ГОСТ 27811-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОГУДРОНАТОРЫ
Общие технические условия
Tar pavers. General specifications
МКС 93.080
Дата введения 2017-05-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ИЦ "ЦНИП СДМ" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 февраля 2016 г. N 85-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2016 г. N 1263-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 27811-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2017 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 27811-95
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
7 Настоящий стандарт может быть использован при ежегодной актаулмзации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" и "О безопасности колесных транспортных средств"
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автогудронаторы, предназначенные для транспортирования жидких вяжущих материалов и распределения их по ширине дорожного полотна при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной температуре воздуха от плюс 5°С до плюс 40°С.
Требования 5.1.2, 5.1.3, 5.3, 5.7, 7.3.8, 7.3.9 являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
Обязательные требования к автогудронаторам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья и охраны окружающей среды, изложены в 5.7, 7.3.8, 7.3.9.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.011 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 8769 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 25646 Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27252 Машины землеройные. Консервация и хранение (ИСО 6749-84)
ГОСТ ISO 2860 Машины землеройные. Минимальные размеры смотровых отверстий.
ГОСТ 33997 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 удельный расход битума: Количество битума, распределяемого автогудронатором на 1 м обрабатываемой полосы, определяемое взвешиванием битума с площади 200х200 мм по всей ширине полосы.
3.2 удельный расход топлива: Расход топлива на подогрев 1000 л битума на 1°С.
4 Типы и основные параметры
4.1 Автогудронаторы, в зависимости от конструкции ходовой части, следует изготавливать трех типов: самоходные, полуприцепные и прицепные; в зависимости от вместимости цистерны - двух типоразмеров, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Типоразмеры автогудронаторов
Типоразмер | Вместимость цистерны, м, отклонения ±15% |
1 | 4,5 |
2 | 8,0 |
4.2 Основные показатели автогудронаторов приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели автогудронаторов по типоразмерам
Наименование показателя, размерность | Значение показателя по типоразмерам |
Минимальный удельный расход битума, л/м, не более | 0,3 |
Максимальный удельный расход битума, л/м, не менее | 2,5 |
Максимальная ширина распределения, м, не менее | 5,0 |
4.3 В технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей рекомендуется включать значения показателей качества, номенклатура которых устанавливается по согласованию с потребителем с учетом приведенного перечня:
- типа автогудронатора;
- типоразмера автогудронатора;
- отклонения удельного расхода от заданного;
- возможности регулирования ширины распределения;
- расхода топлива горелкой системы подогрева;
- рабочей скорости;
- транспортной скорости;
- обеспечения контроля рабочей скорости;
- массы снаряженного автогудронатора;
- распределения нагрузок от полной массы автогудронатора на дорогу;
- габаритных размеров;
- скорости подогрева битума в цистерне;
- скорости остывания битума в цистерне;
- полного 80%-ного ресурса и критерии предельного состояния;
- средней оперативной трудоемкости ежесменного технического обслуживания;
- климатического исполнения автогудронатора и категорий размещения по ГОСТ 15150;
- уровня звука на рабочем месте*;
_______________
* Показатели необходимо обязательно включать в технические условия.
- уровня вибрации сиденья водителя и органов управления рабочими операциями автогудронатора*.
_______________
* Показатели необходимо обязательно включать в технические условия.
5 Технические требования
5.1 Характеристики
5.1.1 Автогудронаторы следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автогудронаторы конкретных моделей, а также по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.1.2 Конструкция автогудронатора должна обеспечивать:
- наполнение цистерны разогретым до рабочей температуры битумом и опорожнение ее с помощью насоса;
- поддержание температуры битума в цистерне с допускаемым снижением в течение часа не более 3% перепада температур окружающего воздуха и битума в цистерне на стоянке;
- дополнительный подогрев битума в цистерне при его циркуляции;
- одновременное начало и окончание истечения битума из всех сопел распределителя;
- свободный и безопасный доступ к соплам, кранам и местам смазки узлов автогудронатора;
- отклонение удельного расхода битумных материалов, определяемого на площади 200х200 мм, от заданного удельного расхода не более чем на 25%;
- время ежедневного технического обслуживания - не более 7 ч в неделю;
- работоспособность при соблюдении потребителем правил эксплуатации;
- циркуляцию горячего битума по распределительной трубе и битумной коммуникации;
- передвижение по дорогам со скоростями, соответствующими скоростям базового автомобиля, удовлетворяющими требованиям правил дорожного движения;
- устойчивость управления автогудронатором в соответствии с требованиями нормативных документов.
