allgosts.ru43.020 Дорожно-транспортные средства в целом43 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р 59857-2021 Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения

Обозначение:
ГОСТ Р 59857-2021
Наименование:
Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения
Статус:
Действует
Дата введения:
04.01.2022
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.020

Текст ГОСТ Р 59857-2021 Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения

ГОСТ Р 59857-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ И АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Термины и определения

Automobile vehicles. Automotive and automotive research expertise. Terms and definitions

ОКС 43.020

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1535-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение

Разработка настоящего стандарта направлена на упорядочивание терминологии, применяемой в отношении транспортных средств и их компонентов, используемой при проведении автотехнической и автотовароведческой экспертизы.

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

В основу стандарта положены материалы словаря [1]. Термины и определения, заимствованные из словаря [1], подверглись редакторской переработке.

Определения терминов не противоречат определениям, приведенным в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе стандартах, однако могут не соответствовать таким определениям дословно.

Настоящий стандарт включает основные и наиболее часто применяемые термины и их определения. Термины сгруппированы по тематическим разделам. Термины, тематически относящиеся к нескольким разделам, даны только в одном из них. Определения некоторых терминов снабжены поясняющими примечаниями.

Широко употребляемые аббревиатуры приведены рядом с определяемыми терминами.

В терминах-словосочетаниях использована наиболее употребляемая на практике последовательность слов.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации.

При наличии разных названий одного и того же предмета, явления или процесса приведены все наиболее употребляемые синонимы, при этом используется принцип отсылки к наиболее предпочтительному термину. Определение дается тому термину, употребление которого наиболее предпочтительно.

В том случае, когда термин имеет несколько значений, соответствующие определения даются списком под арабскими цифрами с закрывающей скобкой.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов с указанием номера статьи.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, применяемых в отношении транспортных средств (ТС) и их компонентов.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации по автотехническим и автотовароведческим экспертизам и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 Термины и определения

Термины общего применения

1 полная гибель ТС: Последствия повреждения, при котором ремонт поврежденного ТС невозможен либо стоимость его ремонта равна стоимости ТС на дату наступления повреждения (в случае, регулируемом законодательством об ОСАГО) или превышает указанную стоимость.

Примечание - По договорам КАСКО условия, при которых наступает полная гибель ТС, могут отличаться от приведенных выше. Полную гибель ТС обусловливает его предельное техническое состояние в совокупности с потерей работоспособности.

2 деталь: Изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.

3 дефект: Каждое несоответствие продукции требованиям нормативно-технической (эксплуатационной) документации.

4 скрытый дефект: Дефект, который не выявлен или не мог быть выявлен при внешнем осмотре ТС, для обнаружения которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата.

Примечание - При дополнительной проверке проводят демонтаж детали/узла, в котором предполагается наличие дефекта и/или узлов и деталей, препятствующих обзору, или инструментальную проверку, и/или вскрытие неразборных соединений, корпуса и т.п.

5 деформация: Изменение формы или размеров физического тела или его части под действием внешних сил.

Примечание - Различают первичные (непосредственное воздействие в зоне следового контакта) и вызванные (воздействие посредством первично контактирующих деталей) деформации.

6 конструкторская документация: Документы, которые в отдельности или в совокупности с другими документами определяют конструкцию изделия и содержат данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия.

7 эксплуатационная документация: Разработанная изготовителем ТС нормативная документация по его эксплуатации, ремонту, техническому и гарантийному обслуживанию.

8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения ТС и повлекшее за собой травму или смерть людей, повреждение ТС и грузов, искусственных сооружений или нанесшее другой материальный ущерб.

9 изготовитель ТС: Юридическое лицо, производящее ТС.

10 (эксплуатационный) износ: Количественная мера физического старения, достигнутого в процессе эксплуатации ТС, которая выражена в процентах и характеризует техническое состояние ТС и его элементов.

Примечание - При определении стоимости объекта экспертизы расчетным методом подразумевается, что коэффициент эксплуатационного износа приблизительно равен коэффициенту снижения стоимости ТС и его деталей по отношению к стоимости нового ТС и его деталей.

11 продукты коррозии: Химические соединения, образующиеся в результате взаимодействия металла и коррозионной среды.

12 атмосферная коррозия: Коррозия металла в атмосфере воздуха.

13 коррозия металлов: Разрушение металлов вследствие их химического или электрохимического взаимодействия с коррозионной средой.

14 коррозия при переменном погружении: Коррозия металла при его переменном погружении целиком или частично в жидкую коррозионную среду.

