База ГОСТовallgosts.ru » 13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ » 13.030. Отходы

ГОСТ Р 55095-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы в отношении сокращения трансграничного перемещения опасных отходов

Обозначение: ГОСТ Р 55095-2012
Наименование: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы в отношении сокращения трансграничного перемещения опасных отходов
Статус: Действует
Дата введения: 01/01/2014
Дата отмены: -
Заменен на: -
Код ОКС: 13.030.01
Скачать PDF: ГОСТ Р 55095-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы в отношении сокращения трансграничного перемещения опасных отходов.pdf
Скачать Word:ГОСТ Р 55095-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы в отношении сокращения трансграничного перемещения опасных отходов.doc

Текст ГОСТ Р 55095-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы в отношении сокращения трансграничного перемещения опасных отходов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ


ГОСТР

55095-

2012


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение.

Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ В ОТНОШЕНИИ СОКРАЩЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

C(9Q)178/Final:1991

(NEQ)

Издание официальное

Москва

Стенда ртинформ 2014


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение отходов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N9 796-ст

4    Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа (C(90)178/Final]:1991) «Решение-рекомендация Совета ОЭСР о сокращении трансграничного перемещения отходов» C(90)178/Final:1991 «Decision-Recommendation of the Council on the Reduction of Transfrontier Movements of Wastes». NEQ]

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел в). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стан• дарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещают• ся также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ.2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

4.3    Основные меры по разработке гармонизированной политики в направлении сокращения

in

Введение

Принципы экологически безопасного и эффективного управления отходами требуют как сокращения трансграничного перемещения всех отходов до минимума, так и особенно тщательного контроля трансграничного перемещения опасных отходов [1J—[7].

При этом, основываясь на подходе безопасного обращения с отходами. Российская Федерация должна, по мере возможности, управлять образующимися в ней отходами на своей собственной территории. В то же время в ряде случаев трансграничное перемещение отходов может быть обосновано необходимостью использовать предприятия для утилизации отходов, имеющиеся в других странах, которые применяют более совершенные методы регенерации и утилизации отходов как с экологической. так и экономической точки зрения.

В этих случаях Российская Федерация должна взаимодействовать с заинтересованными странами на основе договорных соглашений о трансграничном перемещении опасных отходов, основанных на Базельской конвенции о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удалением [2\— [5].

При подготовке настоящего стандарта был использован документ «Решение-рекомендация Совета ОЭСР о сокращении трансграничных перемещений отходов (C(90)178/Final)». предназначенный странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение.

Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ В ОТНОШЕНИИ СОКРАЩЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

Resources saving. Waste treatment.

Principles concerning the reduction of transboundary movement of hazardous waste

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры, касающиеся сокращения трансграничного перемещения опасных отходов и других отходов, подлежащих трансграничному перемещению.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772—2001 Ресурсосбережение. Обращение сотходами. Термины и определения

ГОСТ 30775—2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию не 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется ислользоевть действующую версию этого стандарте с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения {принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять безучетв данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять а части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

8 настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1

отходы (waste): Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

(ГОСТ 30772—2001. статья 3.1].


Издание официальное

Примечание — В настоящем стандарте примененный термин «отходы» означает асе отходы, подлежащие контролю а соответствии с условиями Базельской конвенции от 22 марта 1989 года (2|. а также все другие отходы. подлежащие трансграничному перемещению.

4 Принципы в отношении сокращения трансграничного

перемещения отходов

В отношении сокращения трансграничного перемещения отходов следует применять гармонизированную политику, основанную на принципах, приведенных ниже.

4.1    Основные положения

4.1.1    Основополагающими принципами обращения с отходами в Российской Федерации должны быть следующие:

- предотвращение возникновения отходов и сокращение количества отходов;

• увеличение доли таких отходов, которые можно переработать или использовать вторично.

4.1.2    Российская Федерация должна применять методы восстановления и рекуперации отходов, соответствующие требованиям экологической безопасности и обоснованные с экономической точки зрения, а также поощрять дальнейшие усилия в этом направлении.

4.1.3    Российская Федерация должна определить типы отходов, которые указывают в качестве опасных, и установить систему классификации отходов, подлежащих трансграничному перемещению (ГОСТ 30775).

