allgosts.ru13.100 Безопасность профессиональной деятельности. Промышленная гигиена13 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ

ГОСТ 12.3.017-79 Система стандартов безопасности труда. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности

Обозначение:
ГОСТ 12.3.017-79
Наименование:
Система стандартов безопасности труда. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности
Статус:
Срок действия истек
Дата введения:
06.30.1980
Дата отмены:
Заменен на:
-
Код ОКС:
13.100, 43.180

Текст ГОСТ 12.3.017-79 Система стандартов безопасности труда. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСТ 12.3.017—79

Издание официальное

Цен* 3 коп.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

УДК 629.114.004.67:658.58:658.382.3.006.354 Группа Т58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

гост

12.3.017-79


Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Automobile maintenance and service. General safety requirements

ОКП 45 7000

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 июля 1979 г. № 2583 срок действия установлен

с 01.07.80 до 01.07.85

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности работ при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов (далее—автомобилей), предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети СССР, которые проводятся на эксплуатационных предприятиях, станциях ТО и в специализированных центрах.

Стандарт не устанавливает требований безопасности при ТО и ТР автомобилей, работающих на газообразном и твердом топливе, а также специального оборудования, смонтированного на автомобилях.

  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    • 1.1. В процессах ТО и ТР могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся автомобили, машины и механизмы; незащищенные подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

загроможденность рабочих мест готовой продукцией, инструментами, приспособлениями, материалами;

неправильная расстановка автомобилей в местах их хранения или в помещениях для ТО и ТР;

Издание официальное Перепечатка воспрещена

Переиздание. Май 1983 г.

© Издательство стандартов, 1984

отсутствие специальных приспособлений, инструмента и оборудования для ведения работ в соответствии с принятой технологией; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенные или пониженные температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума, вибрации на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях;

незащищенные токоведущие части электрооборудования (электроустановок);

недостаточная освещенность рабочей зоны;

вредные компоненты в составе применяемых материалов, воздействующие на работающих через кожный покров, дыхательные-пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки органов зрения и обоняния.

  • 1.2. При проведении ТО и ТР необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004—76 и ГОСТ 12.1.010-80.

  • 1.3. Оборудование, приборы, инструменты и приспособления — по ГОСТ 12.2.003—74 и ГОСТ 12.2.027—77.

  • 1.4. Процессы ТО и ТР должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002—75, а также других стандартов и ТУ, распространяющихся на эти процессы.

  • 1.5. При проведении ТО и ТР следует соблюдать «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию», утвержденные Минздравом СССР.

  • 1.6. Процессы ТО и ТР должны быть безопасными на стадиях: подготовки автомобилей к ТО и ТР;

непосредственного выполнения работ;

испытаний и проверок систем автомобилей;

заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и спец-жидкостями;

хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов;

удаления и обезвреживания отходов производства.

  • 1.7. Загрязнение производственных помещений (производственных площадок) и окружающей среды в процессах ТО и ТР не должно превышать предельно допустимых концентраций согласно требованиям СИ 245—71, утвержденных Госстроем СССР.

  • 1.8. При проведении ТО и ТР запрещается использовать неисправные оборудование, приспособления, инструмент.

  • 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

    • 2.1. Требования безопасности труда необходимо соблюдать при: подготовке рабочего места;

подготовке объекта для ТО и ТР;

проведении работ;

уборке рабочего места.

  • 2.2. ТО и 'ГР необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и инструмента, предусмотренных определенным видом работ.

  • 2.3. Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть.

  • 2.4. Автомобиль, установленный на напольный пост ТО илиТР, необходимо надежно закрепить путем подстановки нс менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на авю-мобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля необходимо навесить табличку с надписью «Двигатель не запускать: работают люди!».

  • 2.5. При обслуживании автомобиля с помощью подъемника на механизме управления подъемником следует вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

  • 2.6. Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы сигнализацией с обратной связью и возможностью с любого поста произвести экстренную остановку процесса передвижения. Передвижение автомобилей с поста на пост допускается выполнять только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения. При использовании в качестве предупреждающего звукового сигнала последний должен превышать уровень шума на рабочих местах на 6—8 дБ А.

2 7. Автомобили, устанавливаемые на поворотные стенды, необходимо надежно закрепить при помощи устройств, предусмотренных конструкцией стенда; топливо и рабочие жидкости слить, аккумуляторные батареи демонтировать; все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона удалить.

  • 2.8. При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или лестницы-стремянки, соответствующие требованиям ГОСТ 12.2.012—75.

  • 2.9. Агрегаты и узлы массой более 20 кг допускается поднимать, и перемещать только с помощью подъемно-транспортных механизмов.

  • 2.10. Подъем и транспортирование узлов и агрегатов подъемнотранспортными механизмами необходимо осуществлять с помощью специальных приспособлений по схеме захвата объекта транспортирования, предусмотренной для данного вида работ.

  • 2.11. Запрещается выполнять какие-либо работы на автомобиле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.