15 коррозия пятнами: Местная коррозия металла в виде отдельных пятен.

16 недостаток: Несоответствие ТС (составной части ТС) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, или условиям договора, или целям использования ТС.

17 деградационный недостаток: Отказ деталей, узла или агрегата ТС, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости и возникший при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

18 производственный недостаток: Недостаток, возникший по причине, которая связана с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта ТС (узла, агрегата или части ТС), и приведший к нарушению его исправности или работоспособности.

19 эксплуатационный недостаток: Недостаток, возникший по причине, которая связана с нарушением установленных правил или условий эксплуатаци, и приведший к нарушению исправности или работоспособности ТС (составной части ТС).

20 осмотр ТС: Органолептическое исследование ТС в целях идентификации ТС, определения работоспособности ТС, выявления повреждений и дефектов, а также следов ремонта.

21 отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния ТС (составной части ТС).

22 производственный отказ: Отказ, возникший в результате несовершенства или нарушения установленного процесса изготовления или ремонта объекта, выполнявшегося на ремонтном предприятии.

23 эксплуатационный отказ: Отказ, возникший в результате нарушения установленных правил и (или) условий эксплуатации объекта.

24 отпечаток: След, представляющий собой отслоение или наслоение вещества, которое может быть взаимным: отслоение краски или иного вещества с одного объекта приводит к наслоению этого же вещества на другом.

Примечание - Это оказывается возможным как под действием трения и прилипания, так и благодаря воздействию высоких температур, возникающих в месте контакта и расплавляющих поверхность одного (обоих) объекта(ов).

25 перекос: Деформация сложной пространственной конструкции, состоящей из нескольких жестко связанных под определенными углами деталей, и характеризующейся изменением этих углов (изменением формы проема, взаимоположения деталей).

Примечание - Наличие перекоса в соответствии с нормами отраслевых стандартов устанавливают по величине смещения контрольных точек, расположенных на деталях, определяющих форму (геометрическую фигуру) части кузова, согласно нормативам изготовителя ТС. В качестве примера можно привести следующее: результатом перекоса квадрата является ромб или трапеция; перекоса прямоугольника - параллелограмм. Сложность перекоса определена наличием многомерного (объемного) изменения геометрии (взаиморасположения контрольных точек) кузова. Устранение перекоса заключается в восстановлении первоначальных размеров и соответственно положения деталей.

26 повреждение: Нарушение исправности или ухудшение внешнего вида ТС вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих предельно-допустимые уровни, установленные в нормативно-технической документации; событие, заключающееся в нарушении исправного состояния при сохранении работоспособного состояния.

27 аварийные повреждения: Повреждения, отличные от эксплуатационных повреждений.

Примечание - Особенностью аварийных повреждений является механизм их образования. Аварийные повреждения образуются вследствие контакта с посторонними объектами, что приводит к деформации или разрушению и к необходимости ремонта или замены составной части, или вследствие контакта с агрессивной средой, которая привела к необходимости ремонта (замены) составной части. События, которые привели к аварийным повреждениям, как правило, требуют информирования о них соответствующих государственных органов согласно законодательству и (или) являются страховым случаем.

28 объем повреждения: Количественная характеристика повреждения, которая объединяет номенклатуру и размеры имеющихся повреждений.

29 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая экспертом без использования средств измерений.

30 ремонт: Комплекс операций по техническому воздействию на ТС, выполняемых по потребности, для устранения повреждений, отказов и неисправностей с целью восстановления его работоспособности.

Примечание - Основными параметрами ремонта являются количество и наименование видов ремонта, трудоемкость каждого вида ремонта, стоимость/цена одного нормо-часа работ, стоимость/цена запасных частей и материалов.

31 восстановительный ремонт: Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые ТС имело непосредственно до повреждения.

Примечание - Подразумевается, что для восстановительного ремонта будут использованы запасные части (детали) того же качества, что и поврежденные, т.е., заведомо работоспособные, исправные, но бывшие в употреблении и имеющие износ, соответствующий износу восстанавливаемого ТС. Приблизительную стоимость восстановительного ремонта определяют путем вычитания стоимости износа заменяемых на новые детали из полной величины затрат на ремонт, которая равна стоимости ремонта с учетом износа.

32 стоимость ремонта: Стоимость устранения повреждений ТС, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль предпринимателя.

