allgosts.ru13.040 Качество воздуха13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ Р ИСО 16000-40-2021 Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 16000-40-2021
Наименование:
Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.040.20

Текст ГОСТ Р ИСО 16000-40-2021 Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха

ГОСТ Р ИСО 16000-40-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЗДУХ ЗАМКНУТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Часть 40

Система менеджмента качества воздуха

Indoor air. Part 40. Indoor air quality management system

ОКС 13.040.20

Дата введения 2022-01-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (АО "НИИ Атмосфера") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2021 г. N 893-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16000-40:2019* "Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха" (ISO 16000-40:2019 "Indoor air - Part 40: Indoor air quality management system", IDT)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

Введение

Городское население большую часть времени проводит в замкнутых помещениях, осуществляя свою трудовую деятельность, получая необходимые услуги и проводя досуг. Проведено множество научных исследований, согласно которым воздух замкнутых помещений отличается от атмосферного с точки зрения наличия загрязнителей. Информация о загрязнении воздуха замкнутых помещений многообразна и требует практического применение с целью оказания помощи в организации системы менеджмента качества воздуха, предназначенной для улучшения воздуха в помещениях.

Настоящий стандарт позволяет руководителям предприятий применять протоколы и процессы технического обслуживания, предназначенные для повышения качества воздуха в замкнутых помещениях.

Контроль качества воздуха в замкнутых помещениях может принести огромные социальные выгоды с точки зрения комфорта и здоровья населения, что позволит повысить производительность труда и свести к минимуму отсутствие на рабочих местах в коммерческих помещениях, а также свести к минимуму внутрибольничные инфекции в больничных условиях.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента качества воздуха замкнутых помещений.

Настоящий стандарт применим к любой организации, которая:

a) создает систему менеджмента качества воздуха замкнутых помещений;

b) внедряет, поддерживает и постоянно совершенствует систему менеджмента качества воздуха в помещениях;

c) обеспечивает соответствие системе менеджмента качества воздуха в замкнутых помещениях;

d) демонстрирует соответствие настоящему стандарту.

Настоящий стандарт определяет требования к воздуху всех видов объектов, зданий и сооружений, за исключением тех, которые предназначены исключительно для промышленной и/или сельскохозяйственной деятельности.

Настоящий стандарт применяют ко всем типам замкнутых помещений, занятых всеми видами хозяйственной деятельности, включая постоянных пользователей, клиентов, работников и т.д.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки не используются.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/.

3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения поставленных целей (3.8).

Примечания

1 Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, партнерство, благотворительная организация или учреждение, или их части или комбинации, независимо от того, являются они государственными или частными.

2 Для организаций с несколькими операционными единицами один операционный блок может быть определен как организация.

3.2 заинтересованная сторона; стейкхолдер (interested party; stakeholder): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2 Установленным является такое требование, которое определено, например в документированной информации.

3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения поставленных целей.

Примечания

1 Система менеджмента может охватывать одну или несколько дисциплин.

2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.

3.5 руководство (management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.1).

Примечания

1 Руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы внутри организации.

2 Если область действия системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, то под руководством понимают тех, кто руководит и контролирует эту часть организации.

3.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.7 политика (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).

3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.

2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности и охраны окружающей среды) и могут применяться на разных уровнях [таких как стратегический, общеорганизационный, проект, продукт и процесс (3.12)].

3 Цель может быть выражена другими способами, например в качестве предполагаемого результата, цели операционного критерия, другой цели или путем использования других слов с аналогичным значением (например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы).

4 В системе менеджмента качества цели в области качества, устанавливаемые организацией, согласуют с политикой в области качества для достижения определенных результатов.

3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.

2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.

3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.6.1.3) или к их комбинации.

4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.6.1.1) возникновения.

3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.11 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.

Примечания

1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.

2 Документированная информация может относиться:

- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);

- к информации, созданной для функционирования организации (документация);

- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).

3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

3.13 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.

2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту, процессам (3.12), продукции, услугам, системам или организациям (3.1).

3.14 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.

Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.

3.15
контроль
(monitoring): Определение статуса системы,
процесса
(3.12) или деятельности.

_________________

Действие данного термина распространяется в рамках настоящего стандарта.

Примечание - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.

3.16 измерение (measurement): Процесс (3.12) определения величины.

Примечание - В соответствии с ИСО 3534-2 величину определяют как количество.

3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.12) получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Примечания

1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.

2 Внутренний аудит проводит сама организация или внешняя сторона от ее имени.

3 "Доказательства аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.

3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3).

3.19 несоответствие (non conformity): Невыполнение требования (3.3).

3.20 корректирующее действие (corrective action): Действия по устранению причины (причин) несоответствия (3.19) и предотвращению повторения.

3.21 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющиеся действия для повышения результативности (3.13).

3.22 внутренняя среда (indoor environment): Окружающая среда, ограниченная для любого использования, за исключением тех, которые предназначены исключительно для промышленной и/или сельскохозяйственной деятельности.

3.23 аспект качества воздуха в помещении (indoor air quality aspect): Элементы помещения и его окружения, деятельность и/или услуги организации, которые оказывают влияние на качество воздуха.

3.24 качество воздуха в помещении (indoor air quality): Качество воздуха внутри здания, описываемое с точки зрения запаха, физических параметров, химических и биологических загрязняющих веществ.

Примечания

1 Качество воздуха помещений напрямую зависит от скорости вентиляции, характера распределения воздуха и источников загрязнения.

