allgosts.ru43.060 Двигатели внутреннего сгорания для дорожно-транспортных средств43 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНИКА

ГОСТ Р ИСО 12619-11-2024 Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа. Часть 11. Перепускной клапан

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 12619-11-2024
Наименование:
Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа. Часть 11. Перепускной клапан
Статус:
Принят
Дата введения:
01.05.2025
Дата отмены:
-
Заменен на:
-
Код ОКС:
43.060.40

Текст ГОСТ Р ИСО 12619-11-2024 Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа. Часть 11. Перепускной клапан

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

ИСО 12619-11-

2024

Транспорт дорожный

КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДАЧИ СЖАТОГО ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА (CGH2) ИЛИ СМЕСИ ВОДОРОДА И ПРИРОДНОГО ГАЗА

Часть 11

Перепускной клапан

[ISO 12619-11:2017, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blends fuel system components — Part 11: Excess flow valve, IDT]

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2024

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 сентября 2024 г. № 1167-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 12619-11:2017 «Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 11. Переливной клапан» (ISO 12619-11:2017 «Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blends fuel system components — Part 11: Excess flow valve», IDT).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5—2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© ISO, 2017 © Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2024

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

Содержание

1 Область применения..................................................................1

2 Нормативные ссылки..................................................................1

3 Термины и определения...............................................................2

4 Маркировка..........................................................................2

5 Конструкция и сборка.................................................................2

6 Методы испытаний....................................................................2

6.1 Применимость....................................................................2

6.2 Гидравлические испытания.........................................................3

6.3 Испытание на утечку...............................................................3

6.4 Сопротивление избыточному крутящему моменту......................................4

6.5 Изгибающий момент...............................................................4

6.6 Испытания на долговечность........................................................4

6.7 Рабочие испытания................................................................4

6.8 Импульс давления................................................................4

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам ..........................................5

Библиография.........................................................................6

III

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

Введение

Серия национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 12619 «Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа» состоит из следующих частей:

- часть 4. Обратный клапан;

- часть 5. Ручной клапан газового баллона;

- часть 6. Автоматический клапан;

- часть 7. Газовый инжектор;

- часть 8. Манометр;

- часть 9. Предохранительный клапан;

- часть 10. Предохранитель избыточного давления;

- часть 11. Перепускной клапан;

- часть 12. Газонепроницаемый кожух и вентиляционные шланги;

- часть 13. Жесткий топливопровод из нержавеющей стали;

- часть 14. Гибкий топливопровод;

-часть 15. Фильтр;

-часть 16. Фитинги.

IV

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт дорожный

КОМПОНЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОДАЧИ СЖАТОГО ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА (CGH2) ИЛИ СМЕСИ ВОДОРОДА И ПРИРОДНОГО ГАЗА

Часть 11

Перепускной клапан

Road vehicles. Components of the fuel system for supply of compressed gaseous hydrogen (CGH2) or hydrogen/natural gas mix. Part 11. Excess flow valve

Дата введения — 2025—05—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает испытания и требования к перепускным клапанам, компонентам топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа в качестве топлива для дорожных транспортных средств, типы которых определены в ИСО 3833.

Настоящий стандарт применяется к дорожным транспортным средствам, использующим в качестве топлива CGH2 в соответствии с требованиями ИСО 14687-11) или ИСО 14687-21 \ а также топливные смеси водорода и природного газа, соответствующие требованиям ИСО 15403-1 и ISO/TR 15403-22). Требования настоящего стандарта не распространяются на следующее оборудование:

а) компоненты топливной системы, использующие сжиженный водород (LH2);

Ь) топливные баллоны;

с) стационарные газовые двигатели;

d) элементы крепления топливных баллонов;

е) электронную систему управления подачей топлива;

f) приемные части заправочного соединения;

д) транспортные средства на топливных элементах.

Примечание 1 — Необходимо отметить, что возможна оценка иных компонентов топливной системы, которые не определены настоящим стандартом, а также возможна их проверка с использованием соответствующих функциональных испытаний.

Примечание 2 — Любое давление, указанное в настоящем стандарте, соответствует манометрическому давлению, если не указано иное.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения)]:

ISO 12619-1, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components — Part 1: General requirements and definitions (Транспорт дорожный. Сжа-

1> Заменен на ИСО 14687:2019.

2) Отменен.