Примечание - В общем случае подразумевается, что ремонт производят по технологии производителя с использованием новых или гарантированно восстановленных запасных частей. Стоимость восстановительного ремонта - наиболее вероятная величина затрат на работы, запасные части и материалы, необходимые для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые ТС имело непосредственно до повреждения, в соответствии с требованиями действующих на дату оценки/экспертизы нормативов. Подразумевается, что расчетная стоимость восстановительного ремонта приблизительно равна величине затрат на ремонт с использованием бывших в употреблении запасных частей (деталей).

33 след: Материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в дорожно-транспортном происшествии объектов и о механизме такого события.

Примечание - Повреждение - это частный случай следа. Повреждение не отражает характера деформаций, а несет лишь констатирующую информацию, поглощаемую понятием "след". Различают локальные (находящиеся в зоне следового контакта первичные повреждения - результат первичных, непосредственных механических воздействий) и периферические (находящиеся в стороне от зоны следового контакта - результат вызванных деформаций) следы. В широком смысле в криминалистике имеют в виду любые материальные последствия, связанные с исследуемым событием. Это могут быть следы, образованные воздействием одного объекта на другой (например, от газового резака на дверце сейфа), а также предметы, забытые и утерянные на месте происшествия, части разрушенных объектов (например, осколки от разбитой фары), микроволокна тканей, кровь, поверхностные наслоения и др. К следам в узком смысле слова, изучаемым трасологией, относят только следы-отображения. Под следами-отображениями понимают такие следы, в которых отображены внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования, - следы рук, губ, обуви, ТС, орудий взлома, пишущих средств и т.д. В качестве следов, отражающих механизм их образования, можно назвать различные узлы, швы, брызги крови, иных органических выделений. При следовом контакте объекты подвергают физическому, химическому или биологическому воздействиям. Физическое воздействие может быть механическим, электрическим и термическим. Характерный случай химического воздействия - коррозия металлической поверхности. Следы биологической природы образуются в результате гниения тканей, крови, спермы под воздействием микроорганизмов.

34 видимый след: След, который может быть непосредственно воспринят зрением (даже если для этого его необходимо осветить под соответствующим углом).

Примечание - К видимым следам относят все поверхностные и вдавленные следы.

35 след наслоения: Поверхностное отображение внешнего строения следовоспринимающего объекта, возникающее на следовоспринимающей поверхности за счет отделения незначительного количества вещества следообразующего объекта либо посторонних веществ, находящихся в момент следообразования на его поверхности.

36 след отслоения: Поверхностные отображения внешнего строения следообразующего (образующего) объекта, возникающие за счет отделения незначительного количества вещества следовоспринимающей поверхности либо посторонних веществ, находящихся на этой поверхности в момент следообразования.

37 следовой контакт: Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее к появлению следа.

Примечание - Соприкасающиеся участки поверхностей называют контактирующими.

38 следовоспринимающей объект: Объект, на котором расположен след.

39 следообразующая сила: Сумма векторов приложенных сил, определяющая взаимное перемещение объектов, участвующих в следообразовании.

40 следообразующее вещество: Вещество, составляющее след.

41 следообразующий объект: Объект, признаки которого отобразились в следе.

42 исправное состояние ТС (составной части ТС) (исправность): Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

43 неисправное состояние ТС (составной части ТС) (неисправность): Состояние объекта, при котором он не соответствует минимум одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

44 неработоспособное состояние ТС (составной части ТС) (неработоспособность): Состояние объекта, при котором значение минимум одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует установленным нормативно-технической документацией.

45 техническое состояние ТС (составной части ТС): Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание - Видами технического состояния ТС (составной части ТС) являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

46 коррозионная (агрессивная) среда: Среда, в которой происходит коррозия металла.

47 средство технического диагностирования: Аппаратура, с помощью которых осуществляется диагностирование ТС (составной части ТС).

48 гарантийный срок: Период, в течение которого изготовитель (уполомоченная им организация) при обнаружении в ТС недостатка (дефекта) производственного характера обязан(а) удовлетворить требования потребителя, установленные законодательством Российской Федерации.

49 коррозионная стойкость: Способность металла, направленная на сопротивление коррозионному воздействию среды.

50 условия эксплуатации: Совокупность факторов, действующих на изделие при его эксплуатации.

51 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание - Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение и техническое обслуживание.

52 нормальная эксплуатация: Эксплуатация ТС, изделия в соответствии с действующей эксплуатационной документацией.

Термины, относящиеся к повреждениям транспортных средств

53 биение: Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов.

54 вздутие: Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости.

55 вибрация: Нарушение режима работы агрегатов и узлов ТС, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня.

56 вмятина: Изменение геометрии конструктивного элемента ТС по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место).

