allgosts.ru13. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ13.100. Безопасность профессиональной деятельности. Промышленная гигиена

ГОСТ 12.2.002.2-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций

Обозначение:
ГОСТ 12.2.002.2-91
Наименование:
Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций
Статус:
Утратил силу в РФ
Дата введения:
07/01/1992
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.100, 65.060

Текст ГОСТ 12.2.002.2-91 Система стандартов безопасности труда. Тракторы сельскохозяйственные и лесные колесные. Метод статических испытаний защитных конструкций



32 р. 35 к. БЗ 7-91/648

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ

МЕТОД СТАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЗАЩИТНЫХ

КОНСТРУКЦИЙ

ГОСТ 12.2.002.2—91

Издание официальное

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И ЛЕСНЫЕ КОЛЕСНЫЕ Метод статических испытаний защитных конструкций

Occupational safely standards system. Agricultural and forestry wheeled tractois Method of testing protective structures by a static load

ОКП 47 0000

ГОСТ

12.2.002.2—91

Дата введения 01.07 92

Настоящий стандарт распространяется на тракторы, имеющие* гак минимум, две оси с колесами на пневматических шинах как с гусеничным обводом, так и без него, массой от 800 до 1500G кг и с шириной колеи задних колес не менее 1150 мм.

Стандарт устанавливает метод испытаний защитных свойств при статическом нагружении защитных конструкций (кабин или каркасов) сельскохозяйственны л и лесных колесных тракторов (далее — тракторов).

Стандарт не распространяйся на узкогабаритные виноградин* ковые тракторы и тракторы, предназначенные для работы в низких помещениях и садах.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. Общие положения

1.1. Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения даны в приложении 1.

1 2. Материалы, оборудование и средства для крепления должны бить достаточными для того, чтобы шасси трактора было прочно зафиксировано без опоры на шины.

I 3. Приложение горизонтальной нагрузки осуществляют с помощью бруса длиной 250—700 мм и оно должно быть равномер-|ым по длине. Равномерность приложения нагрузки при испытании определяют с шагом 50 мм

Кромки бруса, контактирующие с защитной конструкцией, должны быть скруглены максимальным радиусом 50 мм

Издание официальное

© Издательство стандартов, 1991 Настоящий стандарт не может быть частично или полностью воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта СССР

Следует применять универсальные шарниры или эквивалент^ ныс устройства с тем, чтобы нагружающее устройство не вызывало вращательного и поступательного перемещения в направлении, отличающемся от направления приложения нагрузки.

Если конфигурация защитной конструкции в месте приложения нагрузки не обеспечивает полного прилегания нагружающего бруса, то следует применять вспомогательный элемент, обеспечивающий равномерное распределение нагрузки по всей контактирующей поверхности.

1.4.    Измерительное устройства при горизонтальном нагружении следует располагать так, чтобы регистрировать нагрузку и деформацию в точке и вдоль линии нагружения. Для обеспечения необходимой точности измерения следует проводить с непрерывной записью. Измерительные устройства при испытании на сжатие должны фиксировать общее вертикальное усилие.

Допускаемые погрешности измерений приведены в приложен нии 2.

1.5,    Подтверждение того, что зона свободного пространства не нарушена в ходе испытаний, должно осуществляться с помощью измерительных приспособлений. Допускается применять измерительное приспособление, соответствующее размерам зоны свободною пространства, приведенное в приложении 3.

2. Подготовка трактора и защитной конструкции к испытаниям:

2.1.    Испытуемый трактор с защитной конструкцией следует установить на опорной плите так, чтобы при нагружении не наблюдалось значительной деформации элементов, соединяющих ее с опорной плитой. При нагружении не должно быть иной опоры* кроме исходного закрепления.

Защитная конструкция должна соответствовать технической документации и должна быть установлена на шасси трактора соответствующей модели методом крепления, указанным предприя-тием-изготовителем.

2.2.    Трактор с защитной конструкцией устанавливают и закрепляют так, чтобы вся подводимая энергия поглощалась защитной конструкцией и жесткими компонентами трактора.