2 Качество воздуха в помещениях играет важную роль в обеспечении здоровья человека, обонятельного комфорта и воспринимаемого комфорта.

3 Адаптировано из стандарта ИСО 16813, пункт 3.21. Это определение было упрощено для обозначения здания в целом, а не только непромышленных зданий, и несущественные, но релевантные характеристики теперь упоминаются в примечаниях.

4 Область деятельности организации

4.1 Понимание организации и ее области деятельности

Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к ее цели и которые влияют на ее способность достигать намеченных результатов ее системы менеджмента качества воздуха.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Организация должна определить:

a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества воздуха в помещениях;

b) соответствующие требования этих заинтересованных сторон.

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества воздуха в помещении

Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента качества воздуха в помещениях для установления ее области применения.

При определении области организация должна учитывать:

a) внешние и внутренние проблемы, указанные в 4.1;

b) требования, указанные в 4.2.

Область должна быть доступна в виде документированной информации.

4.4 Внутренняя система менеджмента качества воздуха

Организация должна создать, документировать, внедрять, поддерживать и постоянно совершенствовать систему менеджмента качества воздуха в помещениях, включая необходимые процессы и их взаимодействие, в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Она должна определять, как система будет выполнять эти требования.

При передаче любой деятельности сторонней организации, влияющей на соответствие этим требованиям, организация должна обеспечить контроль над переданной деятельностью. Обязанности и необходимые меры контроля в таких внешних работах должны быть определены в системе менеджмента.

Примечания

1 Под переданным процессом или деятельностью по обеспечению качества воздуха в замкнутых помещениях понимают деятельность, необходимую организации для функционирования системы менеджмента качества воздуха и исполняемую внешней стороной.

2 Обеспечение контроля за деятельностью сторонних организаций не снимает с организации ответственности за соблюдение всех требований, включая законодательные и нормативные требования.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и обязательства

5.1.1 Общие положения

Руководство должно продемонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества воздуха в помещениях путем:

a) обеспечения того, чтобы политика в отношении качества воздуха в помещениях и цели в отношении качества воздуха в помещениях были установлены и соответствовали стратегическому направлению организации;

b) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества воздуха в помещениях в бизнес-процессы организации;

c) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества воздуха в помещении;

d) информирования о важности эффективной системы менеджмента качества воздуха в помещении и соответствия требованиям;

e) обеспечения того, чтобы система менеджмента качества воздуха в помещениях достигла запланированных результатов;

f) руководства и поддержки лиц, способствующих повышению эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях;

g) содействия постоянному улучшению;

h) поддержки других соответствующих управленческих ролей для демонстрации лидерства в том, что относится к их сферам ответственности;

i) проведения управленческих проверок.

Примечание - Ссылка на "бизнес" в настоящем стандарте может толковаться в широком смысле как означающая те виды деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации.

5.1.2 Представители руководства

5.1.2.1 Организация должна определить роли, обязанности и полномочия. Они должны быть задокументированы и доведены до сведения всех сотрудников организации, чтобы способствовать эффективному менеджменту качества воздуха в помещении.

Организация должна установить соответствующие каналы связи для:

a) внутренней связи между персоналом на различных уровнях;

b) получения, документирования и ответа на сообщения от внешних заинтересованных сторон (см. 7.4).

Она должна обеспечивать информирование об эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

5.1.2.2 В рамках измерения эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях организация может периодически отслеживать восприятие пользователей относительно выполнения их ожиданий по качеству воздуха в помещениях, а также по управлению соответствующими видами деятельности организации. Если принимается решение о проведении периодического контроля, организация должна определить и документировать методы получения и использования этой информации.

5.1.2.3 Руководство назначает представителя руководства организации, который независимо от других обязанностей несет ответственность и полномочия по обеспечению:

a) создания, внедрения и поддержания в соответствии с требованиями настоящего стандарта системы менеджмента качества воздуха в помещениях;

b) предоставления руководству отчетов о результатах проверки системы менеджмента, включая рекомендации по улучшению;

c) повышения осведомленности о деятельности по менеджменту качества воздуха в помещениях на всех уровнях организации.

Примечание - В обязанности представителя руководства может входить связь с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

5.2 Политика

5.2.1 Руководство должно установить политику качества воздуха внутри помещений, которая:

a) соответствует цели организации;

b) обеспечивает основу для установления целевых показателей качества воздуха в помещениях;

c) учитывает применимые правовые и другие требования, к которым организация присоединяется;

d) включает обязательство постоянно совершенствовать систему менеджмента качества воздуха в помещениях.

5.2.2 Политика менеджмента качества воздуха в помещениях должна:

a) быть доступной в качестве документированной информации;

b) внедряться, поддерживаться и проверяться на предмет пригодности;

c) быть доведена до сведения всех сотрудников организации;

d) быть доступной для заинтересованных сторон, в зависимости от обстоятельств.

5.3 Роли, обязанности и полномочия

Руководство должно гарантировать, что обязанности и полномочия для соответствующих ролей распределены и переданы внутри организации.

Руководство возлагает ответственность и полномочия по:

a) обеспечению соответствия системы менеджмента качества воздуха в помещениях требованиям настоящего стандарта;

b) представлению отчетности о функционировании системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

5.4 Правовые требования

Руководство должно обеспечить внедрение и поддержание процедуры:

a) определения и получения доступа к применяемым законодательным требованиям, связанным с качеством воздуха в помещениях;

b) определения применения требований к процедурам, связанным с качеством воздуха в помещении и системой менеджмента качества.

