allgosts.ru43. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА43.060. Двигатели внутреннего сгорания для дорожно-транспортных средств

ГОСТ Р ИСО 8856-2018 Tранспорт дорожный. Электрические характеристики стартеров. Методы испытаний и общие требования

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 8856-2018
Наименование:
Tранспорт дорожный. Электрические характеристики стартеров. Методы испытаний и общие требования
Статус:
Принят
Дата введения:
06.01.2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.060.50

Текст ГОСТ Р ИСО 8856-2018 Tранспорт дорожный. Электрические характеристики стартеров. Методы испытаний и общие требования

>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

ИСО 8856—

2018



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт дорожный

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТЕРОВ

Методы испытаний и общие требования

(ISO 8856:2014, IDT)

Издание официальное

---- ..

мои**

Стждфт**фояи 201»


ГОСТРИСО 8856—2018

Предисловие

  • 1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») и ООО «НТЦ «Автоэлектроника» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И 8ВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2018 г. No 924-ст

  • 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8856:2014 «Транспорт дорожный. Электрические характеристики стартеров. Методы испытаний и общие требования» (ISO 8856:2014 «Road vehicles — Electrical performance of starter motors — Test methods and general requirements». IDT)

  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

€> ISO. 2014 — Все права сохраняются © Стандартинформ. оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Термины и определения

  • 3 Условия теста

    • 3.1 Температура

    • 3.2 Точность измерения

    • 3.3 Вольтамперная характеристика источника питания стартера

    • 3.4 Подготовка тестовых образцов

  • 4 Испытательные стенды

    • 4.1 Общие положения

    • 4.2 Тестовый стенд, тип 1

    • 4.3 Тестовый стенд, тип 2

  • 5 Методы испытаний

    • 5.1 Общие положения

    • 5.2 Проведение испытаний

  • 6 Коррекция результатов измерений

    • 6.1 Общие положения

    • 6.2 Коррекция результатов измерений крутящего момента

    • 6.3 Коррекция результатов измерений частоты вращения с учетом температуры

  • 7 Представление результатов

    • 7.1 Расчет выходной мощности и эффективности

    • 7.2 Графическое представление характеристик стартера

    • 7.3 Выбор вольтамперной характеристики

ГОСТРИСО 8856—2018

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО. также принимают участие в работах. ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Процедуры, используемые для разработки этого документа и его дальнейшего технического обслуживания. описаны в Директивах ИСО/МЭК. часть 1. Этот документ был составлен в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК. часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Существует возможность того, что некоторые из элементов этого документа могут быть предметом латентных прав. ИСО не должна нести ответственности за идентификацию любого или всех таких патентных прав.

Какие-либо торговые наименования, используемые в данном документе, приведены для удобства пользователей и не означают одобрения.

Комитет, ответственный за этот документ ИСО/ТК 22 «Дорожный транспорт», подкомитет SC 3 «Электрическое и электронное оборудование».

Это третье издание отменяет и заменяет второе издание (ИСО 8856:1995), которое было технически пересмотрено. Оно также включает в себя поправки ИСО 8856;1995/Amd1:1997.

ГОСТ Р ИСО 8856—2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт дорожный ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТЕРОВ Методы испытаний и общие требования

Road vehicles. Electrical performance of starter motors. Test methods and general requirements

Дата введения — 2019—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний и общие требования для определения электрических характеристик стартеров, предназначенных для запуска двигателей внутреннего сгорания транспортных средств.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • 2.1 усилие блокировки. Нм: Усилие, при котором вал якоря стартера заблокирован (нет вращения).

  • 2.2 номинальная мощность ЯПОП). Вт: Мощность, заявленная производителем стартера, соответствующая максимальной выходной мощности при стандартной температуре, определяемая в соответствии с настоящим стандартом.

  • 2.3 выходная мощность Р, Вт: Мощность, получаемая из измерений крутящего момента и частоты вращения шестерни вала двигателя.

  • 2.4 источник питания: Аккумулятор или устройство, моделирующее аккумулятор, обеспечивающие вольтамперные характеристики в соответствии с настоящим стандартом.

  • 2.5 референтная температура, 20 °C: Температура, при которой получаются кривые функционирования и номинальной мощности.

  • 2.6 полное сопротивление стартера Rs. Ом: Значение сопротивления, определяемое как величина напряжения на выводах стартера (рисунок 2), деленное на стартовый ток электродвигателя стартера (включая ток втягивающего реле).

  • 2.7 полное сопротивление источника питания на выводах стартера RQL. Ом: Сумма источника питания и внешней линии сопротивления.

