allgosts.ru13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ13.220. Защита от пожаров

ГОСТ 34350-2017 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

Обозначение:
ГОСТ 34350-2017
Наименование:
Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний
Статус:
Действует
Дата введения:
03/01/2019
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.220.10

Текст ГОСТ 34350-2017 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ34350-2017

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Техника пожарная

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire-fighting techniques. Fire extinguishing trucks.General technical requirements. Test methods

МКС13.220.10

ОКП48 5410

Датавведения 2019-03-01

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы иосновной порядок проведения работ по межгосударственнойстандартизации установлены в ГОСТ1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основныеположения" и ГОСТ 1.2-2015"Межгосударственная система стандартизации. Стандартымежгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственнойстандартизации. Правила разработки, принятия, обновления иотмены"

Сведения остандарте

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением"Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательскийинститут противопожарной обороны Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизацииМТК 274 "Пожарная безопасность"

3ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии исертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)

За принятиепроголосовали:

Краткоенаименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенноенаименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики РеспубликиАрмения

Беларусь

BY

Госстандарт РеспубликиБеларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4Приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2018 г. N650-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34350-2017 введен вдействие в качестве национального стандарта Российской Федерации с1 марта 2019 г.

5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информацияоб изменениях к настоящемустандарту публикуется в ежегодноминформационном указателе "Национальныестандарты", а текстизменений и поправок - в ежемесячноминформационном указателе "Национальныестандарты". В случаепересмотра (замены) или отменынастоящего стандарта соответствующееуведомление будет опубликовано вежемесячном информационном указателе"Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомлениеи тексты размещаются также винформационной системе общегопользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническомурегулированию и метрологии всети Интернет(www.gost.ru)


1Область применения

1.1 Настоящий стандартустанавливает общие технические требования к основным пожарнымавтомобилям и методам их испытаний.

1.2 Настоящий стандартраспространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемыеосновные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесныхшасси, предназначенные для доставки личного состава пожарныхподразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова идля подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертныхгазов, других веществ и составов) в зону горения.


2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиемежгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая системаконструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-2013 Единая системаконструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 4.332-85 Система показателейкачества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатурапоказателей

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты откоррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий.Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты откоррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, техническиетребования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты откоррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условийэксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты откоррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллическиенеорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты откоррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовкаметаллических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартовбезопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общиеположения

ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартовбезопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартовбезопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования квоздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартовбезопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартовбезопасности труда. Пожарная безопасность. Термины иопределения

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартовбезопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общиеэргономические требования

ГОСТ 12.2.047-86 Система стандартовбезопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартовбезопасности труда. Процессы производственные. Общие требованиябезопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартовбезопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основныевиды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукциина производство. Продукция производственно-техническогоназначения

_______________

Утратил силу на территории РоссийскойФедерации. С 01.01.2001 г. необходимо пользоваться ГОСТ Р15.001-2000*

*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р15.201-2000. - .

ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике.Термины и определения

ГОСТ 112-78 Термометры метеорологическиестеклянные. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительныеметаллические. Технические условия

ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные.Технические условия

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепныесистемы "крюк - петля" автомобильных и тракторных поездов. Основныепараметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры,мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общиетехнические условия

ГОСТ 6134-2007 Насосы динамические.Методы испытаний

ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Техническиеусловия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительныеметаллические. Технические условия

ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорныепрорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световыеавтомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов иполуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводнаязапорная. Нормы герметичности затворов

ГОСТ 10908-75 Квадранты механические суровнем. Технические условия

ГОСТ 13837-79 Динамометры общегоназначения. Технические условия

ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной водытурбинные. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другиетехнические изделия. Исполнения для различных климатическихрайонов. Категории, условия эксплуатации, хранения итранспортирования в части воздействия климатических фактороввнешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственныхиспытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции.Основные термины и определения

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Техническиеусловия

ГОСТ 18321-73 Статистический контролькачества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113.Технические условия

ГОСТ 21130-75 Изделияэлектротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления.Конструкция и размеры

ГОСТ 21624-81 Система техническогообслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования кэксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21752-76 Система "человек -машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономическиетребования

ГОСТ 21753-76 Система "человек -машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21758-81 Система техническогообслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определенияпоказателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодностипри испытаниях

ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства.Скоростные свойства. Методы испытаний

ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства.Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделиймашиностроения. Общие требования

ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленнойпродукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО3767-2-82, ИСО 3767-3-88) Тракторы и сельскохозяйственные машины,механизированное газонное и садовое оборудование. Система символовдля обозначения органов управления и средств отображенияинформации. Символы

ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоныкомфорта и досягаемости органов управления

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация.Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1.Определение допустимого дисбаланса

ГОСТ ИСО 17769-1-2014*Насосы жидкостные и установки. Основные термины, определения,количественные величины, буквенные обозначения и единицы измерения.Часть 1. Жидкостные насосы
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ ISO17769-1-2014. - .

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю "Национальные стандарты", которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" затекущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то припользовании настоящим стандартом следует руководствоватьсязамененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отмененбез замены, то положение, в котором дана ссылка на него,применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3Термины, определения и обозначения

Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.033, ГОСТ 12.2.047, ГОСТ ISO 17769-1, а также следующиетермины с соответствующими определениями:

3.1 пожарныйавтомобиль; ПА: Пожарная машина на базе автомобильногошасси, оснащенная с учетом целевого применения пожарно-техническимвооружением и предназначенная для доставки личного состава пожарныхподразделений, запаса огнетушащих веществ (в некоторых типах ПА) наместо тушения пожара и (или) проведения аварийно-спасательныхработ.

3.2 основнойпожарный автомобиль: Пожарный автомобиль,предназначенный для доставки личного состава на место тушенияпожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощьювывозимых на нем огнетушащих веществ (ОТВ) и пожарногооборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществот других источников.

3.3 типпожарного автомобиля: Разновидность классификации ПА,характеризуемая совокупностью одинаковых конструктивных признаков,видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов ихподачи, а также видов аварийно-спасательных и технических работ наместе пожара.

3.4 главныйпараметр ПА: Один из основных (базовых) параметров,определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля,который отличается стабильностью при техническихусовершенствованиях и служит для определения числовых значенийдругих основных параметров.

3.5 базовоешасси: Колесное шасси, специально изготовленное либо серийновыпускаемое, предназначенное для размещения на нем составных частейпожарного автомобиля.

3.6 салонПА: Внутреннее пространство ПА, предназначенное дляразмещения личного состава.

3.7 пожарнаянадстройка: Совокупность смонтированных на базовом шассиспециальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащихвеществ, емкостей для огнетушащих веществ, отсеков кузова дляразмещения пожарно-технического вооружения.