5.1.3 Автогудронатор должен быть оборудован:
- устройством для контроля уровня битума в цистерне;
- термометром для измерения температуры битума внутри цистерны;
- фильтром для очистки битума от посторонних включений при загруке;
- устройством для снижения гидравлического удара в цистерне при движении;
- устройством для ручного распределения битума.
5.1.4 Конструкция автогудронатора предусматривает оснащение:
- устройством для контроля рабочей скорости в диапазоне от 0 до 15 км/ч;
- информационно-диагностической системой.
5.1.5 Лакокрасочные покрытия - по ГОСТ 9.032.
5.2 Комплектность
5.2.1 Автогудронаторы комплектуются запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с ведомостью ЗИП и эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601.
5.3 Маркировка
5.3.1 На каждом автогудронаторе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- индекс автогудронатора и его заводской номер;
- обозначение нормативного документа, по которому изготовляется автогудронатор.
5.3.2 Транспортная маркировка (за исключением автогудронаторов, транспортируемых самоходом) - по ГОСТ 14192.
5.4 Упаковка
5.4.1 Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.
5.5 Транспортирование
5.5.1 Автогудронатор поставляется потребителю в собранном виде или в комплектности согласно заказу-наряду.
Транспортирование автогудронатора осуществляется своим ходом или любым видом транспорта.
5.6 Хранение и консервация
5.6.1 Требования к хранению и консервации автогудронаторов устанавливают в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.
5.7 Требования эргономики, безопасности и защиты окружающей среды
5.7.1 Конструкция автогудронатора должна соответствовать требованиям эргономики и безопасности по ГОСТ 12.2.011 и ГОСТ ISO 2860.
Цвета сигнальные и знаки безопасности - в соответствии с ГОСТ 12.4.026, действующим на территории государств - членов Таможенного союза.
5.7.2 Автогудронатор должен быть оборудован:
- рабочей и стояночными тормозными системами. Тормозные системы автогудронаторов категорий , , и должны быть оснащены антиблокировочными устройствами (АБС) и соответствовать [1];
- внешними световыми приборами по ГОСТ 8769.
5.7.3 На автогудронаторе должны быть установлены:
- два огнетушителя;
- цвета сигнальные и предупредительный знак с надписью "ОСТОРОЖНО! ГОРЯЧИЙ БИТУМ!" Надпись выполняется на русском языке и может дублироваться на государственном языке государства - члена Таможенного союза.
5.7.4 Шумовые характеристики на рабочем месте водителя-оператора и в рабочей зоне - по ГОСТ 12.1.003.
5.7.5 Уровень вибрации сиденья оператора - по ГОСТ 12.1.012.
5.7.6 Дымность отработавших газов двигателя - в соответствии с ГОСТ 33997, действующим на территории государств - членов Таможенного союза.
6 Приемка
6.1 Автогудронаторы серийного производства подвергают приемо-сдаточным и периодическим испытаниям. Объем и периодичность проведения периодических испытаний устанавливает завод-изготовитель.
6.2 Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый автогудронатор. При этом проверяют соответствие автогудронатора требованиям 5.1.5, 5.2, 5.3, 5.7.2, 5.7.3.
Проводят проверку работоспособности автогудронатора на холостом ходу и под нагрузкой.
6.3 На равномерность распределения проверяют одну машину из 100 (на жидкости вязкостью 0,8-1,0 П).
6.4 Периодическим испытаниям подвергают автогудронатор, прошедший приемо-сдаточные испытания.
