ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Группа Р23
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА
Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Castors and wheels. Requirements for castors for hospital beds
ОКС 11.180.10
Дата введения 2012-04-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 405-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004* "Самоориетирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей" (ISO 22882:2004 "Castors and wheels - Requirements for castors for hospital beds").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - .
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Предисловие к ИСО 22882:2004
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75% организаций-членов, принимавших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 110 "Грузовые тележки", Подкомитетом ПК 3 "Самоориентирующиеся колесики и колеса".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования к испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колес от 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения к стандартам).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - .
ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels - Vocabulary, symbols and multilingual terminology)
ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels - Test methods and apparatus)
ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels - Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)
3 Термины, определения и обозначения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения - по ИСО 22878, приложение А.
4 Размеры и технические характеристики
4.1 Технические характеристики
Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:
- диаметр колеса;
- общая высота;
- смещение;
- система фиксации и
- грузоподъемность.
4.2 Размеры
Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.
1 - рабочий угол; 2 - разблокированное положение
Рисунок 1 - Основные размеры при центральной системе блокировки
Таблица 1
Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса | Общая высота | Смещение |
100 | 150 | 46 |
125 | 175 | 56 |
150 | 200 | 65 |
200 | 250 | 70 |
250 | 300 | 80 |
|
По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства - см. соответствующие таблицы в ИСО 22881.
4.3 Система фиксации
Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:
- длина вилки;
- диаметр вилки;
- расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;
- размер отверстия с резьбой;
- расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;
- размер шестигранника и
- рабочий угол шестигранника.
4.4 Грузоподъемность
Грузоподъемность - это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.
5 Требования к испытаниям
5.1 Общие положения
Методы испытаний и оборудование - по ИСО 22878.
5.2 Стандартные условия
5.2.1 Условия окружающей среды
Испытания следует проводить при температуре от 15 °С до 28 °С. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40% до 70%.
Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.
5.2.2 Последовательность испытаний
Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.
Таблица 2
Ссылка на подраздел настоящего стандарта | Последовательность испытаний | Типы самоориентирующихся колесиков | Процедуры испытаний, приведенные |
5.3 | Первоначальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.4 | Первоначальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |
5.5 | Электрическое сопротивление | Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные | 4.4 |
5.6 | Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.5 |
5.7 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5.8 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.9 | Статическое испытание | Все | 4.9 |
5.10 | Динамическое испытание | Все | 4.8 |
5.11 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5.12 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.13 | Финальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.14 | Финальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |
5.3 Первоначальный люфт колеса
5.3.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.3.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт колеса не должен превышать значения
Таблица 3
Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса | Максимальный первоначальный люфт колеса |
100 | 0,50 |
125 | 0,62 |
150 | 0,75 |
200 | 1,00 |
250 | 1,25 |
5.4 Первоначальный люфт шарнира колеса
5.4.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.4.2 Критерий соответствия
Измеренный первоначальный люфт шарнира колеса не должен превышать значения
Таблица 4
Обозначение | Значение, мм | Описание |
4 | Максимальный первоначальный люфт шарнира колеса |
5.5 Проверка электрического сопротивления
5.5.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.4.
5.5.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
Обозначение | Значение | Описание |
Переменное | Грузоподъемность | |
10% | Испытательная нагрузка | |
Переменное | Электрическое сопротивление |
5.5.3 Точность
Точность измерения должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.
Таблица 6
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимые отклонения | Единица измерения | ||
Н | +2% | Н |
5.5.4 Критерий соответствия
Сопротивление
10
5.6 Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства
5.6.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.5.
5.6.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 7.
Таблица 7
Обозначение | Значение | Описание |
10000 | Число срабатываний системы блокировки | |
10 циклов/мин | Частота срабатывания системы блокировки | |
800 Н | Испытательная нагрузка |
5.6.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимые отклонения | Единица измерения | ||
- | +1% | - | |
Циклы/мин | 0 | Циклы/мин | |
Н | +2% | Н |
5.6.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакого износа и/или остаточной деформации, которые могли бы отрицательно повлиять на нормальную работу испытуемого образца.
5.7 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
5.7.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.6.
5.7.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 9.
Таблица 9
Обозначение | Значение | Описание |
Переменное | Грузоподъемность | |
Равно | Испытательная нагрузка | |
40% | Горизонтальное тяговое усилие |
5.7.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.
Таблица 10
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Н | +2% | Н | |
Н | +4% | Н |
5.7.4 Критерий соответствия
Колесо не должно проворачиваться вокруг своей оси при повторном приложении силы.
5.8 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса
5.8.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.7.
5.8.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 11.
Таблица 11
Обозначение | Значение | Описание |
Переменное | Грузоподъемность | |
Равно | Испытательная нагрузка | |
40% | Горизонтальное тяговое усилие |
5.8.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.
