allgosts.ru47. СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ47.020. Судостроение и морские сооружения в целом

ГОСТ Р ИСО 1751-2017 Суда и морские технологии. Судовые бортовые иллюминаторы

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 1751-2017
Наименование:
Суда и морские технологии. Судовые бортовые иллюминаторы
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2018
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
47.020.10

Текст ГОСТ Р ИСО 1751-2017 Суда и морские технологии. Судовые бортовые иллюминаторы

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР ИСО1751— 2017


Суда и морские технологии

СУДОВЫЕ БОРТОВЫЕ ИЛЛЮМИНАТОРЫ

(ISO 1751:2012, IDT)

Издание официальное

Москва Стандартинформ 2017


ГОСТ РИСО 1751—2017

Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного 8 пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2017 г. № 1453-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 1751:2012 «Суда и морские технологии. Судовые бортовые иллюминаторы» (ISO 1751:2012 «Ships and marine technology — Ships' side scuttles». IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, приведенные в дополнительном приложении ДА

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об из-менениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Классификация бортовых иллюминаторов

  • 5 Технические требования

  • 6 Материалы

  • 7 Испытания

  • 8 Маркировка

  • 9 Условное обозначение

  • 10 Расположение

  • 11 Установка бортовых иллюминаторов

Приложение А (обязательное) Максимально допустимое расчетное давление на стекло

бортового иллюминатора

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам

ill

ГОСТР ИСО 1751—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

СУДОВЫЕ БОРТОВЫЕ ИЛЛЮМИНАТОРЫ

Ships and marine technology. Ships' side scuttles

Дата введения — 2018—04—01

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет классификацию судовых бортовых иллюминаторов (серия, тип, исполнение) и устанавливает размеры для взаимозаменяемости, конструкцию, материалы, испытания, маркировку и назначение судовых бортовых иллюминаторов (далее — бортовые иллюминаторы) с закаленными безопасными стеклами.

Примечание —Данный стандарт основан на опыте изготовителей окон и стекол в судостроительной промышленности, регулирующих органов, которые должны руководствоваться Международной конвенцией SOLAS 74 с поправками и Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года с поправками.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 261. ISO general purpose metric screw threads — General plan (ИСО 261 Резьбы метрические ИСО общего назначения. Общий вид)

ISO 614, Ships and marine technology — Toughened safety glass panes for rectangular windows and side scuttles — Punch method of поп-destructive strength testing (ИСО 614 Суда и морские технологии. Закаленные безопасные стеклянные панели для прямоугольных окон и бортовых иллюминаторов. Метод неразрушающего контроля с помощью кернера)

IS0 1207, Slotted cheese head screws — Product grade А (ИС0 1207 Винты с цилиндрической головкой co шлицем. Класс изделия А)

IS0 1580. Slotted pan head screws — Product grade А (ИС0 1580 Винты с шлицем в цилиндрической головке с закругленным торцом. Класс изделия А)

ISO 2009. Slotted countersunk flat head screws — Product grade (ИСО 2009 Винты с потайной плоской головкой и шлицем (головка общего типа). Класс изделия А)

ISO 2010, Slotted raised countersunk head screws — Product grade А (ИСО 2010 Винты с полупотай-ной головкой и шлицем (головка общего типа). Класс изделия А)

ISO 3902, Shipbuilding and marine structures — Gaskets for rectangular windows and side scuttles (ИСО 3902 Судостроение и морские сооружения. Уплотняющие прокладки для судовых бортовых иллюминаторов и прямоугольных окон)

ISO 5780, Shipbuilding — Side scuttles — Positioning (ИСО 5780 Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение)

ISO 5797, Ships and marine technology — Windows and side scuttles for fire-resistant constructions (ИСО 5797 Суда и морские технологии. Окна и бортовые иллюминаторы для огнестойких конструкций)

ISO 6345, Shipbuilding and marine structures—Windows and side scuttles — Vocabulary (ИСО 6345 Судостроение и морские конструкции. Судовые иллюминаторы. Словарь)

