ГОСТ 31968-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
МЕТОД РАСЧЕТА СТЕПЕНИ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ
Motor vehicles. Recyclability and recoverability calculation method
МКС 43.060.20
ОКП 45 0000
Дата введения 2014-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07 июня 2013 г. N 43-2013)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 22628:2002* "Road vehicles. Recyclability and recoverability. Calculation method" (ИСО 22628:2002 "Транспорт дорожный. Пригодность к переработке для повторного использования и восстанавливаемость. Метод расчета").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
Перевод с английского (en).
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ).
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. N 1401-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31968-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение к ГОСТ 31968-2013 "Автомобильные транспортные средства. Метод расчета степени рециклирования и утилизации"
Автотранспортные средства (АТС), вышедшие из эксплуатации, представляют собой значительную угрозу для окружающей среды ввиду большого объема образующихся отходов и наличия в них токсичных веществ, которые оказывают длительное негативное воздействие как на здоровье людей, так и на экосистемы.
Для снижения ущерба окружающей среде и снижения энерго- и ресурсопотребления необходимо оптимизировать конструкцию автомобиля для более эффективной утилизации и рециклирования материалов. Наряду с безопасностью АТС, токсичностью выбросов, топливной экономичностью, рециклирование должно являться предметом повышенного внимания конструкторов.
Настоящий стандарт описывает метод оценки пригодности автомобиля к утилизации и рециклированию на основе его конструктивных свойств и свойств материалов, из которых он изготовлен, а также апробированных технологий переработки.
Настоящий стандарт не содержит описания технологических процессов переработки и утилизации.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) и устанавливает метод расчета степени рециклирования и утилизации. Расчеты производят при постановке АТС на производство.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 масса автомобиля: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача, либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, а также запасного колеса для категорий М, N и О).
2.2 повторное использование: Любое действие, в результате которого компоненты автотранспортных средств после прекращения эксплуатации используют для тех же целей для которых они были предназначены.
2.3 демонтаж: Снятие компонентов автотранспортного средства с места их установки.
2.4 рециклирование: Технологический процесс использования материалов в первоначальных или иных целях за исключением использования для получения энергии.
2.5 степень рециклирования , %: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих повторному использованию и рециклированию, к массе нового автомобиля.
2.6 утилизация: Технологический процесс использования материалов в первоначальных или иных целях, включая использование для получения энергии.
Комплекс мероприятий, направленных на осуществление возможного повторного использования отдельных компонентов АТС, рециклирование материалов, из которых оно было изготовлено, а также регенерацию энергии.
2.7 степень утилизации , %: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих утилизации, к массе нового автомобиля.
2.8 регенерация энергии: Переработка отходов в целях получения топлив или энергии.
2.9 не утилизируемый остаток: Материалы, не пригодные к дальнейшему использованию.
На рисунке 1 приведена схема, поясняющая используемые термины.
Рисунок 1 - Пояснение значения терминов, используемых при утилизации автомобильных транспортных средств
3 Обозначения
- масса извлекаемых материалов, учитываемая на стадии подготовки к утилизации, кг;
- масса извлекаемых компонентов, предназначенных для повторного использования или рециклирования, учитываемая на стадии демонтажа компонентов, кг;
- масса извлекаемых металлов, учитываемая на стадии отделения металлов из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
- масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых как перерабатываемые, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
- Масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых в качестве энергоносителя, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
- масса автомобиля, кг.
4 Метод расчета степени рециклирования и степени утилизации
4.1 Общие положения
Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС после окончания их эксплуатации проводят в соответствии с этапами его переработки:
- подготовка к утилизации;
- демонтаж;
- отделение металлов;
- переработка неметаллических остатков.
Взаимосвязь масс компонентов и материалов, отделяемых на каждом из этапов переработки АТС, приведены в приложении А.
Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС проводят в соответствии с формой Б.1, приведенной в приложении Б.
4.2 Разделение материалов
Материалы, из которых изготовлен автомобиль, подразделяют на виды:
- металлы;
- полимеры, исключая эластомеры;
- эластомеры (резино-технические изделия);
- стекло;
- жидкости;
- модифицированные органические природные (естественного происхождения) материалы (например, кожа, дерево, картон, хлопчатобумажное волокно);
- другие материалы (могут включать те компоненты, которые невозможно легко разделить на составляющие материалы, например, такие, как имеющие сложную структуру, электронные и электрические компоненты);
Разделение на эти виды проводят на каждой стадии расчета для каждой составляющей массы.
