allgosts.ru47. СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ47.020. Судостроение и морские сооружения в целом

ГОСТ Р 52695-2006 Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение

Обозначение:
ГОСТ Р 52695-2006
Наименование:
Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение
Статус:
Действует
Дата введения:
07/01/2007
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
47.020.50

Текст ГОСТ Р 52695-2006 Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

<ш>

АЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

52695-

2006

(ИСО 5780:1987)

Судостроение

ИЛЛЮМИНАТОРЫ КРУГЛЫЕ

Расположение

ISO 5780:1987

Shipbuilding — Side scuttles — Positioning (MOD)

Издание официальное

«О

Л

С|Ш№Ц1ЧИ1+П|Ш

тт

ГОСТ Р 52695—2006

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации «Лот» ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова» на основе аутентичного перевода международного стандарта. указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. Ne 355-ст

4    Настоящийстандарт является модифицированным поотношению к международному стандарту ИСО 5780:1987 «Судостроение. Иллюминаторы круглые. Расположение» (ISO 5780:1987 «Shipbuilding — Side scuttles — Positioning») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2007

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 52695—2006

Введение

8 международном стандарте ИСО 5760 использована ссылка на международный стандарт ИСО 1751, который в настоящее время не принят в Российской Федерации. 8 настоящем стандарте вместо ссылки на международный стандарт ИС01751 приведена ссылка на ГОСТ 19261. который распространяется на тот же объект стандартизации и удовлетворяет конкретным потребностям судостроения Российской Федерации (ГОСТ 19261 и ИС01751 неэквивалентны).

6 настоящем стандарте измененные по отношению к международному стандарту ИСО 5780 отдельные слова, фразы, значения показателей, номера таблиц выделены курсивом.

6 приложении С приведены структурные элементы международного стандарта ИСО 5780, применение которых не предусмотрено настоящим стандартом, так как в ГОСТ 19261 отсутствуют иллюминаторы типа С. содержащиеся в ссылочном международном стандарте ИСО 1751.

in

ГОСТ Р 52695—2006 (ИСО 5780:1987)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судостроение

ИЛЛЮМИНАТОРЫ КРУГЛЫЕ

Расположение

Shipbuilding.

Side scuttles. Positioning

Дате введения — 2007—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает допустимое расположение круглых иллюминаторов по ГОСТ 19261. которые устанавливают на пассажирских и грузовых судах, предназначенных для эксплуатации на международных линиях.

В приложении А приведена формула для определения расчетного давления. В приложении В на основе использования метода расчетного определения давления в месте расположения иллюминатора приведены упрощенные графики для определения мест расположения круглых иллюминаторов.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 19261—98 Иллюминаторы судовые круглые. Технические условия (ИСО 1751:1993 «Судостроение и морские конструкции. Судовые бортовые иллюминаторы». NEQ)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты*, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Расположение

3.1    Общие требования

Круглые иллюминаторы располагают на судне в соответствии с правилами и положениями международных конвенций иклассификационныхобщвств[1] — [6].

3.2    Условия выбора расположения иллюминаторов

Расположение круглого иллюминатора на судне зависит:

• от его положения по длине судна L и ординаты у от летней грузовой ватерлинии S до нижней его кромкип1см.рисункив. 1—В.З (приложение В)), если на судне нанесена летняя лесная грузовая ватерлиния. то ординату у следует измерять от нее до нижней кромки иллюминатора:

Нижняя кромка круглого иллюминатора — нижняя кромка выреза под стекло.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 52695—2006

♦ от места расположения переборки надстройки и рубки, в которой устанавливают иллюминатор, а именно:

борт судна ниже палубы надводного борта.

лобовые, бортовые и кормовые концевые переборки надстроек и рубок.

3.3 Ограничения по установке круглых иллюминаторов

3.3.1    Не допускается установка круглых иллюминаторов в местах, где их нижняя кромка находи» лась бы ниже линии, проведенной параллельно палубе надводного борта на расстоянии 2,5 % ширины судна В от летней грузовой ватерлинии S (или летней лесной грузовой ватерлинии, если она нанесена), но не менее 500 мм.