Организация должна обновлять эту информацию. Она должна сообщать соответствующую информацию о требованиях законодательства и других требованиях своему персоналу и заинтересованным сторонам.

6 Планирование

6.1 Меры по устранению рисков и возможностей

6.1.1 При планировании системы менеджмента качества воздуха в помещениях организация должна рассмотреть вопросы, приведенные в 4.1 и 4.2, и определить риски и возможности, которые необходимо учитывать для:

a) уверенности в том, что система менеджмента качества воздуха в помещении может достичь запланированных результатов;

b) предотвращения или уменьшения нежелательных эффектов;

c) постоянного улучшения.

6.1.2 Организация должна спланировать:

a) действия по устранению этих рисков и возможностей;

b) как:

1) интегрировать и внедрять действия в процессы менеджмента качества воздуха в помещении;

2) оценивать эффективность этих действий.

6.2 Цели в области качества воздуха внутри помещений и планирование их достижения

6.2.1 Организация должна установить цели в области качества воздуха в помещениях на соответствующих уровнях.

Цели качества воздуха в помещениях должны:

a) соответствовать политике качества воздуха в помещениях;

b) быть измеримыми (если это практически возможно);

c) учитывать применимые правовые требования и другие требования, к которым организация присоединяется;

d) иметь возможность отслеживания;

e) быть сообщенными;

f) обновляться по мере необходимости.

Организация также должна учитывать свои технологические, финансовые и эксплуатационные требования и ожидания пользователей.

Организация должна хранить документированную информацию о целях качества воздуха в помещениях.

6.2.2 При планировании того, как достичь своих целей по качеству воздуха в помещениях, организация должна определить:

a) что будет сделано, включая создание, документирование, внедрение и поддержание процессов;

b) какие ресурсы потребуются;

c) кто будет нести ответственность, включая распределение ответственности и полномочий для достижения целей на соответствующих функциях и уровнях организации;

d) когда оно будет завершено, включая средства и график достижения целей;

e) как будут оцениваться результаты, включая их периодический пересмотр для обеспечения сохранения актуальности и соответствие целям качества воздуха в помещениях.

6.3 Аспект качества воздуха в помещении

6.3.1 Общие положения

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для выявления, определения уровня риска и, при необходимости оценки аспектов качества воздуха в помещениях.

Организация должна обеспечить, чтобы результаты этих оценок были рассмотрены, и при необходимости предоставить информацию для:

a) постановки цели системы менеджмента качества воздуха в помещениях;

b) процессов системы менеджмента качества воздуха в помещениях;

c) определения требований к изменениям и реконструкции объектов;

d) определения соответствующих ресурсов;

e) определения потребностей в обучении;

f) разработки оперативного контроля.

Организация должна документировать эту информацию и постоянно обновлять ее.

Примечание - В приложении А и приложении В приведено руководство по идентификации и оценке аспектов качества воздуха в помещениях.

Аспекты качества воздуха в помещениях, которые следует учитывать, могут включать, но не ограничиваются:

a) расположение здания;

b) использование, деятельность и планировка здания;

c) строительные материалы;

d) строительное оборудование: кондиционирование воздуха, водоснабжение, канализация, топливные баки, вертикальная транспортировка и связь между станциями, электричество и телекоммуникации, стоянки и комнаты специального назначения и т.д.;

e) эксплуатация здания;

f) ремонт и реконструкция здания.

Жалобы от жильцов и, если они имеются, эпидемиологические данные (например, уровень прогулов) должны регистрироваться и рассматриваться, в зависимости от обстоятельств.

7 Служба поддержки

7.1 Ресурсы

Организация определяет и предоставляет ресурсы, необходимые для создания, внедрения, поддержания и постоянного совершенствования системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

7.2 Компетентность

Организация должна:

a) определить необходимую компетентность лица (лиц), выполняющего под его контролем работу, влияющую на качество его работы в помещении;

b) обеспечить, чтобы эти лица были компетентны на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки или опыта;

c) при необходимости принимать меры, например проводить профессиональную подготовку, чтобы приобрести необходимую компетентность, и оценивать эффективность принятых мер;

d) обеспечить, чтобы лицо (лица) осознавало важность соответствия политике, целям и процессам системы менеджмента качества воздуха в помещениях;

e) сохранять соответствующую документированную информацию в качестве доказательства компетентности, включая записи об образовании, профессиональной подготовке, навыках и опыте занятых в работе лиц.

Примечание - Применимые меры могут включать, например предоставление профессиональной подготовки, наставничество или перераспределение занятых в настоящее время лиц; или найм или заключение контрактов с компетентными лицами.

7.3 Осведомленность

Лица, выполняющие работу под контролем организации, должны знать:

a) политику в области качества воздуха в помещениях;

b) вклад в эффективность системы менеджмента качества воздуха в помещении, в том числе преимущества улучшения показателей качества;

c) последствия несоответствия требованиям системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

7.4 Коммуникация

Организация должна определить внутренние и внешние коммуникационные контакты, имеющие отношение к системе менеджмента качества воздуха в помещениях, включая:

a) каким образом контактировать;

b) когда следует контактировать;

c) с кем контактировать;

d) как контактировать.