2 3. Все съемные стекла, панели и элементы, не входящие в защитную конструкцию, следует снять, чтобы они не оказывали влияния на прочность защитной конструкции.

В случае, когда возможна эксплуатация трактора с открытыми или снятыми окнами и дверями, они должны быть также открыты или сняты при испытаниях.

2.4. Защитная конструкция должна быть оснащена необходимыми приборами, чтобы получить необходимые данные усилия деформации.

3. Метод испытаний

3.1.    Последовательность испытаний

3.1.1.    Испытания необходимо проводить в следующей последовательности:

а)    Первое горизонтальное нагружение сзади или спереди (продольное)

Для тракторов, у которых не менее 50 % массы трактора приходится на задние колеса, продольное нагружение следует проводить сзади. Для других тракторов продольное нагружение проводят спереди.

б)    Первое испытание на сжатие

При первом испытании на сжатие вертикальную нагрузку прикладывают на ту часть защитной конструкции, на которой проводилось испытание при первом продольном нагружении.

в)    Горизонтальное нагружение сбоку

При натичии смели иною сиденья и (или) защитной конструкции ueeriMvieiрпчной прочности боковую нагрузку прикладывают со стороны, наиболее вероятной для нарушения зоны свободного пространства.

г)    Второе испытание на сжатие

Вертикальную нагрузку прикладывают на часть защитной конструкции, противоположную той части, на которой проводились испытания при первом продольном нагружении.

д)    Второе горизонтальное продольное нагружение

Второе продольное нагружение проводят на тракторе с откидывающейся кабиной в случае, если продольное усилие при первом продольном нагружении не было приложено в направлении, в котором защитная конструкция откидывается.

3.1.2 Все испытания следует проводить на одной и той же защитной консгр> кции. Ремонт или упрочнение какого-либо элемента не следует проводить ни между этапами испытаний, ни перед последующим испытанием.

3.1,3. По окончании всех испытаний должны быть измерены и запротоколированы ос [атомные деформации защитной конструкции.

Защитную конструкцию следует осматривать после каждого испытания при снятой нагрузке. Если трещины и разрывы возникают в процессе нагружения (кроме второго испытания на сжатие), то перегрузочные испытания по п. 4.3. проводят до прове-

дсния следующего нагружения в установленной последовательности.

3.2. Горизонтальное нагружение сзади, спереди и сбоку

3.2 I. Общие требования для испытаний горизонтальным нагружением

3.2.1.1. Нагрузки, прикладываемые к защитной конструкции, следует распределять с помощью жесткого бруса длиной 250—701 мм, расположенного перпендикулярно к направлению приложения нагрузки; жесткий брус допускается снабжать предохранителем для предотвращения смещения вбок. Интенсивность приложения нагрузки должна быть такой, чтобы нагрузку можно было считать статической. В процессе нагружения F и D следует измерять одновременно с непрерывной записью для повышения точности. Нагрузку не следует уменьшать до завершения испытаний.

Спорость деформации под нагрузкой должна быть не более 5 мм/с. Примеры диаграмм нагрузка-перемещение даны на черт, 1а, 16, 1в.

Диаграмма нагрузка — перемещение

Е — основная расчетная энергия. F — нагрузка по основной расчетной энергии, D — перемещение по основной расчетной энерги и

Черт. 1а

Примечания:

1. aF нагрузка при перемещении 0,95 D.

2 Нот необходимости в проведении испытаний на перегрузку, т. к aF<Z <1,03 F

Диаграмма нагрузка — перемещение Испытание на перегрузку

Ч^рг, 1б

Примечания.

1    aF нагрузка при перемещении 0,95 О.

2    Испытания на перегрузку необходимы, т к aF>l,03 F

3    Испытания на перегрузку выдержаны удовлетворительно, т к bF>0,97 f и bF^>0,8 Fmax, где bF — нагрузка, соответствующая расчетной энергии 1,05 П

4    D\ — перемещение при приложении энергии, равной 1,05 Е

3.2.1.2. Если нет поперечного конструктивного элемента, расположенного в зоне приложения нагрузки, то для испытаний допускается применять испытательный брус, который не увеличивает прочности конструкции.

