allgosts.ru13.030 Отходы13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р 55089-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы трансграничного перемещения опасных отходов

Обозначение:
ГОСТ Р 55089-2012
Наименование:
Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы трансграничного перемещения опасных отходов
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2014
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.030.01

Текст ГОСТ Р 55089-2012 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Принципы трансграничного перемещения опасных отходов

ГОСТ Р 55089-2012


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение. Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ

Resources saving. Waste treatment. Principles for transfrontier movements of hazardous waste

ОКС 13.030.01

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N 790-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа C(83)180(Final):1984* "Решение-рекомендация Совета ОЭСР о трансграничном перемещении опасных отходов" (C(83)180(Final):1984 "Decision-Recommendation of the OECD Council on Transfrontier Movements of Hazardous Waste", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Эффективное и обоснованное с экологической точки зрения обращение с отходами отражает стремление Российской Федерации и других стран к охране и прогрессивному улучшению качества окружающей среды на национальном и глобальном уровне [1]-[4].

Однако потребление человечеством различных ресурсов неизбежно приводит к увеличению количества отходов, в том числе опасных, что требует в некоторых случаях необходимости их трансграничного перемещения, чтобы использовать соответствующие предприятия по утилизации отходов в других странах.

Осуществление трансграничного перемещения отходов основывается на нормах международного права с учетом соответствующих нормативных документов, и прежде всего Базельской конвенции "О контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления" [2].

Настоящий стандарт подготовлен в целях гармонизации с международными нормативными документами в сфере трансграничного перемещения опасных отходов на основе международного документа C(83)180(Final) Decision-Recommendation of the OECD Council on Transfrontier Movements of Hazardous Waste (Решение-рекомендация Совета ОЭСР о трансграничном перемещении опасных отходов), предназначенного странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры для осуществления гармонизированной политики в области трансграничного перемещения опасных отходов. Эти меры не должны препятствовать выполнению любых международных соглашений, имеющих отношение к свободной торговле товарами или услугами или транспортировке опасных грузов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 30772 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

отходы (waste): Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по

завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

[ГОСТ 30772-2001, статья 3.1].

3.2

опасные отходы (hazardous waste): Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

[ГОСТ 30772-2001, статья 3.26].

3.3 трансграничное перемещение опасных отходов (transfrontier movement of hazardous waste): Деятельность, связанная с перемещением отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одной страны, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другой страны, или в регион, не находящийся под юрисдикцией какой-либо страны, если отходы считаются опасными, по меньшей мере, одной из заинтересованных сторон, а данная деятельность затрагивает интересы как минимум двух стран. Опасные отходы, возникающие в результате эксплуатации судов в обычном режиме, включая нечистоты и эксплуатационные отходы, не подпадают под трансграничное перемещение, регулируемое настоящим стандартом.

3.4 страна экспорта отходов (exporting country): Любая страна, с территории которой начинается трансграничное перемещение опасных отходов или предполагается проводить это перемещение.

Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.13, - государство экспорта отходов: Любая страна, из которой планируется или начата трансграничная перевозка опасных или других отходов.

3.5 страна импорта отходов (importing country): Любая страна, в которую планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов для утилизации (переработки, захоронения в земле, хранения, затопления или сжигания в морской акватории).

Примечание - Согласно ГОСТ 30772, статья 7.15, - государство импорта отходов: Любая страна, в которую планируется или осуществляется перевозка опасных или других отходов с целью их удаления или с целью погрузки до удаления в районе, на который не распространяется юрисдикция какого-либо государства.

3.6 заинтересованные страны (countries concerned): Страны экспорта, импорта или транзита.

3.7 предприятие (entity): Любое юридическое или физическое лицо, к которому относятся как производитель отходов, так и лицо, действующее от своего имени или в качестве подрядчика или субподрядчика (экспорт, импорт, транспортирование, сбор, утилизация и т.п.).

4 Принципы трансграничного перемещения опасных отходов

4.1 Соблюдение принципа охраны здоровья человека и окружающей среды

Уполномоченные органы Российской Федерации в области обращения с отходами должны обеспечить, чтобы с опасными отходами, находящимися в пределах их юрисдикции, обращались с учетом охраны здоровья человека и окружающей среды.

Для этого уполномоченные органы Российской Федерации должны:

4.1.1 Способствовать созданию соответствующих предприятий по утилизации отходов.

4.1.2 Принять необходимые меры, позволяющие контролировать деятельность, связанную с производством, транспортированием и утилизацией опасных отходов.

4.1.3 Обеспечивать соблюдение действующих законов и норм Российской Федерации в области экологически безопасного обращения с отходами.

4.2 Обращение с опасными отходами, подлежащими трансграничному перемещению

В отношении обращения с опасными отходами, подлежащими трансграничному перемещению, уполномоченные органы Российской Федерации должны требовать, чтобы:

4.2.1 Предприятия по утилизации опасных отходов, находящиеся на территории Российской Федерации, воздерживались от участия в трансграничном перемещении опасных отходов, которое не соответствует законодательным актам и правилам, применяемым в Российской Федерации.