7.5 Документированная информация

7.5.1 Общие положения

Система менеджмента качества воздуха в помещениях организации должна включать в себя:

a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом, в том числе:

1) руководство по системе менеджмента качества воздуха в помещениях (см. 7.5.5);

2) политику, цели и процессы обеспечения качества воздуха в помещениях;

3) порядок и записи;

b) документированную информацию, определяемую организацией для эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях, т.е. обеспечивающую эффективное планирование, функционирование и контроль ее деятельности в области качества воздуха в помещениях.

Примечания

1 Объем документированной информации для системы менеджмента качества воздуха в помещениях может отличаться в зависимости от организации из-за:

- размера организации и видов ее деятельности, производимых процессов, продуктов и услуг;

- сложности процессов и их взаимодействия;

- компетентности лиц.

2 Применимые меры могут включать, например предоставление профессиональной подготовки, наставничество или перераспределение занятых в настоящее время лиц; или найм или заключение контрактов с компетентными лицами.

7.5.2 Создание и обновление

При создании и обновлении документированной информации организация должна обеспечить следующее:

a) идентификацию и описание (например, название, дату, автора или номер ссылки);

b) подходящий формат представления (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носители информации (например, бумажные, электронные);

c) рассмотрение и утверждение на предмет пригодности и адекватности.

7.5.3 Управление документированной информацией

7.5.3.1 Документированная информация, требуемая системой менеджмента качества воздуха в помещениях и настоящим стандартом, должна контролироваться для обеспечения:

a) доступности и пригодности для использования, где и когда это необходимо;

b) защиты (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).

Записи являются особым видом документов и должны контролироваться в соответствии с требованиями 4.2 и 7.5.4.

7.5.3.2 Для контроля документированной информации организация должна заниматься, в зависимости от обстоятельств, следующими видами деятельности:

a) установлением, внедрением и поддержкой процедуры определения необходимого контроля;

b) распространением, доступом, извлечением и использованием:

1) рассмотрением и утверждением документов на предмет их актуальности;

2) рассмотрением, обновлением и повторным утверждением документов по мере необходимости;

c) хранением и консервацией, включая сохранение удобочитаемости:

1) обеспечением разборчивости и идентифицируемости документов;

d) контролем изменений (например, контроль версий):

1) обеспечением выявлений изменений, а также текущего статуса пересмотра документов;

2) обеспечением наличия соответствующих версий документов в местах их использования;

e) контролем срока хранения:

1) предотвращением непреднамеренного использования устаревших документов и использования их с соответствующей идентификацией, если они сохраняются по какой-либо причине.

Документированная информация внешнего происхождения, определяемая организацией как необходимая для планирования функционирования системы менеджмента качества воздуха в помещениях, должна быть, при необходимости идентифицирована и проверена.

Примечание - Доступ может означать принятие решения относительно разрешения на просмотр только документированной информации или разрешения и полномочий на просмотр и ее изменение.

7.5.4 Контроль записей

Организация устанавливает и ведет учет, необходимый для подтверждения соответствия требованиям настоящего стандарта и достигнутых результатов.

Организация устанавливает, внедряет и поддерживает в рабочем состоянии процедуру определения мер контроля, необходимых для идентификации, хранения, защиты, поиска и распоряжения документами.

Документы должны оставаться разборчивыми, легко идентифицируемыми и извлекаемыми. Документация и записи в электронном и цифровом виде должны быть защищены от несанкционированного доступа. Следует регулярно выполнять резервное копирование.

7.5.5 Руководство по менеджменту качества воздуха в помещениях

Организация должна разработать, внедрить и обновлять руководство по менеджменту качества воздуха в помещениях, включая:

a) область применения системы менеджмента качества организации;

b) объекты, к которым применима система менеджмента качества;

c) описание действий и мероприятий, связанных с качеством воздуха в помещениях, которые имеют место в организации, применяющей систему менеджмента качества воздуха;

d) процедуры, установленные для системы менеджмента или относящиеся к ней;

e) процессы пересмотра и совершенствования.

7.6 Инфраструктура и техническое обслуживание

Организация должна определить, обеспечить и поддерживать инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к качеству воздуха в помещениях. Инфраструктура может включать в себя:

a) устройства кондиционирования и вентиляции помещений;

b) систему водоснабжения;

c) санитарно-техническое оборудование;

d) приточку воздуха.

Эта инфраструктура должна надлежащим образом обслуживаться, включая очистку, дезинфекцию, санитарную обработку и борьбу с вредителями, таким образом, чтобы качество воздуха в помещении не было нарушено.

Для предоставления доказательств этой деятельности должны храниться соответствующие документы.

8 Функционирование

8.1 Оперативное планирование и контроль

Организация должна планировать, осуществлять и контролировать процессы, необходимые для выполнения требований настоящего стандарта, а также осуществлять действия, определенные в 6.1, путем:

a) установления критериев процесса;

b) осуществления контроля за процессами в соответствии с критериями;

c) хранения документированной информации в объеме, необходимом для обеспечения уверенности в том, что процессы были проведены в соответствии с планом.

Организация должна контролировать запланированные изменения и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры для смягчения любых неблагоприятных последствий, если это необходимо.

Организация должна обеспечить контроль над внешними процессами.

8.2 Планирование обеспечения качества воздуха в помещении

Организация должна планировать и разрабатывать мероприятия и процессы, необходимые для контроля качества воздуха в помещениях. При планировании следует учитывать, по крайней мере, следующее:

a) процессы предотвращения проблем с качеством воздуха в помещениях при реконструкции объектов;

b) процессы проверки и обслуживания, включая технические действия;

c) процессы очистки и дезинфекции;

d) процессы предотвращения происшествий, которые могут повлиять на качество воздуха в помещении (например, чрезвычайные ситуации, такие как наводнения, пожары);

e) процессы отбора проб для контроля качества воздуха в помещениях;

f) аналитические данные и контрольные процессы.