4.1.4    Российская Федерация должна принять надлежащие меры для обеспечения наличия соответствующих предприятий по утилизации отходов на своей территории с целью экологически безопасного обращения с опасными и другими отходами, которые должны быть расположены в пределах этого предприятия, независимо от места удаления отходов [2].

4.1.5    Российская Федерация должна обосновывать необходимость трансграничного перемещения некоторых отходов для того, чтобы использовать соответствующие методы восстановления и рекуперации отходов или предприятия для утилизации этих отходов, имеющихся в других странах, если это соответствует принципу эффективного и экологически безопасного управления отходами.

4.1.6    Российская Федерация должна сокращать трансграничное перемещение всех отходов до минимума в соответствии с принципом экологически безопасного и эффективного обращения с отходами.

4.1.7    Российская Федерация должна контролировать трансграничные перемещения опасных отходов.

4.1.8    Российская Федерация должна запрещать перемещение опасных отходов в пункт конечного назначения без согласия страны импорта и предварительного уведомления той или иной транзитной страны о предполагаемых перемещениях.

4.1.9    Российская Федерация должна надлежащим образом контролировать международную торговлю отходами, направленную на обеспечение экологически безопасной деятельности, ведущей к восстановлению ресурсов, переработке, утилизации, прямому повторному или альтернативному виду использования отходов (операции по восстановлению, рекуперации).

4.1.10    Российская Федерация должна осуществлять международное сотрудничество в отношении обращения с отходами, заключая соответствующие соглашения на правительственном уровне.

4.2 Основные меры в отношении отходов, не подлежащих операциям по рекуперации

4.2.1    Российская Федерация, в соответствии с практикой экологически безопасного и эффектив-ногообращения сотходами, должна, помере возможности, управлятьобразующимисяотходами на своей собственной территории.

4.2.2    Российская Федерация, основываясь на принципах экологически безопасного и эффективного обращения с отходами, должна принимать меры для сокращения трансграничного перемещения отходов.

4.2.3    Российская Федерация должна на постоянной основе устанавливать виды отходов, которыми нельзя управлять экологически безопасным образом на своей территории. Российская Федерация должна способствовать созданию дополнительной и соответствующей инфраструктуры по обращению сотходами. чтобы этими отходами можно было распоряжаться на своей собственной территории. 8 том случае, если подобная инфраструктура не может быть создана, Российская Федерация должна сотруд-ничатьс заинтересованными странами на основе двусторонних и региональных планов, согласованных на правительственном уровне, с целью обеспечения экологически безопасного управления отходами;

4.2.4    Российская Федерация должна сотрудничать с заинтересованными странами в области сбора гармонизированных данных об импорте и экспорте отходов, а также должна способствовать тому, чтобы эти сведения были общедоступными в соответствии с национальными законами о конфиденциальности деловой информации.

4.2.5    Российская Федерация должна сотрудничать сзаинтересованнымистранамивобласти разработки и применения руководящих принципов, касающихся сокращения трансграничного перемещения отходов, изложенных в разделе 4.3 настоящего стандарта, а также в сборе необходимых данных.

4.2.6    Уполномоченным органам Российской Федерации по охране окружающей среды необходимо рассмотреть возможность гармонизации списков отходов, которые подлежат трансграничному перемещению.

4.2.7    Уполномоченным органам Российской Федерации по охране окружающей среды необходимо разработать программу мер в отношении отходов, предназначенных для операций по восстановлению и рекуперации. Эта программа должна осуществляться в сотрудничестве с другими международными организациями и органами, в частности, программой Организации Объединенных Наций (ООН). Экономической комиссией ООН для Европы и Комиссией Европейских сообществ.

4.2.6 К мероприятиям по выполнению подобной программы уполномоченными органами Российской Федерации можно отнести следующие:

а)    уточнять соответствие отходов определенному виду и давать характеристику тем отходам, которые подлежат контролю на различных уровнях:

б)    определять и оценивать экологически безопасные и экономически эффективные методы операций по восстановлению и рекуперации;

в)    разработать меры для надлежащего определения количества отходов, предназначенных для операций по восстановлению и рекуперации, а также для тех, которые подлежат захоронению:

г)    устанавливать текущие и потенциальные принципы ислользованияотходов для замены первичного сырья и сохранения природных ресурсов;

д)    разработать такие меры контроля, которые необходимы для трансграничного перемещения отходов, предназначенных для операций по восстановлению и рекуперации:

е)    после оценки результатов выполнения перечислений а) и д) при необходимости разработать основу многостороннего соглашения в соответствии со статьей 11 Базельской конвенции (2), в котором были бы изложены принципы регулирования трансграничного перемещения этих отходов между Российской Федерацией и заинтересованными странами;

ж)    проводить периодический мониторинг действий, предпринимаемых другими странами в отношении трансграничного перемещения отходов.

4.3 Основные меры по разработке гармонизированной политики в направлении

сокращения трансграничного перемещения отходов

4.3.1    Российская Федерация должна определять количество произведенных отходов, прежде всего, в соответствии стеми типами отходов, которые перечислены в Базельской конвенции [2]. а также раэработатьсовместимуюсэаруБежной практикой методологию для предоставления отчетныхданных.

4.3.2    Российская Федерация должна периодически составлять и представлять данные, касающиеся производства отходов на территориях под ее юрисдикцией.

4.3.3    Российская Федерация должна предпринимать меры в максимально возможной степени для сокращения образования отходов, в частности, посредством продвижения чистых технологий и чистых продуктов, а также способствовать переработке, утилизации, рекуперации отходов, прямому или альтернативному вторичному использованию любых произведенных отходов.

4.3.4    Российская Федерация должна принимать меры для обеспечения потенциала, необходимого по экологически безопасной переработке и ликвидации отходов в пределах их компетенции.

4.3.5    Российская Федерация должна принимать все практические меры для обеспечения надлежащего потенциала по экологически безопасной переработке и ликвидации отходов, которые размещены на территории, находящейся под ее юрисдикцией.

4.3.6    Российская Федерация должна сотрудничать с заинтересованными странами в деле гармонизации систем уведомлений и процедур контроля отходов, подлежащих трансграничному перемещению. в соответствии с резолюцией Совета ОЭСР о контроле трансграничного перемещения опасных отходов С(89)112(Final){6].

4.3.7    Российская Федерация должна установить соответствующие меры контроля для управления перемещением отходов, которые предназначены для операций по восстановлениюи рекуперации, с тем чтобы эти мероприятия способствовали реализации задач охраны окружающей среды и здоровья человека.

з

4.3.8    Российская Федерация должка сотрудничать с заинтересованными странами на основе двусторонних или региональных планов по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами в тех случаях, когда в конкретной стране отсутствует соответствующая инфраструктура обращения с отходами или по объективным оценкам с участием Российской Федерации установлено, что в конкретной стране обращение с отходами проводят ненадлежащим образом.

4.3.9    Для содействия экологически безопасному обращению с отходами уполномоченными органами Российской Федерации должны быть приняты соответствующие меры для оказания технической помощи и подготовки кадров в области обращения с отходами в тех странах, которые нуждаются в такой помощи и просят ее оказать.

Библиография

[1]    Федеральный закон от 24.06.1998 NB 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

[2]    Базельская конвенция. Базель. 22 марта 1089 года

[3]    Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ

[4]    Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 N9 442 (ред. от 06.02.2012)

[5]    Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 Nj 766 (ред. от 30.11.2001)

[6]    OECD С(89)112 (Pmal):1989


[7] OECDC(83)180(final));1984


Об отходах производства и потребления (с изм. и дол., вступающими в силу 23.09.2012}

О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов к их уделением О трансграничном перемещении отходов

О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов

Recommendetion of tne Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике распоряжения отходами)

Decision-Recommendation of the OECD Council on Transfrontier Movements of Hazardous Waste (Решение-рекомендация Совета ОЭСР о трансграничном перемещении опасных отходов)

УДК 676.08:006.354    ОКС 13.030.01    Т58

Ключевые слова: управление отходами, виды опасных отходов, трансграничное перемещение отходов. экологически безопасное обращение с отходами

Редактор Н.О.Грач

Технический редактор £.6 Веспроманная Корректор £М Оульиева Компьютерная верстка ИА. Напойхопой

Сдано е набор 27.06.2014. Подписано е печать 05,06.2014. Формат 60 > 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1.40 Уч.-иад. п. 0.70. Тираж 77 экэ Зак. 3040.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИМФОРМ». 12309S Москва. Гранатный пер., 4.