Издание официальное

ISO 7045, Pan head screws with type H or type Z cross recess — Product grade А (ИСО 7045 Винты с цилиндрической головкой с закругленным торцом и крестообразным шлицем типа Н или Z. Класс изделия А)

ISO 7046-2, Countersunk flat head screws (common head style) with type H or type Z cross recess — Product grade A — Part 2: Steel screws of property class 8.8, stainless steel screws and non-ferrous metal screws (ИСО 7046-2 Винты с потайной головкой (головка общего типа) и крестообразным шлицем типа Н или типа Z. Класс изделия А. Часть 2. Стальные винты класса качества 8.8, винты из нержавеющей стали и цветных металлов)

ISO 7047, Raised countersunk head screws (common head style) with type H or type Z cross recess — Product grade А (ИСО 7047 Винты с полупотайной головкой (головка общего типа) и крестообразным шлицем типа Н или Z. Класс изделия А)

ISO 21005, Ships and marine technology — Thermally toughened safety glass panes for windows and side scuttles (ИСО 21005 Суда и морские технологии. Термически закаленные безопасные стекла для окон и бортовых иллюминаторов)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6345 и ИСО 21005.

4 Классификация бортовых иллюминаторов

Бортовые иллюминаторы классифицируют по серии, типу, исполнению и номинальному размеру согласно 4.1—4.4.

Примечание — варианты конструкции бортовых иллюминаторов приведены в 4.5 и таблице 3.

Требования к характеристикам материалов приведены в 6.2 и таблице 10.

  • 4.1 Серии

    • 4.1.1 Нормальная серия (N)

В бортовых иллюминаторах нормальной серии применяют закаленные безопасные стекла, отвечающие требованиям ИСО 21005.

  • 4.1.2 Огнестойкая серия (Р)

В бортовых иллюминаторах огнестойкой серии, устанавливаемых в помещениях классов А и В, применяют стекло, отвечающее требованиям ИСО 5797. Конструкцию бортового иллюминатора, способ установки рамы, рамки стекла и корпуса, требования к дополнительным испытаниям и маркировке определяют по ИСО 5797.

  • 4.2 Типы

Бортовые иллюминаторы подразделяют на:

. тип А — иллюминаторы тяжелые;

  • - тип В — иллюминаторы нормальные;

  • - тип С — иллюминаторы облегченные.

  • 4.3 Исполнение

Исполнение бортовых иллюминаторов определяют в соответствии со следующими основными характеристиками по ИСО 6345:

  • - вид иллюминатора — створчатый или глухой;

  • - наличие штормовой крышки;

  • - направление открывания рамы;

  • - тип задраек.

Варианты исполнения иллюминаторов приведены в таблице 1.

  • 4.4 Номинальные размеры

Номинальные размеры бортового иллюминатора определяют по диаметру просвета иллюминатора dv приведенному в таблице 2.

Варианты конструкции бортовых иллюминаторов нормальной серии (N) и огнестойкой серии (Р) приведены в таблице 3.

Графические изображения бортовых иллюминаторов, приведенные в таблице 3, не определяют конструкцию, а представляют упрощенный пример.

Таблица 1 —Исполнения бортовых иллюминаторов

Вид бортового иллюминатора

Наличие штормовой крышки

Дополнительные свойства

Способ крепления

Условное обозначение исполнения

болтами (В)

сваркой (W)

тип А или В

тип С

Створчатый

Есть

Направление открывания рамы — влево1 (L)

В

LB

W

LW

Направление открывания рамы —вправо1 (R)

В

RB

W

RW

Общая ось рамы и штор-мовой крышки(З)

В

SB

W

SW

Створчатый

Нет

в

LRB

W

LRW

Глухой

Есть

в

NB

W

NW

Нет

в

NB

W

NW

1 ЦЛормовая крышка открывается вверх Бортовые иллюминаторы со штормовой крыижой. открывающейся вниз, могут быть предметом специального соглашения.