322 Ftepeoe продольное нагружение

32 2! Нагрузка должна прикладываться горизонтально, параллельно продольной плоскости симметрии трактора спереди или сзади.

При нагружении сзади усилие прикладывают на стороне, противоположной предполагаемому нагружению сбоку. При нагружении спереди усилие прикладывают на той же стороне, что и при предполагаемом нагружении сбоку

2 Згж 1732

Диаграмма нагрузка — перемещение Продолжение испытаний на перегрузку

Примечания:

1.    aF нагрузка при перемещении 0,95 D.

2.    Испытания на перегрузку необходимы, т. к. а/^ЦОЗ F.

3.    bF< 0,97 F, следовательно необходимо продолжение испытаний.

4.    cF<0,97 bF, следовательно необходимо продолжение испытаний.

5.    dFс0,97 cF, следовательно необходимо продолжение испытаний.

6.    Испытания на перегрузку выдержаны удовлетворительно, т. к. eF> >0,8 F |Т|а \- *

7.    Прекращать испытания на любой стадии, если нагрузка опускается ниже 0,8 F m,i\ ■

Ыа1рузку следует прикладывать к верхнему поперечному элементу защитной конструкции (то есть на ту часть, которая вероятнее всего первой ударится о грунт при опрокидывании).

Точка приложения нагрузки располагается на расстоянии *Д ширины верхней кромки защитной конструкции от наружного угла в направлении оси симметрии (черт. 2). Ширину защитной конструкции определяют как расстояние между двумя линиями, параллельными .продольной плоскости симметрии трактора, касающимися наружных выступающих элементов защитной конструкции в горизонтальной плоскости и концов самых верхних поперечных элементов.

Длина бруса должна быть не менее 7з ширины защитной конструкции н не более чем на 49 мм больше этого значения.

Приложение нагрузки спереди и сзади

/ место приложения усилия с уади 2 месю приложения \lhih i i lept п 1 контрольная точка сиденья, 4 место второго продольного' тпру женин спереди или сзади 5 продольная центральная лини i проходящая е рс контрольную точку сиденья 6 мест продольной) naipy/кеиия сна ш и с ш pi in

Черт 2

Испытании прекращают, если:

а)    энергия деформации, поглощенная защит ной консг рукциеи, равна или больше требуемой подводимой энергии {Bl{l ), Дж, где Ец, ==-1,4 т(\

б)    шщитная конструкция нарушила зону свободного прошран-сгва пли зона свободного пространства оказывается незащищенной Размеры зоны свободного пространства установлены в приложении 4

3 2 3 Нагружение сооку

Нагрузку сбоку следует прикладывать горизонтально, периен-дмкулчрно к продольной плоскости симметрии трактора к верхнему элементу защитной конструкции в точке, расположенной на расстоянии 85 мм вперед от контрольной точки сиденья, как указано на черт, 3

Приложение нагрузки сбоку

Черт 3

Lewi и известно, чю какой-либо боковой элемент первым кос-пен’ч 1рунта при опрокидывании, то нагрузка должна прикладывайся ч этой точке, обеспечивая при этом равномерное ее распрс-че 1сние. В случае двухстоечной конструкции боковую нагрузку следует прикладывать к верхнему элементу боковой стойки, вне зависимости от расположения контрольной точки сиденья

Брус должен быть требуемой длины, по не более 700 мм

Пепьпапин прекращают, если:

а)    энергия деформации, поглощенная защитной конструкцией, раина ши больше требуемой подводимой энергии Еп , Дж, т е.

