ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р
ИСО 12619-11-
2024
Транспорт дорожный
КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДАЧИ СЖАТОГО ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА (CGH2) ИЛИ СМЕСИ ВОДОРОДА И ПРИРОДНОГО ГАЗА
Часть 11
Перепускной клапан
[ISO 12619-11:2017, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blends fuel system components — Part 11: Excess flow valve, IDT]
Издание официальное
Москва Российский институт стандартизации 2024
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 сентября 2024 г. № 1167-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12619-11:2017 «Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 11. Переливной клапан» (ISO 12619-11:2017 «Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blends fuel system components — Part 11: Excess flow valve», IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
© ISO, 2017 © Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
Содержание
1 Область применения..................................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины и определения...............................................................2
4 Маркировка..........................................................................2
5 Конструкция и сборка.................................................................2
6 Методы испытаний....................................................................2
6.1 Применимость....................................................................2
6.2 Гидравлические испытания.........................................................3
6.3 Испытание на утечку...............................................................3
6.4 Сопротивление избыточному крутящему моменту......................................4
6.5 Изгибающий момент...............................................................4
6.6 Испытания на долговечность........................................................4
6.7 Рабочие испытания................................................................4
6.8 Импульс давления................................................................4
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам ..........................................5
Библиография.........................................................................6
III
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
Введение
Серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 12619 «Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа» состоит из следующих частей:
- часть 4. Обратный клапан;
- часть 5. Ручной клапан газового баллона;
- часть 6. Автоматический клапан;
- часть 7. Газовый инжектор;
- часть 8. Манометр;
- часть 9. Предохранительный клапан;
- часть 10. Предохранитель избыточного давления;
- часть 11. Перепускной клапан;
- часть 12. Газонепроницаемый кожух и вентиляционные шланги;
- часть 13. Жесткий топливопровод из нержавеющей стали;
- часть 14. Гибкий топливопровод;
-часть 15. Фильтр;
-часть 16. Фитинги.
IV
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный
КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДАЧИ СЖАТОГО ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА (CGH2) ИЛИ СМЕСИ ВОДОРОДА И ПРИРОДНОГО ГАЗА
Часть 11
Перепускной клапан
Road vehicles. Components of the fuel system for supply of compressed gaseous hydrogen (CGH2) or hydrogen/natural gas mix. Part 11. Excess flow valve
Дата введения — 2025—05—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает испытания и требования к перепускным клапанам, компонентам топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа в качестве топлива для дорожных транспортных средств, типы которых определены в ИСО 3833.
Настоящий стандарт применяется к дорожным транспортным средствам, использующим в качестве топлива CGH2 в соответствии с требованиями ИСО 14687-11) или ИСО 14687-21 \ а также топливные смеси водорода и природного газа, соответствующие требованиям ИСО 15403-1 и ISO/TR 15403-22). Требования настоящего стандарта не распространяются на следующее оборудование:
а) компоненты топливной системы, использующие сжиженный водород (LH2);
Ь) топливные баллоны;
с) стационарные газовые двигатели;
d) элементы крепления топливных баллонов;
е) электронную систему управления подачей топлива;
f) приемные части заправочного соединения;
д) транспортные средства на топливных элементах.
Примечание 1 — Необходимо отметить, что возможна оценка иных компонентов топливной системы, которые не определены настоящим стандартом, а также возможна их проверка с использованием соответствующих функциональных испытаний.
Примечание 2 — Любое давление, указанное в настоящем стандарте, соответствует манометрическому давлению, если не указано иное.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 12619-1, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components — Part 1: General requirements and definitions (Транспорт дорожный. Сжа-
1> Заменен на ИСО 14687:2019.
2) Отменен.
Издание официальное
1
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
тый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 1. Общие требования и определения)
ISO 12619-2, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components — Part 2: Performance and general test methods (Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 2. Рабочие характеристики и общие методы испытания)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 12619-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК, доступна по адресу: http://www.electropedia.org/;
- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу: https://www.iso.org/obp.
3.1 внутренний перепускной клапан (internal excess flow valve): Перепускной клапан, устанавливаемый внутри баллона или баллонного клапана.