Таблица 2 —Номинальные размеры бортовых иллюминаторов

Тип

Номинальный размер мм

Графическое изображение иллюминатора

А

200

250

300

350

400

450

В

200

250

300

350

400

450

С

200

250

300

350

400

450

Тип В:

200 — 450


Условное обозначение исполнения (см 4 3)

при креплении болтами

при креплении сваркой

Размер dy. мм (см. таблицу 2)


LB

LW

RB

RW

SB

SW

LRB

LRW

Тип А:

200 — 450


Графическое изображение иллюминатора (способ крепления — болтами)


Створчатые бортовые иллюминаторы



Иллюминатор со штормовой крышкой


Без штормовой крышки


=

1

1

_

)


Глухие бортовые иллюминаторы

А или В

NB

Тип А:

200 — 450

Со штормовой крышкой

NW

Тип В:

200 — 450

........

С

NB

200 — 450

Без штормовой крышки

1 „та

NW

'"Г"


5 Технические требования

5.1 Общие требования

Бортовые иллюминаторы всех серий, типов, исполнений и размеров следует изготавливать с соблюдением требований настоящего стандарта, они должны отвечать требованиям, приведенным в разделе 7.

Бортовые иллюминаторы огнестойкой серии (Р), их рамы и корпусы следует изготавливать из материалов с механическими характеристиками по ИСО 5797.

Бортовые иллюминаторы должны быть спроектированы таким образом, чтобы превышение температуры не вызывало напряжения в стекле, приводящего к растрескиванию.


  • 5.2 Размеры

  • 5.2.1 Номинальные размеры бортовых иллюминаторов

Номинальные размеры бортовых иллюминаторов приведены на рисунке 1 и в таблицах 4 и 5.

Примечание — Рисунок 1 не определяет конструкцию, серию, тип и исполнение бортового иллюминатора. Он приведен только для указания номинальных размеров. На рисунке изображен створчатый бортовой иллюминатор со штормовой крышкой.

б) Способ крепления — сваркой

а Высота выступающей части корпуса — размер с (см. 5.2.2).

Рисунок 1 — Основные размеры бортового иллюминатора

Номинальный размер d,. мм

d2. мм.

±2

мм. не более

9-

мм, не более

Минимальное количество задраивающих устройств1

ТипА

Тип В

Тип С

рама

штормовая крыижа

рама

штормовая крышка

рама

200

250

350

50

2

2

2

2

2

250

305

400

47,5

3

2

3

2

2

300

360

450

45

3

3

3

2

3

350

410

500

45

3

3

3

3

3

400

460

550

45

3

3

3

3

3

450

510

600

45

4

3

4

3

3

1 Задраивающие устройства включают задрайки и шарнирные оси рам с круглыми отверстиями (см. 5.6).

  • 5.2.2 Высота выступающей части корпуса бортового иллюминатора

Рекомендованная номинальная высота выступающей части корпуса бортового иллюминатора для всех типов, исполнений и номинальных размеров иллюминаторов приведена в таблице 5.

  • 5.2.3 Диаметр посадочного места для стекла

Диаметр посадочного места для стекла в раме створчатого бортового иллюминатора или в корпусе глухого бортового иллюминатора d4 (см. рисунок 5) приведен в таблице 6.

Минимальная толщина бортового иллюминатора нормальной серии (N) — по ИСО 21005. Минимальная толщина бортового иллюминатора огнестойкой серии (Р) — по ИСО 5797.

  • 5.3 Рамка крепления стекла

Для крепления стекла применяют два типа рамок: рамки с резьбой (RFA) (см. рисунок 2) или рамки с фланцами и отверстиями для винтов (RFB и RFC) (см. рисунки 3, 4).

  • 5.3.1 Рамки с резьбой (RFA)

Номинальные размеры рамок с резьбой приведены в таблице 6. Рамки типа RFA не используются для глухих иллюминаторов со способом крепления — сваркой (см. таблицу 1).

  • 5.3.2 Рамки с фланцами (RFB и RFC)

Номинальные размеры рамок с фланцами приведены в таблице 6.

Рамки типа RFB могут применяться для всех типов и видов бортовых иллюминаторов.