3 Условия теста

  • 3.1 Температура

    • 3.1.1 Метод теста А. Метод непрерывного измерения

Все части стартера должны иметь определенную температуру.

Чтобы избежать изменения температуры, стартер должен быть предварительно выдержан при (20 ±2) °C.

  • 3.1.2 Метод теста В. Метод дискретной точки

8се части стартера должны иметь определенную температуру.

Чтобы избежать изменения температуры, стартер должен быть предварительно выдержан при (20±2)вС.

Издание официальное

  • 3.1.3 Метод теста С. Метод непрерывного измерения при температуре холодного пуска Стартер выдерживают при заданной температуре холодного пуска, согласованной между изготовителем стартера и производителем двигателя, например (20 ± 2) °C.

  • 3.2 Точность измерения

Испытательное оборудование должно обеспечивать измерение параметров в пределах точности измерения, указанной в таблице 1. Это требование распространяется на все процедуры испытаний. Указанная точность должна быть использована для нового испытательного оборудования.

Таблица 1—Точность измерения

Параметр

Точность

Целевая точность

Ток. А

±1 %

±0.5%

Напряжение. В

±1 %

±0.5%

Частота вращения, мин-1

±2%

±1 %

Крутящий момент. Нм

±2%

±1 %

Температура. 'С

±2 К

±2 К

  • 3.3 Вольтамперная характеристика источника питания стартера

Вольтамлерная характеристика источника питания стартера — это наклонная прямая линия (см. рисунок 1). Эту линию определяют при 20 °C или по двум парам значений [(Ц, /,) и (U2, /2)]. или по одной паре значений (U. /) и внутреннему сопротивлению источника питания стартера.

Значения напряжения (Ц и С/2) измеряют из выводах стартера.

Вольтамперную характеристику выбирают из таблицы 2. без превышения значений, указанных заводом — изготовителем стартера.

При необходимости другие вольтамлерные характеристики допускается использовать по согласованию между изготовителем стартера и производителем автомобиля.

1 - при 20 *С

Рисунок 1 — Вольтамперная характеристика источника питания стартера

  • 3.4 Подготовка тестовых образцов

Для новых стартеров необходимо выполнить процедуру обкатки в целях обеспечения стабильной работы. Один из примеров такого выполнения процедуры описан ниже.

Стартер должен работать с 40 циклами следующим образом:

  • a) 2 с работает на крутящий момент, равный 25 % блокировки значения крутящего момента;

  • b) 13с — с остальными.

  • 8 течение этой подготовки допускается охлаждение. Тест на усилие блокировки проводят с помощью источника питания, обеспечивающего параметры, указанные в таблице 2.

Процесс подготовки может быть другим, если обеспечивается эквивалентная или более стабильная работа стартера.

4 Испытательные стенды

  • 4.1 Общие положения

Могут использоваться два типа испытательных стендов.

На любом из них крутящий момент измеряется либо непосредственно на валу стартера, либо на шестерне приводного вала.

  • 4.2 Тестовый стенд, тип 1

Испытательный стенд (см. рисунок 2) должен позволять проводить измерения мощности путем зацепления ведущей шестерни с шестерней привода либо другой кольцевой шестерней подходящего диаметра. Зазор между шестерней и зубьями ведущей шестерни должен быть в соответствии с рекомендациями производителя стартера.

Г — стартер, 2 — тормоз переменной нагрузки: 3 — соленоид (втягивающее реле): 4 — выводы стартера:

5 — питание стартера. В. 7 - точки измерения крутящего момента. 8 - точка измерения частоты вращения: 9 — шестерня привода

Рисунок 2—Тестовый стенд, тип 1

  • 4.3 Тестовый стенд, тип 2

Испытательный стенд на рисунке 3 позволяет проводить измерения параметров стартера напрямую на шестерне или вале якоря. Стартер должен быть соединен с тестовым стендом соосно, посредством соответствующей муфты. Привод щита носоеидного стартера может быть заменен на специальные опоры, позволяющие соединить муфты стартера и вала двигателя.

1 — тормоз переменной нагрузки; 2 — муфта 3 — стартер; 4 — соленоид (втягивающее реле); 5 — выводы стартера: в — питание стартера 7.6 — точки измерения крутящего момента. 9 — измерение частоты сращения

Рисунок 3 — Испытательный стенд типа 2

Таблица 2 — Вольтампврмая характеристика питания стартера для тестирования

Номер еопьтамлернои характеристики

Номинальное напряжение в

Вопьтампериая характеристика при 20 *С

Предполагаемая

В

h.