Таблица 12
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Н | +2% | Н | |
Н | +4% | Н |
5.8.4 Критерий соответствия
Шарнир колеса не должен поворачиваться при повторном приложении силы
5.9 Статическое испытание
5.9.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.9.
5.9.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 13.
Таблица 13
Обозначение | Значение | Описание |
Переменное | Грузоподъемность | |
3 | Степень загруженности | |
Испытательная нагрузка | ||
1 ч | Время приложения нагрузки | |
24 ч | Время, прошедшее до осмотра |
5.9.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 14.
Таблица 14
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
Н | +2% | Н | |
ч | +15 | мин | |
ч | ±1 | ч |
5.9.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу.
5.10 Динамическое испытание
5.10.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.8.
5.10.2 Результаты испытания
Результаты испытания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 15.
Таблица 15
Обозначение | Значение | Описание |
Переменное | Грузоподъемность | |
1,1 м/с (4 км/ч) | Средняя скорость движения | |
1,1 м/с (4 км/ч) | Скорость преодоления препятствий | |
Высота препятствия для колес с: - твердостью покрышки по Шору - твердостью покрышки по Шору | Высота препятствия | |
От 1 до 3 м | Расстояние между препятствиями | |
1000 | Число препятствий | |
30000 | Число оборотов колеса | |
3 мин | Время движения | |
1 мин | Пауза | |
Переменное | Диаметр колеса |
Фактический диаметр колеса необходимо измерить до и после проведения испытаний для определения степени износа колеса.
5.10.3 Точность
Точность измерений должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 16.
Таблица 16
Обозначение | Единица измерения | Точность | |
Допустимое отклонение | Единица измерения | ||
м/с | +5% | м/с | |
м/с | +5% | м/с | |
мм | 0 | мм | |
- | +1% | - | |
- | +1% | - | |
мин | ±10 | с |
5.10.4 Критерий соответствия
Не должно наблюдаться никакой остаточной деформации испытуемого образца, которая могла бы отрицательно повлиять на его нормальную работу. Уменьшение диаметра колеса не должно превышать 2% его диаметра, измеренного до проведения испытания.
5.11 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса
Повторяют испытание по 5.7.
5.12 Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса
Повторяют испытание по 5.8.
5.13 Финальный люфт колеса
5.13.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.2.
5.13.2 Критерий соответствия
Люфт изношенного колеса не должен превышать значения
Таблица 17
Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса | Максимальный люфт изношенного колеса |
100 | 0,50 |
125 | 0,62 |
150/160 | 0,75 |
200 | 1,00 |
250 | 1,25 |
5.14 Финальный люфт шарнира колеса
5.14.1 Цели испытания, оборудование и процедуры испытания
Цели, оборудование и процедуры испытания - по ИСО 22878, подраздел 4.3.
5.14.2 Критерий соответствия
Люфт шарнира изношенного колеса не должен превышать значения
Таблица 18
Обозначение | Значение, мм | Описание |
4 | Максимальный люфт шарнира изношенного колеса |
6 Подтверждение соответствия
По первому требованию изготовитель обязан предоставить сертификат соответствия самоориентирующихся колесиков требованиям настоящего стандарта.
Тип испытательного устройства должен быть указан в сертификате соответствия.
7 Маркировка
7.1 Маркировка изделия
На все изделия должна быть нанесена устойчивая заметная маркировка с указанием наименования и/или торговой марки изготовителя.
7.2 Маркировка электропроводных или антистатических самоориентирующихся колесиков или колес
На внешнюю поверхность всех изделий должна быть нанесена хорошо заметная маркировка, содержащая следующее:
- для антистатических колес: белую маркировку и, если это возможно и уместно, слово "антистатическое";
- для случая электропроводных колес: желтую отметину и, если это возможно и уместно, слово "электропроводное".
Приложение ДА
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1
Обозначение ссылочного международного стандарта | Степень соответствия | Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 22877:2004 | - | * |
ИСО 22878:2004 | - | * |
ИСО 22881:2006 | - | * |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его принятия рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. |
Библиография
[1] | ISO 7619 | Rubber - Determination of indentation hardness by means of pocket hardness meters |
[2] | ISO 22879 | Castors and wheels - Requirements for castors for furniture |
[3] | ISO 22880 | Castors and wheels - Requirements for castors for swivel chairs |
[4] | ISO 22883 | Castors and wheels - Requirements for applications up to 1,1 m/s (4 km/h) |
[5] | ISO 22884 | ИСО 22884, Castors and wheels - Requirements for applications over 1,1 m/s (4 km/h) and up to 4,4 m/s (16 km/h) |
Электронный текст документа
и сверен по:
, 2012