3.8пожарно-техническое вооружение; ПТВ: Комплект,состоящий из пожарного оборудования, аварийно-спасательногоинструмента, пожарных спасательных устройств, средствиндивидуальной защиты, технических устройств для конкретных ПА всоответствии с их назначением.

3.9 специальныеагрегаты и их привод: Совокупностьагрегатов, предназначенных для выполнения пожарным автомобилемосновной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизмотбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) илиавтономный источник энергии, специальные агрегаты (насоснаяустановка, электрогенератор и т.п.) или устройства, а такжесредства передачи мощности от источника к специальным агрегатам(коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы ипр.).

3.10 насоснаяустановка: Пожарный насос с коммуникациями всасывания,нагнетания, забора, смешения и дозирования пенообразователя.

3.11 пожарныйнасос нормального давления: Одно- илимногоступенчатый пожарный насос, обеспечивающий подачу воды иогнетушащих растворов при давлении на выходе до 1,6 МПа.

3.12 пожарныйнасос высокого давления: Многоступенчатыйпожарный центробежный насос, работающий в диапазоне давлений от 2до 5 МПа (от 20 до 50 кгс/см).

3.13комбинированный пожарный насос: Пожарныйнасос, состоящий из ступеней (насосов) нормального и высокогодавления.

3.14 снаряженнаямасса автомобиля: Масса пожарного автомобиля,полностью заправленного (топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой),укомплектованного инструментом и запасным колесом (если онипредусмотрены в качестве комплектующего оборудованиязаводом-изготовителем), с водителем (масса 80 кг) и снаряжением 20кг, но без остального личного состава, огнетушащих веществ ипожарно-технического вооружения.

3.15 полнаямасса автомобиля: Сумма снаряженной массы автомобиляи масса перевозимого им личного состава, включая водителя, ОТВ,пожарно-техническое вооружение, заявленная предприятием -изготовителем ПА в нормативной документации.

3.16 коэффициентпоперечной устойчивости: Отношение ширины колеи кудвоенной высоте центра тяжести автомобиля с полной массой.

3.17 общийзапас огнетушащих веществ: Суммарноеколичество ОТВ любого вида, вывозимых на пожарном автомобиле.

3.18 номинальнаяподача насосной установки: Подача насоснойустановки с геометрической высоты всасывания 3,5 м при заданныхвеличинах напора и частоты вращения рабочего (рабочих) колеса(колес) насоса.

3.19 номинальныйнапор насоса: Напор, обеспечивающий номинальнуюподачу при номинальной частоте вращения рабочего колеса насоса.

3.20 номинальнаячастота вращения: Частота вращения рабочего колесанасоса при номинальной подаче.

3.21геометрическая высота всасывания: Расстояниепо вертикали от горизонтальной оси насоса до уровня поверхностижидкости в водоеме.

3.22 рабочеедавление: Давление перед пожарным стволом (лафетным, ручными т.п.), обеспечивающее заданные параметры этого механизма.

3.23 номинальныйрасход огнетушащего вещества черезлафетный ствол: Пропускная способность лафетногоствола при рабочем давлении.

3.24 дальностьструи при подаче лафетнымводяным (пенным) стволом: Расстояние отнасадка до крайних капель водяной (пенной) струи.

3.25 дальностьструи при подаче лафетным(ручным) порошковым стволом: Максимальноерасстояние от насадка до середины специального модельного очагапожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного приподаче ОТВ.

3.26 национальныйнормативный правовой акт; национальный НПА:Нормативный правовой акт, действующий на территории страны,входящей в Евразийский совет по стандартизации, метрологии исертификации (ЕАСС).

3.27 национальныйтехнический нормативный правовой акт;национальный ТНПА: Технический нормативный правовой акт,утвержденный (принятый) национальным органом по стандартизации идействующий на территории страны, входящей в Евразийский совет постандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).


4Классификация и основные параметры

4.1 Основные ПА, взависимости от преимущественного использования и направленийоперативной деятельности, подразделяются на ПА общего и целевогоприменения.

Пожарные автомобилиобщего применения подразделяются на следующие типы:

-пожарные автоцистерны (АЦ);

-пожарные автоцистерны с лестницей (АЦЛ);

-пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (АЦПК);

-пожарно-спасательные автомобили (АПС);

-пожарно-спасательные автомобили с лестницей (АПСЛ);

-пожарные автомобили первой помощи (АПП);

-пожарные насосно-рукавные автомобили (АНР);

-пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД);

Пожарные автомобилицелевого применения подразделяются на следующие типы:

-пожарные автомобили порошкового тушения (АП);

-пожарные автомобили пенного тушения (АПТ);

-пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ);

-пожарные автомобили газового тушения (АГТ);

-пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ);

-пожарные автонасосные станции (ПНС);

-пожарные пеноподъемники (ППП);

-пожарные аэродромные автомобили (АА).

Структура обозначения ПА- согласно требованиям ТНПА.

4.2 В зависимости отвеличины допустимой полной массы ПА делятся на три класса:

-легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L);

-средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М);

-тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S).

4.3 В зависимости отпроходимости ПА делятся на 3 категории:

-категория 1 - неполноприводные ПА, предназначенные для эксплуатациина дорогах с твердым покрытием (нормальной проходимости);

-категория 2 - полноприводные ПА, предназначенные для эксплуатациина дорогах всех типов и пересеченной местности (повышеннойпроходимости);

-категория 3 - вездеходы-внедорожники, предназначенные дляэксплуатации в условиях бездорожья (высокой проходимости).

4.4 В качестве основныхпараметров, определяющих функциональное назначение пожарногоавтомобиля, используются:

-вместимость, м, цистерны для воды или пенообразователя(АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК);

-вместимость, м, пенного бака (АКТ, АНР, АЦ, АПП, АПС, АПТ,АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП);

-масса, кг, вывозимого порошка (АП, АКТ, АА);

-масса, кг, огнетушащего газа (АГТ, АКТ);

-подача, л/с, насоса при номинальном числе оборотов (АЦ, АПП, АПС,АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, АНР, ПНС);

-напор, м вод.ст., насоса при номинальном числе оборотов (АЦ, АПП,АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, АНР, ПНС);

-длина, м, рукавной линии (АНР);

-суммарный расход, кг/с, газоводяной смеси через насадки (АГВТ);

-расход ОТВ, л/с, через лафетный ствол (АЦ, АПТ, АП, АА, АКТ, АЦЛ,АПСЛ, АЦПК, ППП);

-высота, м, подъема стрелы (АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП).