_ 1.75 /«,,

б)    защитная конструкция нарушила зону свободною пространства или зона свободного пространства оказывается незащищенной

3 3. Испытание на сжатие

3.3.1. Сжатие сзади

Брус следует расположить поперек заднего, наиболее высоко расположенного элемента кабины (каркаса), а результирующее сжимающее усилие прикладывают в вертикальной плоскости. Прикладывают усилие

Fг 20 mt (И)

Усилие следует прикладывать, как минимум, в течение 5 с после прекращения визуально различимой деформации защитной конструкции. Если задняя часть защитной конструкции не выдерживает

полного сжимающего усилия, то нагружение проводят до тех пор, пока крыша в результате деформации совместится с плоскостью, соединяющей верхнюю часть защитной конструкции с той точкой задней части трактора, которая способна выдержать массу трактора при опрокидывании. После этого нагрузку снимают, а трактор или нагружающее устройство располагают так, чтобы брус находился над той точкой защитной конструкции, которая будет служить опорой для передней части трактора при его полном опрокидывании или полном приложении нагрузки.

Пример приспособления для приложения вертикальной статической нагрузки дан на черт. 4, при этом жесткий брус должен быть шириной 250 мм.

Пример приспособления для приложения вертикальной статической

нагрузки

1,3 — усилие; 2, 5 — универсальные шарниры; 4 — гидроцилиндр; 6 — подставки под передней и задней осями

Черт. 4

3.3.2. Сжатие спереди

Брус следует расположить поперек переднего, наиболее высоко расположенного элемента конструкции, а результирующее усилие Ff =20 mt прикладывают в вертикальной основной плоскости

Это усилие следует прикладывать в течение, как минимум, 5 с после прекращения визуально различимой деформации защитной конструкции.

Если передняя часть защитной конструкции не выдерживает полного сжимающего усилия, то нагружение проводят до тех пор,

пока крыша в результате деформации совместится с плоскостью, соединяющей верхнюю часть защитной конструкции с той точкой передней части трактора, которая способна выдержать массу трактора при опрокидывании После этого нагрузку следует снять, а трактор или нагружающее устройство расположить так, чтобы брус находился над той точкой защитной конструкции, которая будет служить опорой для задней части трактора при его полном опрокидывании и при полном приложении нагрузки.

34 Второе продольное нагружение

Нагружение проводят со стороны, диаметрально противоположной продольному нагружению по п 32 2 согласно п. 3.2 1.

Испытания прекращают, если’

а)    энергия деформации, поглощенная защитной конструкцией,

равна или больше требуемой подводимой энергии    , Дж, т е

Elti 0,35 m,

или

б)    защитная конструкция нарушила зону свободного пространства или юна свободного пространства оказывается незащищенной

4. Условия приемки

Защитная конструкция в ходе и после испытаний должна удовлетворять следующим условиям

4 1 Ни одна деталь не должна проникать в зону свободного пространства, за исключением условий, [вложенных в п 4 3 23 Ни одна часть не должна ударять сиденье при испытании

Зона свободного пространства не должна выходить за пределы тащи гной конструкции.

42 В каждом из установленных испытаний горизонтальным нагружением при достижении требуемого значения энергии усилие должно быть не менее 0,8 F11HX

4 3 Если после испытаний горизонтальным нагружением появились трещины, разрывы или коробление, то необходимо проведение испытаний на перегрузку с целью определения остаточной прочности защитной конструкции (черт 1а — 1в).

4 3 1 Испытания на перегрузку необходимы, если усилие уменьшается более чем на 3 % при изменении перемещения на последних 5% значения, установленного для полного поглощения требуемой энергии (черт. 16).

4 3.2. Испытание на перегрузку — продолжение горизонтального нагружения с шагом 5 % исходной требуемой энергии до двадцатипроцентного увеличения энергии (черт. 1в).

4 3 2 1 Защитная конструкция считается успешно прошедшей испытания на перегрузку, если при поглощении 5, 10, 15 % увеличения энергии усилие уменьшается менее чем на 3 % на каждом пятипроцентном шаге, но при этом превышает 0,8 F тах .

4 322 Защитная конструкция считается успешно прошедшей испытания на перегрузку, если при поглощении 20% увеличения энергии усилие превышает 0,8 Fпых *

4 3 2.3. При испытании на перегрузку допускается нарушение зоны свободного пространства и ее защищенности. После снятия нагрузки конструкция не должна нарушать зоны свободного пространства

4 4. Не должно быть никаких выступающих элементов или деталей, которые могут при деформации зажать оператора (например его ногу или ступню).