А

В

*2-

А

мОм

номинальная мощность мотора стартера. кВ

1

12

12

0

6

400

15

Рпот«1-7

2

600

10

kp^szs

3

800

7.5

1.5 <Pnmi 3.4

4

1 000

6

1.5 <РЛОТ5 4.2

5

1 200

5

2.5 < Р^ S 5 noth

6

1 500

4

3<PflwnS6.3

7

2 000

3

3.8<PwnS8.4

8

3 000

2

Pnom>5

9

24

24

0

12

600

20

Pnoo.S5

10

800

15

3<PnOTs6'7

11

1 000

12

“<^58,4

12

1 200

10

5<P1WIS1O

13

1 500

8

6<Ps 12.6

nom *

14

1 700

7.06

7.5 < * 14-3

15

2 000

6

8,3 <PnomS 16,8

16

2 400

5

Рп«т.>10

5 Методы испытаний

  • 5.1 Общие положения

Должен быть использован метод испытаний А или В. При необходимости также может быть использован метод С.

Если важно знать мощность стартера при температуре минус 25 вС. она измеряется в соответствии с 5.2.3 или может быть рассчитана с использованием значений, полученных в соответствии с

  • 5.2.1 и 5.2.2 и методов расчета, описанных в разделе 6.

По согласованию между изготовителем стартера и производителем двигателя испытания могут быть проведены при другой температуре.

  • 5.2 Проведение испытаний

    • 5.2.1 Метод А. Метод непрерывного измерения

Включают стартер и дают ему прогреться при начальной частоте вращения, без нагрузки. С постоянной скоростью увеличивая усилие тормоза уменьшают частоту вращения стартера, при этом крутящий момент, ток, напряжение и частоту вращения непрерывно регистрируют. Тест завершают при достижении минимальной скорости стартера. Эта скорость определяется изготовителем стартера, чтобы избежать повреждения стартера.

Общее время испытания должно быть менее 10 с.

  • 5.2.2 Мотод В. Метод дискретной точки

Включают стартер, прилагают дискретную нагрузку крутящего момента и регистрируют крутящий момент, ток, напряжение и частоту вращения в каждой из этих дискретных точек. Количество точек определяется назначением теста.

Продолжительность каждого измерения в отдельных точках должно составлять S 3 с.

После каждой точки измерения все части стартера охлаждаются до температуры испытания {см. 3.1.1).

  • 5.2.3 Метод С. Метод непрерывного измерения при температуре холодного пуска

Стартер выдерживают в камере охлаждения до достижения температуры холодного пуска и испытывают в соответствии с 5.2.1. Испытания должны быть проведены в течение 3 мин после извлечения из камеры охлаждения.

Общее время испытания должно быть менее 10 с.

6 Коррекция результатов измерений

  • 6.1 Общие положения

Измеренные значения крутящего момента и частоты вращения должны быть скорректированы с учетом влияния испытательного стенда, инерции и температуры.

Расчеты, приведенные ниже, применимы для стартера с постоянным магнитом и стартера с электрическим возбуждением якоря.

  • 6.2 Коррекция результатов измерений крутящего момента

    • 6.2.1 Общие положения

Крутящий момент измеряют непосредственно на валу стартера либо на шестерне приводного вала.

Если крутящий момент измерен непосредственно на валу стартера, применяют корректирующие формулы, указанные в 6.2.3 и 6.2.4. Если крутящий момент измерен на шестерне приводного вала, применяют корректирующие формулы, указанные в 6.2.2. 6.2.4.

  • 6.2.2 Коррекция результатов измерений крутящего момента для тестового стенда с зубчатой передачей

Это требуется только для испытаний на стенде типа 1 и если крутящий момент измеряется на валу привода шестерни. Коррекцию производят с использованием формулы


О)

где М, — крутящий момент, скорректированный с учетом коэффициента передачи. Нм;

Мт — измеренный крутящий момент, Нм;

z, — количество зубьев на ведущей шестерне стартера;

z? — количество зубьев на шестерне тестового стенда;

— эффективность зубчатой передачи (от ведущей к ведомой).

  • 6.2.3 Коррекция результатов измерений крутящего момента с учетом инерции

Для процедуры проверки по методам А и С и с последующей коррекцией для учета торможения якоря применяют формулу



(2)


где М2 — крутящий момент, откорректированный с учетом инерции. Нм;

Мт — измеренный крутящий момент, Нм (если 6.2.2 применяется. Мт - М,);

  • — разница в частоте вращения шестерни между двумя точками измерений подряд, Гц.