4.3 Этап подготовки к утилизации
На этапе подготовки к утилизации в расчет включают массы следующих узлов, деталей и материалов автомобиля:
- все жидкости;
- аккумуляторная(-ые) батарея(-ей);
- масляный(-ые) фильтр(-ы);
- емкости (баллоны) для сжиженного или для сжатого природного газа;
- шины;
- каталитический(-ие) нейтрализатор(-ы).
Для целей расчета эти компоненты и материалы считают либо пригодными для повторного использования, либо для рециклирования.
Масса представляет собой сумму масс этих материалов, узлов и деталей.
К жидкостям относят:
- топливо;
- моторные масла,
- трансмиссионные масла и масла для рулевого управления;
- охлаждающую жидкость;
- тормозную жидкость;
- жидкость в амортизаторах;
- хладагент в системе кондиционирования воздуха;
- жидкость в омывателях стекол и фар;
- жидкость в гидравлической подвеске.
4.4 Этап демонтажа
На этапе демонтажа в расчет включают компоненты, пригодные для повторного использования и/или рециклирования.
Критериями возможности повторного использования компонентов являются обеспечение:
- возможности демонтажа (наличие проверенной технологии разборки без повреждения конструкции компонента);
- дорожной и экологической безопасности при повторном использовании компонента на АТС.
Критериями возможности отнесения компонента к пригодным для рециклирования являются наличие:
- информации о составе материалов, из которых изготовлен компонент;
- проверенной технологии рециклирования материалов, из которых изготовлен компонент.
Масса представляет собой сумму масс всех компонентов, рассматриваемых как пригодные для повторного использования и/или рециклирования.
4.5 Этап отделения металлов
На этапе отделения металлов при расчете учитывают все черные и цветные металлы, исключая черные и цветные металлы в компонентах, рассмотренных в 4.3 и 4.4.
Все черные и цветные металлы следует считать рециклируемыми.
Количество отделенного металла соответствует общему количеству металла в автомобиле за вычетом общей массы металла, учтенной при определении масс и .
Оставшиеся материалы, т.е. материалы, не принятые в расчет на этапах предварительной обработки, разборки и отделения металлов, образуют неметаллический остаток.
4.6 Этап переработки неметаллических остатков
На этапе переработки неметаллических остатков при расчете учитывают рециклируемые или утилизируемые материалы, входящие в неметаллический остаток.
Масса представляет собой сумму масс материалов неметаллического остатка, которые считают пригодными для рециклирования, т.к. существуют проверенные технологии их рециклирования.
Масса представляет собой сумму масс полимеров, резины и модифицированных органических природных материалов, не включенных в расчет при определении масс , , и .
Приложение А
(рекомендуемое)
Этапы расчета степени рециклирования и степени утилизации
Таблица А.1
Этап расчета | Элементы автомобиля | Пригодность к виду переработки | Масса автомобильных компонентов, кг, виды переработки | |||
Повторное исполь- | Получение энергии | Не утилизи- | ||||
Подготовка к утилизации | Компоненты и жидкости | - все жидкости; | Пригодные к повторному использованию или рециклированию | Не применимо | Не применимо | |
Демонтаж | Компоненты | Заявляется производителем автомобиля | Пригодные к повторному использованию или рециклированию | |||
Отделение металлов | Материалы | Металлы (магнитные и немагнитные) | Пригодные к рециклированию | |||
Переработка неметалл- | Материалы | Стекло | Пригодные к рециклированию | |||
Полимеры, исключая эластомеры | Пригодные к рециклированию или получению энергии | |||||
Резина | ||||||
Модифи- | ||||||
Другие материалы | Определяет производитель | Масса не утилизи- | ||||
Примечание - Сумма масс ( масса не утилизируемого остатка) равна массе автомобиля . |
Приложение Б
(обязательное)
Форма для отражения результатов расчета степени рециклирования и степени утилизации автомобиля
Б.1 Форма
В килограммах
Окончание таблицы А.1*
____________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - .
____________________________________________________________________________________
УДК 62-03;629.33-35:006.354 МКС 43.060.20 ОКП 45 0000
Ключевые слова: автомобильное транспортное средство, рециклирование, утилизация, демонтаж
____________________________________________________________________________________
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2014