8.3 Закупки

8.3.1 Оценка поставщиков

Организация должна обеспечить, чтобы переданный внешней организации процесс и/или приобретенные от внешних организаций продукты, которые могут повлиять на качество воздуха в помещениях, соответствовали установленным требованиям к закупкам.

Организация должна оценивать и отбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию и/или услуги в соответствии с требованиями организации. Следует установить критерии отбора, оценки и переоценки поставщиков. Необходимо вести учет результатов оценок и любых необходимых действий, вытекающих из них.

8.3.2 Информация о закупках

Информация о закупках должна описывать процесс, подлежащий передаче субподрядчику, или приобретаемый продукт, включая при необходимости:

a) требования к утверждению закупки;

b) требования к квалификации субподрядчика.

Организация должна обеспечить адекватность указанных закупочных требований и их доведения до сведения поставщику.

8.3.3 Проверка закупок

Организация должна организовать и осуществлять инспекции или другие необходимые мероприятия для обеспечения того, чтобы переданный процесс или деятельность, приобретенный продукт или услуга соответствовали установленным требованиям.

8.4 Оперативный контроль

Организация должна планировать и осуществлять оперативный контроль качества воздуха в помещениях в контролируемых условиях. Эти контролируемые условия должны включать в себя:

a) наличие рабочих инструкций для проведения запланированных процессов (см. 7.5);

b) использование соответствующего оборудования и материалов;

c) осуществление соответствующего контроля и измерений (см. 8.2);

d) осуществление процессов по проверке соответствия качества воздуха в помещениях.

9 Оценка эффективности

9.1 Контроль, измерение, анализ и оценка

9.1.1 Организация должна определить:

- объекты контроля и измерения;

- методы контроля, измерения, анализа и оценки, если это применимо, для обеспечения достоверных результатов;

- проведение контроля и измерений;

- когда результаты контроля и измерений должны быть проанализированы и оценены.

Организация должна хранить соответствующую документированную информацию в качестве доказательства полученных результатов.

Организация должна оценивать показатели качества воздуха в помещениях и эффективность системы менеджмента качества.

9.1.2 Организация должна устанавливать, документировать, внедрять и поддерживать применение методик и методов в соответствии с разделом 6 для контроля и измерения параметров качества воздуха в помещениях с целью:

a) продемонстрировать соответствие требованиям качества воздуха в помещении;

b) обеспечить соответствие внутренней системе менеджмента качества;

c) повышения эффективности системы внутреннего менеджмента качества.

Организация устанавливает, внедряет и поддерживает процедуру периодической оценки соблюдения применимых правовых требований и других требований, к которым присоединяется организация.

Следует вести учет результатов периодических оценок.

9.2 Внутренний аудит

9.2.1 Организация должна проводить внутренние аудиты с запланированными интервалами для предоставления информации о том, что система менеджмента качества воздуха в помещениях:

a) соответствует требованиям:

1) собственным требованиям организации к системе менеджмента качества воздуха в помещениях;

2) требованиям настоящего стандарта;

b) эффективно функционирует.

9.2.2 Организация обязана:

а) планировать, разрабатывать, осуществлять и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, включая периодичность, методы, обязанности, требования к планированию и отчетности, которая должна учитывать важность соответствующих процессов, включая деятельность по менеджменту качества воздуха в помещениях и областях, подлежащих аудиту, а также результаты предыдущих аудитов;

b) определять критерии и область для каждого аудита, а также его периодичность и методологию проведения;

c) отбирать аудиторов и проводить аудит таким образом, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность; аудиторы не должны проводить проверку своей собственной работы;

d) обеспечивать доведение результатов аудита до соответствующих руководителей;

e) сохранять документированную информацию в качестве доказательства осуществления программ(ы) аудита и его результатов.

Руководство, ответственное за проверяемую область, должно обеспечить, чтобы были предприняты любые необходимые исправления и корректирующие действия, без неоправданной задержки, для устранения выявленных несоответствий и их причин. Последующая деятельность должна включать проверку принятых мер и представление отчетов о результатах проверки (см. 8.3).

9.3 Анализ со стороны руководства

9.3.1 Руководство должно регулярно пересматривать систему менеджмента качества воздуха в помещениях организации для обеспечения ее пригодности, актуальности и эффективности.

Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение:

a) статуса действий, предпринятых по результатам предыдущих анализов со стороны руководства, включая степень выполнения целей организации;

b) изменений во внешних и внутренних аспектах, имеющих отношение к системе менеджмента качества воздуха в помещениях;

c) информации о показателях качества воздуха в помещениях, включая изменения в области:

1) несоответствия и корректирующих действий;

2) результатов контроля и измерений;

3) результатов аудита;

d) возможности для постоянного совершенствования и необходимости внесения изменений в систему менеджмента качества воздуха в помещениях, политику и цели в области качества воздуха в помещениях;

e) результатов оценки соответствия требованиям законодательства и иным требованиям, к которым организация присоединяется;

f) общения с пользователями, включая жалобы клиентов;

g) выполнения работ в области качества воздуха в помещениях.