4.5. Внутри защитной конструкции не должно быть никаких деталей, представляющих серьезную опасность для оператора.

4    6 Если к защитной конструкции предъявляется требование сопротивления хрупкому разрушению при низких температурах, то предприятие-изготовитель должно представить данные, которые включают в протокол испытаний.

Одним из методов получения данной информации является проведение испытаний по п 3 при температуре ниже минус 18 °С Другие возможные методы приведены в приложении 5

5. Распространение результатов испытаний на другие

модели тракторов

Если защитная конструкция соответствует условиям приемки, то она может быть использована на других моделях тракторов без проведения испытания по п 3 при условии, что защитная конструкция и трактор удовлетворяют условиям, установленным в пп.

5 1—5 4 В таких случаях протокол испытания должен содержать ссылку на предыдущие протоколы испытаний.

5    1 Масса друюй модели трактора не должна превышать более чем на 5 % массу испытываемой модели трактора, на котором бьг-ги проведены иснытання.

5 2 Элементы трактора, на которые производится установка защитной конструкции, обладают идентичной или равнозначной прочностью с элементами испытанного трактора, а способы крепления защитной конструкции аналогичны

5 3 Любые детали, такие как крылья, капот и т. п., которые служат опорой для защитной конструкции, должны быть идентичны по прочности или гарантировать, как минимум, такую же прочность опоры.

5.4. Положение и предельные размеры сиденья в защитной конструкции на тракторе должны быть такими, чтобы зона свободного пространства оставалась внутри деформированной защитной конструкции после всех испытаний.

6. Маркировка

Если требуется установка таблички, то она должна содержать, как минимум, следующую информацию:

а)    наименование и адрес предприятия-изготовителя или разработчика защитной конструкции;

б)    номер (производственный или серийный) защитной конструкции;

в)    марку трактора, модель или серийный номер установочных элементов;

г)    номер стандарта, в соответствии с требованиями которого испытывалась защитная конструкция.

Табличка должна быть прочной и постоянно прикреплена так, чтобы ее было удобно читать и чтобы она была защищена от повреждений.

7. Протокол испытаний

Протокол испытаний и техническую характеристику защитной конструкции следует оформлять в соответствии с приложениями 6 и 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ. 1 Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ,

И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

ЗАЩИТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ — кабина или каркас для защиты оператора трактора, предназначенная для сведения к минимуму вероятности нанесения оператору серьезной травмы в результате случайного опрокидывания при нормальной эксплуатации трактора.

Защитная конструкция характеризуется тем, что она обеспечивает зону свободного пространства как внутри самой конструкции, так и внутри пространства, обозначенного рядом прямых линий, проведенных от внешнего края конструкции к любой точке трактора, которая может войти в контакт с плоской поверхностью грунта и способна выдержать трактор в опрокинутом состоянии

МАССА ТРАКТОРА — масса ненагруженного трактора в рабочем состоянии с полными топливными баками и радиаторами с защитной конструкцией и элементами облицовки, с гусеничным обводом или с любым вспомогательным приводом передних ведущих колес, необходимыми для нормальной работы. Масса оператора, балластных грузов, дополнительного специального оборудования и приспособлений не учитывается

РАСЧЕТНАЯ МАССА — масса не менее, чем масса трактора, выбранная изготовителем для расчета подводимой при испытаниях энергии удара

ИСПЫТАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ НАГРУЖЕНИЕМ — приложение горизонтальной нагрузки сзади, спереди и сбоку защитной конструкции.

Допускается изменение направления нагрузки, вызванное деформацией кабины при нагружении.