Основные параметры ПАдолжны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Основные параметры ПА

Группыпродукции

Параметры

Примечания

1 Пожарные автоцистерны (АЦ),в т.ч. ПА пенного тушения (АПТ)

Вместимостьцистерны, м

Подача насоса,л/с, не менее

Расход ОТВ через лафетныйствол, не менее подачи насоса

До 2,0

20

От 2,0 до5,0

40

Св. 5,0

40

2 Пожарные автомобили первойпомощи (АПП)

Вместимостьцистерны, м

Подача насоса,л/с, не менее

От 0,3 до0,5

От 1,0 до2,0

-

От 0,5 до0,8

От 1,0 до 2,0;30

Комбинированный насос

3 Автомобилипожарно-спасательные (АПС)

Вместимостьцистерны, м

Подача насоса,л/с, не менее

От 0,5 до1,6

2,0

-

От 1,6 до2,0

От 2,0 до 4,0;40

Комбинированный насос

От 2,0 до3,0

От 2,0 до 4,0;40

Комбинированный насос

От 3,0 до6,0

От 2,0 до 4,0;40, 70

Комбинированный насос,пожарный насос нормального давления

4 Пожарные автомобилипорошкового тушения (АП)

Масса порошка,кг

Расходлафетного ствола, л/с, не менее

500

20

-

1000

40

Допускается комбинация 2х500кг

2000

40; 60

Допускается комбинация 2х1000кг

4000

80; 2x60

Допускается комбинация2х2000

5000

80; 2x60

Допускается комбинация 2х2500кг

5 Автомобили комбинированноготушения (АКТ)

Вместимостьцистерны, м

Масса порошка,кг, не менее

Допускаются иные сочетанияколичества порошка и

0,5

500

пенообразователя

1,0

1000

2,0

2000

6 Автомобили газового тушения(АГТ)

Масса газа,кг

Число рукавныхкатушек, шт.

1 000

4

В баллонах

2 000

4

В баллонах

4 000

2

В изотермической емкости

7 Пожарные автоцистерны слестницей (АЦЛ), автомобили пожарно-спасательные с лестницей

Вместимость

цистерны,м,

не менее

Подача насоса,л/с, не менее

Высота подъема лестницы, м

(АПСЛ)

3,0

40; 40/4

От 10 до 52

8 Пожарные автоцистерны сколенчатым подъемником (АЦПК)

Вместимостьцистерны, м

Подача насоса,л/с, не менее

Высота подъема люльки, м

2,0; 3,0

40; 40/4

От 10 до 28

3,0

40; 40/4;70

От 29 до 56

9 Пожарные насосно-рукавныеавтомобили (АНР)

Запасвывозимых

рукавов,

м/вместимость

пенобака,м

Подача насоса,л/с, не менее

240/0,5

13

Мотонасосный агрегат

800/1

40

-

1400/1

40

-

3000/1

70

-

10 Пожарные автомобили снасосом высокого давления (АВД)

Вместимостьцистерны, м

Подачанасоса,

л/с/напор,

м вод.ст.

3,0

20/200

-

11 Пожарные автомобилигазоводяного тушения (АГВТ)

Суммарныйрасход

газоводянойсмеси,

кг/с

Количествоподаваемой через насадки воды для образования газоводяной смеси,л/с

150

От 60 до 90

-

250

От 100 до150

-

12 Пожарные пеноподъемники(ППП)

Высота подъемастрелы, м

Расходустройств

подачиогнетушащих

веществ, л/с,не менее

В качестве устройства подачиОТВ используются (по требованию заказчика)

От 20 до 55

40

лафетные стволы,пеногенераторы, водопенные лафетные стволы и установки для созданиякомбинированных струй

13 Пожарная автонасоснаястанция (ПНС)

Подача насоса,л/с

100

-

150

-

200

-

4.5 Основные параметрыПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), должнысоответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Таблица 2 - Основные параметры ПА, оборудованных стрелой(комплектом колен)

Наименованиепараметра

Значениепараметра

1Пожарные автоцистерны с лестницей(АЦЛ).

Пожарно-спасательные автомобили слестницей (АПСЛ)

Максимальная рабочая высотаподъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальныйугол), м

От 10 до 15

От 16 до 20

От 21 до 25

От 26 до 31

От 32 до 40

От 41 до 52

Максимальная рабочая нагрузкана вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, неменее

160

260

260

300

300

300

Грузоподъемность прииспользовании в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, неменее

0,5

1

1

1

2

2

Максимальная равномернораспределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненнуюлестницу при максимальном вылете, кг, не менее

160

160

160

160

220

280

Грузоподъемность люльки (принеприслоненной лестнице), кг, не менее

-

180

180

200

200

200

Рабочий диапазон подъемалестницы в вертикальной плоскости, град, не менее

От минус 7 до75

Минимальный угол подъемалестницы, при котором возможен ее поворот на 360°, не более

10

Угол поворота лестницы (вправои влево) при круговом вращении, град, не менее

360

Максимальный вылет лестницы отоси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:

- с максимальной нагрузкой навершине

6

12

14

18

18

18

- без нагрузки на вершине

10

14

18

20

20

20

Максимальная ширина опорногоконтура, м, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,6

5,6

Время установки на выносныеопоры на горизонтальной площадке, с, не более

35

40

45

50

55

60

Время маневров лестницы примаксимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:

- подъеме от минимального угладо максимального

30

35

40

45

50

55

- опускании от максимальногоугла до минимального

25

30

35

40

45

50

- выдвигании на полную длинупри максимальном угле подъема лестницы

25

30

35

40

55

65

- сдвигании (полном) примаксимальном угле подъема лестницы

20

25

30

35

50

60

- повороте на 360° вправо иливлево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакетеколен

45

45

50

50

60

60

Время маневров лестницы примаксимальной скорости движения с рабочей нагрузкой, с, не более,при:

- подъеме от минимального угладо максимального

35

40

50

60

60

65

- опускании от максимальногоугла до минимального

30

35

45

55

55

60

- выдвигании на полную длинупри максимальном угле подъема лестницы

30

35

40

45

60

70

- сдвигании (полном) примаксимальном угле подъема лестницы

25

30

35

40

55

70

- повороте на 360° вправо иливлево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакетеколен

50

55

60

65

65

70

- подъеме (опускании) люлькиот уровня земли до максимальной высоты

-

40

45

50

60

70

Угол поперечной статическойустойчивости, град, не менее

29

27

25

24

2Пожарные автоцистерны с коленчатымподъемником (АЦПК)

Максимальная высота подъемалюльки, м

От 10 до 15

От 16 до 21

От 22 до 28

От 29 до 36

От 37 до 48

От 49 до 56

Грузоподъемность люльки, кг,не менее:

- без использования лафетногоствола

200

300

350

- с использованием лафетногоствола

150

200

250

Максимальный вылет, м, неменее:

- с максимальной нагрузкой влюльке

6

7

10

16

18

20

- без нагрузки в люльке

8,5

10

14

17

20

22

Угол поворота стрелы (вправо ивлево) при круговом вращении

Неограничен

Максимальная ширина опорногоконтура, м, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,6

