allgosts.ru93.080 Строительство дорог93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ГОСТ Р 70703-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила содержания системы вентиляции

Обозначение:
ГОСТ Р 70703-2023
Наименование:
Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила содержания системы вентиляции
Статус:
Действует
Дата введения:
01.06.2023
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
93.080.30

Текст ГОСТ Р 70703-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила содержания системы вентиляции

        ГОСТ Р 70703-2023


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Дороги автомобильные общего пользования


ТОННЕЛИ


Технические правила содержания системы вентиляции


Automobile roads of general use. Tunnels. Maintenance technical regulations of ventilation system

ОКС 93.080.30

Дата введения 2023-06-01


Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Дорожной Ассоциацией "Содружество эксплуатирующих организаций" (ДА "СЭО")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2023 г. N 312-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)


1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические правила содержания системы вентиляции автодорожных тоннелей (далее - система вентиляции) на автомобильных дорогах общего пользования с целью повышения качества выполнения работ по содержанию и обеспечения требуемых межремонтных сроков для обеспечения требований безопасности к автомобильным дорогам при их эксплуатации, изложенных в [1] (статья 3, пункт 13).

Настоящий стандарт предназначен для применения в дорожном хозяйстве при реализации мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования, при среднесрочном и долгосрочном планировании проведения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог, а также при разработке проектов содержания.

Настоящий стандарт не распространяется на самостоятельные системы вентиляции помещений эксплуатационно-технического блока автодорожных тоннелей.


2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 57974 Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 58862 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

ГОСТ Р 59202-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания

ГОСТ Р 59205 Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1


нормативное техническое состояние: Состояние, при котором значения всех параметров элемента в заданных режимах и условиях эксплуатации находятся в установленных документацией пределах.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.1]


3.2


работоспособное состояние (работоспособность): Состояние, в котором значения всех параметров элемента, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям, установленным в документации.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.2]


3.3


исправное состояние (исправность): Состояние, в котором значения всех параметров элемента соответствуют всем требованиям документации.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.3]


3.4


элемент, объект: Часть, компонент, устройство, механизм, подсистема, функциональный блок, оборудование или система, которые могут быть индивидуально описаны и рассмотрены.

Примечание 1 - Набор элементов, например семейство предметов или образец, который сам по себе может рассматриваться как отдельный элемент.

Примечание 2 - Элемент может состоять из аппаратных средств, программного обеспечения или же и того и другого.

Примечание 3 - Программное обеспечение состоит из программ, процедур, правил, документации и данных в системе обработки информации.

[ГОСТ Р 57329-2016/EN 13306:2010, статья 3.1]


3.5


отказ: Переход элемента в состояние, в котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям документации на этот элемент.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.5]

3.6


критический отказ: Отказ в системе, негативные последствия которого непосредственно влияют на безопасность дорожного движения на данном участке автомобильной дороги.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.6]


3.7


запасные части, инструменты и принадлежности; ЗИП: Совокупность запасов материальных средств, сформированная в зависимости от назначения и особенностей использования объекта и предназначенная для обеспечения его функционирования, технического обслуживания и ремонта.

Примечание - Набор ЗИП комплектуют в соответствии с требованиями документации.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 75]


3.8


дефект: Каждое отдельное несоответствие элемента требованиям, установленным документацией.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.8]


3.9


устранение дефекта: Комплекс технических операций и организационных действий, выполняемых для восстановления работоспособности или исправности элемента и его ресурса, состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных частей.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.9]


3.10


неисправность: Состояние, в котором значение хотя бы одного параметра элемента не соответствует требованиям документации.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.10]


3.11


техническое обслуживание; ТО: Комплекс организационных мероприятий и технических операций, направленных на поддержание работоспособности (исправности) объекта и снижение вероятности его отказов при использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

Примечание - Основные виды ТО:

- плановое ТО (другие отраслевые названия: профилактическое, регламентированное) - техническое обслуживание, выполнение которого осуществляется в соответствии с требованиями документации;

- внеплановое ТО (другие отраслевые названия: корректирующее, нерегламентированное) - техническое обслуживание, выполнение которого осуществляется по техническому состоянию объекта без предварительного назначения.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 62]


3.12


периодичность проведения работ (оказания услуг): Показатель, характеризующий отношение годового объема работ (услуг) по содержанию элемента автомобильной дороги к количеству этого элемента, который может быть выражен в виде целого числа, процента или объема работ, установленного на измеритель элемента.