ИСПЫТАНИЕ СЖАТИЕМ — приложение вертикальной нагрузки через брус, расположенный поперек верхней части защитной конструкции.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ПЛОСКОСТЬ — вертикальная продольная плоскость трактора, проходящая через контрольную точку сиденья и центр рулевого колеса

Обычно эта плоскость совпадает с продольной плоскостью симметрии трактора

ОБОЗНАЧЕНИЯ

т    — масса трактора, кг,

т t    — расчетная масса, кг;

D —деформация защитной конструкции по основной расчетной энергии в точке и по линии приложения нагрузки, мм,

F — статическая нагрузка, Н;

Ещах —максимальная статическая нагрузка при испытаниях (исключая перегрузку), Н,

Ets —энергия, поглощаемая защитной конструкцией при боковом нагружении, Дж,

Ei/i — энергия, поглощаемая защитной конструкцией при первом продольном нагружении, Дж,

ЕЧо —энергия, поглощаемая защитной конструкцией при втором продольном нагружении, Дж;

Fr — усилие, прилагаемое сзади при испытаниях на сжатие, Н;

F/ — усилие, прилагаемое спереди при испытаниях на сжатие, Н.

ДОПУСКАЕМЫЕ ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ

1    Размеры защитной конструкции и зоны свободного пространства ±3 мм

2    Деформация ±3 мм

3    Масса трактора ±20 кг

4    Усилие, прикладываемое при горизонтальном нагружении и при испытании сжатием, ±2 %

5    Отклонение от направления приложения нагрузки перед началом испытаний (нагрузка 0) ±2°; в течение испытаний (под нагрузкой) плюс 10° выше и минус 20 0 ниже горизонтали

Испытательное оборудование должно обеспечивать минимальные отклонения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Обязательное

Измеритель^ с е приспособление, соответствующее зоне свободного

пространства

В, At

Размеры отрезков AiA0 и Вх Вй должны быть не менее 100 мм;

Размеры отрезков А{А2; В{В2, CiC2; FiF2\ G\G2\ Н{Н2; IXI2\ J\h должны быть не менее 500 мм;

Размеры отрезков DXD2\ Е\Е2 должны быть не менее 500 мм или не менее диаметра рулевого колеса плюс 40 мм;

Размеры отрезков Е\Е0\ Е2Е0 должны быть не менее 250 мм или не менее диаметра рулевого колеса плюс 40 мм;

Размеры отрезка Л>Я0 должны быть 300 мм;

Размеры отрезков F^Gq\ JqGq\ CqDq\ E0F0 зависят от конструкции трактора

Черт. 5

ЗОНА СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА

1 Зона свободного пространства показана на черт 5 и 6 Согласно чертежам зона свободного пространства определяется относительно вертикальной основной плоскости

Зона свободного пространства, вид сбоку

1) См п 2 настоящего приложения

1 — контрольная точка сиденья

Черт 6

Допускается перемещение вертикальной основной плоскости совместно с сиденьем и рулевым колесом в течение нагружения

2 При зоне свободного пространства, определенной в п 3 настоящего приложения, допускается регулировка сиденья в пределах ±75 мм по горизонтали и ±30 мм по вертикали от среднего положения сиденья Если регулировка сиденья превышает эти значения, то зону свободного пространства следует изменить в соответствии с пп 2 1 и 22

2 I Если предусмотренная продольная регулировка сиденья в горизонтальной плоскости превышает ±75 мм от среднего положения, то в этом случае все размеры впереди от контрольной точки сиденья (КТС), определенной по ГОСТ 25791, должны быть уменьшены, а размеры сзади КТС увеличены, исхо

дя из следующего’ общая регулировка назад от среднего положения сиденья минус 75 мм

2    2 Если предусмотренная вертикальная регулировка сиденья превышает ±30 мм, то в этом случае любой размер на КТС должен быть увеличен, а любой размер ниже КТС — уменьшен, исходя из следующего: общая регулировка выше среднего положения сиденья минус 30 мм.

3    Зону свободного пространства (см. приложение 2 и черт. 5—7) определяют по перечислениям а)—к), когда трактор установлен на колесах на горизонтальной поверхности, рулевое колесо, при наличии регулировки, установлено в среднее положение для сидящего оператора.