5,6

Время установки на выносныеопоры на горизонтальной площадке, с, не более

35

40

45

50

55

60

Грузоподъемность прииспользовании в качестве крана, т, не менее

0,5

1

1

2

2

2

Время подъема люльки отопорной поверхности до максимальной рабочей высоты, с, неболее:

- без нагрузки

35

50

65

85

120

160

- с максимальной нагрузкой влюльке

45

60

75

95

130

180

Время опускания люльки смаксимальной рабочей высоты на грунт, с, не более

30

45

60

80

115

150

Время поворота стрелы на 360°в каждую из сторон при максимальной рабочей высоте, с, не более

50

60

80

100

160

180

Угол поперечной статическойустойчивости, град, не менее

29

27

25

24

3Пожарные пеноподъемники(ППП)

Максимальная высота подъемаустройств для подачи ОТВ, м, не менее

От 20 до 35

От 36 до 45

От 46 до 55

Максимальный вылет, м, неменее

6

8

10

Угол поворота стрелы (вправо ивлево) при круговом вращении, не менее

(180 ± 5)°

Время установки на выносныеопоры, с, не более

50

55

60

Время подъема устройств дляподачи ОТВ от опорной поверхности до уровня, соответствующегомаксимальным значениям вылета и высоты без нагрузки, с, неболее

170

200

220

Время опускания устройств дляподачи ОТВ с уровня, соответствующего максимальным значениям вылетаи высоты, до опорной поверхности без нагрузки, с, не более

160

190

210

Рабочее давление передустройствами для подачи ОТВ, МПа (кгс/см), не менее

0,6 (6)

Грузоподъемность при работе вкачестве крана, т, не менее

1

2

2

Угол поперечной статическойустойчивости, град, не менее

27

25

23

Параметры ПА, непредставленные в таблицах 1 и 2, устанавливаются в техническойдокументации (далее - ТД) на конкретные модели ПА.

4.6 По согласованию сзаказчиком допускается использование других параметров ПА, неуступающих по своим характеристикам значениям, указанным в таблицах1 и 2, а также не влияющих на безопасность и отраженных втехническом задании для данного типа ПА.

4.7 Тип базового шасси ичисло мест для личного состава принимаются по ТД на конкретнуюмодель ПА исходя из ее тактического назначения.


5Технические требования

5.1Требования назначения

5.1.1 Величина полноймассы ПА не должна превышать 95% величины максимальной массы,установленной для базового шасси.

При определении массыличного состава, включая водителя, исходят из средней массы одногочеловека (80 кг) плюс 20 кг персонального снаряжения на каждогочлена личного состава.

5.1.2 Пожарные автомобиликласса L должны иметь удельную мощность (отношение номинальноймощности двигателя к полной массе пожарного автомобиля) не менее 15кВт/т, класса М - не менее 11 кВт/т, класса S - не менее 9кВт/т.

Пожарные автомобилипервой помощи класса L должны иметь удельную мощность более 20кВт/т, класса М - более 15 кВт/т.

5.1.3 Вместимость бакадля пенообразователя на пожарных автоцистернах должна быть не менее6% вместимости цистерны.

5.1.4 Отклонениевместимости цистерны и бака для пенообразователя от номинальной недолжно превышать:

-для вместимости до 2,0 м - от минус 2,0% до 5,0%;

-для вместимости от 2,0 до 6,0 м - от минус 1,6% до 4,0%;

-для вместимости свыше 6,0 м - от минус 1,0% до 3,0%.

5.1.5 Отклонение массыпорошка от номинальной не должно превышать:

-для массы до 2000 кг - от минус 2,0% до 5,0%;

-для массы от 2000 до 4000 кг - от минус 1,6% до 4,0%;

-для массы свыше 4000 кг - от минус 1,25% до 3,0%.

5.1.6 Подача насоса приноминальном числе оборотов должна соответствовать ТД на конкретнуюмодель ПА при напоре:

-ступени низкого давления - (100±5) м вод.ст.;

-ступени высокого давления - (400±20) м вод.ст.

5.1.7 Забор водывакуумной системой насоса должен обеспечиваться с высоты не менее7,5 м за время не более 40 с с присоединением всасывающей линиидлиной 8 м.

5.1.8 Подача насоснойустановки с максимальной геометрической высоты всасывания должнабыть не менее 50% номинальной, а напор - не менее 95%номинального.

5.1.9 Расход ОТВводяного, пенного и порошкового лафетных стволов долженсоответствовать ТД на конкретную модель ПА.

5.1.10 Дальность струиОТВ и угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости приего минимальном наклоне устанавливаются по ТД на конкретную модельПА.

5.1.11 Угол повороталафетного ствола в горизонтальной плоскости должен быть 360°, ввертикальной - от минус 15° до 75°.

5.1.12 Количество местдля личного состава в салоне принимается по ТД на конкретную модельПА исходя из ее тактического назначения.

5.1.13 Габаритные размерыПА должны соответствовать требованиям ГОСТ 22748, национальным ТНПА (НПА) и ТДна конкретную модель.

5.1.14 Межосевой дорожныйпросвет, дорожный просвет под одной осью, а также продольный уголпроходимости ПА должны быть не менее значений, указанных длябазового шасси.

5.1.15 Для создания ПАиспользуются неполноприводные и полноприводные шасси.

Скоростные и тяговыехарактеристики базовых шасси должны соответствовать требованиям ТДна конкретную модель шасси.

5.1.16 Углы въезда исъезда ПА должны быть не менее значений, установленных для базовогошасси.

5.1.17 Угол поперечнойстатической устойчивости ПА, не оборудованных стрелой (комплектомколен), в полной оперативной готовности должен быть не менее30°.

Угол поперечнойустойчивости ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), долженсоответствовать значениям, указанным в таблице 2.


5.2Требования к шасси

5.2.1 Для изготовления ПАиспользуются, как правило, базовые транспортные средства -автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиямнастоящего стандарта.

Вслучае необходимости использования специального шасси (модификациибазового шасси, ранее не выпускавшейся) или доработки базовогошасси требования к нему согласовываются с изготовителем шасси иустанавливаются в ТД на конкретную модель шасси.

5.2.2 Тип привода(колесная формула) шасси, его скоростные и тяговые характеристикидолжны соответствовать требованиям ТД на конкретную модельшасси.

На полноприводные шассидолжны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как погрунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием.Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепейпротивоскольжения на ведущих колесах (на каждое колесо придвухскатной ошиновке).

5.2.3 Масса и габаритышасси должны соответствовать требованиям 5.1.1 и 5.1.13.

5.2.4 В конструкции шассидолжна быть предусмотрена возможность установки механизма отборамощности для привода специальных агрегатов ПА.