[ГОСТ Р 58862-2020, пункт 3.2]


3.13


номерное техническое обслуживание; номерное ТО: Техническое обслуживание, при котором определенному составу работ присваивается определенный порядковый номер.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.13]


3.14


ремонтопригодный объект: Объект, ремонт которого предусмотрен документацией и возможен в заданных условиях.

Примечание - Заданные условия могут включать технические, экономические и другие аспекты.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 70]


3.15


элемент-аналог: Часть, компонент, устройство, механизм, подсистема, функциональный блок, оборудование или система, технические характеристики которых аналогичны либо превосходят технические характеристики оригинального элемента.

[ГОСТ Р 59105-2020, пункт 3.15]


3.16

назначенный срок службы: Календарная продолжительность, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Примечания

1 Данный показатель не является показателем надежности.

2 По истечении назначенного срока службы объекта должно быть принято решение, предусмотренное соответствующей документацией, о ремонте, списании, утилизации, оценке технического состояния, установлении нового назначенного срока службы и т.п.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 34]


3.17


предельное состояние: Состояние объекта, в котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Примечание - Недопустимость дальнейшей эксплуатации устанавливают на основе критериев предельного состояния объекта.

[ГОСТ Р 27.102-2021, статья 19]


4 Общие положения

4.1 Основной задачей содержания системы вентиляции автодорожного тоннеля является поддержание ее нормативного технического состояния.

4.2 Поддержание нормативного технического состояния системы вентиляции достигается выполнением регламентных работ и мероприятий, направленных на сохранение работоспособного или исправного состояния элементов.

4.3 В состав системы вентиляции входят следующие группы элементов:

- конструкции для размещения элементов системы (базовые основания, кронштейны, консоли, стойки и т.п., включая их фундаменты);

- вентиляторы (струйные, вытяжные, подпора воздуха, дымоудаления), пожарные дымососы;

- глушители шума;

- вентиляционные каналы;

- шиберные заслоны, противопожарные клапаны;

- воздуховыпускные и воздухозаборные устройства (киоски);

- грузоподъемные и транспортные механизмы для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его эксплуатации;

- периферийные элементы (датчики, контроллеры, детекторы, информационные сигнальные указатели и прочие элементы);

- кабельные линии связи и системы телемеханического и дистанционного управления;

- шкафы управления;

- кабельные линии электроснабжения;

- оборудование в пунктах управления системой вентиляции [программно-аппаратные комплексы управления и мониторинга (включая оборудование хранения данных), климатическое оборудование, технологическое оборудование пунктов управления];

- вентиляционные камеры;

- здания и сооружения, в которых размещены диспетчерские пункты дистанционного управления системой вентиляции и/или оборудование пунктов управления системами.

4.4 Планирование и организацию содержания системы вентиляции выполняют на основе проекта содержания.

Примечание - Здесь и далее под проектом содержания подразумевается отдельный проект содержания вентиляционной системы либо соответствующий раздел, устанавливающий требования к содержанию системы вентиляции в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автодорожного тоннеля или в составе проекта содержания автомобильной дороги.

4.5 Проект содержания системы вентиляции разрабатывают в соответствии с [2].

4.6 В процессе содержания системы вентиляции следует соблюдать требования [1].

4.7 Организация, выполняющая работы по содержанию системы вентиляции, должна иметь необходимые лицензии на проведение соответствующих видов работ согласно [3].

4.8 Квалификацию персонала организации, выполняющей работы по содержанию системы вентиляции, подтверждают документом о прохождении профессиональной подготовки по учебным программам, разработанным на основе соответствующих профессиональных стандартов. В необходимых случаях квалификацию персонала подтверждает разработчик или предприятие - изготовитель элементов.

4.9 Для непрерывного мониторинга системы вентиляции и устранения критических отказов обеспечивают содержание автоматизированных рабочих мест (АРМ) круглосуточной дежурно-диспетчер-ской службы.

4.10 Следует производить уборку помещений для хранения приборов, оборудования, материалов и инструментов, используемых при проведении работ по содержанию системы вентиляции, ЗИП, временно демонтированных элементов, а также уборку помещений, в которых установлено оборудование системы вентиляции.