57 выпадение: Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали.

58 выпуклость: Изменение геометрии конструктивного элемента по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента.

59 вырыв: Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали его фрагмента.

60 задир: Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали с образованием, например, заусениц или полосок.

61 заклинивание: Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения.

62 залом: Изменение геометрии конструктивного элемента в виде его сгибания вверх, вниз или назад.

63 изгиб: Вид деформации конструктивного элемента ТС, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности.

Примечание - Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный.

64 коробление: Искривление и/или сгибание поверхности конструктивного элемента с появлением неровностей.

65 надрез: Несквозное повреждение конструктивного элемента небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину.

66 наслоение: Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого.

Примечание - При дорожно-транспортном происшествии встречаются наслоения краски, пластика, резины или других конструктивных материалов одного ТС на другом.

67 обгорание: Частичное уничтожение конструктивного элемента ТС в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части.

68 отрыв: Отделение фрагмента конструктивного элемента.

69 отслаивание: Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы, на несколько слоев.

70 разрушение: Разделение конструктивного элемента на несколько мелких частей или полная потеря им формы и свойств.

71 прокол: Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы.

72 разрез: Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (например, резина, ткани).

73 разрыв: Сквозное повреждение конструктивного элемента неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину).

74 риска: Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента в виде линии незначительной глубины и длины.

75 сквозная коррозия: Разрушение металла по всей толщине детали в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой.

76 скол: Полное отделение незначительного по площади фрагмента основного материала от поверхности детали.

Примечание - Особым видом скола является скол лакокрасочного покрытия - незначительное по площади отделение фрагмента лакокрасочного покрытия без повреждения материала детали.

77 складка: Изменение геометрии конструктивного элемента с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба.

78 скручивание: Изменение формы конструктивного элемента в виде деформации вокруг воображаемой оси.

79 след сквозной коррозии: Признак, косвенно указывающий на наличие сквозной коррозии (например, разрушение лакокрасочного покрытия металлической детали изнутри, без повреждения его поверхностного слоя, подтеки ржавчины).

80 смещение: Нарушение взаимного положения конструктивных элементов, не предусмотренное его конструкцией.

81 царапина: Линейное повреждение, образованное при скольжении выступающих деталей рельефа следообразующего объекта.

Примечание - Для такого следа характерно неглубокое внедрение следообразующего объекта без сквозного повреждения следовоспринимающей поверхности. Длина царапины обычно больше ее ширины.

Термины, относящиеся к дорожно-транспортным происшествиям

82 аварийная ситуация: 1) Дорожная обстановка, в которой водитель не имеет технической возможности предотвратить происшествие.

Примечание - Аварийная ситуация возникает, если водитель мог обнаружить, например, препятствие в тот момент, когда расстояние до него превышало остановочный путь, но не принял своевременно мер для предотвращения наезда, либо когда это расстояние было меньше остановочного пути. Аварийная ситуация создается тем участником движения, который своими действиями (бездействием), не соответствующими (соответствующим) требованиям нормативных актов, лишает себя или водителя другого ТС технической возможности предотвратить происшествие. Аварийная ситуация может возникнуть и независимо от действий участников движения (например, при внезапном возникновении неисправности ТС).

2) Дорожная обстановка, при которой возникающие препятствия могут привести к происшествию даже при соблюдении водителем правил безопасности движения (например, открытые люки и малозаметные разрытия на проезжей части без ограждений, провисающие над дорогой провода, другие малозаметные препятствия в условиях ограниченной видимости и т.п.).

83 безопасная дистанция: Расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении ТС, позволяющее водителю заднего ТС предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации.

Примечание - При этом предполагается применение водителем таких приемов управления, которые в конкретной дорожной обстановке не должны привести к возникновению опасности для движения (например, к потере управления в результате заноса, к выезду в опасном направлении). Безопасная дистанция не исключает возможности столкновения при внезапной остановке впереди идущего ТС, например наезда на препятствие.

84 безопасность дорожного движения; БДД: Движение, при котором отсутствует угроза возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Примечание - БДД - один из показателей эффективности дорожного движения. Она предполагает проведение системы мероприятий, направленных на предотвращение ДТП и смягчение его последствий, включая соответствующие подготовку и воспитание его участников, совершенствование конструкции ТС и дорожных условий, их содержание в состоянии, отвечающем требованиям соответствующих норм и правил, а также регулирование движения и надзор за соблюдением Правил дорожного движения.

85 дорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения наземного и подземного видов транспорта (например, автомобильная дорога, улица, переулок) по всей ширине.