5.2.5 Двигатель икомпоновка шасси должны обеспечивать возможность установкидополнительного подогревателя для обогрева салона для личногосостава, а также кондиционера и приточно-вытяжной вентиляции.

5.2.6 На шасси с переднейкабиной и кабиной над двигателем должна быть обеспечена возможностьпроверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъемакабины.

5.2.7 Вместимостьтопливного бака должна обеспечивать запас хода автомобиля не менеечем на 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топливапри скорости 60 км/ч).

5.2.8 Расположение иконструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечиватьвозможность его заправки как механизированным способом, так ивручную из канистры.

5.2.9 Конструкциятопливного бака должна обеспечивать возможность пломбированиясливной пробки и пробки наливной горловины.

5.2.10 При стационарномотборе мощности на привод пожарного насоса двигатель идополнительная трансмиссия автомобиля должны обеспечиватьнепрерывную работу насоса в номинальном режиме в течение 6 ч вовсем диапазоне эксплуатационных условий.

При этом температурамасла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости всистеме охлаждения двигателя должна соответствовать значениям,установленным в ТД на конкретную модель шасси.

При длительнойстационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагревагрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.

5.2.11 Требования ктрансмиссии и рулевому управлению - по национальным ТНПА наконкретную модель шасси.

5.2.12 Тормозныехарактеристики шасси должны соответствовать ПравиламЕЭК ООН N 13 [1].

На шасси, оборудованномпневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружиннымаккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство,обеспечивающее возможность поддержания рабочего давления втормозной системе в режиме ожидания (или указаны место подключенияи конструкция такого устройства).

Не допускается падениедавления в пневматической тормозной системе за сутки более чем на60% от номинального.

5.2.13Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудованиешасси должны соответствовать требованиям национальных ТНПА,ГОСТ 8769, Правилам ЕЭК ООН[2],[3],[4],[5],[6],[7],[8],[9],[10].

Всистеме электрооборудования должен быть установлен выключательаккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки),а также должна быть предусмотрена возможность для подсоединениязарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.

Уровень радиопомех - поТД на конкретную модель шасси.

5.2.14 Места расположенияаккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи,должны обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровняи плотности электролита в каждом аккумуляторе.

5.2.15 Источники питания(аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности,достаточный для подключения дополнительных потребителейэлектроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели, радиостанции ит.п.).

Номенклатура и мощностьдополнительных потребителей определяются заказчиком.

На ПА климатическогоисполнения ХЛ по ГОСТ 15150должен быть предусмотрен отсек для размещения дополнительнойаккумуляторной батареи. При этом оба аккумуляторных отсека должныбыть утеплены.

5.2.16 На шасси, имеющихнапряжение бортовой сети 24 В, должен быть обеспечен вывод (в видедвухконтактной розетки) напряжения 12 В (или предусмотренавозможность такого вывода) для питания специальных потребителей(радиостанции и др.). По требованию заказчика может устанавливатьсяконвертер для питания потребителей напряжением 220 В или инымнеобходимым напряжением.

Допускается установкадополнительных розеток вне кабины.

5.2.17 Схема включенияуказателей поворота должна обеспечивать возможность их включения ваварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания илиположения ключа выключателя приборов электрооборудования истартера.

5.2.18 Спидометр смеханическим приводом должен быть опломбирован. Размещение пломбыдолжно обеспечивать ее визуальный контроль.

5.2.19 Компоновочнаясхема шасси (по типу кабины) должна соответствовать ГОСТ 4.332.

Параметры и техническиетребования к кабине и рабочему месту водителя - по национальнымТНПА и ТД на конкретную модель шасси.

Остекление кабины должнобыть травмобезопасным в соответствии с [11].

Вкабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы,поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

5.2.20 Экологическиесвойства шасси должны соответствовать требованиям:

-относительно создаваемого шума - национальных ТНПА на конкретнуюмодель шасси;

-содержания оксида углерода в отработавших газах шасси с бензиновымидвигателями - [12];

-дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями -[12].

Выбрасывание и вытеканиесмазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей излюбого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

5.2.21 Основныепоказатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс,наработка на отказ) - по ТД на конкретную модель шасси.

Эксплуатационнаятехнологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущегоремонта - по ГОСТ 21624. Методыопределения эксплуатационной технологичности - по ГОСТ 21758.

Гарантийные обязательствапредприятия - изготовителя шасси должны быть указаны всопроводительной документации на конкретную модель шасси.

5.2.22 Шасси должны бытьоборудованы буксирными устройствами по ГОСТ 2349.

На шасси должен бытьустановлен задний буфер безопасности.

5.2.23 Лакокрасочныепокрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение наних информативной окраски ПА в соответствии с национальнымиТНПА.

5.2.24 Конструкцией шассидолжна быть предусмотрена возможность перевозки их средствамитранспорта.

Шасси должны иметь местадля их надежного крепления при транспортировании, а также должнабыть предусмотрена возможность установки специальных приспособленийдля обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы.

На торцевых поверхностяхшасси перед поставкой должен быть нанесен манипуляционный знак поГОСТ 14192 "Центр тяжести".

5.2.25 Шасси должны бытьукомплектованы:

-запасным колесом;

-комплектом водительского инструмента и принадлежностей;

-одиночным комплектом запасных частей (по согласованию сзаказчиком);

-огнетушителем;

-знаком аварийной остановки по [13];

-медицинской аптечкой;

-противооткатными упорами;

-буксировочным тросом.

По согласованию спотребителем огнетушитель, знак аварийной остановки ипротивооткатные упоры могут не прилагаться.

5.2.26 Шасси,поставляемые для изготовления ПА, должны быть сертифицированы ииметь "Одобрение типа шасси" с маркировкой изделия исопроводительную документацию.

Кшасси должна прилагаться другая сопроводительная документация всоответствии с техническими условиями (ТУ) на конкретную модельшасси.


5.3Требования к компоновке

5.3.1 Пожарные автомобилидолжны состоять из следующих основных частей:

-базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной дляразмещения личного состава, включая водителя;

-отсеков кузова для размещения насосной установки ипожарно-технического вооружения;

-сосудов для огнетушащих веществ;

-насосной установки с коммуникациями;

-дополнительной трансмиссии привода насосной установки;

-установки порошкового тушения;

-лафетного ствола;

-дополнительного электрооборудования;

-системы дополнительного охлаждения двигателя.

Взависимости от назначения и конструктивного исполнения ПА могутбыть оборудованы дополнительными устройствами, а также в них могутотсутствовать одна или несколько из перечисленных составныхчастей.

Всостав ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), дополнительнодолжны быть включены следующие составные части:

-несущая рама с выносными опорами;

-подъемно-поворотное устройство;

-стрела (комплект колен);

-люлька, лифт (по требованию заказчика);

-средства электрогидравлического управления движениями стрелы ивыносными опорами.