4.11 При выполнении работ по содержанию системы вентиляции осуществляют входной контроль материалов и изделий в порядке, установленном в [1] (статья 5, пункт 24).

4.12 Для выполнения требований к срокам устранения дефектов рекомендуется обеспечить формирование ЗИП в соответствии с 6.5.

4.13 При работах с оборудованием передачи данных и оборудованием, содержащим программное обеспечение, соблюдают требования по защите информации с учетом [4].

4.14 В процессе содержания системы вентиляции выполняют ведение учета неисправностей для обеспечения возможности проведения анализа эффективности работы элементов.


5 Требования к эксплуатационному состоянию

5.1 Системы вентиляции не должны иметь дефектов, указанных в таблице 1.

Таблица 1 - Дефекты систем вентиляции

Наименование дефекта

Описание дефекта

Утрата работоспособности периферийным элементом

Периферийный элемент утратил работоспособность (полностью или частично) по любой причине

Нарушение герметичности корпуса периферийного элемента

Видимые нарушения герметичности корпусов, следы попадания влаги внутрь

Неисправность корпуса элемента

Наличие ржавчины и повреждений лакокрасочного покрытия, деформаций корпуса, повреждений фурнитуры (петель, дверей, замков). Наличие несанкционированных надписей и рекламы, ослабление креплений

Утрата периферийного элемента

Отсутствие элемента, предусмотренного проектом

Утрата работоспособности грузоподъемным и/или транспортным механизмом для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его эксплуатации

Грузоподъемный и/или транспортный механизм утратил работоспособность (полностью или частично) по любой причине

Утрата работоспособности вентилятором

Вентилятор утратил работоспособность (полностью или частично) по любой причине

Утрата работоспособности программно-аппаратным комплексом управления и мониторинга

Программно-аппаратный комплекс утратил работоспособность (полностью или частично) по любой причине

Утрата работоспособности технологическим оборудованием в пунктах управления

Технологическое оборудование утратило работоспособность (полностью или частично) по любой причине

Дефект кабельной линии

Отсутствие маркировки кабелей, наличие повреждений изоляции электрических кабелей или оболочки волоконно-оптических кабелей, наличие натяжений и/или критичных изгибов, нарушение подключений к оборудованию и заземляющим рейкам, нарушение герметичности кабельных соединений

Нарушение несущей способности конструкции для размещения элементов

Разрушение конструкций или их фундаментов, сквозная коррозия металлических конструкций, разрушение фланцевых соединений и шпилек креплений, силовые трещины в фундаментах и т.п., связанные с необходимостью замены конструкций или их фундаментов

Мелкие дефекты конструкции для размещения элемента

Наличие незначительных сколов и трещин в конструкции или ее фундаменте, ржавчины и повреждений лакокрасочного покрытия. Ослабление креплений элементов, прочие неисправности конструкций, не влияющие на их несущую способность

Внешние загрязнения

Наличие грязевых или снежно-ледяных отложений на элементах, визуально определяемых с расстояния более 10 м


5.2 Сроки устранения дефектов установлены в разделе 7.


6 Регламентные работы

6.1 Общие положения

6.1.1 При осуществлении работ по содержанию системы вентиляции выполняют следующие виды регламентных работ:

- контроль технического состояния;

- ТО;

- устранение дефектов.

6.1.2 Регламентные работы не имеют сезонного характера, за исключением работ по очистке элементов.

6.1.3 При проведении работ по очистке и мойке элементов системы вентиляции при температуре воздуха ниже 0°C рекомендуется использовать моющие средства с добавлением незамерзающих жидкостей.

6.1.4 Применяемые моющие средства не должны оказывать негативного воздействия на очищаемые поверхности и конструкции элементов; если предприятием - изготовителем элемента системы вентиляции рекомендованы специальные моющие средства, то необходимо использовать указанные средства.

6.1.5 Применяемые моющие средства должны иметь свидетельства о государственной регистрации, внесенные в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации в соответствии с [5], или документальное подтверждение об отсутствии необходимости в данной регистрации.

6.1.6 Периодичность регламентных работ определяют с учетом требований, установленных в эксплуатационной документации предприятиями-изготовителями и/или разработчиками элементов, и ГОСТ Р 58862.