Издание официальное

1

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

тый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 1. Общие требования и определения)

ISO 12619-2, Road vehicles — Compressed gaseous hydrogen (CGH2) and hydrogen/natural gas blend fuel system components — Part 2: Performance and general test methods (Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной смеси водорода с природным газом. Часть 2. Рабочие характеристики и общие методы испытания)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 12619-1, а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК, доступна по адресу: http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу: https://www.iso.org/obp.

3.1 внутренний перепускной клапан (internal excess flow valve): Перепускной клапан, устанавливаемый внутри баллона или баллонного клапана.

3.2 внешний перепускной клапан (external excess flow valve): Перепускной клапан, устанавливаемый снаружи баллона или баллонного клапана.

3.3 выключающий перепускной клапан (shut-off type excess flow valve): Перепускной клапан, перекрывающий поток в закрытом положении.

3.4 регулирующий перепускной клапан (flow-limiter type excess flow valve): Перепускной клапан, ограничивающий поток при активации.

3.5 активационное давление (activation pressure): Перепад давления в потоке, указанный производителем, или иное условие, при котором активируется перепускной клапан.

4 Маркировка

Маркировка компонентов должна содержать следующее:

а) наименование производителя или поставщика, торговую марку или фирменный ярлык;

Ь) идентификатор модели (артикул изделия);

с) рабочие параметры (рабочее давление, температурный диапазон, тип перепускного клапана, активирующее давление или перепад давления, максимальный расход при активации).

Рекомендуются также следующие дополнительные маркировочные обозначения:

- направление потока (при необходимости для правильной установки);

- тип топлива;

- электрические параметры (при необходимости);

- отметка органа сертификации (при необходимости);

- номер официального утверждения (при необходимости);

- серийный номер или код даты;

- ссылка на настоящий стандарт.

Указанная информация может быть приведена посредством маркировки одной части компонента, если он состоит из нескольких частей.

5 Конструкция и сборка

Перепускной клапан должен соответствовать требованиям ИСО 12619-1 и ИСО 12619-2, а также требованиям раздела 6. Допуски — по ИСО 12619-2.

6 Методы испытаний

6.1 Применимость

В настоящем стандарте приведены требования для двух различных конструкций перепускных клапанов: внутренних и внешних. Клапаны каждой из этих конструкций могут быть любыми из двух типов: выключающие и регулирующие. В выключающих клапанах должны быть предусмотрены средства 2

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

переустановки после активации. Поскольку конструкции перепускных клапанов отличаются, также отличаются и требуемые для них испытания.

Функции перепускных клапанов могут выполняться иными способами. К примеру, вместо использования механических устройств, могут применяться электронные системы, обеспечивающие перекрытие или ограничение газовых потоков из баллона при необходимости.

В таблице 1 представлены рекомендуемые испытания.

Таблица 1 — Рекомендуемые методы испытаний

Методы испытаний

Применимость

Методы испытаний по ИСО 12619-2

Установленные требования в настоящем стандарте

Гидравлические испытания

X

X

X (см. 6.2)

Испытание на утечку

X

X

X (см. 6.3)

Сопротивление избыточному крутящему моменту

X

X

X (см. 6.4)

Изгибающий момент

X

X

X (см. 6.5)

Испытания на долговечность

X

X

X (см. 6.6)

Коррозионная стойкость

X

X

Старение под воздействием кислорода

X

X

Старение под воздействием озона

X

X

Тепловое старение

X

X

Воздействие автомобильных жидкостей

X

X (только для внешних перепускных клапанов)

Погружение неметаллических материалов

X

X

Вибростойкость

X

X

Совместимость бронзовых сплавов

X

X

Рабочие испытания

X

Х(см. 6.7)

Импульс давления

X

Х(см. 6.8)

6.2 Гидравлические испытания

Целью данного испытания является установление прочности корпуса.

Перепускные клапаны испытывают в соответствии с процедурой гидравлических испытаний по ИСО 12619-2.

Для внешних и для внутренних перепускных клапанов испытательное давление должно в 2,5 раза превышать рабочее давление.

6.3 Испытание на утечку

Испытание на внутреннюю утечку следует проводить с выключающими перепускными клапанами. Перепускной клапан испытывают в соответствии с процедурой испытания на утечку, приведенной в ИСО 12619-2 при температурах и давлении, указанных в таблице 2.