5.3.2 Компоновкасоставных частей на раме должна обеспечивать распределение массы ПАмежду осями в соответствии с ТД на конкретное шасси. При этомнагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25% полноймассы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны бытьравными с допустимым отклонением ±1% полной массы.

5.3.3 При недостаточномкомпоновочном пространстве для выполнения требования 5.3.2допускается производить удлинение рамы, согласованное спредприятием - изготовителем базового шасси, при условии выполнениятребований 5.1.14.

5.3.4 Крупногабаритноеоборудование (ручные лестницы и т.п.) допускается размещать накрыше ПА, при этом должно быть выполнено требование 5.1.11.

Размещение всасывающихрукавов совместно с всасывающими сетками допускается в пеналах иликоробах, предназначенных для их хранения.

Оборудование, размещаемоена крыше, не должно ухудшать параметры обзорности базовогошасси.

5.3.5 В зависимости отназначения и климатического исполнения ПА насосная установка можетиметь среднее (в салоне или переднем отсеке) или заднее (в насосномотсеке) расположение.

При заднем расположениинасоса должен быть предусмотрен обогрев насосного отсека длянормальной работы насосной установки при отрицательных температурахвоздуха, установленных для конкретного ПА.

Аналогичные условиядолжны быть обеспечены и для ствола-распылителя высокого давления срукавной катушкой.

5.3.6 Форма цистернывыбирается исходя из компоновочных особенностей конкретной моделиПА. При этом высота расположения центра тяжести цистерны с водойдолжна обеспечивать выполнение требований 5.1.17.

5.3.7 Креплениенадстройки к раме шасси должно производиться с учетом рекомендацийпредприятия - изготовителя базового шасси.

При отсутствиирекомендаций выбранная схема крепления должна быть согласована сизготовителем базового шасси.

Не допускается точечноекрепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси ииспользование их в качестве несущих элементов для крепления отсековкузова.

5.3.8 Должна бытьобеспечена подвижность надстройки относительно салона при угловыхколебаниях рамы. Применение единой (цельнометаллической)конструкции кабины с салоном и надстройки не допускается.

Вслучае применения эластичного соединения отдельных отсеков кузовадолжна быть обеспечена подвижность отсеков относительно другдруга.

5.3.9 Зазор над заднимиколесами при наибольшем их ходе (расстояние от верхней точки колесадо внутренней поверхности колесной ниши при полной массе ПА) долженбыть не менее:

-100 мм - для ПА на неполноприводном шасси;

-200 мм - для ПА на полноприводном шасси.

Задние колеса должныиметь брызговики.

5.3.10 Компоновкаавтомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ковсем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю вэксплуатации.

5.3.11 По условиямкомпоновки допускается перенос топливного бака с его штатного местана базовом шасси, а также установка резервного бака, соединенного сосновным. При переносе не допускается размещать заливную горловинутопливного бака, а также сам топливный бак в кабине и салоне.

На ПА с дизельнымдвигателем климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 топливный бак и системаподачи топлива должны быть утеплены и оборудованы системойобогрева.

Заливная горловинатопливного бака должна быть доступна только снаружи автомобиля и недолжна выступать за прилегающую наружную поверхность кузова в зонеразмещения горловины.

Заливная горловина должнабыть расположена на расстоянии не менее 500 мм от любого дверногопроема салона, если топливный бак предназначен для бензина, и неменее 250 мм - если он предназначен для дизельного топлива;возможность попадания топлива на выхлопную систему должна бытьисключена.

5.3.12 Конструкциякрепления топливного бака при его переносе должна быть надежной, асам он не должен выступать за габаритную ширину кузова ПА.

Размещение дополнительныхтопливопроводов должно максимально обеспечивать их защиту отповреждений; перекосы, изгибные деформации и вибрации всейконструкции ПА не должны вызывать чрезмерных напряжений втопливопроводах или нарушать их герметичность в условияхэксплуатации.

5.3.13 Компоновкадополнительной трансмиссии привода насоса на раме шасси - по ТД наконкретную модель ПА.

Карданный вал должен бытьотбалансирован не ниже 5-го класса точности согласно ГОСТ ИСО 1940-1.

5.3.14 Ударно-прочностныехарактеристики салона - согласно [14] и национальным ТНПА.

Компоновка и креплениепожарного оборудования на крыше ПА должны способствовать сохранениюжизненного пространства салона при опрокидывании.

5.3.15 Пожарныеавтомобили должны быть оборудованы травмобезопасными подножками ипоручнями, если высота низа проема двери салона - более 400 мм отуровня дороги (земли).

Втехнически обоснованных случаях высота подножки или первой ступенилестницы может достигать 700 мм.

5.3.16 Площадки на крышеи открытые платформы, предназначенные для работы, должны иметьограждение по периметру высотой не менее 100 мм и покрытие,препятствующее скольжению.

5.3.17 Лестницы дляподъема на крышу или площадку должны иметь ступени шириной не менее150 мм, глубиной не менее 180 мм. Расстояние между ступенями должнобыть не более 300 мм. Высота первой ступени над землей - не более600 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающуюустойчивое положение поднимающегося вверх человека. При наличиидвух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобыдиаметром от 20 до 40 мм и высотой не менее 100 мм от плоскостикузова. В технически обоснованных случаях тетивы лестницы могутслужить поручнями, а высота первой ступени может достигать 700мм.

5.3.18 Компоновкалафетного ствола на крыше должна исключать возможность попаданияогнетушащих веществ на лобовое стекло в начале и при окончании ихподачи. В случае необходимости над лобовым стеклом долженустанавливаться защитный козырек. Козырек не должен снижатьобзорность с места водителя.

На ПА с кабиной любоготипа должно быть обеспечено удобство протирки лобовых стекол. Припереднем расположении кабины для удобства протирки стекол должныбыть предусмотрены площадки и поручни, если высота верхней кромкистекла составляет более 1900 мм от уровня дороги.

5.3.19 Расположениезапасного колеса определяется компоновкой ПА с учетом обеспеченияего оперативного съема и установки.

Расположение запасногоколеса не должно быть определяющим при оценке параметровпроходимости автомобиля, за исключением климатического исполненияХЛ по ГОСТ 15150.

5.3.20 Выхлопная трубасистемы выпуска отработавших газов двигателя ПА не должна бытьнаправлена в сторону оператора, находящегося у органов управленияработой ПА.

По требованию заказчикадля отвода выхлопных газов ПА должен комплектоваться гибким рукавомдлиной не менее 4 м с быстросъемным разъемом для подсоединения квыхлопной трубе системы выпуска газов.

5.3.21 На автомобиледолжны быть предусмотрены места для установки регистрационныхгосударственных знаков транспортных средств в соответствии снациональными ТНПА.