Примечание - При отсутствии информации о периодичности работ в указанной документации используют данные статистического учета ранее выполненных работ по содержанию данных или аналогичных систем.

6.2 Контроль технического состояния

6.2.1 Контроль технического состояния проводят с целью своевременного выявления неисправностей, нарушений работоспособности элементов и предотвращения критических отказов.

6.2.2 Контроль технического состояния системы вентиляции состоит из постоянного дистанционного мониторинга работоспособности системы в целом и ее отдельных элементов, проведения плановых и внеплановых осмотров.

6.2.3 Дистанционный мониторинг реализуется с использованием существующих программно-аппаратных комплексов и оборудования передачи данных силами дежурно-диспетчерской службы и состоит в контроле текущих параметров работы и правильности функционирования системы вентиляции.

6.2.4 В состав осмотров включают следующие работы:

- визуальный контроль всех групп элементов по 4.3, в том числе на наличие внешних повреждений, состояние креплений и соединений, соответствие фактического положения проектному;

- очистку корпуса элемента и креплений;

- проверку надежности соединений внешних кабелей и разъемов;

- проверку внешней индикации, целостности пломб, состояния заземления электрооборудования;

- проверку вентиляторов на наличие перегрева, нехарактерных вибрации и шума, состояния виброоснований, надежности креплений обтекателей, крышек, конусов и других узлов вентиляторов.

6.2.5 При осмотре проводят визуальный контроль герметичности периферийных элементов и кабельных соединений, при необходимости осуществляют ее восстановление.

6.2.6 Внеплановые осмотры необходимо проводить в случаях выявления неисправностей элементов системы вентиляции, в том числе в результате проведения дистанционного мониторинга, а также после стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

6.2.7 При наличии технической возможности работоспособность неисправных элементов системы вентиляции восстанавливают на месте после проведения осмотра.

6.3 Техническое обслуживание

6.3.1 ТО системы вентиляции проводят с целью своевременной регулировки элементов, устранения возможных причин и раннего выявления отказов.

6.3.2 При проведении ТО выполняют инструментальную проверку контролируемых параметров элементов и, в случае необходимости, их регулировку, выявление и устранение неисправностей, регламентированную замену элементов.

6.3.3 В состав работ по ТО включают:

- работы, указанные в 6.2.4;

- снятие крышек корпусов и кожухов, удаление пыли и загрязнений с внутренних поверхностей элементов;

- очистку фильтров и вентиляционных камер;

- очистку разъемов, протяжку контактов;

- замену крепежа элементов;

- смазку подшипников вентиляторов;

- контроль основного и резервного источников питания, проверку автоматического переключения питания с основного источника на резервный и обратно;

- измерение и регулировку параметров по 6.3.4;

- проверку работоспособности элементов и системы в целом в различных режимах работы;

- калибровку, юстировку отдельных элементов систем;

- проведение метрологических поверок и испытаний;

- поддержание работоспособности программного обеспечения элементов системы вентиляции, включая регулярное обновление программного обеспечения в соответствии с требованиями предприятий-изготовителей;

- создание резервных копий конфигураций программного обеспечения и баз данных;

- устранение мелких неисправностей, повреждений лакокрасочных покрытий, коррозии;

- регламентированную замену расходных элементов.

6.3.4 При проведении измерений и регулировки параметров работы элементов системы вентиляции выполняют в том числе контроль параметров скорости и давления воздуха при работе вентиляторов подпора воздуха в сбойках и их регулировку с целью соответствия требованиям ГОСТ 33153-2014 (подпункт 8.2.5.2).

6.3.5 По составу работ номерное ТО разделяют на ежемесячное (ТО-1), ежеквартальное (ТО-3), полугодовое (ТО-6) и годовое (ТО-12) на основании требований, указанных в эксплуатационной документации предприятий - изготовителей элементов и ГОСТ Р 58862.

Примечание - Иная периодичность номерного ТО может быть предусмотрена эксплуатационной документацией предприятий - изготовителей элементов или проектом содержания.

6.3.6 Периодичность и порядок организации проверки работоспособности противодымной защиты устанавливают в соответствии с ГОСТ Р 57974.