9.3.2 Результаты анализа со стороны руководства должны содержать решения, связанные с возможностями постоянного совершенствования и любой необходимостью внесения изменений в систему менеджмента качества воздуха в помещениях, включая:

a) политику, цели, процессы и другие элементы, соответствующие стремлению к постоянному совершенствованию;

b) улучшение в соответствии с ожиданиями пользователей;

c) потребности в ресурсах.

10 Развитие

10.1 Несоответствие и корректирующие действия

10.1.1 При возникновении несоответствия организация должна:

a) реагировать на несоответствие и, при необходимости:

- принимать меры для контроля и исправления;

- устранить последствия;

b) оценивать необходимость действий по устранению причины (причин) несоответствия, чтобы исключить повторение, путем:

- рассмотрения несоответствия;

- определения причин несоответствия;

- определения наличия или возможности возникновения аналогичных несоответствий;

c) осуществлять любое необходимое действие;

d) проверять эффективность любых предпринятых корректирующих действий;

e) вносить изменения в систему менеджмента качества воздуха в помещении, при необходимости.

Корректирующие действия должны соответствовать последствиям несоответствий.

10.1.2 Организация должна хранить документированную информацию в качестве доказательства:

- характера несоответствий и любых последующих предпринятых действий;

- результатов любых корректирующих действий.

10.2 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно улучшать применимость, актуальность и эффективность системы менеджмента качества воздуха в помещениях.

Приложение А

(справочное)

Определение и оценка аспектов качества воздуха замкнутого помещения

А.1 Общие положения

Выявление, определение уровня риска и оценка аспектов качества воздуха в помещении или здании - это первый шаг к созданию системы менеджмента качества воздуха.

В рамках этих процессов выполняют следующие действия:

- проведение инвентаризации: составление списка аспектов, которые могут повлиять на качество воздуха в помещении;

- определение уровня риска: рассмотрение конкретных характеристик каждого здания и определение влияния их на качество воздуха в помещении.

Решение рассматривать потенциальный риск аспекта качества воздуха в помещении как актуальное или нет может быть принято на основе матрицы риска вероятности/последствий. Следует рассматривать те аспекты качества воздуха замкнутого помещения, которые показывают средний или экстремальный уровень риска.

Таблица А.1 - Пример стандартного протокола

Пример - В здании с автомобильной стоянкой снаружи вероятность присутствия окиси углерода, частиц и других выхлопных газов крайне велика. Поскольку территория автостоянки не связана с занятыми людьми зонами, то влияние на качество воздуха в помещении должно быть ничтожно малым. Уровень риска должен быть низким, то есть никаких дальнейших действий не требуется. Если зона парковки автомобиля находится внутри здания, то влияние на качество воздуха в помещении может быть незначительным или высоким, в зависимости от структуры здания. Таким образом, можно ожидать уровень риска от среднего до экстремального, что требует более глубокой оценки с точки зрения качества измерений.

- проведение оценки: все значимые аспекты качества воздуха в замкнутых помещениях (по крайней мере, средний или экстремальный риск) должны быть оценены, и при необходимости должны быть приняты соответствующие меры, зафиксированные в протоколе. Для последующей оценки результатов измерений необходимо точно документировать условия отбора проб. В протоколе, приведенном в таблице А.1, приведена обобщенная информация, необходимая для оценки результатов. При необходимости некоторые пункты протокола могут быть опущены, а другие добавлены. Таблица А.1 должна быть включена в итоговый протокол для лучшего понимания задачи измерения.

Оценка подразумевает:

- измерение соответствующих загрязняющих веществ (например, окиси углерода для оценки ситуации, связанной с парковкой, или формальдегида при наличии новой мебели, изготовленной из ДСП и т.д.);

- документальный анализ (например, проверка записей контроля легионеллы, если в здании имеются градирни, проверка записей программ технического обслуживания и т.д.);

- визуальный осмотр (например, наличие грибка или другое);

- рассмотрение жалоб и эпидемиологических данных (местонахождение источника жалоб, их частота, тип и т.д.).

К типичным аспектам, которые обычно рассматривают как влияющие на качество воздуха в помещениях в большинстве зданий:

a) местоположение здания;

b) использование, деятельность и планировка здания;

c) строительные материалы; мебель и электротовары;

d) строительные установки:

1) устройства кондиционирования и вентиляции помещений;

2) система водоснабжения;

3) санитарно-техническое оборудование;

4) топливные станции;

5) лифты и эскалаторы;

e) парковочные места;

f) помещения специального назначения (складские, механические, торговые, кафе и т.д.);

g) эксплуатационное содержание зданий; включая средства технического обслуживания и очистки;

h) реконструкция здания.

А.2 Расположение здания

Расположение здания может оказывать влияние на качество воздуха в помещении несколькими способами.

Например, когда вентиляция здания зависит от наружного свежего воздуха, качество этого воздуха является основным фактором, влияющим на качество воздуха в помещении. Плохое качество наружного воздуха может быть улучшено с помощью систем фильтрации и очистки. Характеристики района, городского или сельского, будут определять типы загрязнителей наружного воздуха, например искусственные (такие как
или твердые частицы) в городских зонах или главным образом биологические (например, естественная почва, капли, грибы, пыльца, насекомые) в сельских районах.

Климатические условия, особенно влажность, температура, направление ветра, макро- и микроклимат влияют на качество воздуха в помещении. Например, наличие влажных поверхностей вследствие конденсации может привести к росту плесени.

Предыдущее использование участка может повлиять на качество воздуха, особенно на нижних этажах или если воздухозаборники свежего воздуха находятся вблизи загрязненных почв.

Геологические характеристики также могут оказывать влияние, особенно на присутствие радона или торона.