5.3.22 Габаритные размерыПА не должны превышать следующие значения:

-длина - 12,00 м;

-ширина - 2,55 м (для изотермических кузовов ПА допускаетсямаксимальная ширина 2,60 м, если это не противоречит правиламдорожного движения);

-высота (в снаряженном состоянии) - 4,00 м (для аэромобильногоисполнения - не более 3,2 м).


5.4Требования к салону

5.4.1 Число мест личногосостава устанавливается исходя из назначения ПА и определяетсяколичеством мест в кабине базового шасси, включая место водителя, ив кабине личного состава (при ее наличии).

5.4.2 Кабины водителя иличного состава, образующие общий салон, должны представлять собойединую пространственную конструкцию, обеспечивающую возможностьоперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещенияличного состава.

5.4.3 Каждая кабина,образующая салон, должна иметь не менее двух дверей (не считаядверей штатной кабины базового шасси), аналогичных дверям штатнойкабины базового шасси, с соответствующими размерами дверногопроема.

При отсутствиитехнической возможности использования дверей штатной кабины ширинаизготавливаемого дверного проема при поперечном (относительнопродольной оси шасси) расположении сидений должна быть не менее 650мм, а при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений - неменее 1100 мм. Высота дверного проема - не менее 1350 мм.

5.4.4 Остекление салонадолжно быть выполнено из безопасного стекла по [11].

5.4.5 Обзорность срабочего места водителя - в соответствии с национальными ТНПА.

5.4.6 Высота салона "всвету", замеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивкибоковой стенки, должна быть не менее 1400 мм.

Расстояние от подушки(плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° квертикали, должно быть не менее 950 мм.

5.4.7 Ширина рабочегопространства для водителя должна составлять не менее 800 мм, ширинасидений для каждого сидящего рядом с водителем - не менее 450мм.

Кабина, предназначеннаядля размещения водителя и двух членов личного состава (1+2), должнаиметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм.

5.4.8 Покрытие подушексидений должно изготавливаться из воздухопроницаемого,нетоксичного, умягченного материала. Под сиденьями могут бытьразмещены ящики для ПТВ, при этом сиденья выполняютсяоткидными.

Ширина рабочихповерхностей сидений должна быть не менее 450 мм, ширина места длякаждого члена личного состава - не менее 500 мм.

Высота передней кромкиподушки сидений от пола - от 400 до 450 мм, глубина сидений - неменее 400 мм.

5.4.9 При поперечномрасположении сидений первый ряд от второго должен быть отгороженперегородкой с травмобезопасным поручнем. Перегородка не должнапрепятствовать зрительному и речевому контакту личного состава.

Расстояние междусиденьями и стенкой должно быть не менее 350 мм. Расстояние междувторым и третьим рядом сидений при их трехрядном расположении - неменее 450 мм.

5.4.10 Покрытие поласалона должно быть выполнено из коррозионно-стойких материалов,препятствующих скольжению. Покрытие должно иметь окантовку,достигающую высоты не менее 100 мм от низа дверей, сидений иперегородки.

5.4.11 Двери должныоткрываться по ходу автомобиля и иметь запирающие устройства снаружными и внутренними ручками управления. При этом двери первогоряда должны запираться снаружи и изнутри, остальные - изнутри.Допускается применение сдвижных дверей, не препятствующих доступу вотсеки.

Внутренние замки должныиметь устройство, исключающее возможность их непроизвольногооткрытия в движении сидящим в машине личным составом. Ручкизапирающих механизмов должны иметь форму, исключающую причинениетравм.

5.4.12 Двери должны иметьустройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (достаточном длябеспрепятственного выхода) положениях.

Требования к замкам ипетлям дверей - по [15].

5.4.13 Двери должны бытьснабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, устанавливаемыми влюбом промежуточном положении.

Двери с опускаемымистеклами должны иметь внизу отверстия для выхода воды.

5.4.14 Подножка длядоступа в салон должна быть расположена на высоте не более 550 мм(в технически обоснованных случаях высота подножки может достигать700 мм).

Ширина подножки у двери -не менее 250 мм. Элементы конструкции автомобиля не должныпрепятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм.Расстояние между ступенями - не более 400 мм.

Подножки должныизготавливаться из предотвращающего скольжение материала с рифамивысотой от 1 до 2,5 мм, просечного листа и т.п.

Если подножки выступаютза элементы кузова, они должны быть скошены к этим элементам.

5.4.15 Конструктивноеисполнение салона должно обеспечивать удобство уборочно-моечныхработ.

Проемы, места вводаорганов управления, сигнализации и освещения должны иметьуплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, грязи,атмосферных осадков и потере тепла.

5.4.16 Конструкция салонадолжна обеспечивать сохранение жизненного пространства приопрокидывании автомобиля, лобовом столкновении, наездах сзади исбоку.

Оборудование в салонедолжно быть размещено таким образом, чтобы отсутствовали острыеуглы и кромки, способные нанести травмы личному составу. Креплениеоборудования должно исключать возможность его самопроизвольногоперемещения во время движения.

5.4.17 На передней панеликабины в зоне расположения командира отделения должно бытьпредусмотрено место для размещения и подключения специальныхсредств связи, тип и модель которых определяются заказчиком.

5.4.18 Размещение иподключение специальной световой и звуковой сигнализации и пультауправления ею должно быть выполнено в соответствии с национальнымиТНПА и по ТД на эту сигнализацию. Применяемое оборудование должнобыть сертифицировано.

5.4.19 Топливные баки ПАс бензиновыми двигателями и заливные горловины топливных баков ПА сдизельными двигателями должны находиться вне кабины водителя исалона личного состава.

5.4.20 Салон должен бытьоборудован отопительным прибором, обеспечивающим поддержаниетемпературы в салоне в холодный период года не ниже 15°С во всемдиапазоне условий эксплуатации.

Температура измеряется вцентре салона, за пределами теплового потока. Допускается установкакондиционера, обеспечивающего данные условия.

Салон ПА климатическогоисполнения ХЛ по ГОСТ 15150должен быть утеплен.

5.4.21 В салоне должнобыть предусмотрено место для установки одного или несколькихогнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизисиденья водителя.

Тип и количествоогнетушителей определяются заказчиком.

5.4.22 В салоне должныбыть предусмотрены места для размещения одной или несколькихаптечек. Место, предназначенное для каждой аптечки, должно бытьобозначено соответствующим знаком.

5.4.23 В салоне должныбыть предусмотрены места для размещения и устройства крепленияиндивидуальных средств защиты органов дыхания и зрениягазодымозащитников, а также запасных баллонов к ним.

5.4.24 Уровеньвнутреннего шума в салоне при движении с выключенной специальнойзвуковой сигнализацией - в соответствии с национальными ТНПА.