Примечание - Дорога включает в себя тротуары, обочины и разделительные полосы.

86 дорожная разметка: Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожных сооружений, применяемые как самостоятельно, так и в сочетании с дорожными знаками и световой сигнализацией.

Примечание - Дорожную разметку подразделяют на вертикальную, горизонтальную, краевую, поперечную и продольную.

87 дорожное движение: Движение различных ТС и других участников движения, находящихся на дороге.

88 дорожное покрытие: Верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, наделенный прочному сопротивлению истирающим, ударным и сдвигающим нагрузкам от колес, а также воздействию природных факторов.

89 дорожно-транспортная ситуация; ДТС: Совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах.

90 дорожные знаки: Средства регулирования дорожного движения.

Примечание - Служат для предупреждения водителей о наличии имеющихся на пути опасностях, для запрещения движения всех или некоторых ТС на отдельных участках дорог (улиц), введения ограничений в движении или для указания направления потоков, оповещения об особенностях дорожной обстановки и для сообщения иных сведений, облегчающих пользование дорогами (улицами).

91 дорожные условия: Комплекс факторов, формирующих дорожное движение и влияющих на выбор режимов движения транспортных потоков и БДД.

92 занос ТС: Угловое перемещение ТС в ту или иную сторону под влиянием внешних возмущающих воздействий, вызывающих боковое скольжение колес.

Примечание - Различают занос ТС двух родов: занос первого рода сопровождается боковым скольжением колес задней оси; занос второго рода - боковым скольжением колес всех осей.

93 затор: Задержка в движении транспортного потока, вызванная резким снижением пропускной способности дороги на данном участке.

94 исходные данные: Совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащихся в постановлении следователя (определении суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования и оцененных органом, назначившим экспертизу, материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств ДТП и решения поставленных перед ним вопросов.

Примечание - Исходными данными являются также научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.

95 критерий возможности предотвращения ДТП: Обстоятельство (совокупность обстоятельств), установленное (установленная) в результате экспертного исследования механизма ДТП, которое может быть положено в основу вывода о возможности его предотвращения.

Примечание - Это может быть как удаленность ТС от места наезда на расстояние большее, меньшее либо равное остановочному пути, так и время реакции водителя, превышающее время движения пешехода, и т.п.

96 критическая дорожно-транспортная ситуация: Совокупность развивающихся событий на дороге, когда имеется предельная возможность выхода из такой ситуации.

97 курсовая устойчивость ТС: Свойство управляемого ТС сохранять заданное направление движения при наличии внешних возмущающих воздействий.

98 маневр: Перемещение ТС, сопровождающееся изменением направления движения и преднамеренным выездом ТС за пределы первоначально избранной водителем полосы движения.

99 место ДТП: Участок дороги и примыкающей к нему местности, на котором произошло ДТП (например, наезд ТС на препятствие) и на котором непосредственно после происшествия находились относящиеся к нему объекты (ТС, отделившиеся от них части, выпавший груз, пострадавшие, их личные вещи и т.п.), препятствия, оказавшие влияние на движение ТС непосредственно перед происшествием (например, неровности, разрытия, посторонние предметы на дороге), а также следы, по которым удалось установить (или уточнить) механизм происшествия (следы движения ТС и иных объектов на дороге, осколки, разлитая жидкость, осыпавшаяся земля и т.д.).

100 место наезда (столкновения): Место, где в момент первичного удара находились ТС и препятствие (пешеход, другое ТС, какой-либо предмет, с которым произошло соприкосновение ТС, и др.).

Примечание - Условно за место наезда принимают точку на дороге, соответствующую тому месту, на котором препятствию нанесен первоначальный удар. Положение этой точки в поперечном направлении дороги определено расстоянием до края ее проезжей части (или до линии продольной разметки), а в продольном - расстоянием до ориентира (какого-либо объекта - столба, угла дома, границы перекрестка). При определении места наезда устанавливают положение на дороге каждого из столкнувшихся ТС.

101 механизм ДТП: Взаимосвязь причин, условий возникновения ДТП и факторов, определяющих их появление.

102 механизм столкновения (наезда, опрокидывания): Взаимосвязь причин, условий возникновения столкновения и факторов, определяющих их появление.

Примечание - Механизм столкновения определен направлением, скоростью движения ТС и характером препятствия, их взаиморасположением в момент удара и после него, а также характером полученных при ударе повреждений. Во многих случаях для установления механизма столкновения необходимо проведение трасологических исследований.