3.2 внешний перепускной клапан (external excess flow valve): Перепускной клапан, устанавливаемый снаружи баллона или баллонного клапана.
3.3 выключающий перепускной клапан (shut-off type excess flow valve): Перепускной клапан, перекрывающий поток в закрытом положении.
3.4 регулирующий перепускной клапан (flow-limiter type excess flow valve): Перепускной клапан, ограничивающий поток при активации.
3.5 активационное давление (activation pressure): Перепад давления в потоке, указанный производителем, или иное условие, при котором активируется перепускной клапан.
4 Маркировка
Маркировка компонентов должна содержать следующее:
а) наименование производителя или поставщика, торговую марку или фирменный ярлык;
Ь) идентификатор модели (артикул изделия);
с) рабочие параметры (рабочее давление, температурный диапазон, тип перепускного клапана, активирующее давление или перепад давления, максимальный расход при активации).
Рекомендуются также следующие дополнительные маркировочные обозначения:
- направление потока (при необходимости для правильной установки);
- тип топлива;
- электрические параметры (при необходимости);
- отметка органа сертификации (при необходимости);
- номер официального утверждения (при необходимости);
- серийный номер или код даты;
- ссылка на настоящий стандарт.
Указанная информация может быть приведена посредством маркировки одной части компонента, если он состоит из нескольких частей.
5 Конструкция и сборка
Перепускной клапан должен соответствовать требованиям ИСО 12619-1 и ИСО 12619-2, а также требованиям раздела 6. Допуски — по ИСО 12619-2.
6 Методы испытаний
6.1 Применимость
В настоящем стандарте приведены требования для двух различных конструкций перепускных клапанов: внутренних и внешних. Клапаны каждой из этих конструкций могут быть любыми из двух типов: выключающие и регулирующие. В выключающих клапанах должны быть предусмотрены средства 2
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
переустановки после активации. Поскольку конструкции перепускных клапанов отличаются, также отличаются и требуемые для них испытания.
Функции перепускных клапанов могут выполняться иными способами. К примеру, вместо использования механических устройств, могут применяться электронные системы, обеспечивающие перекрытие или ограничение газовых потоков из баллона при необходимости.
В таблице 1 представлены рекомендуемые испытания.
Таблица 1 — Рекомендуемые методы испытаний
Методы испытаний | Применимость | Методы испытаний по ИСО 12619-2 | Установленные требования в настоящем стандарте |
Гидравлические испытания | X | X | X (см. 6.2) |
Испытание на утечку | X | X | X (см. 6.3) |
Сопротивление избыточному крутящему моменту | X | X | X (см. 6.4) |
Изгибающий момент | X | X | X (см. 6.5) |
Испытания на долговечность | X | X | X (см. 6.6) |
Коррозионная стойкость | X | X | — |
Старение под воздействием кислорода | X | X | — |
Старение под воздействием озона | X | X | — |
Тепловое старение | X | X | — |
Воздействие автомобильных жидкостей | X | X (только для внешних перепускных клапанов) | — |
Погружение неметаллических материалов | X | X | — |
Вибростойкость | X | X | — |
Совместимость бронзовых сплавов | X | X | — |
Рабочие испытания | X | — | Х(см. 6.7) |
Импульс давления | X | — | Х(см. 6.8) |
6.2 Гидравлические испытания
Целью данного испытания является установление прочности корпуса.
Перепускные клапаны испытывают в соответствии с процедурой гидравлических испытаний по ИСО 12619-2.
Для внешних и для внутренних перепускных клапанов испытательное давление должно в 2,5 раза превышать рабочее давление.
6.3 Испытание на утечку
Испытание на внутреннюю утечку следует проводить с выключающими перепускными клапанами. Перепускной клапан испытывают в соответствии с процедурой испытания на утечку, приведенной в ИСО 12619-2 при температурах и давлении, указанных в таблице 2.