3.3.2    Если судно должно соответствовать требованиям аварийной остойчивости, то все круглые иллюминаторы, нижние кромки которых находятся ниже аварийной ватерлинии, и иллюминаторы, рас» положенные в помещениях, считающихся затопленными, должны быть глухого типа.

Примечание — Подробная информация приведена а соответствующих требованиях международных конвенций и правил [1| — (6].

3.3.3    Не допускается установка круглых иллюминаторов между положениями, указанными в 3.3.1 и 3.3.2, и положением, определенным по графику на рисунке В.2.

Примечание — Ширина судна В — максимальная ширина судна, измеренная а миделевом сечении по теоретической линии шпангоута для судна с металлическим корпусом или по наружной поверхности корпуса для судна с корпусом из других материалов.

3.4 Крышки

3.4.1    В бортах судна или в первом ярусе надстройки или рубки, которые имеют прямой доступ к помещениям ниже палубы надводного борта, следует устанавливать круглые иллюминаторы слостоян» но навешенными крышками по ГОСГ19261 типа А или В.

3.4.2    В помещениях второго яруса, которые имеют прямой доступ в прилегающие помещения пер» вого яруса надстройки или в помещения ниже палубы надводного борта, следует устанавливать круглые иллюминаторы с постоянно навешенными крышками по ГОСТ 19261 типа А или В.

Примечание — Подробная информация приведена в правиле 23 (1) международной конвенции (1] с соответствующими пояснениями, одобренными Морским комитетом по безопасности ИМО.

4 Ограничение по прочности

Вдополнвниекограничвниям, изложенным вЗ.З, нижнее допустимое расположение круглыхиллю-минаторое зависит от их прочности.

4.1    Учет воздействия внешних сил

Ожидаемые максимальные значения давления от воздействия внешних сил в месте установки иллюминатора определяют расчетным методом. Метод определения значения давления в месте расло» ложения иллюминатора приведен в приложении А.

4.2    Предельное расположение

Не допускается устанавливать круглый иллюминатор в любой части судна, где расчетное давление превышает максимально допустимое значение давления для каждого типоразмера круглого иллюминатора. приведенное е таблице 1.

Таблица 1

Круглый иллюминатор по ГОСТ 19261

Максимально допустимое давление. кЛа

Тип

Номинальный размер, нм

Толщина стекла, мм

200

10

328

250

12

302

А — тяжелый

300

15

328

350

1S

241

200

6

210

250

в

134

300

10

146

В — нормальный

350

12

1S4

400

12

118

450

15

118

2

Приложение А

(обязательное)

ГОСТ Р 52695—2006

Определение расчетного давления

введение

Расчетное давление для определения расположения круглого иллюминатора по ГОСТ f 9261 вычисляют по формуле, приведенной в разделе А.1.

Формулу применяют, в основном, для определения расчетной нагрузки, которой могут быть подвергнуты надстройки и рубки, при закрывании отверстий согласно правилу 18 международной конвенции |1] ее принимают за основу при определении расположения судовых круглых иллюминаторов.

А.1 Формула

Примечание — Формула для определения расчетного давления приведена а соответствии с требованиями S3 классификационных обществ [6].

Расчетное давление р. кПа, вычисляют по формуле

р • 10а \Ы— у) с.    (А.1)

где а — коэффициент, учитывающий высоту расположения иллюминаторе (см. А.1.1):

b — коэффициент, учитывающий расположение иллюминатора по длине судна (см. А. 1.2);

Г — коэффициент, учитывающий вероятность воздействия внешних сил (см. А.1.3):

у — ордината, измеренная от летней грузовой ватерлинии Sao нижней кромки иллюминатора, а на судах с летней лесной грузовой ватерлинией — от нее до нижней кромки иллюминатора, м. с — коэффициент, учитывающий расположение иллюминатора по ширине судна (см. А. 1.4).