103 минимально допустимая дистанция: Наименьшее расстояние между ТС, следующими в попутном направлении с одинаковой скоростью, при котором водитель заднего ТС имеет возможность предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего ТС, если внимание водителя сконцентрировано на торможении переднего ТС и время его реакции на стоп-сигнал минимально.

104 момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые в состоянии обнаружить водитель: Момент, когда дорожно-транспортная ситуация требует принятия участниками дорожного движения незамедлительных мер по предотвращению возможности возникновения ДТП.

105 наезд: ДТП, заключающееся в контакте механического ТС с неподвижным препятствием, стоящим ТС, гужевым транспортом, пешеходами, велосипедистами, животными и нередко влекущее за собой ранения (и даже гибель) людей, повреждение ТС, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб.

106 обгон: Опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения, и с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

107 обзорность с места водителя: Возможность видеть с места водителя дорожную обстановку на полосе его движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над ТС.

108 обочина: Конструктивная составляющая дороги - от бровки (земляного полотна) до кромки проезжей части.

Примечание - Предназначена для обеспечения БДД и временной остановки ТС.

109 опасная зона: Пространство около движущегося ТС, нахождение в пределах которого какого-либо препятствия может привести к возникновению происшествия.

Примечание - Впереди (в направлении движения) ТС опасная зона простирается на расстояние, начиная с которого водителю необходимо принимать меры для предотвращения наезда (остановочный путь, безопасная дистанция). Границы опасной зоны по ширине обусловлены величиной безопасного интервала до боковых сторон ТС.

110 опасность для движения: Обстоятельство дорожного движения, требующее снижения скорости ТС вплоть до его остановки и не связанное с возникновением препятствия для движения.

111 опрокидывание: ДТП, при котором ТС вследствие неправильных приемов управления, неблагоприятных дорожных условий, технической неисправности или других причин потеряло устойчивость и перевернулось вверх дном или повалилось набок.

Примечание - Не является опрокидыванием ДТП, при которых оно произошло в результате столкновения одного ТС с другим либо его наезда на неподвижные предметы.

112 органы управления ТС: Устройства, с помощью которых водитель управляет ТС - приводит в действие или изменяет режим работы его агрегатов, механизмов, узлов, оборудования.

113 освещенность: Отношение светового потока к площади, освещаемой соответствующими источниками (например, фарой ТС, фонарем мачты освещения).

114 остановочное время: Время, необходимое водителю для остановки ТС путем экстренного торможения при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях.

Примечание - Остановочное время складывается из времени реакции водителя, времени запаздывания срабатывания тормозного привода, времени нарастания замедления при экстренном торможении и времени установившегося торможения.

115 остановочный путь: 1) расстояние, преодолеваемое ТС за остановочное время; 2) расстояние, необходимое водителю для остановки ТС путем торможения при заданной скорости движения в конкретных дорожных условиях.

Примечание - Остановочный путь складывается из расстояния, проходимого ТС за время реакции водителя, время запаздывания срабатывания тормозного привода и за время нарастания замедления при экстренном торможении, и из расстояния, проходимого ТС с установившимся замедлением вплоть до его полной остановки.

116 поворачиваемость ТС: Свойство ТС отклоняться в результате увода от направления движения, задаваемого положением управляемых колес.

Примечание - Если: а) углы увода передней и задней осей равны, поворачиваемость ТС нейтральная; б) угол увода передней оси меньше угла увода задней оси, поворачиваемость ТС недостаточная; в) угол увода передней оси больше угла увода задней оси, поворачиваемость ТС - избыточная.

117 поперечная устойчивость ТС: Свойство ТС двигаться в поперечной плоскости без заноса и опрокидывания под влиянием внешних возмущающих воздействий.

118 поперечный профиль дороги: Изображение в определенном масштабе разреза дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.

119 препятствие: Материальный объект на пути следования ТС, наезд на который, въезд в который или соприкосновение с которым могут вызвать какие-либо повреждения или повлечь нежелательные последствия.

120 причина ДТП: Обстоятельство (совокупность обстоятельств), с неизбежностью вызывающее(ая) возникновение ДТП (неисправность ТС, дефекты дорог и дорожных обустройств, неправильные действия лиц по управлению ТС и т.д.).

Примечание - Устанавливает эксперт-автотехник (в отличие от причины автотранспортного преступления, устанавливаемой органами следствия и судом).

121 продольный профиль дороги: Изображение в определенном масштабе разреза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось.

122 радиус поворота ТС: Радиус дуги, по которой перемещается центр масс ТС при повороте.