6.3.7 Внеплановое ТО проводят в случае выявления неисправностей элементов системы вентиляции на основании результатов контроля технического состояния по 6.2.

6.4 Устранение дефектов

6.4.1 Работы по устранению дефектов выполняют для восстановления работоспособности или исправности системы вентиляции.

6.4.2 Работы по устранению дефектов осуществляют на основании анализа информации, полученной в результате проведения контроля технического состояния или ТО.

6.4.3 Работы по устранению дефектов включают в себя определение неисправного элемента и причин неисправности, устранение неисправности (в том числе с заменой неисправного элемента), наладку и регулирование, контроль функционирования.

6.4.4 Ремонтопригодные элементы восстанавливают силами организации, осуществляющей выполнение работ по содержанию системы вентиляции, или в сервисных организациях, авторизованных предприятиями - изготовителями элементов. В случаях, прямо указанных в эксплуатационной документации, восстановление работоспособности элементов необходимо производить в авторизованных предприятиями-изготовителями сервисных организациях.

6.4.5 В случае отказа неремонтопригодного элемента осуществляют его замену.

6.4.6 Неисправные элементы заменяют на идентичные. Допускается замена на элементы-аналоги при невозможности или нецелесообразности использования идентичного элемента по техническим, экономическим или иным причинам. Если неисправный элемент является частью средства измерений, то его замена на элемент-аналог допускается с разрешения предприятия - изготовителя средства измерения.

6.4.7 При замене неисправного элемента на элемент-аналог необходимо проводить проверку работоспособности программно-аппаратного комплекса системы вентиляции.

6.4.8 После проведения работ по монтажу новых или восстановленных элементов в случаях, установленных в [6], а также в случаях, установленных предприятиями-изготовителями и/или разработчиками элементов, необходимо проводить работы по регулировке (юстировке, калибровке) и метрологической поверке элементов.

6.4.9 Допустимые объемы замены элементов системы вентиляции при выполнении регламентных работ указаны в таблице 2.

Таблица 2 - Допустимые объемы замены элементов системы вентиляции


Элементы/группа элементов

Допустимый объем замены от общего количества (для кабельных линий - от общей протяженности), процентов в год

Конструкции для размещения элементов

4

Периферийные элементы

12

Вентиляторы

10

Кабельные линии связи и системы телемеханического и дистанционного управления

15

Кабельные линии электроснабжения

7

Серверы и системные блоки в составе АРМ

20

Мониторы в составе АРМ

15

Климатическое и иное технологическое оборудование пунктов управления

15


6.4.10 Допустимые объемы замены элементов, не указанных в таблице 2, устанавливают в проекте содержания.

6.4.11 Непосредственно перед истечением назначенного срока службы элемента проводят оценку технического состояния с целью определения возможности установления нового назначенного срока службы.

Примечание - Порядок проведения оценки технического состояния устанавливает владелец автомобильной дороги на основании результатов ТО, с учетом требований [7] (пункт 1.6.7).

6.4.12 При достижении системой вентиляции предельного состояния (в том числе в случае превышения допустимых объемов замены элементов) принимают решение о выводе ее из эксплуатации и монтаже новой.

6.5 Запасные части, инструменты и принадлежности

6.5.1 Рекомендуемый минимальный объем ЗИП по каждому элементу системы вентиляции равен
части от годового допустимого объема замены элементов, указанного в 6.4.9, 6.4.10, но не менее одного элемента.

Примечание - Объем ЗИП может быть рассчитан на основании рекомендаций предприятий - изготовителей элементов системы вентиляции, установленных в эксплуатационной документации, или указан в проекте содержания.

6.5.2 В процессе содержания системы вентиляции необходимо принимать меры по поддержанию ЗИП в комплектном состоянии.

6.5.3 Элементы, находящиеся в ЗИП, следует включить в план ТО и периодически проверять на наличие признаков повреждения или коррозии.

При наличии в составе ЗИП вентиляторов необходимо проведение работ по предотвращению износа подшипников рабочего колеса вентиляторов.

Примечание - Как правило, для предотвращения износа подшипников периодически производят несколько оборотов рабочего колеса вентилятора вручную.


7 Сроки устранения дефектов

7.1 Сроки устранения дефектов системы вентиляции не должны превышать указанных в таблице 3.