At — разность времени между двумя точками измерения, с;

  • — момент инерции измерительного прибора, связанного с шестерней, кг-м2:

Ja — момент инерции арматуры и других вращающихся деталей, связанных с шестерней, кг-м2.

  • 6.2.4 Коррекция результатов измерений крутящего момента с учетом температуры

В случае испытания стартера с постоянным магнитом, магнитный поток изменяется при изменении температуры. Крутящий момент, указанный в 6.2.1 или 6.2.2. должен быть скорректирован в соответствии с одной из следующих формул:

для метода испытания 8:



(3)


для методов испытаний А и С:

М3«Л*2 (1*Р

(4)


где М3 — крутящий момент, скорректированный с учетом температуры. Нм;

Мг М2. как определено в формулах (1) и (2), Нм;

Г, — начальная температура измерения, еС,

Г2 — конечная температура. ’С:

р _ коэффициент магнитной индукции постоянного магнитного поля. °C1.

Величина р может меняться между минус (2-10-3) вС"’ и минус (2,ЗЮ’3) *С*1 в зависимости от материала постоянных магнитов. В случае стартера с электрическим возбуждением якоря р = 0. Коэффициент р должен быть константой в температурном диапазоне между 7\ и Т2 для применения формул (3) и (4).

  • 6.3 Коррекция результатов измерений частоты вращения с учетом температуры

Частоту вращения л вычисляют по формуле где к — это постоянная стартера;

Ц — наведенное напряжение, В;

Ф — магнитный поток в воздушном зазоре стартера. Вб.

Изменение частоты вращения вычисляют ло формуле ц-и-р-/-иЬг,

(6)


где U — напряжение, В;

Ubr — падение напряжения на щетках стартера. В:

R — сопротивление обмотки стартера. Ом;

/ — пусковой тох стартера. А.

Для изменения температуры от Г, до Т2 внутреннее сопротивление стартера меняется от R, до R2 по формуле

»[1 + а (Т2-70] (7)

где а — коэффициент температурного сопротивления для материала обмотки стартера.

Значение о для меди (100 %) равно (3.93 * 1СГ3) ’С'1 при 20 *С. Для стартеров с использованием композиционных медных/алюминиввых обмоток а рассчитывается специально. Коэффициент должен быть постоянным в диапазоне температур между Т, и Т2 в формуле (7).

В случае стартера с постоянным магнитом магнитный поток меняется с температурой.

Изменение частоты вращения от л, до л2 вычисляют по формуле


(8)

где Ц, и U,2 вычисляют с использованием формулы (6). а 7,. Т2. и р определены в 6.2.4.

7 Представление результатов

  • 7.1 Расчет выходной мощности и эффективности

Выходную мощность стартера Р. Вт. вычисляют по формуле

(9)

где М — крутящий момент. Нм (М3);

л — частота вращения, мин'1.

Эффективность стартера вычисляют по формуле

Р

(10)


  • 7.2 Графическое представление характеристик стартера

Характеристики должны быть представлены в соответствии с рисунком 4. При необходимости измеренные параметры должны быть скорректированы до базовой температуры (см. формулу (7)]. и должен быть указан испытательный стенд.

При необходимости производительность стартера может быть представлена как частота враще-ния/крутящий момент.

Если температура испытания отличается от референтной температуры, то это должно быть ука-зано е протоколе испытания.

При необходимости эффективность также может быть указана.

Если крутящий момент измеряется на валу привода шестерни, коэффициент зубчатой передачи должен быть указан в протоколе испытания.

Если была произведена коррекция температуры, измеренное падение напряжения Ц* должно быть указано в протоколе испытания.

  • 7.3 Выбор вольтамперной характеристики

Значение рассчитанного напряжения Ц из подаваемого напряжения U [(по формуле (6)] используют для расчета изменения частоты по формуле (8).

Характеристику выходной мощности рассчитывают, как и в 7.1.

У( — частота вращения стартера л. ими'1: У2 крутящий момент М. Ни; У3 — выходная мощность Р. кВт. У4 — напряжение на выводах стартера U .В; X — то* стартера J. А

Рисунок 4 — Представление результатов

УДК 621.3:006.354 ОКС 43.060.50

Ключевые слова: транспорт дорожный, электрические характеристики стартеров, технические требования. методы испытаний

БЗ 5—2018/70

Редактор Л.В. Каретникова Технический редактор И.£. Черепкова Корректор И.А. Королева Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 06.11.2016. Подписано в печать 23.11.2018 Формат 60x84 ’>в. Гарнитура Ариал Усл.печ.л. 1.40 Уч.-иад.л. 1.26.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении . 117416 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. к 2.

www 9ostinfo.n1 info@gostinfo ru