Примечание - Минимальное значение радиуса поворота ТС зависит от конструкции ТС. При заданной скорости он ограничен сцеплением колес с поверхностью дороги или устойчивостью ТС по условиям опрокидывания.

123 расстояние видимости (дороги в плане и профиле): Длина участка впереди ТС, свободно видимого водителю в плане и профиле.

124 реакция водителя: Закономерный ответ организма водителя на воздействие извне.

Примечание - Наиболее типичные реакции водителя: простая и сложная реакции водителя торможения на красный сигнал светофора; сложная реакция водителя торможения на появление объекта; сложная реакция водителя поворота руля; сложная реакция водителя при оценке ситуации на перекрестке; сложная реакция водителя при оценке ситуации через зеркало заднего вида.

125 ровность дорожного покрытия: Показатель состояния поверхности покрытия дороги, характеризующая удобство движения по дороге и оказывающая решающее влияние на скорость движения в частности и транспортную работу дороги в целом.

Примечание - Ровность дорожного покрытия в продольном направлении измеряют по величине просвета между поверхностью покрытия и рейкой, в поперечном - между поверхностью покрытия и шаблоном либо с помощью специальных приборов (например, профилографов).

126 рулевое управление: Совокупность механизмов ТС, обеспечивающая его движение по заданному водителем направлению.

127 безопасная скорость: Скорость ТС, следуя с которой водитель имеет техническую возможность путем экстренного торможения остановить ТС в пределах дальности видимости дороги.

128 столкновение: ДТП, заключающееся во взаимном контакте движущихся механических ТС и зачастую влекущее за собой ранения и гибель людей, повреждение ТС, сооружений и грузов либо иной материальный ущерб.

129 техническая возможность предотвращения ДТП: Наличие условий, позволяющих избежать наезда (столкновения, опрокидывания) путем снижения скорости, остановки ТС или маневра, определяемых техническими данными и особенностями ТС, дорожно-транспортной ситуацией и соответствующим ей значением времени реакции водителя.

Примечание - Водитель располагает технической возможностью предотвращения ДТП, если он успевает остановить ТС, не доезжая до места встречи с препятствием, или объехать его либо, снизив скорость, позволяет подвижному препятствию выйти за пределы опасной зоны.

130 техническая причинная связь в судебной автотехнической экспертизе: Необходимая связь между отказом функционирования в системе "водитель-автомобиль-дорога" и ДТП, при которой такой отказ (причина) предшествует созданию аварийной ситуации (следствию) и становится причиной ДТП.

Примечание - В судебной автотехнической экспертизе это связь между неисправностью ТС и ДТП, дорожными условиями и ДТП, действием (бездействием) водителя и ДТП, а также между отдельными обстоятельствами механизма ДТП (например, причины образования данной деформации, следа).

131 тормозной путь: Расстояние, проходимое ТС с начала до конца торможения.

132 тормозной след: След перемещения заторможенного колеса ТС по поверхности дороги в продольном направлении.

Примечание - От заблокированного колеса остается тормозной след в виде сплошной полосы (след юза), от вращающегося заторможенного колеса - след в виде полосы со "смазанными" в продольном направлении отпечатками рисунка протектора.

133 угол взаимного расположения ТС: Угол между продольными осями ТС, отсчитываемый против часовой стрелки от продольной оси одного ТС до продольной оси другого.

134 угол встречи при столкновении: Угол между направлениями движения центров тяжести ТС в момент их первоначального контакта при столкновении.

135 угол заноса: Угол между направлением движения центра тяжести ТС в заданный момент времени и направлением его продольной оси.

Примечание - При отсутствии заноса угол заноса равен нулю.

136 угол направления удара (при наезде, столкновении): Угол между направлением скорости сближения с ТС воздействовавшего на него объекта и продольной осью ТС.

137 угол отброса ТС при столкновении: Угол между направлениями движения центра масс ТС перед столкновением и непосредственно последнего, когда прекращается действие сил удара и начинается движение по инерции.

Примечание - Определяется направлением вектора суммы: вектора собственного количества движения ТС и вектора количества движения, сообщенного ему при столкновении.

138 угол поворота дороги: Угол между смежными направлениями улицы или дороги.

139 угол расхождения ТС после столкновения: Угол между направлениями движения центров тяжести столкнувшихся ТС непосредственно после столкновения, когда прекращается действие сил удара и начинается движение по инерции.

140 угол столкновения: Угол между направлением вектора относительной скорости движения ТС при столкновении и его продольной осью.