Зона свободного пространства, вид спереди или сзади на расстоянии 65 мм назад от контрольной точки сиденья

/    — H4I п\ 1KW 2    — ш»ргн

кал я ос пиана л iuol hoc 11>

Черт, 7

а)    горизонтальная плоскость (А\ВХВ2А2),

б)    наклонная плоскость (GiG2/2A), перпендикулярная к вертикальной основной плоскости,

в)    цилиндрическая поверхность (AiAzhh),

г)    цилиндрическая поверхность (ВХС\С2В2)\

д)    наклонная плоскость (C\D\D2C2) > перпендикулярная к вертикальной основной плоскости, соединяющейся с поверхностью по перечислению г), на ее передоен кромке,

с) вертикальная плоскость {D\ExE2D2), перпендикулярная к вертикальной основной плоскости,

ж)    горизонтальная плоскость (FiFiF;^);

з)    округляющая поверхность, если необходимо (G1F1F2G2), проходящая от нижней границы плоскости, определенной в перечислении б), на горизонтальную плоскость, определенную в перечислении ж), и идущая параллельно поверхности, проходящей по заданной поверхности спинки сиденья;

и)    вертикальные плоскости (J\ExFiG\Hi и J2E2F2G2H2) • Расстояние ЕХЕдолжно быть равно большему из размеров: диаметр рулевого колеса плюс 40 мм на каждую сторону обода рулевого колеса или 500 мм;

к)    параллельные плоскости (A\B\C\D\J\H\I\ и A2B2CJ)2J2^2h), наклоненные так, 4To£w верхнее ребро плоскости на стороне* к которой приложена нагрузка, было расположено на расстоянии не менее указанного на черт, 5 в приложении 3

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ ХРУПКОМУ РАЗРУШЕНИЮ ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Изложенные в настоящем приложении требования и методика предназначены для обеспечения прочности и сопротивления хрупкому разрушению при пониженных температурах. Данные минимальные требования должны быть соблюдены при оценке пригодности защитной конструкции для работы при пониженных температурах в тех странах, где требуется эта дополнительная защита,

1.    Болты и гайки, применяемые для крепления защитной конструкции к раме машины и соединения установочных элементов защитной конструкции должны соответствовать нормативным жесткостным свойствам.

2.    Все сварочные электроды, применяемые при изготовлении конструктивных элементов и арматуры, должны быть совместимы с материалом защитной конструкции, как указано в п. 3.

3.    Жесткостные свойства материала, применяемого для конструктивных элементов защитной конструкции, должны быть проверены на соответствие минимальной поглощенной энергии удара, установленной в таблице, определяемой по методу Шарпи с V-образным надрезом.

Требования минимальной поглощенной энергии удара, определяемой по методу Шарпи с V-образным надрезом на образцах при температуре минус 30 °С, для материала защитной конструкции

Pa'jMtp образца, мм

Энергия,

10x10

11,0

10X7,5

9,5

10X5

7,5

10X2,5

5,5

Примечание Стальной прокат толщиной менее 2,5 мм и с содержанием углерода менее 0,2 % считается удовлетворяющим данному требованию.

Конструктивные элементы защитной конструкции, изготовленные из материалов, отличающихся от стали, должны иметь эквивалентное сопротивление удару при низкой температуре.

Образцы должны быть «предельными» и вырезаны из полосового проката трубчатого или коробчатого профиля до гибки или сварки. Образцы из полых и конструкционных профилей должны быть вырезаны из стороны наибольшего размера и нс должны содержать сварных швов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Обязательное

ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ ЗАЩИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Наименование и адрес изготовителя ___

Представлено на испытания (кем)____

Наименование и тип защитной конструкции__„________

Марка и модель трактора (ов), на котором (ых)

проводилось (лись) испытание (я)____

Дата проведения испытаний____

Результаты испытаний

Испытания были проведены под нагрузкой слева (справа) сзади (спереди) и справа (слева) сбоку Эталонная масса, применявшаяся для расчета подводимой энергии и сжимающего усилия, составляла (кг) _

Энергия нагружения:

сзади/спереди, кДж__

сбоку, кДж _

Сжимающая сила, кН

Энергия второго продольного нагружения подводилась справа (слева) — спереди (сзади), кДж    ........

Правила приемки для этих испытаний, касающиеся защиты зоны свободного пространства, были (не были) удовлетворительно выполнены.

