allgosts.ru47.020 Судостроение и морские сооружения в целом47 СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите

Обозначение:
ГОСТ 26501-85
Наименование:
Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите
Статус:
Действует
Дата введения:
01.01.1986
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
47.020.10

Текст ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

и

КОРПУСА МОРСКИХ СУДОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ

ГОСТ 26501-85 (СТ СЭВ 4338-83)

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

УДК 629.12.011.1:620.897:006.354

Групп» Д43

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА

КОРПУСА МОРСКИХ СУДОВ

Общие требования к электрохимической защите

Marine ship hulls.

General requirements tor electrochemical protection

О КС ТУ 7400

ГОСТ 26501-85

(СТ СЭВ 4338—831

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 марта 1985 г. № 418 срок действия установлен

с 01.01.86

до 01.В1.91

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает требования к электрохимической защите от коррозии стальных корпусов морских судов, а также других соприкасающихся с морской водой корпусных конструкций (внутренних поверхностей балластных отсеков, кингстонных и ледовых ящиков, рулевых устройств и др.) н гребных винтов, в различных условиях эксплуатации.

Настоящий стандарт соответствует СТ СЭВ 433-8—83 в части требований к электрохимической защите судов, находящихся в эксплуатации (справочное приложение).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящего стандарта должны учитываться яри проектировании, монтаже и эксплуатации морских судов.

1.2. Электрохимическая зашита корпусов морских судов от коррозии осуществляется двумн способами:

гальваническими анодами-протекторами! (протекторная защита );

током от внешнего источника (катодная защита).

1.3. Электрохимическая зашита должна обеспечивать защиту от коррозии стальных корпусов морс ких судов, других, сонрн-касашихся с морской водой, корпусных конструкций И гребных винтов в различных условиях эксплуатации.

1.4. Защита от коррозии должна осуществляться применением электрохимической защиты в сочетании с другими средства-

Мздание официальное Перепечатка воспрещена

:£ Издательство стандартов, 1985

Стр. 2 ГОСТ JM01-IS

ми противокоррозионной зашиты (лакокрасочными покрытиями, ингибиторами).

1.5. Элементы электрохимической защиты должны быть унифицированными, технологичными в процессе изготовления и монтажа, ремонтопригодными в условиях судоремонтных заводов.

1.6. Эффективность электрохимической защиты корпусных конструкций от коррозии характеризуется величиной защитного-потенциала.

1.7. Защитным потенциалом подводной части судов из углеродистых и низколегированных сталей является потенциал минус 0.8 В по хлорсеребряному электроду сравнения (далее вес потенциалы даны по хлорсеребряному электроду сравнения).

В зависимости от условий эксплуатации судна (изменениисолености и температуры морской воды, степени сохранности лакокрасочного покрытия, степени износа анодов и протекторов) в процессе работы допускается колебание защитного потенциала корпуса судна от минус 0,75 до минус 0,95 В.

У края околоа иодного экрана потенциал корпуса не должен превышать минус 1,20 В.

1.8. Потенциал корпусных, конструкций балластных н грузе-балластных танков и балластируемых цистерн в зависимости от длительности балластирования, назначения судна и применения других средств защиты от коррозии должен быть от минус 0.75 до минус 0,95 В.

1.9. Проектная документация по электрохимической защите должна включать обоснование выбора данного типа системы защиты, расчет системы и схемы размещения элементов на подводкой части корпуса. Для систем катодной зашиты с током от внешнего источника дополнительно должны быть разработаны электрические и монтажные схемы и инструкции по эксплуатации систем.

1J0. Системы электрохимической зашиты следует рассчитывать исходя из условии обеспечения необходимого 'защитногопотенциала подводной части корпуса судна или корпусной конструкции.

1.11. Для защиты от коррозии рулевого устройства следует предусматривать гибкое токопроводящее соединение пера руля с корпусом судна.

1.12. При монтаже и возобновлении систем протекторной и катодной зашиты следует выполнять требования безопасности р. соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002—75, ГОСТ 12 3 003— 75, ГОСТ 12.3.005—75. ГОСТ 12.3.008—75 и правилами пожарной безопасности при проведении строительно-монтажных работ.