141 угол увода: Угол между плоскостью вращения эластичного колеса и вектором скорости его движения.

142 управляемость ТС: Свойство, определяющее возможность изменять направление движения ТС и траекторию направляющей точки при воздействии водителя на рулевое управление.

143 устойчивость ТС при торможении: Способность ТС сохранять заданное направление движения и противостоять внешним возмущающим воздействиям, стремящимся его изменить в процессе торможения.

Алфавитный указатель терминов

БДД

84

безопасность дорожного движения

84

биение

53

вещество следообразующее

40

вздутие

54

вибрация

55

вмятина

56

возможность предотвращения ДТП техническая

129

время остановочное

114

выпадение

57

выпуклость

58

вырыв

59

гибель ТС полная

1

данные исходные

94

движение дорожное

87

деталь

2

дефект

3

дефект скрытый

4

деформация

5

дистанция безопасная

83

дистанция минимально допустимая

103

документация конструкторская

6

документация эксплуатационная

7

дорога

85

ДТП

8

ДТС

89

задир

60

заклинивание

61

залом

62

занос ТС

92

затор

93

знаки дорожные

90

зона опасная

109

изгиб

63

изготовитель ТС

9

износ

10

износ эксплуатационный

10

исправность

42

контакт следовой

37

коробление

64

коррозия атмосферная

12

коррозия металлов

13

коррозия при переменном погружении

14

коррозия пятнами

15

коррозия сквозная

75

критерий возможности предотвращения ДТП

95

маневр

98

место ДТП

99

место наезда

100

место столкновения

100

механизм ДТП

101

механизм наезда

102

механизм опрокидывания

102

механизм столкновения

102

момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые в состоянии обнаружить водитель

104

надрез

65

наезд

105

наслоение

66

недостаток

16

недостаток деградационный

17

недостаток производственный

18

недостаток эксплуатационный

19

неисправность

43

неработоспособность

44

обгон

106

обгорание

67

обзорность с места водителя

107

обочина

108

объект следовоспринимающей

38

объект следообразующий

41

объем повреждения

28

опасность для движения

110

опрокидывание

111

органы управления ТС

112

освещенность

113

осмотр ТС

20

отказ

21

отказ производственный

22

отказ эксплуатационный

23

отпечаток

24

отрыв

68

отслаивание

69

перекос

25

поворачиваемость ТС

116

повреждение

26

повреждения аварийные

27

покрытие дорожное

88

препятствие

119

причина ДТП

120

проверка органолептическая

29

продукты коррозии

11

происшествие дорожно-транспортное

8

прокол

71

профиль дороги поперечный

118

профиль дороги продольный

121

путь остановочный

115

путь тормозной

131

радиус поворота ТС

122

разметка дорожная

86

разрез

73

разрушение

70

разрыв

73

расстояние видимости

123

реакция водителя

124

ремонт

30

ремонт восстановительный

31

риска

74

ровность дорожного покрытия

125

связь в судебной автотехнической экспертизе причинная техническая

130

сила следообразующая

39

ситуация дорожно-транспортная

89

ситуация дорожно-транспортная критическая

96

ситуация аварийная

82

складка

77

скол

76

скорость безопасная

127

скручивание

78

след

33

след видимый

34

след наслоения

35

след отслоения

36

след сквозной коррозии

79

след тормозной

132

следовой контакт

37

смещение

80

состояние ТС исправное

42

состояние ТС неисправное

43

состояние ТС неработоспособное

44

состояние ТС техническое

45

состояние составной части исправное

42

состояние составной части неисправное

43

состояние составной части неработоспособное

44

состояние составной части техническое

45

среда агрессивная

46

среда коррозионная

46

средство технического диагностирования

47

срок гарантийный

48

стойкость коррозионная

49

стоимость ремонта

32

столкновение

128

угол взаимного расположения ТС

133

угол встречи при столкновении

134

угол заноса

135

угол направления удара

136

угол отброса ТС при столкновении

137

угол поворота дороги

138

угол расхождения ТС после столкновения

139

угол столкновения

140

угол увода

141

управление рулевое

126

управляемость ТС

142

условия дорожные

91

условия эксплуатации

50

устойчивость ТС курсовая

97

устойчивость ТС поперечная

117

устойчивость ТС при торможении

143

царапина

81

эксплуатация

51

эксплуатация нормальная

52

Библиография

[1]

"Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы" - М.: ВНИИСЭ, 1987.

УДК 629.3:006.354

ОКС 43.020

Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, автотехническая экспертиза, автотовароведческая экспертиза