Таблица 2 — Давление и температура при испытании
Температура, °C | Давление [коэффициент х рабочее давление (РД)] | |
Первое испытание | Второе испытание | |
-40 или -20, в зависимости от условий | 0,6 ■ РД | Активационное давление |
+20 | Активационное давление | 1,2 • РД |
+85 или +120 | Активационное давление |
3
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
6.4 Сопротивление избыточному крутящему моменту
Испытанию на сопротивление избыточному крутящему моменту подлежат только внешние перепускные клапаны. Испытания проводят в соответствии с ИСО 12619-2.
6.5 Изгибающий момент
Испытанию на изгибающий момент подлежат только внешние перепускные клапаны. Испытание проводят в соответствии с ИСО 12619-2.
6.6 Испытания на долговечность
6.6.1 Перепускной клапан должен быть подвергнут 20 циклам при перепаде давления, равном рабочему давлению. Один цикл должен состоять из одного открывания и одного закрывания. По завершении испытания клапан должен соответствовать требованиям 6.3 и 6.7.
6.6.2 После испытаний на долговечность, рабочих испытаний и испытаний на утечку проводят гидравлические испытания в соответствии с 6.2.
6.7 Рабочие испытания
Измеряют расход или перепад давления, при котором активируется перепускной клапан, а также расход при активированном клапане. Испытания проводят с применением активационных условий, определенных производителем перепускного клапана; измеренные расходы и давления должны соответствовать заявленным производителем значениям.
6.8 Импульс давления
Перепускной клапан должен выдерживать 100 импульсов давления с учетом следующих положений.
а) Если перепускной клапан является внешним, его входные и выходные патрубки подсоединяют к шлангу или трубе определенного производителем типа и не менее одного метра в длину каждая.
Ь) Если перепускной клапан является внутренним, то клапан, в который помещен подлежащий испытанию перепускной клапан, должен быть надежно соединен с помощью подходящего фитинга с источником сухого воздуха, азота или природного газа. Выходной канал должен быть подсоединен к шлангу или трубе определенного производителем типа и не менее одного метра в длину.
с) Как входящий, так и выходящий каналы должны быть выдержаны при атмосферном давлении.
d) Рабочее давление должно быть приложено ко входу клапана мгновенно.
е) Шаги с) и d) должны быть повторены 100 раз.
f) Компонент должен быть испытан таким же образом при обратном направлении потока.
После выполнения испытания на импульс давления, должно быть проведено рабочее испытание согласно 6.7.
4
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта |
ISO 12619-1 | IDT | ГОСТ ISO 12619-1-2017 «Транспорт дорожный. Сжатый газообразный водород и компоненты топливной системы водорода/ природного газа. Часть 1. Общие требования и определения» |
ISO 12619-2 | IDT | ГОСТ ISO 12619-2-2017 «Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной системы водорода/природного газа. Часть 2. Рабочие характеристики и общие методы испытаний» |
Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
5
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
Библиография
[1] ISO 3833, Road vehicles — Types — Terms and definitions
[2] ISO 11114-2, Gas cylinders — Compatibility of cylinder and valve materials with gas contents — Part 2: Non-metallic materials
[3] ISO 13686, Natural gas — Quality designation
[4] ISO 14687-1, Hydrogen fuel — Product specification — Part 1: All applications except proton exchange membrane (PEM) fuel cell for road vehicles
[5] ISO 14687-2, Hydrogen fuel — Product specification — Part 2: Proton exchange membrane (PEM) fuel cell applications for road vehicles
[6] ISO 15403-1, Natural gas — Natural gas for use as a compressed fuel for vehicles — Part 1: Designation of the quality
[7] ISO/TR 15403-2, Natural gas — Natural gas for use as a compressed fuel for vehicles — Part 2: Specification of the quality
[8] ISO/TS 15869, Gaseous hydrogen and hydrogen blends — Land vehicle fuel tanks
[9] ISO/TR 15916, Basic considerations for the safety of hydrogen systems
6
ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024
УДК 658.562.47: 006.354 ОКС 43.060.40
Ключевые слова: перепускной клапан, сжатый водород, природный газ, топливная система
7
Редактор Е.В. Якубова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Сдано в набор 05.09.2024. Подписано в печать 23.09.2024. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал.
Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,18.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.