Таблица 3 - Сроки устранения дефектов системы вентиляции


Наименование дефекта

Категория дороги

Срок устранения, сут, не более

Утрата работоспособности периферийным

IA-IB

10 (3*)

элементом

II-V

14 (5*)

Нарушение герметичности корпуса элемента

Для всех категорий дорог

1

Неисправность корпуса элемента

IA-IB

10

II-V

14

Утрата периферийного элемента

IA-IB

10 (3*)

II-V

14 (5*)

Утрата работоспособности грузоподъемным и/или транспортным механизмом для монтажа и демонтажа вентиляционного оборудования при его эксплуатации

Для всех категорий дорог

30 (15*)

Утрата работоспособности вентилятором

Для всех категорий дорог

30*

Утрата работоспособности программно-аппаратным комплексом управления и мониторинга

Для всех категорий дорог

1

Утрата работоспособности технологическим оборудованием в пунктах управления

Для всех категорий дорог

3

Дефект кабельной линии

IA-IB

7

II-V

10

Нарушение несущей способности конструкции для размещения элементов

Для всех категорий дорог

14

Мелкие дефекты конструкции для

IA-IB

20

размещения элемента

II-V

30

Внешние загрязнения

IA-IB

7

II-V

10

* Сроки устранения дефектов при условии наличия в составе ЗИП необходимых запчастей или элементов (для случаев утраты работоспособности неремонтопригодным элементом или утраты неремонтопригодного элемента).



7.2 Сроки устранения не указанных в таблице 3 дефектов устанавливают в проекте содержания с учетом приоритета работ по восстановлению работоспособности элементов после критических отказов, в зависимости от категории дороги, интенсивности движения, состава ЗИП, доступности запасных частей, удаленности элементов от производственных баз организаций, выполняющих работы по содержанию.

7.3 Срок восстановления работоспособности элемента исчисляется с момента регистрации поступления информации об отказе уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.

7.4 Допускается наличие в системе вентиляции не более 10% однотипных периферийных элементов от их общего количества, одновременно находящихся в неработоспособном состоянии, для которых установленный срок восстановления работоспособности не истек.

7.5 В случаях, когда технология проведения работ по восстановлению работоспособности элемента требует определенных погодно-климатических условий, требуемый срок восстановления исчисляется с момента наступления таких условий.


8 Требования к документации

8.1 Регламентные работы по содержанию системы вентиляции выполняют на основании разработанных технологических регламентов, содержащих состав работ, периодичность, безопасные методы выполнения, применяемые инструменты и приспособления.

8.2 Регламенты разрабатывают по группам элементов и видам работ.

8.3 Состав работ в регламентах определяют на основании настоящего стандарта с учетом требований эксплуатационной документации предприятий - изготовителей элементов и параметров размещения элемента.

8.4 Безопасные методы выполнения работ, применяемые инструменты и приспособления определяют в регламентах с учетом имеющейся в распоряжении материально-технической базы, требований эксплуатационной документации и настоящего стандарта.

8.5 Все проводимые регламентные работы необходимо зафиксировать в журналах производства работ.

Примечание - Рекомендуемая форма журнала производства работ приведена в [8] (приложения Г и Д).

8.6 Выявленные в результате проведения регламентных работ неисправности следует зафиксировать в журнале регистрации неисправностей.

Примечание - Форма журнала регистрации неисправностей приведена в приложении А.

8.7 Владелец автомобильной дороги определяет необходимость ведения иных журналов при выполнении работ по содержанию системы вентиляции (журнал входного контроля материалов, журнал регистрации доступа в помещения и т.п.).

8.8 После замены неисправного элемента организация, выполняющая работы по содержанию, предоставляет следующие документы:

- сертификат соответствия или декларацию соответствия;

- паспорт предприятия-изготовителя с указанием гарантийных сроков;

- другие документы по требованию владельца автомобильной дороги.

8.9 При замене неисправного элемента на элемент-аналог дополнительно необходимо внести соответствующие изменения в техническую документацию системы вентиляции.


9 Требования к безопасности

9.1 Работы по содержанию электрооборудования системы вентиляции выполняет персонал, имеющий допуски по электробезопасности в соответствии с [7] (глава 1.4).