А.3 Виды деятельности, использование и планировка зданий

Деятельность, которая происходит внутри здания, должна учитываться в качестве потенциальных источников загрязнения. Например, торговые центры, рестораны, кафе, лаборатории, больницы, здания, в которых проводят реставрационные работы являются типичным источником запахов и продуктов горения.

Все потенциальные загрязняющие действия должны находиться под контролем, при этом обычной практикой считается держать эти области под отрицательным давлением.

Важно учитывать различные источники загрязняющих веществ, образующихся в результате повседневной деятельности (например, приготовление пищи, сжигание свечей, камины).

Исторические и текущие данные о деятельности внутри исследуемого здания, если таковые имеются, должны быть собраны и проанализированы.

Первоначальное использование и разветвление системы вентиляции здания следует сравнивать с его нынешним использованием и распределением, поскольку неправильные изменения являются распространенным источником проблем качества воздуха в помещениях, например в помещениях без воздушных диффузоров или вытяжных решеток.

Следует учитывать тип здания, в том числе является ли здание высотным или отдельно стоящим, высоту этажа, возможные варианты естественной вентиляции (например, планировка, наличие внутренних двориков, тип окон и размеры, знание герметичности здания), тип фасада (например, с защитой от излучения и воздействия солнечных лучей, теплоотдача фасада) и герметичность ограждающей конструкции здания (например, крыша, окно).

Кроме того, следует учитывать характеристики срока эксплуатации здания, включая тип пользователей (например, возраст, преобладающий пол, тип одежды, виды деятельности, средняя продолжительность пребывания, плотность заселения) и тип использования (например, работа, проживание, физическая активность).

А.4 Строительные материалы, мебель и электрические потребительские товары

Строительные материалы, мебель и электрические товары являются ключевым элементом, влияющим на качество воздуха в помещениях. Они могут быть источниками выбросов загрязняющих веществ, так как они потенциально выделяют частицы, летучие органические соединения (ЛОС), запахи и микроорганизмы и т.д. Материалы не являются однородным аспектом; каждый материал должен рассматриваться отдельно, и его воздействие должно рассматриваться с точки зрения:

a) состава материала: наличие токсичных веществ (например, ЛОС, асбест, формальдегид, радон) и характеристики (например, пористость и сорбционная способность);

b) возраста и состояния материала;

c) повреждений от воды (например, микробиологическое загрязнение, высвобождение волокон);

d) районов, непосредственно подверженных воздействию на занимаемых территориях;

e) контакта потока сжатого воздуха с материалами;

f) потенциальных вторичных выбросов в результате химических реакций между различными материалами или других условиях строительства (проникновение озона, температурные условия, влажность, давление и т.д.).

При оценке этого аспекта должна учитываться информация о материалах, испытанных на выбросы (например, ЕН 16516:2017, AgBB, EU-LCI).

А.5 Строительные объекты и сооружения

А.5.1 Общие положения

Сооружения - это элементы, предназначенные для обеспечения функциональности и комфорта внутри помещений, а также для обозначения их назначения. Важно оценивать технические характеристики различных сооружений и изучать их влияние на качество воздуха в помещениях.

Наиболее важными сооружениями, которые могут повлиять на качество воздуха в помещениях, являются установки кондиционирования воздуха (А.5.2), объекты водоснабжения (А.5.3), санитарные помещения (А.5.4) и другие места, где существует вероятность загрязнения (А.5.5).

А.5.2 Установки кондиционирования воздуха

Установки кондиционирования воздуха предназначены для контроля температурного комфорта, вентиляции, контроля загрязнения окружающей среды и/или регулирования влажности. Ключевыми аспектами данного вида оборудования являются:

a) проектирование и калибровка, которые должны соответствовать видам использования и характеристикам занимаемых территорий;

b) механическое обслуживание для обеспечения функциональности и эффективности;

c) механические и гигиенические условия для обеспечения того, чтобы они не становились источником загрязнения окружающей среды;

d) условия эксплуатации для обеспечения надлежащего использования.

Важно проверять некоторые моменты, касающиеся этих систем:

- при изменении использования здания первоначальная разводка магистралей и труб и/или тепловые потоки в нем, для которых оно было первоначально спроектировано; должна быть проверена пригодность системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВКВ) для нового использования; критерии эффективности должны соответствовать спецификации проекта;

- при внесении изменений в конструкцию внутренних перегородок здания.

А.5.3 Объекты водоснабжения

В зданиях имеются различные типы водоснабжения. Выделяют две основные категории:

a) увлажнители воздуха, например кондиционеры испарительного типа, градирни и испарительные конденсаторы. Эти системы могут контролировать термогигрометрические условия внутреннего воздуха или охлаждающих жидкостей. Основной риск, который следует учитывать в этих установках, - это потенциальное загрязнение микроорганизмами, некоторые из которых очень опасны, например легионелла;

b) водораспределительные системы, предназначенные для хранения и транспортировки воды, используемой непосредственно в конечных точках и для систем водоснабжения, например санитарной питьевой воды, систем полива растений, фонтанов, систем пожаротушения. Риск заключается в том, что в них могут происходить утечки загрязненной воды, содержащей микроорганизмы, некоторые из которых очень опасны, например легионелла.

Установки, работающие с водой, могут протекать и заливать прилегающие площади, что может повлиять на другие материалы, создавая проблемы ухудшения качества в целом и, в частности, роста микробов. В этом случае актуальны отводы конденсата в приточно-вытяжных агрегатах, например вентиляторный доводчик в подвесных потолках.