Таблица 2 — Давление и температура при испытании

Температура, °C

Давление [коэффициент х рабочее давление (РД)]

Первое испытание

Второе испытание

-40 или -20, в зависимости от условий

0,6 ■ РД

Активационное давление

+20

Активационное давление

1,2 • РД

+85 или +120

Активационное давление

3

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

6.4 Сопротивление избыточному крутящему моменту

Испытанию на сопротивление избыточному крутящему моменту подлежат только внешние перепускные клапаны. Испытания проводят в соответствии с ИСО 12619-2.

6.5 Изгибающий момент

Испытанию на изгибающий момент подлежат только внешние перепускные клапаны. Испытание проводят в соответствии с ИСО 12619-2.

6.6 Испытания на долговечность

6.6.1 Перепускной клапан должен быть подвергнут 20 циклам при перепаде давления, равном рабочему давлению. Один цикл должен состоять из одного открывания и одного закрывания. По завершении испытания клапан должен соответствовать требованиям 6.3 и 6.7.

6.6.2 После испытаний на долговечность, рабочих испытаний и испытаний на утечку проводят гидравлические испытания в соответствии с 6.2.

6.7 Рабочие испытания

Измеряют расход или перепад давления, при котором активируется перепускной клапан, а также расход при активированном клапане. Испытания проводят с применением активационных условий, определенных производителем перепускного клапана; измеренные расходы и давления должны соответствовать заявленным производителем значениям.

6.8 Импульс давления

Перепускной клапан должен выдерживать 100 импульсов давления с учетом следующих положений.

а) Если перепускной клапан является внешним, его входные и выходные патрубки подсоединяют к шлангу или трубе определенного производителем типа и не менее одного метра в длину каждая.

Ь) Если перепускной клапан является внутренним, то клапан, в который помещен подлежащий испытанию перепускной клапан, должен быть надежно соединен с помощью подходящего фитинга с источником сухого воздуха, азота или природного газа. Выходной канал должен быть подсоединен к шлангу или трубе определенного производителем типа и не менее одного метра в длину.

с) Как входящий, так и выходящий каналы должны быть выдержаны при атмосферном давлении.

d) Рабочее давление должно быть приложено ко входу клапана мгновенно.

е) Шаги с) и d) должны быть повторены 100 раз.

f) Компонент должен быть испытан таким же образом при обратном направлении потока.

После выполнения испытания на импульс давления, должно быть проведено рабочее испытание согласно 6.7.

4

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего межгосударственного стандарта

ISO 12619-1

IDT

ГОСТ ISO 12619-1-2017 «Транспорт дорожный. Сжатый газообразный водород и компоненты топливной системы водорода/ природного газа. Часть 1. Общие требования и определения»

ISO 12619-2

IDT

ГОСТ ISO 12619-2-2017 «Транспорт дорожный. Сжатый водород и компоненты топливной системы водорода/природного газа. Часть 2. Рабочие характеристики и общие методы испытаний»

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

- IDT - идентичные стандарты.

5

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

Библиография

[1] ISO 3833, Road vehicles — Types — Terms and definitions

[2] ISO 11114-2, Gas cylinders — Compatibility of cylinder and valve materials with gas contents — Part 2: Non-metallic materials

[3] ISO 13686, Natural gas — Quality designation

[4] ISO 14687-1, Hydrogen fuel — Product specification — Part 1: All applications except proton exchange membrane (PEM) fuel cell for road vehicles

[5] ISO 14687-2, Hydrogen fuel — Product specification — Part 2: Proton exchange membrane (PEM) fuel cell applications for road vehicles

[6] ISO 15403-1, Natural gas — Natural gas for use as a compressed fuel for vehicles — Part 1: Designation of the quality

[7] ISO/TR 15403-2, Natural gas — Natural gas for use as a compressed fuel for vehicles — Part 2: Specification of the quality

[8] ISO/TS 15869, Gaseous hydrogen and hydrogen blends — Land vehicle fuel tanks

[9] ISO/TR 15916, Basic considerations for the safety of hydrogen systems

6

ГОСТ Р ИСО 12619-11—2024

УДК 658.562.47: 006.354 ОКС 43.060.40

Ключевые слова: перепускной клапан, сжатый водород, природный газ, топливная система

7

Редактор Е.В. Якубова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор С.И. Фирсова Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано в набор 05.09.2024. Подписано в печать 23.09.2024. Формат 60x847s. Гарнитура Ариал.

Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,18.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

Превью ГОСТ Р ИСО 12619-11-2024 Транспорт дорожный. Компоненты топливной системы для подачи сжатого газообразного водорода (CGH2) или смеси водорода и природного газа. Часть 11. Перепускной клапан