При этом проверяют:
- комплектность машины в соответствии с требованиями нормативного документа, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, состояние уплотнений, отсутствие подтекания жидкостей, наличие маркировки, упаковку;
- вместимость цистерны;
- максимальный удельный расход битума;
- минимальный удельный расход битума;
- максимальную ширину распределения битума;
- равномерность распределения битума;
- удельную массу автогудронатора;
- скорость дополнительного подогрева битума в цистерне;
- качество сварных соединений;
- наличие и состояние внешних световых приборов;
- герметичность цистерны и битумопровода;
- качество лакокрасочных и гальванических покрытий;
- уровень звука на рабочем месте;
- уровень вибрации сиденья оператора;
- выполнение требований безопасности, эргономики и экологии.
6.5 В тех случаях, когда предусматривается выпуск базовой модели и модификации автогудронаторов, периодическим испытаниям подвергают базовую модель. Модифицированные автогудронаторы подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком.
7 Методы испытаний
7.1 Требования к средствам испытаний
7.1.1 Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике, составленной на каждый вид испытаний и утвержденной в установленном порядке.
7.2 Подготовка к испытаниям
7.2.1 С автогудронатором, в зависимости от вида испытаний, предъявляют следующий комплект документации:
- программа и методика испытаний;
- инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
- нормативные документы на серийно выпускаемые автогудронаторы;
- акт приемо-сдаточных испытаний (для периодических испытаний);
- комплект чертежей сборочных единиц.
7.3 Проведение испытаний
7.3.1 Комплектность машины, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, сварных швов и крепежных соединений, состояние уплотнений, отсутствие подтекания в местах смазки и жидкости гидросистемы, заправку тягача топливом, рабочей и охлаждающей жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах, качество сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличие маркировки и упаковки проверяют визуальным контролем без снятия и разборки агрегатов.
7.3.2 Вместимость цистерны проверяют заполнением ее водой или маслом через водомер или расходомер масла.
7.3.3 Максимальный и минимальный удельные расходы битума, а также равномерность распределения битума определяют взвешиванием битума, разлитого в специальные ванночки размером 200х200 мм, разложенные на обрабатываемой полосе.
7.3.4 Максимальную ширину распределения битума определяют измерением ширины обработанной полосы после разлива битума распределителем с максимальной шириной. Расстояние между измерениями должно быть не менее 20 м, число измерений - не менее четырех.
7.3.5 Удельную массу автогудронатора определяют как отношение массы оборудования автогудронатора (без шасси) к вместимости цистерны.
7.3.6 Скорость дополнительного подогрева битума в цистерне определяют как отношение разности температур в конце и начале эксперимента к продолжительности эксперимента.
7.3.7 Наличие и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением. Расположение, цвет, количество и видимость сигнальных фонарей, установленных на автоцистернах всех типов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769, [2] и [3].
7.3.8 Уровень звука на рабочем месте определяют по ГОСТ 12.1.003.
7.3.9 Уровень вибрации сиденья оператора определяют по ГОСТ 12.1.012.
7.3.10 Дымность отработавших газов двигателя в соответствии с 5.7.6.
8 Указания по эксплуатации
8.1 Требования к эксплуатации автогудронаторов - по ГОСТ 25646.
8.2 В эксплуатационной документации указывают перечень документов для ухода и регулирования автогудронатора, а также перечень приборов для обслуживания автогудронаторов.
9 Гарантии изготовителя
9.1 Изготовитель гарантирует соответствие каждого автогудронатора требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении потребителем правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
9.2 Гарантийный срок эксплуатации автогудронаторов - не менее 18 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача.
9.3 Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливается в стандартах и/или технических условиях.
Библиография
[1] | Правила ЕЭК ООН N 13 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения |
[2] | Правила ЕЭК ООН N 48 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации |
[3] | Правила ЕЭК ООН N 87 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств |
УДК 621.869.4-788:629.614.006.354 | МКС 93.080 |
Ключевые слова: автогудронатор, технические условия |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2019