А.1.1 Расчет коэффициента а приведен а таблице А.1.

Обозначения, использованные в формулах таблицы А. 1:

L и — длине судна, определенная согласно правилу 3 (1) международной конвенции [1) (L, следует принимать не более 300 м). м.

х—расстояние между рассматриваемой переборкой и кормовым перпендикуляром РА (см. приложение в), м.

Примечание — При определении расстояния х для бортовых переборок надстроек и рубок на чертеже судна «Вид спереди» расстояние между кормовым и носовым перпендикулярами рекомендуется разделить на приблизительно равные части по длине не более 0.15 L каждая; расстояние х принимают как расстояние от кормового перпендикуляра (РА) до центра каждой рассматриваемой части переборки.

Таблица А.1 — Формулы для расчета коэффициента а

Переборки надстроек и рубок, е которых устанавливают круглые иллюминаторы

9

нижнего яруса11

2.0 ♦ -Ь-120

Лобовые незащищенные

второго яруса

1.0*-^

120

третьего яруса

Лобовые всех защищенных ярусов

0.5»-Ь_

150

Бортовые всех ярусов

Кормовые концевые всех ярусов

в корму от миделя

0.7 + L‘ -0.8Х 1000 L

а нос от миделя

0.5 * —--0.4 —

1000 L

" Нижний ярус— обычно ярус, который расположен непосредственно над верхней непрерывной палубой, по которой измеряют высоту борта О. Однако при избыточном надводном борте за администрацией остается право определять этот ярус как верхний ярус. Рекомендуется за «избыточный надводный борт» принимать такой, который превышает минимальный надводный борт более чем на одну стандартную высоту надстройки.

3

ГОСТ Р 52695—2006

А.1.2 Расчет коэффициента Ь приведен в таблице А.2.

Таблице А.2— Формулы для расчета коэффициента b

хЛ

0

i 0.45

1 (^-0А5/ t С„ ♦ 02 }

> 0.45

(хй. -OAS}2 1.0 ♦ 1.5 -—

I Св-02 )

Коэффициент общей полноты Се — коэффициент общей полноты при теоретической осадке of. соответствующей летней грузовой ватерлинии для грузовых судов или при самой глубокой осадке для пассажирских судов с учетом длины L и максимальной теоретической ширины в.

Теоретическое водоизмещение при осадке d LBd

(А.2)

где теоретическое водоизмещение, м . d — осадка судна, м.

L — длина судна, м.

В — ширина судна, м.

Коэффициент Седолженбытьот0,60до0.80. При рассмотрении кормовых концевых переборок в носот миделя коэффициент С6должен быть равным не менее 0.60.

А.1.3 Формулы для расчета коэффициента /приведены а таблице А.З. Расчетные значения коэффициента ( приведены в таблице А.4.

Таблица А.З — Формулы для расчета коэффициента /

L. м

f

L S 150

i

.Le»». 10

Г-Ш1

150 < £. s 300

i

i-e"3w

10

L > 300

11.03

Примечание — e— основание натуральных логарифмов.

Таблица А.4

6. M

f

L. и

/

L. м

f

L. и

f

L. м

f

20

0.89

65

4.42

110

7.16

155

9.25

220

10.57

25

1.33

70

4.76

115

7.43

160

9.39

230

10.68

30

1.75

7S

5.09

120

7.68

165

9.52

240

10.78

3S

2.17

80

5.41

125

7.93

170

9.65

250

10.86

40

2.57

85

5.72

130

8.16

175

9.77

260

10.93

45

2.96

90

6.03

135

6.42

180

9.86

270

10.98

50

3.34

95

6.32

140

6.65

190

10.09

280

11.01

55

3.71

100

6.61

145

8.88

200

10.27

290

11.02

60

4.07

105

6.89

150

9.11

210

10.43

300

11.03

Примечание — Для L г 300 м / * 11.03. Промежуточные значения определяют интерполяцией.

