмерений яркости от 0,1 до 20 кд/м при времени интеграции (времени экспозиции)от 10 до 30 мс.

Угловая апертурафотояркомера должна быть не менее 15° и не более 40°.

Разрешение ПЗС-матрицыфотояркомера должно быть не менее 1,3 Мп.

Для измеренияосвещенности при оценке влияния естественного освещения используютповеренные люксметры, имеющие суммарный предел допускаемойпогрешности не более 10% в диапазоне измерений освещенности от 0,1до 100 лк.

4.3 Подготовка квыполнению измерений

Фотояркомер устанавливаютвнутри транспортного средства перед ветровым стеклом на высоте 1,5м над уровнем дорожного покрытия и проводят фокусировку объективафотояркомера так, чтобы его оптическая ось была направлена вдольпродольной оси транспортного средства и параллельно плоскостидороги.

При установкефотояркомера в его настройки вводят коррекцию на светопропусканиеветрового стекла транспортного средства.

4.4 Выполнениеизмерений

4.4.1 Измерения проводятпри проезде транспортного средства поочередно по каждой полосеконтрольного участка: в одном направлении движения транспорта прицентральном или двустороннем (прямоугольном или шахматном)расположениях ОП; в обоих направлениях движения транспорта приодностороннем расположении ОП.

Вобоснованных случаях допускается проводить измерения при проездетранспортного средства по одной средней полосе движения для каждогонаправления движения транспорта. При этом для дорог с четным числомполос одного направления измерения проводят при проезде по одной издвух средних полос движения.

4.4.2 При необходимостипроверки выполнения требования 4.1.5 проводят стационарныеизмерения горизонтальной освещенности от естественного и совмещенного (естественного + искусственного)освещения.

Величину измеряют люксметром в произвольной точкеоткрытого пространства, в которой засветка от любых источниковискусственного освещения отсутствует или пренебрежимо мала.

Величину измеряют тем же люксметром на контрольномучастке, отвечающем требованиям 4.1.2-4.1.4, в точке, расположеннойна краю проезжей части, посередине между соседними опорами одногоряда, на уровне дорожного покрытия.

4.5 Обработкарезультатов измерений

4.5.1 Порядокпроведения

4.5.1.1 Обработкурезультатов измерений осуществляют с помощью программногообеспечения, установленного на персональный компьютер.

4.5.1.2 Предварительнопроводят просмотр всего массива файлов с яркостным изображениемсцены и выбирают такой, на котором контрольный участок иизмерительное поле отвечают требованиям 4.1.2 и 4.1.4 в наибольшейстепени.

4.5.1.3 На яркостномизображении выбранного файла по границам измерительного полянаносят контур в виде четырехугольника.

Продольный размер контураизмерительного поля ограничивают расстоянием между двумя соседнимиОП одного ряда.

Поперечные размерыконтура измерительного поля ограничивают:

-шириной всей проезжей части для дорог с односторонним расположениемОП;

-шириной проезжей части одного направления движения для дорог сдвусторонним или центральным расположением ОП и дорог сразделительной полосой.

4.5.1.4 Выделенноеизмерительное поле при помощи программного обеспечениятрансформируют в поле прямоугольной формы, на котором размечаютточки измерения в соответствии с сеткой расчетных точек расчетногополя по ГОСТ Р 55708, в каждойиз которых определяют значения яркости.

Примечание - Приобработке яркостных изображений значение яркости в точке измеренияследует определять как усредненное по площади окрестности этойточки. Размер площади окрестности, по которой проводят усреднение,следует выбирать исходя из разрешения матрицы фотояркомера иплощади прямоугольного изображения измерительного поля в пикселяхтаким образом, чтобы площади окрестностей соседних точек измеренияне накладывались друг на друга.

4.5.2 Определениепараметров измерения

4.5.2.1 Для каждогоизмерительного поля определению подлежат средняя яркость дорожногопокрытия