  • 2.12. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей.

  • 2.13. Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей необходимо производить в мречных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого веществами.

  • 2.14. Монку агрегатов и деталей топливной аппаратуры и двигателей, работавших на этилированном бензине, следует осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца.

  • 2.15. 'ГО и 'ГР систем питания двигателей, работающих на бензине с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания.

  • 2.16. Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки перемены передач установить в нейтральное положение.

  • 2.17. При пуске двигателя пусковой рукояткой запрещается применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

  • 2.18. Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует производить при условии обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем, а также лиц, находящихся вблизи него.

  • 2.19. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

  • 2.20. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

  • 2.21. ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом ТО и ТР.

  • 2.22. Прежде чем проворачивать коленчатый вал двигателя или карданный вал необходимо дополнительно убедиться в том, что зажигание выключено (для дизелей — подача топлива прекращена) и установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение.

  • 2.23. Продувку системы питания следует проводить с помошыо воздушного насоса, присоединенного к системе раздачи сжатого воздуха, снабженной влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать С,5 МПа.

  • 2.24. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке, при этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

  • 2.25. Перед началом ТО и ТР автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов цистерна должна быть заземлена.

  • 2.26. Аккумуляторные батареи следует демонтировать и устанавливать с помощью специальных устройств, исключающих падение аккумуляторных батарей.

  • 2.27. Все работы, связанные с ремонтом и обслуживанием аккумуляторных батарей, необходимо проводить в специально оборудованных для этих целей помещениях.

  • 2.28. Приготовлять электролит следует в специально предназначенных для этого сосудах путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой.

  • 2.29. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые- на зарядку, необходимо соединять зажимами, исключающими возможность новообразования.

  • 2.30. При зарядке аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вывернуты.

  • 2.31. Ремонт рамы следует проводить на подставках или на автомобиле с установленными колесами. При ремонте на подставках необходимо обеспечивать устойчивое положение рамы.

  • 2.32. Демонтированные кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть установлены на спсцальные подставки или стенды и находиться в устойчивом и удобном для проведения работ положении.

  • 2.33. Рихтовку крыльев и других деталей из листового материала необходимо осуществлять на автомобиле или на специальных стендах.

  • 2.34. В целях исключения возможности загорания горючих материалов (обивка кузова, топливо и т.п.) электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003—75.

  • 2.35. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных ве-

Стр. 6 ГОСТ 113.017—79

ществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки.

  • 2.36. Снятие деталей (например, пружин), требующее приложения значительных усилий, следует производить с помощью съемников.

  • 2.37. Демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять после полного снятия давления в камере шины.

  • 2.38. /Монтаж и демонтаж шины следует проводить только при помощи предназначенных для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета замочного кольца.

  • 2.39. Шину па диск колеса, имеющего замочное кольцо, допускается монтировать при условии отсутствия повреждений обода диска колеса и повреждений замочного кольца.

Необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью вошло в выемку обода.

  • 2.40. Не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40% от нормативного значения.

  • 2.41. Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих при вылете замочного кольца.

  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И ОТКРЫТЫМ ПЛОЩАДКАМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

    • 3.1. Производственные помещения и открытые площадки для хранения автомобилей должны отвечать требованиям СН и П 11— 93—74 и СН 245—71, утвержденных Госстроем СССР.

    • 3.2. Полы производственных помещений должны быть ровными, стойкими к воздействию агрессивных веществ, используемых в процессах ТО и ТР, а также иметь уклоны для стока воды.

    • 3.3. Вдоль всех стен помещений для хранения автомобилей должны быть сооружены колесоотбойные тротуары.

    • 3.4. Эстекады и осмотровые канавы, не оборудованы несущим конвейером, должны иметь на всей длине, направляющие и предохранительные реборды.

    • 3.5. Производственные участки, на которых могут выделяться вредные вещества, пары, пыль и т. д., должны быть изолированы от других помещений.

    • 3.6. Помещения и открытые площадки для ремонта и хранения автомобилей должны иметь разметку расстановки автомобилей, вЫйолненную стойкими красителями контрастных цветов.

    • 3.7. Канавы, траншеи и тоннели должны быть оборудованы приточной вентиляцией и не должны загромождаться посторонними предметами.

    • 3.8. Воздух рабочей зоны — по ГОСТ 12.1.005—76.

    • 3.9. Помещения для ТО, ТР и .хранения автомобилей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

    • 3.10. Помещения и посты, на которых проводят технологические операции с работающим двигателем автомобиля, должны быть оборудованы устройствами для удаления отработавших газов из зоны ведения работ.

    • 3.11. Помещение для мойки автомобилей и деталей должно быть изолировано от других производственных- помещений.

3.12 Помещения, где производят регенерацию масла, зарядку аккумуляторных батарей, малярные и другие работы, связанные с выделением взрывоопасных веществ, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем во взрывобезопасном исполнении, не объединенной с вентиляционными системами других помещений.