5.4.25 Концентрациявредных примесей в воздухе салона при движении автомобиля и настоянке при работающем двигателе должна соответствовать ГОСТ 12.1.005.

5.4.26 Вибрационнаянагрузка, воздействующая на боевой расчет при движении автомобиля,должна соответствовать ГОСТ12.1.012.

5.4.27 На свободном,визуально доступном месте в кабине (салоне) должна быть размещенастойкая в течение срока службы ПА маркировка, содержащая основныесведения об изделии.

Всалоне должно быть предусмотрено место для хранения инструмента изапасных частей. В случае размещения оборудования под сиденьямидолжна быть предусмотрена фиксация крышки сиденья при егоподъеме.

5.4.28 Характеристикинеметаллических материалов, используемых для отделки интерьерасалона для личного состава, должны быть не ниже характеристиканалогичных материалов кабины базового шасси.


5.5Требования к кузову

5.5.1 Кузов являетсясоставной частью надстройки ПА и служит для размещения и защитыоборудования от повреждений при транспортировании.

5.5.2 Кузов состоит изотдельных отсеков, соединенных между собой жестко или подвижно.

Крепление кузова на рамешасси выполняется по ТД на конкретную модель ПА с учетомрекомендаций завода - изготовителя базового шасси.

5.5.3 Двери кузова должныбыть шторного типа. Шторы должны изготавливаться из легких металловили их сплавов.

Для конкретных моделей ПАпо требованию заказчика допускается использование откидных илираспашных дверей.

5.5.4 Двери кузова должныбыть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами,удерживающими их в закрытом положении, фиксаторами открытогоположения, обеспечивающими безопасный подход к кузову (при откидныхдверях), и сигнализацией открытого положения дверей с индикацией еев кабине водителя.

5.5.5 Открытые пристоянке двери, подножки для доступа в отсеки кузова, выдвижные иповоротные, полки для размещения оборудования, увеличивающиегабаритные размеры ПА, должны быть оборудованы световозвращающимиэлементами или другими сигнальными устройствами, указывающимигабариты ПА при открытых дверях.

5.5.6 Проемы дверей,крышки люков и других элементов кузова должны иметь уплотнения,предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пылии грязи.

5.5.7 Полки в отсеках,предназначенные для размещения ПТВ, должны иметь отверстия дляслива скапливающихся остатков воды, раствора пенообразователя иконденсата.

5.5.8 Топоры, пилы,ножницы и другое ПТВ, имеющее острые кромки, должны храниться вчехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личногосостава при действиях в зоне их размещения.

5.5.9 Эргономическиепоказатели кузова должны соответствовать ГОСТ 12.2.033 в части требований квыполнению человеком работ в положении стоя.

5.5.10 Размещение ПТВ вотсеках должно учитывать тактику его оперативного использования (поопределению заказчика), обеспечивать надежность фиксацииоборудования, доступность, удобство и безопасность при съеме иустановке.

При размещенииоборудования рекомендуется объединять его по следующим группамназначения:

-личное снаряжение пожарных;

-оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

-оборудование для подъема личного состава на высоту;

-оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

-оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавныхлиний и т.п.

5.5.11 При размещении ПТВв отсеках на платформе должны выполняться требования:

-размещение по глубине отсеков надстройки на высоте 1-1,3 м (отземли, подножки, ступеньки и другой опорной поверхности,используемой для доступа в отсек) не должно превышать 0,6-0,65м;

-доступ к размещенному в верхних частях отсеков ПТВ необходимообеспечить с помощью дополнительных откидывающихся или выдвижныхподножек;

-в случае превышения глубины размещения оборудования необходимоиспользовать выдвижные полки либо иные конструктивные элементы,снижающие трудоемкость и повышающие эффективность использованияПТВ.

5.5.12 В отсеках дляразмещения ПТВ и другого оборудования на видном месте должныразмещаться таблицы-указатели с перечнем ПТВ и оборудования суказанием их местоположения.

5.5.13 Рукава в скатках,уложенные в отсеке, должны разделяться перегородками с гладкойповерхностью, предотвращающими взаимное истирание рукавов придвижении.

Рукава в отсеке должныиметь фиксацию от произвольного выпадения.

5.5.14 Схема размещенияоборудования должна обеспечивать выполнение требования 5.3.2настоящего стандарта.

5.5.15 Всасывающие инапорно-всасывающие рукава должны быть размещены таким образом,чтобы при боевом развертывании оператор мог осуществить их съем,стоя на земле или на площадке (ступеньке), расстояние от которой дорукава составляет не более 1800 мм.

Пеналы под всасывающие инапорно-всасывающие рукава должны иметь защиту от попаданияпосторонних предметов, конструкция их должна обеспечиватьестественную вентиляцию.

5.5.16 Размещение ручныхлестниц на крыше кузова должно обеспечивать возможность их легкогосъема без помех и съема другого оборудования.

Крепление трехколеннойлестницы должно быть снабжено направляющими, фиксатором, а такжероликами или валиками, облегчающими съем лестницы.

5.5.17 Для доступа коборудованию, расположенному на крыше, ПА должен быть снабженстационарной лестницей или ступеньками с поручнями, выполненными всоответствии с 5.3.17. Крепиться они должны на задней стенке кузоватаким образом, чтобы не мешать подъему на крышу при любом положениидвери заднего отсека.

5.5.18 Крыша кузова илиее часть, предназначенная для работы, включая ограждение, должнабыть выполнена в соответствии с 5.3.16.

Часть крыши, используемаядля перемещения личного состава, не должна иметь боковой уклон. Вслучае применения двух полос для хождения (решеток) ширина однойполосы должна быть не менее 400 мм, при использовании одной полосы- не менее 600 мм.

5.5.19 По периметруснаружи кузова должны быть расположены желобки для отвода воды.

5.5.20 Установка кузоване должна нарушать параметров проходимости, установленных в5.1.14.

5.5.21 Насосный отсек вПА климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 должен быть утеплен.

5.5.22 Надстройка,изготовленная с применением материалов из углеродистой стали,должна иметь покрытие, предохраняющее ее от коррозии в течениевсего срока службы ПА.

5.5.23 Над рабочим местомоператора, расположенным вне кабины автомобиля, допускаетсяразмещение устройства (козырек, откидная дверь насосного отсека ит.п.), защищающего его от попадания атмосферных осадков и непрепятствующего свободному доступу к оборудованию для егоэксплуатации, обслуживания и ремонта.


5.6Требования к сосудам для огнетушащих веществ

5.6.1 Длятранспортирования ОТВ на ПА используются:

-цистерна для воды или раствора пенообразователя;

-бак для пенообразователя;

-сосуд для огнетушащих порошков;

-сосуд для углекислоты.

5.6.2 Отклонениевместимости сосудов для ОТВ от номинальной должно соответствовать5.1.4 и 5.1.5.