Рамки типа RFC применяют для бортовых иллюминаторов без штормовых крышек.

  • 5.3.3 Винты для крепления рамок с фланцами

Для крепления рамок типа RFB и RFC применяют винты со шлицевыми или крестовыми головками в соответствии с ИСО 1207, ИСО 1580, ИС0 2009, ИСО20Ю, ИСО 7045, ИСО 7046-2 или ИСО 7047 по усмотрению изготовителя. Винты должны иметь следующие характеристики:

  • - резьба Мб;

  • - минимальная длина 16 мм;

  • - материал: нержавеющая сталь А50. медный или алюминиевый сплав с прочностью, соответствующей максимально допустимому давлению по таблице А.1 (приложение А) для соответствующего типа бортового иллюминатора.

    К

    -----------------------------------------1-----------------------------------------

Рисунок 2 — Рамка крепления стекла. Тип RFA

06,6

а

V

«0 /и

1

1

Рисунок 3 — Рамка крепления стекла с фланцами. Тип RFB

06,6

со Л1


Рисунок 4 — Рамка крепления стекла. Тип RFC


(d5)

а) Рамка крепления стекла под резьбу

б) Рамка крепления стекла с фланцами

Рисунок 5 — Установка стекла на посадочное место

Таблица б —Размеры посадочного места для стекла

Номинальный размер мм

200

250

300

350

400

450

d4. мм, не менее

217

267

322

372

422

472

мм

М 220 x2

М 270 X 2

М 325 х 2

М 375 X 2

М 425 X 2

М 475x2

d6, мм, не менее

246

298

348

398

448

498

Количество отверстий под винты1

10

12

14

16

18

20

е, мм

Размер определяется изготовителем и зависит от толщины стекла и материала уплотнителя.

1 Стандартный шаг.

  • 5.4 Стекла

  • 5.4.1 Стекла для бортовых иллюминаторов нормальной серии (N)

Применяют безопасные термически закаленные стекла, бесцветные или обработанные в соответствии с ИСО 21005.

Виды обработки стекла и коды обработки приведены в таблице 7. Толщина стекла зависит от типа и номинального размера иллюминатора в соответствии с ИСО 21005.

Таблица 7 — Виды обработки стекла

Вид обработки

Код

Бесцветное стекло

Y1

Обработанное стекло

Y2

  • 5.4.2 Стекла для бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р)

Применяются стекла по ИСО 5797. В зависимости от условий эксплуатации необходимо определить. какому типу огнестойкости должен соответствовать бортовой иллюминатор.

  • 5.5 Установка стекол в бортовом иллюминаторе

  • 5.5.1 Материал, применяемый при креплении стекол

Для крепления стекол следует применять материал, стойкий к воздействию морской воды и ультрафиолетового излучения.

  • 5.5.2 Крепление стекол в иллюминаторе

При установке стекла необходимо, чтобы стекло было расположено по центру рамы створчатого иллюминатора или корпуса глухого иллюминатора таким образом, чтобы сохранялся одинаковый зазор по периметру.

При креплении стекол в бортовых иллюминаторах огнестойкой серии (Р) необходимо применять специальные уплотнительные прокладки в зависимости от конструкции корпуса, рамы и материала защиты кромок стекла (при наличии).

  • 5.6 Задраивающие устройства (задрайки и петли)

  • 5.6.1 Количество задраивающих устройств

а) Минимальное количество задраивающих устройств, включающее задрайки и петли рам, и штормовых крышек с круглыми отверстиями под ось для иллюминаторов типа А, В и С, приведено в таблице 4.

б) Общее количество задраивающих устройств и их конструкция должны быть такими, чтобы бортовые иллюминаторы соответствовали требованиям прочности и водонепроницаемости, приведенным в разделе 7.

Примечание — Если отверстие под ось петли рамы имеет овальную форму, то петля не считается задраивающим устройством.

  • 5.6.2 Задрайки

Задрайка состоит из откидного болта, гайки-барашка и шарнирной оси. Основные размеры деталей приведены в таблице 8.