  • 3.13. Отводимый в атмосферу воздух должен быть очищен в .соответствии с требованиями СН 245—71.

  • 3.14. Уровень шума на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.003—76, вибрации — по ГОСТ 12.1.012—78.

  • 3.15. Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно сообщаться с другими производственными, в том числе складскими помещениями.

  • 3.16. Внутренняя отделка стен осмотровых канав, а также помещений. где может иметь место загрязнение стен, должна быть выполнена с учетом возможности их очистки наиболее эффективным способом.

  • 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

    • 4.1. Производственное оборудование и рабочие места следует размещать с учетом безопасности работающих, а также удобства при выполнении технологических операций,

    • 4.2. Каждое рабочее место должно быть полностью оборудовано необходимыми средствами в зависимости от вида выполняемых работ, в том числе средствами наглядной агитации по технике безопасности.

    • 4.3. Рабочие места не должны загромождаться. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для проведения работ, следует размещать в удобных и легкодоступных местах таким образом, чтобы исключить возможность случайного перемещения или падения этих предметов.

Стр. 8 ГОСТ 12.3.017—79

  • 4.4. Рабочие места в помещениях с холодным пол.ом (цементный, асфальтовый, клинкерный и т. д.) должны быть укомплектованы деревянными подножными решетками.

  • 4.5. Ширина переходных съемных мостков, устанавливаемых поперек осмотровой канавы, должна быть не менее 0,8 м. Количество мостков должно быть равно числу автомобилей, размещаемых на. канаве, минус 1.

  • 4.6. При ТО и ТР автомобилей вне осмотровых канав, эстакад или подъемников рабочее место должно быть оборудовано подкатными тележками (лежаками).

  • 5. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

    • 5.1. На постах ТО и ТР, в помещениях для хранения и на открытых площадках автомобили необходимо размещать так, чтобы расстояния между ними, а также между автомобилем и конструкцией здания и оборудованием, исключали возможность травмирования работающих.

    • 5.2. Хранение и транспортирование материалов и веществ с опасными и вредными свойствами следует осуществлять способами, исключающими возможность травмирования, интоксикации, загрязнения, загорания, взрыва или других неблагоприятных последствий.

    • 5.3. Хранение и транспортирование длинномерных деталей и сборочных единиц (валы, оси, рессоры и др.) необходимо производить с помощью устройств и приспособлений, исключающих возможность самопроизвольного перемещения и падения этих предметов.

    • 5.4. Емкости, предназначенные для хранения жидкостей, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами, следует размещать в соответствии с требованиями, утвержденными Госстроем СССР, ГУПО МВД СССР и Госгортехнадзором СССР.

    • 5.5. Хранение отходов производства необходимо осуществлять в специальной таре и только в местах, предназначенных для этой цели.

    • 5.6. Автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива следует хранить на открытых площадках или в изолированных помещениях (Л'ДСЛЬНО от других автомобилей.

    • 5.7. В местах хранения автомобилей запрещается проводить заправку топливом, а тажс сливать топливо из баков.

  • 6. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К УЧАСТИЮ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

    • 6.1. Рабочих и инженерно-технических работников следует допускать к работе после их обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности.

    • 6.2. Обучение и аттестацию инженерно-технических работников по охране труда необходимо осуществлять один раз в два года.

    • 6.3. Обучение и инструктаж следует проводить по программам, утвержденным министерствами (ведомствами) и согласованными с ЦК профсоюзов.

    • 6.4. С рабочими необходимо проводить инструктажи:

вводный — при поступлении на работу;

первичный — па рабочем месте;

повторные — не реже одного раза в три месяца;

внеплановые — при изменении правил по охране трупа, изменении технологии, использовании новых типов оборудования и др.

  • 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

    • 7.1. Для предохранения работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов следует применять средства защиты.

    • 7.2. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

  • 8. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    • 8.1. Контроль состояния воздуха рабочей зоны — но ГОСТ 12.1.005.—76.

    • 8.2. При изменении технологического процесса, изменении режима работы или замене оборудования н других мероприятиях, влекущих за собой ухудшение состава воздуха рабочей зоны, необходимо производить внеочередной контроль допустимых параметров.

    • 8.3. Контроль шума на рабочих местах —по ГОСТ 20445—75, вибрации — по ГОСТ 12.4.С12—83.

    • 8.4. Контроль элсктробезопасности следует проводить согласно требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госгортехнадзора СССР.

    • 8.5. Периодичность контроля, устанавливаемая администрацией совместно с профсоюзной организацией предприятия, должна быть не реже одного раза в год.

Редактор Р. Г. Говердояская

Технический редактор Л. Я. Митрофанова

Корректор Н. Д. Чехотина

Сдано в иаб. 14.10,83 Псудп. в нем 05 01 84 0,75 п. л 0.62 уч.-изд л Тир. 40000 Цена 3 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва. Новопрссненский пер., 3.

Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 3219