Остаточная деформация крайних точек защитной конструкции, измеренная после серии испытаний

1    Сзади, вперед/наза х:

слева, мм _

справа, мм _

2    Спереди, вперед/назад

слева, мм _

справа, мм_

3    Сбоку, в сторону спереди, мм сзади, мм

4    Вверх, вверх/вниз

сзади слева _мм, спереди слева _мм,

справа _мм    справа_мм

Кривые усилие-перемещение, полученные в ходе испытаний, должны быть включены в протокол

Работа при пониженной температуре (сопротивление хрупкому разрушению)

Ьсли изготовитель подтверждает, что изготовленная им защитная конструкция подходит для работы при пониженных температурах, следует указать, прозодились ли испытания при температуре минус 18 °С или ниже, или кратко описать метод, используемый для определения сопротивления хрупкому разрушению при пониженной температуре

Спецификация трактора

Серийный номер _

Масса трактора__кг

Спецификация защитной конструкции

1    Фото! рафии, общий вид и виды, показывающие монтажные элементы

2    Чертеж основного шда

Характеристики материалов, применяемых в защитной конструкции

1    Основная рама и облицовка Материал

Размеры, мм

2    Опоры Материал Размеры, мм

3    Крыша Материал Размеры мм

4    Монтажные и крепежные болты Класс

Размеры, мм

5    Др>гие элементы Материал Размеры, мм

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Обязательное

техническая характеристика защитной конструкции

Наименование и адрег4 изютовителя защитной конструкции _

Наименование и тшт защитной конструкции__

Марка и модель трактора (ов), на котором (ых) проводились испытания

Размеры

1.    Высота расположения элементов крыши над КТС__мм

2.    Высота расположения элементов крыши над полом__мм

3.    Внутренняя ширина защитной конструкции на уровне 840 мм над

и 215 мм назад от КТС_мм

4.    Внутренняя ширина защитной конструкции на уровне центра рулевого колеса в точке, расположенной на расстоянии 215 мм назад от КТС_мм

5.    Расстояние от центра рулевого колеса до правой стенки защитной

конструкции _мм

6.    Расстояние от центра рулевого колеса до левой стенки защитной

конструкции _мм

7.    Минимальное расстояние от обода рулевого колеса до защитной конструкции _мм

8.    Ширина дверного проема _мм

вверху _

посередине _

внизу _

9.    Высота дверного проема_мм

от пола кабины _

от верхней ступеньки _

от нижней ступеньки_

30. Общая высота трактора с защитной конструкцией_мм

11. Общая ширина защитной конструкции _мм

12.    Расстояние по горизонтали от КТС до задней стенки защитной конструкции на высоте 840 мм от контрольной точки сиденья,

минус 215 мм _

13.    Число дверных проемов__

I 4. Размеры аварийного люка_

15.    Тип стекла __

16.    Марка и модель сиденья

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам

РАЗРАБОТЧИКИ

В Ф. Шолохов, канд, техн. паук; Г. А. Егоров; А. Д. Енин (руководитель темы); С. И. Буренков; И. М. Илинич, канд. техп. наук; Л, А. Упорина; М. Я Кацман; Ю. Л. Мариенбах,

ьнпд. те\н наук; Г. А. Балашова

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 30.07.91 № 1310

Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта И СО 5700—89 «Тракторы колесные для сельского и лесного хозяйства. Защитные конструкции.

Метод испытаний при статической нагрузке и условия приемки»

3.    Срок проверки— 1996 г. периодичность проверки — 5 лет

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕН-

ты

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Hovicp пункта

ГОСТ 25791—90

Приложение 4

Редактор В. М. Лысенкина Технический редактор В. Н. Малькова Корректор А. И. Зюбан

Здано в наб 06 09.91 Подп. к печ. 28.11.91 1,5 уел. п, л. 1,63 уел кр -отт. 1,38 уч-изд л.

Тираж 410 экз. Цена 32 р. 35 к.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП,

Новопресненский пер., 3

Калужская типография стандартов, ул Московская, 2 56 Зак 1732