4.2.2 Предприятия, участвующие в транспортировании или утилизации опасных отходов, имели соответствующую лицензию.

4.3 Ответственность производителя отходов

4.3.1 Производитель опасных отходов обязан обеспечить утилизацию своих отходов в соответствии с требованиями к охране окружающей среды и здоровью человека, независимо от места их размещения.

4.3.2 В отношении любого специального трансграничного перемещения опасных отходов уполномоченные органы Российской Федерации должны требовать, чтобы производитель отходов:

4.3.2.1 предпринял все осуществимые на практике меры для того, чтобы обеспечить транспортирование и утилизацию своих отходов в соответствии с законодательными актами и правилами, применяемыми в Российской Федерации;

4.3.2.2 убедился, что все предприятия, задействованные в трансграничном перемещении или утилизации их отходов, имеют необходимую лицензию для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательными актами и правилами, применяемыми в Российской Федерации;

4.3.2.3 взял на себя ответственность за надлежащее управление своими отходами, в случае необходимости реимпорта отходов, если договоренности о безопасной утилизации не могут быть полностью выполнены.

4.4 Контроль перемещения опасных отходов

Уполномоченные органы Российской Федерации должны применять законодательные акты и нормативные требования Российской Федерации в отношении контроля перемещения опасных отходов как в случае отходов, предназначенных для экспорта, так и в случае контроля опасных отходов, размещаемых на территории Российской Федерации.

5 Международные предварительные уведомления и сотрудничество

5.1 Сотрудничество с заинтересованными странами

5.1.1 Российская Федерация должна сотрудничать с заинтересованными странами в области контроля всех опасных отходов, подвергаемых трансграничному перемещению, начиная от места их производства и до их утилизации.

5.1.2 Российская Федерация должна осуществлять согласованные с заинтересованными странами действия по охране здоровья человека и окружающей среды от загрязнения, которое может возникнуть в процессе обращения с опасными отходами.

5.2 Предоставление необходимой информации

Уполномоченные органы Российской Федерации должны предпринимать меры, необходимые для того, чтобы предприятия, находящиеся под их юрисдикцией, предоставляли, непосредственно или косвенно, соответствующим органам экспортирующих, импортирующих и транзитных стран соответствующую и своевременную информацию.

5.3 Основные составляющие предоставляемой информации

Информация, предоставляемая Российской Федерацией заинтересованным странам, должна содержать следующие сведения:

- происхождение отходов;

- характер отходов;

- состав отходов;

- количество отходов, которые предполагается экспортировать;

- условия транспортировки, включая характер экологического риска;

- вид утилизации;

- данные обо всех предприятиях, участвующих в трансграничном перемещении или утилизации отходов.

5.4 Ответы на запросы заинтересованных стран

Российская Федерация, как страна экспорта, должна предпринимать меры, необходимые для того, чтобы на запрос страны импорта или транзита о направлении соответствующей информации был отправлен соответствующий ответ.

5.5 Суверенное право Российской Федерации в области управления опасными отходами

5.5.1 Российская Федерация обладает суверенным правом управлять опасными отходами в рамках своей юрисдикции согласно национальной экологической политике и законодательству, с учетом норм международного права в этой сфере.

5.5.2 Российская Федерация должна предпринимать меры, необходимые для того, чтобы соответствующие уполномоченные органы имели право возражать или, в случае необходимости, запрещать ввоз партии опасных отходов как для утилизации, так и транзита, если предоставленная заинтересованными странами информация недостаточна или неточна, или действия, связанные с транспортированием или утилизацией опасных отходов, не соответствуют законодательству конкретной заинтересованной страны.

5.6 Решение об отказе в осуществлении импорта или транзита опасных отходов

Российская Федерация должна предпринимать все необходимые меры, чтобы предполагаемое трансграничное перемещение опасных отходов не состоялось, если одна из заинтересованных стран приняла решение согласно своему законодательству не допускать импорт или транзит отходов и проинформировала об этом соответствующие предприятия или уполномоченные органы Российской Федерации как экспортирующей страны.

5.7 Реимпорт отходов

Если Российская Федерация, выступающая в качестве страны импорта или транзита, согласно своему законодательству возражает против трансграничного перемещения опасных отходов на свою территорию, а отходы уже покинули страну экспорта, последняя не должна возражать против реимпорта отходов.

Библиография

[1]

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.)

Об отходах производства и потребления (с изм. и доп., вступающими в силу 23 сентября 2012 г.)

[2]

Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ

О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

[3]

Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 (ред. от 6 февраля 2012 г.)

О трансграничном перемещении отходов

[4]

OECD С(76)155 (Final):1976

Recommendation of the Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике распоряжения отходами)

УДК 676.08:006.354

ОКС 13.030.01

Ключевые слова: обращение с отходами, опасные отходы, трансграничная перевозка отходов

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2019