А.5.4 Санитарные объекты

Санитарные объекты включают в себя канализацию, систему очистки и удаления сточных вод, помещения для мусора, дымоходы в гаражах, кухнях, ресторанах и т.д. Все эти объекты могут быть источником неприятных запахов, а также химических и микробных загрязнений.

А.5.5 Другие объекты

Необходимо определить и контролировать следующие объекты:

- топливные баки: ЛОС могут выделяться в процессе заправки, очистки или в случае утечек;

- лифты, лестницы и эскалаторы: они могут служить путями распространения загрязняющих веществ, например из гаражей и складов в другие занятые людьми зоны;

- автостоянки/гаражи: это потенциальные источники загрязнения выбросами твердых частиц и горючими газами. Важно расположение автостоянок/гаражей (подземные или надземные). Пути следования пользователей между автостоянкой/гаражом и занятыми людьми зонами через лифты или лестницы могут стать путями загрязнения окружающей среды;

- складские помещения и специальное использование: любая зона, которая служит хранилищем для продуктов или предназначена для специального использования (например, ремонтные мастерские, кухни, столовые, курительные комнаты, помещения для копирования и печати документов), является потенциальным источником загрязнения и поэтому должна быть идентифицирована и взята под контроль.

А.6 Техническое обслуживание здания; включая средства технического обслуживания и очистки

Техническое обслуживание является одним из ключевых процессов в обеспечении хорошего качества воздуха в помещениях. Техническое обслуживание традиционно сосредоточено на механических аспектах обеспечения работоспособности объектов, однако неподходящее гигиеническое обслуживание может привести к различным типам проблем качества воздуха.

Наиболее важными пунктами, которые следует учитывать в отношении технического обслуживания, являются:

a) специальная подготовка обслуживающего персонала по вопросам качества воздуха в помещениях;

b) проведение профилактических и корректирующих мероприятий по комплексной борьбе с вредителями;

c) разработка и применение действующего законодательства и технических стандартов в области использования химических веществ;

d) перечень и регистрация паспортов безопасности химических веществ, используемых для технического обслуживания (особенно отделочных изделий, чистящих средств и биоцидов);

e) профилактическое и корректирующее техническое обслуживания для обеспечения качества воздуха в помещениях;

f) учет и документация обязательных очистных сооружений, в соответствии с действующим законодательством в области здоровья населения и воздуха в замкнутых помещениях (например, контроль наличия легионеллы и качества питьевой воды, присутствие радона, учет бассейнов);

g) отчеты о других разбирательствах и другие документы, которые считаются актуальными (например, жалобы пользователей, предыдущие проблемы, план корректирующих действий, план контроля);

h) процедуры очистки здания для улучшения качества воздуха в помещении (например, твердые частицы, выбросы ЛОС в результате технического обслуживания и чистящих средств).

А.7 Реконструкция здания

Ремонтные работы - это операции, которые могут приводить к высокому содержанию твердых частиц, размножению грибков, выбросам ЛОС, формальдегида и т.д. Поэтому ремонтные работы следует планировать надлежащим образом, чтобы избежать возможных неблагоприятных последствий перекрестного загрязнения.

Наиболее важными пунктами, которые следует учитывать при ремонте, являются:

a) предварительная оценка асбестосодержащих материалов, свинцовой краски или любых других вредных загрязняющих веществ;

b) обучение персонала, участвующего в работе по качеству воздуха в помещениях;

c) документирование процедур реконструкции;

d) выбор материалов, оказывающих наименьшее влияние на качество воздуха в помещении;

e) перечень и регистрация паспортов безопасности используемых химических веществ (особенно отделочных материалов и чистящих средств);

f) оценка влияния изменений на технические строительные установки;

g) внедрение методов работы с низким уровнем выбросов.

Приложение В

(справочное)

Определение и оценка качества воздуха замкнутого помещения: наглядная блок-схема

Библиография

[1]

ИСО 16000-1, Воздух в помещении. Часть 1. Общие аспекты стратегии отбора проб

[2]

ИСО/МЭК 17025, Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

[3]

United States Environmental Protection Agency (ЕРА). Indoor Air Quality Building Education and Assessment Model (I-BEAM). US EPA, 2002

[4]

ASHRAE. Indoor Air Quality Guide: Best Practices for Design, Construction and Commissioning. ASHRAE, 2009

[5]

US EPA. Building Air Quality Guide: A Guide for Building Owners and Facility Managers. US EPA, 1991

[6]

World Health Organization (WHO). WHO Guidelines for Indoor Air Quality: Selected Pollutants. WHO, 2010

[7]

EH 16516:2017, Строительная продукция. Оценка выбросов опасных веществ. Определение выбросов в воздух помещений

[8]

AGbb Certification of emissions of construction products and floor coverings. Eco-lnstitut

[9]

Agreed EU-LCI values (July 2018)

[10]

Руководство ИСО 73:2009, Управление рисками. Словарь

[11]

ИСО 19011:2018, Руководство по аудиту систем менеджмента

[12]

UNE 171330-1:2008, Качество воздуха в помещении. Часть 1. Диагностика качества воздуха в помещении

[13]

ИСО 16813:2006, Проектирование строительной среды. Внутренняя среда. Общие принципы

УДК 504.3:006.354

ОКС 13.040.20

Ключевые слова: воздух замкнутых помещений, система, качество воздуха, испытания, менеджмент, контроль, организация