ГОСТ 26101—85 Стр. 3

1 'ГРЕКОВ АНИН К ПРОТЕКТОРНОЙ ЗАЩИТЕ

2.1. Протекторная защита применяется для защиты от коррозии подводной части корпуса судна и внутренней поверхности «балластных отсеков.

2.2. Типы и размеры протекторов следует определять в соответствии с требованиями ГОСТ 26251—84-.

2.3. Для подводной части корпуса судна следует применять системы протекторной зашиты:

короткозамкнутые;

неотключаемые с балластный сопротивлением.

2.3.1. Короткозамкнутые системы протекторной Защиты должны состоять из одиночных или групповых алюминиевых протекторов. нс имеющих вводов внутрь корпуса судна, приваренных •стальной арматурой к корпусу.

Не допускается устанавливать протекторы с приварным креплением на поверхностях, под которыми находятся тепловая изоляция, топливные цистерны или грузовые трюмы, загружаемые горючими материалами.

2.3.2. При монтаже протекторов со стальной арматурой, устанавливаемых на наружной обшивке корпуса, приваривают арматуру непосредственно к обшивка корпуса на расстоянии не менее 40 мм от сварных монтажных швов листов обшивки корпуса.

2.3.3. Неотключаемые с балластным сопротивлением системы протекторной защиты должны состоять из одиночных или групповых протекторов нз магниевого сплава, закрепленных на подводной части корпуса с помощью резьбовых соединений. Протекторы из магниевого сплава следует устанавливать на резиновых прокладках.

Для зашиты от контакта с морской водой резьбовых соединений протекторов монтажные отверстия должны быть заполнены прочной водостойкой изолирующей массой.

2.3.4. Одиночные протекторы или группы протекторов следует размещать на подводной части корпуса в пределах скулового пояса по длине судна, в носовой и кормовой оконечностях и на пере руля.

2.3.5. При защите района кормового подзора и пера руля следует учитывать размер и материал винта, а также наличие и конструкцию насадки винта.

2.3.6. Допускается устанавливать протекторы на бортовых килях.

2.3.7. Защиту от коррозии кингстонных и ледовых ящиков •следует осуществлять короткозамкнутыми одиночными алюминиевыми протекторами. Допускается применять короткозамкнутые цинковые протекторы.

Op. 4 ГОСТ 26501-35

2.3.8. Протекторы, устанавливаемые на наружной обшивке-корпуса, необходимо монтировать на предварительно окрашенных конструкциях.

2.4. Для внутренней поверхности балластных отсеков и зависимости от условий балластирования (продолжительности, солености воды), района эксплуатации и использования других средств зашиты следует применять короткозамкнутые системы,, состоящие из одиночных алюминиевых или цинковых протекторов, приваренных стальной арматурой к защищаемой конструкции.

2.4.1. Тил системы зашиты внутренней поверхности балластных отсеков необходимо выбирать для трех характерных поверхностен танков и цистерн: подволока, днища и бортов с переборками.

2.4.2. Выбор типа протекторов следует проводить в зависимости от исходных данных о требуемом сроке службы, районов эксплуатации и длительности балластирования.

Оптимальным сроком службы следует считать 8—12 лет.

2.4.3. Протекторы размещают в каждой ячейке, образованной продольным и поперечным набором, и приваривают.

Протекторы на рамных связях следует устанавливать на расстоянии от наружной обшивки, равном высоте основного набора.

2.4.4. Балластные отсеки, относящиеся к пожаровзрывоопасным помещениям, следует защищать с помощью протекторов нз-цинковых сплавов.

2.4.5 Монтаж протекторов в балластных отсеках следует проводить в соответствии с п. 2.3.2.

2.5. Для определения степени износа протекторов при каждом докованин судна следует проводить их осмотр.

2.6. Замену протекторов следует проводить в период докова-нля судна при износе более 8-0 % от первоначальном массы, принтом ранее установленные протекторы следует оставлять до полного износа.