  • 5.6.3 Шарнирные оси

Диаметр шарнирных осей бортового иллюминатора приведен в таблице 8.

Таблица 8—Диаметр шарнирных осей

Резьба откидного болта и гайки-барашка (в соответствии с ИСО 261)

Диаметр оси.мм

откидного болта

петли рамы и штормовой крышки

М 20

12

16

  • 5.7 Уплотнительные прокладки для рамы бортового иллюминатора и рамки крепления стекла

Для обеспечения водонепроницаемости между рамой и корпусом, а также между штормовой крышкой и рамой следует применять уплотнительные прокладки.

  • 5.7.1 Тип уплотнительных прокладок

Тип уплотнительных прокладок — по ИСО 3902 или определяется изготовителем.

  • 5.7.2 Фиксация уплотнительных прокладок

Уплотнительные прокладки должны быть закреплены в пазах рамы бортового иллюминатора при помощи клея.

6 Материалы

  • 6.1 Общее

Все материалы должны иметь соответствующие механические характеристики и документацию.

  • 6.2 Корпус, рама, рамка крепления стекла и штормовая крышка

Основные части бортового иллюминатора (корпус, рама, рамка крепления стекла и штормовая крышка) следует изготавливать из материалов, указанных в таблице 10. Механические характеристики материалов должны соответствовать приведенным в таблице 11.

Минимальные значения предела прочности и относительного удлинения материала для указанных типов бортовых иллюминаторов приведены в таблице 11. Материалы, используемые при изготовлении бортовых иллюминаторов, должны отвечать требованиям соответствующих национальных стандартов.

Условные обозначения классов материалов, приведенные в таблице 10, являются комбинациями кодов материалов, приведенных в таблице 9, где первая цифра обозначает материал корпуса, вторая — рамы и рамки крепления стекла, третья — штормовой крышки.

Таблица 9 —Материалы, используемые для изготовления бортовых иллюминаторов

Код материала

Материал

1

Медный сплав (бронза)

2

Сплавы на основе железа и аустенитные стали (малоуглеродистая сталь, нержавеющая сталь, литая сталь)

3

Алюминиевые сплавы

0

Составная часть отсутствует (например: штормовая крышка для бортовых иллюминаторов типа С)

Таблица 10 — Классы материалов

Тип иллюминатора

Способ крепления иллюминатора

Условное обозначение класса материала в соответ-ствиис таблицей 9

Материал основных частей иллюминатора

Корпус

Рама или рамка

Штормовая крышка

А

Болтами

112

Бронза1

Сталь2

Сваркой

212

Сталь

Бронза1

Сталь2

222

Сталь

В

Болтами

112

Бронза1

Сталь2

333

Коррозионно-стойкий алюминиевый сплав3

Сваркой

212

Сталь

Бронза1

Сталь2

222

Сталь

333

Коррозионно-стойкий алюминиевый сплав3

4

3

3

С

Болтами

110

Бронза1

330

Коррозионно-стойкий алюминиевый сплав3

Окончание таблиц# 10

Тип иллюминатора

Способ крепления иллюминатора

Условное обозначение класса материала в соответ-ствиистаблицей 9

Материал основных частей иллюминатора

Корпус

Рама или рамка

Штормовая крышка

Сваркой

210

Сталь

Бронза1

220

Сталь

330

Коррозионно-стойкий алюминиевый сплав3

4

3

  • 1 Возможно применение бронзы (литой или штампованной).

  • 2 Возможно применение сплавов на основе железа (литья с сфероидальным графитом), стали, бронзы или алюминиевого сплава

  • 3 Возможно применение литья или штампованного материала

  • 4 Возможно применение листового или штампованного материала.

Таблица 11 — Предел прочности и относительное удлинение материала деталей бортового иллюминатора

Тип иллюминатора

Предел прочности материала. Н/мм2, не менее

Относительное удлинение. %. не менее

А

270

10

В

180

10

С

140

8

  • 6.3 Задрайки и шарнирные оси

Откидные болты, гайки-барашка и шарнирные оси петель рам следует изготавливать из материалов, имеющих следующие свойства:

  • - коррозионно-стойкость;

  • - не вызывать коррозию других частей;

  • - иметь минимальные механические свойства в соответствии с таблицей 12.

Минимальные значения предела прочности и относительного удлинения материала деталей задраек для указанных типов бортовых иллюминаторов приведены в таблице 12. Применяемые материалы должны отвечать требованиям соответствующих национальных стандартов.

Для бортовых иллюминаторов, изготовленных из алюминиевого сплава, откидные болты и шарнирные оси петель рам следует изготавливать из коррозионно-стойкой стали, нержавеющей стали или из сплавов, которые не вызывают коррозию деталей иллюминаторов, откидных болтов или шарнирных осей.

Таблица 12 — Предел прочности и относительное удлинение материала деталей задраек

Тип бортового иллюминатора

Откидные болтыи шарнирные оси

Гайка-барашек

Предел прочности материала. Н/мм2, не менее

Относительное удлинение. %. не менее

Предел прочности материала. Н/мм2, не менее

Относительное удлинение, %, не менее

А

350

15

250

14

В

350

15

250

14

С

250

14

180

8

7 Испытания

  • 7.1 Швартовные испытания

Испытания на водонепроницаемость смонтированных бортовых иллюминаторов и уплотнителей проводят в присутствии представителя заказчика.

Испытания бортовых иллюминаторов проводят при помощи струи воды из шланга диаметром не менее 12.5 мм при давлении воды 250 кПа и на расстоянии не более чем 1.5 м до иллюминатора.

  • 7.2 Заводские испытания

Эквивалентные гидравлические испытания должны проводиться изготовителем перед отправкой продукции для 10 % поставляемой партии, но не менее чем для двух иллюминаторов.

Бортовые иллюминаторы должны проходить испытания под давлением в соответствии стаблицей 13 при следующих условиях:

процедура 1: С установленным стеклом и открытой штормовой крышкой, за исключением иллюминаторов типа А, при диаметре 350 мм и 400 мм. При испытательном давлении 150 кПа штормовые крышки должны быть закрыты;

процедура 2: Без стекла и с закрытой штормовой крышкой.

Обоснование процедуры 1 — практика показала, что в бортовых иллюминаторах нормальной серии (N). типа Ас диаметром 350 мм. 400 мм и 450 мм при испытании давлением 150 кПа прогиб между точками крепления увеличивается, что приводит к протечке.

Таблица 13 —Давление воды при проведении испытаний на водонепроницаемость

Тип иллюминатора

Давление воды. кПа

Процедура 1

Процедура 2

А

150

100

В

75

50

С

35

  • 7.3 Испытание механической прочности

    • 7.3.1 Испытание опытного образца

Опытный образец бортового иллюминатора без стекла с закрытой штормовой крышкой должен проходить испытания механической прочности с помощью метода динамического пуансона (см. рисунок 6) при испытательном давлении, приведенном в таблице 14.

Рисунок 6 — Испытания опытного образца

  • 7.3.2 Проведение испытания

    • 7.3.2.1 Пуансон должен располагаться с той стороны штормовой крышки, которая подвергается воздействию морской воды. При необходимости, обусловленной конструкцией штормовой крышки, пластина диаметром 100 мм и шириной 10 мм может быть размещена между штырем и штормовой крышкой.

    • 7.3.2.2 При значении создаваемого давления (см. таблицу 14), остаточная деформация штормовой крышки не должна превышать 1 % номинального размера бортового иллюминатора.

Таблица 14 — Давление при испытании механической прочности

Тил бортового иллюминатора

Давление.кПа

А

240

В

120

Примечание — Величины испытательного давления, приведенные в таблице 14, используют для расчета нагрузки при проведении испытания методом динамического пуансона

  • 7.4 Испытания на огнестойкость

Для бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р) испытания опытного образца на огнестойкость проводят в соответствии с ИСО 5797.

8 Маркировка

  • 8.1 Бортовые иллюминаторы нормальной серии (N)

Бортовые иллюминаторы, удовлетворяющие требованиям настоящего стандарта, должны иметь маркировку, как указано в 8.1,8.2.2.

  • 8.1.1 Маркировка корпуса

  • a) корпус или другая металлическая часть должна быть промаркирована буквой, указывающей на тип (А, В или С);

  • b) следующие маркировки являются дополнительными, например:

  • - номинальный размер;

  • • класс материала;

  • - наименование производителя или торговая марка;

  • • обозначение настоящего стандарта1.

  • 8.1.2 Маркировка стекла

Стекло должно иметь маркировку по ИСО 614.

  • 8.2 Бортовые иллюминаторы для огнестойкой серии (Р)

    • 8.2.1 Маркировка корпуса

Применяется маркировка, приведенная в 8.1.1.

Бортовые иллюминаторы огнестойкой серии также должны иметь маркировку на внутренней стороне рамы:

  • • тип огнестойкости В-0 или В-15 (см. 5.4.2);

  • - номер протокола об испытании.

  • 8.2.2 Маркировка огнестойкого стекла

Огнестойкое стекло должно иметь маркировку по ИСО 5797.

Приводится вместе с наименованием производителя или торговой маркой

9 Условное обозначение

При заказе бортовых иллюминаторов, удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта, должна быть приведена информация в соответствии с 9.1,9.2.

  • 9.1 Информация, указываемая при заказе

Для бортовых иллюминаторов различных серий в зависимости от типа используемых стекол в условном обозначении приводят следующую информацию:

  • a) основные элементы:

  • 1) обозначение (сокращенное): иллюминатор;

  • 2) обозначение стандарта: ГОСТ Р ИСО 1751;

  • 3) условное обозначение серии (см. 4.1);

  • 4) условное обозначение типа (см. 4.2);

  • 5) номинальный размер (см. таблицу 2);

  • 6) высота выступающей части корпуса иллюминатора (см. таблицу 5);

  • 7) условное обозначение исполнения (см. таблицу 1);

  • 8) условное обозначение класса материала (см. таблицу 10);

  • b) дополнительные элементы для обозначения бортовых иллюминаторов нормальной серия (N):

  • - код вида обработки стекла (см. 5.4.1);

  • c) дополнительные элементы для обозначения бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р):

  • - огнестойкое стекло для бортового иллюминатора (см. 5.4.2).

  • 9.2 Примеры условных обозначений

    • 9.2.1 Пример условного обозначения бортового иллюминатора нормальной серии (N)

Бортовой иллюминатор, соответствующий требованиям настоящего стандарта нормальной серии (N), тяжелый (тип А), номинальный размер = 400 мм, высота выступающей части корпуса с = 16 мм, створчатый, с креплением болтами, открывающийся вправо (RB), класс материала 112, с бесцветным стеклом (Y1) обозначается следующим образом:

Иллюминатор ИСО 1751-N-A400 х 16-RB-112-Y1

  • 9.2.2 Пример условного обозначения бортового иллюминатора огнестойкой серии (Р)

Бортовой иллюминатор, соответствующий требованиям настоящего стандарта, огнестойкой серии (Р), тяжелый (тип А), номинальный размер dy = 400 мм, высота выступающей части корпуса с = 16 мм, створчатый, скреплением болтами, открывающийся вправо (RB), класс материала 112, тип огнестойкости В-15 обозначается следующим образом:

Иллюминатор ИСО 1751-Р-А400 * 16-RB-112-B15

10 Расположение

Бортовые иллюминаторы должны быть расположены в соответствии с ИСО 5780.

11 Установка бортовых иллюминаторов

Для установки бортовых иллюминаторов применяют соответствующие национальные стандарты. Номинальные размеры вырезов в корпусе под иллюминаторы приведены в таблице 15.

Таблица 15 — Размеры вырезов под бортовые иллюминаторы

Номинальный размер иллюминатора dj. мм

Диаметр выреза 4?. мм

Графическое изображение

Допустимые отклонения (способ крепления — болтами) *2 0

Допустимые отклонения (способ крепления — сваркой) 0

-2

200

254

(

250

309

300

364

350

414

400

464

450

514

Приложение А (обязательное)

Максимально допустимое расчетное давление на стекло бортового иллюминатора

Значения максимально допустимого расчетного давления на стекло бортового иллюминатора нормальной серии (N) (закаленные безопасные стекла по ИСО 21005) и бортового иллюминатора огнестойкой серии (Р) (стекла по ИСО 5797) приведены в таблице А 1.

Таблица А.1 — Максимально допустимое давление

Бортовые иллюминаторы

Максимально допустимое расчетное давление, р. кПа

Тип

Номинальный размер d1. мм

Толщина стекла1. мм

А Тяжелый

200

10

328

250

12

302

300

15

328

350

15

241

400

19

294

450

25

406

В Нормальный

200

8

210

250

8

134

300

10

146

350

12

154

400

12

118

450

15

146

С

Облегченный

200

8

210

250

8

134

300

8

93

350

8

68

400

10

82

450

10

65

1 Толщина стекла приведена для стекол бортовых иллюминаторов нормальной серии (N) и для основных стекол бортовых иллюминаторов огнестойкой серии (Р). В особых случаях следует применять стекло с увеличенной толщиной по ИСО 21005.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ISO 261

MOD

ГОСТ 8724—2002 «Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Диаметры и шаги»

ISO 614

IDT

ГОСТ Р ИСО 614—2007 «Судостроение и морские конструкции. Стекла закаленные безопасные для окон и бортовых иллюминаторов. Неразрушающие испытания прочности методом штампа»

ISO 1207

IDT

ГОСТ Р ИСО 1207—2013 «Винты с низкой цилиндрической головкой со шлицем Класс точности А»

ISO 1580

IDT

ГОСТ Р ИСО 1580—2013 «Винты с плоской головкой со шлицем»

ISO 2009

IDT

ГОСТ Р ИСО 2009—2013 «Винты с потайной головкой со шлицем. Класс точности А»

ISO 2010

IDT

ГОСТ Р ИСО 2010—2013 «Винты с полупотайной головкой со шлицем. Класс точности А»

ISO 3902

ISO 5780

MOD

ГОСТ Р 52695—2006 «Судостроение. Иллюминаторы круглые Расположение»

ISO 5797

IDT

ГОСТ Р ИСО 5797—2010 «Суда и морские технологии. Окна и бортовые иллюминаторы для огнестойких конструкций»

ISO 6345

ISO 7045

IDT

ГОСТ Р ИСО 7045—2013 «Винты со скругленной головкой и крестообразным шлицем типа Н или типа Z. Класс точности А»

ISO 7046-2

IDT

ГОСТ Р ИСО 7046-2—2013 «Винты с потайной головкой и крестообразным шлицем типа К или типа Z. Класс точности А. Часть 2. Винты стальные класса прочности 8.8. винты из нержавеющей стали и цветных металлов»

ISO 7047

IDT

ГОСТ Р ИСО 7047 — 2013 «Винты с полупотайной головкой (общепринятый тип головки) и крестообразным шлицем типа Н или Z. Класс точности А»

ISO 21005

IDT

ГОСТ ISO 21005 — 2016 «Стекла закаленные для судовых иллюминаторов. Технические условия»

  • • Соответствующий национальный стандарт отсутствует До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде стандартов.

Примечание — 8 настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов

  • • ЮТ — идентичные стандарты;

- MOD — модифицированные стандарты

УДК [629.5.023.71 ;006.354]: ОКС 47.020.10

Ключевые слова: суда, морские технологии, судовые бортовые иллюминаторы

ОКП


БЗ 11—2017/106

Редактор В.Н. Шмельков Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка А.А. Ворониной

Сдановнабор23.10.2017. Подписано в печать09.11.2017. Формат60*841/6. Гарнитура Ариал.

Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л.2,51. Тираж 22 экз. Зак. 2229.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во , . mfo@gostinfo.ru