9.2 При выполнении работ по содержанию системы вентиляции следует соблюдать требования охраны труда при эксплуатации электроустановок с учетом [7], [9], охраны труда при производстве работ в ограниченных и замкнутых пространствах - с учетом требований ГОСТ 33153-2014 (пункт 8.5.9), ГОСТ 12.4.021-75 (пункт 3.1.9), [10], охраны труда при производстве работ на высоте - с учетом [11], охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями - с учетом [12], требования пожарной безопасности - с учетом [13], [14], [15].

9.3 В случаях, когда при проведении регламентных работ требуется произвести пуск вентиляторов дымоудаления, необходимо до начала работ убедиться в отсутствии людей в помещениях, где установлены такие вентиляторы.

9.4 При выполнении регламентных работ необходимо контролировать запирание на замок шкафов и помещений, в которых расположено оборудование системы вентиляции, с целью исключения физического доступа посторонних лиц к оборудованию.

9.5 При выполнении работ по содержанию элементов системы вентиляции, требующих ограничения движения или организации особого режима движения транспортных средств, место производства работ необходимо ограждать временными техническими средствами организации дорожного движения (ТСОДД) согласно схеме организации движения, выполненной в составе утвержденного проекта организации дорожного движения; размещение временных ТСОДД - выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 32758, ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 58350.

9.6 Работы, связанные с отключением системы вентиляции или с существенным снижением ее производительности, проводят во временные интервалы с минимальной фактической интенсивностью движения.

9.7 В случаях критических отказов может вводиться временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в соответствии с требованиями [16].

9.8 Владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом путем применения информационных щитов, табло переменной информации (динамических информационных табло), средств массовой информации, сети Интернет.


10 Требования к охране окружающей среды

10.1 При выполнении работ по содержанию системы вентиляции учитывают требования [17], ГОСТ Р 59202-2021 (раздел 14), ГОСТ Р 59205.

10.2 В процессе работ по содержанию системы вентиляции обеспечивают сбор, хранение и вывоз для последующей утилизации достигших предельного состояния элементов системы.

10.3 Образующиеся в процессе содержания системы вентиляции отходы подлежат сбору, хранению, транспортированию и утилизации согласно требованиям по обращению с отходами конкретного класса опасности в соответствии с требованиями [18].

Приложение А

(рекомендуемое)


Форма журнала регистрации неисправностей

Информация о возникновении неисправности

Информация об устранении неисправности

Ответстве-

нное лицо

Дата

Время

Эле-

мент

Иден-

тифи-

катор элеме-

нта*

Опи-

сание неисп-

равно-

сти

При-

чина неисп-

равно-

сти

Дата

Время

Способ устранения неисправ-

ности **

Описание нового элемента (в случае замены)

Ф.И.О., должность, подпись

* Идентификатор элемента - координаты, адрес, пикетаж либо иной идентификатор, позволяющий однозначно идентифицировать вышедший из строя элемент системы.

** Способ устранения неисправности - точное краткое описание способа устранения неисправности (например, замена элемента, восстановление работоспособности с демонтажом, восстановление работоспособности на месте и др.).



Библиография


[1]

Технический регламент

Таможенного союза

ТР ТС 014/2011


Безопасность автомобильных дорог

[2]

Отраслевой дорожный

методический документ

ОДМ 218.3.110-2019


Правила разработки проектов содержания автомобильных дорог

[3]

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"


[4]

Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды (утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31)


[5]

Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"


[6]

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"


[7]

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (утверждены приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 г. N 811)


[8]

Отраслевой дорожный методический документ

ОДМ 218.3.034-2013

Рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления


[9]

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (утверждены Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 903н)


[10]

Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах (утверждены Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. N 902н)


[11]

Правила по охране труда при работе на высоте (утверждены Приказом Минтруда России от 16 ноября 2020 г. N 782н)


[12]

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями (утверждены приказом Минтруда России от 27 ноября 2020 г. N 835н)


[13]

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"


[14]

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"


[15]

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479)


[16]

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


[17]

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"


[18]

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"


УДК 656.13; 656.13.08:006.354

ОКС 93.080.30


Ключевые слова: технические правила содержания, автодорожные тоннели, система вентиляции, системы безопасной эксплуатации тоннелей


Превью ГОСТ Р 70703-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Технические правила содержания системы вентиляции