3. ТРЕБОВАНИЯ К КАТОДНОЙ ЗАЩИТЕ

3.1. Катодная зашита применяется для зашиты от коррозии подводной части стальных корпусов судов.

3.2 Системы катодной защиты должны состоять из источников тока с автоматическим режимом работы, стационарных электродов сравнения, распределительных щитов с измерительной и коммутационной аппаратурой, электрических кабелей и контактно-щеточных устройств.

3.3. Тип и количество источников тока, анодов, околоанод-ных экранов и электродов сравнения следует выбирать с учетом площади защищаемой поверхности корпуса, контактирующем с

ГОСТ 2MB1-I5 Стр. 5

водой, свойств лакокрасочных покрытий и условий эксплуатации судна.

3.4. Системы катодной защиты в автоматическом режиме работы должны обеспечивать потенциал корпуса в месте установки управляющего электрода сравнения на заданном уровне с погрешностью не более d;0.O5 В на стоянке н на ходу судна.

При неисправности в системе автоматики поддержание потенциала корпуса на заданном уровне должно обеспечиваться ручным регулированием.

3.5. ■Срок службы элементов системы катодной защиты не менее Ю лет, а система в целом с учетом замены в процессе эксплуатации отдельных элементов должна быть рассчитана на весь срок службы судна.

3.6 Источник тока должен иметь надежную защиту от короткого замыкания и перегрузок.

3.7. В электрических схемах систем катодной защиты должны быть предусмотрены приборы для измерения следующих параметров

выходного напряжения источника тока;

выходного тока источника тока;

потенциала корпуса по отношению к установленным на подводной части судна электродам сравнения.

3 .8. Подкл ючение кабелей к анодам должно обеспечивать возможность измерения тока каждого анода.

3.9. В системах катодной зашиты должно быть предусмотрено подключение дистанционной сигнализации о включенном состоянии и об аварийном отключении.

3.10. К каждому источнику тока должна быть подключена группа анолов с учетом номинальных токов и не менее двух электродов сравнения.

ЗЛ. Стационарные аноды и электроды сравнения в автономных системах катодной зашиты следует крепить на наружном обшивке корпуса. Анолы и электроды сравнения должны иметь вводы внутрь корпуса.

3.12. Электроды сравнения должны быть .максимально удалены от анодов в местах, где защитный потенциал имеет минимальную величину.

3.13. Место подключения провода для измерения потенциала корпуса и регулировки электрической цепи системы катодной защиты должно быть удалено от места присоединения к корпусу кабеля от минусового вывода источника тока на расстояние не менее I ч_

3.14. Место подключения кабеля от минусового вывода источника тока к чашищаемой конструкции должно быть в непосредственной близости от источника тока.

Стр. 6 ГОСТ ММ1—М

3.15. Околоанодные экраны систем катодной защиты должны быть выполнены из электрически непроводящих материалов. Околоанодные экраны должны быть водостойкими, стойкими против воздействия хлора и механических воздействии, возникающих во время эксплуатации судна.

3.16. Размеры около анодного экрана следует выбирать исходя из проектных параметров анодов так, чтобы при максимальной силе тока не было превышения потенциала корпуса, приведенного в п. 1.7.

3.17. Электрооборудование (источники тока и распределительные щиты) систем катодной защиты необходимо располагать в закрытых сухих помещениях внутри корпуса судна.

3.18. Сечение кабеля к анодам следует выбирать с учетом падения напряжения на кабеле, которое при номинальном токе не должно превышать 5 % от номинального выходного напряжения источника тока.

3.19. В состав технической, документации должна быть включена инструкция или методические указания по эксплуатации и ремонту систем катодной зашиты.

3.20. При выполнении работ по монтажу околоанодных экранов следует соблюдать требования по технологии нанесения экранов.

При изготовлении околоанодных экранов из стеклопластика должна быть тщательно подготовлена поверхность обшивки, га ротирующая прочное сцепление околоанодных экранов с обшивкой корпуса.

3.21. Качество монтажа и работоспособность систем катодной защиты следует проверять по программе швартовых и ходовых испытаний, разработанной проектным предприятием.