ГОСТ Р 52695—2006

А.1,4 Расчет коэффициенте с Коэффициент с вычисляют по формуле

с «0.3*0.7£_.

в-

где 6’— ширине рубки в рассматриваемом месте, м:

в' — действительная максимальней ширине судна по открытой палубе в рассматриваемом месте, м;

--следует принимать не менее 0.2S.

В•

(А.З)

5

ГОСТ Р 52695—2006

Приложение В

(обязательное)

Графики для определения мест расположения круглых иллюминаторов

Введение

В настоящем приложении приведены упрощенные графики для определения мест расположения круглых иллюминаторов не основе использования методе расчетного определения давления (см. примечания 2—4 В.1.5).

в зависимости от места расположения на судне, определенного по графикам рисунков 8.2—8.3. устанавливают необходимый тип круглого иллюминатора по ГОСТ 19261.

По графикам можно определить минимальную ординату от летней грузовой ватерлинии S до нижней кромки круглого иллюминатора

Кривые на графиках приведены для давления, которое выдерживают иллюминаторы данного типа. Значения давления приведены в таблице В.1.

На рисунке В 2 приведены кривые для мест расположения круглых иллюминаторов типа А по ГОСТ 19261, не рисунке 8.3 — для типа в.

Таблица В.1

Тип крутою иллюминатов по ГОСТ 19261

Максимально допустимое давление. кПа

А

241

В

118

В.1 Указания по применению графиков

В.1.1 Необходимо использовать масштабный чертеж, чертеж общего расположения, продольный разрез или чертеж грузовместимости или подобные чертежи, на которые нанесена летняя грузовая ватерлиния 8(см. рисунок в. Т).

1 — дополнительная ордината для круглых иллюминаторов, расположенных в лобовых переборках

Рисунок 8.1

8.1.2    Продольное положение ординат I—V должно быть указано на чертеже.

8.1.3    Значения ординат, например, от летней грузовой ватерлинии S или летней лесной грузовой ватерлинии для рассматриваемого типа иллюминатора, наносят на чертеж (эти значения определяют по графикам на рисунках 8.2 или 8.3).

в. 1.4 Через нанесенные ординаты проводят линию. Эта линия определяет нижнее допустимое расположение нижней кромки круглого иллюминатора конкретного типа. При расположении иллюминаторов следует учитывать ограничения по расположению. приведенные в 3.3.1 и 3.3.2.

в.1.5 Для иллюминаторов лобовых переборок на графиках рисунков 8.2 и 8.3 пунктирной линией обозначены дополнительные ординаты, которые добавляют к ординатам кривой, построенной согласно 8.1.4. Суммарная

6

ГОСТ Р 52695—2006

ордината определяет нижнее допустимое расположение нижней кромки крутлого иллюминатора конкретного типа, который устанавливают в лобовых переборках надстроек или рубок.

Примечания

1    Следует соблюдать ограничения, изложенные а 3.2 и 4.2.

2    Коэффициент общей полноты (Св • 0.6) принимают наиболее неблагоприятным для судов всех длин. Для крайних ординат I и V разница между наименьшей и наибольшей ординатами от летней грузовой ватерлинии составляет приблизительно 3 и 1 м соответственно при изменении Свот 0,6 до 0.8.

3    При установке круглых иллюминаторов в лобовых переборках не учитывают снижение расчетного давления за счет расположения иллюминатора на некотором расстоянии от борта судна и высоты над уровнем палубы.

4    Расчетные ординэты от летней грузовой ватерлинии $ для ординат II и V. в также ш и IV различаются всего лишь на 0.5—1.0 м. Поэтому на графиках ординаты объединены попарно на соответствующих кривых каждого графика.

L

/ S

>

У

р

р

*

■t

*

К f

V    IV    Ш    П    I

0    100    ЯЯ    9D0

Длим ФОН* 1*11
— Ордеигт дли тлошмпуое, рат отлип ькв    и Оутса»
пврабфшх
Дйпопннталвиыаор^етдш для mnOHwMiqpaa, ричяунмввта лобояья гиребарок

Примечание — Нет никаких ограничений по установке круглых иллюминаторов в кормовых концевых переборках.

Рисунок В.2 — Графики определения ординат расположения круглых иллюминаторов типа А для мест.

указанных в 3.2

7

ГОСТ Р 52695—2006

1

/ 3

>

>

f

* i

L

rt ■

i F

v    iy    га    п    I

Оцу»шы^млш1Ш1Шоро^р«мпа«анн1даюр|у>|>»Асрпзшк

Пвфвб[ЭфИ90С

Примечание — Нет никаких ограничений по установке круглых иллюминаторов в кормовых концевых переборках.

Рисунок В.З — Графики определений ординат расположений круглых иллюминаторов типа В для мест.

указанных в 3.2

8

ГОСТ Р 52695—2006

Приложение С

(справочное)

Структурные элементы международного стандарта ИСО 5780, применение которых не предусмотрено настоящим стандартом

Таблица С.1

Круглый иллюминатор по ИСО 17S1

Максимально допустимое давление р. кПа

Тип

Номинальный размер, мм

Толщина стекла." мм

200

10

328

2 S0

12

302

А — тяжелый

300

15

328

3S0

15

241

400

19

297

200

8

210

2 SO

8

134

300

10

146

В — средний

350

12

154

400

12

118

4 SO

15

146

200

6

118

2 SO

6

7S

300

8

93

С — легкий

350

8

66

400

10

82

4 SO

10

6S

" 8 отдельных случаях толщину стекла необходимо принимать больше для матовых стекол (см. ИСО 1751).

9

ГОСТ Р 52695—2006

7

У

f

л

4

1

Г г

*

У Е

■i

а х

t Я» I I

Дммидоа^м

Оданаты длн иплюшнаторов, расположенных аюрлуее и&ртоаьос переборов

фпалниттлшы» сдомшы длн иплюшмггерои, реолвпсмовых ■ лобовых переборна

Рисунок 4 — Графики определения ординат расположения круглых иллюминаторов типа С для мест, указанных е 3.2. кроме кормовых кониевых переборок

10

ГОСТ Р 52695—2006

ft

IV

*

т

*

п

а

FP

I

Рисунок. 5 — Графики определений ординат расположения круглых иллюминаторов типа С

для кормовых концевых переборок

11

ГОСТ Р 52695—2006

Библиография

[1]    «Международная конвенция о грузовой марке. 1966» (IM 1966). Международная морская организация {ММО)

[2]    «Международная конвенция по предотвращению звгрязненияс морских судов. 1973Шротокол 1978 г. по Международной конвенции по предотвращению звгрязненияс морскихсудоа. 1973». Международная морская организация (ММО)

[3]    «Международная конвенцияпоохрвнечеловеческой жизни на море. 1974».откорректированная. Международная морская организация (ММО)

[4]    «Правила конструирования и оборудования судов, перевоэящихопасныв химические грузы в трюме», откорректированные по резолюции ММО А.212 (VII)

[5]    «Правила конструирования и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы в трюме», откорректированные по резолюции ММО А.328 (IX)

[6]    «Требования S3. Прочность концевых переборок надстроек и рубок». Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО)

УДК 629.5.023.71:006.354    OKC47.020.S0    Д46    ОКП64 2ЮО
Ключевые слова: судостроение, круглые иллюминаторы, расположение

Редактор О.в. Гелеыеееа Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Г.И. Кононенко Компьютерная оерстка И.А. Неяейконои

Сдано о набор 10.06.2007. Подписано а печать 24.0S.2007. Формат 60 « 84 Буиата офсетная. Гарнитура Арнап. Печать офсетная. Уел. печ. п. 1.86. Уч.-ихд. п. 1.10. Тираж 134 »кх. Зак 402. С 4071.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 123995 Москва. Гранатный лер.. 4. wwiv.gosbnto.ru inlo@goslin!o ги Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 105002 Москва. Лялин пер.. 0.