В период швартовых испытаний следует проверять оптимальные режимы работы источников тока, работоспособность электродов сравнения, исправность анодных цепей, в период ходовых испытаний — работоспособность системы в действии.

3.22. Параметры работы систем катодной защиты с автоматическим режимом регулирования в процессе эксплуатации следует проверять не реже одного раза в неделю.

3.23. Результаты измерений следует заносить в вахтенный журнал по системе катодной защиты.

3.24. При доковании судна должна быть выявлена сохранность анолов, околоанодных экранов к электродов сравнения, а также проверена надежность крепления элементов системы и проведена замена неисправных элементов новыми.

ГОСТ J65O1 —85 Стр. 7

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ГРЕЕМЫХ ВИНТОВ

4.1. Для подключения гребных винтов к электрохимической защите корпуса судна на валопроводе, полностью собранном на судне, следует устанавливать контактно-щеточное устройство (КШУ)-

4.2. КШУ следует устанавливать на любом участке валопровода. имеющем металлический контакт с гребным винтом и защищенном от прямого попадания воды или масла.

Распределительный щнт КЩУ следует размещать в районе расположения КШУ в удобном для обслуживания месте.

4.3. Сечение силового кабеля в электрической схеме КШУ следует выбирать так. чтобы суммарное сопротивление цепи «вал—корпус» не превышало 0,01 Ом.

4.4. Скользящий контакт «щетка—контактное кольцо» на КШУ должен быть надежным в течение всего срока эксплуатации КШУ.

4.5. В состав КЩУ должна быть включена измерительная аппаратура контроля надежности электрического контакта с корпусом судна гребного винта с применением добавочной (измерительной) щетки и милливольтметра для измерения падения напряжения в цели «вал—щетка». Допускается использовать переносные приборы контроля.

4.6. Перед монтажом посадочные поверхности контактного кольца КЩУ должны быть обработаны под диаметр вала в месте установки.

4.7. При контроле качества монтажа КШУ измеряют суммарное сопротивление или падение напряжения цепи «вал—корпус» при вращающемся валопроводе.

4.8. Проверку надежности электрического контакта в цепи «вал—щетка» в процессе эксплуатации следует проводить одни раз в месяц.

4.9. Щетки следует менять при износе более 50 %.

Op. а ГОСТ 26501-85

приложение

Справочное

Информационные данные о соответствии ГОСТ 26501—85 СТ СЭВ 4338-93

Т реб^нйкпя

ГОСТ свял -«

СТ СЭ В 4336 81

Система катодной защиты корпусов сулои при долговременном сто-ямочном режиме

По ГОСТ к056-75

Пп. 12: 21: 2.1.3;

2.11: 4 1. 42; 4 11;

4.12; 4.13; 4.2.1, 427

Потенциал кор пусау

Не должен превышать

Не должен превы-

края окаловиодногр ок-рала

минус 1,20 В

шать минус 1.05

Крепление арматуры к защищаемой конструкция

Приваркой

Приваркой или резьбовыми соединениями

Размещение электро-

...в местах, где за-

... з местах, где за-

до а сравнения

щитныи потенциал имеет минимальную величину

шнтный потенциал имеет мняямальную величину (исключая носовую и кормовую око-вечности корпуса судна)-

Падение напряжения

...не должно- превышать 5 % от момиилль-ноло выходного напряжения источника тока

...не должно превышать 10 % от вони нального выходного напряжения преобразователя

Редактор Р. С. Федорова Технический редактор Н. В. Келейникоиа Корректор- Е. И. Евгеееп

Сдано п иа€ 17Ы.85 Подл- » п»ч. I1.M.S5 0.75 усл п. л. 0,75 уса. кр.-отт. 0.51 уч.-нзд. л.

Тираж 80» Item 1 коа.

Ордена «Знав Почета» Изаатвластао стандарте*. 123вю. Москва. ГСП, Hosoi ipecac иск» и п*р„ 3.

Калужская типография стандартов, ул. московская, 250. Зак <251

Превью ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите